Увольняюсь с работы и очень переживаю. Пережить увольнение: извлекаем уроки

Томас Холмс, американский психиатр создал таблицу стрессовых ситуаций. Так вот увольнение в этой таблице шло под седьмым номером! Оно и не удивительно. В сознании большинства людей увольнение воспринимается как падение в пропасть, катастрофа мирового и вселенского масштаба.

Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

После увольнения, как и после любого стрессового события, человек обычно проходит через несколько этапов.

Пережить увольнение: 5 этапов

1. Отрицание. Находясь в шоковом состоянии, мы не осознаем, что произошло. На этом этапе мы не воспринимаем ситуацию всерьез.

2. Гнев. Когда до нас наконец доходит, что случилось, нашей следующей естественной эмоцией может стать агрессия, ярость. «Да как они посмели меня уволить?! Они потеряли лучшего сотрудника, который вообще когда-либо топтал коридоры этой паршивой фирмы!» - примерно так может мыслить человек, проходящий этот этап.

Некоторые начинают злиться не на фирму, а на самих себя, считая, себя «безмозглым и бездарным», не сумевшим даже сохранить работу.

Другие же направляют агрессию на бывшее начальство, коллег, кризис или даже на саму Жизнь, которая допустила такую несправедливость.

3. Торги. Это этап проходит под девизом «вот если бы…». «Если бы я мог повернуть время вспять», «Если бы не кризис…», «Если бы я только сдал тот отчет вовремя», «Может, если я заполучу нового клиента, шеф примет меня обратно… » и так до бесконечности.

4. Депрессия. Комментировать этот этап не нужно. Каждый из нас хоть раз сталкивался с таким состоянием.

5. Приятие. Человек наконец принимает тот факт, что его уволили и чувствует в себе силы и желание двигаться дальше. Он начинает видеть определенную логику в своем увольнении, более того, находит свою выгоду в случившемся.

Если вас уволили, дайте себе право на прохождение всех этих этапов. Многие пугаются своих эмоций. На самом деле не стоит. Лучше пережить увольнение сразу, выплеснуть негативные эмоции и отпустить проблему, чем заталкивать ее поглубже и делать вид, что все хорошо.

Рано или поздно вы придете к продуктивнейшему этапу «приятия», на котором вы сможете действовать. Постарайтесь сократить остальные этапы до минимума. Вы можете отметить в своем ежедневнике дату окончания каждого этапа. Назначьте себе день для приятия и ваши чувства последуют за логикой.

Вы можете поставить будильник и засечь час в течение которого вы будете выплескивать все ваши эмоции. Но как только прозвенит звонок, вы успокоитесь и отпустите ситуацию. На самом деле практика показывает, что когда мы целенаправленно даем себе какое-то время на психологическую реабилитацию, то управляемся зачастую раньше намеченного срока.

Пережить увольнение: как избавиться от негатива?

Помните, чем больше мы даем себе право на негативные эмоции, проступки, несовершенство, тем меньше мы испытываем негатив. Запретный плод, как известно, сладок. А потому, чем больше вы пытаетесь себя приструнить, взбодрить, контролировать, тем хуже у вас это будет получаться, тем больше негативные эмоции будут рваться наружу, ища выход.

Так что расслабьтесь и дайте себе столько времени на реабилитацию, сколько вам нужно.

Облегчайте душу разговорами. Многие люди стесняются признаться знакомым в том, что их уволили. А зря! Во-первых, рассказывая всем друзьям и близким историю своего увольнения, вы снимаете груз с души. Доказано: чем больше раз мы пересказываем одну и ту же информацию, тем меньший интерес к ней испытываем.

Первые несколько раз вы будете рассказывать о своей проблеме запоем, эмоционально, со всеми подробностями. А через какое-то время вам это наскучит. Обстоятельства увольнения перестанут казаться вам такими уж драматичными и захватывающими. Ваше отношение изменится в сторону иронии.

Кроме того в том, чтобы оповестить всех знакомых о вашем увольнении есть еще и практическая выгода. Ведь теперь все ваши близкие будут знать, что вам нужна работа и если они услышат о подходящей для вас освободившейся вакансии, они обязательно вас оповестят.

Пережить увольнение: как настроиться на успех?

