У войны женское лицо. История современной Украины

Моя прабабушка, Пичугина (в девичестве Липина) Мария Федоровна, родилась 2 ноября 1918 года, в деревне Сая, Пермской области. Жила с родителями и братом.

В 1937 году поступила в школу медицинских сестер. Окончила в 1939 году и устроилась медсестрой в Березовскую районную больницу.

В четыре часа утра 22 июня 1941 года радио разнесло по стране страшную весть: фашистские полчища вторглись на нашу землю. Война! Этот день круто изменил жизнь всей страны. Огромный человеческий поток устремился в военкоматы, которые работали день и ночь. В первые же дни войны в действующую армию ушло большинство врачей и медсестер. Прабабушка тоже ушла на фронт - хирургической медсестрой. 4 июля она выехала сортировочным эвакогоспиталем.

Госпиталь был размещен в здании бывшей школы. Долго осматриваться, привыкать к новому месту работ не приходилось. Июнь и август прошли как в лихорадке. Это было тяжелое время первого, горестного периода войны. Поток раненых буквально хлынул один за другим.

Врачи, медсестры и медперсонал едва справлялись с тем, чтобы обмыть, переодеть, сменить повязки и быстрее дальше эвакуировать в тыл.

Большинство врачей были только что со студенческой скамьи, даже с 4-5 курсов медицинских институтов. Многие и не собирались посвящать себя хирургии. Но война изменила планы людей.

В 40- е годы наркоз был примитивным: эфир и спирт. Если не было спирта, то такое средство- палка в зубы и терпи. Антибиотики изобрели в последние годы войны, и это стало спасением для раненых: многие бойцы спаслись от осложнений, выздоравливали и вставали в строй. Прабабушка воочию убедилась, как высок был дух патриотизма нашего народа. А еще не хватало лекарств и перевязочного материала. Использованные бинты стирали, кипятили и использовали вновь и вновь. Но несмотря на трудности, помощь оказывалась в полном объеме.

Моя прабабушка, Мария Федоровна, рассказывала больше о своих коллегах, о страданиях и подвигах раненых, чем о себе.

Она с гордостью вспоминала, что ей довелось ассистировать самому главному хирургу Красной Армии, нейрохирургу, профессору Николаю Ниловичу Бурденко.

Войну бабушка закончила в Вене, в августе 1946 года. Возвращаясь домой, останавливаясь в городах, наши врачи долечивали раненых. Казалось бы, кошмар войны остался позади. Но прабабушка признавалась, что невольно возвращалась к прошлому. Вспоминались бессонные ночи, проведенные у операционного стола: изувеченные тела, нескончаемый грохот орудий, бесчисленные фронтовые дороги, которые пришлось преодолеть за эти страшные годы. Но и дома ее ожидали скорбные известия: гибель отца, без вести пропавший брат. С трудом она могла узнать в поседевшей и постаревшей женщине свою мать. По распределению прабабушка с мамой уехали жить в Челябинск -40 (так назывался тогда Озерск). Мария Федоровна работала в заводской поликлинике ПО «МАЯК» старшей медсестрой. Вышла замуж, родила двух дочерей. Старшая дочь Надя - это моя бабушка, пошла по стопам своей мамы, стала врачом.Прабабушку рано парализовало. Конечно, сказывался нечеловеческий труд в тяжелейшей обстановке Великой Отечественной войны: постоянный страх смерти, голод, холод, нестерпимая боль при виде человеческих мучений от невозможности помочь каждому. Умерла Мария Федоровна 18 июня 1992 года.

К сожалению, мне не довелось увидеть ее, расспросить о страшных испытаниях, выпавших на ее долю, но в семье храним память о ней. Об этом мне рассказала моя мама.

Я горжусь свой прабабушкой, ее героическим прошлым. Я восхищаюсь теми мужеством и стойкостью, с которыми ей удалось пройти тот героический и безрадостный путь. Я всегда буду помнить об этом и расскажу своим потомкам.

В нашем школьном музее хранится альбом о прабабушке и макет полевого госпиталя, выполненный моими руками.

Время! Неумолимо отсчитывает годы... Время! Оно всесильно. Но так уж устроена жизнь, что над памятью нашей оно не властно, и боль утраты постоянно взывает никогда не забывать не вернувшихся с полей сражений, не забывать ветеранов, ушедших от нас уже в мирное время... Память - она вечна. И все, что мы можем сделать сегодня - это сохранить в своих сердцах воспоминания о прошлых событиях.

