Трассирование взаимодействия требований к компонентам в комплексах программ. И их особенности

Географическая оболочка и ее особенности

Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку .

Свойства географической оболочки:

1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях

2. В ее пределах существует жизнь

3. В ней протекают различные круговороты

4. Главным источником энергии выступает Солнце

Рис. 1. Схема географической оболочки

Рис. 2. Этапы развития географической оболочки

Природный комплекс

В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.

Рис. 3. Схема взаимодействия природных компонентов

Природный комплекс – сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.


Рис. 4. Схема природного комплекса и его компонентов

Примеры природных комплексов

Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.

Рис. 5. Виды природных комплексов

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка Земли.

Воздействие человека на природу

Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие.

Рис. 1. Фабричные трубы

Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.

Рис. 2. Человек и природа: положительное взаимодействие

В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.

Охранять природу – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее. Главное – аккуратно относиться к природе, экономно и бережно использовать ее ресурсы, не брать лишнего, развивать новые технологии, высаживать деревья, оберегать редкие виды флоры и фауны.

Организации по охране природы

В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы :

1. Всемирный фонд дикой природы (главная цель – сохранение биосферы).

Рис. 3. Эмблема Фонда дикой природы

2. Гринпис (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем).

3. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Рис. 4. Эмблема ЮНЕП

4. Всемирный союз охраны природы

5. Зеленый крест и др.

Возведение плотины

Когда на реке возводят плотину, создают водохранилище, тем самым увеличивают количество и объем воды выше по течению. Благодаря этому увеличивается влажность местности, может произойти заболачивание территории, появление новых растений и животных взамен прежних обитателей здешних мест. Таким образом, благодаря деятельности человека происходит изменение природного комплекса.

Красная книга

Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов. В России эта книга издается в виде двух томов.

Рис. 5. Красная книга Республики Беларусь (растения)

День Земли

22 апреля – День Земли. В конце XX века отмечание этой даты стало международной акцией. В России День Земли празднуют с 1992 года.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

1.Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

3.Geografia.ru ().

Практическая работа № 12. Выявление связей между компонентами природных комплексов, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека; отражение результатов работы в таблице

Цель работы. Конкретизация знаний о воздействии света, тепла и влаги, хозяй­ственной деятельности человека на ком­поненты природного комплекса.

Практическая работа проводится на местности, имеющей разнообразные и яр­ко выраженные природные комплексы, отличающиеся по количеству получаемо­го тепла, света и влаги. Лучше всего взять для изучения природные комплексы, рас­положенные на водоразделе, в пойме ре­ки, на болотистой местности (смешанный лес, болото и т. д.).

Задание 1. Во время экскурсии выбе­рите природные комплексы, отличающи­еся по количеству получаемого света, тепла и влаги, и дайте характеристику ос­новных природных компонентов. Данные занесите в таблицу 34 (образец заполне­ния см. таблицу 33). Сделайте вывод: о взаимосвязях природных компонентов в комплексе; о характере воздействия чело­века и его хозяйственной деятельности на природные комплексы вашей местности.

Формулируя вывод, на конкретных примерах покажите зависимость, сущест­вующую между почвами и растительнос­тью, растительностью и животным ми­ром, влияние на природные компоненты тепла и влаги, определите влияние хозяй­ственной деятельности человека на при­родный комплекс.

Таблица 33. Сравнительная характеристика природных комплексов смешанного леса и болота

Задание 2. Дайте определения понятий:

а) природный комплекс;

б) природный компонент.

Задание 3. Дайте описание природных комплексов, находящихся в различных условиях получения тепла и влаги, по плану:

1) название природного комплекса;

2) влияние на его компоненты света, тепла и влаги;

4) преобладающая растительность;

5) животный мир;

6) влияние на природу хозяйственной деятельности человека.

С помощью стрелок покажите на схе­ме 3 взаимосвязь природных компонентов комплекса.