Попробуйте поймать то замечательное ощущение, которое передает поговорка «все что ни делается, все к лучшему». Составьте список положительных моментов и преимуществ вашего увольнения. Включите в него все, что мало-мальски значимо для вас. Например:

Могу найти работу с более высокой зарплатой (найти офис поближе к дому и т.д.).

Не придется больше терпеть злобных выходок моего эмоционально неуравновешенного экс-начальника.

Отныне смогу больше времени проводить с семьей и детьми.

И так далее. Работая над списком, вы увидите, как много положительных моментов несет ваше увольнение. Если у вас есть некоторые трудности с поиском выгод, начните с малого. Попробуйте разрушить хандру простым вопросом «А вдруг?».

А вдруг ваше увольнение – это на самом деле лучшее, что случалось в вашей жизни?

А вдруг таким способом жизнь отвела вас от чего-то плохого?

А вдруг таким способом жизнь ведет вас к чему-то прекрасному, о чем вы всегда в глубине души мечтали?

А вдруг это уникальная возможность изменить вашу жизнь к лучшему?

На данном этапе вам очень важно научиться видеть возможности там, где раньше вы видели проблемы и трудности. Знайте, каждая ситуация потенциально содержит в себе огромные ресурсы и выгоды. Ваша единственная задача – их вовремя разглядеть! Другими словами, там где неудачник видит проблему, победитель видит перспективу.

Например: неудачник говорит «Я бы хотел работать в этой фирме, но не могу, потому что не знаю иностранных языков». Победитель скажет: «Отлично! Вот теперь у меня наконец-то есть стимул записаться на языковые курсы». Неудачник будет ныть: «Ну вот, меня уволили и теперь я буду жить на пособие по безработице». Победитель будет уверен: «Меня уволили! Это знак! Я засиделся в этой фирме/на этом посту, а сейчас самое время идти на повышение и получить еще более высокооплачиваемую работу».

Множество людей годами мучается на нелюбимой и неинтересной работе лишь потому что боятся перемен. Но что если на самом деле перемены приведут вас к чему-то лучшему? Что если перемены означают карьерный рост и повышение доходов? Подумайте об этом…

Пережить увольнение: извлекаем уроки

После того, как ваш настрой улучшится, а отношение к увольнению преобразуется из полнейшего отчаяния в проблеск надежды, настанет время для беспристрастного анализа. Каждое событие нашей жизни – это урок, усвоив который, мы можем серьезно продвинуться вперед.

Увольнение тоже является испытанием, преодолев которое достойно, мы вполне можем рассчитывать на яркие перемены к лучшему. Те, же, кто не усвоит урок, обречены повторять его снова и снова, постоянно наступая на одни и те же грабли.

Как же понять, чему пытается научить нас жизнь?

Постарайтесь проанализировать причины вашего увольнения. При этом постарайтесь меньше уделять внешним факторам (таким как кризис, глупый начальник, вредные коллеги) и больше внутренним (таким как ваши собственные чувства и желания).

Одна из самых распространенных причин увольнения – скрытый заказ человека. Порой, не осознавая того, мы сами мечтаем сменить работу. Но не решаемся это сделать, или, попросту говоря, трусим. Однако, наш организм устроен очень разумно. Он всегда стремится к гармонии и внутреннему комфорту.

Если глубоко в подсознании у вас сидит мысль о том, что такая работа вам не по душе, что она вас раздражает и не приносит радости, то мозг будет посылать соответствующие сигналы телу, а уж оно в свою очередь будет реагировать самым логичным образом: болеть, уставать, не выдавать нужных талантов, идей и ресурсов. Словом, делать все, что угодно, чтобы вы оставили мучительную и неприятную для себя работу.

Если же все попытки вашего тела вас вразумить окажутся тщетными и вы, не смотря, на депрессии, бессонницы и стресс не покинете нелюбимую работу, мозг и тело могут зайти еще дальше (например, допускать ошибки в расчетах, забывать о важных вещах, проваливать серьезные переговоры) подводить вас снова и снова до тех пор пока вас не уволят и тем самым ни освободят от причины вашего внутреннего дискомфорта.

Если это ваш случай, то вам стоит сказать и своему телу и своему бывшему начальству огромное спасибо. Ведь они выполнили ваш давний заказ. И, освободив вас, предоставили возможность построить ту карьеру, которая вас действительно интересует. Это прекрасно! Вы ведь не будете жевать черствый хлеб в то время, как ваш холодильник забит деликатесами? Точно так же и с работой!

