«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

I . М. Ю. Лермонтов - мой любимый поэт. (Стихи Лермонтова привлекают меня своей красотой и поэтичностью. Они помогают понять внутренний мир поэта, его чувства, переживания. Многое, о чем пишет М. Ю. Лермонтов, созвучно моему настроению. Его стихи наполнены неутолимой жаждой жить, призывают творить, действовать, любить.)

II.Мотивы неустанной борьбы и поиска в стихотворении «Парус». (Лермонтовский парус - символ неустанной борьбы, неуспокоенности, вечного поиска. Покинув родные края, он отправляется вдалекие страны. Что ищетон? Покой? Счастье? Нет! Он «просит бури». Поэтому его не пугают ни волны, ни ветер, он стремится к свободе, независимости. И морская стихия ему не страшна: он выстоит и победит.)

III.Человек и природа в стихотворении «Три пальмы». (В этом стихотворении поэт заставляет нас задуматься о взаимоотношении человека и приводы. Три гордые красавицы-пальмы, выросшие в «степях аравийской земли», не желают жить без пользы. Они хотят, чтобы в тени их ветвей отдыхали люди, спасаясь от «знойных лучей и летучих песков». Их мечта осуществилась. Под сенью пальм расположился караван. Но человек «щедро» отплатил за гостеприимство. Срубив деревья, люди вечером развели костры. Пальмы - «питомцы столетий» были изрублены и сожжены. И утром, когда караван двинулся в путь, только горстка пепла, «седого и холодного», напоминала о гордых пальмах. Это стихотворение - напоминание всем живущим на Земле: сохраните красоту и жизнь на планете!)

IV.Горечь одиночества в стихотворении «Утес». (Как часто мы, окрыленные своими успехами, счастьем, не замечаем боли и страдания окружающих. Вот так и тучка, радостная и счастливая, отдохнув ночью на груди утеса-великана, утром умчалась в путь. И нетей никакого дела до старого утеса, печального и задумчивого, до пролитой им слезы, оставившей след в его морщине. Снова грустно и одиноко утесу-великану! Он ждет следующей тучки. А если и она не разглядит его боли и одиночества? Стоит ли жить?)

V.Мечта о любви в стихотворении «На севере диком». (Стихотворение «На севере диком» М. Ю. Лермонтов написал накануне отъезда на Кавказ, за три месяца до гибели. Это был перевод стихотворения известного немецкого поэта Г. Гейне «Сосна и пальма». Слово «сосна» в немецком языке мужского рода, поэтому в стихотворении Гейне речь идет о двух влюбленных (он и она), которым не суждено встретиться. Лермонтовские сосна и пальма также одиноки и мечтают о любви.)

Читать стих «Три пальмы» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит всем любителям притч. Это произведение, написанное в 1838 году, имеет собственный глубокий и философский смысл. Основными персонажами стихотворения становятся сами пальмы, которые находятся в пустыне. Стихотворение затрагивает религиозные темы и проблему взаимоотношений человека с природой. Такие вопросы появляются во многих произведениях Лермонтова. Он всегда пытался найти ответы на самые странные загадки окружающего мира. А творчество использовал, как способ общения с собой, попытку размышлять и предполагать, возможность выразить мысль, высказать мнение.

Текст стихотворения Лермонтова «Три пальмы» передает суть того, что этот оазис является местом, недоступным для живых существ. Казалось бы, оно создано для того, чтобы стать спасением для потерявшегося путника. И пальмы взывают к Богу с этими очевидными мыслями. Тот, словно услышав их, отправляет к оазису людей, не способных оценить невероятную красоту этого места. Пальмы теряют свою красоту, становясь простым топливом. Оазис разрушен, на его месте остается лишь пустыня, такая, какой она должна быть. Такое болезненное воздействие человека на природу вызывает грусть и тоску. Действительно, люди не всегда могут порадоваться тому прекрасному, что дает им окружающий мир. Они думают о чем-то другом, земном, не столь важном. Гордыня мешает им увидеть все так, как оно есть на самом деле. Она застилает взор невидимой пеленой, закрывая все поистине прекрасное и невероятное.

