Ученическое самоуправление. Конкурс сочинений "каким я вижу ученическое самоуправление завтрашнего дня"

МБОУ Зазерской СОШ

Эссе на тему « Ученическое самоуправление – школа жизни или игра».

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. говорил: «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений, для достижения общественно значимых целей. Школа, конечно же, должна учить нас разным наукам. Но ещё она должна научить нас быть самостоятельными, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Современному обществу нужны люди способные к сотрудничеству, к самостоятельному принятию решений, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Самоуправление в школе способствует самовыражению и самораскрытию. Я полагаю, оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности пока в учебном процессе, а затем и во взрослой жизни. Самоуправлении способствует развитию таких качеств как ответственность, общительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, креативность, нравственность. Самоуправление воспитывает у ребят патриотизм, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе. Кроме того эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности , т. е. самоуправление способствует формированию опыта и умений, готовит к жизни в будущем трудовом коллективе.

Для нашего возраста главное – общение, а ученическое самоуправление предоставляет широкое поле для такого вида деятельности , и это способствует еще большему сплочению коллектива школьников, позволяет не замыкаться в кругу своих одноклассников, а взаимодействовать с большинством участников образовательного процесса. Сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. Самоуправление – это мощный фактор формирования навыков самовоспитания, самоутверждения. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны. Важным при этом является не только результат совместной деятельности, но и сам процесс.

Когда появилось самоуправление, школьная жизнь стала интересной, насыщенной и увлекательной. Например, выборы президента школы и правительства. Здесь мы знакомимся с элементами ведения избирательной компании. Проходят наши выборы на демократической основе (как выборы президента России), т. е. равные, прямые, тайные, добровольные. Основы демократии, конечно же, изучаются на уроках обществознания. Но сегодня, с целью формирования целостной личности, сознающей ответственность за свою судьбу и за будущее России, мы должны изучать демократию не только на уроках но и овладевать ею в жизненной практике. Это способствует формированию активной жизненной позиции, знакомит нас с правами и обязанностями граждан демократического общества, работой демократических институтов. Через свою практическую деятельность мы видим, что демократия требует совместных усилий, компромиссов и терпимости друг к другу.

Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Огромную роль в самоуправлении играют коллективные дела, в ходе которых происходит планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. У членов коллектива развивается потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценке и самоанализе. Очень мы любим дни самоуправления в школе. Когда сами составляем расписание уроков, выбираем директора, завуча, готовимся к урокам, а затем их проводим. Многие учащиеся нашей школы, благодаря этому, выбирают для себя профессию учителя в будущем. Мы устраиваем различные мероприятия в школе (самостоятельно составляем сценарии, придумываем номера художественной самодеятельности, конкурсы). Мы самостоятельно выпускаем школьную газету, где рассказываем о жизни школы, о наших планах, идеях. Проводит различные акции. В ходе чего формируется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этому тоже учит опыт участия в самоуправлении.

Школьное самоуправление дает каждому огромную возможность понять себя, осознать то, кем он является на самом деле. Провести некий самоанализ, после которого человек становится личностью с великими амбициями.

Самоуправление позволяет каждому налаживать отношения, слушать и слышать друг друга, понимать и принимать мнение каждого. Отсюда могу сказать, что роль самоуправления в том, чтобы выявить личностные качества человека, помочь реализовать себя в коллективе, чувствовать себя комфортно в окружении таких же как и ты и быть единым целым с теми, кто хочет менять мир к лучшему, стремится к достижению поставленных целей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОКУЙБЫШЕВСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


г.Новокуйбышевск

20014г.

Студенческое самоуправление: Методические рекомендации / - Новокуйбышевск: ГБОУ СПО «ННХТ» 2014.-27 с

Разработчик:

Кирдишева Н.В., преподаватель ГБОУ СПО «ННХТ»

Рецензент:

Щелкова О.Д. , зам.директора по НМР ГБОУ СПО

Тарасова О.П. , председатель ПЦК ГБОУ СПО «ННХТ»

Методические рекомендации по организации студенческого самоуправления как демократической формы самоорганизации деятельности студентов, способствующей их гражданскому и личностному становлению предназначены для педагогов образовательных учреждений. Особое внимание уделено методике проведения собрания, использованию в воспитательной работе метода общественного поручения, активизации привлечения студентов к самоуправленческой деятельности.

© ГБОУ СПО «ННХТ», 2014г.

Введение……………………………………………………..4

Групповое собрание……………………………………….10

Студенческий Совет……………………………………….11

Институт уполномоченных

Пути привлечения студентов к самоуправленческой

деятельности………………………………………………13

Примерный перечень постоянных и временных

индивидуальных и коллективных поручений…………..16

Литература…………………………………………………27

Введение

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:

    творческая инициатива;

    умение ставить цели и достигать их;

    самостоятельность в решении личных и общественных проблем;

    ответственность за себя и за других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует студенческое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в подростковой среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

«Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу». (В.Т.Кабуш. Ученическое самоуправление. – Мн.: «Полымя», 1998).