Еще один распространенный случай – сложности взаимоотношений. Возможно, вам пришлось уйти из-за конфликта с начальством или коллегами. Или вас не оценили по достоинству? Или за вашей спиной плели интриги против вас? Как бы то ни было, причиной вашего увольнения могут стать неполадки во взаимоотношениях. Постарайтесь вновь рассмотреть ситуацию с беспристрастной объективностью.

Действительно ли ваш начальник и коллеги были такими подлецами? Могли ли вы каким-либо образом спровоцировать их? Может, вы проявили в чем-то чрезмерную гордыню? Или были недостаточно дипломатичны? Или наоборот слишком доверчивы? Как бы то ни было, обязательно вынесите для себя урок из этой ситуации.

Но помните, урок должен быть позитивным. То есть если вы говорите себе: «Я так и знал: людям нельзя доверять. Все люди подлецы и обманщики» - это скорее всего не ценный урок, а свежий предрассудок, который вам только навредит. Вместо этого вы можете себе сказать: «Впредь я буду более дальновиден/дипломатичен/осторожен».

Сохраните в себе способность быть прямолинейным, доверчивым, наивным. Но при этом развейте в себе мудрость, чтобы понять, в каких ситуациях эти качества сослужат вам добрую службу, а в каких нет.

Инструкция

Позвольте себе пройти все четыре негативные стадии стресса. В фазе отрицания человек пребывает в шоке и практически не осознает происходящее. В период гнева у него просыпаются эмоции и агрессия: лишившийся работы человек начинает злиться и на своих работодателей, и на себя, и на жизнь. Следующей стадией является этап торгов: «Если я смогу привлечь нового партнера, шеф позовет меня обратно». Последней негативной стадией становится депрессия, которая атакует человека, когда он понимает, что его усилия по возвращению на работу тщетны.

Отрицательные эмоции нельзя загонять внутрь себя и пытаться сдерживать. Если гнев рвется наружу, найдите способ выплеснуть его. Наденьте боксерские перчатки и побейте грушу, представляя, что это ваш бывший начальник. Излейте душу друзьям и знакомым - чем чаще вы рассказываете свою историю, тем меньше эмоций по этому поводу вы испытываете. Со временем обстоятельства вашего увольнения начнут казаться несущественными и ваше отношение к этому событию изменится.

Негативные стадии стресса могут длиться несколько недель, но не позволяйте им растягиваться на месяцы и годы. Используйте психологический прием «Будильник». «Заведите» свой внутренний будильник на определенный срок, а после истечения заданного времени берите себя в руки и начинайте действовать конструктивно.

Выплеснув все отрицательные эмоции, вы доберетесь до стадии приятия. Этот этап даст вам возможность проанализировать свои ошибки, приведшие к увольнению, а также подарит вам силы двигаться дальше.

Составьте список положительных моментов вашего увольнения. Например, теперь вам не придется терпеть выговоры начальника, работать сверхурочно, добираться на работу в другой конец города. Вам сейчас важно научиться видеть новые возможности и перспективы. Сделайте своим жизненным девизом выражение: «Что ни делается – все к лучшему».

Проанализируйте причины своего увольнения. Не следует уделять внимание таким факторам, как сокращение штатов, кризис, глупый начальник. Скорее всего, внутреннее желание найти новую работу все же имело место, признайтесь себе в этом. Подумайте и о том, какую работу вы хотели бы иметь. Запишите все навыки и знания, которые требуются для желаемой должности. Затем обозначьте те пункты, которые у вас отсутствуют, и займитесь их заполнением.

Начинайте искать новую работу. Задействуйте все возможные виды поиска – службу занятости, знакомых, объявления в СМИ, сайты в интернете. Во время трудоустройства сохраняйте режим дня рабочего человека – это поможет вам держать себя в нужной форме и не расслабляться слишком сильно. Относитесь к увольнению и поиску работы как к экзамену на прочность, успешно сдав который вы достигните успеха.

Увольнения сегодня - не редкость, и они далеко не всегда свидетельствуют о низких профессиональных качествах сотрудника. По самым разным причинам свои рабочие места ежедневно покидают сотни успешных, амбициозных, опытных и продуктивных людей. В этой статье мы сосредоточимся на практичных советах по достойному , вызванного потерей работы.


