Умение действовать прямо. Как действовать эффективно в стрессовой ситуации: практические техники от мастера НЛП

Умение говорить и действовать прямо – признак здоровой гармоничной личности. Открытые и честные поступки приводят к желаемому самым кратким путем. Но вместо этого, многие люди предпочитают обходные пути, поступая скорее как дети, чем взрослые.

Особенности детских методов достижения результата.

Ребенок, в отличие от взрослого, ограничен в выборе методов управления окружающей действительностью. Они не могут самостоятельно получить желаемое и привлекают взрослых. Наиболее действенным способом оказывается манипуляция. С помощью слез и истерик ребенок способен выпросить у родителей практически все что угодно. Особенно эффективны такие показательные «концерты» в общественных местах, где сотни прохожих укоризненно покачают головами, глядя на бедного ребенка и нерадивую мать, отказывающуюся купить игрушку.

Аналогичным способом дети поступают, когда боятся наказания за проступок. Чтобы избежать ответственности, они перекладывают вину на окружающих («вазу разбил не я, а кошка»), давят на жалость (симуляция болезней), переходят в наступление («мне было скучно, а ты совсем со мной не играешь»).

Детям такое поведение простительно, ведь это, по сути, их способ выживания. А вот взрослым – нет. Взрослый человек может четко формулировать свои желания, ведь способен нести ответственность за свои поступки.

Страхи взрослых людей.

Очень многие люди, уже будучи взрослыми, продолжают испытывать детские страхи. Только теперь они проецируют их не на родителей, а на всех окружающих, которые занимают более высокое социальное положение. Они боятся совершить ошибку и снова ощутить те неприятные переживания, связанные с ее последствиями. Дети не в состоянии исправить последствии ошибки, а взрослые это могут. Следует только сделать выводы и компенсировать ущерб. Ничего ужасного в этом нет.

Если взрослый постоянно прибегает ко всякого рода уловкам, избегая ответственности, их настроение, да и самочувствие будет не в лучшей форме. Разовьется чувство вины, которе мешает и угнетает.

Кроме этого, взрослые не умеют четко выражать свои желания. Почему-то они предпочитают ходить кругами, жаловаться коллегам на маленькую зарплату, вместо того, чтобы попросить повышения. Они все время надеются, что их желанию угадают и исполнят, а они будут как бы ни при чем.

Как научиться действовать прямо.

Есть несколько последовательных способов, следуя которым, любой человек может научиться действовать прямо.

Во-первых, не ждите подходящих условий, потому что они никогда не ступят. Если вам что-то нужно – попросите, у вас появилась идея – реализуйте. Возникающие проблемы не откладывайте на потом, иначе они скопятся в неподъемный груз.

Во-вторых, учитесь преодолевать свой страх. Вы замечали, что самое ужасное – это ожидание? Чем дольше вы бездействуете, тем сложнее будет начать. Поэтому старайтесь как можно скорее положить начало вашему делу, а дальше все пойдет гораздо легче.

В-третьих, стимулируйте свою деятельность. У творческих людей бытует мнение, что создать что-то без вдохновения не возможно. Но как аппетит появляется во время еды, так и вдохновение придет в процессе творчества. Запускайте механизм творчества самостоятельно.

В-четвертых, раз уж вы занялись делом, не отвлекайтесь. Человек даже не замечает, как много времени теряет, отвлекаясь на разные мелочи. Если вы не можете работать без командного присмотра, учитесь организовывать свое рабочее время самостоятельно.

В-пятых, проявляйте инициативу. Если вы хотите, чтобы вас заметили и поручили более серьезное и выгодное задание, начинайте действовать самостоятельно, без указки. Это обязательно будет оценено.

Один из признаков здоровой уравновешенной личности - это способность говорить и действовать прямо, просто и открыто . Без ложной скромности, без эпатажа, без намеков и двусмысленностей - кратчайшим путем к достижению цели и с наименьшими эмоциональными затратами. Однако, очень многие люди застревают в тех моделях поведения, которые присущи скорее ребенку, чем взрослому.

