Уровень притязаний личности является. Уровень притязаний: понятия, виды

Каждый из нас имеет в этой жизни ту или иную цель. Одни при этом просто мечтают достичь ее, другие же идут к ней, ставя при этом определенные задачи. В психологии есть понятие об уровне притязаний, иными словами, это стремление человека к тому, что он может сделать или же чему-то, что никак он не сможет достичь. Так ли важен данный показатель? И какие существуют методы его определения?

Что такое притязание?

Под данным понятием понимают желание и стремление личности получить то, что она желает возможным и достойным себя. При этом у одних притязания вполне скромные и адекватные, а у других они явно завышенные и мало связаны с реальной жизнью.

Притязание в психологии считается личным правом каждого человека получить определенные жизненные блага, например:

  • успех в карьере;
  • удачная личная жизнь;
  • путешествия;
  • успеваемость в обучении и многое другое.

Что такое уровень притязаний?

В зависимости от ожидания человека, его притязания бывают разными. Так, различают разные уровни данного понятия. Высокий чаще всего характерен для тех, кто имеет неадекватную самооценку . Однако, психологи до сих пор не могут прийти к выводу, что именно на что влияет – притязания на самооценку человека или же наоборот. Но, несомненно, связь между самооценкой и уровнями притязаний существует .

Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной . В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.

Классификация уровня притязаний

Уровень притязаний может быть частным или общим .

Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:

  • достижения в спорте или музыке;
  • отношения с родителями, детьми или противоположным полом.

В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.

Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.

Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека. Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится.

Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.

Уровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные . Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

Примеры реальных и завышенных притязаний

Если человек целеустремленный, активный и успешный, то его уровень притязаний не слишком высокий, но и не низкий. Его цели вполне реальны и чаще всего воплощаются в реальность. В отличие от мечтателей, такие люди ставят перед собой реальные задачи, которые соответствуют их качествам. Такие люди имеют высокий уровень мотивации, поэтому они и достигают желаемого. Это успешные бизнесмены, врачи, артисты и т.д.

А вот те, кто имеет слишком высокие и нереальные стремления чаще всего слабо мотивированы и не способны реализовать свои стремления. Примером тому можно назвать то, что провинциальные девушки считают, что достойны шикарной жизни в столице или за границей. Но в большинстве случаев они не стремятся уехать, получить образование или выучить иностранный язык.

Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу . Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих возможностей (см . Я-концепция ), Сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний личности, который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.

Понятие Уровень притязаний личности было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см . Достижения мотив ). Уровень притязаний личности м. б. адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности.

При воспитании детей важно учитывать особенности У. п. л., так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности (см . Аффективные дети , Притязания детские).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Уровень притязаний - характеризует:

  1. уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
  2. выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);
  3. желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.

План ответа

    Уровень притязаний.

    Методика исследования.

    1. Методика Ф. Хоппе.

      Опросники.

    Эксперименты Хоппе.

Ответ:

    Уровень притязаний.

Уровень притязаний – сообщаемая экспериментатору и принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известному, более или менее освоенному решению задач. ; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

    Методика исследования.

Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:

    Высота уровня притязания: высокий – низкий

    Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный

    Динамика – как изменяется уровень притязания.

      Методика Хоппе.

Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.

Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.

Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:

1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний

2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи

3. Поведение участников эксперимента

В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому. От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента. Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.

Основные термины:

Уровень притязаний предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру,(например, когда кидают дротики – попасть в 10 это идеальная цель). Уровень цели действия обычно берется как критерий уровня притязаний индивида. Цель действия – это та цель, которую нам сообщает индивид, после того как уже получил результат после первого действия.

Иногда цель действия приближается к иделальной цели, иногда удаляется – это будет называться внутренним несоответствиемЕсли сравнивать уровни целей – то мы получим целевое несоответствие.

Результат действия можно назвать величиной достижения разница между уровнем притязания и величиной достижения – несоответствие достижения (от него будет зависеть успех или неудача)

      Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.

Тест Шварцландера "Исследование уровня притязаний" (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.

Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.

При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).

Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест "Решетка мотивации достижений" Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель "чистой надежды", по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.

      Опросники.

Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.

В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение "Я" индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.

Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.

Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.

Методики Т. Элерса – "Диагностика личности на мотивацию к успеху" и "Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач" также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека. Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.

себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.

    Уровень притязаний и самооценка.

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением . От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области-
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).
Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.
Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.
В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...