Упражнение «Нарисуй свой страх.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 О результатах проверки на надежность методики диагностики страхов у взрослых УДК Т.И. ПОЛЯНСКАЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ НА НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ВЗРОСЛЫХ Природа страха, феноменология страха современного человека, их роль в развитии личности на разных возрастных этапах все эти вопросы активно обсуждаются в современной психологии. Вместе с тем, на сегодня ощущается острый дефицит методик изучения феномена страха. В статье представлено описание модифицированного варианта теста «С-тест» Леви В.Л., представлены результаты проверки его на надежность и делаются выводы о перспективности использования теста для изучения страхов взрослых. Ключевые слова: страх, «С-тест», модификация методики, классификация страхов, анализ надежности, коэффициент Кронбаха, половинное расщепление, средние значения шкал. Страх служит объектом изучения специалистов различных отраслей науки философов, социологов, физиологов, психологов, психиатров и т.д. Философ Серен Кьеркегор представлял феномен страха как некую экзистенциональную силу, определяющую эволюцию человеческой души. Он полагал, что человек, осуществляющий выбор, в любом случае преодолевает страх, что и делает его сильнее. Социологи рассматривают эмоции страха как средство манипулирования человеческими массами. Для физиологов наибольший интерес представляют механизмы формирования страха в головном мозгу. Психологи и психотерапевты в попытках осмыслить феномен страха, выделяют две составляющие этого явления. С одной стороны это негативное влияние на самочувствие личности, порождающее деструктивный эффект в поведении и деятельности человека. Но с другой стороны, переживание страха может нести в себе и конструктивный заряд, побуждая человека к активности и, таким образом, способствуя его выживанию в сложных, экстремальных условиях. Весомый вклад в изучение проблемы страхов внесли Спилбергер Ч.Д., 1983; Фрейд З., 1927; Хорни К., и др. Среди отечественных психологов проблемой страха занимались Прихожан - А.М., Ханин Ю.Л., Симеон Т.П., Сканави Е.Е., Бехтерев В.М., Сухарев Г.Е., Мясищев В.Н., Рожнов В.Е., Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., Захаров А.И. и другие. Следует отметить, что работы многих авторов, посвященных проблеме страха, были посвящены теоретическому анализу этого феномена. И только в последнее время появились публикации, в которых предлагались конкретные методики для изучения этого явления. Отечественных методик, направленных на изучение страхов у взрослых, немного, среди них: - «Незаконченные предложения» Захаров А.И.; - «Опасения и страхи у детей» Захаров А.И.; - «Опросник страхов» Щербатых Ю.В., - «С-тест» Леви В.Л. Методики изучения страхов, предложенные Захаровым А.И., имеют возрастные ограничения. Сопоставление методик Щербатых Ю.В. и Леви- В.Л. показало, что для целей нашего диссертационного исследования более адекватным является «С-тест». Тест включает в себя инструкцию и набор из 60 утверждений, для ответов на которые респондентам предлагается 10-балльная шкала. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Пожалуйста, внимательно прочитайте все утверждения. Каждое из них может иметь к Вам какое-то отношение, может быть до какой-то степени справедливым для Вас. Но может быть и нет так может к Вам вовсе не относится. Если Вы согласитесь с утверждением полностью, на 100%, поставьте в левом столбце напротив него 10 баллов значит, оно справедливо для Вас вполне. Если не согласны совсем, если к Вам утверждение ни в какой степени не относится ставьте 0. Если согласны наполовину, ставьте 5 баллов. Если более чем наполовину соответственно 6,7,8 или 9 баллов. Если менее чем наполовину от 4 до 1 балла». Т.И. Полянская,

2 Психология Затем следует перечень из 60 вопросов, где каждый вопрос заключает в себе наименование того или иного страха, либо перечисление нескольких предметов, обстоятельств и страхов одновременно. Автор «С-теста» предлагает по общей сумме полученных баллов определять, к какому из 7 возможных типов может быть отнесен респондент. Выделены следующие типы: - Запредел Гипер Альфа (от 0 до 3 баллов); - Альфа Смелый (от 4 до 40 баллов); - Бета Уверенный (от 41 до 120 баллов); - Гамма Колеблющийся (от 121 до 220 баллов); - Тета Тревожный (от 221 до 350 баллов); - Омега Трепещущий (от 351 до 550 баллов); - Запредел Гипер Омега (от 551 балла). В.Л. Леви дает развернутые поведенческие характеристики каждого типа. Помимо этого, автор выделил 7 зон страхов (или полей уверенности): - Танатофобии (страхи смерти, болей, болезней; страхи пространств (открытых и закрытых); - Социофобии (социально-оценочные страхи; боязнь выступлений, экзаменов, встреч; - Агрессофобии (страхи перед агрессией); - Зависимостные страхи; - Панфобии (общебытийные страхи); - Эзофобии (мистические страхи); - Фортунофобии (страхи перед судьбой). В ходе пилотажного этапа исследования в феврале 2009 года нами был проведен опрос с использованием авторской анкеты (Никитина Е.Ю. и Полянская Т.И.). Целью работы являлось максимально полное выявление феноменологии страхов современного человека. В исследовании страхов приняло участие 60 человек в возрасте от 16 до 59 лет (44 женщины и 16 мужчин). Были опрошены студенты КГУ им. Н.А. Некрасова, работники Костромских промышленных предприятий, предприниматели, пенсионеры, а также люди творческих профессий. В анкете наряду с закрытыми вопросами большую часть составляли открытые, предполагающие развернутые ответы. Например: «Назовите ситуации из Вашей жизни, породившие тревогу и страх»; «Что именно Вы боитесь потерять?». В результате было выявлено 220 различных страхов, каждый из которых имел тот или иной процентный вес в общей картине страхов наших респондентов (рис.1). Распределение наиболее часто встречаемых страхов (в %) Диаграмма Потеря Авария Экзамен Болезнь Смерть Благополучие Общественная оценка Новый коллектив Высота и глубина Потеря друзей Потеря любимого Болезнь Публичное выступление Недостаток информации Потеря уважения Из диаграммы хорошо видно, что в ответах респондентов значимо чаще упоминаются страхи потери людей. Такие страхи свойственны как мужчинам, так и женщинам, как молодым, так и людям зрелого и преклонного возраста. Все многообразия страхов, о которых упоминали респонденты, мы объединили в 8 групп: - «медицинские» (боли, врачей и болезней); - «страхи агрессии из вне» (аварий, нападения, пожара, войны); - «страхи смерти собственной, смерти близ- 196 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2009, том 15