Все дальше и дальше уходят годы, часы и минуты от тех ужасных событий 1941-1945 годов. Война. Это невообразимо страшное и болезненное слово. Война - это кровь, боль, страдания, смерть и сломанные судьбы. Война… Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны не дождались мужей, дети остались без отцов – всюду горе и слёзы.

Рядом с нами живут очевидцы тех ужасных событий, те люди, которые подарили нам спокойную и счастливую жизнь, мирное небо над головой. Я знаю, что не смогу сделать что-то большее, чтобы отблагодарить каждого из них. Но думаю, в моих силах просто уважать их, ценить то, что они сделали для нас, сохранять память и передать ее последующим поколениям.

Немало образцов подлинного героизма, бесстрашия и самопожертвования проявили медицинские работники в трудное военное лихолетье. В суровых условиях делали они все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Не случайно героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу.

Война не обошла и мою семью стороной. Моя прабабушка, Екатерина Петровна Ершова, была очевидцем тех событий. Она принадлежит к тому поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.

Моя бабушка помнит себя лет с пяти. Семья Овчинниковых тогда жила в селе Шебелинка, Балаклеевского района, Харьковской области. Мама Екатерины Мария Егоровна работала в колхозе. Она была трудолюбивой, сильной, мудрой женщиной, славилась в округе своей добротой и сердечностью. Отец Петр Иванович для всех в семье был примером. Эталоном чести и порядочности. Всю свою жизнь работал директором хлебоприемного пункта. От своих родителей Катерина взяла самое лучшее в деловых и душевных качествах. Красавица, активистка, энергичная. Эти слова напрямую относятся к моей бабуле.

Окончила семь классов и Балаклеевский медицинский техникум в 1941 году. Отец ушел на войну, и она с самых первых дней начала проситься на фронт. Ей отказывали. Лишь с третьей попытки бабушку взяли на фронт. Попала в 267 стрелковую дивизию. Была санитарным инструктором с мая 1943 года по октябрь 1945 года.

Бабушка часто вспоминала:

«Военные медики так же, как и боевые части, готовились к наступлениям, тяжелым боям с озверевшим противником. Медицинские сестры работали в перевязочном отделении, помогали при операциях, накладывали гипс. Если были тяжелораненые бойцы, и некоторым требовалось срочное переливание крови, то приходилось становиться донорами, конечно, при условии личного согласия медсестры. Работать медсестрой было тяжело, смены не было, отдыхали всего по три часа. Кроме лечения раненых, в госпитале была и другая жизнь. Девушки-медсестры давали концерты. Это всегда являлось радостным событием для всех. Сколько благодарности было в глазах бойцов! Песни напоминали им о родном доме, о семье, о любимых, о детях, о той жизни, за которую они сейчас проливают кровь и жертвуют жизнью. Песни помогали лечить раненых и способствовали их скорейшему выздоровлению. Очень многих людей песня ставила на ноги и вела в смертный бой через огонь и воду к заветной Победе».

Однополчане и раненые очень любили и оберегали бабушку. Конечно, от кавалеров не было отбоя. Но она оставалась верна только одному. Тому, кто писал ей письма - любимый, дорогой ее сердцу. А в будущем ее муж Михаил Тарасович Ершов. Он тоже прошел всю войну. Был мичманом КБФ.

Бабушка закончила войну в Крыму, в октябре 1945 года.

После войны вышла замуж. Жила с мужем и двумя прекрасными дочками в Таллине. Потом переехала на родину родителей в город Амвросиевку Донецкой области. Проработала всю жизнь медсестрой в роддоме. Она очень любила свою работу, помогая людям, делала добро и сама получала от этого удовольствие. Бабушка не утратила своей энергии до последних дней своей жизни. Её сердце перестало биться на 89 году жизни 21 декабря 2013 года.

Мои дедушка и бабушка воевали и трудились для того, чтобы в стране был мир, чтобы их дети и внуки никогда больше не видели ужасы войны. Великая Победа была добыта кровью, ратным трудом, патриотизмом простых советских людей, к которым относятся и мои предки. Они делали все, чтобы приблизить Победу!

В память о тех, кто не вернулся, мы должны любой ценой сохранить мир на Земле.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1

Конкурсное сочинение

Моя любимая бабушка

Акимова Наталья 7 в класс

г. Окуловка

2003 г.
Образ бабушки в литературе.

