Урок русской литературы: «Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н

10 класс

Цели урока:

  • Создание условий для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения, расширения понятий тематики произведения, особенности творчества на основе содержательного обобщения.
  • Развитие способности анализировать, систематизировать материал.
  • Воспитывать бережное отношение к родной земле, традициям, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)

Структура урока:

1. Стадия вызова (10 мин)

2. Стадия осмысления (30 мин)

3. Рефлексия (5 минуты)

Оборудование и наглядные пособия

1. Раздаточный материал, карточки-задания, цитаты.
2. Листы оценки знаний.
3. Флипчарты, фломастеры, иллюстрации, текст рассказа.
4. Компьютер
5. Портрет Гумилева

Ход урока

Приветствие учителя

Заполнение листов эмоционального состояния. Оргмомент

Выбор детьми экспертной группы, которая будет беспристрастно оценивать их работу в группе по предложенным детьми (это было домашнее задание) и дополненным членами группы критериям (учащиеся с высоким уровнем успешности).

Просмотр видеоролика с записью песни «Это было, это было в те года…»

Озвучьте правила работы в группе.

Тема урока: Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева.

Прежде чем начнем работать, предлагаю определиться с целеполаганием. Что вы ждете от урока? На какие вопросы хотели бы получить ответ? - ответы учащихся (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).

Вам предлагается три задания на выбор:

Задания группам:

1) Начертить диаграмму жизни Гумилева: взлеты и падения, черные и белые полосы.

2) Начертить кластер «Гумилев».

3) Определить тематику лирики Гумилева.

Обсуждение в группах выбора задания.

Озвучьте свой выбор.

1 группа - 2 задание.
2 группа - 3 задание.
3 группа - 1 задание.

Индивидуальное задание выполняла Вилена. Посмотрите презентацию, приготовленную ею по биографии Н. С. Гумилева. (ученица с высоким уровнем успешности)

Работа в группах по выполнению заданий.

Выступление экспертной группы, которая озвучивает критерии оценивания выступающих групп.

Выступления групп.

  1. Участие в работе каждого члена группы.
  2. Точность формулировок.
  3. Аргументированность.
  4. Слаженность работы членов группы.
  5. Подготовленность.
  6. 6. дополнительный материал.
  7. 7. Языковое оформление, связность речи, логичность изложения.
  8. 8.Эмоциональность.

Выступление 3 группы. Диаграмма жизни Н. С. Гумилева. Основные вехи жизненного пути

  1. 1886 г. - родился в Кронштадте в семье морского врача.
  2. 1900 г. - учеба в тифлисской гимназии.
  3. 1902 г. - первая газетная публикация стихотворения.
  4. 1905 г. - первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
  5. 1906 г. - завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.
  6. 1908 г. - путешествие по Египту.
  7. 1908-1909 гг. - обучение в Петербургском университете.
  8. 1909, 1910, 1913 г. - путешествие по Африке.
  9. 1910 г. - брак с Анной Ахматовой.
  10. 1911 г. - создание «Цеха поэтов».
  11. 1912 г. - поездка в Италию.
  12. 1914 г. - в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
  13. 1916 г. - Париж.
  14. 1917 г. - заготовка сена для армии.
  15. 1918 г. - возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.
  16. 1921 г. - издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.
  17. 1921 г. - 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.

Вывод : прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности»

Выступление 1 группы

Демонстрация кластера.

Вывод : Имя Гумилева ассоциируется у нас с именем Ахматовой, с акмеизмом, с Африкой, с войной 1914 года, с Царским Селом.

Выступление 2 группы. Тематика лирики

Прочитав стихи Гумилева, мы выделили несколько тем в лирике Гумилева:

1 тема - любовная лирика.
2 тема - тема Африки
3 тема - тема войны.

Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он-так, во всяком случае, кажется на первый взгляд - промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Задание классу. Выберите каждая группа себе любую тему и начинайте работу:

  1. Перечислите стихи, относящиеся к теме.
  2. Прочитайте выразительно 1–2 стихотворения.
  3. Объясните особенности раскрытия темы поэтом.

Работа в группах.

Выступление 1 группы.

Любовная лирика занимает центральное место в творчестве Гумилева.

Стихи, относящиеся к теме: «Много есть людей, что, полюбив.», «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»

Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский образ-это образ «вечной женственности».Женщина - это ангел, русалка, колдунья.

Выступление 2 группы

Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. «Война», «Наступление». Война-это смерть, это «залитые кровью недели», солдаты - труженики. В стихах часто использует сравнения.