3 О результатах проверки на надежность методики диагностики страхов у взрослых ких и родных людей»; - «страхи животных и насекомых»; - «социально-опосредованные страхи» (людей, общественной оценки, общения с важными людьми, опоздания, одиночества); - «пространственные страхи» (высоты, глубины, темноты, воды, замкнутого и открытого пространства); - «страхи финансовых трудностей» (сохранение работы, заработка, возможности выплаты по кредитам); - «потеря контроля над ситуацией». По результатам пилотажного исследования нам удалось выделить некоторые группы страхов, ранее не диагностированные вопросами «Стеста». Это страхи финансовых трудностей и потери контроля над ситуацией. В процессе модификации «С-теста» мы сочли возможным объединить 2 утверждения в одно. Кроме того, мы добавили 8 утверждений, в которые включили те актуальные страхи, что дополнительно были нами выявлены в ходе пилотажного исследования. Страхи финансовых трудностей мы определяем следующими утверждениями: - Боюсь проиграть все деньги в игровые автоматы или необдуманно их потратить; - Страшно потерять работу (учебу); - Я очень волнуюсь по поводу выплат кредитов или долгов; - Боюсь потери или кражи ценной вещи, документов. Страхи потери контроля над ситуацией раскрываются в следующих утверждениях: - Меня тревожит недостаток информации; - Боюсь неожиданности; - Боюсь опоздать, не успеть закончить намеченное. Кроме того, индивидуальное интервью, которое проводилось в комплексе с анкетированием показало, что у многих респондентов определенно существует такая разновидность страхов, которые можно обозначить как религиозные. Этот факт позволил нам сформулировать еще одно дополнительное утверждение к «С-тесту», которое звучит так: - Я боюсь божьей кары. Таким образом, с учетом добавленных разновидностей страха, окончательный вариант «Стеста» включает в себя 67 утверждений. В целях подтверждения надежности модифицированного «С-теста» был проведен математический анализ с использованием программы статистической обработки данных SPSS-13. На первом этапе статистической работы исследовались страхи с использованием «С-теста» Леви В.Л., выборка состояла из 125 человек старше 18 лет. На втором этапе исследования был применен модифицированный вариант «С-теста» (Никитина Е.Ю., Полянская Т.И.), выборка состояла из 60 человек в возрасте старше 18 лет. Анализ надежности имеет отношение к надежности измерений в психологии и других социальных науках. Этот анализ применяется для отбора наиболее пригодных вопросов или заданий измерительной методики (вопросника, анкеты, теста). Обычно при разработке методики сначала составляют ее предварительный вариант, включающий избыточное количество заданий (пунктов), который апробируется на достаточно представительной выборке респондентов. Затем проводят анализ надежности, который позволяет при помощи многочисленных критериев исключить неподходящие задания. В нашей работе мы использовали два показателя надежности: коэффициент Кронбаха, обозначаемый буквой а (альфа), и надежность половинного расщепления. Анализ надежности с применением коэффициента Кронбаха Коэффициент а является мерой внутренней согласованности, или однородности, измерительной шкалы. Чем ближе коэффициент? к 1, тем выше внутренняя согласованность системы заданий. Значение а зависит от числа переменных, поэтому нет точной интерпретации его величины; тем не менее в большинстве случаев действует следующая оценка внутренней согласованности шкалы:а > 0,9 отличная; а > 0,8 хорошая; а > 0,7 приемлемая; а > 0,6 сомнительная; а > 0,5 малопригодная; а < 0,5 недопустимая. Коэффициент а возрастает как с увеличением числа пунктов шкалы, так и с усилением корреляции между пунктами. Применение а Кронбаха основано на модели, предполагающей наличие большей дисперсии у более надежного теста: чем надежнее тест, тем большая чувствительность (различительная способность) пунктов теста. Был получен высокий коэффициент Кронбаха в обоих вариантах теста. Оценка внутренней согласованности шкалы «С-теста» отличная (при Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Cоциокинетика, 4,

4 Психология а = 0,93), и остается такой же в модифицированном варианте «С-теста» (при а = 0,91). Анализ скорректированной корреляции элемента и суммы (corrected item-total correlation), то есть коэффициента корреляции переменной с суммой остальных переменных теста позволяет сделать следующие выводы. С модификацией «С-теста» произошли некоторые изменения коэффициента корреляции переменной. Наиболее существенные изменения этого статистического показателя в сторону уменьшения выявлены в таких утверждениях теста, как: - «Люди в основном не заслуживают доверия» (в первом варианте коэффициент корреляции переменной составил 0,3; во втором 0,1); - «В полном одиночестве чувствую себя некомфортно» (0,3 и 0,1 соответственно); - «Мне случалось оставаться в бездействии, когда при мне кого-то незаслуженно избивали и унижали» (0,5 и 0,1 соответственно); - «Не переношу вида крови, открытых ран» (0,3 и 0,01 соответственно); - «Боюсь заболеть раком, СПИДОМ, инфарктом, инсультом, чем-то еще» (0,5 и 0,003 соответственно); - «Предпочитаю общаться только с хорошо знакомыми, близкими людьми» (0,5 и 0,05 соответственно); - «Чувствую себя в полной безопасности только в одиночестве у себя дома» (0,6 и 0,2 соответственно); - «Я боюсь любить или быть любимым (любимой)» (0,4 и 0,1 соответственно). Отметим, что несмотря на уменьшение коэффициента корреляции перечисленных переменных, общая надежность тестовых шкал остается на высоком уровне, что подтверждает коэффициент? = 0,91. Ряд переменных тест показали существенные изменения коэффициента корреляции с суммой остальных переменных в сторону увеличения: - «Волнуюсь перед экзаменами, публичными выступлениями, перед важными встречами» (в первом варианте теста коэффициент корреляции переменной составил 0,2; во втором 0,4); - «Если возвращаюсь домой вечером, всегда прошу меня встретить или стараюсь обходить места, где на меня могут напасть» (0,2 и 0,6 соответственно). При этом с особенным интересом мы рассмотрели величину коэффициента корреляции переменной с суммой остальных переменных тех дополнительных 8 утверждений, которые были включены в «С-тест». Итак, они имеют следующие коэффициенты: - «Боюсь проиграть все деньги в игровые автоматы или их необдуманно потратить» (r = 0,4); - «Страшно потерять работу (учебу)» (r = 0,6); - «Я очень волнуюсь по поводу выплат кредитов или долгов» (r = 0,4); - «Боюсь потери или кражи ценной вещи, документов» (r = 0,1); - «Меня тревожит недостаток информации» (r = 0,6); - «Боюсь неожиданности» (r = 0,4); - «Боюсь опоздать, не успеть закончить намеченное» (r = 0,5); - «Я боюсь божьей кары» (r = 0,5); Приведенные данные позволяют утверждать, что включенные в «С-тест» 7 дополнительных утверждений не снижают его внутреннюю согласованность, имея средние коэффициенты корреляции. Отметим, что дополнительное утверждение «Боюсь, потери или кражи ценной вещи, документов» имеет слабый коэффициент корреляции переменной с суммой остальных переменных теста. Это можно объяснить недостаточной выборкой (напомним, что в первом варианте тестирования она составила 125 человек, во втором всего 60). Выявленный факт создает новые задачи исследования. Надежность половинного расщепления Вычисление надежности половинного расщепления применяют в том случае, когда число элементов достаточно велико, чтобы можно было разделить шкалу на две половины. В нашем примере тест состоит из 60 («С-тест») и 67 (модифицированный вариант «С-теста») вопросов, что делает возможным применение указанного математического метода. Надежность половинчатого расщепления мера надежности, для вычисления которой все пункты шкалы делятся на две эквивалентные группы, а затем на основании корреляции между двумя половинами шкалы устанавливается ее внутренняя согласованность. В качестве показателя надежности используется коэффициент корреляции Спирмена-Брауна между двумя образованными половинами. Значения?, вычисленные для первой и второй половины шкалы «С-теста» оказались высокими - 0,867 и 0,903 соответственно. Значение? 198 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2009, том 15

5 О результатах проверки на надежность методики диагностики страхов у взрослых для шкалы в целом, полученное путем вычисления нижних пределов (Критерий надежности половинного расщепления Гуттмана (Guttman Split- Half) равно 0, 875. Это отражает тот факт, что при уменьшении числа элементов шкалы ее внутренняя согласованность в данном случае не снижается (рис. 2). Анализ надежности «С-теста» 1 половина Значение 0,867 Кол-во вопросов 30 2 половина Значение 0,903 Кол-во вопросов 30 Всего вопросов 60 Корреляция между формами 0,782 Коэффициент эквивалентных форм Спиримена- 0,878 Брауна Критерий неэквивалентных форм Спирмена- Брауна Критерий надежности половинного расщепления Гуттмана 0,878 0,875 Рис. 2. Анализ надежности «С-теста» Леви В.Л. Рассмотрим значения а, вычисленные для первой и второй половины шкалы модифицированного «С-теста». Коэффициент Кронбаха а для первой половины шкалы равен 0,836; для второй половины - 0,838. Значение а для шкалы в целом, полученное путем вычисления нижних пределов (Критерий надежности половинного расщепления Гуттмана (Guttman Split-Half) равно 0, 892. Это отражает тот факт, что при уменьшении числа элементов шкалы ее внутренняя согласованность в данном случае незначительно снижается (рис. 3). Анализ надежности модифицированного варианта «С-теста» 1 половина Значение 0,836 Кол-во вопросов 33 2 половина Значение 0,838 Кол-во вопросов 33 Всего вопросов 66 Корреляция между формами 0,806 Коэффициент эквивалентных форм 0,892 Спиримена-Брауна Критерий неэквивалентных форм Спирмена-Брауна Критерий надежности половинного расщепления Гуттмана 0,892 0,892 Рис. 3. Анализ надежности половинного расщепления модифицированного «С-теста» (Никитина Е.Ю., Полянская Т.И.). Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Cоциокинетика, 4,

