Учеба дается с трудом. Почему современным детям трудно учиться

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок - это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг - это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением - вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку .

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…

Сегодня не редки случаи, когда хорошо подготовленный, активный и перспективный ребенок в дошкольном возрасте поражает родителей своими успехами, но не оправдывает надежды на хорошую успеваемость в школе. Так почему ребенку трудно учиться?

Проблемы с учебой у детей

  1. Непонимание материала. Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.
  2. Отвлекающие факторы. Самый распространенный недуг нынешней молодежи – неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.
  3. Система нравственных ориентиров. Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

Тревожные сигналы о том, что вашему ребенку трудно дается учеба

  1. Ребенок не хочет обсуждать школьные дела. Он не рассказывает, как прошли занятия, что он изучает и какие у него новости.
  2. Поменялось отношение к школе и учебе. Ребенок стал относиться к школе со злостью и отстраненностью, не хочет туда идти. Возможно, ему скучно сидеть на уроках, потому что он уже знает материал, которые проходят другие дети.
  3. Малыш очень долго сидит за уроками. Время, проведенное за домашним заданием, увеличилось. У сына или дочери не осталось времени для отдыха и хобби.
  4. Плохое поведение в школе. Такая ситуация может быть связана с привлечением внимания. Дети и подростки не всегда могут связно и понятно объяснить свои проблемы. Тогда они приступают к активным действиям, которые, на их взгляд, всё объясняют. Пока ребенок растет, он учится социальным навыкам.
  5. Жалобы учителя на сына или дочь. Часто бывает так, что преподаватели больше родителей осведомлены о школьных проблемах детей. В этом случае необходимо поговорить с учителем или классным руководителем. Если он выражает беспокойство, то стоит приглядеть за своим чадом.
  6. Ухудшение сна и нарушение аппетита. Проблемы со сном и приемом пищи часто бывают связаны у ребенка со стрессом, который он получает в школе. Дети хотят радовать маму и папу хорошими оценками, а когда у них это не получается, они расстраиваются и не могут успокоиться. Подростки же уже понимают, что их успеваемость может повлиять на сдачу экзаменов и поступление в хороший вуз. Из-за этого они тоже волнуются.
  7. Плохая успеваемость. Если ребенок стал чаще получать низкие оценки, то неудивительно, что он не хочет идти в школу. Ему трудно справиться со школьной программой, поэтому он не хочет идти в учебное заведение.

Каким детям трудно в школе?

  1. Стеснительным. Им трудно заводить друзей, они некомфортно чувствуют себя среди незнакомцев и толпы людей. Им удобнее ощущать себя в своем собственном тихом мирке.
  2. Склонным к агрессии. Такие дети пытаются завоевать лидерские позиции в классе путем словесного и физического насилия. Но из-за специфических средств это у них не выходит, они не становятся популярными, что провоцирует их трудности в школе.
  3. Со слабым здоровьем. Физические слабые дети плохо усваивают школьную программу, им нужно больше времени на усвоение материала. Они часто пропускают школу из-за болезней.
  4. С высоким уровнем тревожности. Такие дети могут хорошо учиться и даже завести друзей, но им будет сложно в психологическом аспекте. Им постоянно кажется, что им что-то помешает, что у них ничего не получится.

В чём же причина трудностей в учебе?

Если ребенку трудно учится, нужно понять причины низкой успеваемости у детей. Понимание проблемы - это половина работы по ее решению. Первоклассник, поступая в школу, встречается с новыми задачами, которых действительно немало. Кроме учебных задач появляются эмоциональные трудности - новый коллектив, другие требования к дисциплине, порядки и правила. Способы подачи материала и сама школьная программа не идеальны и не учитывают особенностей развития маленького человека в разных возрастах. До школы ребенок учится в игре, а первоклассник уже должен усвоить информацию, неподвижно высиживая за партой длительное время. Это требует от ученика способности длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности, то есть иметь развитую сконцентрированное внимание.

