"Уходили парни из Афгана… - сценарий вечера-встречи с афганцами". Самая дорогая для вас награда? – Игорь Ипполитович, как вы попали в Афганистан

Интервью воина-"афганца" Олега Кондратьевича Красноперова. Вопросы задает Дмитрий Зыкин.

Кем Вы были на войне?

Я служил во взводе связи первого батальона 357 полка. В Афганистане находился с 1983 по 1985 год. Но сначала полгода провел в «учебке» в Фергане, где нас готовили к боевым действиям. Считаю, что подготовили нас отлично: укрепляли физически, проводили тактические занятия, учили работать с техникой и т.д. А когда узнал, что поеду на войну, было такое, несколько азартное отношение. Даже ощутил кайф! Не забывайте, что мы тогда были молодыми парнями и рвались в бой. Серьезность пришла позже.

- Ваши первые впечатления от Афганистана?

Кабул показался мне серым и грязным городом. Это не СССР, не родной дом, и чужая земля приняла нас как-то не очень. А дальше все пошло обыденно: утром подъем, зарядка и проч.

Как Вы из мирного человека превращались в бойца?

Вы знаете, я до войны думал, что пули свистят, а они на самом деле шуршат. Звук совсем не такой, как это показано в кино. Причем на первых порах страха я не чувствовал, потому что просто не осознавал опасности. Но потом, когда возвратился с задания и начал думать о том, что произошло, то стало жутковато. Я же видел, как ранило товарища, и хочешь - не хочешь, а прокручиваешь в голове, что такое могло случиться и со мной.

Но долго о страхе думать не приходилось. Мы были загружены физическими занятиями, политической подготовкой и так далее. И, кстати, я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан.

Самый тяжелый момент службы можете назвать?

Да. Помню, мы сопровождали колонну и попали в засаду. Мне надо было связь поддерживать и от огня скрываться. Я говорю товарищу: «Прячься за броню, ложись за башню!» Мы уже вырывались из засады, почти выехали, и тут издалека, на излете пришла к нему пуля и попала точно в сердце… Вот это мне было тяжело пережить.

А было ли что-то веселое на войне?

Да, и еще какое! Я даже сейчас смеюсь, вспоминая, как ловил дикого козла. Мы ушли в горы, взяв с собой сухой паек, и обычно, когда паек подходил к концу, нам с вертолетов сбрасывали провиант. Но в тот раз «духи» заняли высоты рядом с нами и не подпускали наши «вертушки». Время идет, мы уже есть хотим, а тут вижу – стадо козлов. Я за одним урвался и начал его ловить. А он от меня уходит, причем движется как раз в сторону «духов».

Пристрелить его я не мог, потому что тогда вызвал бы огонь противника на себя. Крадусь, значит, за козлом, он все ближе и ближе к позиции душманов, и меня уже снизу по рации предупреждают, что «духи» за мной наблюдают. Но тут я его все же схватил, закинул на спину и давай с ним бежать к своим. Приволок я его, развели огонь, но так, чтобы его не заметил противник: пламя сверху накрыли палаткой. Командир взвода разделал козла, устроили шашлык на шомполах и стали есть. Мясо горькое! Соли нет. В общем, до сих пор козлятину терпеть не могу.

Кстати, а что входило в паек?

Пайков было несколько разных видов. Существовало пять эталонов, и все отличные. Первый эталон и вовсе включал в себя так много еды, что суточной нормы могло хватить на неделю. Кормили кашами, галетами, сосисочным фаршем, «завтраком туриста», паштетом, шоколадом. Пили фруктовый сок и чай.

Самая дорогая для вас награда?

Я участвовал в разных заданиях. Например, авиа- и артиллерийские наводчики отправлялись на высоту. Мы их прикрывали, и я обеспечивал связь. Приходилось и стрелять. Кстати, советское оружие – самое лучшее.

А самая памятная награда – это медаль «За отвагу». В тот день пуля пробила аккумуляторы в рации, антенну тоже подрезало, но меня учили, что делать в таких случаях. Батареи быстро заткнул подручными средствами, чтобы кислота полностью не вытекла, и я продолжил поддерживать связь с командованием, которое координировало движение нашего отряда десантников. «Духи» шли за нами, а по рации мне передавали, как правильно уйти от них. Моя задача в том и заключалась, чтобы обеспечить связь и вывести людей. Вот за это меня и наградили.

Уровень очень высокий. Я часто вспоминаю капитана Сергея Ильича Капустина. Это потомственный офицер, еще его дед служил в армии при царе. Сергей - отличный командир, он за солдата душу отдаст. Рядовые тоже показали себя настоящими, твердыми воинами. Мы понимали, что защищаем южные рубежи СССР и исполняем интернациональный долг. Мы знали, за что воюем. Сейчас всякое рассказывают про ту войну, но я говорю, как есть, как реально думали те, кто служил. Кстати, приезжал к нам и тогдашний министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов. В быту он держался, как простой человек.