У детей мало рычагов управления окружающим миром. Они не могут требовать исполнения своих желаний, а просьбы исполняются далеко не всегда. Поэтому дети, копируя своих же родителей, учатся манипулировать - получать желаемое , действуя обходным путем и используя слабые места окружающих людей. Так появляются слезы, обиды, истерики и капризы во всех возможных проявлениях.

Аналогичным образом дети поступают, совершая что-либо неподобающее, за что может влететь от родителей. Вместо того, чтобы признать свой проступок или ошибку, дети ищут возможности избежать ответственности. И здесь в ход идет ложь, изображение виноватости, симуляция болезней и прочие психологические игры в прятки.

Дети слишком слабы и зависимы, чтобы прямо противостоять или сотрудничать с окружающим миром. В значительной степени это ответственность родителей, которые, в силу особенностей своей психики (читай, невроза), не смогли создать у своих детей ощущение твердой почвы под ногами.

Но «кто виноват» - это не важно, поскольку сейчас разговор идет о людях, у которых детство уже далеко позади, но которые так и продолжают опираться на детские стратегии выживания.

Там, где для ребенка манипулирование и избегание ответственности - это единственный или простейший способ достигать своих целей, у взрослого человека есть масса возможностей действовать напрямую и куда более эффективно.

Взрослый может прямо просить, потому что и сам теперь может быть чем-то полезен. Взрослый может требовать и ставить условия, потому что теперь он более независим и у него достаточно сил, чтобы за себя постоять. Взрослый может признать ошибку, потому что никто теперь не будет вгонять его в чувство вины, а анализ и исправление ошибки приносит новый полезный опыт. Взрослый человек - сам себе хозяин, и вся жизнь расстилается перед ним.

И все же, как много вокруг людей, взрослых по годам, но инфантильных по поступкам…

Взрослые люди продолжают бояться родительской расправы, но только теперь переносят старые эмоции на своих начальников. Совершив ошибку в рамках служебных обязанностей, они трясутся от страха и ищут возможности свалить вину на кого-то другого. Они боятся тех же болезненных переживаний, которые приходилось испытывать, выслушивая ругань родителей. Но начальник ведь не родитель! - Он выполняет свою работу, так же как и все остальные. Что такого страшного он может сделать?

Если отбросить эмоциональную составляющую, то ошибка - это всего лишь ошибка. Ее можно исправить или как-то компенсировать, и в ней нет ничего такого, из-за чего стоило бы терять самообладание, расстраиваться или бояться. Нужно принимать на себя ответственность, но для этого не обязательно трястись от страха или чувства вины. Лишат премии, вычтут из зарплаты, объявят выговор - если такова цена ошибки, что такого? Надо платить по счетам и жить дальше.

В психологическом смысле, стремление избежать ответственности там, где ее можно было бы спокойно принять и снести, - это очень энергозатратное поведение. Да, от ответственности часто можно ускользнуть, но каждый такой маневр создает в душе маленькую пробоину, через которую утекают силы и хорошее настроение. Чувство вины, которое заставило юлить и ускользать от ответственности, никуда не исчезает, продолжая точить изнутри.

То же самое и с умением или неумением прямо выражать свои желания и реализовывать свои планы. Зачем ходить вокруг да около, когда можно играть в открытую? Чего стесняться, если больше никто не грозит пальцем и не бьет линейкой по рукам?

И все-таки, взрослые люди часто стесняются требовать деньги за свои услуги - вместо этого они занимаются благотворительностью и затем обижаются, что их используют. Стесняются просить о повышении зарплаты, вместо этого, прилюдно жалуясь на свои финансовые затруднения. Стесняются искать и использовать для себя возможности продвижения, тихо и безнадежно надеясь, что кто-нибудь их когда-нибудь заметит.

А ведь именно честность и прямота в достижении своих целей вызывает уважение. Проживая жизнь в страхе перед ответственностью или ожидая, что кто-то добрый услышит наши молитвы и исполнит наши желания - это далеко не самый веселый способ жить.

