Уничтожал ли «Илья Муромец» «Адольфа Гитлера»? «Илья Муромец»: почему «фрицы» так боялись советского бронепоезда В каком городе собран бронепоезд илья муромец.

Грозная сила

Бронепоезд построили в Муроме за короткий временной отрезок. По разным данным, на создание грозной боевой машины ушло порядка трех-четырех месяцев. Изначально ему решили дать имя богатыря Ильи Муромца. Но полковник Неплюев, который приехал за поездом, решил, что оно не годится. Мол, не подходит для военного времени. И решил назвать его «За Родину». Но строители бронепоезда не согласились и устроили митинг. В конце концов, боевая машина получила № 762, но по документам шла как «Илья Муромец».

Бронепоезд мог получить название «За Родину»

И в 1942 году «Илья Муромец» начал свой боевой путь с Брянского фронта. Его вооружение впечатляло своей мощью: тяжелые орудия, зенитные пушки, пулеметы… Впервые в истории бронепоездов были задействованы и реактивные минометы (на «Муромце» установили «Катюши»). Главной задачей машины было уничтожение вражеских складов горючего, оружия, артиллерийских батарей и техники.

Первый бой «Илья» провел в апреле 1942 году близ станции Выползово. Затем совершил вылазку в захваченный немцами Мценск. Здесь бронепоезд разбомбил станцию, чтобы прервать загрузку вражеских эшелонов.

Немцы не могли закрыть глаза на появление «мстителя» в своем тылу, поэтому на бронепоезд началась охота. Причем шла она и по земле, и по воздуху. Удачливее остальных оказалась немецкая авиация. Самолетам удалось выследить советский бронепоезд и атаковать его. В той схватке фашисты уничтожили штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Грушелевский, начальник штаба дивизии Писемский, а также корреспондент газеты «Гудок» Букаев.

Немецкая разведка несколько раз хоронила «Илью»

Но те повреждения не вывели «Муромца» из строя. Вскоре он вновь отправился на фронт. Немцы не верили, что бронепоезд построили в СССР. Поскольку он отличался мощным вооружением, толстой броней и большой скоростью. Мол, у Советского Союза не было ни времени, ни средств на его создание. Считалось, что поезд СССР передали американцы. А агенты Люфтваффе после каждого сражения докладывали, что «Илья» уничтожен. Но он снова и снова выходил на тропу войны.

Главный бой

Довелось «Муромцу» принять участие в одном из немногочисленных за историю Второй мировой сражений бронепоездов. Соперник у него был достойный — немец с красноречивым названием «Адольф Гитлер». Бой произошел в 1944 году.


Коваль (крупный железнодорожный узел в Волынской области) стал систематически подвергаться коротким артобстрелам. Причем с педантичной точностью — в девять часов утра. Обнаружить вражескую дислокацию у советских солдат никак не получалось. Но немцев подвело их неизменное расписание. Разведке удалось заметить клубы дыма. Стало понятно — действует вражеский бронепоезд. На его устранение и отправился «Илья Муромец». Помощь ему оказали артиллеристы, которые должны были точными ударами разрушить железнодорожное полотно, чтобы у противника не оставалось вариантов для маневра. Провести операцию решили быстро, без предварительной пристрелки.

Бой бронепоездов оказался скоротечным. Орудия «Ильи» и «Адольфа» ударили практически одновременно. Но советские артиллеристы оказались более точными. А добили немецкий бронепоезд залпы «Катюши». «Адольфа» накрыли клубы пара — один из снарядов угодил точно в паровой котел. С врагом было покончено.

В битве сошлись равные по силе противники

Немцы не смогли забрать остатки своей боевой машины. Поэтому советские солдаты, воевавшие на «Муромце», после освобождения Коваля лично посмотрели на поверженного противника. Тогда-то они и узнали, что бронепоезд носил имя их самого главного врага.

Мифы и легенды

После войны то и дело всплывала информация, что боя между «Ильей Муромцем» и «Адольфом Гитлером» не было. Мол, «утка» была запущена для поднятия боевого духа советских солдат. А в качестве неопровержимого доказательства приводили немецкую документацию, в которой о бронепоезде с таким названием нет ни слова.