6 Психология Описательная информация о средних значениях шкалы. Для шкалы «С-тест» среднее значение первой и второй половины шкалы равно 73,09 и 71,1 соответственно, а среднее для шкалы в целом составило 144,19. В модифицированном варианте «С-теста» среднее значение первой и второй половины шкалы равно 93,49 и 93,87 соответственно, а среднее для шкалы в целом составило 187,36. Таким образом, представленные выше результаты анализа позволяют сделать вывод о высокой надежности модифицированного варианта «Стеста» и перспективности его использования для исследования феномена страхов у взрослых людей. Библиографический список 1. Боровиков В. STATISTIKA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, с. 2. Гуревич П.С. Практическая психология для всех. Клинический психоанализ М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА-Пресс Образование, с. 3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство СОЮЗ, с. 4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, с. 5. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, с. 6. Леви В.Л. Приручение страха. М.: Метафора, с. 7. Мельник Б.Е. Медико-биологические формы стресса. Кишинев: Штиинца, с. 8. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2001 г. 9. Мэй Р. Смысл тревоги. М. Класс, с. 10. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, с. 11. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, с. 12. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб: Азбука-классика, с. УДК 618 С.А.ХАЗОВА, И.А.ЗОЛОТОВА ОСОБЕННОСТИ ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ ЖЕНЩИН, НЕ ВСТАЮЩИХ НА УЧЕТ ПО БЕРЕМЕННОСТИ Статья посвящена проблеме психологической готовности современных женщин к материнству. Показано, что женщины, имеющие низкий социальный статус, часто не встают на учет по беременности, игнорируют интересы будущего ребенка. Описаны наиболее распространенные причины, по которым женщины не встают на учет по беременности, а также типы психологического компонента гестационной доминанты женщин, оставляющих новорожденных на попечение государства. Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, гестационная доминанта, психологический компонент гестационной доминанты, депрессивный тип, тревожный тип, оптимальный тип гестационной доминанты Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью соци- 200 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2009, том 15 С.А. Хазова, И.А. Золотова, 2009


Страх-тест Вы увидите 60 утверждений. Это сводный обзор главнейших человеческих страхов. И это же - зеркало для вашей самооценки: поглядевшись в него, вы сможете определить у себя и общее "количество"

Психологическая диагностика Диагностика уровня профессиональной направленности студентов Т.Д. Дубовицкая, кандидат психологических наук В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность личности».

14 Н.А. Лаврова Влияние самооценки на процесс принятия решения в контексте дефицита времени Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей,

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

Описательная информация о средних значениях шкалы. Для шкалы «С-тест» среднее значение первой и второй половины шкалы равно 73,09 и 71,1 соответственно, а среднее для шкалы в целом составило 144,19. В

С.А. Никулина Влияние социально-демографических характеристик беременных женщин на их отношение к материнству Беременность является особенным состоянием женщины, оказывающим большое влияние на все сферы

УДК 159.9.072 Маркова О.В., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры «Психология образования» Школа педагогики Дальневосточного федерального университета Россия, г. Уссурийск СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Ректор БГУ С.В. Абламейко (И.О.Фамилия) (подпись) 30.05.2014 г. (дата утверждения) Регистрационный УД-2014-1782/р. Психологическая диагностика личности

Пояснительная записка Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. Для того, чтобы реализовать свои возможности,

Структура образа профессии и динамика ее изменения студентов психологов в процессе обучения Канюков Дмитрий Николаевич психолог [email protected] 104 Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Перелыгина Марина Игоревна магистрант ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» г. Орёл, Орловская область ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Экстраверсии/интроверсии и регрессии (r=0,382, p 0,01), нейротизмом и регрессией (r=0,496,p 0,01), нейротизмом и проекцией (r=0,478,p 0,01). Эти результаты еще раз подтверждает результаты описательной

«НАУКА RASTUDENT.RU» Электронный научный журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский ISSN: в процессе присвоения Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ ФС 77-46865 06.10.2011 Учредитель: ИП

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Управление по физической культуре, спорту и молодежной

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Женщина в российском обществе. 2015. 1 ББК 60.561.9 Е. И. Сушкова 18 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Развитие системы дополнительного образования

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б3.Б.24

ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Татьянченко Наталья Петровна (ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет») В представленном нами исследовании

УДК 316.62 СТИЛИ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРЕДБРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ Сычев О.А., Смирнова К.О. АГАО им. В.М. Шукшина Результаты социологических и психологических исследований

Рабочая программа дисциплины «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 37.03.01 Психология Квалификация Бакалавр Профиль подготовки Социальная психология

УДК 159.9 Н. В. Булдакова ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 1 В статье обсуждается важность самого порядка рождения человека в семье и его роли

Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное

{jathumbnail off} Наряду со статистической нормой - используется процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результаты которой равны процентильному показателю или ниже него.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели освоения дисциплины 3 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3 3. Компетенции обучающегося..... 3 4. Структура и содержание дисциплины... 5 5. Образовательные технологии....10

Методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкая, кандидат психологических наук В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося

По методикам «Определение профессионального типа личности» (Дж. Холланд) и «Опросник профессиональных склонностей» Л. А. Йовайши (модификации Г. В. Резапкиной). Роль акцентуации при выборе профессии и

НОВЫЙ ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ ВИДОВ СТРЕССА Голубева С.В. Уральский государственный университет им. М.Горького Екатеринбург, Россия THE NEW QUESTIONNAIRE OF STRESS TYPES Golubeva S.V. The Ural State University

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Психологическая диагностика подростков (с практикумом) является подготовка выпускника, обладающего широкими знаниями в области психодиагностической

УДК 378 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КГУ 14 С. М. Яцун 1, И. А. Соколова 2, Е. Ю. Алферова 3 1 зав. каф. медико-биологических дисциплин, докт. мед. наук,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

O.E. Толстых ОТНОШЕНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В настоящее время большой интерес представляют исследования вопросов поддержания и улучшения качества жизни человека

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Сбитнева Алина Александровна старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» г. Санкт Петербург ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ

С.А. Никулина ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН Проблема одиночества рассматривается исследователями с разных позиций. Интересным является видение данной проблемы с точки зрения экзистенциональной

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН Автор: студент 2 курса специальности 31.2.2 Акушерское дело Винскевич М.Ю. Руководитель: Лушникова Д.В. На сегодняшний день в акушерской

Психологические аспекты педагогической деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кучина Татьяна Ивановна канд. пед. наук, доцент ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

М. В. Теперкина Из опыта формирования конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса Умение конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимо

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ 01 сентября 2011г.

Развитие ведущих психических функций и произвольности в первой половине дошкольного возраста Е.Д. Беспанская (Белорусский государственный университет) Проблема психического развития детей дошкольного возраста

Л.А. Пряженникова, И.А. Курочкина Екатеринбург, РГППУ Психологический климат коллектива дошкольного образовательного учреждения в аспекте стиля деятельности руководителя Существенные изменения, происходящие

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Ка лениями, которые производит болезнь ребенка. Данный показатель может служить опосредованным прогностическим фактором того, что матери из группы МДЗНП более готовы изменить те или иные паттерны поведения

Значимых и непопулярных мотивов рождения ребенка, и предположены последствия выбора того или иного мотива, а также его влияния на последующее развитие ребенка. Литература 1. Копыл О. А., Бас Л. Л., Баженова

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ У ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ РЕФЛЕКСИИ Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Синицару Л. А. доктор психологии, конференциар Традиционно, когда речь идёт о готовности ребенка к школьному обучению,

А.А. Баранцева, Е.В. Сараева Киров, Вятский государственный гуманитарный университет ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН В результате мирового экономического кризиса

Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.05.2016 года. Качество образования это комплексная

Н.Г. Аринчина, В.И. Дунай, В.Н. Сидоренко ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ Компьютерная зависимость форма ухода от реальности. В большинстве случаев компьютерная, интернет-зависимость,

МЕТОДИКА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ (ПДМ) Методика разработана в 1981 году Санкт-Петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. ПДМ представляет собой комплекс, состоящий из двух

Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.09.2017 года. Качество образования это комплексная

УДК 378.146.018+37.0 ВОЗМОЖНОСТИ СДО MOODLE В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ» М.Ю. Белканова Подготовлен учебный курс для подготовки

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

УДК: 316.6 Волкова Е. В., проф. Морова Н. С. Марийский государственный университет. г.йошкар-ола, Россия. Формирование представлений о будущем материнстве у девочекподростков, воспитывающихся в неполных

Методология и методы психолого-педагогического исследования 1. Дайте определение понятия «методологи»? 2. Что включают в себя основные компоненты психолого-педагогического исследования? 3. На какие вопросы

Ткачишина Оксана Романовна Аспирантка кафедры психологии (МАУП), г. Киев, Украина Социально-психологический тренинг как средство повышения адаптированности студентов Развитие информационных и компьютерных

1. Кросстабуляция Цель темы: Задачи темы: освоение основных понятий и процедуры применения кросстабуляции при проведении психологического исследования. знакомство с основными понятиями кросстабуляции;

Пути обеспечения психологической безопасности военнослужащих по призыву 187 У. С. Иванова, г. Псков В настоящее время в научных кругах всё большее место занимают исследования, посвящённые проблеме психологической

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О.Б.Гилева, Э.Г.Кугелева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ Положительный эмоциональный фон основа для правильного

УТВЕРЖДАЮ Проректор МГУ имени М.В. Ломоносова доктор физико-математических наук профессор А.А.Федянин 2015г. ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Анализ результатов диагностики адаптации пятиклассников на этапе перехода из начальной школы в среднее звено Данное психологическое обследование проводилось 20 октября 2015 года среди обучающихся 5 «Ж»

30 2. Проведенное диагностическое исследование у детей на первоначальном этапе выявило существенные различия в уровне и оценках изучаемых критериев уровня развития памяти. 3. В ходе экспериментального

Все дети в определенном смысле – художники. Каждый ребенок, начиная с 2–3 лет, с увлечением рисует. Изобразительная деятельность для маленького ребенка естественна и приятна, и только к подростковому возрасту тяга к рисованию остается лишь у художественно одаренных детей. Изобразительная деятельность формируется по мере становления психики ребенка и может в известной степени служить показателем его психического развития. В детском рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы и личности малыша.

Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых, так как для ребенка рисование является не искусством, а речью. У малыша осознание окружающего происходит быстрее, нежели накопление слов, поэтому рисование дает ему возможность легко выразить то, что он переживает. Поэтому рисунок может дать ценные сведения.

Все дети проходят одни и те же стадии развития рисунка:

Доизобразительный этап

(от 1,5 до 3,5 лет). Это период каракулей, марания, когда ребенку интересен сам процесс оставления следов на бумаге (или другой поверхности) и неважен результат деятельности. Цвет на этом этапе тоже не имеет смыслового значения: малыш пробует, изучает, экспериментирует.

Изобразительный этап

Он более продолжителен и многообразен:

  • Рисунок с примитивной выразительностью (от 3 до 5 лет). Ребенок пытается не просто рисовать, а изобразить что-то – правда, получается у него это очень схематично. Например, изображая человека, малыш рисует «головонога».
  • Схематичный рисунок (6–7 лет). Ребенок начинает различать мимику, движение и эмоции в рисунке.
  • Правдоподобные изображения , когда у ребенка появляются навыки рисования, и рисунок уже теряет свою детскость.

Интерпретация детского рисунка

Работа 5-летнего мальчика вызывает вопросы. Так происходит, когда рисунок, с одной стороны, дает мало диагностической информации по простоте сюжета, а с другой – настораживает определенными моментами. Эта картинка немного не соответствует возрасту ребенка. Рисунок характерен для малыша 3–4 лет (стадия каракулей с элементами схематичного изображения), что может свидетельствовать о возможной задержке психического развития мальчика (но не обязательно!) либо о том, что у него слабо сформированы графические навыки.

С учетом сюжета (мальчик рисовал любимых героев Angry Birds), скорее всего, развитие ребенка не вызывает опасений, и говорить можно лишь о слабой моторике руки и недостаточности навыков рисования. Цветовое оформление рисунка вполне соответствует выбранному сюжету и вполне реалистично.

На картинке мы видим «рожицы» с глазами и ртами – это начальная стадия изображения человека и других живых существ. По формальным характеристикам в рисунке можно выделить «правильное» расположение изображения на листе (в центре), стандартный, средний его размер, что служит признаком нормальной зрительно-пространственной ориентации мальчика. Однако хаотичность линий, сильный нажим при раскрашивании и слабый при основном рисовании контуров – признак возможной эмоциональной неустойчивости ребенка, быстрой смены его состояний (например, периоды активности часто чередуются с периодами вялости). Рисунок небрежен, что может говорить об импульсивности автора, но видно, что ребенок может контролировать свою руку (раскрашивание мало заходит за контур), поэтому вероятнее предположить малую значимость для автора сторонней оценки. Об этом же свидетельствует и низкая детализированность рисунка.

В картинке доминируют темные тона (черный, коричневый, фиолетовый), что может говорить о пониженном настроении. Прорисовка отдельных элементов множественной линией, с сильным нажимом, в разных направлениях характерна для проявлений тревоги. Зачерненные глаза, рот с зубами считаются признаками страха и агрессивных проявлений.

Вывод психолога

Анализируя данный рисунок, можно сделать вывод о недостаточных для 5 лет навыках изобразительной деятельности мальчика и слабой моторике. Судя по рисунку, можно предположить, что у ребенка подвижная нервная система, часто наблюдается смена настроения и поведения, но довольно хороший самоконтроль для его возраста. Его нельзя назвать гиперактивным и неуравновешенным. Вероятно, в тот отрезок жизни, на который пришлось исполнение рисунка, мальчик был встревожен, испытывал чувство страха (возможно, вполне определенного), поэтому защищался – вел себя агрессивно и настороженно. Однако без дополнительных наблюдений за поведением и игрой ребенка сказать это с определенностью не представляется возможным.

Дорогие читатели, ждем рисунки ваших детей по адресу: [email protected] В сопроводительном письме укажите, пожалуйста, имя и возраст ребенка.

Детьми мы все чего-то боялись. Остаться одному, темноты, зубных врачей, пиявок и красных рук, вылезающих по ночам из-под кровати. Взрослея, приобретаем букет совершенно других страхов — одиночества, болезней, безденежья, безработицы. Забываются и красные глаза с антресолей, и тени в полутемном пустом коридоре. Даже к стоматологам заглядываем, хотя и с напряженной струной внутри себя. Но забыты ли детские страхи?

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными. Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций. В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка.

Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда , проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций.

Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог.

Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой« подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психолог Беррес Скиннер , поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее.
, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психолог Ролло Мэй . — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию». Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами.

Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию« благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка. Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что вырастает из детских страхов

Детских страхов, способных в том или ином качестве проявиться у взрослых, — великое множество. Самые распространенные причины появления этих страхов — результаты запугивания(разумеется, с педагогическими целями), нервозность и тревожность взрослых при общении с ребенком, большое количество запретов, сильный испуг, шоковые состояния, конфликтные ситуации в семье, длительные переживания или психические потрясения и т. д. Из такого ассортимента с возрастом произрастает самый непредсказуемый букет.

Степень влияния иррациональных детских страхов на поведение взрослого человека велика. Зачастую они неудобны, сопровождаются смешными ритуалами, заставляют испытывать чувство стыда, и преодолеть их самостоятельно не удается. Самый нелепый вариант — это настоящая« реинкарнация» детских боязней. Днем, среди толпы, мы все солидные зрелые люди. Но стоит оказаться в одиночестве в лесу, ночью в деревне или в пустом городе — как в нас просыпается Ребенок. И мы начинаем бояться привидений, духов, малейшего скрипа, теней, игры света, вороха одежды на стуле, темноты. Далеко не все способны преодолеть этот ужас. Наедине с мирозданием в человеке просыпаются гораздо более древние, отпечатанные на генетическом уровне ощущения — физическое понимание своего масштаба перед лицом вселенной и ощущение беззащитности перед силами природы. Спадает привычная завеса социальной защищенности.

