Уменьшение и увеличение давления. §36


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Каждый слайд появляется на экране ИД по щелчку.

Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости.

С 5 и 17 слайдами работают учащиеся у доски (каждая картинка появляется по ходу объяснения и ответа учащегося по щелчку)

Задание «подготовить историческую справку о Блезе Паскале» было задано учащимся заранее.

Использование презентации позволяет улучшить наглядность изучаемого материала, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Цель урока:

  • Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способах изменения давления;
  • Развивающие : развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
  • Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент .

(слайд 1, 2)

II. Повторение изученного материала.

1. Учитель:

«Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 3)

Вопросы учащимся:

  1. «Одинаковый ли результат получится в итоге?».
  2. От чего же зависит действие одного тела на другое? (слайд 4)
    Ответ: от силы.
  3. От чего зависит сила, приложенная к телу?
    Ответ: от модуля, направления и точки приложения.
  4. Что происходит с телом, если на него действует сила?
    Ответ: тело может изменить свою скорость или деформироваться.

Учащийся выходит к интерактивной доске (ИД) и показывает, что результат действия силы (деформация тела) зависит от величины силы. (слайд 5)

  1. Скажите, результат действия силы зависит только от её величины, точки приложения и направления?

(учащиеся обсуждают рисунки слайда 6, 7 и делают вывод)

Вывод учащихся:

Еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

III. Изучение нового материала.

(слайд 8)

Учитель:

1. Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно к поверхности, на которую она действует, называется давлением.

Вопрос: Что необходимо знать, чтобы найти давление?

Ответ: силу и площадь.

(Учитель вводит обозначение «давления» и вместе с учащимися записывает формулу для вычисления давления и единицу измерения давления)

2. Учащийся сообщает историческую справку о Блезе Паскале (слайд 9)

3. Единицы измерения давления, используемые на практике (слайд 10):

(самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)

  • 1 кПа=….
  • 1 мкПа=…
  • 1 мПа=…
  • 1 гПа=….
  • 1 МПа=

4. Вывод формул для расчета силы и площади поверхности (слайд 11)

(горизонтальная черта – деление, вертикальная – умножение)

5. Физкультминутка (слайд 12)

Учитель: Пожалуйста, встаньте.

- Вы сейчас оказываете давление на пол?

- Изменится ли давление, если мы: поднимем руки, разведем их в стороны?

- А можно ли увеличить это давление?

- А как уменьшить давление?

6. Итак, физкультминутка нам показала, что давление не является постоянной величиной и его можно изменить (слайд 13)

IV. Закрепление изученного материала

1. Посмотрите на рисунки. Сформулируйте задачу и объясните (слайд 14)

(учащиеся самостоятельно составляют задачи по рисункам и решают их)

2. Ответьте на вопросы (слайд 15)

3. Работа по ИД (слайд 17)

Посмотрите на тела на рисунках. Подумайте, какие из них увеличивают давление, производимое на опору, а какие уменьшают, и поставьте на соответствующее место.

V. Итог урока.

(слайд 18)

Вопросы:

  1. Какая физическая величина называется давлением?
  2. Что необходимо знать, чтобы найти давление; как обозначается; формула для расчета; единицы измерения давления?
  3. Какими способами можно увеличить или уменьшить давление?
  4. В каких случаях давление необходимо увеличить; уменьшить?
  5. Сопоставьте:

Домашнее задание: § 33, 34

Список используемой литературы. Электронные издания.

  1. Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004.
  2. «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
  3. «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
  4. «Физика 7 класс», издательство «Дрофа», 2001.

Конспект урока (изучение новой темы) и презентация

Абдуллина Эльза Науфатовна, 22.11.2017

1119 126

Содержимое разработки

МОУ СОШ с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА

НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ТЕМА: Давление. Единицы давления.

(7 КЛАСС)

Учитель: Абдуллина Э.Н.

2009 год

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления

Тип урока : объяснение новой темы.
Цели урока:

Образовательные:

    Сформировать представление о давлении, как о физической величине

    Показать значение давления в природе, быту, технике

    Сформировать умение находить давление в разных случаях;

    Обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления.

