Традиционно-педагогические (эмпирические) методы. Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со­временной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на­блюдением понимается специально организованное воспри­ятие исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) оп­ределяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схе­ма наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) по­лученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использова­нии этого метода невозможно обеспечить полную объектив­ность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применя­ется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С по­мощью данного метода анализируются пути решения конкрет­ных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесо­образности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще исто­рическим. Тесно смыкается с другим методом - изучением пер­воисточников, называемым также архивным. Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагоги­ческой науке и практике взглядам и по-новому подойти к реше­нию кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как вско­лыхнули педагогическую мысль и школьную практику ориги­нальные методические находки донецкого учителя В.Ф. Шата­лова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методичес­ким рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, до­стигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлени­ям, совершенствованию технологии обучения.


Изучение опыта будет плодотворным только при соблюде­нии ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшим­ся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации - классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных дан­ных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успевае­мостью, тем, как составлено расписание, и работоспособ­ностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе­ратов, отчетов, результатов эстетического и технического твор­чества о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности уче­ников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом при­менять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую инфор­мацию, какую никакими другими способами получить невоз­можно. Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, миро­воззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам так­же получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще все­го как дополнительный для получения необходимых разъясне­ний и уточнений по поводу того, что не было достаточно яс­ным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не­избежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь пла­на беседы;

Обсуждение интересующих исследователя вопросов в раз­личных ракурсах и связях;

Варьирование вопросов, постановка их в удобной для со­беседника форме;

Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и не­заметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация - ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовлен­ные ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что гово­рили древние: язык человеку дан не только для того, чтобы из­лагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать.

IV. Какое наблюдение можно отнести к методу научного

исследования?

1. Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой.

2. Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютер­ных программ.

3. Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников.

4. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками на­блюдает за поведением муравьев.

5. Молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала.

V. Некоторые требования к педагогическому наблюде­нию среди предложенных альтернатив неверные. Ка­кие?

1. Ранжирование объектов наблюдения.

2. Выделение объектов наблюдения.

3. Постановка задач наблюдения.

4. Предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5. Возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6. Обработка полученных данных.

7. Фиксация результатов наблюдения.

8. Планомерность и систематичность наблюдения.

9. Скорость регистрации наблюдаемых событий.

VI. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать ме­тодом научно-педагогического исследования? Почему?

1. Беседа классного руководителя с родителями о воспи­тании детей в семье.

2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа с учениками о правилах поведения в обще­ственных местах.

4. Беседа учителя с учениками, в процессе которой выяс­няется, как они понимают правила техники безопасности.

5. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эф­фективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим де­вочку.

7. Беседа классного руководителя о правах и обязаннос­тях школьников.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод исследования путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действит-ти, объективной реальности.

Чтобы исследователю решить поставленную задачу, необходима совокупность способов, средств и приемов научного познания, т.е.методов научного познания.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека в пед процессе применяется множество исследоват методов. Методы должны быть выбраны адекватно существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен; адекватно задаче. То есть необходимо согласование методов с природой исследуемого явления.

Исследовательские методы группируются по различным признакам: по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического иссле-ния , основанные на опыте, практике, эксперименте, и методы теоретич иссл-ния, связанные с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущнсоть изучаемого (история, теория).

Основными иссл.методами являются наблюдение и эксперимент. Их можно считать общенаучными методами. Существует множество других, специфичных для соц наук: метод беседы, метод изучения процессов и продуктов деят-ти, метод анкетирования, метод тестирования и т.д.

Как спсобы или средства конкретизации и воплощения иссл метода используются конкретные методики психологич иссл-я. Напр, если тестирование есть исслед метод, то в качестве методик выступают конкретные тесты: опросник Кеттела, Айзенки и др.

Эмпирические методы:

1) наблюдение является одним из самых распростр, а также наиболее доступный метод изучения пед.практики. научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях: а) определяются задачи, выделяются объекты, составляются схемы наблюдения; б)рез-ты обязательно фиксируются; в)полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдениедолжно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Существуют и недостатки: набл.не вскрывает внутр стороны пед.явлений; невозможно обеспечить полную объективность инф-ции. Поэтому набл. Чаще всего применяется на нач этапах иссл-я в сочетании с др методами.

2) опросные методы:

    Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

    Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

    Интерьвьюирование исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

Определение характера информации, которую необходимо получить;

Составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

Составление первого плана вопросника;

Предварительная его проверка путем пробного исследования;

Исправление вопросника и окончательное его редактирование.

3) изучение продуктов деятельности учащихся : письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

4) Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

5 ) метод пед эксперимента основной исследоват.метод в пед-ки и психологии(как и наблюдение; общенаучн). специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

    теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

    методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Теоретические методы:

1) моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого (минимальная по размерам, воспроизводящая оригинал).

Есть еще модели мысленные, которые называются идеализированные.

2) идеализированная модель – любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов.

3) Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены:

- составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- ; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

- Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

- Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

- Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп)

Метод исследования – способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности.

Теоретические: анализ, контент-анализ, ретроспективный анализ, абстрагирование, аналогия, систематизация, конкретизация, моделирование

Эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), эксперимент, наблюдение, социометрические методы, тренинги

Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторонпедагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.

Беседы - традиционный метод педагогических исследований.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает

публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент - это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Педагогическое тестирование

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Количественные методы в педагогике

Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для"моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации

учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.Все более мощным преобразующим средством педагогических

исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это

метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность редставления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач:

Оптимизации структуры учебного процесса;

Улучшения планирования учебного процесса;

Управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

Диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Традиционные методы исследования

Определение 1

Традиционными называются методы, которые пришли в современную педагогику от ученых, стоявших у истоков педагогики.

Традиционными методами педагогических исследований считаются:

  • наблюдение;
  • изучение опыта;
  • изучение первоисточников;
  • анализ документации;
  • изучение творчества учеников;
  • беседы.

Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод работы над изучением педагогической работы. Научным наблюдением считается целенаправленно организованное восприятие объекта исследования в естественной среде. Научное наблюдение отличается от житейского по следующим признакам:

  • определение задач, выделение объектов, разработка схемы наблюдения;
  • фиксация результатов наблюдения;
  • обработка полученных данных.

При всех своих достоинствах наблюдение не раскрывает внутренние аспекты педагогических явлений, не обеспечивает полную объективность информации.

Метод изучения опыта означает организованную и познавательную работу, которая направлена на определение исторических связей воспитания, выкристализацию общего и устойчивого в педагогических системах. При помощи этого метода анализируются возможные способы решения определенных проблем, формулируются заключения о целесообразности их применения в конкретных исторических условиях. Часто этот метод называют историческим. Он тесно переплетается с изучением первоисточников, который еще называют архивным.

Реальные научно-педагогические исследования требуют анализа документации , которая характеризует учебно-воспитательный процесс. В документах содержится множество объективных данных, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

Изучение продуктов творчества учащихся о многом может рассказать опытному исследователю. Личные особенности детей, наклонности, интересы, отношение к деятельности, мотивы деятельности поможет определить данный метод.

Традиционным методом педагогических исследований считается беседа . Педагогическая беседа отличается целенаправленными попытками ученого-педагога проникнуть во внутренний мир, определить причины поступков собеседника.

Педагогический эксперимент

Эксперимент в педагогике носит созидательный характер.

Эксперимент по своей сути - контролируемое педагогическое наблюдение при котором экспериментатор наблюдает самостоятельно осуществляемый процесс. Степень надежности экспериментальных выводов имеет прямую зависимость от соблюдения всех условий эксперимента. Любые факторы, за исключением проверяемых, должны быть полностью уравнены.

Педагогическое тестирование

Определение 3

Тестирование представляет собой целенаправленное и одинаковое для всех испытуемых обследование, которое реализуется в строго контролируемых условиях и позволяет объективно измерить изучаемые моменты педагогического процесса.

Тестирование отличает точность, простота, доступность и возможность автоматизировать исследование.

Применение тестов в исследованиях послужило началом развития психометрического метода. Психология, подарив педагогике инструментарий для анализа, теснейшим образом с ней соединилась.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы, затрагивающие воспитание, образование и обучение, носят коллективный характер. Соответственно часто применяемыми методами их изучения являются массовые опросы, шкалирование, социометрические методики и сравнительные исследования. Все эти методы пришли в педагогику из социологии, поэтому их называют социологическими методами.

Количественные методы в педагогике

Анализируя качество в процессе исследования, ученый определяет, к какой группе известных явлений принадлежит объект исследования и в чем заключается его специфика. Далее он определяет причинно-следственные связи между явлениями. В этом случае задача количественного анализа заключается в измерении и подсчете выявленных свойств.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.

(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)

К примеру, исследователь, присутсвует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пасивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутрение стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.

В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Анализ школьной документации.

Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи междусосотоянием здоровья и усваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.

Изучение продуктов ученического творчества.

Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».

Беседы, интервью.

Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, спомощью предварительно одготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутрений мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировозренчиских, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов.

педагогический интервью анкетирование тестирование

Третью классификацию методов мы рассмотрим более подробно.

Традиционно-педагогические методы.