Тот факт, что «Илья» существовал и воевал, сомнению не подлежит. Не обсуждается и его славный боевой путь. Но вот подлинность главного боя доказать или опровергнуть практически невозможно. Есть упоминания о нескольких местах (даты тоже разные), в которых сразились два бронепоезда. Это, так сказать, первая неувязочка. Вторая заключается в том, что якобы «Муромец» расправился со штабным поездом Гитлера. Тогда о полноценном противостоянии не могло быть и речи. К тому же, его после войны забрали себе союзники в качестве трофея.


Как говорилось ранее, в немецких документах нет упоминания о бронепоезде «Адольф Гитлер». Да и давать такие громогласные названия было не в характере Германии. Максимум, на что были способны немцы, так это присвоить технике какое-нибудь собственное имя. Например, «Берлин» или «Вернер». Но и это являлось редкостью. Обычно обходились банальными номерами. А в СССР было как раз наоборот. Вся техника получала красивые и гордые названия: «Советская Сибирь», «Народный мститель» и так далее. Номера тоже использовали, но их присваивали в «рандомном» порядке, чтобы запутать противника.

В СССР технике давали красноречивые названия

К тому же немцы задумывались о последствиях. Какой бы совершенной не была техника, ее могли уничтожить. И как бы тогда отреагировали простые солдаты, узнав о гибели Гитлера, пусть и воплощенного в металле?

Сильно разнятся и описания сражения. В одних источниках говорится о позиционной дуэли, в других — о лобовом противостоянии. Где-то утверждается, что «Гитлер» оказывал ожесточенное сопротивление, сумев разрушить штабной вагон, где-то — что его вывели из строя практически мгновенно. В общем, выбрать можно любую версию, какая больше нравится.

Большинство историков сходятся во мнении, что сражение у Коваля все-таки действительно было. И произошло оно в один из 127 дней, пока проходила операция по освобождению железнодорожного узла. А противником «Муромца» стал бронепоезд № 74 с бронеплощадкой BP44. Ее главное достоинство заключалось в башнях от «Тигров». И если бы такой снаряд угодил в советский бронепоезд, то его не спасла бы броня. Поэтому версия о «первом залпе», скорее всего, ближе всего к истине.

Теперь о названии. После освобождения Коваля, когда солдаты пришли посмотреть на поверженного противника, они похоже, обнаружили частично уцелевшую надпись с именем фюрера и «чем-то еще». Последняя часть могла быть банально повреждена снарядом. Учитывая, как именовали технику в СССР, солдаты могли решить, что надпись — название поезда. Возможно, подхватил эту идею и корреспондент «Красной звезды». Ведь получался фантастический заголовок.

«Илья Муромец» совершил около 160 военных операций

Но даже не совсем понятная ситуация с поверженным врагом не умаляет боевых заслуг «Ильи Муромца». На его счету более 160 огневых вылазок. В них было уничтожено 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек фашистов, 7 самолетов и порядка 875 солдат и офицеров. А также бесчисленное множество ликвидированных эшелонов и товарных поездов. За многочисленные боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов (туда входил и «Муромец») удостоился ордена Александра Невского.

В 1971 году «Илью Муромца» отправился на стоянку в родной Муром. Здесь он находится и по сей день.

Известно, что единственная сухопутная артиллерийская дуэль в ходе Второй мировой войны состоялась между бронепоездами «Адольф Гитлер» и «Илья Муромец», завершившаяся убедительной победой последнего. Факт сам по себе достойный книги рекордов Гиннеса, а знаем мы об этом до обидного мало. Это был основной мотив, повинуясь которому я взялся несколько лет назад копать эту тему.

Задача мне представлялась довольно простой. Найти ТТХ того и другого, найти воспоминания участников, попытаться восстановить ход поединка да и в общем-то всё… Однако по мере реализации этой задачи я почувствовал, что влип в почти детективную историю. А раз так, то следует однозначно и без колебаний ответить на вопросы в рамках Римского права: «Кто?» «С чьей помощью?», «Что?», «Где»? «Когда?» и т.д.


