В 1012 году после смерти чингисхана. Сыновья Чингисхана

По сравнению с ним Наполеон, Гитлер и Сталин кажутся неопытными новичками

Чингисхан был основателем Монгольской империи и одним из самых жестоких людей в истории человечества. По сравнению с ним Наполеон, Гитлер и Сталин кажутся неопытными новичками.

Сегодня мы редко слышим что-то о Монголии - разве что Россия проводит в тамошних степях ядерные испытания. Был бы Чингисхан жив, он ни за что бы этого не позволил!

Да и вообще он никому бы не дал покоя, потому что больше всего он любил воевать.

Вот 15 потрясающих фактов о монгольском полководце, который мог бы завоевать весь мир:

1. 40 миллионов трупов

По оценкам историков, на Чингисхане лежит ответственность за 40 миллионов смертей. Чтобы вы понимали, это 11% всего населения планеты в то время.

Для сравнения: Вторая мировая война отправила на тот свет «всего» 3% населения земли (60–80 миллионов).

Похождения Чингисхана, таким образом, внесли свою лепту в похолодание климата в XIII веке, поскольку удалили с Земли более 700 миллионов тонн углекислого газа.

2. В 10-летнем возрасте Чингисхан убил сводного брата


У Чингисхана было трудное детство. Его отца убили воины враждующего племени, когда Чингисхану было всего 9.

Затем его мать была изгнана из племени, так что ей пришлось одной воспитывать семерых детей - в Монголии XIII века это было непросто!

Когда Чингисхану было 10 лет, он убил своего сводного брата Бектера за то, что тот не хотел делиться с ним едой!

3. Чингисхан - это не настоящее его имя


Настоящее имя человека, известного нам как Чингисхан, - Тэмуджин, что значит «железный» или «кузнец» .

Имя неплохое, но явно не достойное великого воина и императора. Поэтому в 1206 году Тэмуджин нарёк себя Чингисханом.

«Хан» - это, разумеется, «правитель» , а вот о значении слова «Чингис» учёные спорят до сих пор. Самая распространённая версия гласит, что это искажённое китайское «чжэн» - «справедливый» . Так что - это, как ни странно, «справедливый правитель» .

4. Чингисхан применял жестокие пытки


При Чингисхане монголы славились ужасными пытками. Одной из самых популярных было заливать в горло и уши жертвы расплавленное серебро

Сам Чингисхан любил такой способ казни: врага сгибали назад, пока у него не ломался позвоночник.

А победу над русскими Чингисхан и его дружина отметили следующим образом: они побросали на землю всех уцелевших русских воинов, а сверху на них положили огромные деревянные ворота. Потом на воротах устроили пиршество, расплющивая задыхающихся пленных.

5. Чингисхан проводил конкурсы красоты


Захватив новую землю, Чингисхан приказывал убить или поработить всех мужчин, а женщин отдавал своим воинам. Он даже устраивал конкурсы красоты среди пленниц, чтобы выбрать себе самую красивую.

Победительница становилась одной из его многочисленного гарема, а остальные участницы отправлялись на поругание воинам.

6. Чингисхан побеждал превосходящие армии


Размеры Монгольской империи свидетельствуют о том, что Чингисхан был поистине великим полководцем.

При этом он не раз одерживал победы над превосходящими силами противника. Например, он победил миллион солдат династии Цзинь войском из 90 000 монголов.

В ходе завоевания Китая Чингисхан уничтожил 500 000 китайских солдат, прежде чем остальные сдались на милость победителя!

7. Чингисхан обращал врагов в соратников


В 1201 году Чингисхан был ранен в бою вражеским лучником. Монгольское войско выиграло бой, после чего Чингисхан велел разыскать того самого лучника, что стрелял в него.

Он сказал, что стрела попала в его коня, а не в него самого, чтобы лучник не опасался признаться. А когда лучник нашёлся, Чингисхан поступил неожиданно: вместо того, чтобы убить врага на месте, он предложил ему присоединиться к монгольскому войску.

Такая военная хитрость и прозорливость - одна из причин небывалых ратных успехов Чингисхана.

8. Никто не знает, как Чингисхан выглядел


В интернете и учебниках истории можно найти кучу изображений Чингисхана, но на самом деле мы понятия не имеем о том, как он выглядел.

Как это возможно? Дело в том, что Чингисхан запрещал себя изображать. Поэтому нет ни картин, ни статуй, ни даже письменных описаний его внешности.

Но после его смерти люди тут же бросились изображать покойного тирана по памяти, поэтому у нас есть приблизительное представление о том, как он мог выглядеть. Впрочем, некоторые историки говорят, что у него были рыжие волосы!

9. Чингисхан имел очень много детей


Каждый раз, когда Чингисхан завоёвывал новую страну, он брал себе в жёны кого-то из местных женщин. Все они в итоге беременели и рожали ему потомков.

Чингисхан полагал, что, заселив своим потомством всю Азию, он гарантирует стабильность империи.

Сколько же у него было детей?

Точно сказать невозможно, но, по оценкам историков, около 8% всех азиатов являются его потомками!

10. В Монголии Чингисхан почитается как народный герой


Портрет Чингисхана украшает собой тугрики - монгольскую валюту. В Монголии он считается героем за создание великой Монгольской империи.

О жестокости Чингисхана там говорить не принято - он герой.

Когда Монголия была социалистической, то есть управлялась из Москвы, любые упоминания Чингисхана были запрещены. Но с 1990 года культ древнего правителя расцвёл с новой силой.

11. Чингисхан совершил геноцид иранцев


Иранцы ненавидят Чингисхана с той же силой, что монголы его обожают. И на то есть причина.

Хорезмская империя, располагавшаяся на территории современного Ирана, была мощной державой, пока на неё не напали монголы. За несколько лет монгольское войско полностью уничтожило Хорезм.

По оценкам историков, войска Чингисхана вырезали ¾ всего населения Хорезма. Иранцам потребовалось 700 лет, чтобы восстановить количество населения!

12. Чингисхан был религиозно терпимым


Несмотря на свою жестокость, Чингисхан был довольно толерантен в вопросах религии. Он изучал ислам, буддизм, даосизм и христианство и мечтал о Монгольской империи как о месте, в котором не будет религиозных распрей.

Однажды Чингисхан даже устроил дебаты между христианами, мусульманами и буддистами, чтобы определить, какая религия самая лучшая. Однако участники сильно напились, поэтому победителя так и не определили.

13. Чингисхан не прощал обидчиков


Чингисхан позволял жителям Монгольской империи жить в своё удовольствие, если они не нарушали установленных им правил. Но любые нарушения этих правил карались жесточайшим образом.

Например, когда правитель одного хорезмского города напал на монгольский торговый караван и убил всех торговцев, Чингисхан пришёл в ярость. Он отправил в Хорезм 100 000 воинов, которые убили тысячи людей.

Сам незадачливый правитель жестоко поплатился: ему залили расплавленным серебром рот и глаза. Это был ясный знак: любой выпад против Монгольской империи будет наказан непропорционально жестоко.

14. Смерть Чингисхана окутана тайной


Чингисхан умер в 1227 году в возрасте 65 лет. И по сей день его смерть окружена ореолом тайны.

Неизвестно ни от чего он умер, ни где находится его могила. Разумеется, это породило множество легенд.

Самая популярная версия гласит, что его убила пленная китайская царевна. Есть также версии, что он упал с коня - то ли просто так, то ли потому, что в него попала вражеская стрела.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду о том, что случилось 800 лет назад. Ведь даже место захоронения монгольского императора так и не нашли!

15. Чингисхан создал самую большую беспрерывную империю в истории


Монгольская империя, созданная Чингисханом, навсегда останется самой большой беспрерывной империей в истории человечества.

Она занимала 16,11% всей суши, а её площадь составляла 24 миллиона квадратных километров!