Что испытывает человек, которого уволили?

Спектр эмоций человека, которого «попросили», сложно описать в нескольких предложениях. Даже если вы ожидали подобного развития событий, неприятная новость все равно станет причиной сильного стресса. , злость, агрессия, ступор, истеричное веселье – первая реакция будет зависеть от выдержки, взаимоотношений с руководителем и темперамента:

    Холерики могут вступать в конфликты и бурно выяснять отношения.

    Сангвиники, вероятнее всего, постараются решить все мирным путем.

    Флегматики, как правило, не проявляют ярких эмоций (что, в прочем, не означает, что они их не испытывают).

    Меланхолики могут сильно расстраиваться и даже .

1. Попытайтесь сдержать первую волну эмоций

Уравновешенность – одно из главных качеств настоящего профессионала, поэтому даже если вас уволили несправедливо, не распыляйтесь в праведном гневе. В конфликтах чаще всего побеждает именно холодный рассудок, а «горячие головы» рискуют оказаться в невыгодном свете. Сохраняйте достоинство и уходите с высоко поднятой головой: в будущем вам будет приятно об этом вспомнить.

2. Думайте о последствиях

Увольнение – первая ступенька к вашей новой карьере, и вы должны извлечь из него максимум. Чаще всего руководству действительно не нравится увольнять сотрудников, поэтому оно старается обставить все в максимально мягкой манере. Не теряйтесь, просите рекомендации, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие «регалии», которые полагаются вам за службу.

3. Не считайте себя неудачником

Позитивный настрой – основа счастливой жизни. Эта банальная истина актуальна и во время увольнения. Даже если вы проиграли в корпоративной борьбе и лишились любимой работы, это не должно уничтожить вашу самооценку и ввести в состояние . Во-первых, жизнь – это не только карьера. Во-вторых, страхи и комплексы лишь помешают вам удачно устроиться на новом месте. А оно обязательно будет!

4. Не соглашайтесь на первую попавшуюся работу

Многие люди после увольнения поспешно соглашаются на первое поступившее предложение. Но такая стратегия мешает осознать, что человеку действительно интересно и важно в будущей работе. Главное – не наступить на знакомые грабли, поэтому трезво оцените свой прошлый опыт и внимательно изучите новую вакансию. Условия действительно привлекают? Тогда смело соглашайтесь.

5. Отдохните

Внеплановый отпуск – отличный повод освежить голову, расставить приоритеты, подумать о жизни, учесть минувшие ошибки, заняться самообразованием и подготовиться к новому витку в карьере. Но затягивать его не стоит, иначе вы рискуете потерять "боевую сноровку".

6. Не зовите на новое место бывших сотрудников

Даже если вы успешно устроились на новом месте – не спешите перетягивать бывших коллег. Пока еще вы новичок, и не успели разобраться во всех корпоративных правилах. Стоит ли брать на себя ответственность за трудоустройство других? Помните, что профессиональные неудачи товарищей могут разрушить не только ваши дружеские отношения, но и репутацию на новой работе.

7. Не возвращайтесь

Иногда уволенных сотрудников через время зовут на старое место. Увы, такие возвращения обычно не заканчиваются ничем хорошим. Человек начинает с подозрением относиться к руководству, невысказанные обиды мешают нормальному сотрудничеству, а начальник задается вопросом, не зря ли он вернул «неподходящего» работника.

Впрочем, могут быть и исключения: компания терпит финансовый крах, вынужденно прощается с ценными кадрами, а возродившись из пепла, искренне желает вновь собрать лучших людей под своей крышей.

Мария Ниткина

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007

Увольнение с работы перестало быть редкостью, и все чаще люди пытаются понять, как пережить расставание с должностью. Не всегда расторжение договора вызвано отсутствием нужных профессиональных качеств, по абсолютно разным причинам амбициозные и талантливые люди покидают рабочие места. Психологи дают несколько советов, как пережить увольнение с работы.

Первая волна эмоций

Когда человек слышит фразу «Вы уволены», спектр эмоций может быть разнообразным начиная от обиды и заканчивая яростью. Не стоит выпускать пар прямо перед начальством, обливаясь слезами или стуча кулаками по столу. Во многих случаях будет более выгодным покинуть рабочее место с достоинством. Если увольнение кажется несправедливым , решить спорный вопрос можно в трудовой инспекции или суде.