    Продолжить развивать умение решать физические задачи.

Воспитательные:

    Воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

    Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Развивающие:

    Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

    Способствовать расширению кругозора учащихся.

Формируемые умения: наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Оборудование: бруски, динамометр, линейка, компьютер, проектор, экран, учебная презентация.

Этапы урока.

    Организационный момент

    Выявление имеющихся знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление пройденного материала

    Обсуждение вопросов (устные задачи)

    Домашние задание

Ход урока.

1. Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока).

2. Выявление имеющихся знаний

На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это №4 в кроссворде. (Сила)

Мы знаем, что существует несколько видов сил.

№8. Как называется сила, с которой земля притягивают к себе все тела? (тяжести)

От чего она зависит? Как направлена сила тяжести?

№7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).

Как называется сила, возникающая в пружине? (упругости)

№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (вес) Что такое вес тела?

№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (трение) В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?

№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (динамометр)

№6. Как называется единица измерения силы? (Ньютон)

А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде.

  1. Изучение нового материала

Мы с вами разгадали слово-Давление. Откройте тетради и запишите тему урока.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

Каждое из этих тел находится на поверхности и со стороны каждого из них действует сила, которая приложена перпендикулярно к поверхности. Такую силу мы будем называть – силой давления, попробуем выяснить, что это за сила?

Учитель формирует учебную проблему: от чего же зависит результат действия силы давления?

Демонстрируется опыт (дощечка с гвоздями, песок) в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы?

    Учитель: Что мы наблюдаем?

    Ученик: Дощечка с гвоздями проваливается в песок

    Учитель: Как направлена сила?

    Ученик : Перпендикулярна к поверхности доски

    Учитель: Одинаковы ли силы в обоих случаях?

    Ученик: Да

    Учитель: Одинаков ли результат действия одинаковых сил?

    Ученик: Нет

    Учитель: Какое предложение (гипотезу) можно высказать о причине разных результатов?

    Ученик: Зависит от площади опоры

Учитель приводит пример: человек идет по снегу в валенках и на лыжах.

Задаются аналогичные вопросы.

Результат действия силы зависит не только от самой силы, действующей перпендикулярно поверхности, но и от площади этой поверхности.

Физическая величина, равная отношению силы, действующей, перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности называется давлением.

Давление = сила давления / площадь

S – площадь (м 2) F – сила (Н) p – давление (Па)

За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м 2 перпендикулярно этой поверхности.

(1 Н/м 2 = 1 Па)

Используют и другие единицы:

гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа)

Давайте выясним, как зависит давление от площади поверхности, а для начала вспомним.

Учитель: В каких единицах измеряется площадь?

Ученики: Площадь опоры измеряется в м 2 .

Учитель: Как перевести см 2 в м 2

Ученики: Чтоб перевести см 2 в м 2 необходимо разделить на 10000.

Проводится фронтальный эксперимент

Задание учащимся: определяется давление бруска на стол в трех положениях.

После работы задаются вопросы:

    В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?

  1. Как зависит давление от площади поверхности?

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Наибольшая

0,0054 (0,12*0,045)

0,0036 (0,12*0,03)

Наименьшая

0,00135 (0,03*0,045)

1. Какие особенности в данных таблицах можно заметить?
2. Рассмотрим таблицу, где сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении?
3. Почему?
4. Какую зависимость можно выявить из этой таблицы?
5. Как в математике называют такую зависимость?
6. Проанализируем вторую таблицу.
Итак, ребята, мы, с вами проанализировав результаты экспериментов, пришли к выводу о том, как зависит давление от силы давления и площади опоры. Запишем его в тетрадь:

    для того чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления,

    для того чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры или увеличить силу давления.

4. Закрепление пройденного материала.

Мы с вами познакомимся с новой величиной, выясним, от чего она зависит. Теперь используя наши знания, решим несколько задач.

F=37,5 кН

Решение:

р = 37500/ 0,0075 = 5000000 Па =5000 кПа.