Чингисхан был основателем и великим ханом Монгольской империи. Он объединил разрозненные племена, организовал завоевательные походы в Среднюю Азию, Восточную Европу, на Кавказ и в Китай. Собственное имя правителя - Тэмуджин. После его смерти наследниками стали сыновья Чингисхана. Они значительно расширили территорию улуса. Еще больший вклад в территориальное устройство внес внук императора - Бату - хозяин Золотой Орды.

Личность правителя

Все источники, по которым можно характеризовать Чингисхана, были созданы после его смерти. Особенное значение среди них имеет "Сокровенное сказание". В этих источниках присутствует описание и внешности правителя. Он был высокого роста, с крепким телосложением, широким лбом и длинной бородой. Кроме этого, описываются и черты его характера. Чингисхан происходил из народа, вероятно, не имевшего письменности и государственных институтов. Поэтому монгольский правитель не имел какого-либо образования. Однако это не помешало ему стать талантливым полководцем. Организаторские способности сочетались в нем с самообладанием и непреклонной волей. Чингисхан был приветлив и щедр в той степени, которая была необходима для сохранения привязанности его сподвижников. Он не отказывал себе в радостях, но вместе с этим не признавал излишеств, которые не могли совмещаться с его деятельностью в качестве полководца и правителя. Как свидетельствуют источники, Чингисхан дожил до старости, сохранив свои умственные способности в полной мере.

Наследники

В течение последних лет жизни правителя очень беспокоила судьба его империи. Только некоторые сыновья Чингисхана имели право занять его место. У правителя было много детей, все они считались законными. Но только четверо сыновей от жены Бортэ могли стать наследниками. Эти дети очень отличались друг от друга и по чертам характера, и по склонностям. Старший сын Чингисхана появился на свет вскоре после возвращения Бортэ из меркитского плена. Его тень всегда преследовала мальчика. Злые языки и даже второй сын Чингисхана, имя которого впоследствии прочно войдет в историю открыто называли его "меркитским выродком". Мать всегда защищала ребенка. При этом сам Чингисхан всегда признавал его своим сыном. Тем не менее мальчика всегда упрекали в незаконнорожденности. Однажды Чагатай (сын Чингисхана, второй наследник) открыто обозвал брата в присутствии отца. Конфликт чуть не перерос в настоящую драку.

Джучи

Сын Чингисхана, родившийся после меркитского плена, отличался некоторыми особенностями. Они, в частности, проявлялись в его поведении. Устойчивые стереотипы, которые наблюдались в нем, сильно отличали его от отца. К примеру, Чингисхан не признавал такого понятия, как пощада к врагам. Он мог оставить в живых только маленьких детей, которых впоследствии усыновляла Оэлун (его мать), а также доблестных багатуров, которые принимали монгольское подданство. Джучи же, напротив, отличался добротой и гуманностью. Например, в ходе осады Гурганджа хорезмийцы, которые абсолютно были измучены войной, просили принять их капитуляцию, пощадить их, оставить в живых. Джучи высказался в их поддержку, но Чингисхан категорически отверг такое предложение. В результате гарнизон осадного города частично вырезали, а сам он был затоплен водами Амударьи.

Трагическая смерть

Непонимание, которое установилось между сыном и отцом, постоянно подогревалось наговорами и интригами родственников. Со временем конфликт углубился и привел к возникновению устойчивого недоверия правителя к своему первому наследнику. Чингисхан начал подозревать, что Джучи желает стать популярным у завоеванных племен, чтобы впоследствии отделиться от Монголии. Историки сомневаются в том, что наследник действительно к этому стремился. Тем не менее в начале 1227 года Джучи со сломанным позвоночником был обнаружен мертвым в степи, где охотился. Безусловно, его отец не был единственным человеком, которому была выгодна смерть наследника и у которого были возможности оборвать его жизнь.

Второй сын Чингисхана

Имя этого наследника было известно в кругах, приближенных к монгольскому престолу. В отличие от погибшего брата, он характеризовался строгостью, исполнительностью и даже определенной жестокостью. Эти черты и поспособствовали тому, что Чагатай был назначен "хранителем Ясы". Эта должность аналогична посту верховного судьи или генерального прокурора. Чагатай всегда неукоснительно следовал закону, он был беспощаден к нарушителям.

Третий наследник

Немногие знают, как звали сына Чингисхана, являвшегося следующим претендентом на престол. Им был Угэдэй. Первый и третий сыновья Чингисхана были похожи характерами. Угэдэй также отличался терпимостью и добротой к людям. Однако его особенностью была страсть к охоте в степи и выпивке с друзьями. Однажды, выехав в совместную поездку, Чагатай и Угэдэй увидели мусульманина, который мылся в воде. Согласно религиозному обычаю, каждому правоверному надлежит несколько раз в течение дня совершать намаз, а также ритуальное омовение. Но эти действия были запрещены по монгольскому обычаю. Традиция не допускала омовений где бы то ни было в течение всего лета. Монголы считали, что мытье в озере или реке вызывает грозу, которая очень опасна для путников в степи. Поэтому такие действия рассматривались как угроза жизни для них. Дружинники (нухуры) безжалостного и законопослушного Чагатая схватили мусульманина. Угэдэй, предполагая, что нарушитель лишится головы, отправил своего человека к нему. Посланец должен был сказать мусульманину, что тот якобы уронил золотой в воду и искал его там (чтобы остаться в живых). Нарушитель так и ответил Чагатаю. За этим последовал приказ нухурам отыскать монету в воде. Дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Монету нашли и вернули мусульманину как "законному" ее владельцу. Угэдэй, прощаясь со спасенным, вынул горсть золотых из кармана и протянул их человеку. При этом он предупредил мусульманина о том, чтобы когда тот в следующий раз уронит монету в воду, не искал ее, не нарушал закон.

Четвертый преемник

Младший сын Чингисхана, как свидетельствуют китайские источники, родился в 1193 году. В это время его отец был в чжурчженьском плену. Пребывал он там вплоть до 1197 года. В этот раз измена Бортэ была очевидна. Однако Чингисхан признал сына Тулуя своим. При этом внешне ребенок имел вполне монгольскую внешность. Все сыновья Чингисхана обладали своими особенностями. Но Тулуй был награжден природой наибольшими талантами. Он отличался наивысшим нравственным достоинством, обладал незаурядными способностями организатора и полководца. Тулуй известен как любящий муж и благородный мужчина. Он взял в жены дочь погибшего Ван-хана (главы кераитов). Она, в свою очередь, была христианкой. Тулуй не мог принять религию жены. Будучи Чингисидом, он должен исповедовать веру предков - бон. Своей жене Тулуй не только разрешил отправлять все надлежащие христианские обряды в "церковной" юрте, но и принимать монахов, и иметь при себе священников. Гибель четвертого наследника Чингисхана без всякого преувеличения можно назвать героической. Чтобы спасти заболевшего Угэдэя, Тулуй добровольно принял сильное зелье шамана. Так, отводя болезнь от брата, он стремился привлечь ее к себе.

Правление наследников

Все сыновья Чингисхана обладали правом управлять империей. После устранения старшего брата преемников осталось трое. После смерти отца до избрания нового хана улусом управлял Тулуй. В 1229 году состоялся курултай. Здесь был выбран, согласно воле императора, новый правитель. Им стал терпимый и мягкий Угэдэй. Этот наследник, как выше было сказано, отличался добротой. Однако это качество не всегда на пользу правителю. В годы его ханства руководство улусом очень ослабло. Администрирование осуществлялось преимущественно за счет строгости Чагатая и благодаря дипломатическим способностям Тулуя. Сам же Угэдэй вместо государственных дел предпочитал кочевать в Западной Монголии, охотясь и пируя.

Внуки

Они получили различные территории улуса или значимые должности. Старшему сыну Джучи - Орда-Ичэн, досталась Белая Орда. Эта область располагалась между хребтом Тарбагатаем и Иртышом (район Семипалатинска сегодня). Следующим был Батый. Сын Чингисхана оставил ему в наследство Золотую Орду. Шейбани (третьему преемнику) полагалась Синяя Орда. Правителям улусов было выделено также по 1-2 тысячи воинов. При этом численность тогда достигала 130 тыс. чел.