Выступление 3 группы.

Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. «Жираф», «Озеро Чад».В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен.

Слово оценщикам. Комментарий по выступлению групп.

Само-взаимооценивание

Рефлексия : Что приобрели, работая на уроке? Обратитесь к поставленным в начале урока целям. Нашли ли ответы на свои вопросы?

Организация заполнения листов оценки. Определение эмоционального настроя. Высказывают свои мнения:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось… Заполнение листов с обратной связью: две звезды и предложение.

Домашнее задание:

Биография Ахматовой. Анализ стихотворений, выразительное чтение.

30.03.2013 26310 0

Урок 23
Николай Степанович Гумилев и акмеизм.
Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

Цели : познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева; отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева (яркость восприятия мира , действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

Он возвысил слово над «низкой жизнью». Он преклонил пред ним колени – как мастер, всегда готовый к продолжению ученичества, как ученик, свято верующий в возможность научиться волшебству, стать мастером в ряду мастеров.

С. Чупринин

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки см. в домашнем задании прошлого урока.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя .

Гумилев Николай Степанович, 33 года, б. дворянин , филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, б. офицер (так сказано в постановлении Петроградской ГубЧК) был казнен в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору».

Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение ложно и к расстрелу поэт был приговорен лишь за то, что не сумел поступиться «предрассудками офицерской дворянской чести» и не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую организацию, от чего он, кстати, категорически отказался.

Хотя исследователь творчества Николая Гумилева Николай Богомолов отмечал, что «акмеизм Гумилева внутренне конфликтен».

Дело в том, что Гумилев пробовал себя не в одной, заранее «предызбранной манере», «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма, найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее... Его акмеизм тесно сближается с символизмом. Далее в своей статье «Читатель книг» Боголюбов отмечает:

Видимо, в этом и заключается первостепенное значение поэзии Гумилева для русской литературы: ему удалось снять противопоставление символизма и постсимволизма, непротиворечиво объединить их в рамках своего творческого метода, сделать взаимодополняющими... он осуществил очень значительный шаг в поэзии. И еще, думается, не лишним будет процитировать дарственную надпись, которую сделал Блок на одной из своих книг: «Дорогому Николаю Степановичу Гумилеву автору «Костра», читанного не только «днем», когда я «не понимаю» стихов, но и ночью, когда понимаю».

2. Домашняя подготовка учащихся: выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения Н. Гумилева.

3. Лекция по теме урока.

– По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Н. С. Гумилева.

а) Индивидуальное сообщение ученика о жизненном пути Гумилева (на основе материала учебника с. 137–138).

б) Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилева.

1) Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грез :

И кажется – в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

Стоит только дать волю грезе – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном...», «Однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец...», «...я забытый, покинутый бог, созидающий, в груде развалин старых храмов, грядущий чертог», «Я – попугай с Антильских островов...», «Древний я открыл храм из-под песка, именем моим названа река, и в стране озер пять больших племен слушались меня, чтили мой закон...»

2) С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:

Я с нею буду биться до конца,

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

3) Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий, в частности, в Африку. Что это – жизнь или мираж – в стихотворении «Лесной пожар»:

Резкий грохот, тяжкий топот,

Вой, мычанье, стон и рев,

И зловеще-тихий ропот

Закипающих ручьев.

Вот несется слон-пустынник,

Лев стремительно бежит,

Обезьяна держит финик

И пронзительно визжит.

С вепрем стиснутый бок о бок

Легкий волк, душа ловитв,

Зубы белы, взор не робок –

Только время не для битв.

– Прочитайте еще два стихотворения об Африке.

Работа по вариантам .

Самостоятельное чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника, с. 139.

1-й вариант – стихотворение «Озеро Чад».

Основная мысль – трагическая обреченность естественной гармонии под напором греховных побуждений человеческой цивилизации.

2-й вариант – стихотворение «Жираф».

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

4) В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с Аней Горенко – будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики .

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

Много есть людей, что, полюбив,

Мудрые, дома себе возводят,

Возле их благословенных нив

Дети резвые за стадом бродят.

А другим – жестокая любовь,

Горькие ответы и вопросы,

С желчью смешана, кричит их кровь,

Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют, –

Как поют, и дивно торжествуют,

В сказочный скрываются приют;

А иные любят, как танцуют.

Как ты любишь, девушка, ответь,

По каким тоскуешь ты истомам?

Неужель ты можешь не гореть

Тайным пламенем, тебе знакомым?

Если ты могла явиться мне

Молнией слепительной господней

И отныне я горю в огне,

Вставшем до небес из преисподней?