Как складывались межнациональные отношения в советской армии?

Никаких проблем не было. Вместе нормально служили русские, белорусы, узбека Сержемана мы звали Сергеем. Он, кстати, был отличным переводчиком. Я лично дружу с татарином-«афганцем», Родионом Шайжановым (интервью с ним опубликовано - Прим. Ред.). Между прочим, никакого издевательства «дедов» над молодыми не было. Относились друг к другу как к товарищам.

Как относились к вам местные жители?

Дети везде одинаковы. Побегают к нам, мы им даем галеты, сгущенку, сахар. Они знали слово «дай», и, подходя к нам, говорили: «дай-дай-дай». А взрослые вели себя настороженно, напряженно. Вообще там царил феодальный строй, люди обрабатывали землю мотыгой, хотя тут же рядом мог лежать и японский приемник Panasonic. На что они его покупали, даже не представляю. Не за наркотики, это точно. Наркотой там занимались другие, мы их называли «караванщиками». А остальные в основном возделывали пшеницу, торговали пшеницей, а также чаем.

Что скажете о противнике?

Экипирован он был даже получше нашего. Удобные спальные мешки, ботинки, камуфляж – все американское. Поставки «духам» шли через Пакистан. Что касается боевых качеств, то были там и хорошо обученные в Пакистане душманы, но в основном – это обычные крестьяне, и нельзя их назвать матерыми воинами. Вооружены они были китайскими «Калашами», английскими винтовками «Бур», а в крупных группировках встречались и минометы, и легкая артиллерия. Они вели, по сути, партизанскую войну, и я ни разу не видел, чтобы у них были танки или боевые машины пехоты.

Как сложилась Ваша жизнь после войны?

У меня все нормально. Знаете, люди часто жалуются на то, что у них то работы нет, то приняли их как-то не так, то еще что-то. Но я считаю иначе. Кто хочет работать, тот работает, кто хочет пить, тот всегда найдет бутылку. И я не согласен с теми «афганцами», которые стали обвинять власть в своих проблемах.

Интервью с ветераном боевых действий, полковником милиции в отставке Андреем Командиным.

15 февраля — для многих особенный день. Двадцать пять лет назад в этот день выводом советских войск из Афганистана закончилась десятилетняя война, в которой СССР потерял 15 с лишним тысяч солдат и офицеров.

Андрей Командин, полковник милиции в отставке, — один из тех, для кого афганская военная кампания стала настоящей школой жизни. В феврале 1985-го в составе 12-го гвардейского мотострелкового полка он пересек советско-афганскую границу возле Кушки. Потом — Герат, где молодому лейтенанту предстояло прослужить два года.


Боевое крещение случилось уже через две недели после прибытия, в пустыне на афганско-иранской границе.

—Наша задача была — блокировать учебный центр душманов, который находился в этой пустыне, не допустить их прорыва в Иран. Мы — это мотострелковая рота, артиллерийская батарея плюс группа разведки, остальные — «бойцы» афганской армии, которых мы набирали по пути следования, останавливаясь в кишлаках. Ну, какой от них толк?.. Тогда я впервые попал под минометный обстрел. Замкомандира взвода был ранен — осколок от мины у виска прошел. Это был шок: падает в БТР, лицо в крови. Мы куда-то стреляли, куда-то отходили — все получилось очень суматошно. Но в целом с заданием справились. Главное — обошлось без потерь,— вспоминает Андрей Анатольевич.

После этого завертелось, пошло… Первый год ходили на боевые задания — Герат, Кандагар, помогали в Кабуле. Второй год охраняли и сопровождали наши колонны по горам и пригородам. Сначала жили в палатках, а ко второму году уже отстроили для себя казармы. Условия жизни, не говоря уже про службу, оказались не из легких.

—Днем до сорока пяти градусов доходило. А зимой даже снег выпадал. Правда, таял в течение дня. Мы больше по пустыне ходили. Самое труднопереносимое — ветер-«афганец», с песком. После него везде песок. И в столовой при этом всё горячее: каша, суп, компот…Чуть-чуть поел — и на улицу, весь мокрый, чтобы высушиться на ветру.
Со временем научились создавать маломальский комфорт — когда ходили на боевые, если БТР останавливался, вешали сбоку плащ-палатки, чтобы можно было присесть в тени, перекусить. Водители банки с тушенкой на двигателях разогревали. Главное — аккуратно это делать, чтобы не «рвануло».

Конечно, была и другая сторона такой жизни. Если Бог хранил от ранений — подстерегали болезни. И еще сильно страдали от вшей.

—Ранений или контузий я не получил. Но два раза переболел гепатитом. Оттуда все с «подарками» возвращались — вода отвратительная. Хоть и таблетки клали во все фляжки, а все равно болели. Когда лежал в госпитале, уже второй раз, там были такие двухъярусные кровати, фанерные стены. Сосед выписался, я решил его одеяло взять, мое было всё в дырах. Подошел, посмотрел — и передумал: там вши бегали просто. Когда возвращались в часть после госпиталя, «чистились» буквально на пороге — раздевались, мылись горячей водой, одежду всю в костер.