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2010).

Студенческое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Самоорганизация открывает перед студентами различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у студентов вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает студенту чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другого образовательного учреждения. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.

Условия развития (совершенствования)

студенческого самоуправления

    Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и студентами, их органами самоуправления.

    Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.

    Деятельностный подход в организации студенческого самоуправления.

    Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.

    Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.

    Стимулирование выполнения общественных поручений.

    Педагогическая поддержка студенческого самоуправления.

По мнению В.А.Караковского выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: «Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления.

Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность студентов на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление».

Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но у каждого строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.

Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Но при всем их разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление

Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)

Характеристика стадии

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность студентов в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления

Метод

Форма

Принцип

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

Совет секторов, Студенческий Совет.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения студентов к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает студентам знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у студентов по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у студентов навыки самостоятельной работы

Передает студентам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач


Самоуправление в группе

Вариант 1

Общестуденческий орган самоуправления образовательного учреждения

Собрание студентов

Советы групп(параллели) образовательного учреждения



Родительский комитет класса

Орган самоуправления студенческого общественного объединения


Постоянные объединения

    Общественно-политические

    Информационные

    Трудовые

    Милосердия

    Экологические

    Учебно-познавательные

    Спортивные

    досуговые

Временные формирования

    советы дел

    инициативные и творческие группы

    дежурные команды

    посты, дозоры, бригады

Микроколлективы групп

(содружества, товарищества, команды, объединения…)


Вариант 2

Студенческий Совет


Совет командиров

Дежурный командир


Команда «Забота»

Команда «Деловые люди»

Команда «Вахтенные»


Друзья малышей

Политинформаторы

Дежурные
Тимуровцы

Юные корреспонденты

Лаборанты

Менеджеры добрых услуг

Оформители
Консультанты

Трудовые объединения

Социологическая группа

Волонтеры порядка


Экологи

Лекторская группа

Медицинская служба


Юные краеведы
Миротворцы
Физорги

Групповое собрание

Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому студенту равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности студентов по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе.

Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:

    определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.);

    устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;

    устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;

    делегировать своих представителей в студенческие органы самоуправления и отзывать их по мере необходимости;

    заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления, отдельных студентов о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;

    решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;

    устанавливать поощрения и порицания в коллективе; подводить итоги работы;

    определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности

Главное назначение группового собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности студентов, роли первичного коллектива в жизни образовательного учреждения. Главные функции группового собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Практика работы студенческих коллективов показывает, что чаще всего проводятся собрания такого типа:

Тематические , посвященные определенным проблемам жизнедеятельности студентов.

Рабочие , на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей групп, обсуждение документов, регулирующих жизнь студентов и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.

Традиционные , связанные с традициями группы, образовательного учреждения ежегодные отчетные и выборные собрания.

Совместные с коллективами других групп, с родителями (в решении, например, вопросов эстетизации, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).

Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).

Проводятся групповые собрания примерно один раз в месяц. Но если студенты собираются вне плана, для решения вопросов – это свидетельствует о неформальном проведении собраний и ученическом самоуправлении. Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.

Групповое собрание – форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность студентов и педагога, организованная на основе равенства их прав как членов коллектива. На собрании студенты учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Педагог учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.

Исполнительный орган самоуправления.

Студенческий Совет.

Избирается на собрании из наиболее социально активных студентов или формируется из представителей микрогрупп. Избирается открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав студентов, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». Сроки функционирования исполнительного органа самоуправления, режим работы функциональные обязанности, структура также определяются на собрании.

Название определяется исходя из сложившихся традиций, специфики и творческого подхода в деятельности педагога и студентов; совет, совет организаторов, совет командиров, совет содружеств, ученический совет и т.п. Главное его назначение – регулирование жизнедеятельности коллектива в период между собраниями и реализация принятых решений.

При определении структуры исполнительного органа самоуправления, его постоянных и временных формирований учитывается структура (разделение на микрогруппы, существование общественных формирований), развитие основных видов деятельности в коллективе (познавательной, общественно-политической, экологической и т.п.), традиции, уровень развития коллектива.

Студенческий Совет необходимо наделить реальными полномочиями:

    осуществляет выполнение решений собрания студентов;

    распределяет поручения между членами коллектива;

    обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;

    систематически анализирует текущую работу коллектива;

    обсуждает оперативные дела;

    формирует временные исполнительные органы самоуправления;

    определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;

    направляет своих представителей в штабы, клубы, советы, комиссии;

    оценивает поступки членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.

Деятельность Студенческого Совета строится на основе плана работы. Совет отвечает за выполнение данного плана и решений собраний, организует их реализацию.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости или в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени. Ведет заседание командир или любой член Совета в порядке очередности или по желанию. На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, отдельными микроколлективами, группами по подготовке очередных одел, рассматривают вопросы поощрения активных студентов и т.д. О решении, принятом Советом, информируется весь коллектив, оно помещается в информационном уголке, газете, сайте учреждения.