Истоки доброты.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

У каждого человека есть свои корни, как у дерева. Без них он не мог бы родиться, расти, развиваться, существовать. Как правило, мы знаем своих родственников лишь до бабушек и дедушек по отцовской и материнской линии. Редко кому повезет с прабабушками и прадедушками. Говорят, что внучат любят больше детей, и, наверное, это правильно, потому что с возрастом человек становится мудрее и начинает понимать, что есть истинные ценности. Что самое важное в жизни то, что он оставит после себя, а самое ценное – это внучка или внук, которые очень часто бывают точной копией бабушки или дедушки. И если у мамы редко выпадает минутка просто выслушать меня, потому что мама занята работой или делами по дому, особенно в наш стремительный век, то как хорошо, когда есть бабушка, у которой всегда найдется время для меня и обязательно в запасе нужный совет. Недаром бабушку называют хранительницей семейного очага, добрым ангелом семьи.

Может быть, потому что все доброе, мудрое, ласковое исходит от бабушки, писатели так часто обращались к ее образу в своих произведениях.

Очень ярко и убедительно описан образ бабушки в повести «Детство». Вот как он говорит о ней на первых страницах повести: «Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная. Говорит она, выпевая слова, ласково, ярко, сочно… Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». говорит, что, когда появилась в его жизни бабушка, она сразу и навсегда стала ему «другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком».

У нее было трудное детство. Мать ее – искусная кружевница, выпав из окна, стала инвалидом, и они жили людскими подаяниями, а когда девочке исполнилось девять лет, она стала учиться плести кружево, чтобы помогать матери. За два года научилась делу, стала зарабатывать сама. В тринадцать лет ее выдали замуж, считалось, что раз она дочь нищей, то будет смирной женой, и будущая свекровь присмотрела ее для своего сына.

Замужняя жизнь ее была не из легких: злая свекровь, муж, который часто бил вожжами, из рожденных ею восемнадцати детей большинство умерло в младенчестве, а взрослые сыновья и дочь больше огорчали ее, чем радовали. Трудная судьба у нее, но она не озлобилась, не хранила обиды, а сберегла в своем сердце доброту, ласку и любовь ко всему, что ее окружало: детям, внукам, мужу, животным. Эта неграмотная женщина знала множество сказок, историй, рассказывала их необыкновенно, а плясала так, что забывалось, что перед вами пожилая женщина, такой она становилась в это время молодой и красивой.

Главой семьи был дед, его все боялись: дети, внуки, невестки. По субботам он устраивал жестокие порки за провинности, которые дети совершили на неделе. Бабушка пыталась заступиться, но это не помогало, он избивал внуков до беспамятства . Но вот в самые трудные для семьи моменты жизни именно бабушка становилась главной и принимала ответственные решения. Так, во время пожара она руководила людьми, не растерялась и, бросившись под ноги взвившегося коня, остановила его. Вот уж правда: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Когда Алеша с матерью приехали жить в семью деда, атмосфера там была накаленной: между братьями шла вражда по поводу раздела имущества. Все семейные ссоры, драки пыталась уладить бабушка. Дед так и называл ее «Потатчица». Однажды дядя Михаил, напившись, так разбушевался, что чуть не убил деда. И когда его пытались утихомирить, бабушка заступалась за него, и он сломал ей руку, но не о своей боли думала она, а переживала, как бы ему чего не сделали.

Каждый вечер молилась она за всю семью, особенно долго в дни огорчений, ссор и драк.

И рассказывала обо всех своих бедах Богу, и просила Его за всех своих детей и внуков, и становилась она во время молитв кроткой и маленькой. Очень нравился Алеше бабушкин Бог, такой близкий ей, что рассказывала она о нем особенно, что, мол, каждому он воздает по делам, по справедливости. Молилась она по-своему, молитв не знала. Ругал ее за это дед, но она считала, что Бог, «что Ему ни говори, все разберет.» Он - милый друг всему живому, Он всегда с нею и помогает ей жить. Обстановка в доме становилась все хуже: между братьями разлад, дочь Варвара рано овдовела, потом тяжело заболела, трагически погибает ее любимый приемный сын-подкидыш Цыганок, раздавленный крестом, который хотели установить на могиле недавно умершей от родов невестки Натальи. Смерти, пьяные драки, словом, беда за бедой, а бабушка, молясь на ночь, говорит: «Слава Пресвятой Богородице, все хорошо!»