И солдаты, и офицеры были молодые, поэтому, может быть, особо не боялись.

—Лишь перед отпуском, недели за две, возникало такое чувство — только бы съездить, а там… И за месяц до замены — когда уже это кончится? А так быстро ко всему привыкали. И к постоянной опасности тоже. Поначалу и бронежилеты носили, и каски. Потом надевали их только, когда что-то случалось. Однажды БТР подорвался, и боец, который ехал сверху, спикировал с него. Крепко приложился головой. Так что некоторое время снова каски носили.
Был один момент, но страх пришел уже потом, когда осознали, что могло случиться… Одного бойца поймали на воровстве. Он пытался уйти и бросил между нами гранату. РГД. Это был день рождения моей дочери, 18 февраля 1987 года. И я, считай, второй раз родился. Слава Богу, все живы остались.
Другой решил сбежать к «духам». Нашли его наши разведчики, выкупили, вернули в часть. Отец него был прокурором — его сразу уволили с работы. Помню, перед строем зачитывали письмо от его матери: «Лучше бы тебя убили, был бы у нас в семье герой»… Такие были времена…

Сейчас, когда прошло уже почти два десятка лет, Андрей Командин больше вспоминает не боевые действия и не лишения, а маленькие радости, которыми советские военнослужащие скрашивали свою жизнь в чужой и далеко не всегда гостеприимной стране.

—Старшие офицеры научили нас готовить вареники из теста и консервированной капусты. Это был деликатес. А однажды мы привезли два КАМАЗа кирпичей — построили баню. Можно было мыться и стирать. Форму постираешь, на БТРе растянешь — и через пятнадцать минут она уже сухая. А знаешь, из чего в пустыне сделать торт на день рождения товарищу? У нас же все консервированное было. Берешь печенье, варишь сгущенку, промазываешь, сверху сахаром посыпаешь… Вот такие маленькие радости. Как-то привезли «живую» картошку. Взяли цинк из-под патронов, гвоздем пробили дырочки — получилась терка. Натерли картошки и нажарили драников. А в Кабуле было «офицерское» кафе. Когда мы первый раз туда попали, увидели в меню яичницу. Сразу заказали. Полгода яиц не ели…

А еще вспоминаются величественные сосны Герата. Местные власти охраняли их жестко — если кто свалит дерево, ему отрубали руки. Но нашим военнослужащим эти огромные деревья создавали дополнительные проблемы: ограничивали видимость.

—Со стороны местного населения присутствовала обычная партизанская тактика: днем с нами здоровались и улыбались, а ночью шли минировать дороги… Поэтому расслабляться не приходилось. Помню, когда уже летели домой на ИЛ-18 — «заменщик» его называли, — то до границы сидели тихие и напряженные, и лишь когда пилот сказал, что пересекли границу, закричали «ура».
Но вообще наша задача была — находить с местными общий язык. И это помогало. Как-то раз наш прапорщик автомат потерял — нашли и вернули. Хотя разное бывало. Зацепили при обстреле кишлак — в знак примирения передали жителям два КАМАЗа муки.
Еще приходилось охранять от них так называемые «керосиновые лужи». Трубопровод, по которому шло топливо, регулярно простреливали душманы. И мы должны были не дать местным собрать керосин, вытекающий из трубы. Они сразу же прибегали, уговаривали, предлагали плату. Проблема дефицита — всё на керосине, и его не хватало.

Война — это в любом случае страшно и плохо. Но это и хорошая школа жизни.

—Что бы там ни говорили, а для людей в погонах такие навыки нужны. Мне в жизни это многое дало — начиная от способности жить в полевых условиях и умения находить выход из любой ситуации до тактики ведения боя и использования оружия. А еще когда из ничего можешь сделать нечто — как в случае с варениками, — это всегда полезно и помогает в дальнейшем. Известно же, что американцы в Афганистане, если у них не будет холодной кока-колы, то и воевать не станут, а наши всегда сами себе быт обустраивали, бани строили, и даже дни рождения отмечали — с угощением и подарками. Такие навыки по жизни пригодятся всегда.

В 1992 году, когда начали сокращать Вооруженные Силы, друзья предложили Андрею Командину пойти в милицию. Наиболее приемлемым вариантом — и по духу, и по роду деятельности — стал ОМОН. Знание оружия и тактических приемов в отряде очень пригодились. Андрей Анатольевич отвечал за профподготовку в отряде, учил бойцов тому, чему сам научился в Афганистане.