Совет отчитывается перед коллективом по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе.

При исполнительном органе формируются постоянные (временные) подразделения для организации познавательной, трудовой, социальной, культурно-массовой, спортивно-туристской, экологической работы и др.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы (трудовая бригада, экологическая разведка, дежурные посты, служба милосердия, спортивные команды, поисковые группы и т.д.).

Институт уполномоченных

В каждом коллективе в систему студенческого самоуправления входят и уполномоченные. Это старосты групп, члены постоянных подразделений при исполнительных органах. Все они наделены определенными правами и действуют от имени тех органов. Которые они представляют.

Завершающим систему и важным ее компонентом являются поручения, включающие студентов в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность.

Выполняя общественное поручение, студент приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Все это в свою очередь содействует формированию социально активной позиции студентов, характеризующейся гражданской направленностью интересов личности, инициативой в ведущих для нее видах деятельности, непосредственным участием в развитии отношений и связей в коллективе, основанных на нравственных принципах общества.

Общественное поручение характеризуется двумя особенностями: с одной стороны, они носят характер полномочия, которое личность получает от коллектива, а с другой – характер обязательства, которое личность добровольно берет на себя перед коллективом. И в первом, и во втором случае имеется в виду, прежде всего моральное значение, т.к. речь идет о развитии чувства ответственности отдельной личности перед коллективом за порученное одело. Выполнение общественного поручения формирует не только организаторские навыки, а способствует, прежде всего, духовному росту студента, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность.

Практически любое общественное поручение несет в себе ролевую функцию, дает студенту новую, пусть временную роль командира или подчиненного, организатора или исполнителя, уполномоченного дела в другом коллективе и т.д. Через систему этих ролей и формируется у студентов опыт разнообразных общественных отношений.

При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов:

Назначение органом самоуправления;

    выборы полномочного лица открытым (закрытым) голосованием;

    коллективное доверие;

    очередность;

    конкурс;

    жеребьевка;

    личное желание;

    совет взрослого.

В зависимости от уровня развития коллектива, сначала можно использовать назначение, от назначения идти к выборности, от выборов – к очередности, от очередности – к добровольности, желанию.

При распределении поручений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, возможности подростков, их интересы и способности, необходимо постоянно и постепенно усложнять содержания поручений, расширять права и обязанности студентов.

Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.

Для успешного выполнения студентами общественных поручений необходима постоянная педагогическая поддержка:

    Доведение до понимания ребенка сущности и значимости поручения, его конечного результата. Организация первичного успеха.

    Определение характера деятельности по выполнению поручения (самостоятельно, коллективно, сроки выполнения; ориентиры деятельности, к кому можно обратиться за помощью).

    Обучение ребят, имеющих поручения, необходимым знаниям и умениям.

    Представление реальных возможностей проявить самостоятельность при выполнении поручения. Доверие и разумная требовательность к студентам.

    Развитие и укрепление отношений товарищеской взаимопомощи. Контроль за выполнением взятого поручения, отчетность ребят за порученное дело.

    Информирование студентов о ходе выполнения поручений.

    Оценка и стимулирование выполнения поручений (коллективом, который дал поручение, самооценка подростка, выполнявшего поручения, использование разнообразных форм и средств поощрения) с учетом индивидуального подхода к каждому студенту.

Система общественных поручений позволяет педагогу расширить представление об студентах, увидеть в каждом личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.

Анализ поручений, выполняемых студентами, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы со студентами.

Виды общественных поручений

Различают поручения коллективные и индивидуальные, постоянные и временные, эпизодические, сложные по содержанию и простые. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность студента.

По степени общественной значимости можно разделить поручения на несколько групп:

Первая – поручения, связанные с заботой о учебном заведении, с делами студенческого общественного объединения.

Вторая – поручения, выполняемые вне учебного заведения, в т.ч. по месту жительства.

Третья – поручения, выполняемые в группе, коллективе.

По степени и сложности организационного характера можно выделить:

    поручения исполнительского характера;

    поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);

    поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать, разработать, сделать что-то нестандартно;

    поручения, связанные с руководством группой;

    поручения инструктивного характера, когда надо учить других.

Выбор и распределение поручений определяются необходимостью конкретного коллектива студентов, задачами воспитания личности, наличием различных видов деятельности.

В развитии системы самоуправления большое значение имеет выполнение принципов, предъявляемых к работе с активом, институтом уполномоченных.

Принципы демократичности и выборности : выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.

Принцип сменяемости : А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.

Принцип отчетности : правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.

Принцип гласности : способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех студентов.

Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, возможно вручение активистам наказов, памяток, советов в организации выполнения поручения.