Одним из основных вопросов, поднятых в произведении, является религиозный момент. Автор словно намекает на то, что не всегда прошения, направленные к Богу, приведут к осуществлению мечты. Многие не понимают, что их грезы могут принести лишь боль и разочарования. Не всегда цель оправдывает средства. Гордыня, которая осуждается в произведении, зачастую приводит к полному саморазрушению. Лермонтов пытается уберечь читателя от попыток получить нечто недосягаемое. Всегда нужно помнить, что мечты могут осуществляться, поэтому мыслить нужно правильно, и не стоит забывать о последствиях. Такой философский посыл несомненно следует учить на уроках литературы в старших классах. Полностью произведение можно прочесть онлайн или скачать на нашем сайте.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком...», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

Цель: 1) познавательно-развивающая: знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова; темы, идеи стихов; 2) вос­питательная: развитие эстетического взгляда на приро­ду, чувства сопереживания с настроениями поэта.

Ход урока

  1. Организационный этап. Постановка учебных за­дач урока.
  2. Беседа о поэте М.Ю. Лермонтове. Имя М. Ю. Лермон­това вошло в русскую литературу вместе с его стихотворе­нием «На смерть поэта», в котором он выразил всю боль, печаль и ненависть к тем, кто был виновен в смерти А. С. Пушкина. Пушкин погиб, но не умолк голос великой поэзии - с этого можно начать первый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Для рассказа учитель может исполь­зовать отрывок из статьи о Лермонтове Н. С. Шер:

«В 1837 г. 29 января в третьем часу дня по Петер­бургу разнеслась весть о смерти Пушкина. День был пас­мурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей «всех возрастов, женщи­ны, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях». У подъезда была огромная толпа. За окнами первого этажа, завешанными густыми занавесями, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубоко­го горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали - все понимали, что случи­лось непоправимое несчастье: погиб великий поэт, гор­дость и слава России.

А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:

Погиб поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой...

Под стихами была подпись: Лермонтов - новое, не­знакомое имя. Все повторяли его с гордостью, с надеж­дой, верой - в России появился новый гениальный поэт».

Затем учащиеся знакомятся со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове.

  1. Работа по учебнику. Чтение. Беседа. Беседу по статье можно организовать по вопросам:

Где родился М. Ю. Лермонтов? Кто заботился о нем? Где провел он детство? Каким по характеру был маленький Лермонтов? Как он учился? Какими талантами обладал? Когда начал писать стихи? Кто был его любимым поэтом?

Учитель добавит, что не все так безоблачно было в боль­шом доме в Тарханах. Подрастая, Лермонтов все чаще чувст­вовал себя одиноким. Отец редко навещал сына. Бабушка не любила зятя. Мальчик не знал, что произошло между отцом и бабушкой, но ни у кого ни о чем не спрашивал, а молча и тяжело переживал свое горе». Очень тосковал он по матери.

Он не помнил ее совсем, но «была песня, - писал он по­зднее, - от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела преж­нее действие. Ее певала мне покойная мать». Вот почему каждое его стихотворение проникнуто светлой печалью, тоской и одиночеством.

  1. Работа над содержанием и художественными особен­ностями стихотворений «Утес», «На севере диком». При работе над этими стихотворениями важно, чтобы учащи­еся поняли чувства поэта, его думы и мечты, душевное состояние героев его произведений, сумели определить тему и главную мысль стихотворений. Анализ языковых особенностей заключается в нахождении средств художе­ственного изображения, которые использует поэт, созда­вая образы своих героев и общее настроение (метафоры, эпитеты, сравнения).

Работу над анализом стихотворения «Утес» лучше все­го начать с вопроса о том, какое впечатление произвело стихотворение.

Какое вызвало настроение? Почему? Можно предло­жить учащимся рассказать, какую картину они представ­ляли себе, слушая стихотворение. О чем же это стихотво­рение? Назовите его тему. (Об одиноком утесе, которого навестила тучка, но утром рано покинула. Ему очень грустно, и он плачет.)

А какой вам представляется тучка? (Веселая, краси­вая, легкая, она может летать, навещать кого захочет.) Почему тучка «золотая»? (Красивая. Наверно, освещена лучами солнца.) Как называется это средство художе­ственного изображения? (Эпитет.)

Найдите, какие еще средства использует поэт, рисуя тучку (метафоры - «весело играя», «умчалась»).