– Что поведал о «тайном пламени» любви поэт?

– Какие средства художественной выразительности помогают влюбленному поэту рассказать о своих чувствах?

5) Стихов о России у Гумилева мало. Такие произведения, как «Туркестанские генералы», «Старые усадьбы», «Почтовый чиновник», «Городок», «Змей», «Мужик», скорее похожи на легенды, «сны» о России и русских людях. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилев не любил Родину. Удивительно было то, что реальность словно бы не заботила поэта. Или – выразимся точнее – была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилев сам ответил на этот вопрос:

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда,

Все, что смешит ее, надменную,

Моя единая отрада.

Исследователь творчества Н. С. Гумилева Сергей Чупринин дал свой комментарий: Эта несовместимость была такого рода, что исключала не только похвалы реальности, но и порицание ее. Вот почему стихи с самого начала стали для Гумилева не способом погружения в жизнь, а способом защиты, ухода от нее... Гумилев не был бы Гумилевым, если бы и жизнь свою не пытался построить на контрасте с тем, чем удовлетворяется и что ищет большинство.

У Гумилева вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он отказался говорить на ее языке. Он – так, во всяком случае, кажется на первый взгляд – промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но... действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Заблудившийся трамвай». Куда везет «заблудившийся трамвай» народ послереволюционной России?

(«Бурей темной, крылатой» он несется навстречу кошмарам: «тут вместо капусты и вместо брюквы мертвые головы продают». А позади остается «дом в три окна и серый газон», пусть «серая», но спокойная размеренная жизнь.)

В «Слове», в «Памяти», в «Заблудившемся трамвае», в «Шестом чувстве», в «Звездном ужасе», в других вершинных созданиях Гумилева угадывались мужество неприятия, энергия сопротивления.

Так поэт, не написавший ни строки, которая могла бы быть названа «антисоветской», не участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, был обречен.

Его гибель, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому и не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

– Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции.

Просмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстает лирический герой Гумилева?»

Запись в тетради и на доске:

Лирический герой Н. Гумилева

Мечтатель

Романтик

Путешественник

Страстный влюбленный

Мужественный человек

III. Итог урока.

Домашнее задание.

Продолжите знакомство с творчеством Николая Степановича Гумилева. Выберите вопрос и подготовьте ответ на него:

1. В чем трагичность лирического героя Н. Гумилева?

2. Как проявился идеал Гумилева в его цикле «Капитаны»?

3. Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилев в стихотворении «Память»?

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы» , «Жемчуга» , «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. Материал с сайта

В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости… ». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны» : «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса ». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века» - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным (литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(литература и география)

«Н.С.Гумилёв. Поэт и географ»

Аннотация.

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века » - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным (литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления , способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Тип урока : урок формирования новых знаний.

Форма: урок – исследование .

Задачи: -

Воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению

К другим людям.

Методы:

  • Метод творческого чтения.

Цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется.

Приёмы: выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

  • анализирующе – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения.

На уроке используется групповая форма работы (дифференциация), что помогает каждого учащегося включить в процесс познания нового.

1 группа работает со стихотворением «Жираф», ответить на вопросы (слабая группа).

2 группа - сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва

3 группа - интерпретация стихотворения «Африканская ночь».

Предварительная работа.

Учащиеся получают на предыдущем уроке домашнее задание:

Подготовить сообщение об основных чертах акмеизма;

Познакомиться с поэзией Н.С.Гумилева, выписать стихи, которые связаны с географией;

Повторить

Подготовить биографическую справку о Н.С.Гумилеве (индивидуально);

Подготовить выразительное чтение стихотворений (индивидуально).

Интегрированный урок (литература и география).

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Поэт и географ.

Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

Развитие умения анализировать, сравнивать;

Воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению к другим людям.

Оборудование: демонстрационная презентация , презентация «Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва» ,презентация «Географическое положение Африки», картины Гогена «Таитянские женщины», «Ты ревнуешь?», географическая карта, музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Тип урока : урок формирования новых знаний

Форма: урок – исследование

Методы: с ловесно-наглядные, творческого чтения, анализирующее – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Словарная работа : сакральная география.

Эпиграф. И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Н.С.Гумилёв.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение поэзии Серебряного века. И ближе познакомимся с творчеством метра одно из направлений литературы начала 20 века.

  1. Актуализация знаний.

1) - И.Грабарь, Э.Дега, Гоген, Готье, Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев.

Что связывает этих людей?