В 1993-м оказался во Владикавказе, где разгорался осетино-ингушский конфликт. Практически всё то же, что в Афганистане, — горы, блок-посты, рейды. В октябре 1993-го — митингующая и стреляющая с баррикад Москва, а с 1995-го — Чечня. Только в составе отряда был в служебных командировках два раза. А когда перешел в управление кадров, уже не считал поездки.

—В 1998 году начал работать в учебном центре, стали готовить ребят к командировкам в горячие точки — первые сводные отряды милиции, которые поехали в Чечню. И здесь тоже пригодился весь «афганский» опыт. Обучали, в том числе, тактике боя — тем вопросам, которые, в общем-то, для милиции нехарактерны. Вести боевые действия в городе или в горах — не наша функция, но приходилось учиться и этому. Да и сейчас в служебных командировках нашим ребятам приходится наравне со своими прямыми обязанностями — охраной порядка, раскрытием преступлений — решать задачи, больше подходящие для регулярных войск.

Сейчас Андрей Анатольевич трудится в управлении Рособоронзаказа. Его основные функции — проверка исполнения государственного оборонного заказа местными предприятиями, контроль над расходованием государственных средств.

—Сейчас многие молодые ребята, которых я учил, уже на руководящих должностях. Я рад, что они продолжают дело, которым мы занимались вместе. И они не хуже, чем были мы в свое время. Что-то, конечно, изменилось. В бойцах ОМОН, например, стало больше спокойствия, больше уверенности в своих действиях и меньше авантюризма. Это не худший вариант. Каждая ситуация соответствует своему времени. МВД будет, пока есть государство. Некоторые задачи изменились, но главные функции остались незыблемыми — охрана порядка. Люди на службу сейчас приходят нормальные, и теперь у них к тому же есть материальный стимул, и не так всё плохо в плане обеспечения.
Да, в полиции сейчас есть пробел между молодостью и мудростью, надо его восполнять. Чтобы молодые могли подтянуться, чтобы среднее звено не «выпадало». Умных руководителей надо беречь, при всех спросах с них. Ведь подготовить хорошего руководителя — на это нужны годы и годы; у него должны быть опыт работы с людьми и определенная школа жизни.

ФОТО из архива Андрея Командина

Цель:

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Задачи:

  1. Способствовать знакомству с событиями истории войны в Афганистане.
  2. Познакомить учащихся школы с воинами – интернационалистами, живущими на поселке; представить результаты поисково-исследовательской работы.
  3. Способствовать формированию уважения к участникам военных боевых действий.
  4. Способствовать формированию патриотизма через прослушивание стихов, песен и просмотр фрагментов кинофильмов, связанных с темой Афганской войны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, гитара.

Ход мероприятия

Ученик 1: “Разговор с “Афганцем” (автор -Виктор Третьяков, Москва.)

С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.


С тобой мне трудно, Сашка, спорить, говорить
Ведь ты домой вернулся с красною нашивкой.
А я давно считаю ту войну ошибкой.
Не дай нам бог такую снова повторить.
Но вот глаза твои... Как с ними говорить?
И ты расскажешь мне про горы и Шинданд.
Про то, как гибли рядовые и сержанты.
И как сейчас ты слышишь в спину: "Окуппанты!"
И с болью крикнешь – Ну какой я оккупант?
Да я ж, не спорю, не терзай себя, сержант.
Я знаю, Саня, что ранение не вдруг.
Ты свято верил, что Афгану помогаешь.
И что тем самым нашу родину спасаешь
От посягательства из вне враждебных рук –
Так объяснял тебе товарищ политрук.
И не стереть следы осколков на руках,
Как не стереть тебе из памяти былого.
Прости. Я больше не скажу худого слова.
И мы украдкой прячем слезы впопыхах.
Но говорим, увы, на разных языках.
Проклятьем станет им число тринадцать тысяч.
И на какой стене их имена нам высечь,
Чтоб эта боль не повторилась никогда.
Пусть будут прокляты застойные года.
С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне.
Ведь для меня Афганистан – позор державы.
А для тебя Афган – судьба. И кто тут правый –
Не разобрать. И ты обидчивей вдвойне,
Что долг отдал, а я так грубо о войне.

Учитель: Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?

Кому нужна была эта война?

(Продолжение Презентации – Приложение 1 )

Ученик 3: 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь, а другая, как интервенцию.

Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США.

Учитель: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

(Звучит песня “Письмо сестренке” ансамбля бывших воинов-афганцев “Голубые береты” в исполнении учащихся школы (Приложение 3 )

Учитель: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

Ученик 3: Милованов Сергей Александрович: “Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся”.

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. Это письмо солдата, находящегося в центре боевых действий. Они писала эти письма и были тогда живы.

Ученик 4: Казаков Анатолий Евгеньевич: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...” Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Ученик 5: Гордов Леонид Андреевич: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!” Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.

Ученик 6: Грядушкин Сергей Анатольевич: “.. .Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”. Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.

Ученик 7: Гальченко Сергей Васильевич: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Ученик 8: Севастьянов Алексей Иванович: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.” Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.