Часто случается, что ребенок уже с первых дней обучения в школе должен заниматься не тем, что ему интересно и нравится, а тем, что требует от него школьная программа и учитель, и детям трудно начинать это. Процесс обучения невозможен без отработки навыков, без произвольного внимания. Иногда родители считают, что ребенок внимательный, а трудности с обучением возникают по другим причинам. Советуем учитывать следующие особенности: почти у всех детей хорошо развито непроизвольное внимание, а произвольное развивается до 7-10 лет жизни, то есть гораздо позже первого класса.

Именно от того, как ребенок способен концентрировать внимание, зависит успешное обучение. Развитие произвольного внимания поможет ребенку находить в памяти нужную информацию, отделять главное от второстепенного, выбирать правильные решения, осознанно работать на занятии, концентрироваться на поставленной задаче.

Курс эйдетики помогает как взрослым, так и детям развивать внимание и получать большие результаты от процесса обучения.

Детский психолог Елена Головина ответила на вопросы "Вечернего трамвая" о том, как родителям подготовить к начальной школе своих детей, как усадить за парту гиперактивного ребенка и помочь ему наладить контакт со сверстниками.

Елена Евгеньевна, не за горами 1 сентября, сотни детишек после садика пойдут в первый класс. Как правильно настроить ребенка на обучение в школе?

Это долгий процесс, недаром в детском саду он длится целый год, пока дети посещают подготовительную группу. Хорошо, если ребенок посещал занятия по подготовке к школе в том учебном заведении, где в дальнейшем будет учиться. Важно, чтобы к школе ребенок усвоил, что учеба - это его обязанность, знал школьные правила, представлял, как проходят уроки, какова роль учителя, владел базовыми умениями и навыками.

- Если ребенок гиперактивен, неусидчив, что делать родителям и педагогам?

Стоит разделить гиперактивность как синдром, который диагностируется медиками, и просто избыточную активность ребенка. Для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция. На уровне советов: важно сажать активного ребенка за первые парты, строго соблюдать режим дня, не стоит перегружать ребенка двигательной активностью, потому что, вопреки распространенному мнению, что "набегается и выдохнется", он, наоборот, растормаживается и не может успокоиться сам. И помнить, что активным деткам нужна помощь взрослых, потому что саморегуляция у них обычно развита слабо, нужно помогать им организовываться, начинать и заканчивать дела, помогать с уроками.

- Как мотивировать ребенка, чтобы он стал проявлять интерес к занятиям?

Универсального ответа нет. Для некоторых детей мотивация - это подарки и поощрения, кому-то важна похвала родителей, кому-то – хорошие оценки. Важен здесь пример родителей. Если ребенок видит, что родители с удовольствием относятся к своей работе, любознательны, активны, то и для него учеба будет интересной.

Насколько важно, чтобы с ребенком дома делали уроки? Продлёнка или репетиторы (няня) могут заменить домашнюю работу с родителями?

Задача родителей и педагогов на начальном этапе обучения – научить ребенка учиться. Поэтому хорошо, если родители помогут ребенку выработать алгоритм выполнения домашних заданий, будут помогать решать встречающиеся сложности. Здесь хорошо действовать по принципу "сначала вместе, а потом – сам". Если ребенок делает задания с репетитором или в продленке, то главное, чтобы у него не терялся контакт с родителями, если нет совместной учебной деятельности, то можно вместе общаться, гулять и т. д.

Что вы можете сказать о прессинге родителей, которые криками и ремнем пытаются «вбивать» знания в своих чад?

Если бы это приносило результат… Чаще родители используют такие методы от собственного бессилия. Тогда лучше передать задачи обучения педагогам, репетиторам.

Если ребенку тяжело дается учеба ­ плохо запоминает, не может сосредоточиться ­ в чем может быть причина и как поступать родителям?

Среди возможных причин могут быть и неврологические, связанные с особенностями развития ребенка, и психологические, связанные с особенностями протекания психологических процессов (памяти, мышления, внимания и т. д.), и педагогические, когда у ребенка не сформированы необходимые учебные навыки и умения. Лучше обратиться к специалистам, чтобы определиться с причинами и путями решения проблем.