Ответ: р = 5000 кПа.

b = 8 см = 0,08 м

Решение:

p = F / S; F = P = m * g; S = 2 a * b

р = m * g / 2 a * b; р = 78 * 9,8 / 2 * 1,95 * 0,08 = 2500 Па = 2,5 кПа.

Ответ: р = 2,5 кПа.

Применение давление в природе, технике и жизни человека. Иногда следует давление делать меньше, а иногда бывает необходимо давление увеличивать. Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека.
А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление в технике, быту или в природе?



5. Обсуждение вопросов.
1. Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?
Ответ: встать на одну ногу.
2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?

3.Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?

4.Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?

6. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека

6. Домашнее задание: §33,34, упражнение 12, стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.

Содержимое разработки

Вариант 1.

1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?

А. Сила трения.
Б. Сила упругости.
В. Давление.
Г. Сила давления.

А. Н.
Б. Па.
В. кг.
Г. кг/м 2 .

3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?

А.1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Во всех случаях одинаковое.

Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. кг.
Б. Н.
В. Н/м 2 .
Г. кг/м 2 .

3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)?

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Все бруски производят одинаковое давление.

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Грань

Площадь, кв.м.

Сила, Н

Давление, Па

Наибольшая

0,0054 (0,12*0,045)

0,0036 (0,12*0,03)

Наименьшая

0,00135 (0,03*0,045)

Содержимое разработки



  • Познакомится с понятием давление
  • Выяснить, от чего оно зависит
  • Научится определять давление, оказываемое телом на твердую поверхность
  • Познакомиться с единицей давления
  • Изучить зависимость давления от силы и площади опоры

  • № 8. Как называется сила, с которой земля притягивают к себе все тела? От чего она зависит? Как направлена сила тяжести?
  • № 7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).Как называется сила, возникающая в пружине?
  • № 3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? Что такое вес тела?
  • № 5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?
  • № 1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
  • № 6. Как называется единица измерения силы?
  • № 2. Чем характеризуется действия силы?
  • № 4 физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина?




  • р - давление
  • F - сила
  • S - площадь

За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 кв. м. перпендикулярно этой поверхности.

(1 Н/м2 = 1 Па)

Используют и другие единицы:

гекто Паскаль (гПа),

кило Паскаль (кПа)

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 гпа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа



  • Измерьте длину, ширину, высоту бруска
  • Вычислите площадь грани (a*b*h)
  • Измерьте вес бруска
  • Результаты занесите в таблицу
  • Найдите их частное
  • Сделайте вывод


Розетки прессуют из специальной массы, действуя на нее силой 37500 Н. Площадь розетки 0, 0075 кв. м. Под каким давлением прессуется розетка?

Ответ: 5000 кПа

S= 0,0075 кв. м.



Как, стоящий на полу человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?

Ответ: встать на одну ногу.


Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут?

Ответ: лось имеет на ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.


Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?

Ответ: в мягкой подушке голова делает удобную вмятину, тяжесть головы приходится на большую площадь. Вследствие этого становится малым давление на подушку. Поэтому возникает малое давление на кожу головы, т.е. не возникает ощущение боли.


Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем с таким же ощущением, как на мягком диване?

Ответ: да, если поверхность ложа соответствует форме тела человека.


К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося человека

Ответ: при опоре человека на доску или лестницу его тяжесть распределяется на большую площадь и давление на кромку льда уменьшается.


§33,34, упражнение 12,

Экспериментальное задание

стоя на лыжах, определить какое давление, вы оказываете на снег.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.

Тип учебного занятия : усвоения новых знаний.

Метод обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умение находить давление в разных случаях;
  • сравнивать давление в разных практических ситуациях;
  • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие речи,
  • закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,
  • умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
  • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока

  • Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи;
  • Уметь пользоваться формулами;
  • Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
  • Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  • Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору
  • Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.

Формируемые умения : работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат : учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Место урока в учебном плане . Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация, целеполагание.

III. Изучение нового материала (первичное усвоение материала).

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

V. Первичное закрепление учебного материала. Тест.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Античный афоризм)

I. Организационный момент

II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание

Как помочь человеку, провалившемуся под лёд? Почему боксёры ведут бой в перчатках? Как правильно уложить вещи в рюкзаке, собираясь в турпоход? (Показать боксёрские перчатки, напёрсток, рюкзак). Сегодня мы с вами научимся находить ответы на эти и многие другие вопросы.