Итак «кто » вернее «что » - хотя считается, что поезд из сухопутного транспорта ближе всего к кораблю, существу для моряка однозначно одушевлённому.

Из личного дела :

«Илья Муромец» бронепоезд образца 1942 года вместе с однотипным «Козьмой Мининым» составлял 31-й отдельный Горьковский (в последствии «Горьковско-Варшавский») дивизион бронепоездов. В боевую часть «муромцев» входили: Бронепаровоз (1 шт), крытые бронеплощадки (2шт), открытые артиллерийские бронеплощадки (2 шт), двухосные контрольные платформы (4 шт).

Вооружение: пушки 76,2-мм, в башнях от танков Т-34 (4 шт. - по 2 на каждую крытую бронеплатформу, БП), 7,62-мм станковые пулемёты «Максим» в шаровых опорах в бортах (8 шт. - по 4 на 1 БП), + спаренные с пушками 7,62-мм пулеметами ДТ (4 шт).

Открытые артиллерийские площадки: 37-мм зенитные пушки (4 шт. - по 2 на БП), пусковая установка реактивных снарядов М-8 (2шт - по1 на БП).

Бронирование: толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз, защищённый бронёй толщиной 30-45 мм, использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

Благодаря наличию четырёх длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Достоверно известно, что поезд прошёл от Мурома до Франкфурта-на-Одере, уничтожив 7 самолётов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров, и… вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер

Красиво, мощно, ярко. Представляешь разворот башен и мощный залп…

И вот тут первый «Упс!». Начнём с того, что существенно различаются дата, место и… описание знаменитого боя. называют район Ковеля (июль 1944 г.), другие - Черниговщину и вообще приписывают уничтожение поезда «Адольф Гитлер» партизанам (а это не позднее осени 1943), третьи - район Познани (точная дата неизвестна). Вот что пишет «Новая Газета» (№61 23 августа 2004):

«В начале Второй мировой <это как? Странно - Вторая мировая уже 4 года как идёт > из муромских цехов вышел бронепоезд «Илья Муромец» - в лобовой атаке <По одной колее что ли шли друг на друга? > под Познанью состав, известный также под номером 762, вышел победителем из схватки с поездом «Адольф Гитлер»…».

А четвертые источники упоминают аж Франкфурт-на-Одере (февраль 1945). Многовато как-то…

Взглянём на карту. Допустим ошибиться с местом дуэли на линии Познань/Франкфурт ещё куда ни шло - это одна ж/д ветка и это всего лишь 180 км. Французы битву при Бородине называют «Битвой при Москве» (это 100 км). То есть, если дуэль состоялась где-то посередине, она может считаться вполне и «на подступах к Франкфурту-на-Одере» и «в окрестностях Познани».

По некоторым источникам можно предположить, что речь идёт о «бронированном поезде Адольфа Гитлера» т.е. по сути - штабном составе, да, имеющим бронирование, но по большому счёту бронепоездом не являющимся. Не его ли гордый богатырь раскатал в тонкий блин? Но «броневагон» Гитлера пережил войну и достался союзникам в качестве трофеев.

А что же противник? Ведь потеря боевой единицы имени родного фюрера наверняка была ещё и психологически значимой, и уж незамеченной точно не могла пройти

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу лёгких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Зенитная оборона советских бронепоездов была как правило очень мощной. У немцев же только т.н.»зенитные» бронепоезда имели нечто подобное .

У немцев тоже было неожиданное деление подчиненности БП. Так, например, т.н. «зенитные» бронепоезда подчинялись Люфтваффе. Учитывая возможности заводов, и те же традиции, то есть были целые КБ, работавшие в этом направлении с 20-х годов. Можно смело сказать, что по бронепоездам у Красной армии был подавляющий перевес. Который, к сожалению, был очень быстро утрачен в первые же месяцы войны. Многие поезда достались противнику в качестве трофеев.

Немецкие источники, как правило - очень дотошные, не приводят боевой единицы с таким названием. Оберстлейтенант фон Олжевски - (бессменный фюрер бронепоездов) в книге «Железнодорожные войска Германии 1939-1945 г.г.» ни разу не упоминает поезда носящего имя Гитлера. Не упоминает его и другой авторитетный автор Вольфганг Заводны («German Armored trains on the Russian Front 1941-1945» Schiffer Military History Atglen.PA).