- А если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками и он отказывается идти в школу?

Это сложный вопрос в конкретной ситуации нужно разбираться: узнать, что чувствует ребенок, возможно, он напуган или разозлился. Пообщаться с учителем, школьным психологом и вместе помочь ребенку адаптироваться в классе.

Знаю случай, когда девочка уговорила родителей перевести ее в другую школу из-­за конфликта в классе, а потом отказалась в нее ходить, потребовав вернуть ее в прежнюю школу... В каких случаях стоит идти на поводу у ребенка?

Мнение ребенка, безусловно, важно. Но школа кроме обучения школьным предметам еще и "репетиция" взрослой жизни, возможность научиться решать конфликты, вступать в отношения, принимать решения. Вопрос о смене школы часто стоит, если речь идет о травле, что серьезно травмирует ребенка. В остальных случаях, возможно, ему стоит помочь разобраться в конфликте, продумать возможные пути выхода из него, а иногда просто поддержать его.

29.08.2012 в 13:31, просмотров: 8527

Уважаемая редакция!
У меня душа болит за внука. Матвей наш пойдет уже в третий класс, но все никак не научится нормально читать и писать. Никак не могу понять, почему. Мальчик он старательный. В классе не хулиганит, ведет себя хорошо. Родители сами грамотные люди, и ребенка старались приучить к книжкам. Но все равно никак у него не получается. В школу он с первого класса ходит вместе со своим другом, Робертом. Подружились они еще в детском саду. Оба ребенка из хороших, культурных семей. Но у Роберта прекрасные оценки, а Мотя едва вытягивает. Почему так получается? Что не в порядке с моим внуком? Может быть, у него какие-то отклонения в развитии?
Людмила Д.

Уважаемая Людмила!

Можно понять и разделить вашу тревогу. Для большинства родителей, а также бабушек и дедушек, учебный год начинается с беспокойства о том, как будет успевать ребенок. Это относится к любой семье, но особенно к тем мамам и папам, чьим детям учеба дается нелегко. Да, вполне может быть, что у Матвея, как вы говорите, какие-то отклонения в развитии. Ни в коем случае не спешите с выводами. Чтобы разобраться, имеет ли место какая-то патология, нужно привлечь специалистов - медиков и педагогов. Но исключать такую вероятность тоже нельзя. Если вы обратитесь к журналу Parents или к другим популярным изданиям для родителей, то найдете массу статей по поводу часто встречающегося у школьников отклонения от нормы, которое получило название learning disability.

Что же это такое - learning disability, или сокращенно - LD ? Педиатры считают, что это неврологическое расстройство. Относительно LD существует немало мифов и преувеличений.

Некоторые родители, которым говорят, что у их сыновей или дочерей learning disability, впадают в панику. Другие же, напротив, не придают особого значения, считают, что дитя подрастет - все пройдет.

И то, и другое - неправильный подход. Не надо путать LD с умственной отсталостью, аутизмом. Не имеет также это никакого отношения к глухоте, слепоте и отклонениям в поведении. Никак не связано и с такими житейскими обстоятельствами, как частая смена школы или многочисленные пропуски занятий. Очень важно также понять, что когда дети иммигрантов изучают английский язык и он им не дается, не ищите в этом проявления органической неспособности к обучению. Трудности в освоении английского, который не является родным языком, - это совсем другой случай.

LD - это аномалия. Она проявляется в том, что дети испытывают трудности в чтении, письме, правописании. Им нелегко подыскивать объяснение значений слов, вспоминать и систематизировать информацию. Все это при условии, что они предоставлены сами себе, и их учат такими же методами, как и остальных сверстников, не испытывающих подобных трудностей.
Запомните, это важно: дети с learning disability требуют особого подхода и внимания, как в школе, так и в семье.