Назовите основные черты акмеизма.

  • Акмеизм (от греческого слова acme - "вершина, пик, высшая точка") - литературное течение в русской поэзии во второе десятилетие двадцатого века. Очень рано выделилось как самостоятельное направление из символизма, отстраняясь от символистской размытости языка и образа.
    АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
  • Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма . Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
  • Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
  • Основные принципы акмеизма:
  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами.

2) Слова учителя.

Звучит музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Какие ассоциации возникают у вас?

Сегодня мы будем говорить о человеке трагической судьбы, жизнь которого неразрывно была связана с шумом волн как морских, так и жизненных; о человеке, который предчувствовал свою гибель.

И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Н.С.Гумилев- поэт, переводчик, критик, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь.

  1. Работа над новой темой.

Выслушайте сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва и подумайте, чем для вас интересен этот человек и поэт.

  1. Биографическая справка о жизни и творчестве Н.С.Гумилева (презентация ученика).

2) Н.С.Гумилев – географ.

Н.С.Гумилёв метр русской литературы начала 20 века. Но он же и замечательный географ.

Как в его творчестве нашла отражение тема географии?

  • Стихи Н.С.Гумилёва имеют географические названия.

(Географические названия отмечаются на карте: «Швеция», «Венеция», «Абисиния», «Египет», «Красное море», «Озеро Чад», «Сахара», «Судан» и другие).

- О чём говорит такое разнообразие географических названий?

(. . .)

Что необычного вы заметили?

  • Гумилёва наиболее привлекает Африка.

Презентация учащегося «Географическое положение Африки»

Учитель. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел - решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Какой же предстаёт Африка в стихах Н.Гумилёва?

И почему очень часто географию Гумилёва называют сакральной ?

(Сакральная география – модель восприятия пространства, как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом).

3 . Работа по группам. Анализ стихов Н.С.Гумилёва.

1 группа. Стихотворение «Жираф» .

1. Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде - изысканном красавце жирафе - обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

3. Подберите синоним к слову “изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега - “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)

5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?

  1. группа. Стихотворение «Озеро Чад».

Сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва.

Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева?

Найдите стихотворении Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена?

  1. группа. Стихотворение «Африканская ночь». Интерпретация стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.

4) Проверка выполненной работы.

Выводы. В стихах, посвящённых Африке поэт затрагивает общечеловеческие проблемы и вопросы:

Ответственность человека за судьбу тех, кто рядом;

Терпимости по отношению друг к другу.

Как исследователя его больше всего интересуют обычаи народов Африки, их традиции (сакральная география).

Мы видим, что Н. С. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).

VI. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу.

Каким я представляю Н.С.Гумилева – человека, личность?

V . Домашнее задание .

Написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».

Групповое. Подобрать стихи к теме «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») .

Образовательные технологии.

  1. Дифференцированное обучение.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми

учениками содержания образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для

максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания

общего образования.

  1. Информационно – образовательные технологии.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий

На данном уроке используются презентации учащихся (индивидуальные задания) и демонстрационная презентация учителя, которая направлена на создание зрительного ряда, способствующего усилению восприятия различных элементов урока.

  1. Здоровье – сберегающие технологии.

Урок построен с учетом особенностей класса; были предприняты попытки создания благоприятного психологического фона на уроке; использовались приемы, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

  1. Проблемное обучение (элементы).

«серебряного века» характерны постоянные художественные искания, осмысление классического наследия и современной истории, утверждение авангардных идей. Литературными наставниками поэтов-модернистов были писатели и поэты «золотого века» - В. Шекспир, А. Пушкин, Ф. Тютчев. В 1910 году на смену символизму приходит новое течение - акмеизм. К числу поэтов-акмеистов принадлежали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Слово «акмеизм» означало высшую степень чего-либо, расцвет. Акмеисты призывали вглядываться не в заоблачный мир, а в окружающую действительность, заново взглянуть на мир. Они возвестили о «возвращении на землю », интересе к жизни во всех ее направлениях, мужественном и твердом взгляде на действительность. В стихотворении «Искусство» Гумилев подтвердил это:

И сами боги тленны,

Но стих не кончит петь,

Надменный,

Как и каждого большого поэта, Гумилева волновали вечные проблемы человеческого бытия, на эти вопросы он искал свои оригинальные ответы. Для путешественника и добровольного скитальца Гумилева многокрасочные впечатления от старинных и древних городов Европы, Африки, Малой Азии значили очень многое - он ими жил, дышал, питал свое воображение и мысль. Эти впечатления, в частности, внесли в сознание поэта убеждение, ставшее затем философским средоточием всей его поздней лирики: об огромности и безграничности мира, безмерности не только территориальной, но и временной, растянувшейся на сотни и тысячи лет. Все чаще в стихотворениях он стал ощущать время как нечто безусловно единое, где и прошлое, и настоящее сосуществуют в сегодняшнем мире.