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение -- наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; результаты обязательно фиксируются; полученные данные обрабатываются.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени -- непрерывными, дискретными (прерывистыми), монографическими (очень длительными и обстоятельными). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения -- проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаше всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта -- еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. Означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому этот метод нередко называют еще « историческим». Тесно смыкается с другим методом -- изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий -- все материалы, помогающие понять сущность. истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В настоящее время под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Например, оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт -- для выявления ведущих тенденций: отрицательный опыт -- для выявления характерных недостатков и ошибок, передовой опыт -- для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство -- умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание технологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство -- педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии передового опыта:

новизна: от внесения новых до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;

результативность и эффективность: высокий уровень обученности. воспитанности и развития детей;

соответствие требованиям педагогики, методик и психологии (высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования;

воспроизводимость опыта: возможность повторения другими педагогами с таким же результатом;

оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказа от решения каких-то других не менее важных педагогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;

классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;

установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса;

их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н.Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;

преобразует действительность, создает новые явления;

сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа -- широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В.Занкова и В.В.Давыдова, новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. Источники информации -- классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится, масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т.д.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

составление библиографии -- составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

реферирование - сжатое изложение основного содержания работы;

конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение ученического творчества -- домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности -- это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. Беседа -самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы -- очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаше всего как дополнительный для получения необходимы разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ниц относятся:

наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различны ракурсах и связях:

варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и незаметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация -- интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Заранее подготовленные ответы не всегда бывают правдивы.

В ходе бесед и интервью может использоваться и проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально конструированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы...»

Педагогический эксперимент.

Слово эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент -- это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент -- это активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; это строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школы или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т.е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы -- это форда перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам -- направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т.д. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Чаше всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последовательность. Констатирующий эксперимент, называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель -- зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент -- это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведется скрыто, и учитель знает о нем, а дети -- нет. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он ближе к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов, побочных причин свести к минимуму.

При проведении педагогического эксперимента всегда организуются, как минимум, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком данного метода является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обычных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспериментатора.

Педагогическое тестирование.

Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование -- целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование -- далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследования. Еще в 30 --90-е годы прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента -- исследования с подошью тестов (А.Дальтон. А.Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б.Анри и А.Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с подощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

К чисто педагогическим аспектам тестирования, относятся, прежде всего, тесты успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности -- выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

В практике применяется много разновидностей тестовых заданий:

Задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «где», « когда», «что», а также « почему», «как» и т.д.

задания, в которых надо заполнять пропуски.

тестовые задания с выбором ответа.

тестовые задания с усложненным выбором ответа.

Известны и другие способы организации тестовых заданий, как. например, тестовые задания на определение соответствия, последовательности, тестовые задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т.д.

Методы изучения коллективных явлений.

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения -- массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Результативность анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

определение характера информации, которую необходимо получить;

составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

составление первого плана вопросника;

предварительная его проверка путем пробного исследования;

исправление вопросника и окончательное его редактирование.

По объективной направленности различают вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого (лучше это делать в конце опроса); отношение опрашиваемого к событиям, явлениям (здесь в ответах возможна неискренность); действия опрашиваемых или других лиц (для получения более достоверной информации необходимо вводить контрольные вопросы); мнения о совершенствовании изучаемого явления.

При проведении анкетирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. Вопросы интимного характера задаются в конце опроса. Последние вопросы уточняют предыдущие. Время проведения опроса от 15 до 25 мин.

Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования, и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования, педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей применяемых педагогами анкет -- «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:

Организованный 54321 Неорганизованный

Трудолюбивый 54321 Ленивый

Одаренный 54321 Малоспособный

Число баллов в таких анкетам может быть различным. Часто применяются двенадцатибальные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака: минимальное -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 -- очень организован. 4-- организован. 3 --чаще организован, чем неорганизован. 2 -- неорганизован. 1 -- очень неорганизован.

Главную проблему составления качественны анкет, можно обозначить так: какой вопрос - такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» --составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой. играть в одной команде и т.д.). На каждый вопрос дается три « выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первые этого не получится, и, наконец, третью фамилию -- в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива -- наибольшее число выборов, у других -- наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Количественные методы в педагогике.

Качество -- это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом; качество традиционно раскрывается с помощью описания признаков.

Освоение мира начиналось с качественного познания. Человек без особых трудностей постигал качественное своеобразие вещей, успешно пользовался полученными знаниями. Но вскоре практика потребовала выявления у одинаковых в целом вещей различных свойств и сравнения разнокачественных величин по общему свойству. Так была осознана необходимость измерений и вычислений.

Качественное и количественное в явлениях окружающего `мира неразрывно связаны.

До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. В ней хорошо просматривается эмпирическая часть, отражающая богатейший материал наблюдений и экспериментов; есть теоретические обобщения, завершающие систематизацию материала. Но пока нет третьей логической части, характеризующей развитую науку, -- математической.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественны методов в педагогике: первое -- для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе -- для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики.

Регистрация -- выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.).

Ранжирование -- расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель -- это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование -- это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования -- целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа -- расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:

оптимизации структуры учебного материала; улучшения планирования учебного процесса;

управления познавательной деятельностью;

управления учебно-воспитательным процессом;

диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза, основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; « проигрывание» этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами, отшлифованными объективной мерой. Эта последовательность и составляет логическую цепочку диалектических переходов от явления к его математическому описанию.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...