Ученик 9: Стихотворение Алексегеза “Смерть солдата”, Москва 2002

Вчера был бой и он был страшен,
Но мы смогли сдержать врага
Осталась лишь треть роты нашей
И лучший друг погиб тогда...

В горах совсем нам не знакомых,
Где к солнцу тянется трава
Остался он, в дали от дома,
И встретил смерть простой солдат

И скоро в дом с резным окошком,
Где мать-старушка сына ждет,
Придет соседка прямо с почты
И похоронку принесет....

Заплачет мать прочтя повестку,
К своей груди кота прижмет
И молча в дом войдет невеста
Увидит мать и все поймет...

Один лишь дом, в одной деревне
А сколько их по всей стране?
Где мать одна – ей в доме тесно
А сын остался на войне.....

Учитель: Почтим память погибших солдат и офицеров минутой молчания….

Ученик 9: “Где ты, ноль двадцатый?” (автор Сергей Кошман”)

Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты “ноль двадцатый”?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита,
Песня не допета.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Смерть не даст ответа.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Тишина в эфире,
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло
В пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков
Встали над планетой.
Русские мальчишки
Юностью бессмертной.

На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню Алексея Хворостяна “Я служу России” (Приложение 4 ) .

Ученик 1: Трудной была война... Душманы успешно использовали ракетные установки, вели партизанскую войну, сотрудничали с местным населением.

Ученик 3:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Учитель: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

(на экране Презентация – Приложение 5 )

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

На войне есть такие законы, что “приказы не обсуждаются, их надо выполнять”.

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

Ученик 2: После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибыла.

Командующий 40-й армией генерал Борис Громов сказал журналистам в интервью, что помощь советских войск афганскому народу была нужна. Через 15 лет в интервью заявил, что советские войска предупреждали появление супертерроризма. Что свершилось, то свершилось.

Отмечая 20-летие вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

Ведущая: Мы знакомим вас сегодня с воинами – афганцами, матери которых оказались счастливыми, они дождались своих сыновей. Эти воины афганцы живут рядом с нами. Кто они?

Встреча с приглашенными воинами – афганцами. Воинов-афганцев представляют на встрече учащиеся школы – их дети, племянники.

Выступление воинов-афганцев.

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков.

Источники и литература:

  1. Данилов А.А. “История России”, издательство “Просвещение”, Москва, 2008 год.
  2. Сороко-Цюпа О.С . “Всеобщая история. Новейшая история”, издательство “Просвещение”, Москва, 2007 год.
  3. Безбородов С.Б. “История России. Новейшее время 1945–1999”, издательство “Астрель”, Москва, 1999 год.
  4. “Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”, Кемерово, 2005 год.
  5. Агапова И.А. “Мы – патриоты”, издательство “ВАКО”, Москва, 2006 год.
  6. Савченко Е.В. “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005 год.
  7. Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.
  8. Информационная поддержка на сайте “Афганская война”.
  9. Фрагменты фильма “Девятая рота”, режиссер Федор Бондарчук.

В своей истории Россия пережила немало вооруженных конфликтов, но именно в XX столетии возникает массовый социально-психологический феномен «человека воюющего». О том, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений наших соотечественников, рассказывает эта книга. Главная ее тема - человек в экстремальных условиях войны, его мысли, чувства, поведение. Психология боя и солдатский фатализм; героический порыв и паника; особенности фронтового быта; взаимоотношения рядового и офицерского состава; взаимодействие и соперничество родов войск; роль идеологии и пропаганды; символы и мифы войны; солдатские суеверия; формирование и эволюция образа врага; феномен участия женщин в боевых действиях, - вот далеко не полный перечень проблем, которые впервые в исторической литературе раскрываются на примере всех внешних войн нашей страны в XX веке - от русско-японской до Афганской. Книга основана на редких архивных документах, письмах, дневниках, воспоминаниях участников войн и материалах «устной истории». Она будет интересна не только специалистам, но и всем, кому небезразлична история Отечества. Эта книга - возвращение долга нашим предкам, солдатам и офицерам Русской Армии, незаслуженно забытым героям давних войн. Это - дань уважения и памяти фронтовому поколению Великой Отечественной, моему отцу и его боевым товарищам. Это - дань уважения участникам «малых войн», моим ровесникам и друзьям, воевавшим в Афганистане. Это - боль за тех мальчиков, что проливают сегодня кровь в «горячих точках», и за тех, кому только предстоит пройти через войну…


Приложения

Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века{9}

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Участником какой войны вы являетесь?

3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?

9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?

11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля - смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?

13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.

14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?

15. Ваше мнение о союзниках, если они были.

16. Отношения с местным населением.

17. Боевая техника (оружие) - свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений „человек и техника“; чем было для вас личное оружие?

18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?

19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.

20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).

21. Знакомы ли вам понятия „тыловая крыса“, „штабная крыса“, „окопная братва“? Есть ли современные аналоги?