Действовать прямо и спокойно принимать свои возможные ошибки не так уж сложно. Кому-то это дается проще (может быть, им повезло с родителями), но если такая модель поведения у вас вызывает страх, это не значит, что вы обречены. Тот урок, который некоторые проходят в раннем детстве, вам придется выучить сегодня, сейчас.

Попробуйте, в следующий раз, целенаправленно признать свою ошибку перед начальником, клиентом или кто там стоит над вами. Признайтесь, даже если у вас есть возможность избежать этой неприятной процедуры без каких-либо последствий. Не нужно испытывать вину и посыпать голову пеплом. Ошибка - не повод для виноватости, это всего лишь нейтральное обстоятельство требующее каких-то действий, вот и все. Не нужно примешивать сюда свои старые детские эмоции. Скажите просто - «Я совершил ошибку и хочу ее исправить».

Или попробуйте прямо заявить о своем желании. Без намеков, без давления на жалость, без ужимок, мычания и подмигивания . А если желание можно исполнить не говоря ни слова, - попробуйте сделать это молча. Позвольте себе или заставьте признать за собой право на желания и их исполнение. Почему бы и нет?

В обоих случаях препятствовать будет только страх. Но если не замахиваться на какие-то исключительные ситуации, через этот страх всегда можно перешагнуть. К тому же, подобные опасения редко оправдываются. Признание ошибки, обычно, не вызывает тех последствий, которые пугали, а прямота в исполнении желаний оказывается кратчайшим путем к исполнению желаний (кто бы мог подумать?)

Попробуйте - результат вам понравится…

Каждый человек мечтает чего-то добиться в жизни, поэтому он стремится сделать все необходимое, чтобы получить шанс. С самого раннего детства всем говорят, что нужно старательно учиться, чтобы получать хорошие оценки, а затем устроиться на хорошую работу. И многие следуют этим наставлениям. В школе они учатся на одни пятерки и заканчивают ее с отличием, затем поступают в престижный университет и там тратят все свое свободное время на то, чтобы быть лучшими и в результате получить красный диплом. А после этого устраиваются на работу, чтобы постепенно организовать себе карьерный рост.

Ведь что еще нужно? У вас есть все знания, которые вам смогла дать современная система образования, у вас хорошо развито всестороннее мышление, ваш интеллект отличается на фоне большинства. Но повышение не приходит, зарплату никто не хочет увеличивать, а вы можете только следить в социальных сетях за тем, как троечники и прогульщики получают высочайшие должности, зарабатывают огромные деньги и живут без особых проблем.

В чем же дело? Оказывается, вам недостаточно хорошо думать, чтобы добиться успеха. Вам нужно действовать. Как начать действовать? Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Вы сможете узнать, какие именно вам следует предпринять шаги, чтобы добиться успеха. Так что, если вы хотите узнать, как начать действовать, то эта статья для вас!

Важность действий

Но в чем же дело? Почему все эти люди, которые и в подметки вам не годились в школе и университете, сейчас добиваются гораздо большего, чем вы? Как вы уже поняли, проблема заключается в действиях, а точнее в наличии действий у этих людей и отсутствии их у вас. Именно поэтому вам нужно разобраться с тем, как начать действовать, а не только мыслить, планировать, демонстрировать обширность своих познаний и невероятность интеллекта.

Дело в том, что в современном мире, где вся информация доступна в Интернете, каждый человек может прочитать десяток книжек и показывать себя как очень умного собеседника и ценного сотрудника. Но в реальности действия решают все, и даже если человек не является очень сильно эрудированным, но полон энергии и готов делать решительные шаги в любой момент, он сможет добиться большего, чем тот человек, который медлит с этим, но при этом гордится своим интеллектом. Так что пришло время узнать, как начать действовать.