Бату

По русским источникам он известен как Сын Чингисхана, погибший в 1227 г., за три года до этого получил во владение Кипчакскую степь, часть Кавказа, Русь и Крым, а также Хорезм. Наследник правителя умер, владея только Хорезмом и азиатской частью степи. В 1236-1243-х гг. состоялся общемонгольский поход на Запад. Его возглавил Батый. Сын Чингисхана передал своему наследнику некоторые черты характера. В источниках значится прозвище Саин-хан. По одной из версий, оно означает "добродушный". Этим прозвищем обладал Царь Батый. Сын Чингисхана умер, как выше было сказано, владея только небольшой частью своего наследства. В результате похода, совершенного в 1236-1243-х гг., к Монголии отошли: западная часть в северокавказские и поволжские народы, а также Волжская Булгария. Несколько раз под руководством Батыя войска нападали на Русь. В своих походах армия монголов дошла до Центральной Европы. Фридрих Второй, бывший тогда императором Рима, попытался организовать сопротивление. Когда же Батый стал требовать покорности, тот ответил, что мог бы быть сокольничим у хана. Столкновения, однако, между войсками не произошло. Некоторое время спустя Батый осел в Сарай-Бату, на берегах Волги. Походы на Запад он больше не совершал.

Укрепление улуса

В 1243 году Батый узнал о смерти Угэдэя. Его армия отошла к Нижней Волге. Здесь был основан новый центр улуса Джучи. Каганом на курултае 1246 года был избран Гуюк (один из наследников Угэдэя). Он был давним врагом Батыя. В 1248 г. Гуюк умер, а в 1251 г. четвертым правителем избрали лояльного Мунке, участника Европейской кампании с 1246 г. по 1243 г. Для поддержки нового хана Батый отправил Берке (своего брата) с войском.

Отношения с князьями Руси

В 1243-1246 гг. все русские правители приняли зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды. (Владимирский князь) был признан в качестве старейшего на Руси. Он получил разоренный в 1240 году монголами Киев. В 1246 г. Батый отправил Ярослава на курултай в Каракорум в качестве полномочного представителя. Там русского князя отравили сторонники Гуюка. Михаил Черниговский погиб в Золотой Орде за то, что отказался пройти в юрту хана между двух огней. Монголы расценили это как наличие злого умысла. Александр Невский и Андрей - сыновья Ярослава - также направились в Орду. Приехав оттуда в Каракорум, первый получил Новгород и Киев, а второй - Владимирское княжение. Андрей, стремясь противостоять монголам, заключил союз с сильнейшим в то время князем в Южной Руси - Галицким. Это послужило причиной карательного похода монголов в 1252 г. Войско Орды во главе с Неврюем победило Ярослава и Андрея. Батый передал ярлык на Владимир Александру. строил свои отношения с Батыем несколько иным образом. Он изгнал ордынских баскаков из своих городов. В 1254 г. он разбил войско, возглавляемое Куремсой.

Карокорумские дела

После избрания в 1246 году Гуюка в качестве великого хана произошел раскол между потомками Чагатая и Угэдэя и наследниками двух остальных сыновей Чингисхана. Гуюк вышел в поход против Бату. Однако в 1248 году, в то время когда его армия расположилась в Мавераннахре, он внезапно скончался. Согласно одной из версий, его отравили сторонники Мунке и Батыя. Первый стал впоследствии новым правителем Монгольского улуса. В 1251 г. Батый отправил войско под руководством Бурундая под Ортар в помощь Мунке.

Потомки

Преемниками Батыя стали: Сартак, Тукан, Улагчи и Абукан. Первый был приверженцем христианской религии. Дочь Сартака вышла замуж за Глеба Васильковича, а дочь внука Батыя стала женой св. Федора Черного. В этих двух браках родились белозерские и ярославские князья (соответственно).

Так как, согласно Великой Ясе Чингис-хана, все покоренные земли и народы считались собственностью ханского рода, Чингис-хан завоеванные при нем территории разделил на уделы между своими сыновьями.

Старшему сыну - Джучи достались Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь) и Хорезм. В его удел должны были быть включены также все земли на западе, которые еще предстояло завоевать. Второй сын - Чагатай получил Мавераннахр, Семиречье и южную часть Восточного Туркестана. Уделом третьего сына - Угэдэя стала северная часть Восточного Туркестана. К младшему сыну Тулую по монгольскому обычаю переходил коренной юрт отца - Центральная Монголия, а также Северный Китай. Главой всей империи - великим ханом (кааном) Чингис-хан наметил Угэдэя, отличавшегося выдержкой, мягкостью и тактом. Угэдэй проводил политику возрождения земледелия и городов и сближения с оседлой знатью покоренных народов.

Чингис-хан умер в 1227 г., в возрасте семидесяти двух лет."В 1229 г. на курултае на берегах Керулена Угэдэй был провозглашен великим ханом.

В правление Угэдэй-каана (1229-1241) продолжались завоевания. В 1231-1234 гг. было закончено завоевание Цзиньекой империи (Северный Китай) и началась длительная борьба, продолжавшаяся до 1279 г., с южно-китайской империей Сунов. В 1241 г. была подчинена Корея. Самыми крупными военными мероприятиями при Угэдэе был поход на Русь и в Европу (1236-1242) под предводительством Батыя, сына Джучи, и Субутая.

В 1246 г. на курултае монгольской знати на престол великого хана был возведен сын Угэдэя - Гуюк-каан (1246-1248).

Несмотря на огромные разрушения, вызванные монгольским завоеванием в странах Азии и Европы, торговые связи между этими странами не прекратились. Завоеватели в военно-стратегических целях заботились о постройке удобных дорог с целой сетью почтовых станций (ямов). По этим дорогам ходили и караваны, в частности из Ирана в Китай. В своих выгодах монгольские великие ханы покровительствовали крупной оптовой караванной торговле, находившейся в руках мощных мусульманских (среднеазиатских и иранских) торговых компаний, члены которых именовались уртаками (старотюркс: «товарищ в доле», «компаньон»). Великие ханы, особенно Угэдэй-каан, охотно вкладывали средства в компании уртаков и покровительствовали им. Это была оптовая международная торговля дорогими тканями и предметами роскоши, обслуживавшая преимущественно знать.

Монгольские завоевания.привели к расширению и дипломатических сношений стран Азии и Европы. Особенно старались установить связи с монгольскими ханами римские папы. Они стремились собрать сведения

Поэтому в 1246 г. в ставку каана в Каракоруме в Монголии папой был послан монах Иоанн де Плано Карпини. В 1253 г. туда же был послан монах Вильгельм Рубрук. Путевые записки этик авторов служат ценным источником по истории монголов.

Монгольские ханы-шаманисты, которые приписывали сверхъестественную власть духовенству.всех религий, отнеслись доброжелательно к посланникам папы. При отъезде из Каракорума Плано Карпини была вручена ответная грамота для папы Иннокентия IV, в которой Гуюк-каан требовал, чтобы папа и короли Европы признали себя вассалами монгольского великого хана. Грамота эта была написана по-персидски и скреплена монгольской печатью, которую изготовил для Гуюка русский пленный мастер Кузьма.

После смерти Гуюка среди монгольской знати началась острая борьба за кандидатуру на престол великого хана. Лишь в 1251 г. с помощью золотоордынского улусного хана Батыя на престол был возведен сын Тулуя - Мункэ-каан (1251-1259).!

Китайские летописцы дают высокую оценку правлению Мункэ-каана. Он старался возродить земледелие и ремесло, покровительствовал крупной оптовой торговле. В этих целях Мункэ-каан издал указ, имевший в виду упорядочить систему налогообложения и несколько облегчить положение крестьян и горожан. В Иране, однако, указ этот остался мертвой буквой. Завоевательные походы в Китай и на Запад продолжались и при нем.