Да, LD не поддается лечению или исправлению. Это проблема на всю жизнь. Однако не следует воспринимать это как драму. Дети с LD - не глупее других, а иногда умнее. Знаете ли вы, что Альберт Эйнштейн не умел читать до девяти лет? Что аналогичные проблемы испытывали такие известные люди, как Уолт Дисней, генерал Паттон, вице-президент Нельсон Рокфеллер, актриса Вупи Голдберг? Это не помешало им достичь немалых высот в своей карьере.

По данным Национального Института здоровья, у 15 процентов населения страны - то есть у каждого седьмого американца - отмечены признаки LD в той или иной форме. Затронуты этой напастью 3 миллиона детей в возрасте от 6 до 21 года. Главным образом они испытывают трудности при чтении или другие лингвистические проблемы.
Learning disability - звучит, конечно, несколько устрашающе. Ведь «disability» - это в переводе «нетрудоспособность», «инвалидность». Так что же, значит, «неспособность к обучению»? Никогда не ставьте такое клеймо на своего ребенка. Пугаться не надо: при правильной поддержке со стороны взрослых мальчики и девочки с LD могут успешно заниматься в школе, а потом оказываются способны нормально работать и преуспевать в самых разных сферах.

Чем могут помочь родители? Поощрять сильные стороны своего ребенка, знать его слабости, понимать, как работает вся образовательная система, сотрудничать с профессионалами, постигать методы преодоления специфических трудностей.

Дженет Таббс более 30 лет работает консультантом в разных педагогических организациях. Она - автор семи книг. Сама вырастила четверых детей и имеет восемь внуков. То есть огромный опыт общения с детьми, как совершенно нормальными, так и имеющими разные отклонения от нормы.
Вот вкратце некоторые ее рекомендации родителям.

Learning disability проявляется в самых разных формах. Иногда в такой слабой, что вообще нелегко распознать. А иногда в столь разрушительной, что ребенок явно не выглядит в глазах окружающих так, как все остальные. Обычно родители и другие члены семьи поначалу дома воспринимают отклонения просто как некие странности. И лишь когда начинаются занятия в школе, учитель обнаруживает, что с этим мальчиком или девочкой не все в порядке. Нет никаких явных физических или умственных симптомов, но есть некоторые косвенные признаки. Среди них наиболее распространенные:

Базовые принципы. Не справляется с элементарными арифметическим расчетами.
Сложность в том, что ребенок не осознает, что с ним происходит. Так же, впрочем, как и окружающие. Взрослые часто объясняют школьные неудачи своих детей ленью, упрямством, глупостью или строптивостью.

Над ребенком, который не может читать и писать, смеются его товарищи. Он начинает бояться, что его вызовут к доске. Прибегает к отвлекающим маневрам - кладет голову на парту, вертит карандаш, рисует, шепчется, бросает книги и ручки на пол. Словом, устраивает «представления» для того, чтобы отвлечь учителя и привлечь к себе внимание. Если это удается и одноклассники поощряют «исполнителя», он продолжает забавляться и забавлять других. Вместо того, чтобы учиться. А в основе этого нераспознанного поведения - learning disability.

Есть во всем этом много сходства с другим отклонением, которое называется Attention Deficit / Hyperactivity Disorder - ADHD. Но это разные вещи, хотя проявляются вроде бы одинаково. Ребенок с повышенной активностью и дефицитом внимания на уроке скучает. Ему хочется больше, чем может дать ему учитель. И вот он разыгрывает из себя «клоуна» на потеху классу. В то время как школьник с learning disability и рад бы учиться и участвовать в том, чего хочет учитель, но не может в силу своих особенностей.

Итак, каковы же основные проявления learning disability?
Дислексия - расстройство, при котором возникают трудности в понимании письменной речи. Иногда называют «расстройством чтения».

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении, пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Иногда «проглатывают» начальные слоги. Скорость чтения невысокая.

Дислексия встречается у мальчиком чаще, чем у девочек. Считается, что существует генетическая предрасположенность к этому расстройству. Нарушение обычно становится очевидным ко второму классу. Иногда со временем смягчается, но не всегда.