На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”. Сформулируем цели (постараться самим):

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту, технике, природе.

Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.

Фронтальный опрос (актуализация)

  1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
  2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства). (У доски работает ученик по желанию.)

III. Изучение нового материала

Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.

Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.

Карточка:

Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).

давление

Заполнив таблицу, анализируем её:

  1. Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
  2. Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
  3. Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
  4. Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
  5. Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
  6. Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).

А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, что давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).

Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры. (Сделаем схематические рисунки):

  • Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору. (под рисунками делают записи в тетрадях)

Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, повторим изученные нами ранее физические величины: длина (руки в стороны), время (посмотрели на часы), скорость (как будто бежим), сила (согнули бицепсы), масса (поднимаем штангу), опустили руки. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

IV. Осознание и осмысление учебного материала

Решение качественных задач.

  1. Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
  2. Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
  3. А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).

Качественные задачи

  1. Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? А почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
  2. Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
  3. Почему острым ножом резать легче, чем тупым?

Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (После ответов учащихся осуществляется просмотр презентации "Способы уменьшения и увеличения давления").

К презентации(дополнительный текст, проговаривается учителем во время показа презентации):

  • Здание имеет большой вес. При широком основании оно будет производить меньшее давление на грунт (слайд-фотография фундамента здания)
  • Останкинская башня опирается на фундамент десятью «ножками», оказывая давление ≈7 МПа. Такое же давление оказывают 20 спортсменов-конькобежцев, массой 80 кг каждый. При сильном ветре давление на основание башни становится больше на 2700 кПа (слайд – фотография Останкинская башня).
  • Железнодорожные рельсы укладывают на шпалы. Нижнюю часть рельса делают более широкой (слайд – фотография железная дорога, рельсы на шпалах).
  • Тяжёлые машины – трактор, танк, болотоход – имея большую опорную площадь гусениц, проходят по болотистой местности, по которой не пройдёт человек, а также грузовые автомобили с широкими шинами легко передвигаются по пустыне (слайд – фотография колёса грузовика, гусеницы танка).
  • При скреплении различных деталей винтами, болтами под гайки подкладывают широкое металлическое кольцо – шайбу, тем самым уменьшается давление на скреплённые детали (слайд – фотография гайки, шайбы).
  • У массивных животных – слона, бегемота – площадь опоры большая (слайд – фотография бегемота, слона, их ног).
  • Заяц-беляк передвигается даже по очень рыхлому снегу (слайд – фотография заяц-беляк)
  • У парнокопытных животных копыта раздвоены, а у лося между половинками есть перепонка, раздвигая копыта, лось увеличивает площадь опоры и глубоко не проваливается, и может сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут. У верблюда на ногах не копыта, а пальцы, покрытые мозолями. Они не скользят и не проваливаются в песок (слайд – фотография верблюда, копыта, верблюда).
  • Беркут – самый крупный из орлов (размах крыльев около 2 м). Крупный, загнутый крючком клюв с острыми режущими краями может вспарывать самую крепкую шкуру животных, рвать добычу на части. Но всё же главное оружие беркута – лапы с крупными, острыми, чуть ли не стальными когтями, которыми царь птиц хватает, удерживает и умерщвляет свою добычу (слайд – фотография клюв беркута, медицинский шприц с иглой, иглы)
  • Рыси и медведи хорошо лазают по деревьям, благодаря цепким когтям (слайд – фотография медведя, рыси, когти медведя).
  • Иглы дикобраза – опасное оружие. Попадая в тело жертвы, они за счёт зазубрин могут в сутки на дюйм продвинуться внутрь организма, если их вовремя не удалить (слайд – фотография иглы дикобраза, зубы крокодила, зубы пираньи)
  • Маленькая пчёлка способна прокусить своим острым жалом толстую шкуру животных. Зазубринки на жале препятствуют его вытаскиванию и, потеряв жало, пчела погибает, спасая семью (слайд – фотография жало осы).
  • Шипы, иглы, пилы, ножи, ножницы и др. даже при помощи малой силы создают большое давление (слайд – фотография шипы и колючки растений).