Созданная завоеваниями монгольская империя-конгломерат объединила под своей властью многие племена и народности, страны и государства с совершенно различной экономикой и культурой. Как единое целое она долго просуществовать не могла. После смерти Мункэ-каана (1259) она окончательно распалась на несколько монгольских государств (улусов), во главе которых стояли улусные ханы - потомки Чингис-хана. -Этими государствами были: Золотая Орда, которая включала Северный Кавказ, Крым, Южно-Русские степи, Нижнее Поволжье и находилась под властью потомков Джучи; Чагатайское государство, охватившее Среднюю Азию и Семиречье и получившее свое имя от сына Чингис-хана - Чагатая; государство Хулагуидов, созданное в Иране братом Мункэ-каана Хулагу-ханом; государство в Монголии и Китае (удел великого хана), в котором правил брат Мункэ - Хубилай-каан, - это государство получило китайское официальное имя империи Юань. Развитие этих государств пошло разными путями.

Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.

В середине XII в. после гибели нескольких монгольских ханов оборону монголов от чжурчженей и их союзников - татар - возглавил потомок Хабул хана Есугей багатур («багатур» значит «богатырь»). Человек храбрый и решительный, Есугей багатур был не ханом, а главой рода Борджигинов, который обитал в районе к северу от современной российско монгольской границы, там, где сейчас расположен город Нерчинск.

Когда то Есугей, будучи еще совсем молодым человеком, охотился в степи с соколом и вдруг увидел, как какой то меркит везет в телеге, запряженной очень хорошей лошадью, девушку исключительной красоты. Есугей позвал своих братьев, и монголы бросились в погоню за добычей. Увидев преследователей, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей - они тебя убьют, брось меня, уезжай, я буду вечно тебя помнить». Потом сняла с себя рубашку и отдала ему на память. Монголы уже приближались - меркит быстро выпряг коня, ожег его плетью и ушел от погони. А братья запрягли своих лошадей в телегу и, привезя плачущую девушку домой, сказали; «Забудь о своем женихе, наш Есугей живет без женщины» - и выдали ее за Есугея. Жену Есугея, имя которой осталось в истории, звали Оэлун.

Брак оказался счастливым. В 1162 г. Оэлун родила первенца - Тэмуджина , а впоследствии еще трех сыновей: Хасара, Хачиун беки, Тэмугэ - и дочь Тэмулун. От второй жены (монголы многоженство разрешали и поощряли) - Сочихэл - у Есугея родилось еще двое сыновей: Бектер и Бельгутей.

Когда Тэмуджин подрос и ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке Тэмуджина с родителями красивой десятилетней девочки по имени Бортэ из соседнего племени хонкират и повез сына в становище будущего тестя. Оставив Тэмуджина у хонкиратов, чтобы он привык к своей невесте и будущим родственникам, Есугей отправился в обратный путь. По дороге он увидел нескольких человек, сидевших у огня, которые, как и положено в степи, пригласили его разделить трапезу. Есугей подъехал ближе и лишь тут понял, что это были татары. Бежать было бесполезно, потому что татары погнались бы за ним, а конь Есугея устал. Гостя же у походного костра по степной традиции тронуть не мог никто.

У Есугея не оставалось выбора - он принял приглашение и, поев, благополучно уехал. Но по дороге Есугей почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. На четвертый день, добравшись домой, он умер, завещав родне отомстить татарам. Трудно сказать, насколько прав был Есугей в своих подозрениях, но важно другое: он допускал, что татары могли его отравить, то есть совершить неслыханное дотоле нарушение обычаев степняков.

Сподвижники отца съездили за Тэмуджином и привезли мальчика домой. Как старший сын, он стал главой рода, и тут выяснилось, что вся сила племени заключалась в воле и энергии Есугея. Своим авторитетом он заставлял людей ходить в походы, защищаться от врага, забывать местнические счеты ради общего дела. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Соплеменники не имели никаких обязательств перед семьей Есугея и покинули Борджигинов, отогнав весь их скот, по существу обрекая семью Есугея на голодную смерть: ведь старшему, Тэмуджину, было только 9 лет, а остальным - и того меньше.

Инициаторами такой жестокости стали тайджиуты - племя, которое было враждебно настроено по отношению к Есугею. Тогда Оэлун схватила знамя Есугея, поскакала за отъезжавшими и пристыдила их: «Как вам не стыдно бросать семью вашего вождя!» Некоторые вернулись, но потом опять ушли, и все трудности воспитания детей и добычи пищи для семьи легли на плечи двух женщин: Оэлун и Сочихэл - старшей и младшей жен Есугея. Они ловили сурков, чтобы получить хоть какое нибудь мясо, и собирали дикий чеснок - черемшу. Тэмуджин ходил к реке и пытался подстрелить тайменей. Как все монголы, он умел стрелять сквозь воду, несмотря на то что вода преломляет свет, искажая изображение, и попасть в цель очень трудно. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.

Между тем соплеменники, оскорбившие и бросившие семью Есугея, продолжали следить за ней, так как опасались заслуженной мести. По видимому, им удалось сделать соглядатаем старшего сына Сочихэл - Бектера. Бектер, почувствовав за собой силу, начал вести себя пренебрежительно по отношению к детям Оэлун. Тэмуджин и Хасар не выдержали издевательств сводного брата и застрелили его из лука.

К этому времени уже вполне сложились характеры и определились наклонности детей Есугея. Хасар был храбрый и сильный парень, отличный стрелок. Тэмугэ стал нежным и послушным сыном, он заботился о матери и мачехе. Хачиун Беки не обладал никакими достоинствами. В Тэмуджине же и друзья и враги отмечали выдержку, волю, упорное стремление к цели. Конечно, все эти качества пугали врагов Борджигинов, и потому тайджуиты напали на юрту семьи Есугея. Тэмуджин успел убежать в таежную чащу, где, как гласит монгольский источник, не было даже тропинок, по которым «сытый змей мог бы проползти».
Через девять дней, мучимый голодом, Тэмуджин был вынужден сдаться. Он вышел в степь, где его схватили и привели в свое становище. За что же на него охотились? Да, очевидно, за убийство Бектера, тайджиутского шпиона. Тайджиуты не убили Тэмуджина. Таргутай Кирилтух - друг Есугея - смог спасти юношу от смерти, но не от наказания. На Тэмуджина надели колодку - две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. К тому же доски приходилось все время держать руками, чтобы они не сдавливали шею.

Тэмуджин внешне сносил все совершенно безропотно. Но однажды, во время праздника полнолуния, тайджиуты устроили большую попойку и напились, оставив пленника под охраной какого то слабого парня, которому архи (молочной водки) не дали. Тэмуджин улучил момент, ударил парня колодкой по голове и убежал, придерживая доски руками. Но так далеко не убежишь - Тэмуджин добрался до берега Онона и лег в воду. Сторож, придя в себя, закричал: «Упустил я колодника!» - и вся пьяная толпа тайджиутов бросилась искать беглеца. Луна ярко светила, все было видно как днем. Вдруг Тэмуджин понял, что над ним стоит человек и смотрит ему в глаза. Это был Сорган Шира из племени сулдус, который жил в становище тайджиутов и занимался своим ремеслом - делал кумыс. Он сказал Тэмуджину: «Вот за то тебя и не любят, что ты так сметлив. Лежи, не бойся, я тебя не выдам».

