Тютчев жизнь и поэзия. Краткая биография Тютчева Ф

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Ф. И. ТЮТЧЕВА

Реферат ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.

Волгоград

Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений - «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация. А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -,по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи:

«Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай…»

Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.

Вскоре, 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.

Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.

«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).

Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.

В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько дней скончался.

Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её. И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена. В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений.

Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.

14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она скончалась.

И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину. Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе. Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.

Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву. Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.

Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души».

Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза. 4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков. Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.

Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России. И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно». Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.

Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.

Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки.

Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы.

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

«Летний вечер» 1829 г.

Природа -

…Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Не то, что мните вы природа»…1836 г.


Фёдор Иванович Тютчев появился на свет в поместье Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, а юношеские лета - в Москве.

Его домашним учителем был поэт Семён Раич, который познакомил ученика с творениями литераторов всего мира и одобрявший его первые опыты на литературном поприще. Фёдор изучал поэзию Древнего Рима, латынь и в двенадцатилетнем возрасте успешно переводил оды Горация.

Самым первым произведением Тютчева, вышедшим в свет, стала публикация 1819 года переложения оды «Послание к Меценату». Вскоре Фёдор Иванович поступил в Московский университет на словесное отделение и принял участие в его литературной жизни. По окончании университета в 1821 году, Тютчев получил степень кандидата словесных наук, а в 1822 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Затем его назначили чиновником в Мюнхене, и в течение 22 лет поэт посещал Родину лишь наездами.

В это время его связь с литературной жизнью в России надолго прерывается.

Мюнхен во время службы в нём Тютчева мог носить статус культурного и политического центра страны. Этот город приводил в восторг, способствовал расширению знаний в области истории, философских наук, иностранных языков. Круг знакомых Тютчева составляют знаменитый философ и идеалист Фридрих Шеллинг, немецкий поэт и критик Генрих Гейне. Поэт переводит стихи Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира.

Известность пришла к Фёдору Ивановичу Тютчеву вместе с опубликованием 24 произведений, написанных в Германии, в журнале Александра Сергеевича Пушкина «Современник».

В 1826 году Фёдор Иванович связал свою судьбу с Элеонорой Петерсон, которая была вдовой русского дипломата. Брак был заключён по лютеранскому обычаю, а не по-православному, так как подобный ритуал венчания дипломатического чиновника за границей требовал продолжительных хлопот. Обвенчались они в 1829 году в греческой православной церкви. Вскоре Элеонора Фёдоровна, у которой уже было четверо детей, родила Тютчеву трёх дочерей.

1833 год даёт начало роману Тютчева с красивой женщиной Эрнестиной Дернберг. Чтобы избежать скандала и различных слухов, поэт переводится секретарём в Турине. Тут он и пережил смерть жены. За одну ночь поэт поседел. Горькие воспоминания об Элеоноре Тютчевой отразились в его произведениях.

Горечь жизненных обстоятельств не погасила пылкие чувства Фёдора Ивановича к Эрнестине Дернберг. В 1839 году, забрав ключи от русского посольства, Тютчев поехал в Швейцарию, дабы обвенчаться с возлюбленной. Служебный проступок не мог позволить дипломатической службе Фёдора Ивановича продолжаться. Подав в отставку, он стал жить в Мюнхене. На протяжении ещё пяти лет, Тютчев не имел никакого официального положения и упорно искал возможность возвращения на службу.

Осенью 1844 года Фёдор Иванович вместе со своей семьёй возвращается на Родину. С 1858 года являлся председателем комитета цензуры, где разными способами стремился умалить гнёт цензуры.

Возвратясь в Россию, Тютчев испытывает новый творческий взлёт. В 1849-1852 годах он создаёт множество стихотворений.

Поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихов. Тема природы – одна их самых распространённых в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость природы показаны в таких стихотворениях Тютчева, как «Осень», «Весенние воды» и многих других.

Любовь также является важной тематикой лирики Тютчева. Чувственность, нежность, страсть, напряжённость проявляются в его стихах. Любовь представлена поэтом в стихах из «денисьевского» цикла.

1850 год ознаменовался знакомством поэта с воспитательницей Смольного института Еленой Александровной Денисьевой. Этот открытый четырнадцатилетний роман вызвал сильную общественную травлю. Основной груз осуждения выпал на долю впечатлительной женщины. Денисьева умерла, не сумев справиться с предназначенными ей тяжёлыми испытаниями. Она оставила Фёдору Ивановичу троих детей.