Привидения и монстры часто возникают в детских фантазиях, если в семье существуют проблемы — чья-то болезнь, смерть, о которой ребенку не сказали, угроза развода. Дети словно сгущают витающую в воздухе тревогу, материализуют ее в привидение. И чем ближе монстр к кровати малыша, тем более серьезные переживания он испытывает. Но во взрослом возрасте это привидение, от которого ребенок задыхался, может трансформироваться в клаустрофобию, и тогда, например, человек передвигается по городу на такси или наземном общественном транспорте, потому что в метро ему становится плохо.

Убить дракона

« Детский след» прослеживается и в попытке защититься от иррациональных страхов столь же иррациональным поведением. Из триллера в триллер кочует сюжет, когда жертва убегает по ночной улице от преследователя в свете уличных фонарей, как модель по подиуму, хотя здравый смысл подсказывает держаться более темных участков, где ты менее виден и где легче спрятаться. Однако мрак пугает сильнее, чем конкретный человек с ножом, — мало ли кто там еще прячется.

Точно так же появляется система маленьких ритуалов, призванных охранить и оберечь. И в случае их нарушения мы испытываем внутренний дискомфорт. Логика этих действий посторонним людям непонятна, потому подобного рода нейтрализация страхов может вносить вполне ощутимые неудобства в обыденную жизнь.

Жанна Сергеева рассказывает о прецеденте лечения детского страха: «Родители разрешили сыну защищаться от Бабы-яги, которой он боялся. Малыш спал с игрушечным мечом, а на подоконнике выстроил армию роботов и солдатиков. Когда страх ослаб, мальчик начал рисовать Бабу-ягу, разговаривать о ней, и родители поддерживали его в этом: любую фобию надо не отрицать или стараться задавить, а общаться с ней и понимать ее происхождение. Так вскоре ребенок перестал бояться». Но если у детей ритуальные действия вполне понятны и логичны, то у взрослого такие методы явно вступают в конфликт и с жизненным опытом, и со здравым смыслом.

В зависимости от серьезности, психологической конституции человека и конкретной жизненной ситуации, затаившиеся детские страхи могут вызывать целую гамму проявлений — от милых чудачеств до тяжелых расстройств психики. Что же нам делать со всеми этими« скелетами в шкафу»? Во‑первых, психологи рекомендуют воспитывать в себе Взрослого — ту часть личности, которая отвечает за самостоятельность, ответственность, аналитическое восприятие действительности, принятие и реализацию волевых решений.

Любой иррациональный страх связан с Внутренним Ребенком. И практически все направления психологии работают с детскими фобиями, помогая поднять их со дна памяти и заново переосознать уже в рамках имеющегося жизненного опыта, постепенно принять своих« монстров».

ТЕКСТ: Денис Грачев

Фобия – это иррациональный страх перед не представляющим опасности предметом или ситуацией. Слово «фобия» произошло от греческого phobos, означающего ужас, страх или панику. Фобос – бог из греческой мифологии, обладавший способностью приводить в трепет своих врагов. Человек, страдающий фобией, обычно отдает себе отчет том, что его страх нелеп и безоснователен, но необоснованная боязнь от этого не проходит. Он понимает, что его фобия непропорционально велика по сравнению с реальным событием, но доводы разума не помогают, и он почти всегда старается избегать объект страха.

К слову фобия присоединяют множество греческих и латинских корней, для того чтобы дать названия конкретным страхам. Например, если человек боится животных, говорят, что у него зоофобия. Болезненный страх перед пауками называют арахнофобией (от греческого arakhne – «паук»). Боязнь высоты – это акрофобия. Аквафобия – боязнь воды. Страх перед молнией называется астрафобией. Боязнь закрытых помещений называют клаустрофобией (от латинского claustrum, что значит «заточать» или «заключать»). Многие люди страдают агорафобией (что буквально означает страх перед рыночной площадью). Они боятся открытых пространств, боятся где-либо находиться в одиночестве или путешествовать без спутника. Фобии могут порождаться удивительно большим количеством стимулов.

Не существует единого мнения о том, как люди приобретают страхи и фобии. Некоторые авторы считают их символическим отображением наших внутренних конфликтов. Например, боязнь острых предметов может маскировать скрытую агрессию. Другие специалисты говорят, что фобии – это результат негативных ассоциаций или обусловливания. Другими словами, они полагают, что некоторые пугающие события могут надолго обострить нашу чувствительность. Так, у человека, просидевшего несколько часов в застрявшем лифте, может развиться клаустрофобия, и он станет избегать не только лифтов, но и всех закрытых помещений. Если он застрял в лифте большого универмага, он может начать обходить стороной все крупные магазины. Страх может распространиться и на более широкий круг объектов, и человек станет избегать лифтов, универмагов, средств передвижения, скоплений народа и многого другого. Однако популярное мнение о том, что для того, чтобы преодолеть фобию, необходимо понять ее основные механизмы и разобраться в ее динамике, неверно.

Многие люди, страдающие фобией, часто получают с ее помощью некоторые вторичные выгоды – например, повышенное внимание к себе или что-то еще. Представьте себе, к примеру, страдающую клаустрофобией женщину. С тех пор, как у нее проявилось это нарушение, ее муж стал сам ходить по магазинами и проявлять усиленную заботу о своей бедной перепуганной женушке, которой нравится, чтобы с нее сдували пылинки. Легко понять, что подпитывает фобию этой женщины. Конечно, не во всех случаях все так однозначно. Однако если вы страдаете фобией и по-настоящему хотите ее преодолеть, первое, что вам следует сделать, – это пристально и честно исследовать ситуацию и понять, какие вторичные выгоды вы (или окружающие вас люди) можете извлекать из своего страха. Не отказавшись от преимуществ, которые может давать вам фобия, справиться с ней крайне трудно.

Однако такие преимущества получают не все. Многие боятся определенных вещей, мест, ситуаций или событий и не сомневаются в том, что хотят избавиться от своих страхов. Какие же конструктивные шаги им следует предпринять?

Систематическая десенситизация

В 1955 году, когда я учился в аспирантуре в Южной Африке, в Йоханнесбурге, доктор Джозеф Вольпе, профессор психиатрии медицинского факультета Университета Темпле научил меня технике «систематической десенситизации». Этот метод преодоления фобий состоит из трех отдельных стадий. (1) Клиенту показывают, как расслаблять основные мышцы тела, чтобы достичь состояния покоя. Необходимо отметить, что глубокая мышечная релаксация может иметь огромный эффект, если заниматься ею регулярно и систематически. Сначала мы пользовались гипнозом, но потом поняли, что релаксация более эффективна, поскольку она не делает пациента зависимым. Кроме того, навыком релаксации человек может пользоваться и в других трудных ситуациях. (2) Фобия разбивается на составные части. Например, если человек испытывает страх перед больницами, первым пунктом в списке пугающих ситуаций окажется, скорее всего, табличка с надписью «Больница», затем пациент должен будет «посмотреть» на больницу издали или из окна автомобиля. Далее идут более сложные задачи, например, ожидание в больничном коридоре, наблюдение за тем, как кого-то провозят мимо на каталке, вдыхание больничных запахов. Наконец, мы доходим до самого страшного – вида пациентов, только что перенесших хирургическую операцию, визита к другу, находящемуся в реанимации, или присутствия в большой операционной. (3) Когда пациент научился как следует расслабляться (а большинству людей для этого требуется несколько недель ежедневных тренировок), мы просим его систематически представлять себе каждую из пугающих его ситуаций.

Начинаем с самого простого. «Представьте себе, что Вы с друзьями проезжаете мимо указателя с надписью «Больница» и стрелкой, указывающей в сторону больничного корпуса». Расслабившись, человек максимально ярко представляет себе эту сцену. Если такая простая ситуация вызывает у него тревогу, можно начать с чего-то еще менее неприятного, например, с посещения больничного праздника или ярмарки. Каждый пункт списка необходимо представлять себе снова и снова, пока он не перестанет вызывать беспокойство. Обычно требуется всего несколько недель для того, чтобы человек смог представить себе самую страшную ситуацию, не испытывая при этом внутреннего дискомфорта. В большинстве случаев после этого он перестает чувствовать беспокойство и в реальной ситуации, которая раньше его страшила.