Можем ли мы теперь ответить на вопросы, прозвучавшие в начале урока?

Дополнительные задачи к уроку: (если позволяет время)

  1. Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки сложенный лист бумаги, и нести покупки сразу стало удобнее. Как объяснить это явление? (Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения).
  2. При варке сосиска лопается вдоль, а не поперёк. Почему? (Площадь сечения сосиски вдоль S 1 больше, чем поперёк S 2 . А сила давления F = P S. Так как S 1 >S 2 , то F 1 >F 2 . Сила давления на продольное сечение F 1 больше, чем на поперечное сечение F2. Поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперёк.
  3. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево, если оно не подгнило? (Сила, с которой ветер действует на крону дерева при одинаковом давлении, зависит от площади её поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое).
  4. Почему боксёры ведут бой в перчатках?
  5. Когда вы производите большее давление – босиком или в обуви? А что произойдёт, если вы наступите на камень, стекло? Почему давление так возрастает, что можно проткнуть подошву?
  6. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
  7. Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?
  8. Какими должны быть ботинки путешественника и почему? Что поможет путешественнику в горах? (Подошвы ботинок должны быть резиновыми и рельефными (больше коэффициент трения). Ботинки должны быть свободными, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть шерстяной носок, что, во-первых, уменьшает давление на стопу в отдельных ее точках при ходьбе по острым камням, т.к. при этом деформируется сначала подошва, потом стелька и носок, а уже затем стопа, а во-вторых, способствует удержанию тепла, т.к. войлок и шерсть обладают плохой теплопроводностью. Кроме того, у ботинок должна быть широкая подошва, тогда площадь опоры, а, следовательно, и устойчивость человека увеличивается. Ведь обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать безопасность в трудных переходах. В горах путешественнику поможет палка с острым концом – альпеншток).
  9. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему? (Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает).

Решение расчётной задачи . (Один ученик решает у доски, остальные на местах)

Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк.

p = 3000000 Па

S = N 0,0000001 м 2


Ответ: 1500 штук.

V. Контроль знаний

Учащиеся выполняют тест.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

§ 34, ответить на вопросы,

Б. Привести примеры животных и растений, реализующих способы увеличения и уменьшения давления для обеспечения своей жизнедеятельности.

П. Составить свою задачу по теме «Давление».

У. Домашние экспериментальные задания (по выбору):

  1. Задание 6 (1) на стр. 82. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью клетчатой бумаги.
  2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой бумаги.
  3. На столе лежат два деревянных кубика с длинами ребер 2 см и 4 см. Одинаковое ли давление оказывают кубики на поверхность стола? А если отличается, то во сколько раз? (Больший кубик оказывает вдвое большее давление).
  4. Известно, что по тонкому льду можно быстро перебежать неширокую речку. Однако, если это делать медленно, то лед провалится. Означает ли это, что давление, оказываемое человеком на поверхность льда, в каждом из случаев разное? (Нет, давление в обоих случаях одинаковое).

VIII. Рефлексия

Наш урок подходит к завершению. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед вами рисунок, где вы должны нарисовать тот уровень, который соответствовал вашему настроению:

(карточки на столах у каждого учащегося)

(Рисуют в тетрадях ответы на рефлексивный механизм.)

Решать задачки можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок.

Всем спасибо за урок!

Цели урока:

  1. Развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними.
  2. Обеспечить понимание зависимости давления от площади поверхности, развивать познавательный интерес учащихся, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Приборы на столах учеников: линейки, бруски, динамометры (на первых партах: цилиндры металлические, динамометры, линейки, стеклянные пластинки).

На столах лежат таблички для решения задачи (№ 1) и таблицы для выполнения домашнего задания (№ 2).

На доске заранее записана тема урока, домашнее задание и приготовлена таблица для заполнения (№ 3).