22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги „наркомовским 100 граммам“, офицерским доппайкам и т. п.?

23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?

26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?

27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?

29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?

31. Что такое война - для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?

32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.

34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?

В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы No№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (No№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (No№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и постгравматического синдрома (No№ 30, 31, 32, 34).

Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные.

Читайте еще:

Наряду с упомянутыми страхами, к одной из наиболее частых причин аноргазмии относится навязчивая концентрация внимания на тех сексуальных ощущениях, от которых ожидается, что они непосредственно предшествуют оргазму. Такие и аналогичные формы полного сомнения в процессе самонаблюдения...

24.05.2016 ИНТЕРВЬЮ С ВОИНАМИ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМИ СЕЛА Яковцево

Яковцевская библиотека

ИНТЕРВЬЮ С ВОИНАМИ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМИ

СЕЛА Яковцево (СКАЧАТЬ)

Они пришли с войны

Наши земляки:

Калашников

Виктор Николаевич;

Чежидов

Александр Вячеславович;

Царегородцев

Сергей Васильевич.

Из пламени Афганистана

Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется, но ни обнародование политических, стратегических и тактических наших ошибок в этой необъявленной войне, ни выявление конкретных виновников, не избавят от горя матерей и вдов, не излечат инвалидов, не затянут душевных ран многих молодых людей. Это значит, что правда об этой войне, какой бы она ни была для нас горькой, должна быть известна народу. Это объективные, правдивые рассказы о людях, об их героизме и мужестве, об их трагических судьбах.

Они пришли с войны,

Похожие на вас.

Они пришли с войны,

Не пробил смертный час…

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие, они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, на старости лет, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

Возвратившись с войны, «афганцы» входили в мирную жизнью. Они внесли в нашу жизнь какую-то неповторимую тревожную ноту. Они принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине, познанную вдали от нее и доставшуюся им такой дорогой ценой. Они в какой-то мере вернули нам высокие понятия патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

Вот и все… Мы сегодня уходим домой,

В край снегов, край рябин и стремительных сосен.

Здесь, в афганских горах, каждый камень чужой,

Пусть останется все за далекой межой,

За собой мы не знаем вины и прощенья не просим.

Проходит время,

и мы переводим его в годы,

а ушедшие годы – в вечность.

тем все больше понимаешь подвиг –

подвиг молодых ребят далеких 80-х.

Калашников Виктор Николаевич

Их поколение мы называем «мирным. Восемнадцатилетним юношей он попал в горнило войны.

Виктор родился в деревне Караваево в 1968 году, окончил 10 классов в с. Яковцево. Учился хорошо, мечтал поступить в институт на автодорожный факультет.По направлению от военкомата выучился на водителя, вскоре ушел в армию. Сначала прослужил пять месяцев в «учебке» в Батуми, потом попал в Афганистан, в провинцию Шиндант. 9 месяцев Виктор Николаевич был водителем на машине «Урал» в Кандагаре, возил снаряды. Как он сам вспоминает: «Участвовал в шестнадцати боевых операциях». Технику ремонтировали, чинили – и опять на боевые операции. Был в разведбате, ходил в засады. Границ между Ираном, Пакистаном и Афганистаном нет. Погибло много товарищей, взвод был из 18 человек, погибло 8. Сам получил осколочное ранение в голову, пролежал в госпитале 1,5 месяца».

Виктор Николаевич рассказывал эпизод из госпитальной жизни: «Прибежала медсестричка, в соседней палате у раненого майора остановилось сердце, я не растерялся, напрямую подключил ему кислородный баллон, … сердце заработало, опять остановка! Делал искусственное дыхание. Тут подоспела и медицинская помощь. Майора спасли. Мне он за это подарил наручные часы с гравировкой и сказал: «Гарантия – 32 года!». Жалко, что не сохранились.

Очень удивляло, что у них там феодальный строй, как в XIV веке, пахали деревянной сохой, но в ушах - наушники от плеера. Днем – «друзья», а ночью – враги».

Реактивный полк, в котором служил Виктор Николаевич, возил снаряды. Снаряд вместе с ящиком весил 100 кг.и «улетал» за 13 секунд. Снаряды сгружали и разгружали сами водители, помогая друг другу. Техника была новая, запчастей много, ремонтировали тоже вместе. По словам бывшего воина – интернационалиста, боевое братство – очень крепкое.Их взвод был многонациональный. 10 национальностей: узбек, литовец, молдаванин, эстонец, украинец…, жили очень дружно, национальность значения не имела. Выручали друг друга, как в одной семье. Сейчас, к сожалению, многие из них живут за границей, поэтому встретиться очень трудно.

Тот, кто побывал в Афганистане,

Вспоминать о нем не перестанет,

Не забудет дружбы боевой…

Прошло много лет, но события Афганской войны в памяти воина не потускнели. От своих сверстников бывшие солдаты отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой,но еще не потускневшим блеском боевых наград.