Пути привлечения студентов к самоуправленческой деятельности

Одна из тенденций развития студенческого самоуправления – увеличение числа студентов, принимающих участие в организации жизни студенчества. Это осуществляется разными путями:

    постоянное расширение сферы деятельности коллектива;

    расширение прав и обязанностей органов самоуправления;

    постепенное расширение связей с другими коллективами (как в учебном заведении, так и за его пределами);

    изменение способов привлечения студентов к выполнению организаторских функций;

    изменение характера отношений в коллективе;

    изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.

Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного

коллектива. Помогают создать этот стиль:

    • коллективное планирование;

    • организация временных советов дел (секторов,бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;

    • поочередное выполнение обязанностей членов собрания;

    • коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;

    • регулярные самоотчеты студентов о выполнении поручений.

Отдельные пути и формы работы,

которые ставят студента в позицию активного участника самоорганизации деятельности

Коллективное планирование – один из путей привлечения всех студентов к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности студентов и разнообразные формы:

    конкурс на лучшее предложение в план;

    обсуждение проектов, разработанных микрогруппами;

    анкета по изучению мнений ребят;

    коллективный творческий конкурс;

    тематические задания по планированию микрогруппам;

    публичная защита проектов и предложений;

    час вопросов и ответов;

    разведка полезных дел;

    создание банка идей и предложений;

    аукцион форм работы;

    Деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.

В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности студентов.

Разработка модели самоуправления

С целью включения студентов в процесс разработки модели самоуправления, обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности, повышения роли самоуправленческой деятельности можно использовать такие формы и методы, как анкетирование, работу тематического центра, конкурс эссе «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», КТД «Самоуправление: конкурс проектов», трибунарий, дискуссионная трибуна «Самоуправление: миф или реальность», технология «Мастерская будущего» и другие.

Примерная анкета для студентов

    Как ты понимаешь слово «самоуправление»?

    Каким, на твой взгляд, оно может быть?

    Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, преподавателя в студенческом самоуправлении?

    Какие вопросы может решать Студенческий Совет?

    Как ты думаешь, что могут организовать ребята самостоятельно?

    Какое поручение ты хотел бы выполнять?

    Твои предложения в организации студенческой жизнедеятельности.

Технология «Мастерская будущего»

(по С.К.Кашлеву)

Цели: содействие развитию ценностных ориентаций, приобретению студентами опыта творческой деятельности, осуществление моделирования путей совершенствования студенческой жизнедеятельности.

Необходимое оборудование:

    листы ватмана и маркеры для каждой творческой группы;

    листы бумаги любого формата (по два для каждого участника).

Порядок реализации технологии.

Вводная беседа . Педагог знакомит студентов с целями и задачами, порядком и условиями проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии, или проблему предлагает педагог. К примеру «Совершенствование студенческой жизнедеятельности Возможно взять проблему организации конкретной деятельности, отношений в группе, развития студенческого самоуправления.

Первый этап . Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5 минут зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-«) аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на другой – все «-«).

Затем каждый из участников называет результаты своей аналитической работы.

После выступления студентов педагог закрепляет листки с «+» на одной части стены (или доски), а листки с «-« - на другой.

Этап критики заканчивается обобщающим комментарием педагога (возможно создание двух аналитических групп из участников для обобщения результатов).

Второй этап . Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью до 7 человек и разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы.

После того как проекты подготовлены и оформлены на листах бумаги большого формата, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы.

Для разработки моделей педагог может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, цели, принципы (возможно, правила, законы), направления и виды деятельности, формы работы, органы самоуправления для их реализации, общественные поручения, взаимодействие в учебном заведении и вне ее и т.п.

Третий этап . Реальные действия. Тем же творческим группам предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые уже можно сделать сегодня.

После того как действия согласованы, каждая из групп предлагает их на общее обсуждение. Заканчивается этап комментарием педагога.

Четвертый этап. Рефлексивный. В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:

    зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;

    определить причины данного состояния;

    дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития. Педагог завершает анализ и подводит итог реализации технологии.

Трибунарий «Самоуправление: миф или реальность?»

В данной форме может быть проведен один из классных часов или студенческое собрание.

Цель: формирование общественного мнения, определение направлений развития студенческого самоуправления и коллектива.

Организатором трибунария может стать Совет или специально созданный Совет Дела. Он разрабатывает порядок проведения игры, вопросы для обсуждения, атрибуты дела, распределяет задания творческим группам или отдельным студентам.

Перед началом трибунария в информационном уголке целесообразно поместить объявление о его проведении и предлагаемые вопросы. Накануне можно провести и специальное анкетирование (варианты: эссе «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», «Наш коллектив»; недописанный тезис «Самоуправление – это…»).

Примерное объявление: «Приглашаем всех желающих принять участие в работе трибунария. На это время каждый студент становится свободным трибуном, который имеет право:

    задавать любые вопросы классному руководителю, товарищам, студенческому активу;

    высказывать свое мнение о деятельности самоуправления;

    предлагать, как сделать жизнь студента интереснее, каким должно быть настоящее самоуправление студентов.