У учеников:

Таблица № 1

На доске:

Таблица № 3

F, H S, см S, м P=F/S, Па
1
2
3

На переносной доске приготовлено задание:

Определить давление бруска на поверхность стола

I II III

На доске:

Тема: Способы уменьшения и увеличения давления.

Домашнее задание: заполнить таблицу, §34

На учительском столе: лопата (саперская), детская игрушка – трактор с широкими колесами, чучело галки, рюкзак, наперсток, игла.

Приготовлен эпидиаскоп и картинки: поезд идет по рельсам на шпалах, машина “Белаз”, мальчик на лыжах, спасение провалившегося под лед, передвижение на плату по воде.

Один стол приготовлен для “гостей”, на нем таблички “инженер”, “агроном”, “путешественник”.

Ход урока

Учитель: на прошлом уроке мы изучили давление твердых тел.

Вопрос: От чего зависит результат действия силы? Приведите пример.

  • Какая величина характеризует распределение силы по площади опоры?
  • Что называется давлением?
  • Что принято за единицу давления?
  • От чего зависит давление?
  • Как изменится давление, если увеличить площадь опоры?
  • Если необходимо увеличить давление, как нужно изменить площадь?

Тема урока “Способы изменения давления”.

Сегодня на уроке вы узнаете, какими способами можно изменить давление, и как практически используется эта зависимость. Но прежде решим задачу. У вас на столах бруски.

  • Как можно этот брусок поставить на стол?
  • Как можно определить силу давления бруска?
  • Как вычислить давление, которое оказывает брусок?

(Ставлю переносную доску, учащиеся определяют давление бруска: I ряд - на узкую грань, II ряд - на среднюю, III ряд - на широкую (см. рис. 1)).

На решение задачи дается 10 минут. В это время сильные учащиеся за первыми партами выполняют задание: определить давление, которое оказывает металлический цилиндр на поверхность стола, если он стоит:

  • на стеклянной пластинке (силой тяжести которой можно пренебречь)
  • без пластинки.

У доски ученик решает задачу:

Через 10 минут вызываю к доске трех учеников с разных рядов для заполнения таблицы. Сравниваем результаты, делаем вывод: чем больше площадь опоры, тем меньше давление.

Учитель: зависимость давления от площади опоры широко используется на практике и встречается в природе. Сегодня у нас в гостях инженер-механик, путешественники и главный агроном. Они нам расскажут о способах изменения давления и приведут примеры учета их, а вы внимательно слушайте, так как вам дома необходимо будет заполнить таблицу.

Слово главному агроному:

В сельском хозяйстве важно знать как и от чего зависит давление, например, машины, которые передвигаются по пашне, должны как можно меньше деформировать почву, поэтому колеса у них должны быть с широкими ободами или на гусеничном ходу. Уменьшение давления достигается за счет увеличения площади опоры (показывают трактор). Во время сенокоса косы затачивают, чтобы при небольшом усилии добиться большего давления. Или всем известный инструмент – лопата. Почему острой лопатой копать легче?

Слово инженеру:

Современные электровозы могут перевозить груз массой до 10000 тонн. При такой силе тяжести давление на рельсы большое и если не увеличить площадь опоры за счет шпал, рельсы просто провалятся в грунт. (Рассказ сопровождается показом картинки)

Самолеты и вертолеты способны садиться не только на твердое покрытие, но и на снег, и на воду. Для этого им просто одевают лыжи.

Автомобили, которые передвигаются в пустынях, в болотистых местах и перевозящие тяжелые грузы, имеют широкие шины.

Танки, тракторы, тягачи имеют за счет гусениц большую площадь опоры, поэтому легко могут передвигаться по бездорожью (картинка).

Слово путешественникам:

Часто приходится бывать в походах. Выбираем рюкзак с широкими лямками, чтобы, увеличив площадь опоры, уменьшить давление на плечи (показывают рюкзак и лямки).

Зимой путешествуем на лыжах по снегу. Почему на лыжах передвигаться по снегу легче?

Путешествуя по морям и океанам, помним, что существует опасность встречи с акулой. Ведь у нее такие острые зубы, что при небольшом усилии она может перекусить даже металлические прутья.

По реке путешествуем на плоту (картинка).

