Урок-проект по окружающему миру "Водоёмы родного края". Конспект занятия "Водоёмы родного края"

Конспект занятия

"Водоёмы родного края"

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37 Чернышева Н.Ю.

Цели:

- Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области», рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. П.К.Мезенцев. « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I . Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III . Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV . Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V . Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством, беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI . Закрепление изученного.

1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII . Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А.Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). П.К.Мезенцев. «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала».

IX . Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X . Оценки за работу на уроке.

XI . Резерв.

Вопросы.

    Перечислите водоёмы нашего края.

    Как называется река, на которой находится наш город?

    Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

МАОУ СОШ №37

Цели:

Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области », рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище ; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. . « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. . «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I. Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III. Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область , на северо-востоке – Курганская область , на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область , на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV. Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

№1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V. Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством , беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного.

№1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

№2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII. Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А. Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). . «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). . «Природа Южного Урала».

IX. Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X. Оценки за работу на уроке.

XI. Резерв.

Вопросы.

Перечислите водоёмы нашего края. Как называется река, на которой находится наш город? Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

Ирина Львова
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Конспект НОД в старшей группе «Звездочка»

на тему «»

Выполнила :

воспитатель старшей группы «Звездочка»

МДОУ «Детский сад № 235»

Львова И. Ю.

Саратов 2017 год

Конспект НОД

«Путешествие по водоемам родного края » (открытое мероприятие)

Группа : Старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Я познаю мир» .

Тема НОД : «Путешествие по водоемам родного края » . Интегрированная НОД.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель : Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме проекта «Водоемы родного края » .

Задачи :

Образовательные :

1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3 Упражнять в умении отличать животных водоемов и умении рассказать о них.

4. Совершенствовать умение составлять рассказ по увиденному на экране.

5. Закреплять знания о жителях водоемов , путем отгадывания загадок .

Развивающие :

1. Обеспечить развитие умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Развивать : речь; логическое мышление, память, крупную моторику.

Воспитательные :

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оздоровительные :

1. Снятия мышечного и нервного напряжений (физминутка, п/и) .

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всей НОД.

3. Сохранять правильную осанку во время НОД.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, продуктивная, трудовая.

Форма : подгрупповая НОД.

Форма реализации детских видов деятельности : разговор, беседа, просмотр презентации, д/и, подвижные игры и игровые упражнения, игры-иммитации, совместное и самостоятельное рассказывание стихотворений, ответы на вопросы, обобщение, физминутка, релаксация, подведение итога.

Материалы и оборудование :

Мультимедийное оборудование, презентация «Водоемы родного края » , видеозапись подводного мира, картинки животных, маска щуки, предметные картинки к д/и «Что изменилось?» , «Кого не хватает?» , «К какой части туловища относится?» , костюм для взрослого «Водяной» , экологические знаки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : Беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов , беседы о родном крае и реке Волге , просмотр мультфильма «Беги ручеек» , д/и по ознакомлению с животными водоемов , подвижные игры «Ручеек» , «Караси и щука» , чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

«Путешествие по водоемам родного края »

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель заводит детей в зал, просит поздороваться с гостями.

Наше сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.

Я буду называть слова, а вы подумаете и скажите, что их объединяет :

Дождь, ручей, радуга, родник , фонтан, туча, болото, снег, рыба – это вода.

Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.

А что, если бы вода исчезла?

Об этом даже подумать страшно. Дети выстраиваются полукругом, здороваются

Дети отвечают : вода

Дети рассуждают : Не было бы дождя и снега – высохли бы реки и озера, погибли бы травы и деревья. Не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Основная часть

Вы слыхали о воде?

А я знаю слово «Водоем »

А вы? Что это?

Какие бывают водоемы ?

Как вы думаете, много ли воды на нашей планете, хватит ли ее всем?

Давайте посмотрим на глобус.

Что такое глобус?

Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде. Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом вода?

- Чего больше : суши или воды?

Да много воды на нашей планете. Но большую часть занимают большие водоемы – моря и океаны и вода в них соленая.

А всякая ли вода годится для человека, для различных его нужд?

Да, именно пресная вода нам нужна.

Давайте представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровой банке (восп. показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половине стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот 3 капельки и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля.

Видите, как мало пресной воды.

Живым существам – человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.

Есть такие места на Земле, где вообще воды нет.

Можно ли мы что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки вытекает ведро воды.

Значит, воду надо беречь!

Да что у тебя случилось?

Да ты подробней расскажи.

Да, очень жалко твой дом. Но не огорчайся. Мы сейчас с детьми подумаем о том, как тебе помочь. Советуемся. Давайте расскажем Водяному о наших водоемах , о нашей красавице Волге.

Рассаживайтесь поудобней, а ты, Водяной, смотри и слушай.

Наши дети тебе расскажут о наших водоемах .

Слышал о такой реке?