1865 году поэту выпало смириться с утратой двоих детей и матери. Позже Тютчеву доводится пережить череду смертей любимых людей. Он похоронил сына и дочь, своего единственного брата.

Беды сломили поэта, здоровье ухудшилось, а 15 июня 1873 года Фёдор Иванович умер в Царском селе. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 10«К» КЛАССА

ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ №43

ЕХИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Ф.И.Тютчев

ютчев, наверное, наряду с Пушкиным один из самых цитируемых поэтов.
Его стихотворения «Умом Россию не понять…» и «Люблю грозу в начале мая…» известны, пожалуй, всем. Сбывается пророчество Тургенева:
«Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Близки стихи Федора
Ивановича Тютчева и моему сердцу.

Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил
Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу
«сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания
Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком
Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из
Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В
1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и
Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета ценсуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии
Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и
Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого
- он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало.

Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё больше осознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность.

В.И.Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет:
«Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее - через особенное и исключительное. Специфика художественного мышления Тютчева состоит в том, что борьба вечного и тленного понята им как закон движения и равно приложима ко всем без исключения событиям и явлениям историческим, природным, общественным, психологическими. Это и придает лирике Тютчева высшее значение, поскольку в любом явлении открывается общебытийный философский смысл».

Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм
Тютчева складывается, прежде всего, в изображении природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.

Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед «божественной стыдливостью страданья».

Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» - таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает
«божественность» её красоты и боль её «стыдливого страданья».

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан
«Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли,

И тяготеющий над ними

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на
«сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли. Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды «приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал», в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был). Всё стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные.

Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева.
Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и
«Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх-низ; свет-тьма; жизнь-смерть; покой-буря. Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось показать, как
Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи, разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека.

Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.

В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой - утрачена надежда на «сочувствие небес». Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Тютчев нередко выражает мотивы гуманистического отчаяния - скорбит по поводу недолговечности человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца, бросающего вызов судьбе.

Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору - понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой - и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна - природа вечна, нетленна; природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» - человек раздвоен, противоречив. Однако стихи поэта не просто констатируют слабость человека - они рождают томительное ощущение разлада его с окружающим миром и беспокойную мысль:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Сознание пробуждает потребность «высшей жизни», жажду идеала.

Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви.
Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Тютчев не певец идеальной любви - он, как и Некрасов, пишет о её «прозе» и о поразительной метаморфозе чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

Это стихотворение относится к «денисьевскому» циклу - циклу стихов, написанных Тютчевым, как отклик на свой роман с
Е.А.Денисьевой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из-за этой «незаконной» любви. В «денисьевских» стихах читателям предстала страдающая женщина и герой «без веры», в силу сложившихся жизненных обстоятельств испытывающий стыд перед самим собой. Поэт содрогается перед опустошенностью собственной души. Прежде всего,
Тютчев боялся проявлений эгоизма, который он считал болезнью века. В стихотворении «О не тревожь меня укорой справедливой!..» женщина любит
«искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» её души. Так в интимной лирике позднего Тютчева зазвучала этическая боль, столь присущая передовому искусству XIX века. «Стыд перед собой» оказался порожденным болью за судьбу другого человека, болью за женщину, страданиями расплачивающуюся за свою безоглядную любовь. В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Как сказал В.И.Коровин, «…в ней
[в тютчевской любовной лирике] чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними».

Вся поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с
20-х по 70-е годы, была тесно связана с политическими событиями, которыми была богата жизнь России и Западной Европы. Тютчев занимался политикой, как дипломат, но к политике у него было неказенное пристрастие. Россия представлялась ему непоколебимым утесом, противостоящим волнам «революционного» Запада. Он пишет стихи, пропагандирующие союз славян под началом русского царя и православной церкви. Крымская войны разбила эту утопию. Пропала и вера в русского царя. Но до конца дней осталась у поэта надежда на Россию, вера в её особую историческую роль:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

И Тютчев верил… Верил в то, что Россия принесет миру единение и братство, верил в огромные силы и огромный потенциал своего народа.
Немало стихов Тютчева проникнуты горячей любовью к Родине и к народу.
Всем памятны его пронзительные строки о крае родном долготерпенья, о русской женщине, чья жизнь «пройдет незримо», о слезах людских - неистощимых и многочисленных.