Время принятия решений

Вам стоит раз и навсегда понять, что надо начать действовать прямо сейчас, без каких-либо отсрочек. Именно ваша нерешительность, постоянные колебания и раздумья о том, что будет лучше, а что хуже, не позволяют вам двигаться дальше. Очень часто в таких ситуациях вы слишком много времени тратите на анализ происходящего и выбор правильного подхода, но в современном мире все очень быстро меняется, и всегда найдется кто-то, кто решится сделать это быстрее вас. Или же задача просто перестанет быть актуальной.

В общем, так или иначе, вам нужно что-то с этим делать, и самый простой метод - это установить своего рода дедлайн для принятия решений. Это должна быть дата, после которой размышлениям места уже не будет. Вы должны принять решение без каких-либо колебаний. Если вы хотите узнать, как начать перемены в своей жизни, то стоит сделать хотя бы это. Однако можно с уверенностью сказать, что одного шага вам будет недостаточно, поэтому лучше запастись сразу несколькими методами, которые помогут вам в этом непростом начинании.

Маленькие шаги

Если вы уже поняли, что вам пора прекращать жить так, как вы живете, и действительно хотите разобраться с тем, как перестать слишком много думать и начать действовать, то не стоит пытаться решить проблему за один большой шаг. Это приведет только к стрессу и разочарованиям.

Конечно, вам, вероятнее всего, хочется сразу добиться невероятных успехов, но стоит здраво оценивать реальное положение дел. Поэтому не пытайтесь замахнуться на что-то большое, лучше начинать с маленьких, но важных шагов. Старайтесь каждый день заменять свои раздумья о том, какие великие деяния вы могли бы совершить, на какие-нибудь, хотя бы небольшие действия, которые будут развивать в вас активность и постепенно приближать вас к поставленной цели. Это еще один момент, который позволит вам разобраться с тем, как перестать слишком много думать и начать действовать. Но впереди вас ждет еще немало работы.

Расслабление

Когда вы пытаетесь понять, как перестать думать и начать действовать, это может вас очень сильно напрягать, потому что подобное выводит из, так называемой зоны комфорта. У каждого человека эта зона комфорта индивидуальна, и если вы читаете эту статью, то для вас, вероятнее всего, она - это спокойствие и возможность подумать, поразмышлять. Соответственно, вам придется подвергать свой организм стрессу, когда вы будете действовать, а не думать. Так что вам нужно расслабиться и не позволять стрессу брать верх.

Естественно, начать действовать - это большой шаг, поэтому не стоит думать, что это дастся вам очень просто. Но сдаваться вам не стоит ни в коем случае, поэтому расслабиться - это очень хороший совет, который значительно облегчит вам жизнь и переход от мышления к свершениям.

Запись планов

Когда человек хочет начать действовать, эффективные способы, которые были проверены многими людьми, могут ему очень сильно пригодиться. Например, ведение ежедневника - это популярный способ, который позволит вам гораздо более эффективно действовать. Каким образом? Все, что вам нужно делать - это записывать те планы, которые вы составили на определенный день, а затем стараться их выполнять.

Когда вы что-то обозначаете на бумаге, это перестает быть абстрактной мыслью в вашей голове. Это становится реальной записью в ежедневнике, и если это план, то вам придется его выполнить, иначе он останется на бумаге черным пятном. Соответственно, ведение записей позволяет вам значительно повысить эффективность в переходе от мыслей к свершениям. И так вы сможете быстрее разобраться с тем, как начать действовать. Методы, естественно, на этом не заканчиваются, и можно придумать еще немало способов, которые позволят вам не жить мечтами в вашей голове, а реализовать эти мечты на деле.

Тренировка

Многие люди, которые полагаются исключительно на свой интеллект, считают, что им не нужны тренировки, так как грубая сила ничем им не поможет в их начинаниях. Однако это очень большое заблуждение, так как на самом деле спорт - это далеко не только способ нарастить мышцы. Начать, в принципе, можно и с самих мышц, так как их наличие дает вам гораздо больше возможностей в жизни, а также позволяет выглядеть более привлекательно.