Однажды зимой с нашим товарищем произошел несчастный случай: он провалился под лед. При его спасении мы учли зависимость давления от площади (картинка) и больше никто не пострадал.

При встрече с живой природой еще раз убеждаемся, как зависит давление от площади опоры. Острые зубы, клювы (чучело галки), клыки, когти помогают представителям живой природы обороняться от врагов и добывать себе пищу.

В дорогу берем с собой разные необходимые мелочи: нитки, иголки, наперсток, нож, ножницы, топорик. Почему сломанной иглой шить нельзя? Для чего используют наперсток? Почему нож должен быть хорошо заточен?

Учитель: сегодня на уроке вы убедились, что давление зависит от площади опоры и узнали, как практически используют эту зависимость.

Запишите домашнее задание.

Как вы думаете, кто оказывает большее давление: слон, стоя на одной ноге, или оса во время укуса? (проверяем задачу на доске).

Вопросы для закрепления:

  1. тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге не разрушает асфальт. Почему же он крошит кирпич, который попадает ему под гусеницу?
  2. почему не жестко лежать в гамаке, сплетенном из жестких веревок?
  3. что необходимо предусмотреть строителям, чтобы возводимое здание выдержал грунт?
  4. почему удобно сидеть на “венском” стуле?
  5. какой бороной нужно воспользоваться с 20 или с 60 зубьями, чтобы глубже взрыхлить землю?
  6. как лучше разрезать мыло, чтобы не раскрошить его?

Лобанов Максим

исследовательская работа по физике

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Способы уменьшения и увеличения давления Выполнил ученик 7 класса МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара Лобанов Максим.

Цели и задачи работы: Цель моей работы – исследование некоторых способов уменьшения и увеличения давления в природе и технике. Перед собой я поставил следующие задачи: Вспомнить определение давления и единиц изменения давления. Рассмотреть решение некоторых задач на нахождение давления и некоторых качественных задач. П оказать взаимосвязь давления с площадью поверхности и массой. Доказать, что знания о способах уменьшения и увеличения давления широко используются в природе и деятельности человека.

Задумаемся над следующими вопросами: 1) Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?

2) Почему мягко лежать в верёвочном гамаке, который сплетён из довольно твёрдых шнурков?

3) Почему для спасения человека, под которым провалился лёд, ему бросают лестницу или длинную доску?

Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Единицы измерения давления - 1 Па – паскаль Блез Паскаль (1623-1662) 1 гПа =100 Па 1 кПа=1000Па

Задача 1. Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 69 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 708 см 2 Дано: СИ: Решение: m =69 кг S =512 см 2 g =9,8 Н/кг 0,0512 м 2 P = 9,8 Н/кг * 69 кг = 676,2 Н p =676,2 Н/кг: 0,0512 м 2 = = 13207 Па = 13 кПа Ответ: 13 кПа. p - ?

Дано: m = 60 т S = 1 ,5 м 2 Найти: p СИ 60 000 кг Решение Ответ: 200 кПа Задача 2. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м 2

Уменьшение давления Увеличение давления Уменьшение Увеличение давления Фундамент здания Шасси самолета Широкие шины автомобилей Гусеницы вездеходов, тракторов Лыжи Шайбы под гайки Шпалы под рельсы Топор Нож Гвозди, кнопки Иголки Зубы, когти, клювы зверей Шипы, колючки растений Жало осы

Давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47 000 Па. ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па. ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ!

В какой обуви удобнее отправляться в поход? Какой из лопат легче вскапывать грядки?

Почему каблучки туфель девушки создают большее давление на землю, чем лапы слона, хотя весит она гораздо меньше?

Какими ножницами портному работать лучше? Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?

Сила увеличилась в 2 раза Давление увеличилось в 2 раза Площадь увеличилась в 4 раза Давление уменьшилось в 4 раза Давление увеличилось в 5 раз Давление уменьшилось в 2,7 раза Площадь уменьшилась в 5 раз Сила уменьшилась в 2,7 раза

Сравнение давления Эксперимент 1.

Эксперимент 2.

Заключение Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе, и в деятельности человека.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...