Тяжелая доля крестьянки по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия

Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.

Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.

В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.

Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.

Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы...

С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны.

Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок.

Одна из первых попыток нового отражения героической эпопеи Отечественной войны была сделана в кинорепортаже, снятом операторами В. Микошей, М. Трояновским и С. Коганом в Одессе и Севастополе.

В первые, июньские дни войны, проводы уходящих на фронт снимались преимущественно общим планом. Кинооператоров интересовал прежде всего сам факт.

Спустя несколько месяцев те же хроникёры уже иначе снимали запись москвичей в народное ополчение. Камера медленно скользит по рядам добровольцев, она то останавливается на лице старого интеллигента, то доброжелательно следит, как пожилой рабочий не спеша примеряет ватник, то наблюдает за молодым пареньком, впервые берущим в руки винтовку. Оператор словно зовёт зрителей внимательнее вглядеться в эти лица, постараться запомнить их: ведь люди идут защищать Москву, и многие, наверное, не вернутся...

В трудные для Москвы дни, когда враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах новый киножурнал - «На защиту родной Москвы». Его стала выпускать группа кинорежиссёров, оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студию фронтовыми

кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. было выпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»

Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с первых же дней войны приступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков, которые рассказывали о жизни Советского государства, подвергнувшегося нападению гитлеровской армии. К их числу относятся: «Молодежь, на защиту Родины!» (режиссер О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссер Я. Посельский), «24-й Октябрь» (режиссер Л. Варламов), «Хлеб - Родине» (режиссер Л. Степанова) и др.

В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова и И. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова, композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны.

Со времени Сталинградской битвы начались эксперименты с синхронной записью звука и изображения в боевых условиях. Были единичные опыты и в области цветной и стереоскопической фронтовой съемки. В середине 1942 года кинооператор И. Гелейн снял на цветной пленке ряд кадров в боях за Витебск: подготовка к штурму города, атака, залп «катюш», действия авиации, бойцы ночью у костра, операция в медсанбате. В 1944 году кинооператор Д. Суренский вскоре после снятия блокады Ленинграда произвел две стереоскопические съемки в разрушенном фашистами Петродворце и в Ленинграде.

В завершающий период войны (1944-1945) наступательные действия Советской Армии, ее освободительная миссия становятся темами документальной кинематографии. Операторы хроники шли вместе с продвигавшимися на запад воинскими частями, снимали встречи, митинги в освобожденных городах, людей, побывавших в фашистских неволе, первые трудовые усилия народа по восстановлению разрушенного.

На основе кинодокументов, запечатлевших жизнь фронта и тыла, в этот период были смонтированы такие фильмы, как «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине» (автор-режиссер А. Довженко), «Освобождение Советской Белоруссии» (авторы-режиссеры В. Корш-Саблин, Н. Садкович), «Освобожденная Чехословакия» (автор-режиссер И. Копалин).

Сурова, правдиво было зафиксировано фронтовыми операторами весеннее наступление Советской Армии: буксующие в грязи танки, пушки,которые на себе вытягивают бойцы, крупные планы ног в сапогах и ботинках, шагающих по весеннему месиву.

Зрители ждали полнометражных картин о войне. Работая на плохо оснащенных в то время студиях Алма-Аты, Ташкента и Душанбе, кинематографисты вынуждены были не только преодолевать многие технические трудности, но главное - обязаны были постигать новый жизненный материал, искать такие образные решения, которые вскрывали бы общенародный характер борьбы, пробуждали в людях высокий патриотический порыв. Это был трудный гражданский и эстетический процесс, протекавший в предельно сжатые сроки.

Знаменательно, что в центре первого полнометражного художественного фильма о войне - «Секретарь райкома», созданного режиссером И. Пырьевым по сценарию И. Прута в 1942 году, стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, понявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В.Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.

Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась прежде всего в создании героического, подлинно народного характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой.

Напряженные поиски новых характеров, новых способов их решения увенчались успехом в фильме «Радуга» (1943), поставленном М. Донским по сценарию Ванды Василевской С Н.