Но как именно тренировки могут повлиять на вашу способность действовать? Дело в том, что суть физической культуры заключается не только в наращивании мышечной массы. Спорт стимулирует все процессы в организме, он делает вас более здоровым, более бодрыми, у вашего организма появляется гораздо больше энергии, а это означает, что вы будете мотивированы для совершения поступков.

Мотивационные книги

Еще один момент, на который вам стоит обратить внимание, - это специализированная литература. Сейчас жанр мотивационных книг очень распространен, и очень многие писатели стараются донести до людей разнообразные методики в той или иной сфере деятельности. Естественно, существуют также и книги, которые позволят вам научиться меньше думать и больше действовать.

Многие люди думают, что это бессмысленная трата времени и денег, и это действительно так, если вам удается добиться своей цели без каких-либо проблем. Но если же вы испытываете трудности, такие как, в данном случае, неспособность перейти от размышлений к действиям, то советы опытного специалиста могут стать решающим фактором. Вы можете почерпнуть те знания, которые сможете использовать для собственного развития, вы ознакомитесь с методиками, которые позволят вам меньше тратить времени на размышления и быстрее и эффективнее действовать.

Спонтанность

Еще один аспект, который вам нужно развивать в себе - это спонтанность. Все ваши решения обычно являются очень продуманными, вы тратите на размышления огромное количество времени, не можете взяться за дело, если не распланировали его от начала до конца. Однако, как вы уже понимаете, это не позволит вам далеко зайти в жизни, так как всегда найдутся те люди, которые будут не такими умными и образованными, как вы, но при этом будут моментально принимать решения, отбирая у вас все шансы. Поэтому выше уже было сказано, что вам нужно ставить дедлайны для важных решений и принимать их обязательно, когда истекает срок размышлений.

Но гораздо лучше будет практиковать это в более экстремальных условиях, и здесь вам пригодится спонтанность. Для такой практики лучше выбирать не слишком важные цели, которые не повлияют на вашу жизнь. Суть же заключается в том, чтобы как можно чаще принимать спонтанные решения, над обдумыванием которых вы не проведете ни секунды. Да, результат не всегда будет положительным, однако это поможет вам развивать в себе скорость принятия решений, что является очень важным параметром в любом современном человеке и зачастую ценится даже выше, чем качество принятых решений, над которыми размышляют днями и неделями.

Беседа по душам

Ну и, наконец, вам определенно стоит найти человека, с которым вы можете поговорить по душам, то есть того, кто расскажет вам о вашем поведении со стороны, поможет советом и подскажет, когда именно вам стоит больше внимания уделять действиям, а не размышлениям. В любом начинании, касающемся изменений в вашей жизни, стоит иметь друга, с которым вы сможете поговорить и обсудить то, что с вами происходит.

Выводы

Что ж, теперь вы понимаете, что в современной жизни очень важно уметь действовать, а не только мыслить. Высокий уровень интеллекта - это очень хорошо, но размышления не сделают за вас вашу работу, которая позволила бы вам двигаться дальше. Действия дают результат, поэтому им вам нужно уделять гораздо больше внимания.

Вариант 9

Прочитайе текст и выполните задания 1 -3

(1)Язык в любой момент истории своего развития – это система, которая закономерно связана с предшествующей и является основой для будущей. (2)Как один и тот же персонаж проясняет для зрителя свой характер в различных сценах пьесы, так и язык, веками примериваясь к разным потребностям разных эпох, доходит до каждого поколения сокровищницей всей предыдущей жизни народа. (3) непреходящая и первостепенная ценность языка в том, что он хранит и передаёт в будущее изначальный взгляд народа на мир и жизнь, а также все поправки и уточнения, сделанные к нему последующими поколениями.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Естественный язык – это многоуровневая знаковая система, служащая в первую очередь для передачи информации при общении.

2) Система языка непрерывно изменяется в зависимости от целей, которые ставит перед ней эпоха.