Проявлением поиска выхода из сумятицы истории, попытки оценить сложившуюся роковую ситуацию и может послужить стихотворный отклик
Тютчева на обнародование приговора по делу декабристов. Уже в этом злободневно-политическом стихотворении Тютчев выступает как «поэт мысли», то есть поэт-философ. Отсюда и некоторая затрудненность расшифровки глубинного смысла его творения.

Загадочной кажется уже первая строка стихотворения: «Вас развратило Самовластье». Пронизанная пафосом осуждения, строка по существу является двусмысленной. Судя по тому, что слово «Самовластье» начинается с заглавной буквы, естественно было бы допустить, что самодержавие, по мысли поэта, и повинно в трагедии на Сенатской площади, ведь оно и «развратило» народ. Возникает вопрос: чем. То ли порочным характером своей государственной системы, то ли благодушным попустительством. Под «самовластьем» можно понимать и дерзновенность замыслов восставших, их самоуправство.

Можно усмотреть бульшую определенность в последующих строках:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле схоронена.

Эмоциональная окраска этих фраз будто бы указывает на охранительно-верноподданническое осуждение врагов престола. Но в этих строках мы уже не видим прямого обращения, авторской оценки - они будто безличны. И опять двусмысленность: не декабристы «вероломны», а народ чуждается того, что законом объявлено вероломством, предательством, подлежит забвению, - память павших «схоронена от потомства».

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

Здесь мы видим несколько другую оценку самодержавия. Оно
«вечный полюс», «громада льдов»; безумной, но уже отнюдь не
«вероломной», а скорее героической предстает нам попытка растопить мертвую громаду льдов «скудной кровью» горстки обреченных смельчаков.
Итог трагичен: «зима железная» беспробудна. Однако мне хочется особо обратить внимание на словосочетание «вечный полюс». Я специально выделил его жирным шрифтом. Эта строчка крайне важна для понимания позиции Тютчева. Да, он хочет перемен, но он не верит, не желает и противится смене самодержавного строя. Для него это символ величия
России, Тютчев искренне верит, что Россия может существовать только при монархии. Поэтому он и представляет самодержавие «вечным полюсом»
- можно изменить форму льда, но полюс никогда не исчезнет. Отсюда двойственность позиции Тютчева в этом стихотворении.

Осуждение декабризма в «14 декабря 1825» получилось столь двусмысленным, что внешне охранительное стихотворение, написанное на злобу дня, было опубликовано лишь спустя 56 лет после своего создания, через восемь лет после смерти его автора, когда движение дворянских революционеров-романтиков давно уже отошло в историю, а дворянская революционность оказалась исчерпанной.

Мне кажется, что в отличие от революционного движения поэзия
Тютчева никогда не окажется исчерпанной, ведь каждый, читая его стихи, открывает для себя что-то свое. Г.К.Щенников в статье о Тютчеве сказал: «Поэзия Тютчева - наследие живое, служащее людям и в наши дни.
Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в безграничные возможности человека. Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли».

И завершить свой доклад мне хотелось бы высказыванием
Ю.М.Лотмана, который удивительно точно определил отличие Ф.И.Тютчева от А.А.Фета, с которым его часто сравнивают: «Пользуясь кинематографическими терминами, фетовскую лирику можно уподобить остановленным кадрам или панорамной съемке, между тем как Тютчев любит монтаж точек зрения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горелов А.Е.
Три судьбы.-Л.:Советский писатель, 1980. - 625 с.

2. Тютчев Ф.И.
Собрание сочинений/Сост.предисловия Г.К.Щенникова.

Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. - 224 с., ил

3. Коровин В.И.
Русская поэзия XIX века.-М.:Знание, 1983.- 128 с.

4. Литература: Справочник школьника
/Сост. Н.Г.Быковой.-М.:Филологическое общество
«Слово», 1995.- 576 с.

5. Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии.-СПб.:«Искусство-СПб», 1996. -848 с.

-----------------------

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

23 ноября 1803 года в Орловской губернии Брянского уезда в имении Овстуг родился мальчик. Назвали его Федором. Родители Федора Иван Николаевич и Екатерина Львовна были выходцами из старинных дворянских родов.