Практически каждый из нас испытывает к чему-то повышенную чувствительность, подобную фобии. Самыми распространенными являются социальные фобии, ведь мы очень часто беспокоимся о том, что о нас подумают окружающие. Страх уронить себя в глазах других людей очень силен; он связан с повышенной чувствительностью к критике, неприятию и неодобрению. Мы часто не испытываем особого страха перед высотой или замкнутым пространством, перед пауками, змеями или кровью, но боимся вступать в споры или публично задавать вопросы, уходим в себя в гостях или каменеем, когда нам дают слово на собрании. Такие виды тревожности можно рассматривать как фобии и лечить соответственно. Спросите себя: «К чему я особенно чувствителен?», «Каких ситуаций я всеми силами стараюсь избежать?». Может быть, вы боитесь больших скоплений людей или стараетесь не просить о помощи; возможно, вы боитесь ходить на свидания или выступать перед аудиторией; или вы слишком легко соглашаетесь делать за других грязную работу, потому что вам не хочется говорить «нет» и неловко постоять за себя. Чего бы вы ни старались избегать, вам будет полезно воспользоваться одним из описанных ниже методов.

Большинству моих пациентов присущи повышенная застенчивость и страх неудачи, они постоянно боятся, что кто-то может не одобрить их поступков, что от них все отвернутся или что их будут критиковать и перестанут уважать. Часто лучшим способом избавить таких людей от повышенной чувствительности становится десенситизация. Ее процедура такая же, как и при ярко выраженной фобии. Недавно я лечил молодого человека, который боялся есть в общественных местах. Наиболее комфортно ему было, когда он ел дома в одиночестве, несколько менее комфортно – когда с ним за столом сидели его родители, еще менее приятно ему было есть в присутствии друга-мужчины, но труднее всего ему было поглощать пищу в компании привлекательной молодой женщины – а именно это и было целью, к которой он стремился. Он составил следующий список:

  1. Обед в одиночестве; родители находятся в соседней комнате.
  2. Завтрак в присутствии отца.
  3. Ужин дома с обоими родителями.
  4. Завтрак в одиночестве в пустом кафе.
  5. Завтрак в одиночестве в кафе, в котором за другими столиками сидит еще несколько человек.
  6. Ужин дома с родителями и с одним из их друзей.
  7. Ужин с другом-мужчиной у него дома.
  8. Ужин у старого друга с его родителями.
  9. Ужин в пустом ресторане с непривлекательной женщиной.
  10. Обед в университетской столовой с тремя однокурсниками.
  11. Ужин у друга дома с ним, его родителями и его довольно привлекательной подружкой.
  12. Завтрак в ресторане с привлекательной женщиной.
  13. Ужин в ресторане с привлекательной женщиной.
  14. Ужин дома у привлекательной подружки с несколькими другими людьми и ее родителями.

Расслабившись, он представлял себе каждый из пунктов. Перед тем как перейти к пункту 5, он сильно разволновался. Я велел ему выключить свое воображение и сконцентрироваться на достижении более глубокого расслабления, а затем представлять себе пункт 5 снова и снова, до тех пор, пока этот образ перестанет вызывать какой-либо дискомфорт.

Пункт 9 (ужин в пустом ресторане с непривлекательной женщиной) сначала вызвал на удивление высокую тревогу. Нам снова пришлось на время удалить эту сцену из его воображения и усилить ощущение покоя, умиротворенности и расслабленности. После этого следующие три пункта дались нам без труда. Некоторая проблема, как и следовало ожидать, возникла с пунктом 13 (ужин в ресторане с привлекательной женщиной). Однако нам удалось дойти до конца списка в течение семи сеансов, на которые ушло три с половиной недели. Победу молодой человек отпраздновал, пригласив самую очаровательную женщину и нескольких друзей в дорогой ресторан. Процедура десенситизации основана на одном очень важном положении: Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следовательно, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет страшить нас и в реальности. Эти правила, похоже, применимы к большинству людей. Мало какие правила в психологии относятся ко всем без исключения. Некоторые, представляя себе пугающую ситуацию, могут не испытывать абсолютно никакого страха, однако как только они в реальности сталкиваются с тем, что их пугает, таких людей автоматически охватывает ужас. Этим людям, вероятно, следует понемногу осваиваться с тем, что их пугает, подвергая себя воздействию ужасающего стимула не сразу, а постепенно увеличивая «дозу» воздействия. Однако, к счастью, большинство людей способны справляться с разнообразными страхами при помощи воображения.

Самодесенситизация

Многие психотерапевты с успехом обучают своих пациентов тому, как самостоятельно проводить десенситизацию. Достичь нужного уровня релаксации, необходимой для того, чтобы справиться небольшой тревогой, совсем не трудно. Находясь в привычной и уютной домашней обстановке, можно самому составить список своих страхов и начать преодолевать их один за другим. После своего публичного выступления на тему самодесенситизации я получил множество писем от людей, успешно использовавших этот метод. Вот типичный пример:

Раньше я очень боялся инвалидов и слепых. Меня охватывала ужасная тревога, когда я видел человека на костылях или в инвалидной коляске или кого-то, у кого не было руки или был другой физический дефект. Если я не мог сразу же уйти в другое место, мне часто становилось плохо. Я слушал Вашу кассету с упражнениями по релаксации в течение десяти дней, а потом попробовал расслабиться уже без кассеты и представить себе некоторые не очень страшные сцены. Например, в моем районе есть один слепой, который всегда сидит со своей собакой у обувного магазина. Раньше я всегда переходил на другую сторону улицы и никогда не заходил в этот магазин, хотя мне было бы очень удобно покупать обувь именно там. Поэтому я начал свое «лечение» с того, что представил себе, как, проходя мимо слепого, кладу в его кружку десять центов и потом захожу в магазин. Сначала мне стало очень не по себе, но я глубже расслабился, и тогда этот образ стал вызывать у меня меньше беспокойства. На следующий день я попробовал снова и обнаружил, что мне уже не становилось плохо от одной мысли о слепом, хотя я и не расслабился предварительно. Тут я решил проверить себя в реальной ситуации. Я сделал именно то, что уже делал в своем воображении, – положил монетку в кружку слепого и вошел в магазин. Меня удивило то, как просто оказалось это сделать. Потом я перешел к следующему пункту своего списка. Могу сказать, что для того, чтобы справиться со всеми своими фобиями, мне потребовалось меньше месяца.

Если и в вашей жизни есть что-то, что приводит вас либо в трепет, либо в чрезмерное напряжение, вам, возможно, стоит попробовать использовать метод самодесенситизации. Помните о последовательности действий.

  1. Постарайтесь максимально расслабиться. Прежде чем начать расслабляться, убедитесь, что ваше тело удобно расположено. Лучше всего сесть или лечь так, чтобы каждая часть тела имела хорошую опору и ваш организм совершенно не был напряжен.
  2. Представьте себе довольно простую, не слишком тревожащую вас сцену. Если вам удастся сделать это, не испытав тревоги или напряжения, перейдите к более сложному образу. Если он расстроит вас, «отключите» его и снова полностью расслабьтесь. После нескольких минут дополнительной релаксации попробуйте снова представить себе неприятную картинку и посмотрите, не стала ли она беспокоить вас меньше. Перемежайте работу воображения с релаксацией до тех пор, пока тревога и дискомфорт не ослабнут.
  3. Обязательно заканчивайте каждый сеанс самодесенситизации на спокойной, позитивной ноте. Не прекращайте занятий в тот момент, когда вы расстроены или напряжены. В конце всегда возвращайтесь к релаксации, чтобы по окончании сеанса вы чувствовали себя умиротворенным.

Постоянно проигрывая эти сцены в своем воображении, переходя от простого к сложному, перемежая их с мышечной релаксацией, вы можете постепенно свести на нет страх и тревогу.