А ведь вряд ли именем Гитлера немцы назвали бы какую-то задрипанную бронедрезину, о которой и сказать-то нечего… «Панцерцугам» порой действительно давались собственные имена «Берлин», «Макс» «Вернер», «Мориц» и др. И вот здесь надо сделать одну важную ремарку.

На фото : Центр связи в одном из вагонов личного поезда Гитлера .

В отличие от СССР, в Германии не было принято звучно именовать бронепоезда. Если сличать советский и немецкий списки, то можно наблюдать очевидную противоположность - большинство «немцев» имеют номера и лишь некоторые имена собственные. Наши же, подобно кораблям, имеют имена обязательно «Московский метрополитен», «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Народный мститель», «Победа», «Лунинец», «За Родину!» и так далее. И лишь некоторые имеют номера, причём, взятые по принципу «от балды» чтобы запутать противника. Так, тот же «Илья Муромец» имеет №762, что вовсе не означает, что по состоянию на 1942 год в строю РККА имелось 762 бронепоезда !

Бронепоезд в СССР - символ побед в Гражданской войне, символ мощи советской индустрии. И несомненно в части постройки бронепоездов СССР находился впереди планеты всей, причём обходя её на круг! Но в массовом сознании, раз немецкое и механическое, то это обязательно должно быть что-то грандиозное, технически безупречное. Однако большинство (причём подавляющее) их бронепоездов были трофейными. И не только, кстати, советскими.

В составе Вермахта воевали не менее десятка «панцерцугов» польского производства. Кстати, Польша 1939 года была вовсе не овца, вопреки расхожему мнению, и у нее, подобно СССР, были определённые традиции в сфере бронепоездостроения. Эти традиции были таковы, что включать польские броневагоны в состав своих поездов не брезговал даже СССР. (Трофеи-то в 1939-м разделили «по-братски»).

Вероятные противники «Ильи Муромца». С 1943 года на немецких бронепоездах появляются башни от «Тигров» и «Пантер» .

Были в составе Вермахта и французские (довольно много в литературе встречается фото бронепоездов с танковыми башнями от Somua S-35), а также чешские бронепоезда. И их хватало. Они выполняли свои задачи по охране путей сообщения, зенитной обороны ж/д объектов, и пр. Для немцев это был никакой не символ и предмет гордости, а сугубо утилитарный инструмент. А это не повод давать звучные имена. Вспомним также соображения Министерства Пропаганды Германии в отношении названия корабля именем Гитлера. Считалось, что потопление «Гитлера» будет непоправимым ущербом в идеологическом смысле. Тем более сомнительно посылать в партизанское пекло бронепоезд с таким именем. (А ведь борьба с партизанами - одна из основных задач бронепоездов на Восточном фронте. Да и на Балканах - тоже).

Очень сильно различаются и описания боя. Так одни источники утверждают, что поезда «столкнулись» на рельсах чуть ли не случайно и были вынуждены ориентироваться по обстановке, другие - что дуэль стала результатом глубокой и продуманной разведоперации. Одни сообщают, что «Адольф Гитлер» виртуозно маневрировал, уходя из-под огня «Муромца», другие - что «Муромец» накрыл его первым же залпом…

Советский бронепоезд на позиции. 76-мм орудия с удлинённым стволом - главный калибр «Илья Муромца» .

Вот выдержка из книги «БРОНЕПОЕЗДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945» (АВТОРЫ: Ефимьев А.В., Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф.):

«Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. М.М. Кравченя и его помощники пришли на наблюдательный пункт задолго до начала намеченного времени. Но их ждало непредвиденное обстоятельство. Дерево, с которого велось наблюдение, валялось на земле сломанным. Что это? Залетел случайный снаряд или немцы пронюхали о готовящемся ударе? Неужели все приготовления пойдут насмарку? Загадка казалась неразрешимой. Выбрали другое дерево, установили связь и сообщили в штаб бронедивизиона. Решили операцию не отменять, ждать девяти утра.