Сорган Шира вернулся к преследователям и предложил еще раз все обыскать. Легко понять, что пленник обнаружен не был. Пьяные тайджиуты хотели спать и, решив, что человек в колодке далеко не уйдет, прекратили поиски. Тогда Тэмуджин выбрался из воды и пошел к своему спасителю. Сорган Шира, увидев, что колодник вползает к нему в юрту, испугался и уже хотел было прогнать Тэмуджина, но тут запротестовали дети Сорган Шира: «Нет, что ты, отец. Когда хищник загонит пташку в чащу, то ведь и чаща ее спасает. Мы не можем его выгнать, раз он гость». Они сняли с Тэмуджина колодку, изрубили ее и бросили в огонь. У Сорган Ширы оставался только один выход - спасти Тэмуджина, и потому он дал ему лошадь, лук, две стрелы, но не дал кремня и огнива. Ведь лошади паслись в степи, лук хранился на верхнем карнизе двери юрты, и их легко было украсть, а кремень и огниво каждый степняк носил с собой. Если бы Тэмуджина схватили и нашли у него огниво или кремень Сорган Ширы, семье спасителя и ему самому пришлось бы плохо.

Тэмуджин ускакал и через некоторое время нашел свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайджиуты больше не смогли их обнаружить. Вот это обстоятельство и показывает, что Бектер действительно был доносчиком: после его смерти некому стало сообщать врагам о местах кочевий Борджигинов. Затем Тэмуджин женился на своей нареченной Бортэ. Ее отец сдержал свое слово - свадьба состоялась. Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Тэмуджин привез Бортэ домой… и драгоценную шубу у нее немедленно «изъял». Он понимал, что без поддержки ему не устоять против многочисленных врагов, и потому вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей - Ван хану из племени кераитов. Ван хан был когда то другом отца Тэмуджина, и ему удалось заручиться поддержкой Ван хана, напомнив об этой дружбе и поднеся роскошный подарок - соболью шубу Бортэ.

Но не успел счастливый от достигнутого успеха Тэмуджин вернуться домой, как становище Борджигинов подверглось новому нападению. На этот раз напали меркиты, вынудившие семью скрыться на горе Бурхан халдун. При этом не обошлось без потерь: в плен была захвачена Бортэ и вторая жена Есугея - Сочихэл. Тэмуджин, потеряв любимую жену, был в отчаянии, но не в растерянности. Гонцы Борджигинов поскакали к его побратиму Джамухе Сэчену из племени джаджират и кераитскому Ван хану. Объединенное войско возглавил Джамуха, бывший талантливым полководцем.

Поздней осенью 1180 г., когда уже выпал первый снежок, воины Джамухи и Тэмуджина внезапно обрушились на кочевье меркитов, находившееся к востоку от Байкала. Враги, захваченные врасплох, бежали. Тэмуджин же хотел найти свою Бортэ и звал ее по имени. Бортэ услышала и, выбежав из толпы женщин, ухватилась за стремя мужниного коня. А Сочихэл ушла с похитителями. Похоже, она стала выполнять ту же шпионскую обязанность, что и ее сын Бектер: ведь кроме нее некому было сообщить меркитам, где находится кочевье Борджигинов и как можно организовать нападение. Сочихэл не вернулась, и напрасно ее сын - добродушный Бельгутей, который очень любил свою мать, требовал от меркитов, чтобы ему ее возвратили.

Надо сказать, что, хотя Бельгутей был сыном предательницы и братом предателя, Тэмуджин, зная, что сам Бельгутей человек чистосердечный, ценил его, любил и всегда видел в нем своего ближайшего родственника. Это, конечно, совсем не плохо характеризует человека, из которого историки пытались сделать чудовище! Читая написанное современниками о Тэмуджине, необходимо помнить, что писали о нем люди, крайне дурно к нему настроенные. А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: «Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага».

Поход на меркитов сильно повысил авторитет и известность Тэмуджина, но не среди всех обитателей степи, а среди их пассионарной части - «людей длинной воли». Одинокие богатыри увидели, что имеет смысл поддержать инициативного сына Есугея, даже рискуя жизнью. И начался процесс, который, сами того не подозревая, спровоцировали кераитский хан и джаджиратский вождь: вокруг Тэмуджина стали собираться степные удальцы. Они то в 1182 г. и избрали его ханом с титулом «Чингис».

Само слово «Чингис» непонятно. Д.Банзаров, бурятский исследователь, считает, что это имя одного из шаманских духов. Другие полагают, что титул произошел от слова «чингиху» - «обнимать», следовательно, «Чингис» - титул человека, имевшего всю полноту власти. Как бы там ни было, у монголов установилась новая система правления. Назвать ее принцип монархическим довольно трудно, потому что хан был отнюдь не самодержавен, а, напротив, не мог не считаться с нойонами - главами примкнувших к нему племен - и со своими богатырями. Таким образом войско надежно ограничивало волю хана.

Государственным устройством не предусматривалось и право наследования, хотя впоследствии каждый новый хан избирался только из потомков Чингиса. Но это было не законом, а выражением воли самих монголов. Уважая Чингисхана , его заслуги перед народом, они не видели оснований отказывать в наследовании престола его потомкам. Кроме того, монголы верили во врожденный характер человеческих достоинств и недостатков. Так, склонность к предательству считалась столь же неотторжимым атрибутом наследственности, как цвет глаз или волос, и потому предателей истребляли беспощадно вместе с их родственниками.

Избрание ханом стало неожиданностью для Тэмуджина: все другие претенденты на престол из числа потомков Хабул хана просто отказались от этой обременительной должности. Весть об избрании Тэмуджина ханом по разному была встречена в степи. Ван хан был очень доволен таким оборотом дела, а вождь джаджиратов Джамуха воспринял весть о возвышении своего побратима с раздражением. Как на грех, при попытке отогнать из владений Чингиса табун, оказался убитым брат Джамухи - Тайчар. Под предлогом мести Джамуха с тридцатитысячным войском двинулся на Чингиса. Не достигнув решающего успеха в разгроме врага, вождь джаджиратов ограничился жестокой расправой с пленными и отступил.

Проявление непривычной для степняков жестокости лишило Джамуху популярности. Два наиболее крупных и боеспособных племени - уруты и мангуты - откочевали к Чингису. На пиру в честь избавления от Джамухи брат Чингисхана Бельгутей поймал вора, укравшего узду и поводок с коновязи. Богатырь Бури Боко из племени чжурки (юрки) вступился за вора. Произошла драка, закончившаяся для чжурки плачевно. Когда Чингис выступил в очередной поход против татар, чжурки, памятуя о ссоре, не пришли на помощь своим, а двинулись на беззащитные монгольские юрты, ограбили и убили десяток немощных стариков. Вернувшийся из похода Чингис решил наказать племя чжурки и разгромил их кочевья. Вожди племени были казнены, а уцелевшие воины включены в войско монгольского хана.

Детали происшедшего в дальнейшем (1185 1197) точно не известны, но лакуна в исторических знаниях вполне может быть заполнена при помощи сведений содержательной книги «Мэн да Бэй лу» («Тайная история монголов»). «Мэн да Бэй лу» сообщает, что Тэмуджин был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провел в темнице. Потом он каким то образом спасся и вернулся в степь.

Теперь Чингису пришлось все начинать заново. Из 13 тысяч всадников осталось менее 3 тысяч, монголы не только потеряли все те преимущества, которые приобрели за время правления Чингисхана , но и перессорились друг с другом. Даже Хасар бросил своего брата и пошел служить хану кераитов.

Но уже в 1198 г. Тэмуджин опять стоял во главе мощной орды. Что позволило ему так быстро вернуть утраченное? Вероятно, снова сказалось увеличение пассионарности монголов. Число «людей длинной воли» росло; росло и их желание устроить жизнь по своему. Следовательно, им по прежнему был необходим вождь, который приказывал бы им делать то, что они хотели выполнять. Ведь соперники Чингиса - родовитые нойоны Алтаи, Хучар, Сэчэ бики - мечтали о старом порядке, основанном на произволе, праве на безобразия, отсутствии верности обязательствам; сторонники же Чингиса желали твердого порядка, гарантий взаимовыручки и уважения своих прав. Прекрасно поняв чаяния своих последователей, Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких либо компромиссов.