Так учащиеся докажут, что тучка действительно ве­селая, легкая.

Утес олицетворяет совсем другой характер. Важно об­ратить внимание детей на то, что вторая строфа стихотво­рения начинается с союза но. Почему? Тучка украсила оди­ночество утеса, но он снова остался один, «задумался глу­боко». О чем же думает старый утес? Почему плачет? (Он думает о том, что совсем один, ему тоскливо, и он поэтому плачет.) Найдите в тексте слова, которые наделяют утес чертами живого существа. Как называется это средство художественного изображения? (Олицетворение: «задумался глубоко», «тихонько плачет».) Какова же главная мысль стихотворения? О чем хотел сказать читателю поэт? (Ни­кто не должен быть одиноким. Одному очень трудно.)

Стихотворение «На севере диком...» тоже проникну­то настроением грусти, печали, тоски, и здесь звучит тема одиночества. Работу по содержанию и анализ языковых особенностей можно организовать по той же схеме, что и стихотворение «Утес».

О чем это стихотворение? Определите его тему. (Со­сна растет на севере, пальма - в пустыне. Обе они одино­ки, им грустно, тоскливо.)

Какой вы представляете сосну? Какое сравнение использовал поэт, говоря о сосне? (Одета «как ризой».) Она очень красива, но несчастлива, потому что одинока. Какая природа окружает сосну? Какие эпитеты подчер­кивают ее одиночество? (Север «дикий», вершина «голая».)

Что же видит она во сне? Сосна дремлет, видит сны. Поэт говорит о ней как о человеке (олицетворение). Пальма тоже красива («прекрасная»), но и она несчастлива. По­чему грустна пальма? Какая природа ее окружает? (Пу­стыня, утес горючий.)

Как вы думаете, могут ли когда-нибудь встретиться сосна и пальма? Конечно, этого не может произойти. Учи­тель может объяснить, что под образами героев подразу­меваются несложившиеся человеческие судьбы.

«Три пальмы». Восточная поэма М. Ю. Лермонтова посвящена красоте аравийской земли, на которой растут прекрасные пальмы. В стихотворении поэта переданы чувства горести за дела человека, уничтожившего эту величавую красоту пальм, которые дарили путникам отдых в тени своих крон и спасали от голода. Как неразумен и как жесток человек, срубивший эти прекрасные деревья («по корням упругим топор застучал», «одежды их сорвали», «изрублены тела», «жгли огнем»)! Прием олицетворения, использованный поэтом, заставляет читателя почувствовать всю боль страданий срубленных деревьев. А прием конт­раста усиливает трагедию, которая произошла в пустыне с тремя пальмами. Обратимся к началу стихотворения: гордо высятся пальмы, журчит ручей, хранимый ими, неспеша величественно приближается на отдых караван верблюдов, пальмы приветствуют нежданных гостей, угощая их студеною водою. Конец стихотворения - резкий контраст -все пусто и дико кругом, не шепчутся листья с гремучим ключом, песок раскаленный, коршун терзает добычу. Вот что может сделать человек! Поэт протестует против такого варварского отношения к природе. Человек, ты должен быть созидателем мира, а не его разрушителем - вот основная идея произведения.

«Казачья колыбельная песня». Это самое лиричное произведение М. Ю. Лермонтова, в котором отразилась боль матери, воспитавшей сына и пославшей его на «бранное житье». Эта материнская любовь передана очень ярко и точно в емких и красочных эпитетах, олицетворении при­роды: «младенец мой прекрасный, тихо смотрит месяц ясный, дитя мое родное, горьких слез, бой опасный». Вся полнота материнской любви отразилась в строчках песни поэта, она стала любимой народом и до сих пор жива как песня, под которую мать укачивает своего любимого ребенка, заботится о его дальнейшей судьбе.

  1. Подведение итогов урока. Какова тема и идея стихотворений «Утес», «Ночевала тучка...»? Что их объ­единяет? В чем разница? Какую же мысль хотел пере­дать читателю поэт? Сосна и пальма обречены на одино­чество, они никогда не смогут встретиться, и это очень печально. Никто не в силах им помочь.
  2. Задание на дом:

1) ответить на вопросы учебника 1, 2, 4;

2) выучить наизусть любое из стихотворений.

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...