Екатерина Львовна состояла в близком родстве с семьей Льва Толстого. Екатерина Львовна была очень красивая, тонкая, поэтичная женщина. Считается, что все эти черты она передала своему младшему сыну Федору. Всего в семье Тютчевых родилось 6 детей. Последние 3 детей умерли в младенчестве.

Начальное образование Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович, молодой, очень образованный человек. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря
наставнику, а также своему таланту и упорству, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но вот что интересно, все свои стихи Тютчев писал только на русском языке.

Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием в 1821 году.

Знание многих иностранных языков и отличная учеба в университете помогают ему поступить в коллегию иностранных дел на должность дипломата. Почти четверть века Тютчеву придется прожить за границей. В Россию он приезжал редко и от этого очень страдал. Работая дипломатом в Мюнхене, Тютчев встретит свою самую большую любовь Элеонору Петерсон. У них родится три дочери. С Элеонорой было недолгим счастье. Она умирает. Трагедией заканчиваются его отношения с Еленой Денисьевой. Об этом периоде своей жизни он напишет: «Все отнял у меня казнящий бог...».

Творчество Тютчева

Творческое наследие Федора Тютчева насчитывает чуть более 400 стихотворений. Тетрадь со стихами Тютчева случайно попадает к А. Пушкину. Пушкин в восторге, печатает стихи в журнале «Современник». Тютчев становится знаменит как поэт. Все творчество Тютчева можно условно разделить на 3 этапа:

  1. Нравственно - философская лирика. В стихах этого периода Тютчев искусно сочетает душу, разум, бесконечность человеческого бытия.
  2. Любовная лирика. Тютчев был очень влюбчивым человеком, всем своим возлюбленным он посвящал стихи. Любовная лирика у Тютчева отражает его настроение. К этому периоду относятся его возвышенные, грустные, трагичные стихи. Стихи очень мелодичные, трогающие душу.
  3. Стихи о родной природе. Стихи о природе Тютчев писал с юношеских лет. Он считал, что красивее русской природы, ничего нет. Больше всего за границей он страдал от невозможности погружаться в русскую природу. С упоением и счастьем писал он о полях, перелесках, временах года. Его стихи о природе вошли в школьную программу для детей.

На закате своей жизни Тютчев начал писать стихи на политические темы, но они не нашли отклика у читателей и по большей части остались невостребованными стихами у широкой публики.

Тютчев и современность

Стихи из любого этапа творчества поэта находят живой отклик у читателей. Его известные строки: «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Все отнял у меня казнящий бог...» знает практически каждый грамотный человек. Его поэтическое творчество по популярности можно сравнить с творчеством Пушкина. Тонкий, лиричный, западающий в душу стиль Тютчева перешагивает времена и границы. Его стихи переведены на многие языки мира.

Летом 1873 года Федор Тютчев умер в Царском селе. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. Каждый год в день рождения поэта и на годовщину смерти приходят поклонники его таланта, чтобы отдать дань его творчеству.

Очень краткая биография Тютчева для детей 4 класс

У Тютчева был его любимый учитель-наставник Егор Ранч, который помогал ему во всем и воспитывал больше родителей. Уже в двенадцатилетнем возрасте, при помощи своего учителя, Федор Иванович написал свои первые стихотворения. В пятнадцатилетнем возрасте, не нуждаясь в своем учителе, стал учиться в институте на словесном факультете. После того как окончил институт, почти на 20 лет уехал работать заграницу. Где работал дипломатом в Италии и Германии.

Все это время так и не занимался литературной деятельность. По возращению на родину, начал работать в комитете иностранных дел. Первые его стихотворения в 1836 году увидел Пушкин и помог опубликовать во многих журналах. После чего он вышел в свет. Первая сборка Федора появилась в свет в 1854 году. У Тютчева множество знаменитых стихотворений таких как: «умом Россию не понять», « зима недолго длится», «вечер», «песок сыпучий по колено».

Тютчев не стал писателем и работал в другой сфере, его стихи учат дети в школе до сих пор.

Скончался Федор Тютчев в июле 1879 года в селе Царском. Так и не начал карьеру в литературе.

4 класс. 6 класс.. 3, 10 класс. для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Жюль Верн - французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион

  • Александр Федорович Керенский

    Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...