Примерные вопросы для обсуждения:

    Самоуправление – это управление собой или самостоятельная организация жизнедеятельности студенческого коллектива?

    В каких областях жизни студенты обладают реальными правами? Почему?

    Какие вопросы ребята могут решать сами?

    Какова роль педагога в студенческом самоуправлении? Почему такая?

    Что мешает быть сплоченным коллективом?

    Активная жизненная позиция: как ты это понимаешь, актуальна ли она сегодня?

    Твое видение, представление о том, каким должно быть настоящее самоуправление.

Примерные формы проведения трибунария: народное вече, парламент, народное собрание в Древнем Риме, межгалактический митинг и т.п.

Выбранная форма определяет творческую заставку, распределение ролей и терминологию. В любом случае устанавливается шесть трибун: критики, вопросов, предложений, Студенческого Совета, пресс-сектора, ведущих.

Ход трибунария.

    Творческая заставка.

    Предложение ведущими вопросов (проблем) для обсуждения и правил ведения дискуссии.

    Обсуждение вопросов (последовательно или всех вместе). Выступления студентов – свободных трибунов – с мнением творческих групп или своим собственным.

В ходе выступлений работает пресс-сектора, которая анализирует и обобщает мнения ребят, вырабатывает проект решения, по мере необходимости задает вопросы выступающим.

    Завершение дела в соответствии с выбранной формой трибунария. Подведение итогов. Принятие решения.

Общее собрание

Собрание формирует общественное мнение, способствует выработке навыков и умений демократической культуры студентов, представляет право каждому принять участие в обсуждении существующих проблем в своем коллективе. Собрание становится школой формирования демократической культуры при соблюдении определенных педагогических условий:

    Тематика собрания должна соответствовать потребностям коллектива, быть интересной, расширять поле социальной активности каждого студента. Тематика не придумывается, она является результатом анализа жизнедеятельности коллектива.

    Привлечение студентов к подготовке собрания:

    работа редколлегии (пресс-сектора) по его информационному обеспечению;

    изучение общественного мнения по вопросам, которые выносятся на собрание (анкетирование, экспресс-опросы, незаконченный тезис…);

    подготовка выступлений ребят, органов самоуправления, творческих групп.

    Активное участие ребят в собрании. Приемы включения студентов в обсуждение темы собрания могут быть такими:

    Выдвинутые предложения на собрании надо защитить вслух, доказать их значимость и важность, показать пути решения.

    Выборочное интервью в процессе обсуждения конкретного вопроса, одела, предложения. Ведущие собрания задают вопросы отдельным студентам, органам самоуправления, педагогу, родителям.

    На собрании действует специально подготовленная группа «скептиков», которая сомневается, задает проблемные вопросы, заставляет искать доказательства.

    Во время собрания работают аналитическая группа и пресс-сектор (пресс-центр, пресс-группа). Они собирают письменные вопросы, записывают мнения и конструктивные высказывания ребят, классифицируют предложения, задают встречные вопросы выступающим. Обобщенные мнения и предложения ребят оформляются и вывешиваются на всеобщее обозрение. По ходу собрания могут «появляться» лозунги, призывы, плакаты, дружеские шаржи, реклама, экспресс-газеты.

    В соответствии с темой собрания в его проведение включается, например, выступление агитбригады, «Живой газеты»,;

элементы таких групповых форм работы, как «Корзина грецких орехов», «Дискуссионные качели», «Проблемы и аргументы», «Конверт дружеских вопросов» (по Н.Е.Щурковой).

    На собрании комплектуются творческие (проблемные, тематические, инициативные) группы, которым дается задание что-то придумать, внести предложения, распределить задания, подготовить решение собрания и т.п. Для этого можно сделать небольшой перерыв или провести творческий конкурс, игру.

    В начале собрания объявляется конкурс на лучшее выступление, нестандартное предложение, важную, полезную идею. Итоги подводит специальная группа ребят (Студенческий Совет) или все вместе голосованием.

    На собрание можно пригласить специальную группу «экспертов» (преподаватели, родители, социальные партнеры). Они последними высказывают свои мнения, отвечают на вопросы ребят.

    Коллективное обсуждение вопросов собрания в микроколлективах, где каждый высказывает свое мнение, предложение. Общее мнение группы представляет ее лидер (командир). Возможно распределение конкретных вопросов по микрогруппам.

    Подготовка проекта решения. Желательно, чтобы он предусматривал возможность выбора решений, расширение предлагаемых предложений. Обсуждение проекта может пройти по микрогруппам, в форме творческого конкурса на оригинальное решение, аукциона предложений, банка идей и т.д. Полученные предложения обобщаются аналитической группой (или группой экспертов). В решении предусматривается конкретная деятельность, сроки исполнения и ответственные. Вывешивается решение в информационном уголке.