Дискалькулия - неспособность к изучению арифметики. В основе - сложности с вычислениями с помощью цифр, неспособность оценивать количество предметов в поле зрения. Ни в коем случае не является свидетельством ущербности интеллекта. Люди с синдромом дискалькулии часто становятся художниками, скульпторами, поэтами.

Дисграфия - нарушение письма. Ученики младших классов пишут с трудом, им не даются диктанты. Упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Почерк неразборчивый. Дети постарше стараются пользоваться короткими фразами с ограниченным набором слов, но и в них делают множество ошибок.

Нарушения слухового и визуального процесса - Проблемы восприятия. При нормальном слухе и зрении дети испытывают трудности в понимании речи, в частности, объяснений учителя.

Уже говорилось о том, что даже когда у ребенка явно есть learning disability, родители могут во многом смягчить последствия и помочь своему сыну и дочери. Лиза Раппопорт, детский психолог, доктор наук, ассистент профессора педиатрии Медицинской школы имени Альберта Эйнштейна составила памятку для родителей. Советы, как нетрудно убедиться, хороши в любых случаях, страдают ли дети от learning disability или нет. Но особенно они важны, когда дети все-таки страдают от LD.

Составляйте расписание
Когда дети приходят из школы, им необходимо, перед тем как приступить к домашним заданиям, какое-то время расслабиться и отдохнуть. Вот в этот-то момент и помогите им наметить, что нужно сделать до того, как они отправятся в постель.

Сделайте список всего, что задано на дом, включая долгосрочные проекты. Против каждого задания поставьте предполагаемое время, необходимое для выполнения. Причем объясните сыну или дочери, что лучше включить в расчет побольше времени, то есть добавить какой-то «люфт». Проблема в том, что школьники, пока не приобретут достаточно опыта, не умеют правильно рассчитывать и, как правило, недооценивают сложность той или иной домашней работы.

Оцените ресурс внимания
Это тоже проблема - определить, насколько хватит сил у вашего ребенка, прежде чем потребуется перерыв. Обычно это зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Ресурс внимания у каждого индивидульный, и тут должно прийти на помощь ваше знание особенностей сына или дочери.

Планируйте паузы
После того, как станет ясна периодичность перерывов, обдумайте их продолжительность и обсудите с вашими мальчиками и девочками, чем бы они хотели их заполнить. Малышам и гиперактивным детям разных возрастов рекомендуется после каждых 20 минут занятий делать паузу. Но им достаточно побегать и попрыгать минут пять, не больше. Старшеклассники могут заниматься подряд час- полтора, а потом устраивать перерыв на 30-40 минут. Но все это, конечно, не догма. Любое расписание, которое удобно для ребенка, должно быть приемлемо и для родителей. Обычно оно устанавливается «методом проб и ошибок» и меняется по мере того, как дети растут.

Распределите время на уик-эндах
Нет ничего необычного в том, что школьники вспоминают о своих домашних заданиях в воскресенье вечером. Чтобы избежать стрессовой ситуации, позаботьтесь о том, чтобы еще в пятницу вечером у вас был составлен четкий план действий на субботу-воскресенье по принципу: делу время, а потехе - час.

Идеальное подспорье для управления временем - специальный блокнот, в который ребенок заносит все, что должен сделать - домашние задания, поручения от родителей, поездки по делам, встречи с друзьями. Указываются даты и часы. Сам процесс составления такого всеобъемлющего расписания - это шаг по упорядочению и организации жизни. Причем это не обязательно должен быть блокнот в буквальном, физическом смысле. Вполне можно делать все то же самое в электронной форме, используя компьютер или разные другие современные гаджеты.

Научив своих детей сызмала управлять временем, вы поможете им выработать навыки самостоятельности и умение ограничивать себя и устанавливать приоритеты. Все это совершенно необходимо, чтобы добиться успеха в жизни.

Дополнительную полезную информацию вы найдете также на других сайтах:
www.ldonline.org
www.ncld.org
www.teachlearning.com
www.readingrockets.org



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...