3) Значимость языка как изменяющейся во времени системы в том, что она сохраняет основы народного мировоззрения, дополняя их взглядами последующих поколений.

4) В каждый момент своего развития система языка всегда является основой, базой для тех изменений, которые рано или поздно найдут своё отражение в произведениях искусства, в частности в различных пьесах.

5) Язык, являясь непрерывно развивающейся системой, передаёт не только изначальный взгляд наших предков на мир, но и все поправки, внесённые потомками, и в этом заключается его особая ценность.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Если требуется выписать слово с запятой, её в ответ вводить не нужно.

Напротив,

Например,

Таким образом,

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА , -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждении, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

закУпорить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глаза незнакомца были бесцветные, как ДОЖДЕВАЯ вода.

Дабы переломить ситуацию, племянница предприняла достаточно ДЕЙСТВЕННЫЙ и традиционный для таких случаев ход.

«Не путайся под ногами», - буркнул Попов, человек весьма неглупый, но грубиян и НЕВЕЖДА.

К утру налетела буря и уничтожила почти весь ВРАЖЕСКИЙ флот – главную часть осаждавшей армии.

Едва Наталья Арсеновна ушла, Аркадий Викторович ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ тоном стал зачем-то рассказывать, что эта дама отнюдь не проста.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИМ ученицам

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал

ЕЗЖАЙ прямо

пять ПОМИДОРОВ

новые ДЖЕМПЕРЫ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Невозможность вернуться после войны 1812 года к старым порядкам широко ощущалась в обществе, пережившим национальный подъём.

2) Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках тех, кто его как можно глубже изучил.

3) День сегодняшний в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» несёт глубинную тяжесть памяти, поскольку «разум человека – это сгусток вечности, вобравший в себя наше прошлое, настоящее и грядущее».

4) Природа врачует не только душу человека, но и может быть слепа и жестока к нему.

5) В последнем романе своей эпопеи «Каторге» Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине.

6) По возвращении в столицу Востряков твёрдо решил сделать предложение руки и сердца Марье Алексеевне.

7) Закончив чтение, что-то перевернулось в моей душе.

8) Толпа слушателей, как только выступление было закончено, вскочили с мест и стали громко кричать.

9) Мне показалось, что все на меня смотрели с осуждением.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нел..гичный

пок..ривший (мир)

просл..влять

выск..чка

алг..ритм

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..ячий, из..ять

(не) ..дюжил, бе..платно

от..греть, поз..вчера

пр..высил, пр..лежно

бе..вкусно, ра..крыл

10.

накапл..вать

вкрадч..вый

обустра..вать

горош..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

раска..вшийся

замет..шь

независ..мый

обид..вший

обла..нный (дворнягой)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Действие романа В. Набокова «Под знаком незаконнорожденных» разворачивается в (НЕ)НАЗВАННОМ полицейском государстве во главе с диктатором Падуком.

В рассказе «Срезал» Шукшин показал деревенского жителя в отнюдь (НЕ)ХАРАКТЕРНОЙ роли.

Наши поезда стояли бок о бок, как братья-близнецы, (НЕ)УЗНАВШИЕ друг друга, и разошлись навсегда.

(НЕ)ГЛЯДЯ на товарищей, Кирилл быстрым шагом прошёл по коридору.

В жизни он был излишне дипломатичен и старался действовать (НЕ)ПРЯМО, как поступил бы его отец, но обиняком, намёком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дом напротив был (НА)ПОЛОВИНУ в лесах, а по открытой части кирпичного фасада оброс плющом, так что внутри всегда царил (ПОЛУ)МРАК.

ЧТО(БЫ) ни решил тогда отец, я был готов принять это, (ПО)ТОМУ как уважал его мнение.

Солнце скрылось за осиновую рощицу (В)БЛИЗИ сада, тень от неё (БЕЗ)КОНЦА тянулась через неподвижные поля.

Туча, чёрная, с (БЕЛО)СНЕЖНОЙ кромкой, застыла на востоке, а на западной стороне (МЕЖДУ)ТЕМ сияло солнце.