Часто уезжали на боевые задания на 3 месяца, уезжали очень далеко: «…бывало выезжали в рейд в 4 утра, часов семнадцать ехали, бывало и задремлешь, но спать нельзя, дорога из бетонных плит напоминала стиральную доску, так была изуродована минами. Ехали без света, на фарах – светомаскировка, дистанция до машин – 2 метра. Постоянно обстреливали. Если вставали на ночь, выкапывали окоп, спали не больше 4 часов и ехали дальше».

Ползет колонна между скал.

За поворотом – поворот,

За перевалом – перевал.

Здесь не Европа, а Восток

И в моде минная война.

Не угадаешь, где рванет,

Под кем сработает запал…

Эти стихотворные строки полностью передают воспоминания бывшего солдата: «…Запомнился последний рейд перед выходом из Афганистана. Это было в провинции Чакчаран. Очень крутые длинные перевалы, мотор у машины еле работал. Справа – пропасть, слева – скала. Скалы очень часто минировали душманы.

Здесь склоны, как колонны, -

Попробуй поднимись!

Здесь пропасти бездонны –

Смотри-ка, не сорвись!

Поехали снимать «точку». У «духов» наш парень, перебежчик, был начальником артиллерии. К русским солдатам он относился очень жестко. «Точку» сняли, поставили других солдат, отъехали 5 км.,а их всех убили. Еще вспоминается случай: «Ехал по Кандагару, доехал до полка, смотрю, у машины пробита боковая форточка, снайпер поработал. Если бы со мной ехал офицер, его бы убило. За них снайперам платили больше, а я – рядовой, на мне много не заработаешь…». Этот случай произошел за 5 дней до увольнения. Выручали, конечно, письма. Писали из дома, писала любимая девушка, в дальнейшем ставшая женой. О службе писать было нельзя, но все новости с Родины я знал.

В 1988 году вернулся домой, мирная жизнь ошеломила – другая жизнь. Долгое время, когда уже работал водителем на машине в колхозе, не мог привыкнуть: все вертел головой, боясь снайпера, ехал осторожно, боясь подорваться, сказывалась военная жизнь. Как вспоминает Виктор«Даже во сне, бывает, приснится, что еду по «бетонке».

Тем повезло, те разминулись

Фугасом, выстрелом в упор…

Но в глубине российских улиц

Встает мираж афганских гор.

Виктор женился, продолжает работать водителем в колхозе по настоящее время. Сын окончил школу с серебряной медалью, институт…

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Она еще долго будет напоминать о себе – пока живы матери, на старости лет потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Пройдут годы, у «афганцев» вырастут дети, которые будут знать о войне, на которой тем довелось побывать.

Ежегодно 15 февраля воины-интернационалисты района собираются на встречу. Они вспоминают своих боевых товарищей, солдатское братство.

С их помощью собрали деньги на возведение памятника воинам-интернационалистам в районном центре. Они сами участвовали в строительных работах.

«Время выбрало нас, закружило в афганской метели, нас позвали друзья в грозный час, мы особую форму надели…» - эти слова относятся ко всем воинам, выполнившим свой воинский долг.

И вот вернулись мальчики.

Поседели.

У сердца – боевые ордена.

И шрамы – как отметины на теле.

И в душах – не кончается война.

Царегородцев Сергей Васильевич

Рос он шустрым и умным мальчиком. Главной чертой его характера была общительность, умение находить общий язык с разными людьми. Окончив школу, в 1981 году он поступил в сельскохозяйственный институт на инженера – механика. Проучившись три года, по семейным обстоятельствам был вынужден взять академический отпуск. В 1984 году получил повестку в военкомат.


Курс молодого бойца проходил в Курске, затем три месяца в городе Термес (Узбекистан). Уже тогда было ясно, где предстоит служить в дальнейшем. Напротив была афганская граница…

«Учебка научила многому. Взвод выводили в степь, давали сухой паек, воду и оставляли на сутки лежать (привыкать) – так вырабатывали выносливость. Кто не выдерживал, тех отправляли в часть. Вскоре получил воинскую специальность – артиллерист Д-30».

На вертушках забросили в провинцию Кундус. Их из Вачи было 5 человек. Армейское братство сохранилось и после возвращения домой.

Что ни говори, а мы с тобой, товарищ,

Пороху понюхали тогда.

Сквозь огонь боев и дым пожарищ

Нас вела заветная звезда.

Что ни говори, а мы умеем верить

В дружбу, закаленную в огне,

И без слез оплакивать потери,

Что ж… на войне, как на войне.

«В армии был старшиной, 5 машин САУ (самоходная установка)сопровождали колонны по всему Афгану. Очень часто обстреливали. Подрывали первую и последнюю машины, и начинали бой… Часто минировали дороги и скалы».