Таким образом, Яса Чингисхана , по сути дела, явилась регламентацией тех новых стереотипов поведения, которые отстаивали «люди длинной воли». Ничего подобного не знала монгольская практика. Так, по Великой Ясе, каждого предателя, то есть человека, обманувшего доверившегося ему, предавали смертной казни. Простым людям отрубали голову, а людям высокого происхождения ломали позвоночник так, чтобы кровь оставалась в теле убитого. В этом случае, по монгольскому поверью, убитый мог возродиться к новой жизни. Если же кровь вытекала на землю, человек терял не только жизнь, но и душу.

Точно так же смертная казнь полагалась и за неоказание помощи боевому товарищу. Например, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан (!) предложить ему попить и поесть. Ведь путник, который не имел возможности подкрепить силы, мог умереть, и тогда на нарушившего закон падало обвинение в убийстве. Если кто то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен был поднять и вернуть ему оружие. Нарушение этого правила также приравнивалось к неоказанию помощи и влекло за собой смертную казнь.

Кара смертью была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное во вред ближнему, троекратное невозвращение долга. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Яса - неслыханное нарушение племенных обычаев - ознаменовала конец скрытого («инкубационного») периода монгольского этногенеза и переход к явному периоду фазы подъема с новым императивом: «Будь тем, кем ты должен быть!» Законодательно закрепленный принцип взаимовыручки дал пассионарному субэтносу сторонников Чингаса возможность координировать свои усилия. Однако большая часть монголов упорно предпочитала привычные формы родового быта, а не жизнь военной орды.

Врагами монголов Чингиса по прежнему были и меркиты, и найманы, и татары, и чжурчжени, и ойраты, а единственный союзник - кераиты во главе с Ван ханом - надежностью не отличался. «Люди длинной воли», как и раньше, должны были защищаться, чтобы жить. Но теперь возросшая пассионарность диктовала им стремление к победам, ибо в те времена только победа над врагами была способна избавить народ от постоянной угрозы. И войны за победу начались. Выход монголов на арену мировой военно политической истории стал переломным моментом в существовании всего Евразийского континента.

В самом начале XIII в., в 1202 1203 гг., которые были переломными для всей ситуации в степи, монголы разбили сначала меркитов, а затем и кераитов. Дело в том, что кераиты разделились на сторонников Чингисхана и его противников. Противников Чингисхана возглавил сын Ван хана, законный наследник престола - Нилха (у кераитов, христиан несторианского толка, это имя соответствовало имени Илья). У Нилхи были основания ненавидеть Чингисхана : еще в то время, когда Ван хан был союзником Чингиса, вождь кераитов, видя неоспоримые таланты последнего, хотел передать ему кераитский престол, минуя собственного сына. Столкновение этой части кераитов с монголами произошло еще при жизни Ван хана. И хотя кераиты имели численное превосходство, монголы разбили их, благодаря тому, что проявили исключительную мобильность и захватили противника врасплох.

В столкновении с кераитами в полной мере проявился характер Чингисхана. Когда Ван хан и его сын Нилха бежали с поля боя, один из их нойонов с небольшим отрядом задерживал монголов, спасая своих вождей от плена. Этого нойона схватили, привели пред очи Чингиса, и тот спросил: «Зачем же ты, нойон, видя положение своих войск, сам не ушел? У тебя же были и время и возможность». Тот ответил: «Я служил своему хану и дал возможность ему убежать, а моя голова - для тебя, о победитель». Чингисхан сказал: «Надо, чтобы все подражали этому человеку. Смотрите, как он смел, верен, доблестен. Я не могу тебя убить, нойон, я предлагаю тебе место в своем войске». Нойон стал тысячником и, конечно, верно служил Чингисхану , потому что кераитская орда распалась. Сам Ван хан нелепо погиб при попытке бежать к найманам. Их стражники на границе, увидев кераита, недолго думая, убили его, а отрубленную голову старика поднесли своему хану.

В 1204 г. произошло неизбежное столкновение монголов Чингисхана и могущественного найманского ханства - орды со смешанным населением, состоявшим из монголов найманов и примкнувших к ним тюрок. И вновь одержали победу монголы Чингиса. Хан найманов погиб, а его сын Кучлук (Гуш лук) убежал к своим соплеменникам - кара китаям. Побежденные, как обычно, были включены в состав орды Чингиса.

В восточной степи больше не нашлось племен, способных активно сопротивляться новому порядку, и в 1206 г. на великом курултае Чингис был вновь избран ханом, но уже всей Монголии. Так родилось общемонгольское государство. Единственным враждебным ему племенем оставались старинные враги Борджигинов - меркиты, но и те к 1208 г. оказались вытесненными в долину реки Иргиз.

Растущая пассионарность орды Чингисхана позволила ей довольно легко и плодотворно ассимилировать разные племена и народы. Ибо, в соответствии с монгольскими стереотипами поведения, хан мог и должен был требовать покорности, повиновения приказу, выполнения обязанностей, но требовать от человека отказа от его веры или обычаев считалось делом не только глупым, но и аморальным - за индивидом оставалось право на собственный выбор. Подобное устроение привлекало многих. В 1209 г. независимое государство уйгуров прислало к Чингисхану послов с просьбой принять их в состав его улуса. Просьбу, естественно, удовлетворили, и Чингисхан дал уйгурам огромные торговые привилегии. Через Уйгурию ел караванный путь, и уйгуры, оказавшись в составе монгольского государства, разбогатели за счет того, что по высоким ценам продавали воду, фрукты, мясо и «удовольствия» изголодавшимся караванщикам.

Добровольное соединение Уйгурии с Монголией оказалось полезным и для монголов. Во первых, степняки, не имея собственной письменности, заимствовали уйгурскую. (Интересно, что первым грамотеем в улусе стал татарин по происхождению, мальчик сирота Шихи Хутуху, воспитанный матерью хана - Оэлун.) Во вторых, с присоединением Уйгурии монголы вышли за границы своего этнического ареала и соприкоснулись с иными народами Ойкумены.

В 1210 г. грянула тяжелая война с чжурчженями. Монгольское войско возглавляли Чингисхан , его сыновья Джучи, Чагатай, Угэдэй и полководец Джэбэ. Чжурчженьские полководцы талантами не уступали монгольским, но не имели войск, подобных войскам Чингисхана. Чжурчжени терпели поражения, но боролись упорно - война продолжалась очень долго и закончилась только в 1234 г., уже после смерти Чингисхана, взятием последних твердынь империи Кинь - Кайфына и Цайчжоу,

В Кайфыне отчаянно сопротивлявшиеся чжурчжени просто умирали от голода. Они настолько ослабели, что не могли держать в руках оружие. Когда же им предложили сдаться, то воины сказали: «Пока в крепости есть мыши, мы их ловим и едим, а если их не будет, то у нас есть жены и дети, мы будем есть их, но не сдадимся». Такова была чжурчженьская пассионарность, ничем не уступавшая монгольской.

В 1216 г. на реке Иргиз монголы наголову разбили остатки меркитов, но сами подверглись нападению хорезмийцев.

О Хорезме необходимо сказать подробнее. Хорезм оказался самым мощным из государств, возникших в XII в., при ослаблении державы Сельджукидов. Властители Хорезма из наместников правителя Ургенча превратились в независимых государей и приняли титул «хорезмшахов». Они оказались энергичными, предприимчивыми и воинственными правителями. Это позволило хорезмшахам завоевать большую часть Средней Азии. Они покорили даже южный Афганистан, соединив тем самым под своей властью Иран и Мавераннахр. Хорезмшахи создали огромное государство, в котором основную военную силу составляли тюрки из прилегавших степей: канглы (печенеги) и карлуки.