Социальные страхи

Многие люди боятся разных предметов, ситуаций, мест и событий, но наиболее широко распространены страхи и фобии, связанные с общением с окружающими. Эти социальные страхи весьма серьезны и встречаются очень часто. Когда группа исследователей рынка задала трем тысячам американцев вопрос: «Чего вы боитесь?», 41% респондентов ответили: «Выступать перед аудиторией». Вторым по распространенности страхом, по мнению Дэвида Валлечинского, Ирвинга и Эми Уоллас, авторов «Книги перечней» (The Book of Lists), является боязнь высоты, далее по нисходящей следуют боязнь насекомых, страх перед финансовыми проблемами, боязнь глубокой воды, болезни, смерти, самолетов, одиночества, собак, автомобилей, темноты, лифтов и, наконец, эскалаторов. Как заметил Герберт Фенстерхейм из Медицинского колледжа Корнельского университета, социальные страхи часто бывают закамуфлированными – у многих людей возникают проблемы в общении, но они не отдают себе отчета в том, что трудности проистекают из их собственных социальных страхов. Когда вы ощущаете социальный страх в любой его форме, окружающие реагируют на вашу реакцию, поэтому вы автоматически можете сами вызывать как раз то, чего боитесь. Так, человек, боящийся, что от него отвернутся, ведет себя холодно и сухо, и из-за этого недружелюбного поведения окружающие действительно от него отворачиваются.

Один из самых распространенных социальных страхов заключается в том, что человек боится, как бы другие не заметили, что он нервничает. Именно это часто скрывается за страхом номер один – боязнью публичных выступлений. Выглядеть нервозным, дрожать, забыть слова, «отключиться» – вот чего боятся люди, когда их просят выступить перед аудиторией. Источником многих из этих страхов является иррациональная идея о том, что необходимо быть совершенным и непогрешимым, и убежденность в том, что любое неудавшееся дело свидетельствует о вашей глупости, бездарности и некомпетентности.

Один из моих пациентов говорил, что при виде группы слушателей его охватывала такая паника, что он не мог даже сказать «добрый вечер». В его случае потребовалась десенситизация, начинавшаяся со следующего образа: «Я просто сижу на сцене с четырьмя другими людьми, перед нами большая аудитория, но выступать я не должен». Пока не возникало необходимости выступать, он чувствовал себя спокойно. Следующим шагом десенситизации стало выступление, состоящее из одного слова. Постепенно к нему стали добавляться другие слова, а затем и предложения. Но некоторым людям, особенно тем, кто боится, когда на них смотрят, становится тяжело уже от одного присутствия других.

Например, у одной молодой женщины была масса социальных фобий. Она боялась критики, боялась, что от нее все отвернутся или ее поведение не одобрят. Применение обычных приемов десенситизации результата не давало, однако когда она воспользовалась пошаговой техникой и «наводнила» свое воображение всеми возможными видами неприятностей, которые постигнут ее, если все от нее отвернутся, страхи быстро исчезли. («Я представила себе, что все мне говорят о том, какая я глупая, злая, противная, отвратительная, и что никто не хочет со мной иметь ничего общего. Не знаю почему, но чем глубже я погружалась в этот образ, тем более глупым и дурацким мне все это казалось. Я пыталась представлять это себе дважды в день, как вы советовали, но на третий раз мне это уже не удалось. Образ, так же как и множество связанных с ним страхов, просто улетучился».) К сожалению, невозможно заранее предсказать, какая именно техника сработает для конкретного человека. Придется действовать методом проб и ошибок. Именно поэтому профессиональному психотерапевту важно иметь в своем арсенале самые разнообразные методики. Надеюсь, читателям этой книги удастся научиться эффективным техникам преодоления страхов, и начать полнее радоваться жизни.

Другие методы преодоления страха

Воображаемые приятные сцены

Целенаправленное использование воображения открывает перед нами множество новых возможностей. Вот один пример: человек обратился ко мне по поводу проблемы, требующей неотложного решения. На следующий день ему необходимо было лететь из Нью-Йорка в Даллас к своей тяжело больной матери. «У меня клаустрофобия, – объяснил он, – я всегда избегал самолетов. Мне кажется, что на борту я загнан в ловушку, из которой нет выхода, мне становится очень плохо. Я думал о том, чтобы поехать в Техас на машине, но это заняло бы слишком много времени».

Простые тесты на воображение показали, что у него была вполне подходящая база для работы. Например, он легко мог представить себе, что стоит на оживленном перекрестке, смотрит в витрину магазина, или вообразить, как по течению ручья плывет клочок бумаги, как волны океана накатывают на берег. «Если вы воспользуетесь своим воображением, то сможете избавиться от ощущения, что вы заперты в ловушке, – сказал ему я. – Если в самолете у вас начнется приступ клаустрофобии, закройте глаза и представьте себе, что находитесь на просторном открытом пляже. Посмотрите на голубое небо, на проплывающие в вышине облака, почувствуйте солнечное тепло на спине. А потом представьте, что находитесь на горной вершине и перед вами до горизонта простирается широкая равнина. Почувствуйте прохладное дуновение ветра на своих щеках». Мы обсудили и попробовали использовать еще некоторые образы, не вызывающие клаустрофобии.

Возвратившись через несколько дней из Техаса, он позвонил мне, чтобы сообщить, что образы сработали прекрасно. По дороге в Даллас он, как обычно, сначала впал в панику, но тут же мысленно обратился к рекомендованным образам. Представив их себе три или четыре раза, он успокоился. На обратном пути ему уже не пришлось обращаться к помощи воображения – он сказал, что впервые в жизни полет доставил ему удовольствие.

Чем больше вы тренируетесь, тем ярче становятся ваши образы. Большинство людей могут научиться мысленно переноситься в приятную обстановку. Этим простым навыком можно пользоваться в самых разных ситуациях. Лично я всегда использую его в кабинете зубного врача!

Образы, в которых вы справляетесь с трудностями

Простой метод, который я называю «образы, в которых вы справляетесь с трудностями», также может быть использован для борьбы со страхами и фобиями. Для начала вы представляете себе, что находитесь в ситуации, которая вас пугает. Обратите внимание на неприятные чувства и ощущения, которые вызывает у вас этот образ. Затем представьте себе, как справляетесь со сложной ситуацией. Как можно ярче представьте себе то, чего боитесь, но, не расстраиваясь и прекрасно справляясь с трудностями. Если вы можете удержать в своем воображении этот позитивный образ, у вас есть прекрасный шанс лучше справиться и с реальной неприятной ситуацией. Ваши шансы увеличатся, если вы будете вызывать этот образ в своем воображении ежедневно в течение нескольких недель.

Чтобы этот метод наверняка оказался эффективным, спросите себя, что конкретно вам необходимо сделать, чтобы хорошо справиться с тем, чего вы боитесь. Может быть, вам нужно предпринять какие-то действия? Или стоит по-другому посмотреть на вещи, например, убедить себя, что кажущееся ужасным на самом деле доставляет всего лишь некоторое неудобство? Например, один молодой человек очень боялся назначать свидания привлекательным женщинам – из страха, что ему могут отказать. Ему было предложено представить себе, что очень красивая девушка отказалась встретиться с ним, но он при этом не расстроился.

Он попробовал делать это в течение нескольких дней, после чего сообщил: «Единственное, что помогает мне не расстроиться, когда я вызываю у себя этот образ, – это если я представляю себе, что она сказала «нет» только потому, что боится своего ревнивого парня». Я ответил: «Отлично. А теперь как насчет того, чтобы на самом деле назначить кому-то свидание, при этом держа в уме образ ревнивого дружка?»

Он принял мое предложение и решил попробовать назначить встречу женщине, которая давно ему нравилась. «Взглянув на нее, я обратился к своему воображению. Я сказал себе, что из-за своего ревнивого друга она должна будет отказать каждому, кто предложит провести время вместе. Утвердившись в этой мысли, я просто спросил ее, что она думает о том, чтобы вместе поужинать и, может быть, сходить в кино. Я был готов к тому, что она ответит: «Спасибо, нет», и чуть не упал, когда она сказала: «Спасибо, с удовольствием». То же самое я проделал с четырьмя другими женщинами, и неудача меня постигла лишь однажды. Но я не расстроился, ведь я «знал» про «ревнивого парня». Сейчас этот молодой человек много и активно общается.