Подошло время. Машинист А.В.Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

Старшего лейтенанта М. М. Кравченю мучили сомнения. Стрелки часов неумолимо передвигались по циферблату. Вот уже без двух минут девять, а ожидаемой цели всё нет. Появится или не появится? И вдруг его взгляд различил чуть заметные полосы дыма, а уж потом он увидел ощетинившиеся в нашу сторону дула орудий и передал в командирскую рубку:

— Цель на месте! Начинайте!

Из рубки «Ильи Муромца» последовало:
— По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили сверхмастерство. Таинственный противник был накрыт с первого же залпа. Батарея-невидимка успела повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный выстрел. Но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого бронепоезда. Фашисты так и не удосужились убрать останки искореженной машины. Узнали бойцы, что вражеский бронепоезд носил имя Адольфа Гитлера».

Очень важно! Приводится дата 4 июля и место Ковель. Но согласно немецким данным на 4 июля 1944 года не было потерь бронепоездов. В период с июня по август Ольжевски и Заводны (они не противоречат друг другу) приводят следующие потери: Группа Армий «Центр »№1 и №61 (уничтожены в один день 27.06. №28 29.06.44,) №74 уничтожен 29.07.44, №66 - 30.07. В составе группы армий «Северная Украина» № 63 17 июля 1944 года. И в составе группы армий «Север» №67 (27.07.1944) и №51 (13.08.1944).

Исходя из вышеприведённого отрывка мы можем понять, что речь всё-таки шла не о «лобовой атаке» как пишет «Новая газета», а о позиционной дуэли. Причём наблюдатели скорее всего не смогли по каким-то причинам достоверно подтвердить уничтожение немецкого бронепоезда. Речь шла лишь о «попадании». Ну хорошо. Позиционная дуэль. Но с кем?

Битва за Ковель длилась 127 дней. Таким образом можно определить какие из «панцерцугов» находились в это время в Ковеле.

Приводятся фотодокументы. (Собственно только один фотодокумент - советские солдаты рассматривают поверженного железного «фюрера»).

Фото, считающееся каноническим: Советские солдаты осматривают поврежденный бронепоезд «Адольф Гитлер». На самом деле к фото много вопросов .

Исходя из данной фотографии явствует, что в состав немецкого бронепоезда входил Apтиллepийский вaгoн «БП 42» с paзмeщёнными нa нём 76,2 мм соoвeтскoй пyшкoй типa F.K. 295/L и 20-мм счeтвepённoй зeнитнoй yстанoвкoй. Штатно таких вагона было 2. + командный + еще как минимум 2 вспомогательных. То есть, получается, встретились практически равные по силам противники. У «Муромца» ещё была «Катюша», но против бронепоезда это оружие сомнительное… (Хотя, смотря что накроет).

Ковель - крупный ж\д узел и его могли охранять или в разное время проходить через него, отступая с десяток «панцерцугов». На этом участке фронта в это время действовали (и были уничтожены) 2 бронепоезда №74 и № 63 (но последний значительно позже) некоторые англоязычные источники сообщают, что в составе 74-го были так называемые «бронеплощадки BP 44». Вполне возможно. Он только что пришёл после глубокой модернизации в Варшаве. Главная «фишка» этих платформ была в том, что на них стояли башни от «Тигров». Видимо, действительно его накрыли первым же залпом. Попади 88-мм снаряды в «Муромца» повреждений ему бы избежать не удалось.

Что же было на самом деле? Тут можно только гадать. Вероятнее всего дуэль имела место. Вероятнее всего она привела к повреждениям немецкого бронепоезда несовместимыми с дальнейшей эксплуатацией, поэтому его (а может несколько броневагонов) и бросили на станции Ковель.

Есть ещё таинственные свидетельства: «Под Ковелем погиб командир бронепоезда «Ильи-Муромца» Н.А. Попков. Он был похоронен на станции Глоба. Немцы очередной раз сообщили командованию, что бронепоезд уничтожен. Однако сгорели лишь вагон-баня и бытовка, а сам бронепоезд с честью вышел из боя. На станцию прибыл генерал И.И.Кретов и лично вручил личному составу дивизиона Красное Знамя Президиума Верховного Совета РСФСР».