Совет дела

Это один из наиболее эффективных путей включения студентов в самоорганизацию деятельности. Как правило, в одно из таких формирований должен входить каждый член коллектива независимо от его статуса и поручения. Таким образом, каждый студент получает право принять участие в разработке, проведении и анализе нескольких организационно-деятельностных проектов. Создаются они и по желанию, и на основе свободной выборности, и по назначению совета. Советы дел дают возможность занять активную позицию каждому в жизнедеятельности коллектива.

Деятельность советов дел строится по управленческой логике:

    планирование и подготовка конкретного дела;

    организация и проведение;

    анализ и оценка;

    принятие решений о дальнейшей деятельности.

При подготовке дела могут быть распределены поручения:

    командир совета дела;

    сценаристы – подготовка плана и сценария дела;

    снабженцы – обеспечение всем тем, что необходимо для проведения дела;

    исполнители – участники театрализованного представления, агитбригады и т.п.;

    музыканты – обеспечение музыкальной части, музыкального оформления;

    игротехники – проведение игровых пауз, игровых программ;

    дежурные – организация дежурства в фойе, зале; прием гостей;

    управление – обеспечение связей между группами, другими коллективами, хода подготовки и проведения дела.

Дежурство

Позволяет вовлечь студентов в организацию студенческой жизни. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, что объясняется сравнительной простотой его организации и потребностью в привлечении самих студентов в формирование культуры поведения и организацию четкого распорядка студенческой жизни. Для того, чтобы дежурство проходило неформально, возможно Совету разработать инструкцию или положение о дежурстве. В ней определяется общий порядок организации дежурства. Обязанности и права дежурных, ритуал передачи дежурства, его оценка и поощрение.

Разработка документов , определяющих социально-правовые основы и нравственно-этические ценности коллектива: права и обязанности студентов в организации самоуправления, права и обязанности органов ученического самоуправления и ребят, выполняющих конкретные общественные поручения, кодекс чести или кодекс студента.

Возможно проведение конкурса между микрогруппами на лучшее символическое обозначение своего коллектива (эмблема, девиз, правила, законы, заповеди).

Коллективный анализ студенческой жизнедеятельности

Может осуществляться как после проведения конкретного дела, так и за определенный период (семестр, год). Он способствует определению личностной значимости дела, своей деятельности, уровня развития и саморазвития, взаимодействия и отношений в коллективе.

Подведение итогов и анализ дела и деятельности может сначала осуществляться в микрогруппах, а потом на общем собрании коллектива.

Включению каждого в анализ дела способствует применение технологии рефлексии: «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Время на шум», «Заверши фразу», «Острова», «Цепочка пожеланий» и др.

При подведении итогов деятельности, уровня взаимодействия в коллективе могут быть использованы экспресс-опрос «Дела группы. Как я в них участвую», мини-сочинения, методы шкалирования и ранжирования, методики «Мишень активности», «Чудо-дерево», программа «Достижения» и др. (Приложение 3).

Награды и поощрения

Каждый коллектив может разработать свою систему поощрений за активное участие в жизнедеятельности коллектива, выполнение общественных поручений: грамоты, благодарности, самодельные медали, вымпелы и значки, присвоение званий и рангов, благодарственные письма родителям, фотографирование и т.д.

Например, значки могут быть по различным направлениям деятельности: юный турист, краевед, эколог, друг малышей; медали победителям в различных конкурсах и их организаторам, а также – «За помощь товарищам», «За выдумку и творчество», «За настойчивость в достижении цели», «За самые интересные идеи», могут быть присвоены активным ребятам звания (инструктор, организатор, исследователь, рационализатор) и ранги: испытатель, лидер, советник, мастер).

Может быть утвержден символический значок коллектива: улыбки, верности, доверия, милосердия, дружбы.

Педагогическая поддержка студенческого самоуправления

    Помощь в разработке системы самоуправления (какие поручения, их содержание и функции, формы и содержание собраний, диагностико-аналитическая работа) и внутриколлективных документов (памяток, положений, правил и т.п.).

    Обучение организаторским навыкам и умениям в выполнении поручений.

    Вовлечение ребят в самоуправленческую деятельность (через временные поручения, стимулирование активного участия в делах, коллективную творческую деятельность).

    Объединение усилий всех работающих педагогов, а также родителей на решение общих задач.

    Индивидуальная работа с членами актива.

    Помощь в анализе деятельности, принятии конкретных решений и их выполнении.

Показатели развития самоуправления

    Самостоятельность в принятии и реализации решений.

    Равенство прав членов коллектива.

    Инициативность и творчество.

    Единство прав и обязанностей членов коллектива.

    Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.

    Ответственность членов коллектива за его дела.

    Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.

    Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

Примерный перечень постоянных и временных индивидуальных и коллективных поручений

Общественные: политинформатор, политообозреватель, политолог, член лекторской группы, агитбригады (агиттеатра), член совета музея, клуба, штаба, центра, общества гражданско-патриотической направленности («Политика и ты», «Правовед», «Патриот», «Твое мировоззрение», «Милосердие», «Забота»), экскурсовод, член поисковой группы, КИДа, юный следопыт, тимуровец, миротворец, член пресс-центра (редколлегии), службы информации, центра общественного мнения (социологической группы), радио-, видео-, кино-, телецентров, юнкор (собственные и специальные корреспонденты), фотокорреспондент, член совета справедливых, юный краевед, архивариус (летописец).