Для справки! По решению суда можно восстановиться в должности и получить компенсацию за время вынужденного отдыха. Это право закреплено в 392 статье ТК.

В большинстве случаев руководство стремится мягко расстаться с сотрудниками, поэтому можно смело требовать компенсацию или рекомендательные письма. Благодаря решению конфликта в свою пользу, можно почувствовать себя более уверенно и при желании отправиться на поиски новой работы.

Перестроиться на новый лад

Когда трудовой договор расторгнут, нужно выделить время для того, чтобы прийти в себя. Каждый, кто подвергался увольнению, испытывал толику разочарования и был недоволен собой. Многие не рассказывают о случившимся родным и близким, что в корне неверно – нужно выговориться, высвободить эмоции и посмотреть на ситуацию под другим углом.

Совет! Психологи утверждают, что, повторяя историю из раза в раз, человек лучше осознает свои чувства, и в конце концов начинает воспринимать происходящее менее остро. Постепенно сам факт увольнения перестанет быть значимым, а значит, и переживать будет не о чем.

Изливая душу собеседникам, человек начинает разбираться в том, что стало причиной увольнения. Если это недостаток профессионализма или компетенции, есть смысл пройти курсы повышения квалификации и прочитать профессиональную литературу. Хорошим решением станет и смена рода деятельности.

А что касается случаев, когда работодатель инициировал приказ об увольнении из-за разницы во взглядах, то тут для восстановления душевного равновесия хватит и пары дней.

На пути от старой работы к новой

Узнав о грядущем увольнении , многие расценивают это как внеочередной отпуск. Но психологи настойчиво советуют не откладывать поиски в долгий ящик – отсутствие привычной нагрузки может вызвать невроз или депрессивное расстройство.

Находясь длительный период в поиске работы, человек незаметно для себя впадает в депрессию. Негативный настрой мешает с успехом проходить собеседования, вскоре, и желание трудиться пропадает. Внутренние переживания переносятся на тело, и могут появиться психосоматические расстройства.

Интересно! Часто можно заметить, как человек, потерявший работу или вышедший на пенсию, стремительно стареет, чаще обычного заболевает.

Свободное время нужно использовать с пользой!

Если быстро устроиться в новую компанию не получается, не стоит прохлаждаться и терять свободное время понапрасну. Необходимо придерживаться обычного распорядка дня, заполнив расписание новыми делами:

  • изучением иностранных языков;
  • чтением художественной литературы;
  • хобби;
  • занятиями спортом;
  • посещением врачей.

Трудоустройство

Отправляясь на собеседование, следует морально подготовиться. Какими бы ни были причины ухода с прошлой должности, не стоит негативно высказываться о бывшем работодателе. Достаточно кратко и по возможности бесстрастно описать ситуацию. Упор желательно делать на своих профессиональных качествах и достижениях.

При общении с новым начальством стоит тщательно расспросить об должностных обязанностях и привилегиях. Соглашаться на первые же предложения нерационально – нужно оценить условия труда, уровень заработной платы и объем работы. Когда ожидания соответствуют реальности, можно отправлять в отдел кадров для трудоустройства.

Выход на пенсию

Найти, что делать после увольнения, сложнее всего пенсионерам. Пожилых людей практически не приглашают на рабочие места, и трудоустроиться вновь, особенно по профессии, крайне трудно.

К тому же возраст дает о себе знать, и нередко за увольнением с любимой должности следует апатия, увеличивается риск депрессии. С другой стороны, многие видят плюс в освобождении от должности, после долгих лет службы наконец начинают заниматься собой, находят новые увлечения.

В первое время стоит уделять больше времени для общения с бывшими коллегами, не отдаляться от них. Постепенно нужно разобраться в себе и понять, чем всю жизнь хотелось заниматься помимо профессии – это может быть создание картин маслом, разведение породистых собак, путешествия по миру и многое другое.

Ни в коем случае нельзя замыкаться, делать себе бесконечные выходные, состоящие из посиделок на диване. Чем больше дел будет запланировано на день, тем больше можно получить положительных эмоций и новых впечатлений.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...