Но это государство оказалось непрочным, несмотря на обилие материальных богатств, храбрых воинов и опытных улемов, служивших дипломатами. Режим военной диктатуры опирался на чуждые местному населению племена, имевшие иной язык, другие нравы и обычаи. Нельзя сказать, что различны были и религии, так как представление о религии у солдат тюрок было крайне аморфное. Но безобразничать наемники умели! Они вызвали недовольство жителей Самарканда, Бухары, Мерва - словом, целого ряда среднеазиатских городов, где население не смогло вынести произвола гулямов. Восстание в Самарканде, например, привело к тому, что тюркский гарнизон был уничтожен, причем тюрок местные жители рвали на части. Естественно, за этим последовала карательная операция хорезмийцев, которые подавили восстание и жесточайшим образом расправились с населением Самарканда. Так же пострадали другие крупные и богатые города Средней Азии.

В этой обстановке хорезмшах Мухаммед решил подтвердить свой титул «гази» - «победитель неверных» - и прославиться очередной победой над ними. Случай представился ему в том самом 1216 г., когда монголы, воюя с меркитами, дошли до Иргиза. Узнав о приходе монголов, Мухаммед послал против них войско только из за того, что степняки не верили в Аллаха.

Хорезмийское войско обрушилось на монголов, но они в арьергардном бою сами перешли в наступление и сильно потрепали хорезмийцев. Только атака левого крыла, которым командовал сын хорезмшаха талантливый полководец Джеляль ад Дин, выправила положение. После этого хорезмийцы отошли, а монголы вернулись домой: воевать с Хорезмом они не собирались, напротив, Чингисхан всеми силами хотел наладить отношения с хорезмшахом. Ведь через Среднюю Азию шел Великий караванный путь, и все владетели земель, по которым он пролегал, богатели за счет пошлин, выплачиваемых купцами. Купцы охотно платили любые пошлины, потому что расходы они неизменно перекладывали на потребителей, сами при этом ничего не теряя. Желая сохранить все преимущества, связанные с караванным путем, монголы стремились к покою и миру на своих рубежах. Разность вер, по их мнению, повода к войне не давала и оправдать кровопролития не могла. Вероятно, и сам хорезмшах понимал эпизодичность столкновения на Иргизе. В 1218 г. Мухаммед направил в Монголию торговый караван. Мир был восстановлен, тем более что монголам было не до Хорезма.

Чуть раньше найманский царевич Кучлук начал новую войну с монголами, опираясь на силу своих соплеменников - кара китаев. Кучлук потерпел поражение, однако погубила царевича не военная слабость. Его сил было достаточно, чтобы бороться против немногочисленного корпуса, посланного Чингисханом, но Кучлук принял новую веру, подробностей о которой в источниках нет. Во всяком случае, это верование не относилось ни к исламу, ни к христианству, ни к буддизму, а представляло собой некий неизвестный культ. Точно известно другое: все население отказало Кучлуку в повиновении. Он бежал, героически защищаясь, отступил до самого Памира, там был настигнут монголами и убит. А население Каракитайского ханства целиком и с охотой подчинилось Чингисхану.

Вторично монголо хорезмийские отношения были нарушены тюркскими сардарами (офицерами) и самим хорезмшахом, одобрившим их самоуправство. В 1219 г. к городу Отрару, владению хорезмшаха, подошел богатый караван, следовавший из земель Чингисхана. Караван остановился на берегу Сыр дарьи, а купцы пошли в город купить на базаре припасов и вымыться в бане. Торговцам встретились двое знакомых, и один из встреченных донес правителю города, что купцы эти - шпионы. Тот сразу сообразил, что есть прекрасный повод ограбить путников. Купцов перебили, имущество конфисковали. Половину награбленного правитель Отрара отослал в Хорезм, и Мухаммед принял добычу, а значит - разделил ответственность за содеянное.

Чингисхан направил послов, чтобы выяснить, из за чего произошел такой странный инцидент. Мухаммед разгневался, увидя неверных, и велел часть послов убить, а часть, раздев донага, выгнать на верную смерть в степь. Двое или трое монголов все таки добрались домой и рассказали о случившемся. Гнев Чингисхана не имел пределов. С точки зрения монгола, произошли самые страшные преступления: обман доверившихся и убийство гостей. Согласно Великой Ясе Чингисхан не мог оставить неотомщенными ни тех купцов, которых убили в Отраре, ни тех послов, которых оскорбил и убил хорезмшах. Хан должен был воевать, иначе соплеменники просто отказали бы ему в доверии.

В Средней Азии хорезмшах имел в своем распоряжении четырехсоттысячное регулярное войско. А у монголов, как установил наш знаменитый востоковед В.В.Бартольд, было всего 200 тысяч ополченцев. Чингисхан потребовал военной помощи от всех союзников. Пришли воины от тюрков и кара китаев, уйгуры прислали отряд в 5 тысяч человек, только тангутский посол дерзко ответил: «Если у тебя не хватает войска - не воюй». Чингисхан счел ответ оскорблением и сказал: «Только мертвым я смог бы снести такую обиду».

Итак, Чингисхан бросил на Хорезм собранные монгольские, уйгурские, тюркские и кара китайские войска. Хорезм шах же, поссорившись со своей матерью Туркан хатун, не доверял военачальникам, связанным с нею родством. Он боялся собрать их в кулак для того, чтобы отразить натиск монголов, и рассеял армию по гарнизонам. Лучшими полководцами шаха были его собственный нелюбимый сын Джеляль ад Дин и комендант крепости Ходжент - Тимур Мелик. Монголы брали крепости одну за другой, а в Ходженте, даже взяв крепость, они не смогли пленить гарнизон. Тимур Мелик посадил своих воинов на плоты и по широкой Сырдарье ушел от преследования. Разрозненные гарнизоны не могли сдержать наступления войск Чингисхана. Вскоре все крупные города султаната: Самарканд, Бухара, Мерв, Герат - были захвачены монголами.

По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами. Например, о падении Герата исламские историки сообщали как о бедствии, при котором в городе было истреблено все население, кроме нескольких мужчин, сумевших спастись в мечети. Они прятались там, боясь выйти на улицы, заваленные трупами. Лишь дикие звери бродили по городу и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, эти «герои» отправились в дальние края грабить караваны, чтобы вернуть себе утраченное богатство.

Это характерный образчик мифотворчества. Ведь если бы все население большого города было истреблено и лежало трупами на улицах, то внутри города, в частности в мечети, воздух был бы заражен трупным ядом, и спрятавшиеся там просто умерли бы. Никакие хищники, кроме шакалов, возле города не обитают, а в город и они проникают очень редко. Измученным людям двинуться грабить караваны за несколько сот километров от Герата было просто невозможно, потому что им пришлось бы идти пешком, неся на себе тяжести - воду и провизию. Такой «разбойник», встретив караван, не смог бы его ограбить, поскольку сил хватило бы лишь на то, чтобы попросить воды.

Еще забавнее сведения, сообщаемые историками о Мерве. Монголы взяли его в 1219 г. и тоже якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1229 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, еще через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.

Плоды пылкой фантазии, воспринимаемые буквально, породили злую, «черную» легенду о монгольских зверствах. Если же учитывать степень достоверности источников и задаваться простыми, но необходимыми вопросами, легко отделить историческую правду от литературных вымыслов.

Монголы заняли Персию почти без боев, вытеснив сына хорезмшаха Джеляль ад Дина в северную Индию. Сам Мухаммед II Гази, надломленный борьбой и постоянными поражениями, умер в колонии прокаженных на острове в Каспийском море (1221). Монголы же заключили мир с шиитским населением Ирана, которое постоянно обижали стоявшие у власти сунниты, в частности багдадский халиф и сам Джеляль ад Дин. В результате шиитское население Персии пострадало значительно меньше, чем сунниты Средней Азии. Как бы то ни было, в 1221 г. с химерным образованием - государством хорезмшахов - было покончено. При одном правителе - Мухаммеде II Гази - это государство и достигло наивысшего могущества, и погибло. В результате к империи монголов оказались присоединены Хорезм, Северный Иран, Хорасан.