По аналогии обозначьте взаимосвязь между природными компонентами на примере одного из природных комплексов вашей местности.

Итоговая практическая работа

Итоговая практическая работа

1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.

2. Образовательные задачи:

1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.

2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.

3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.

Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.

4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

Учащиеся анализируют карты атласа: физическая карта Южной Америки, климатическая, природные зоны, почвенная карта и текст учебника « География материков и океанов»- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв № 40 – 44.

5. Способы познавательной деятельности учащихся:

Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.

6. Задание учащимся:

1. Ознакомить с приложением учебника « География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев на стр. 313 « Как правильно сравнивать»

2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:

а. Географическое положение.

б. Природные условия: а) рельеф б) климат.

в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.

г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.

7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.

Природные условия и природные компоненты комплекса

Влажные экваториальные леса

Саванны

1. Географическое положение

Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.

Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.

2. Природные условия

А) рельеф

Амазонская низменность

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

Б) климат

Экваториальный, жарко и влажно круглый год.

Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.

3. Природные компоненты

А) почва

Красно- желтые ферраллитные

Красные ферраллитные

Б) внутренние воды

Река Амазонка и её притоки

Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.

В) растительность

Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея

Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.

Г) животный мир

Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи

Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду

Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.

Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.


На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не . Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой . Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Вопрос 1. Что такое природа?

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо).

Вопрос 2. Что такое компоненты природы?

Компоненты природы - земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Вопрос 3. Есть ли географическая оболочка на других планетах?

Нет, на других планетах нет географической оболочки.

Вопрос 4. Перечислите известные вам компоненты природы.

Природные компоненты: рельеф, климат, горные породы, водоёмы, растительность, животный мир.

Вопрос 5. Что такое природный комплекс?

Природный комплекс - это территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы.

Вопрос 6. Что такое географическая оболочка?

Крупнейший природный комплекс Земли - это её географическая оболочка, возникшая благодаря взаимному проникновению и взаимодействию литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы друг с другом.

Вопрос 7. С помощью конкретных примеров опишите взаимодействие между компонентами природы.

При образовании почвы взаимодействует сразу несколько природных компонентов – биосфера, атмосфера, литосфера.

Вопрос 8. Докажите, что географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли.

Географическая оболочка, которая является закономерным сочетанием взаимосвязанных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Вопрос 9. В чём особенность природного компонента под названием «человек»?

Человек тоже является частью природы, частью географической оболочки. Но мы, люди, не совсем обычная часть природы. Потому что мы заняты на этой планете самыми разными видами хозяйственной деятельности. Человек добывает полезные ископаемые, возделывает землю, пасёт скот, выплавляет металлы, строит электростанции, производит сотни тысяч разных предметов и после всех этих трудов - отдыхает.

Вопрос 10. На основе иллюстраций учебника расскажите о природном комплексе вашей местности и взаимосвязи составляющих его компонентов.

Природный комплекс Сугомак - природоохраняемая территория у города Кыштым Челябинской области, в 90 км к северу от Челябинска, между озером и горой с пещерой проходит трасса Кыштым - Слюдорудник. Рядом проходит трасса Кыштым - Тюбук. Состоит из памятников природы Сугомакской пещеры, горы Сугомак и озера Сугомак. В природном комплексе Сугомак растет много видов редких растений, смешанный лес. У подножья горы рядом с мраморной пещерой находится родник «Марьины Слёзы». На берегу озера находится небольшая горка (50 м над уровнем озера) Голая Сопка, с отлогими скалистыми и заросшими склонами, одно из любимых мест отдыха кыштымцев и туристов. По соседству с горой Сугомак находится ее гора побратим гора Егоза. Про эти горы сложена легенда. Пещера имеет три грота. Протяженность пещеры более 120 м. Гора Сугомак вышиной 591 м над уровнем моря, покрыта лесом и скалистая на вершине.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...