Уживий в главной роли. В этом произведении были показаны трагедия и подвиг народа, в нем появился коллективный герой - вся деревня, ее судьба стала темой фильма.

«Непокоренные» фильм М. Донского (1945) - первый фильм, который снимался в только что освобожденном Киеве. Правда о фашизме пришла к М. Донскому не только через литературу, Кино вплотную приблизилось к войне.

«В логической цепи: война - горе - страдание -ненависть - месть победа трудно вычеркнуть большое слово - страдание», - писал Л. Леонов. Художники понимали, какие жестокие картины жизни освещает радуга. Понимали они теперь и что стоит за похожими на радугу огнями салютов.

Патриотизм народа, его любовь к отчизне и ненависть к врагу требовали однако не одних только драматических или, тем более, трагедийных красок. Война обострила жажду человечности. На экранах возникали коллизии лирические и юмористические. Юмор и сатира в массовых изданиях нередко занимали центральные полосы. Комедийные фильмы были признаны и желанны на фронте и в тылу, но их было мало. Несколько новелл из «Боевых киносборников», «Антоша Рыбкин» и «Новые похождения Швейка» (1943), созданным на Ташкентской студии, и экранизациями чеховских «Свадьбы» (1944) и «Юбилея» (1944).

В годы войны кинематограф, в ряду других искусств, выполнял роль политического борца и агитатора, поднимавшего людей на защиту отечества. Идеи освободительной борьбы с фашизмом осмыслялись им в мировоззренческом аспекте - это была борьба народных масс, объединенных идеологией, с мракобесием буржуазного общества в крайнем его выражении.

Одним из важнейшим видов изобразительного искусств в годы войны стал плакат.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с следующим сюжетом сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го - работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» - варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.

Среди первых военных плакатов - работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».

«Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.

Художники - плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич,» От народной мести не уйти врагу!«И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!».

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Опять она, родная сторона,

И вновь душа поэзией полна...

Н. А. Некрасов

Демократическое движение в России в середине XIX века породило и "третьего", после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.

Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был "кающимся дворянином", то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Некрасов писал, что самое главное - это любить народ и родину и "служить им сердцем и душой". Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой - неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. "Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился"; "О матушка-Русь! ты приветствуешь сына"; "Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей"; "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!" - слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна...

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, "гордым" русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении "Зеленый Шум":

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема "родины" в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол "власть имущих" - все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг, -

с душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова "любовь к родине" постоянно соединялись со словами "гнев" и "ненависть".

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Его стихи - "свидетели живые за мир пролитых слез". В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: "Несжатая полоса" (1854), "Забытая деревня" (1855), "На Волге" (1860), "В полном разгаре страда деревенская" (1864), "Размышления у парадного подъезда" (1858), "Железная дорога" (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал "не робеть за отчизну любезную", так как верил, что народ завоюет себе счастье. "Я верую в народ", - говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

«Такая доля», «выпало на долю», «тяжелая доля» - всё это привычные для слуха русского человека выражения. Что такое доля и как это понятие связано с культурой восточных славян - читайте в нашем новом материале.

Принять до конца

Слово «доля» служит для обозначения судьбы наряду с такими словами, как «участь» и «удел» (от глагола «делить»). Уже эти слова в связке говорят нам о том, что судьбу восточные славяне понимали как некую часть от общего блага, словно кусок от целого пирога, выделяемый свыше. Только эти ломти не всем достаются одинаковые. Кому-то с подгорелым бочком, кому-то с пересушенным краем, а кому-то самое вкусное из середины. В предыдущих статьях, посвященных и , мы достаточно подробно разбирали тему «неправильной» смерти. Это связано с верой восточных славян в то, что независимо от того, какая доля достанется человеку, он не должен пытаться от нее уклониться и должен принять ее до конца.