В 1226 г. пробил час Тангутского государства, которое в решительный момент войны с Хорезмом отказало Чингису в помощи. Монголы обоснованно рассматривали этот шаг как предательство, которое, в соответствии с Ясой, требовало отмщения. Ныне территория Тангутского государства, а это степи и плоскогорья, примыкающие к излучине реки Хуанхэ и хребту Наньшань, - самая настоящая пустыня. Но в XIII в. на этой земле существовала богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и осадил в 1227 г. Чингисхан, разбив в предшествовавших сражениях тангутские войска.

Во время осады Чжунсина Чингисхан умер, но монгольские нойоны по приказу своего вождя скрыли его смерть. Крепость была взята, а население «злого» города, на которое пала коллективная вина за предательство, подверглось экзекуции. Государство тангутов исчезло, оставив после себя лишь письменные свидетельства былой высокой культуры, но город уцелел и жил до 1405 г., когда был разрушен китайцами династии Мин.

От столицы тангутов монголы повезли тело своего великого хана в родные степи. Обряд похорон был таков: в вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит ее детеныш. Заколов эту верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и затем покинули могилу навсегда. И до сих пор никому не известно, где погребен Чингисхан.

В последние годы своей жизни Чингисхан был крайне озабочен судьбой своей державы. У хана было четыре сына от любимой жены Бортэ и множество детей от других жен, которые хотя и считались законными детьми, но не имели никаких прав на занятие места отца. Сыновья от Бортэ весьма различались между собой по склонностям и по характеру. Старший сын, Джучи, родился вскоре после меркитского плена Бортэ, и потому не только «злые языки», но и младший брат Чагатай называли его «меркитским выродком». Хотя Бортэ неизменно защищала Джучи, а сам Чингисхан всегда признавал сына своим, тень меркитского плена матери легла на Джучи бременем подозрений в незаконнорожденности. Однажды в присутствии отца Чагатай открыто обозвал Джучи, и дело чуть не закончилось дракой братьев.

В поведении Джучи имелись некоторые устойчивые стереотипы, сильно отличавшие его от Чингиса. Если для Чингисхана не существовало самого понятия пощады к врагам (он оставлял жизнь лишь маленьким детям, которых усыновляла его мать Оэлун, и доблестным багатурам, принимавшим монгольскую службу), то Джучи отличался гуманностью и добротой. Так, во время осады Гурганджа совершенно измученные войной хорезмийцы просили принять капитуляцию, то есть, проще говоря, пощадить их. Джучи высказался за проявление милости, но Чингисхан категорически отверг просьбу о пощаде, и в результате гарнизон Гурганджа был частично вырезан, а сам город затоплен водами Амударьи. К сожалению, непонимание между отцом и старшим сыном, постоянно подогреваемое интригами и наговорами родственников, со временем углубилось и перешло в недоверие государя своему наследнику.

Чингисхан заподозрил, что Джучи хочет приобрести популярность среди завоеванных народов и отделиться от Монголии. Вряд ли это было так, но факт остается фактом: в начале 1227 г. охотившегося в степи Джучи нашли мертвым, со сломанным позвоночником. Страшные подробности происшедшего неизвестны, но, без сомнения, отец был единственным человеком, заинтересованным в смерти Джучи и способным оборвать жизнь ханского сына.

В противоположность Джучи, второй сын Чингисхана, Чагатай, был человеком строгим, исполнительным и даже жестоким. Потому он получил должность «хранителя Ясы» (нечто вроде генерального прокурора или верховного судьи). Чагатай соблюдал закон совершенно неукоснительно и без всякой пощады относился к нарушителям.

Третий сын великого хана. Угэдэй, подобно Джучи, отличался добротой и терпимостью к людям. Но самой характерной чертой Угэдэя была страсть к степной охоте и выпивке в компании друзей. Разницу в поведении Угэдэя лучше всего иллюстрирует следующий случай: однажды в совместной поездке братья увидели у воды мывшегося мусульманина. По мусульманскому обычаю, каждый правоверный обязан был несколько раз в день совершать намаз и ритуальное омовение. Монгольская традиция, напротив, запрещала человеку мыться где либо в течение всего лета. Монголы полагали, будто мытье в реке или озере вызывает грозу, а гроза в степи очень опасна для путников, и потому «вызов» грозы рассматривался как покушение на жизнь других людей. Нухуры (дружинники) безжалостного законника Чагатая схватили мусульманина. Предвидя кровавую развязку - несчастному грозило отсечение головы, - Угэдэй послал своего человека, чтобы тот велел мусульманину отвечать, что он уронил в воду золотой и всего лишь искал его там. Мусульманин так и сказал Чагатаю. Тот велел искать монету, а за это время дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Найденную монету вернули «законному» владельцу. На прощание Угэдэй, вынув из кармана горсть монет, протянул их спасенному им человеку и сказал: «Когда ты в следующий раз уронишь в воду золотой, не лезь за ним, не нарушай закон».

Самый младший сын Чингисхана, Тулуй, родился, как указывает китайская хроника, в 1193 г. Как мы знаем из «Мэн да Бэй лу», Чингизхан находился в чжурчженьском плену до 1197 г. На сей раз неверность Бортэ была вполне очевидна, но Чингисхан и Тулуя признал своим законным сыном, хотя внешне Тулуй не напоминал Борджигина. Всех Борджигинов отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их «стеклянными», и светлые с рыжиной волосы, а Тулуй имел вполне обычную монгольскую внешность - черные волосы и темные глаза.

Из четырех сыновей Чингисхана младший обладал наибольшими талантами и проявлял наибольшее нравственное достоинство. Хороший полководец и незаурядный администратор, Тулуй оставался любящим мужем и отличался благородством. Женился он на дочке погибшего главы кераитов Ван хана, которая была набожной христианкой. Сам Тулуй не имел права принимать христианскую веру: как Чингисид, он должен был исповедовать религию предков - бон. Но своей жене сын хана разрешил не только отправлять все христианские обряды в роскошной «церковной» юрте, но и иметь при себе священников и принимать монахов. Смерть Тулуя можно без всякого преувеличения назвать героической. Когда Угэдэй заболел, Тулуй добровольно принял сильное шаманское зелье, стремясь «привлечь» болезнь к себе, и умер, спасая своего брата.

Все четыре сына имели право наследовать Чингисхану . После устранения Джучи наследников осталось трое, и когда Чингиса не стало, а новый хан еще не был избран, улусом правил Тулуй. На курултае 1229 г. великим ханом выбрали, в соответствии с волей Чингиса, мягкого и терпимого Угэдэя. Угэдэй, как мы уже упоминали, обладал доброй душой, но доброта государя часто бывает не на пользу государству и подданным. Управление улусом при нем очень ослабло и осуществлялось в основном благодаря строгости Чагатая да дипломатическому и административному умению Тулуя. Сам великий хан предпочитал государственным заботам кочевки с охотами и пирами в Западной Монголии .

Внукам Чингисхана были выделены различные области улуса или высокие должности. Старший сын Джучи, Орда Ичэн, получил Белую Орду, находившуюся между Иртышом и хребтом Тарбагатай (район нынешнего Семипалатинска). Второй сын, Батый, стал владеть Золотой (большой) Ордой на Волге. Третьему сыну, Шейбани, отошла Синяя Орда, кочевавшая от Тюмени до Арала. При этом трем братьям - правителям улусов - было выделено всего по одной две тысячи монгольских воинов, тогда как общая численность армии монголов достигала 130 тысяч человек.

Дети Чагатая тоже получили по тысяче воинов, а потомки Тулуя, находясь при дворе, владели всем дедовским и отцовским улусом. Так у монголов установилась система наследования, называемая минорат, при которой младший сын получал в наследие все права отца, а старшие братья - лишь долю в общем наследстве.

У великого хана Угэдэя тоже был сын — Гуюк, претендовавший на наследство.
Увеличение клана еще при жизни детей Чингиса вызвало раздел наследства и огромные трудности в управлении улусом, раскинувшимся на территории от Черного до Желтого моря. В этих трудностях и семейных счетах таились зерна будущих распрей, погубивших созданное Чингисханом и его соратниками великое государство.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...