Слышал, слышал.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега она разливается и становится намного шире.

В ветреную погоду река волнуется и волны гуляют по реке.

Давайте изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и будем опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получится река с бегущей волной.

Есть и даже много. Смотри (продолжение презентации)

Давайте все вместе поиграем в игру «Ручеек»

Ты найдешь у нас много друзей.

А ты проверь.

Давайте, подумаем, кто живет в водоеме ? Кто может быть другом Водяного?

Игра : «Четвертый лишний в нашем пруду» .

Я хочу предложить игру.

Давайте все отправимся на дно водоема . Хочешь с нами? Тогда…

Тогда давайте наденем водолазные костюмы , акваланги и спустимся на дно (имитация) .

Ну, вот мы с вами и на дне водоёма . Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку :

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом) .

Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело?

Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка?

Как вы думаете, почему она так называется?

Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели?

Похож ли карп на сома?

Есть ли у них что-то общее?

А чем они отличаются?

Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах.

Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка) .

- В народе говорят : нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят?

Как дышат рыбы?

Каких рыб вы ещё знаете?

Чем все рыбы похожи?

Чем отличаются?

Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу . Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег. Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация) .

Дети по очереди читают стихотворение «ВЫ слыхали о воде?»

1 Говорят, она везде!

2 В луже, в море, в океане,

3 И в водопроводном кране .

4 Как сосулька замерзает,

5 В лес туманом заползает,

6 На плите у вас кипит,

7 Паром чайника дымит,

8 Без неё вам не помыться,

9 Не наесться, не напиться,

10 Смею вам я доложить :

Все : Без воды нам не прожить!

Ответы детей :

Это хранилище воды.

Это дом для животных и растений.

Они бывают разные большие и маленькие.

Большие это моря и океаны, поменьше реки, речки, озера, пруды, ручьи, родники .

Это наша планета.

Желтым, коричневым суша, голубым – вода.

Больше воды.

Соленая.

Только пресная.

Дети рассуждают :

Не лить понапрасну воду, закрывать кран.

Дети ведут рассказ.

1 Мы живем в красивом городе, который называется Саратов.

Вдоль города течет река Волга.

Наша Волга одна из самых больших и красивых рек в Европе.

Волга разделяет 2 города Саратовской области : Саратов и Энгельс.

Большой и красивый мост соединяет эти города.

2 Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника . Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

3 Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? 200. Это реки Медведица, Хопер, Большой и малый Иргиз, Терешка, Баланда

Дети выходят со стульчиков, перестраиваются дугой и показывают волны

Продолжают рассказ.

4 Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

Дети вместе с Водяным играют в малоподвижную игру «Ручеек» .

Дети подходят к столам, выбирают подходящих животных и рассказывают о них.

5 Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки . У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое . Живут у водоемов , они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

6 Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края . Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

7 Бобер живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой . Кроме того, бобры строят плотины.

8 Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (иммитация) ».

Дети, сидя на ковре, рассматривают на экране различных рыб, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

Похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу.

Краснопёрка.

Потому что у неё красные пёрышки.

Нет, они разные.

И карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами.

У карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи.

Дети играют в подвижную игру «Караси и щука»

Рыбы не умеют издавать звуки.

У них есть жабры.

Судак, лещ, тарань.

Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя.

Размером, окраской, средой обитания.

Дети вместе с воспитателем и Водяным играют в д/и :

«Что изменилось?» ;

«Какая рыба спряталась?» ;

Дети встают, имитируют как оно снимают акваланги. На экране мультимедийного оборудования появляется изображение воды, тихо играет музыка.

На экране открывается кадр «Водоемы »

Воспитатель демонстрирует глобус.

На экране кадр : «Как человек использует воду»

Воспитатель показывает опыт :

3-х литровая банка с водой , полстакана воды, пипетка, блюдечко.

Кадр «Пустыня»

Появляется грустный и расстроенный Водяной.

Беречь…. Нужно беречь… Мой пруд нужно беречь.

Кто я? Водяной, не похож? Доживете до такого и не узнаете друг друга

Ох, беда…погибает наша вода. Мои пиявки и лягушки – ух какая радость! (поет)

Люди построили возле моего пруда свои дачи, большие, красивые.

Мы им были рады. Приходите, купайтесь, отдыхайте, ловите рыбку, любуйтесь красотой. А они моют машины, сбрасывают свой мусор. Рядом с лебедями плавают памперсы и целлофановые пакеты (плачет, около красавиц лилий, сгрудились бутылки.

Я ушел, не смог, ищу вот новый водоем .

Воспитатель приглашает всех пройти и сесть на стульчики перед экраном.

На экране кадр : «Город Саратов» ;

Река Волга;

Мост через Волгу;

Широкая полноводная Волга.

Родник .

На экране :

Реки Саратовской области : Медведица, Хопер, Баланда, Большой Иргиз, Терешка…

Кадр : ветер на Волге

Музыка шума ветра.