Со слезами вспоминает бывший воин погибших товарищей. У него у самого 2 контузии. Два раза лежал в госпитале. В САУ жили по 6 месяцев, ходили на Саланг, сопровождали колонну. «Страшно было. Не видишь, куда строчишь, ползешь по-пластунски, не понимаешь, кто строчит. Это, конечно, все было вначале. Потом ориентировались уже по малейшему движению и шороху. Ходили в горы, «вызов давали», 4 человека добровольцев, корректировщиков, чтобы вызвать огонь на себя. Так обнаруживали «духов». И всегда в кармане были 2 лимонки, на всякий случай».

За хорошую службу Сергею было присвоено звание - старшина. В его подчинении было 40 рядовых. Своих солдат любил и берег.

Добро соседствует со злом,

А ты давно уже забыл, что именуется добром.

Пыль со скулы смывает пот,

В глазах - багровый карнавал.

Вот, прогудев над головой,

Вертушки в сторону ушли.

И перестроился конвой.

В 1986 году демобилизовался. К мирной жизни привыкать было тяжело. Сказывались контузии. Восстановился в институте, но так и не окончил его. Вскоре женился. Супруга работает учителем, растят сына.

Будут сниться мне афганские дороги,

Боевые броневые корабли

И безмолвные, бессмертные, как боги,

Пехотинцы в гепатитовой пыли.

Слышу я, как сердце друга бьется рядом,

Мы идем плечо к плечу, судьба к судьбе…

Чежидов Александр Вячеславович

Текла обычная мирная жизнь. Александр жил в деревне Высоково. После окончания школы учился в городе Павлово в автошколе. Работал механизатором в колхозе села Чулково. В 1986 году получил повестку из военкомата, ушел в армию. Сначала была «учебка» в Батуми, где солдатам уже сообщили, что впереди их ждет Афганистан. Учеба была напряженная, марши колонной по 100-150 км. Место дислокации – провинция Газни. Александр был водителем на ГАЗ-66, на БТР, на ЗИЛе. В медроте возил раненых и убитых. Раненых – в санчасть, убитых – в аэропорт. В санчасти на специально оборудованной машине ГАЗ-66, обязательно с охраной, а то обстреляют, вместе с военным врачом, выезжали по вызову за ранеными. С боевых операций, с подрывов, обстрелов, возили раненых бойцов. Легкораненых доставляли в местную санчасть, для тяжелораненых по рации вызывали «вертушку».

В пути засады нас подстерегали,

В ущельях, так удобных для засад,

Мы шли с огнем, все преодолевая,

Не оставляя на пути преград.

Бывший воин вспоминает: «Война эта в основном была минная. Вначале службы было непривычно от мирной жизни вливаться в войну, привыкать к обстрелам, пустыням, поискам, верблюжьей колючке. Обстреливали отовсюду, из кишлаков, из колодцев… Но после того, как кишлаки после обстрелов разрушали «градом», эти обстрелы прекратились. Жили в палатках, температура на улице была 50-60 градусов. Со временем привык. Территория полка была обнесена колючей проволокой и вокруг заминирована. На высоких точках стояла охрана. На дежурной машине выезжали в любое время суток. Дорога - в основном бетонка – вся подорвана. Мин на дороге было очень много. Машины поодиночке не выезжали, только колонной, так как было очень опасно. Ехали «след в след» со скоростью 20-30 км.в час.

Из Павловской школы все 30 человек попали в один полк. С земляками часто вспоминали дом, родных, общих знакомых. Помогали письма из дома. Любимая девушка дождалась и в дальнейшем стала женой. О смерти как-то не думалось, хоть и страшно было, но привыкали…»

Все – от шофера до спецназа –

За далью призрачных дорог

Всегда следили в оба глаза,

А смерть смотрела в потолок.

«Наш полк был многонациональным. Служили и узбеки, и украинцы, казахи, русские…» За время службы был награжден медалью «За боевые заслуги». На Кандагаре стояли в охране. Охраняли армейскую колонну, растянутую на 150 км. Шли 1500-2000 машин, везли продукты, медикаменты, военную технику. Голова колонны уже далеко, а хвост – еще в Кабуле. Без охраны было нельзя, сам был в такой охране три раза, стояли по три месяца. Вспоминает операцию «Магистраль»: «Охраняли от духов колонну афганской армии через перевал, чтобы дорогу не минировали и не обстреливали».

Разные по возрастам и званьям,

Где-то в Кандагаре или Герате

Раненая молодость прошла,

И Отчизна, что сказала: «Надо!

Вам побыть в пороховом дыму», -

На героев смотрит виновато

И еще не знает, почему…

Демобилизовался Александр 5 мая 1988 года. Их полк вывели из Афганистана в Душанбе.

Выводим всех. Прощания минута.

И радость, не сдержал слезу комбат…

По возвращению домой работал водителем на ЗИЛе-133. Женился, дали квартиру. Вырастили двоих детей. В мирной жизни о войне старается не вспоминать.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...