То есть поезд все-таки получил попадания и повреждения? Что же до имени Адольфа Гитлера, то скорее всего было так. Красноармейцы, нашедшие кучу лома, увидели кусок надписи, что-нибудь типа «Адольф Гитлер - наш рулевой». На месте «наш рулевой» - дырка от снаряда 76,2-мм. Для советского человека, живущего в мире, где все, начиная от танкового завода, до мастерской по производству арматуры к ватерклозетам носит имя Сталина название бронепоезда врага именем вождя совершенно нормально, органично. Тут подоспевает корреспондент «Красной звезды». О! Какой замечательный заголовок! На 8-9 июля 1944 года «Уничтожен «Адольф Гитлер»!

Но Третий рейх при всех похожести не копия СССР. Не существовало ни одной боевой единицы , кроме дивизии «Leibstandarte-SS Adolf Hitler», носящей имя вождя. Да и то, название дивизии можно перевести и как «Личная охрана (гвардия) Адольфа Гитлера» (собственно, дивизия и была сформирована на баще первоначальной личной охраны фюрера). Дивизия Люфтваффе «Герман Геринг» - это ещё одно исключение, подтверждающее правило.

Война это ещё и пропаганда - война информационная. И в ней хорошо всё, что приближает победу. Так, вероятно, и родился миф про уничтожение бронепоезда «Адольф Гитлер», которого никогда не существовало. Жаль, что за столько лет он так мифом и остался. Реальность всегда ярче и интереснее мифа, тем более, что в реальности присутствуют живые люди со всем, что присуще живым людям из плоти и крови, и страхами, и слабостями и героизмом. Ведь личный состав советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

На фото вверху : Адольф Гитлер (слева) перед своим штабным поездом. Поезд Гитлера состоял из 15 вагонов, из которых только два были бронированными платформами с зенитными орудиями. Остальные вагоны предназначались для самого Гитлера, его охраны и штабных служб .

Фото: Памятник-бронепоезд «Илья Муромец»

Фото и описание

В городе Муром в одном из самых больших парков в честь 50-летия Советской власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской железной дороги.

Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.

Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии Муромца. Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название – «За Родину!».

Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и надпись приказали полностью стереть. Но все же название в честь отважного героя так и осталось в умах людей, а также в документах.

8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с одноименной станции Муром. Фронтовиков провожали жены, которые смогли водрузить над огромным паровозом внушительных размеров красное полотно, при этом на нем был вышит знаменитый герб СССР. В селении Горьком к существующему памятнику присоединили броневой паровоз под названием «Козьма Минин», причем после этого был завершен процесс формирования особого 37-го Горьковского дивизиона.

Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».

После преобразований машина стала тише передвигаться, обрела колоссальную огневую мощь и высокую скорость, что сделало бронепоезд по-настоящему внушительной боевой силой. Например, за одну минуту он мог поразить площадь в 400х400 м в радиусе 1,5 км.

За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7 самолетов и более 870 немецких фашистов.

Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.

В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска, на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.

Бронепоезд "Илья Муромец" — уникальный подвижной железнодорожный состав, прошедший всю войну и встретивший победу в Берлине. Его героической истории посвящена эта статья.

Бронепоезда на вооружении РКК

К началу ВОВ Красная армия имела 53 бронированных вооруженных составов, из которых 34 «легких». В общей сложности они состояли из 53 бронепаровозов, 106 артиллерийских и 28 бронеплощадок ПВО. Кроме того, на вооружении РКК было более 160 бронированных автомобилей, которые приспособленных для движения по железнодорожным путям, несколько броневых вагонов, передвигающихся с помощью дизельных двигателей и 9 бронедрезин. Такие ж/д составы в составе 25 штук были и у оперативных войск НКВД. На их вооружении состояло также 7 бронеавтомобилей.

История создания «Ильи Муромца»

В 1941 году РКК понесла большие потери, в том числе с точки зрения техники и вооружений. Во всех уголках страны стал проводиться сбор средств на закупку оружия. Кроме того, рабочие коллективы предприятий, выпускающих военную технику, по своей инициативе начали допоздна задерживаться в цехах, чтобы танки, артиллерийские установки и бронесоставы часом ранее поступили на вооружение Красной армии.

