Умение критически мыслить. Навыки критического мышления

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

Навыки критического мышления

Фокусирующие навыки.

1.Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.

2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации.

3.Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

4.Формирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания.

5.Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

6.Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации.

7.Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.

8.Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

9. Представление: презентация новой информации.

Навыки анализирования.

10.Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11.Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12.Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13.Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования.

14.Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

15.Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

16.Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.

Навыки интегрирования.

17.Эффективное комбинирование информации для формирования новых идей.

18.Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

Навыки оценивания.

19.Формулирование критериев оценивания информации или идей.

20.Проверка: проверка правильности утверждений.

Некоторые условия, необходимые для развития

Критического мышления

Для того, чтобы вы могли воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно развивать в себе ряд важных качеств, среди которых:

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Мыслящие люди:

1) умеют решать проблемы;

2) проявляют известную настойчивость в решении проблем;

3) контролируют себя, свою импульсивность;

4) открыты для других идей;

5) умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;

6) умеют слушать собеседника;

7) они эмпатичны;

8) терпимы к неопределенности;

9) умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

10) умеют устанавливать множественные связи между явлениями;

11) они терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их

Собственных взглядов;

12) они могут рассматривать несколько возможностей решений

Какой-то проблемы;

13) они часто задают вопросы «что, если...?»

14) они умеют строить логические выводы;

15) они размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;

16) умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

17) они могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;

18) они любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

19) они активно воспринимают информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нра...

Костанайская обл., г.Рудный,

сш №4 с углублённым изучением математики,

Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.

Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.

  • Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  • Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  • Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  • Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  • Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  • Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  • Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.
  • Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

    Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

    непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

    Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

    Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

    Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

    В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

    Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    1. Группа получает общее задание по теме.
    2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
    3. Сбор информации об объекте.
    4. Обмен информацией в группе.
    5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
    6. Заполнение таблицы.
    7. Написание совместного исследования по теме.
    8. Презентация исследования.

    “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”.
    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: “То есть ты говоришь, что…?”, “Если я правильно понял, то …?”, “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?”. Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы. “, “Что будет, если. “, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. “.
    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т.д.
    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: “Как можно применить. “, Что можно сделать из. “, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать. “, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    1-я строка – существительное, тема диаманты.

    2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

    3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

    4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

    5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

    6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

    7-я строка – существительное, антоним теме.

    «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

    – я этого не знал,

    Это меня удивило

    Хотел бы узнать подробнее.

    Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + – ! ?

    Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

    После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

    • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
    • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
    • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
    • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
    • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
    • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано
    1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
    2. Почему? Зачем? По какой причине?…
    3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

    Приемы по развитию навыков прогнозирования

    1. Верные и неверные утверждения
    2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

    Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

    Бэкмология стоит на позициях, что наличие у человека развитого критического мышления – это свойство, ценность которого перекрывает все стремления к успеху, счастью, поиски смысла жизни и т.п. Только критический ум создает внутреннюю гармонию, способен творить чудеса: согласует потребности с возможностями, обеспечивает беспристрастность к происходящему и проактивную жизненную позицию, создает психологическую комфортность и стрессоустойчивость.

    К сожалению, критическое мышление – не дар Божий, а сложное умение, развитие и поддержка которого требует немалых усилий. Для облегчения этих усилий и была создана Бэкмология.

    Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

    Критическое мышление – это наши активные, целеустремленные и системные усилия, направленные на то, чтобы разобраться в мире, который нас окружает при помощи внимательного изучения своего мышления и мышления других людей, что проясняет и улучшает наше понимание.

    В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространенных определений – «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать».

    Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

    Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, увеличивающее вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

    Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления – тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Творчество будет малопродуктивным, если человек не сможет критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрении новых идей.

    Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.

    Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

    Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.

    Из чего состоит критическое мышление? В процессе познания мышление имеет несколько уровней: 1) общее мышление; 2) предметное мышление (историческое, математическое, системное и т.д.); 3) критическое мышление. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий: 1) общее мышление – это общий процесс обработки информации; 2) предметное мышление – это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного познания, обогащенный предметными и методологическими знаниями; 3) критическое мышление – это процесс контроля над протеканием общего и предметного мышления, их совершенствование. Критическое мышление состоит из определенных установок исследователя, ориентирующих его на учёт контекста, широту охвата фактической информации и т.п., а также из процедур, направленных на обеспечение логического совершенства, фактической обоснованности и ценностной целесообразности рассуждений.

    Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

    1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

    2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

    3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, – движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

    4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

    Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор.

    Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

    • поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
    • собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
    • приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
    • думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
    • эффективно общается с другими при выработке решения.

    Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.

    Развернутое определение критического мышления состоит из пяти пунктов.

    Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда решение проблемы строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Индивид должен иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

    Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное – он при этом сам решает, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

    Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Но критическое мышление вовсе не приравнивается к традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают.

    В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь.

    Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь человеку разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

    Критическое мышление возникает тогда, когда индивид начинает заниматься конкретной проблемой. Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса решения задачи, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность человека и побуждает их к критическому мышлению. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, человек действительно думает.

    Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.

    Критическое мышление – это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

    В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

    Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.

    К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек знания только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Имеется определение критического мышления как «принятие обдуманных решений о том,
    как следует поступать и во что верить».

    В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Он уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

    В западной традиции принято рассматривать содержание критического мышления как совокупность трех компонентов:

    1) установки, готовности к критическому мышлению (critical thinking dispositions);
    2) интеллектуальных (мыслительных) навыков и умений (critical thinking skills and abilities);
    3) уже имеющихся знаний, прошлого опыта.

    Обратимся к описанию каждого из перечисленных компонентов, составляющих содержание критического мышления.

    Одна из самых популярных концепций критического мышления принадлежит американскому педагогу Р. Эннису, который одним из первых разработал систему установок или готовностей (dispositions) к критическому мышлению, или, другими словами, внутренних мотиваций, влияющих на «качество» мышления. Согласно концепции Р. Энниса критически мыслящий человек должен:

    1. Заботиться о том, чтобы его взгляды, решения, были четко обоснованы, а для этого ему необходимо:

    • Стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов;
    • Быть хорошо информированным;
    • Рассматривать точки зрения, отличные от своих собственных;
    • Расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомлённости.

    2. Быть способным четко представить как свою позицию, так и позицию других, а именно:

    • Ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации;
    • Концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы;
    • Искать и предлагать доводы (обоснования);
    • Принимать во внимание всю ситуацию в целом;
    • Осознавать собственные убеждения.

    3. Уважать мнение и достоинство собеседника, т.е.:

    • уметь слушать и слышать других;
    • избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений;
    • быть внимательным к состоянию другого человека.

    На важность развития установки к критическому мышлению также указывает американский психолог Д. Халперн, разработавшая популярную в США программу обучения критическому мышлению. «Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Критически мыслят те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления», – пишет автор (Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003).

    Д. Халперн описывает следующие качества критически мыслящего человека:

    1. Готовность к планированию (как «невидимый и очень важный шаг к критическому мышлению», последовательное рассмотрение предпринимаемых шагов).

    2. Гибкость (как «готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения»).

    3. Настойчивость (как «готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума»).

    4. Готовность исправлять свои ошибки (как стремление к поиску причин собственных ошибок, способность «признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление»).

    5. Осознание (как рефлексия собственного мыслительного процесса, «наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели»).

    6. Поиск компромиссных решений (как умение «находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство»).

    Особого внимания в системе описанных установок заслуживает рефлексивный компонент критического мышления. Критически мыслящий человек осознает процесс своего мышления, обладает сознательной целеустановкой на улучшение качества своего мышления. Рефлексия как необходимое условие и неотъемлемая часть критического мышления нашла отражение в определении Р. Пола, директора Центра критического мышления и моральной критики в США: «Критическое мышление – это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление... При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление – это влекущее за собой самоусовершенствование; и это усовершенствование приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» (8. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. – Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990).

    Вторым компонентом содержания критического мышления являются собственно интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки (thinking skills), составляющие его сущность. В основу современных концепций, описывающих интеллектуальные умения критического мышления, положены идеи американского исследователя Э. Глейзера. Он первым изложил набор определённых умений, которые, по его мнению, относятся именно к критическому мышлению: умение распознавать проблему и находить пути ее решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтверждённые предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни.