Персонификация

Персонификация судьбы в виде мифологического образа Доли характерна в большей степени для украинцев и в меньшей для белорусов. Про Долю говорили, что она рождается вместе с человеком или ее дает Бог или мать, нарекая младенца именем («как кораблик назовешь…»). Доля, не оставляя человека, определяет его счастье, степень благосостояния и профессию (ремесло, род деятельности). Еще говорили, что Доля - это душа покойного предка, которая может приносить как добро, так и зло ныне живущим потомкам. Нередко встречалось понимание Доли как непременно счастливой судьбы, тогда как персонифицированная несчастливая судьба носила имя Злыдни, Беды, Недоли.

Внешний облик Доли (или Недоли) зависит от того, олицетворением чьей судьбы она является. У работника Доля имеет облик кобылы, вола, у купца - красивой девушки, у несчастного человека она одета в обноски, а у счастливого - в красивые добротные одежды. А еще говорили, что облик Доли зависит от перемен в жизни. Так, одной крестьянке Доля явилась медведем, хотя всегда являлась женщиной. Вскоре у той крестьянки умер отец.

Если Доля ленива, не любит работать и помогать своему человеку, то он будет бедствовать. Исправить положение такой человек может, найдя свою Долю-лентяйку и побив ее, чтобы неповадно было. Но куда интереснее другое представление о бедности: занятие человека не своим делом, незнание, где же его Доля. Тогда рецепт иной. Этому человеку необходимо отправиться на поиски своей Доли и, найдя, спросить о своем призвании. Если поступить по совету Доли, тогда наступит счастье. Однако некоторые поверья гласят, что Долю можно увидеть в жизни всего дважды: сразу после рождения и прямо перед смертью.

Другое поверье связывает несчастья человека с несчастной Долей, то есть Недолей. Причем в жизни человека тогда ничего не складывается: сколько бы он усилий ни прилагал, все равно дети будут постоянно болеть, скотина - дохнуть, урожай - родиться скудным. Украинские поверья гласят, что Недоля выглядит как голый человек, или дряхлый старик, или девушка с лицом старухи, или калека, или голая кошка, или дохлая собака и т. п. Недоля и в дом хозяйский без спроса войдет, и вести себя будет, всем видом показывая, какая она несчастная.

Избавиться от Недоли сложно, но можно. В народе говорили, что для этого нужно хитростью заманить ее в мешок, завязать его и бросить в болото.

Одним из главных показателей значимости русских в мире это тот факт, что сначала говорят о необъятности и загадочности русской души, а затем уже о том, насколько велика наша страна. Всё дело в том, что мы, в отличие от всего мира и усилий ими же предпринятых, всё же не так оторваны от собственных корней, мы храним память о предках и их обычаях. Наша история полнится победами и трагедиями, выпавшими на нашу долю, но, тем не менее, несмотря на то, насколько силён был удар, мы всегда вставали и шли дальше. Именно это и пугает всех тех, кто видит в русских угрозу, а таких вовсе не мало.

Наибольшее скопление наших ненавистников находится на Западе. В течение многих лет, сначала Европа, а теперь и Соединённые штаты, ведут политику дискриминации и уничтожения русских. И неважно, в какой стране они живут, будь то сама Россия или братские ей государства. Нас стремятся извести под корень, устраивая различные политические, и физические расправы, при этом прикрываясь терминами и благими намерениями. Поскольку физический геноцид, который во всей своей силе был проявлен во время Второй мировой войны, и не нужно обманываться, что Гитлер ни кем не спонсировался, не возымел действия, то на протяжении оставшихся полсотни лет мы видим кардинально иную политику – социальный и духовный геноцид, основой которой были заложены чуть в начале прошлого века.

Интернационализм и национализм

Говоря об освобождение общества, Маркс, впрочем, не стеснялся делать его на классы высших людей и низших, пролетариат и буржуазию. Данная «реформа» общественного сознания была направлена на то, чтобы вполне успешно ликвидировать такие понятия, как патриотизм и интересы нации, на корню. Идеологической основой, которая просто необходима обществу, стала еврейская. Опять же, не стесняясь обвинять тех в торгашестве, он сам выбрал политику экономоцентризма. Воздвижение экономики на самый верх иерархии ценностей довольно сомнительное занятие, с довольно сомнительными результатами.