Люди, научившиеся пользоваться своим воображением, получают в свое распоряжение прекрасный инструмент, который у них всегда при себе. Я видел многих, кто раньше страдал от разных страхов и фобий и кто научился справляться со сложными ситуациями при помощи образов. Как сказал один мой бывший пациент: «Когда у меня возникают проблемы, я знаю, что при помощи воображения могу переместиться в приятную обстановку. Тогда я «отключаю» страх и спокойно и рационально справляюсь с трудностями».

Многие спортсмены научились использовать образы, для того чтобы избавляться от страха. Среди моих пациентов были известные боксеры, пловцы и игроки в гольф, у которых перед матчем или во время него возникали определенные страхи. Научившись при необходимости концентрироваться на конструктивных и расслабляющих образах, они не только преодолели страх, но и улучшили свое спортивное мастерство. Один жокей высокого класса был травмирован во время скачек, после чего у него развилась фобия – он стал бояться ездить на лошади. После двух сеансов десенситизации и недели упражнений в домашней обстановке он полностью избавился от страха. Он снова стал побеждать, и фобия никогда больше не появлялась.

Негативное образное подкрепление

Другой полезной техникой для преодоления фобий является техника, названная Джозефом Котелой скрытым негативным подкреплением. Мне больше нравится термин «негативное образное подкрепление». Вот как эта техника работает.

Возьмем акрофобию (патологическую боязнь высоты). Человеку, страдающему акрофобией, сначала предлагается представить себе, что он оказался в горящем здании. Ему следует отчетливо вообразить языки пламени, окружающие его со всех сторон, удушливый запах дыма, страшный жар, рушащиеся стены… Но за секунду до того, как провалится пол, человек взбирается на высокую пожарную лестницу и чувствует невероятное облегчение от того, что он выбрался из пожара, несмотря на то, что находится метрах в двухстах над землей. Механизм действия этой техники прост: когда вы регулярно представляете себе что-то, чего боитесь, но что спасает вас от еще более страшной опасности, исходный страх уменьшается и меняет свое значение.

Я использовал негативное образное подкрепление при работе с женщиной, страдавшей клаустрофобией. На нее не действовали более традиционные техники контролирования страха, и я решил попробовать негативное подкрепление. Мы придумали следующую историю. За ней по пятам идет бандит, получивший задание убить ее. (Чтобы история получилась правдоподобной, мы решили, что за ней охотятся по ошибке, спутав ее с кем-то другим.) У женщины было яркое воображение, и она могла переживать сильную тревогу, просто представляя себе разнообразные сцены. В одной из них она находилась в подвале гаража, в то время когда за ней охотилась банда. Она была с другом, и единственный возможный вариант спасения заключался в том, чтобы она залезла в багажник автомобиля и друг закрыл ее там. Мы договорились, что бандиты обшарят все машины, но не догадаются взломать багажник. Женщина представляла себе, что заперта в багажнике, в котором быстро становится жарко и душно. (Обычно этот образ заставлял ее сильно нервничать, но в этих особых обстоятельствах он вызывал у нее, скорее покой, чем панику.) Через некоторое время бандиты, отчаявшись найти ее, уходили. Сознание того, что она в безопасности, вызывало у клиентки чувство глубоко облегчения, несмотря на то, что она представляла себе, что все еще сидит в багажнике и ждет, когда друг выпустит ее оттуда.

При помощи негативного образного подкрепления женщине удалось преодолеть клаустрофобию за четыре сеанса. Сталкиваясь с реальными ситуациями, которые могли вызвать напряжение и тревогу (например, находясь в тесной комнате, сидя в середине ряда в театре или за столиком в углу ресторана) она представляла себе, что если уйдет оттуда, где находится, ее ждет еще более серьезная опасность. «Я начинала тут же успокаиваться. Теперь меня такие вещи вообще больше не беспокоят».

Если у вас есть страхи, фобии или вы слишком чувствительны к чему-либо, один или несколько методов, описанных в этой главе, должны помочь вам. Неважно, займетесь ли вы систематической десенситизацией с профессиональным психотерапевтом или решите попробовать самодесенситизацию (возможно, с использованием образов, доставляющих вам удовольствие, или образов, в которых вы справляетесь с трудностями, или же негативного образного подкрепления, которые сделают этот процесс более эффективным) – у вас есть все шансы справиться с этими «неприятностями», если вы проявите усердие в применении описанных техник.

Страхи и фобии редко исчезают сами по себе. В психологии есть такой афоризм: «Нельзя избавиться от реакции в отсутствие стимула». Это означает, что если вы будете избегать стимулов, вызывающих у вас тревогу, они всегда будут представлять для вас потенциальную эмоциональную проблему. Если же вы будете регулярно сталкиваться с ними лицом к лицу и систематически проводить работу по их ослаблению, вы станете постепенно освобождаться от страха. Для этого большинству из нас не обязательно иметь дело с «настоящим» стимулом. При наличии яркого воображения можно рассматривать стимулы с феноменологической точки зрения, и связанные с ними страхи исчезнут. В этой главе описаны конкретные методы, помогающие справиться с фобиями. Упомянутые выше техники помогли тысячам людей. Как станет видно из дальнейшего описания, при помощи образов можно не только справляться с фобиями – воображение может также оказать нам помощь в самосовершенствовании и самореализации. Но сначала расскажем, что делать тем из вас, у кого есть дети, страдающие страхами и фобиями.

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
19.01.2012
Психолог
Многие дети напрямую просьбу нарисовать свой страх по понятным причинам отвечают отказом, а если не отказываются прямо, то саботируют выполнение задания. Настаивание/уговоры в этом случае приводят к "культивированию" страхов, а не к их изживанию. Для работы со страхами больше подходит картинка страха, которую ребенок сделал НЕ СВОИМИ руками. В легких случаях, когда страх не перешел в невроз Можно применить следующее упражнение.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПСИХОЛОГАМ НЕ ПОВТОРЯТЬ!!! Дана только суть упражнения. Применение упражнения требует освоение специальных методик!!!
1. Ребенок рисует себя в "безопасном месте".
2. Обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет.
3. У ребенка спрашивается, где его страх.
4. Страх рисуется на отдельном листе.
Далее работа по известным методикам.
Важно, что происходит разделение себя и страха. Тогда страх рисуется более искренне и результат более эффективен.


24.01.2012
Диляра
Очень эффективное упражнение, проверено на практике. Но к сожалению не всем детям легко удается диссоциировать себя от страха. Это одна из "развитых" психзащит. Тогда необходимо проработать сначала способность ребенка к "Диссоциации" на других примерах, а затем рисовать.
03.02.2012
Татьяна,психолог
Когда страхи трансформировались,имеют плотный скрытый характер,хорошо работает техника рисование гуашью на стекле.Предлагается нарисовать что хочешь,плавно входишь, что нравится,что нет и т.д.нюанс в том, что быстро можно стереть,значит быстрый уход,нет тяжести потери,а главное все потихоньку стирается иработаешь с страхом в чистом виде, который при необходимости быстро можно свернуть.Из практики могу сказать это 5-8 арт-терапевтич. занятий.Результат 90-95%,это прием из школы Копытина
08.04.2012
Злой психолог.
И вы серьёзно думаете, что изменив рисунок бессознательное ребенка воспримет это изменение? Бред.
Работа неполная, а лишь начало долгой работы по коррекции фобий и страхов.

03.12.2012
шлюха
ппппппппппппппппппппппппппп как смешно
27.01.2013
7passion-психолог
Как правило многие детки о страхах не говорят или говорят "ничего не боюсь" в этом случае помогает фраза "а когда ты был маленьким, чего боялся" Тут ребенок легко делится тем, что беспокоит. И не стоит бояться говорить с детьми про их страхи, чем чаще они о них говорят, рисуют и т.п., тем быстрее происходит отреагирование накопившихся эмоций и тем легче страх проходит.
15.04.2015 Я когда была маленькой я сначала рисовала свой страх а потом раскрашивала рисунок.Ачерез день не боялась.
09.03.2017
Екатерина
Хорошее упражнение, мне нравится! Самое главное начать, а потом ребенок сам уже научается и неосознанно все свои страхи переносит на свои рисунки и если с ним поговорить и обсудить эти рисунки у ребенка часть проблем уже решается само собой! Я со своим ребенком люблю работать по рисункам)

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...