Водяной вместе с детьми.

Дети поворачиваются к экрану

Кадр : «Стерлядь, осетр, белуга, угорь»

Водяной : А озера и пруды есть у вас? Ручьи?

Продолжение презентации.

Кадры : «Пруды, озера Саратовской области»

Водяной : Да, хорошо тут у вас, но без друзей мне будет плохо.

Разве вы знаете кто мои друзья, разве вы знаете жителей водоемов ?

Хорошо, вот вам задание (Водяной раскладывает карточки на столы с разными животными)

1 Водомерка , ежик, божья коровка, корова

2 Утка, собака, пчела, лиса.

3 Бобер, белка, хомяк, снегирь

4 Рыба, ворона, медведь, овца.

Водяной : Да, много вы знаете!

Видеозапись подводного мира, приятная музыка.

Присаживаются свободно на ковер.

Водяной : А можно я вам еще загадаю загадки.

Воспитатель приглашает подойти к экрану

Водяной :

Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит : «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак) .

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка) .

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Слушайте, как мне у Вас хорошо!

Заключительная часть (рефлексия)

Тебе Водяной понравилось?

А Вам, дети понравилось наше путешествие ? О чем мы рассказывали нашему другу Водяному?

Мы гордимся тем, что живем на берегу такой прекрасной реки «Волга» . Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

А мы порой относимся к водоемам и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета» .

Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство

наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

стихотворение Е. Шкловского.

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной .

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Пусть вам у нас хорошо живется!

Дети вспоминают :

О нашей красавице Волге и ее притоках, рассматривали на экране красивые фотографии, по карточкам находили жителей водоемов , спускались на дно водоема , рассматривали рыб, отгадывали загадки, играли в игры «Ручеек» , «Караси и щука» , делали волны.

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические

запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями,

демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении 1 -В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты!

Ребята, не пытайтесь нас срывать,

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

2 У озера свои зверюшки :

Улитки, рыбки и лягушки.

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3 Хоть опасны змеи, но нужны :

Чистоту беречь они должны.

Санитарам леса и воды,

Ты не делай зла или беды.

4 И разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5 Ты у реки и в ней велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода

Для рыбок настоящая беда!

6 У живности свои заботы,

И каждая дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Водяной : Эх, буду жить в вашем крае Саратовском, мне у вас понравилось. Пойду за своими друзьями приглашу их жить в Саратовские пруды.

А вам от меня на память игра «Удочка»

Урок 46

Тема. Водоемы родного края

Цель: дать учащимся понятие о водоемах родного края; учить называть их; выяснить значение водоемов родного края; формировать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Найдите лишнее слово.

Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд.

Каким названием можно объединить остальные слова?

Тема нашего урока - «Водоемы родного края».

Что относится к водоемам?

Из этих водоемов нет в нашем крае?

Какая из этих водоемов самая маленькая, а какая - самая большая?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ о водоемах родного края

Какие водоемы есть в нашем крае, вы узнаете, если відгадаєте загадки.

Дзюркочу среди леса я,

Холодное, гомінке.

Еще издалека по песенке

Узнаете меня. (Источник)

Среди села

Стоит бочка немалая. (Колодец)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

Стоит корыто,

Полное налито. (Ставок)

Без ног, а бежит,

Без рук, а рукава имеет. (Река)

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с источника. Маленькие ручейки сливаются в реки. Из малых речек образуются большие реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Чем питаются реки?

Почему они не переполняются и не заливают сушу?

Какие реки нашего края вы знаете?

Какие озера нашего края вам известны?

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Рассказ учителя о значении водоемов родного края

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы? Водоем - это место отдыха людей.

Водоем - это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

2. Игра «Расшифруй!»

Названия растений и животных водоемов спрятались. Найдите их и обведите.

3. Игра «Отгадай»

Отгадайте, о какой водоем написала девочка.

Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычное не только формой, но более всего цвету воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чистое, что, кажется, им невозможно надышаться. (Озеро)

Помните! Водоем - это не просто вода. Это дом, в котором обитают разные необычные существа. им необходим дом, и они ему нужны.

Следует оберегать водоемы от загрязнения, строить очистные сооружения, сажать на берегах водоемов деревья, что будут укреплять берега; расчищать источники; изготавливать и размещать на берегах водоемов запрещающие знаки, разъяснительные надписи.

Нарисуйте запрещающие знаки о поведении возле водоемов.

Верно ли утверждение, что наш край - это край озер и рек?

В нашем крае есть реки, которые не замерзают?

Водоемы нуждаются в охране?

Чистая вода необходима только человеку?

Водоем таит опасность?

Люди причиняют много вреда водоемам и их обитателям?

V. Итог урока

Что относится к водоемам?

Какие водоемы есть в нашем крае?

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...