    Вопрос о наборе тех или иных умений, которые относятся именно к умениям критического мышления, до сих пор остается открытым. Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, мыслительные умения, которые нашли отражение в большинстве современных концепций критического мышления:

    • Оценка надежности источников информации
    • Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке
    • Анализ и оценка высказываний, предположений, выводов, аргументов, гипотез, убеждений
    • Умение задавать вопросы с целью получения более точной информации или её проверки
    • Рассмотрение проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
    • Ясность изложения собственной позиции, точность в выборе языковых средств
    • Принятие решений и умение обосновать свой выбор.

    Использование данных умений в повседневной жизни и на учебном занятии имеет место при наличии уже накопленных знаний и опыта. Критическое мышление – это своего рода «мышление о знании», которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. При этом понятие «знание» употребляется в самом широком смысле слова.

    Критическое мышление представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевыми компонентами которого являются: установки и готовность к критическому мышлению, владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие определенного опыта, научного и жизненного как «площадки» для применения этих умений.

    Критическое мышление, являясь медждисциплинарной и надпредметной категорией, носит дедуктивный характер: индивид овладевает интеллектуальными умениями критического мышления вне конкретной научной дисциплины и может применять их в различных областях знаний. В то время подчеркивается индуктивный характер критического мышления, оно неотделимо от конкретной научной области и необходимым условием критического рассмотрения проблем той или иной научной дисциплины является глубокое знание этой самой дисциплины. Мы не можем критически рассматривать проблемы ядерной физики, не зная самой ядерной физики.

    Говорить о развитии критического мышления человека, значит говорить о развитии у него целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определенных мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями как в деловой активности, так и в повседневной жизни.

    Критическое мышление требует усилий, иногда значительных. Тот, кто ленив, и тот, кто не любит использовать свои умственные способности, реже прибегает к критическому мышлению. В связи с этим критическое мышление сильно отличается от механической критики. Механическая критика не требует значительных усилий, и, как правило, заявления людей, осуществляющих такую критику, не имеют прочной основы. В то время как критическое мышление необходимо для здорового общества в решении некоторых спорных вопросов, примитивная и необоснованная критика друг друга может вызвать ненужную вражду между людьми.

    Критическое мышление не означает, что мы должны стать скептиками и отвергать все подряд. По сути, описание критического мышления включает в себя необходимость обращать особое внимание на определенные критерии и стандарты. На практике, если у человека нет никакой справочной информации, то ему очень трудно продвигаться вперед в своих размышлениях. Необходимо подчеркнуть, что мир не является черно-белым. В нем есть огромное разнообразие цветов. Мы можем признавать большую важность одного цвета, но не можем утверждать, что есть только один цвет. У нас, конечно, могут быть определенные убеждения, парадигмы и ценности. Они могут быть основой для некоторых критериев и стандартов, на основании которых мы оцениваем новую информацию. Время от времени великие события и выводы могут заставить нас переоценить определенные парадигмы, которые мы принимаем как должное. Тем не менее такие резкие повороты не часто случаются в жизни отдельного индивида или общества.

    Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать – значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер – боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие – переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

    Также необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически – это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

    В заключение следует сказать, что навыки критического мышления необходимы всем. Мы должны знать свои недостатки, предубеждения, предрассудки, а также источники мировоззрения, парадигмы и информационные каналы, которые мы используем, когда обрабатываем новую информацию.

    Критическое мышление – залог духовного здоровья, основа осмысления интересов человека и главный враг всех без исключения социальных недугов. В частности, оно чрезвычайно важно для того, чтобы отделить правду от мифов.

    Критическое мышление не является моментальным действием, оно требует усилий и мужества признать собственные ошибки. Обучение критическому мышлению так же не является мгновенным.

    Очень важно, чтобы мы, действуя на благо всего человечества, предпринимали необходимые шаги к увеличению в мире числа тех, кто мыслит критически.

    Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

    Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

    Сбор информации

    Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

    Наблюдение

    Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

    Умозаключения

    Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

    Рационализация

    Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

    Рефлективность

    Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

    Творчество

    Сравнение и контраст

    Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

    Анализ причины и следствия

    Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

    Синтез

    Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

    Оценивание

    Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

    Прогнозирование

    Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

    Расстановка приоритетов

    Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

    Резюмирование

    Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

    Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...