К этому почину присоединились и рабочие вагонного депо Муромского железнодорожного узла. К ним присоединились литейщики из Кулебак, поставляющие броню. На заводе имени Ф. Дзержинского в Муроме ею обшили паровоз. Изначально было принято решение дать бронепоезду имя богатыря Ильи Муромца. «Забирать» бронированный железнодорожный состав приехал полковник Неплюев, имевший серьезное намерение назвать его «За Родину». Однако был организован митинг, на котором рабочие объявили, что поведут бронепоезд на фронт муромской бригадой, предложив ей свое наименование. Они заранее нанесли на борт изображение богатыря и надпись «Илья Муромец». Неплюев был непреклонен и приказал убрать следы «самодеятельности», а боевой машине присвоить номер 762. Тем не менее в сознании строителей и экипажа состав остался как бронепоезд «Илья Муромец».

Иван Ефимович Серяков (машинист), Виктор Козьмин, Алексей Бирюков — вот имена некоторых членов первой бригады железнодорожников, которая отправилась из Мурома на фронт на железнодорожном составе, собранном своими руками.

На фронте

Бронепоезд Илья Муромец начал войну с фашистскими захватчиками на Брянском фронте весной 1942 года. Состав был вооружен, как говорится, до зубов, тяжелыми орудиями, пулеметами и Кроме того, на нем были установлены реактивные минометами «Катюша», что в те времена было абсолютным новшеством.

Благодаря своей мобильности, бронепоезд Илья Муромец быстро выходил на вражеские позиции и уничтожал склады оружия, горючего, артиллерийские батареи, а также фашистскую пехоту и технику.

В апреле он принял свой первый бой у ж/д станции Выползово, проявив себя с лучшей стороны. Позже бронированный состав получил приказ совершить налет на город Мценск, захваченный фашистами, чтобы парализовать работу железнодорожной станции, где шла интенсивная разгрузка немецких эшелонов.

В ходе этой операции бронепоезд Илья Муромец уничтожил большое количество вагонов и склады. При этом ему удалось вернуться с задания без потерь.

Немецкое командование пришло в бешенство от дерзкого нападения и объявило на «Илью Муромца» охоту. Немецкое люфтваффе выслеживало поезд в пути и на станциях. В мае 1942 года с воздуха был поврежден штабной вагон. В результате авианалета погибли майор Я.С. Грушелевский, занимавший должность командира 31-го дивизиона бронированных поездов, а также начштаба дивизиона С. Писемский и военкор газеты железнодорожников «Гудок» А. Букаев.

К счастью, бронепоезд Илья Муромец, фото которого вы уже видели, не выбыл из строя. И это несмотря на то, что согласно немецкой пропаганде «ангелы люфтваффе» забросали его фосфорными бомбами. Состав быстро вернули в строй, и он продолжил быть фашистов, наводя на них ужас своим неожиданным появлениям на самых горячих участках фронта.

Бой бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер»: несколько слов о сопернике

Сражения бронированных железнодорожных составов в мировой истории происходили нечасто. Одно из них состоялось 4 июня 1944 года. Тогда в бою сошлись «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». О последнем железнодорожном составе сохранилось крайне мало информации. В основном она почерпнута из свидетельств очевидцев и сохранившихся фотографий, сделанных после того, как оказалась под полным контролем Красной армии. Итак, в состав немецкого бронированного железнодорожного состава был артиллерийский вагон «БП 42», в котором размещалась 76,2 мм пушка типа F.K. 295/L и 20-милиметровая зенитная установка. Штатно было два таких вагона, один командный и еще два вспомогательных.

Предыстория сражение

Ковель в годы войны был крупным железнодорожным узлом, имевшим важное стратегическое значение. Летом 1944 года через него стали проходить эшелоны отступающих немцев, а также бронепоезда или, как их называли «панцерцуги». Известно, что на этом участке фронта в этот период были уничтожены бронесоставы № 74 и № 63. По сведениям из англоязычных источников, в составе 74-го бронепоезда присутствовали «бронеплощадки BP 44», на которых стояли башни от танков «Тигр».