(НЕ)СМОТРЯ на то, что бóльшая часть повести посвящена переживаниям Тимофея Ивановича, ВСЁ(ЖЕ) автор уделяет достаточно внимания описанию нравов и уклада жизни своих героев.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери, но при этом сердце его не было лише(1)о родстве(2)ых чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверже(3)о им помогал, даже находясь в стеснё(4)ых материальных обстоятельствах.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы и это не только противоречие точек зрения мемуаристов но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича.

2) Пушкин был физически крепок и вынослив обладал силой и хорошим здоровьем.

3) Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо и из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков.

4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота.

5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо задумчиво смотрел не то на слушающих не то будто внутрь себя.

16. Расставьте все знаки препинания:

Но она всё-таки не рассмотрела бы его лица, если б опять молния (1) скрывшая звёзды (2) не осветила его. При свете молнии она разглядела всё его лицо и (3) увидав на нём спокойствие и радость (4) улыбнулась ему.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И (5) по обычаю народа (6)

О Рождестве их навещать…

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Легенда гласит (1) что (2) когда Есенин увидел Айседору Дункан (3) он был покорён её пластикой (4) хотел кричать о своей мгновенно возникшей влюблённости (5) но Сергей не знал английского языка.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Прочитайе текст и выполните задания 21 -26

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Читая сказки, человек погружается в мир фантазий, которые не имеют отношения к реальности.

2) Сказка даёт человеку ответы на многие важные вопросы: о счастье, о судьбе, об истинной красоте.

3) Сказки полезны детям, ведь эта народная мудрость готовит ребёнка к взрослой жизни, однако взрослым уже нет необходимости читать сказки.

4) Сказка говорит о том, что есть и будет всегда, а не о том, чего нет и не бывает в жизни.

5) Чтобы пробудить детский интерес к сказке, нужно приобщать к ней ребёнка через театральные постановки, художественные фильмы, национальную музыку.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8–12 представлено описание.

3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.

4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 26–27 представлено повествование.

23. Из предложений 3–6 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексических повторов.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

25. «Ведя с читателем беседу о сказке, И.А. Ильин создаёт весьма лаконичный с точки зрения формы текст, но в то же время насыщает его эмоциональностью и образностью, грамотно используя целый спектр средств выразительности речи. Стремясь вовлечь читателя в свои размышления, автор активно использует такое синтаксическое средство, как (А)________ (например, предложения 3, 4, 13). Часто встречается и такой приём, как (Б)________ (например, предложения 16, 17), помогающий понять, сколь непрост поиск ответа на встающие перед человеком вопросы. Особый пафос тексту придаёт такой троп, как (В)_______ (предложение 23), а также такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________ ("вопрошать", "внимать" в предложении 25)».

Список терминов

1) олицетворение

2) устаревшие слова

3) парцелляция

4) гипербола

5) эпифора

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

9) антитеза

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 35|53.

2. Ответ: Таким образом|такимобразом

3. Ответ: 3.

4. Ответ: послала

5. Ответ: невежа

6. Ответ: поезжай.

7. Ответ: 58714

8. Ответ: выскочка

9. Ответ: сдюжилбесплатно

10. Ответ: замочек

11. Ответ: обидевший

12. Ответ: неназванном

13. Ответ: наполовинуполумрак|полумракнаполовину

14. Ответ: 234

15. Ответ: 23|32

16. Ответ: 1234

17. Ответ: 1356

18. Ответ: 145

19. Ответ: 12345

20. Ответ: свою

21. Ответ: 24|42

22. Ответ: 134

23. Ответ: 25

25. Ответ: 6912

Примерный круг проблем

1. Проблема роли сказки в жизни человека. (Какую роль играет сказка в жизни человека?)

1. Сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские.

2. Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека. (Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?)

2. Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит - с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов.

3. Проблема осмысления понятия «сказка», проблема взаимосвязи сказки и национального сознания. (Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?)

3. 3. Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка

неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...