Изначально данная идеология были «впихнута» в массы обильно сдобренная различными угодливыми лозунгами и призывами. Несмотря на явный талант в сфере экономики, Маркс последовал тенденции упрощения общественных укладов, что нивелировало многообразность хозяйственной деятельности. Политика игнорирования культуры, ценностей и традиций различных народностей, привела к тому, что они были попросту уложены в единый шаблон, в котором все были уподоблены единой массе. Формулировка социальных доктрин была осуществлена на данной почве, что вновь же возвысило их значимость до уровня идеологии и чуть ли не религии, ввиду отсутствия последних.

Опять же двойные стандарты присутствовали и здесь, ведь идеологи, в частности выходцы из еврейской среды, крайне активно критиковали религии, и в особенности поносили христианство. Маркс же пошёл ещё дальше. Намереваясь, стать более приближенным к немцам, и французам, подверг критике, в том числе, и иудаизм. Целью этого являлось своеобразное «вторжение» в Европу. А также именно тогда началась политика либерализации, последствия которой мы можем наблюдать в данный момент. Полная реформа общественных ценностей и ориентиров, которая скорее походила на дискриминацию естественных приоритетов с последующим навязыванием аморального типа жизни и линии поведения.

Вся эта политика социального и духовного геноцида направлена на то, чтобы уничтожить русский национализм, как таковой. Русский национализм, представляющий из себя верность предкам и их ценностям и искренний патриотизм. Одним из важнейших аспектов его существования является полная поддержка его со стороны проживающих на территории русских народов людей. Распространений данного мировоззрения на территории всего государства даёт возможность защитить интересы людей от вторжения извне, но, прежде всего, от вторжения в наше духовное пространство. Русь будет существовать до тех пор, пока живы русские, и неважно захватили наши земли или нет, ведь идея нашего национализма построена на его принятии, а не пропаганды и силовом навязывании. Данная идея представляет собой идеологию всего русского мира, и эта идеология будет существовать лишь до тех пор, пока весь народ её разделяет. Именно это и стремятся разрушить наши внешние враги.

Политика интернациональности, разрушающая понятие патриотизма, проводилась с целью раздробить русский народ, сначала слив его в единую массу, без памяти о традициях и ценностях. Важнейшим аспектом вопроса, который ещё так и не был нами использован, является существование русского народа в юридическом смысле. В соответствии с рекомендациями ООН, если на территории государства проживают более 60 процентов представителей одного этноса, то государство получает статус моноэтнического. В России данный показатель составляет 80 процентов, но, тем не менее, данный факт юридически не закреплён, а, следственно, не существует. Правосубъектность должна быть присуща русским, поскольку она имеется у 21-ого национального образования на территории Российской Федерации. На данный момент в конституции страны, возможно ввиду того, что в период развала СССР данный вопрос целиком курировали наши «доброжелатели» на западе, понятия «русский народ» нет. Для того чтобы раз и навсегда решить данный вопрос следует инициировать Русское народное собрание. До тех пор, пока данный аспект не будет урегулирован юридически у руля, созданной нами страны, так и будут стоять различные ценители либерализма, потихоньку всё больше и больше раскрадывая её богатства, с последующим переведением их в оффшоры.

Дискриминация русского народа проводится под эгидой различных удобных миру, в частности западной его части, лозунгов. Разграбляя нашу страну, они также стремятся лишить нас идеи национального самосознания, формируя из людей русских безвольное стадо. Такие веяния, как либерализм и интернационализм, следует рубить на корню, а не поддаваться на сладкие речи, угодливо произносимые перед слушателями. Русский мир построен на трёх столпах: целостности, гармоничности и соборности. Их разрушения, путём проведения политики подмены понятий, гарантирует ликвидацию Русского мира.

Противостоять подобным тенденциям может каждый из нас, ведь, как известно, если ты спасёшь себя самостоятельно, то вокруг тебя тысячи будут спасены.

Поэма Н.А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава "Крестьянка" посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка - ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи.

Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идет в город и дает взятку швейцару взятку, чтобы он ее пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в "Бабьей притче", где она говорит "ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого".

Образ Матрены - это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...