Эта крупная, сильная женщина, с девичьими косами, с такой трудной судьбой, мало видела в жизни радости, но она была добрым ангелом-хранителем семьи, и эта ее бескорыстная любовь к миру обогатила Алешу, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Алеша Пешков вырос и стал великим писателем, и во многом этому способствовало бабушкино влияние: ее сказки, песни, молитвы, ее любовь. А вот Вера из повести «Раздел имущества» пока еще не успела стать ни великим ученым, ни великим писателем, а вот хорошим человеком, благодаря своей бабушке, она уже стала. В результате родовой травмы девочка не могла ходить. Ее бабушка Анисия Ивановна, отказавшись от работы, личной жизни, стала ухаживать за Верой. У Веры были образованные молодые родители. Они показывали ее профессорам, всевозможным «светилам», но главным спасеньем Веры оказалась ее бабушка, бывшая медсестра. Со дня рождения внучки у нее была только одна цель: «Поставить ее на ноги, сначала в прямом, а потом и в переносном смысле». Все вокруг волновались и страдали, а бабушка обращалась с Верой, как со здоровой. «Сбегай-ка за газетой!» - просила она, хотя девочка еле плелась, но при этом верила, что когда-нибудь побежит. Вера очень плохо говорила, но бабушка, как бы не замечая этого, без конца с ней разговаривала, и непослушный язык в конце концов начинал подчиняться. Все кругом вольно или невольно убеждали девочку в ее неполноценности, а бабушка «не подавляла сочувствием», а просто убеждала, что не происходит «ничего страшного». Родители постоянно повторяли: «Ты не можешь равняться на тех, кто бегает во дворе, они абсолютно здоровы». Когда девочка начала понимать, оценивать свое состояние, она приходила в смятение и ужасалась своей судьбе; когда прислушивалась к разговорам взрослых, она понимала, что дела ее плохи. Но бабушка говорила: «Принеси-ка коробку с нитками. Будем шить и учить стихи.» Вере становилось легче. Пределом мечтаний для родителей было вначале умение Веры нормально ходить, а бабушка решила научить ее прыгать через веревочку. Врачи обучали ясно произносить короткие фразы, бабушка заставляла говорить: «Карл у Клары украл кораллы.» Она заставляла девочку «не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными», и сумела убедить, «что там за труднодоступными хребтами долина спасенья». Она дарила надежду. В конце концов девочка стала ходить в нормальную школу. Однажды по поводу ее выздоровления родители собрали в доме много людей, пришли профессора, ближайшие родственники. Все говорили о врачебном искусстве, а Вера сказала, что если бы не бабушка, никакая бы медицина не помогла. И все заговорили о бабушке, о ее «человеческом подвиге». Чтобы не слышать этого, бабушка встала и ушла на кухню мыть посуду, она не любила быть в центре внимания. Но с того вечера мама Веры стала ревновать девочку к бабушке. То, что раньше ставилось в заслугу, теперь вызывало укор. Девочка называла бабушку мамой Асей, теперь же мама возражала против этого, говоря, что матерью можно называть только родившую тебя женщину, и бабушка сама попросила, чтобы Вера называла ее бабушкой, но Вера не послушалась. Вера росла, с годами у нее стало появляться все больше тайн. Все свои секреты она поверяла бабушке, которая не выдала ее ни единого раза, она умела слушать, и события в жизни Веры были для нее важнее того, что происходило в ее собственной жизни. Когда в девятом классе учительница дала тему домашнего сочинения «Главный человек в моей жизни», Вера написала про бабушку. Мама случайно прочла и решила разъехаться с бабушкой, причем через суд. Бабушка уехала в деревню тихо, без скандалов, без суда, туда, где была похоронена ее сестра. Она оставила записку: «Не волнуйтесь, ничего страшного». Да, суда не было, раздела квартиры тоже, но Вера написала родителям, уходя в школу: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдет к бабушке».

Вот два произведения, где главными героинями стали бабушки. С какой теплотой и любовью вспоминает о своей бабушке! А читая грустную повесть, мы все же испытываем светлое чувство, потому что знаем, что таких людей, как Анисия Ивановна, много и в жизни, добрых, самоотверженных, жертвующих всем ради своих детей и внуков.

У меня тоже есть бабушка. Она очень добрая, заботливая и мудрая женщина. Она родилась, выросла, училась и всю жизнь проработала в Окуловке. Ее детство пришлось на военные годы. Здесь не было военных действий, то такие ужасы войны, как голод и бомбежки, моя бабушка пережила. Глубокими инвалидами вернулись с войны два ее старших брата. В школе бабушка училась очень хорошо. Трудным было и послевоенное время. В одном классе училось более сорока человек, одетых, как попало. Книг, тетрадей не хватало, портфелей не было вовсе, но стремление учиться было. После окончания школы бабушка поступила в медучилище, которое тогда находилось здесь же, в Окуловке. Была мечта поступить в медицинский институт в Ленинграде, но по сложившимся обстоятельствам не смогла. У нее была нелегкая жизнь. Всю жизнь она посвятила людям, проработав сорок пять лет в медицине. Двадцать пять лет она проработала в центральной районной поликлинике участковой медсестрой, а, затем, более двадцати лет в аптеке , куда перешла работать по состоянию здоровья. Она много помогала своим родным, знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен. Наверное, ее заслуга и в том, что моя мама стала врачом, пошла по ее стопам. Да, моя бабушка – обыкновенный человек, труженица, каких много, она честно исполняла свой долг, шла прямой дорогой, не искала в жизни легких путей. Мне очень дорога моя бабушка, сейчас она очень больна, я хочу, чтобы она поправилась и была рядом со мной как можно дольше.