Трудовые : члены ремонтных бригад, трудового объединения, бюро добрых услуг, дежурных постов, обществ охраны природы, памятников истории и культуры, член совета школьного лесничества, организатор работы по месту жительства.

Учебные : консультанты по предметам, библиотекарь, организатор познавательных конкурсов и предметных олимпиад, член клуба интеллектуальных игр, научного общества, библиотечного совета.

Спортивно-игровые : физорг, инструкторы по спорту и туризму, член спортивного, туристского клуба, организатор, судья по различным видам спорта, член художественного совета, артцентра, жюри конкурсов и соревнований, совета клуба любителей искусств, кинотеатра, затейник, игротехник, культуролог, организатор.

Организационные : командир (председатель) и члены Совета, член студенческого комитета (совета, организаторы различных видов деятельности студенческого коллектива, командиры профильных объединени, профильных отрядов, член творческой, инициативной группы, совета дела, организатор работы с младшими, руководитель мини-кружка для младших ребят, дежурный командир, староста группы.

Информационно-пропагандистская группа (служба)

В зависимости от возраста в ее состав могут войти:

    политинформаторы (политобозреватели, политологи);

    юные лекторы (пропагандисты);

    члены агитбригады (агитколлектива);

    организатор наглядной информации (член редколлегии или пресс-сектора);

    члены социологической группы по изучению общественного мнения;

Пресс-сектор организует:

    работу информационно-пропагандистской группы;

    подготовку и проведение информационных часов, политинформаций, устных журналов, «круглых столов», пресс-конференций и т.п.;

    подписку на молодежные периодические издания;

    участие студентов в общественно-политических компаниях и акциях;

    встречи с интересными людьми, специалистами государственных и общественных организаций;

    поддерживает связь с клубами, штабами, центрами гражданско-патриотической направленности, музеем, библиотекой, государственными учреждениями в социуме.

    знакомство ребят с событиями государственной внутренней и внешней политики, общественной жизни РФ;

    общественно-политическими событиями в мире;

    пропаганда одной или нескольких наиболее важных проблем для идейного роста и гражданского становления студентов;

    включение их в общественно полезную деятельность, социально значимую акцию, общественно-политическую кампанию;

    выявление мнений по актуальным проблемам молодежной политики государства, проблемам мирового сообщества;

    обсуждение информационно-аналитических программ телевидения, материалов общественно-политического характера;

    периодических изданий;

    создание соответствующей стендовой информации, информационно-политических изданий студенческого коллектива и др.

Литература

    Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2010. – (Педагогика. Психология. Управление).

    Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

    Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991.

    Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных руководителей и педагогов-организаторов. – Мн.: «Полымя», 1998.

    Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Выш. шк. – 2002.

    Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

    Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

    Педагогическая диагностика / Под ред. А.И.Кочетова. – Мн., 2009.

    Планирование воспитательной работы: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

    Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

    Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2002.

    Самоуправление в школе/ Сост. Вавуло В.В., Крючкова О.В., Хаткевич О.А. – Мн.: «Красико-Принт», 2002. – (Серия «Деятельность классного руководителя»).

    Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд. дополн. – М.: ЦГЛ, 2002.

    Шмаков С.А. Волшебное слово «сам». – М.: Мол. гвардия, 1988. – (Для тех, кто работает с пионерами).

Что ж, затем в моей жизни наступила пауза, я устроилась на работу на завод, уборщиком, но чем дольше я работала, тем больше понимала, что образование нужно получать, и заставлять себя идти дальше. Тут, видимо, кто-то свыше решил, что мне еще рано прекращать эту самую паузу и у меня заболела мама. Длиной в целый год мы боролись вместе за её жизнь и здоровье. Сначала операция, а затем долгие месяцы на восстановление после нее. Всё это время не утихал круговорот мыслей в моей голове. Все эти долгие месяцы мои размышления о смысле жизни приходили к одному логическому шагу, пора идти учиться.

К девятнадцати годам многие уже учатся в институтах и радуются студенческой жизни, мне же необходимо было получить среднее образование - одиннадцать классов. Честно сказать, было страшновато, а вдруг мне дорога в уборщики? Но, откинув никчемные сомнения, передо мной встал выбор - куда же пойти? Кто примет девятнадцатилетнюю девчонку с девятью классами? В техникум я идти не захотела, не найдя в их списках профессии, которая бы меня заинтересовала, и мой выбор пал на «Профессиональный лицей №46». «Профессия парикмахер, никогда с голоду умереть не даст, всегда смогу заработать на хлеб своими руками» - думала я. Моя прошлая жизнь не хотела меня отпускать, и я не сразу начала учёбу, принеся документы, мне сообщили, что группы укомплектованы. «Ждите, сообщим, могут быть передвижения по группе!» - сказали мне. И я стала ждать, через день, названивая в лицей. Две недели прошли в утомительном ожидании и надежде. Снова звонок и секретарь сообщает, что освободилось место! В этот же день я уже сидела на занятиях.