Дуэль

В начале июня 1944 года объекты РКК под Ковелем стали подвергаться 2-3-минутным утренним артобстрелам. Причем они происходили в одно и то же время. Советским наземным и воздушным разведчикам никак не удавалось обнаружить, где же расположена батарея противника. Это натолкнуло наше командование на мысль, что это действует бронепоезд противника.

На руку нашим военным сыграла хваленная немецкая педантичность и особенности местности. Было решено, что прямо в начале боя артиллерия выведет из строя железнодорожное полотно, с целью отрезать бронесоставу врага путь отхода. Само сражение бронепоезда «Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера» предполагалось начать без пристрелки, чтобы не спугнуть противника.

Вскоре наблюдатели заметили вражеский бронесостав, который четко по расписанию двигался на огневые позиции. Но враг тоже заметил «Илью» и выстрелы прозвучали с обеих сторон. В немецкий бронепоезд снаряд попал с первого же залпа. Однако он успел ответить, хотя его снаряды не достигли цели. Разгром завершили «Катюши» и вскоре все было кончено.

Завершение похода

Бронепоезд «Илья Муромец» (вооружение: 2 артиллерийские бронеплощадки, на каждой по две 76-мм пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ, четыре 25-мм обычные и 276-мм зенитки Лендера, 4 реактивных установки М-8-24) не дошел до Берлина, в 50 км от города он оказался перед разрушенным мостом через Одер. Тем не менее этот железнодорожный состав и его экипаж с честью выполнили возложенную на них миссию.

В 1971 году бронепоезд «Илья Муромец» стал на вечную стоянку в городе, из которого когда-то отправился бить фашистов.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, на заводе города Мурома был построен бронепоезд. Строили его рабочие вагонного депо в свободное время, на свои средства. И дали ему имя былинного богатыря – «Илья Муромец». На фронт в боевом экипаже отправились добровольцами рабочие-строители бронепоезда. Среди них был и Алексей Васильевич Бирюков.

Родился он в 1913 году.

В феврале 1942-го вступил в партию и ушёл на службу в Красную Армию.

С апреля 1942 старший сержант Алексей Васильевич Бирюков принимал участие в боевых действиях в качестве машиниста бронепоезда «Илья Муромец» в составе 31 Отдельного Горьковского Дивизиона Бронепоездов.

В боях на Курской дуге Алексей Васильевич совершил героический подвиг. Когда бронепоезд грузился для переброски техники и наших войск в места проведения самых ожесточённых боев, то подвергся воздушной атаке на станции Скуратово. Отстреливаясь, «Илья Муромец» получил серьёзные повреждения: в топке паровозного котла провалились колосники, начала падать скорость.

Останавливаться было нельзя, вражеские самолёты бомбили со всех сторон, на станции рвались бомбы.

Не поставив колосняки на место, ходу паровозу не придашь, а как их поставить? Для этого надо паровоз охладить, нужно время, но бомбардировщикам не прикажешь подождать. Они кружат как ястребы, делают развороты для новых залпов.

И тут машинист Алексей Васильевич Бирюков быстро натянул на себя ватные брюки, фуфайку, шапку-ушанку, облился водой и на ходу бронепоезда полез в топку. Помощник машиниста отгрёб поглубже раскалённые угли. Пар и огонь обжигали тело даже через одежду, глаза заливало потом, голова трещала, но руки привычно и быстро делали дело. Когда всё было готово, друзья вытащили машиниста из огненной топки в дымящемся тряпье, опять облили его холодной водой, тлевшая одежда зашипела. Бронепоезд стал набирать скорость. Благодаря мужеству Бирюкова из схватки с врагом «Илья Муромец» вышел победителем.

Бирюков А.В. — 1-й слева в верхнем ряду

Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Всю войну он прошёл без единой пробоины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшего сержанта Бирюкова Алексея Васильевича, машиниста бронепоезда, наградили медалью «За отвагу».

В 1985 году Бирюков Алексей Васильевич был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Его подвиг описан в книге А.С. Потехина «31-й Особый». В ней рассказывается о строительстве и боевом пути бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» 31-го Отдельного Особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...