Наши бабушки… Добрые, трудолюбивые, всепрощающие, мудрые. Кем бы мы не стали, что бы мы не делали, они будут любить нас, независимо от того, какие мы. И все поймут, все простят, даже если мы будем их редко навещать, потому что в суете будней часто слишком поздно понимаем, что есть невосполнимые потери…

А время спешит и проносится мимо.

И в этом оно бесконечно взаимно.

Как наша любовь и как наша печаль,

Как «здравствуй», когда далеко до «Прощай».






Я: Бабушка, сколько лет ты работаешь в медицине? Ирина Борисовна: После окончания медицинского училища, я начала работать в Республиканском онкологическом диспансере города Грозного, где проработала 17 лет. На данный момент, с 1991 года работаю в поликлинике 1 города Пятигорска старшим рентген – лаборантом.








Я:Бабушка, а, правда, что работа в рентген – отделении вредна для здоровья? И.Б.: Да, ты права, рентген – облучение обладает вредным воздействием на организм человека, но есть определённые нормативы: количество пациентов, определённое количество Рентген, ежедневно выдаётся молоко или виноградный сок, которые уменьшают вредное воздействие…


Я: Достаточно ли востребована рентген - диагностика в медицине? И.Б.: У меня достаточно объёмная работа, так как, несмотря на новые технологии, появившиеся в последнее время в медицине, рентген – диагностика остаётся одним из основных методов исследования внутренних органов и скелета человека. Я: Ты любишь свою работу? И.Б.: Я очень люблю свою работу и эту любовь передала своим детям…


Действительно, У моей бабушки три дочери, и двое из них пошли по её стопам. После школы, они поступили медучилище, моя мама, Цатурян Татьяна Тимофеевна стала работать медсестрой с врачом – терапевтом в студенческой поликлинике 4 «Здоровье» (сейчас её присоединили к детской поликлинике), после медсестрой офтальмологического отделения в МУЗ поликлинике 1 города Пятигорска, где работает и сейчас.




А моя тётя, Тимофеева Анжела Тимофеевна после окончания медучилища устроилась на работу медсестрой в детскую стоматологию города Пятигорска. Работа в стоматологии вдохновила её на дальнейшее обучение. Она окончила Красноярский государственный медицинский университет и сейчас работает в Москве врачом – стоматологом.
Бабушка, мама и тётя – все они, несмотря на трудности в нашей стране, многие годы работают в медицине, помогая людям. Видя, как они работают с полной отдачей, вкладывая всю душу, я решила пойти по их стопам. Точно с профессией ещё не определилась, но очень хочу спасать жизни людей. Может стану врачом скорой помощи или буду хирургом…



После окончания школы всем предстоит сделать выбор своей профессии. Наступает время наконец-то найти ответ на вопрос: «Кем я хочу быть?». После долгих раздумий, я поняла, что хочу стать медсестрой.

Главная причина моего выбора – желание помогать людям. Медсестра также очень благородная профессия. Людям, которые лежат в больнице, не хватает заботы и внимания, а медсестра может утешить больного, когда никого нет рядом. Кроме того, гуляя по улице, я могу столкнуться с тем, что кому-то будет нужна медицинская помощь. Например, какой-нибудь пожилой женщине станет плохо, или молодой парень упадет и сломает ногу. Я хочу обладать профессиональными навыками и знаниями, чтобы помочь в таких случаях.

Я считаю, что профессия медсестры очень полезна. Она пригодится в жизни, ведь медсестра всегда знает, как оказать первую помощь. У меня есть родители, будут дети, и я хочу уметь оказывать им медицинскую помощь, которая может спасти им жизнь.

Медсестра должна быть доброй, уметь сопереживать, а эти качества у меня есть, поэтому я смогу стать хорошей медсестрой, которую будут ценить и уважать. Если я стану медсестрой и буду помогать людям, я буду чувствовать, что живу не зря и делаю что-то полезное для общества.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

    Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин

  • Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.

  • Анализ произведения Обломов Гончарова

    Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...