Постепенно я вошла в учебный процесс и стала достаточно неплохо учиться, ведь до школьных злоключений я была почти отличницей. Как ни странно, ощущения отчужденности не было. Сначала я стала старостой группы и ходила на собрания Совета лицея, где предлагала свои коррективы по деятельности самоуправления лицея. Почти сразу начались всякие мероприятия разных направлений, и педагоги часто вовлекали нас - первокурсников в них. Эврика! В один день, ко мне подходит наш мастер ПО и просит поехать на форум, так как участница, которая должна была ехать, приболела. Форум «Поколение 2020», стал первым мероприятием, в котором я отличилась. Я с воодушевлением участвовала в спорах и обсуждениях, и даже дала интервью местной молодежной программе, а по окончанию мероприятия получила «Диплом за активное участие», который выдавали далеко не всем. После чего началась моя активная волонтерская деятельность. Свою значимость для развития лицея и обучающихся мы особенно почувствовали через участие в молодежном турнире самоуправления в 2010 году, который позволил определить четкую позицию в развитии ученического самоуправления на примерах других команд.

Чувство собственной значимости для лицея не переставало меня покидать, ощущение, что ты играешь важную роль в общественной жизни великолепно! Меня постепенно покинула депрессия и появился интерес к обучению, не стало того гнетущего чувства собственной ненужности.

На втором курсе я уже председатель Совета Лицея, и деятельность нашего самоуправления стала более активной. Еще больше мероприятий требовало моего участия, а также крепкой сплоченной команды самоуправления. Очень важно то, что ответственность меняет модель поведения, в котором мы осознаем, что есть на твоем пути союзники и у тебя есть шанс стать частью команды.
Уроки закончены. Сбор Совета. Кажется, сил уже нет совсем. А начнешь работать в команде - и общее дело, словно родниковая вода, промывает изнутри. Это особое ощущение, когда результат звучит не откуда-то в отчете, а вокруг и внутри тебя!

Совсем недавно, произошло еще одно событие, которое дало толчок к новому направлению в моей жизни. Это визит профессора политологии из с лекцией по геополитике. Он зажег мой интерес, и после его выступления я решилась подойти и задать пару вопросов и обсудить некоторые детали. После моего красноречивого монолога он спросил меня: «Что вы собираетесь делать после окончания вашего лицея? - Пойду работать,- уверенно ответила я. - Знаете что, Вы обязательно должный пойти учиться дальше, нам нужны такие люди как вы! - Не знаю, потяну ли? - ответила я, - Потяните, еще как потяните!» Эти слова меня ударили, будто током и я поняла, что он прав, мне нужно идти дальше. С этого момента в мои планы входит поступление в институт и продолжение активной позиции в деятельности самоуправления.

К чему такая долгая история, может спросите Вы? Так я отвечу!

Самоуправление сыграло очень важную роль в моей жизни, благодаря ему я узнала очень много интересных людей, я почувствовала силы и уверенность в самой себе. Я преобразилась внутренне и начала преображаться внешне! Обучение стало не скучной рутиной, а насыщенным и интересным событием. Самоуправление - это ответственность, которую очень интересно нести, и я, как лидер нашего лицея хочу, чтобы оно развивалось во всех учебных заведениях, пробуждало в молодых людях массу позитивных эмоций, толчков к саморазвитию!

В общем деле воплощается душа. Участвуя в общем деле, мы раскрываем свою личность, становимся ближе к самой сути своего бытия.

Ждем ваши комментарии и приглашаем на наш будущий турнир - http://turnir.mmforum.ru/

Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы...»
(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного...»
(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

Представляем вашему вниманию подборку самых лучших афоризмов и цитат об образовании. Здесь есть как современные цитаты, так и классические. Каждый найдет для себя интересные афоризмы, которые направят на правильные размышления и действия.

Часть 1: цитат об образовании

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Конфуций

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.
Марк Твен

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Часть 2: цитат об образовании

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Васильевич Гоголь

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон

Некоторые идут в университет, чтобы научиться думать, но большинство - чтобы научиться тому, что думают профессора.

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов

Часть 3: цитат об образовании

Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.
А. Шопенгауэр

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Образование не может быть собственно целью.
Ханс Георг Гадамер

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Конфуций

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет.
Т. Джефферсон

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю

Часть 4: цитат об образовании

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Суворов А. В.

Книжная ученость - украшение, а не фундамент.
Мишель Монтень

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Дидро Д.

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Конфуций

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Демокрит

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Кант И.

Образование - лицо разума.
Кей-Кавус

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.
Саади

Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.

Если вы знаете какие-нибудь интересные афоризмы и цитаты об образовании, то пишите в комментариях.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...