В сборнике «Огненный столп» (1921) поэт размышляет о жизни и смерти, о любви и ненависти, о добре и зле, поднимаясь до философских высот и оставаясь при этом предельно земным. Его мысли о душе, пронизывающие почти все стихотворения, - потребность осмысления именно земного пути. Так, стихотворение «Память» посвящено как бы общему обзору биографии самого поэта. Подобно современным нейропсихологам, установившим реальность одномоментных срезов жизни, которые существуют в памяти человека, называя их «душами», меняющимися при том, что единым остается только тело, - «Мы меняем души, не тела». Начинает Гумилев с ранних воспоминаний своего детства:

Самый первый: некрасив и тонок,

Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,

Словом останавливавший дождь,

Дерево да рыжая собака,

Вот кого он взял себе в друзья...

Время, проведенное наедине с собакой и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот, следующий, образ поэта, или «душа», сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:

И второй... любил он ветер с юга,

Говорил, что жизнь - его подруга,

Коврик под его ногами - мир,

Он совсем не нравится мне, это

Он хотел стать богом и царем,

Он повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.

Стихотворение «Память» - это попытка подвести итоги. Поэт размышляет о своей судьбе: вот таким я был, вот этим жил, к этому стремился, но - останется ли все это, тем ли оно было, чтобы остаться? В стихотворении «Заблудившийся трамвай» наиболее наглядно и четко выражена мысль об одновременном существовании в душе человека разных времен и пространств. Его лирический сюжет начинается на «улице незнакомой», откуда трамвай «по трем мостам» уносит поэта «через Неву, через Нил и Сену» после того, как едущие на нем «обогнули стену» и «проскочили сквозь рощу пальм». Смещение и соединение всех земных мест сопровождаются таким же смещением времен. Особенно это заметно там, где речь идет о событии недавнего прошлого:

Бросит нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

На вопрос «Где я?» сердце поэта отвечает:

Видишь вокзал, на котором можно

Поэт во многих стихах, входящих в последние сборники - «Рабочий», «Священные плывут и танут ночи...», «Я и вы», «Память » - предсказывал свою смерть. Так, строфы в «Заблудившемся трамвае» представляют собой мрачное метафорическое предвидение смерти:

Она лежала вместе с другими

«Поэма Начала». Одним из творческих толчков, побудивших Гумилева написать ее, было изучение вавилонского эпоса. Предания о волшебных землях обычно связаны со змееборством, с борьбой человека и Змея-Дракона. В «Поэме Начала» драконья смерть воплощается в жреце, который перед смертью Змея хочет выведать его секреты. Дракон отказывается передать свои знания жрецу и произносит речь, похожую на мысли самого Гумилева, высказанные им в стихотворении «Я и вы» от собственного имени, где поэт называет драконами своих слушателей:

Дракон же, не желающий делиться секретами с человеком, говорит в «Поэме Начала»:

Я вручу его розе алой,

Водопадам и облакам.

судьбы самого поэта, осложнено и введением в текст магического заклинания «Он». Этот слог, столь важный для индийских, тибетских и других эзотерических школ, в европейской поэзии первой половины ХХ века приобрел новую значимость. У Гумилева только в час гибели Дракона человек с помощью слова стал влиять на мир. Описание космического действия «заповедного слова» сближает финал первой книги «Поэма Начала» со стихотворением «Слово». Это сознание того, что «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города». А потому слово - это и откровение:

Но забыли мы, что осиянно

Сказано, что слово это - Бог.

В лирике Гумилева нашли гениальное воплощение вечные проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, индивидуальное духовное развитие личности и ее взаимосвязь с другими людьми, с прошлым и современностью. Гумилеву не были чужды гуманистические традиции русской лирики. Поэт славит силу человеческого духа, мощь разума («Поэма Начала»), утверждает уникальность и ценность каждой личности, каждого «я» («Звездный ужас», «Заблудившийся трамвай»), пытается поддержать сочувственным словом всех обитателей «родной, странной Земли», поддержать в их душах веру в свои чувства («Моим читателям»).

Философская лирика поэта в целом оптимистична, он принимает мир во всем богатстве явлений, красок, звуков, славит жизнь, утверждает ее вечность.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...