В чем заключалась теория официальной народности. Несправедливый приговор историка

Соответствовала формуле министра народного просвещения (1833-1849) «православие, самодержавие, народность».

Выработка новой государственной идеологии

На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано , выполнявшее функции политической полиции.

Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.

Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в . Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности. Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.

Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.

В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность - формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.

Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии. Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность». Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение - черты, как считали, исконно присущие русской нации.

Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.

Подобная идеология была полностью принята властью и царем. Многие же русские общественные и культурные деятели называли такой подход «квасным патриотизмом», таившим в себе большие опасности.

  • 5 Принятие христианства и его значение. Владимир 1 Святой
  • 6 Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый. " Русская правда". Владимир Мономах и его роль в русской истории
  • 7 Феодальная раздробленность. Особенности развития русских княжеств
  • 8 Монголо-татарское иго: история установления и его последствия
  • 9.Борьба северо-западных земель против рыцарских орденов.А.Невский.
  • 11. Создание единого российского государства. Феодальная война XV века. Иван III и свержение ордынского ига. Василий III.
  • 12.Иван IV Грозный. Сословно-представительная монархия в России.
  • 13. Смутное время в России. Причины, сущность, итоги.
  • 14. Россия при первых Романовых. Закрепощение крестьян. Церковный раскол.
  • 15. Пётр I: человек и политик. Северная война. Образование Российской империи.
  • 16. Реформы Петра I – революция «сверху» в России.
  • 17.Дворцовые перевороты в России XVIII века. Елизавета Петровна.
  • 186 Дней Петра III
  • 18. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм» в России. Уложенная комиссия.
  • 19.)Екатерина II. Основные реформы. «Жалованные грамоты...»
  • Жалованная грамота дворянству и городам 1785 года
  • 20.) Общественно-политическая мысль в России XVIII века. Наука и просвещение в России XVIII века.
  • 22.) Декабристы: организации и программы. Восстание декабристов и его значение
  • 1.)Гос. Устройство:
  • 2.) Крепостное право:
  • 3.) Права граждан:
  • 23.) Николай I. Теория «официальной народности».
  • Теория официальной народности
  • 24.) Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.
  • 25.) Три течения русского народничества. «Земля и воля».
  • 1.Консерваторы
  • 2.Революционеры
  • 3.Либералы
  • 26.) Отмена крепостного права в России. Александр II.
  • 27.) Реформы 60-70-х годов XIX века и их итоги. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова
  • 28.) Александр III и контрреформы
  • 29.Россия в начале XX века. Особенности социально-экономического развития. Попытки модернизации: Витте с.Ю., Столыпин п.А.
  • 30. Первая буржуазно-демократическая революция и политика самодержавия. Николай II. «Манифест 17 октября».
  • 32.Вторая промышленная революция: этапы, последствия, итоги.
  • 33. Первая мировая война(1914-1918 гг.): причины, итоги.
  • 35.Назревание общенационального кризиса. Великая российская революция. Свержение самодержавия.
  • 36. Развитие революции в условиях двоевластия. Февраль-июль 1917 год.
  • 37.Социалистический этап Великой российской революции (июль- октябрь 1917 г.)
  • 38.Первые декреты Советской власти. Декрет о мире. Выход России из империалистической войны.
  • II съезд Советов
  • 39.Гражданская война и политика «военного коммунизма».
  • 40.Нэп: причины, ход, итоги.
  • 42.Основные принципы советской внешней политики и борьба ссср за их осуществление. Международные отношения в межвоенный период.
  • 43.Борьба ссср за мир накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении.
  • 44.Вторая мировая война: причины, периодизация, итоги. Великая Отечественная война советского народа.
  • 45.Коренной перелом в вов и Второй мировой войне. Сталинградская битва и её значение.
  • 46.Вклад ссср в разгром фашизма и милитаризма.Итоги вов.
  • 47.Развитие ссср в послевоенный период. Этапы, успехи и проблемы.
  • 48.Внешняя политика ссср в послевоенный период. От «холодной войны» к разрядке (1945–1985).
  • 49. Перестройка: причины, цели и итоги. Новое политическое мышление.
  • 50. Россия в 90-е годы: смена модели общественного развития.
  • Теория официальной народности

    правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым. В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом. Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

    24.) Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.

    Идеологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские.

    Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали против продолжения безоглядной европеизации, начатой Петром I, как пути, гибельного для России. Порождением западнических нововведений они считали крепостничество и пол ицейско-бюрократическое государство.

    Главными основами русской самобытности славянофилы считали общинные формы организации жизни, земские формы правления, православие. Соборность - главный принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано.

    Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного мнения перед царем. В этом они видели возвращение к исконно русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова".

    Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно искавшими выход из тупика, чтобы избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед Западом имела большое историческое значение.

    Виднейшими представителями западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины со славянофилами в том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские порядки западноевропейскх стран, выступали за конституционную монархию.

    Таким образом, славянофилы и западники были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание революционных методов борьбы, установка на проведение реформ сверху. Все это говорит о том, что и славянофилы и западники представляли два течения одного идейно-политического направления - либерализма.

    Либерализм – это политическая идеология, название которой происходит от латинского слово «либеро», означающего свободный. Из названия идеологии, можно сделать вывод, что либералы выступают за всяческие свободы. Личные, политические, экономические и прочие. Однако на мой взгляд, понятие свободы, весьма размыто. И под этим словом каждый понимает своё. Свобода, ко всему прочему, дает выплеск всех человеческих пороков, которые, при той же монархии ограничиваются религией, обычаями и традициями. Именно благодаря либеральной идеологии, сегодня весьма распространены такие явления как однополые связи. Либерализм зачастую предлагает нам отход от жизненных ценностей, которые формировались веками.

    В либерализме, как и в любой политической идеологии, есть крайности, положительные и отрицательные черты. Чуть выше приведены крайности либерализма и его отрицательные черты. Теперь стоит сказать и о положительных. На мой взгляд, либеральную идеологию можно совмещать с любой идеологией правого или левого толка. Тогда либеральные идеи будут приносить пользу обществу. Возьмем период правления Александа II. Император Александр II вошел в историю как «освободитель». Он отменил крепостное право и провел ряд либеральных реформ, которые позволили улучшить положение России и её народа. Сегодня, либерализм по всеобщему мнению является самой прогрессивной политической идеологией. В России после распада СССР, у власти в стране стояла либеральная общественность.

    Автором теории стал С. С. Уваров. Православие, самодержавие, народность - принципы, которым должно следовать народное образование. 3) Народность. В начале 1832 г. С.С.Уваров (1786-1855) был назначен товарищем министра народного просвещения.

    Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения. Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

    Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

    Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству. В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - теория “официальной народности”.

    Поэтому всем “служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности”. В России становилось практически невозможным бороться за социально-экономические и политические преобразования. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

    По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”). Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность.

    С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.

    Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

    Смотреть что такое «Теория официальной народности» в других словарях:

    Только к концу жизни, в 1883 г., он был освобожден. 3) народность – под ней понималось единение царя с народом, при котором возможно бесконфликтное существование общества. В числе них были великие русские писатели А.С. Пушкин (в 1830-е гг.), Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

    Они критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Западники были уверены, что и в России со временем утвердятся западно-европейские порядки – политические свободы, парламентское устройство, рыночная экономика. Именно эти традиции, по мнению славянофилов, должны спасти Россию от пороков, которые уже проявились к тому времени в западно-европейских странах, двигающихся по пути капитализма.

    В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России.

    Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории - «Северная пчела». Война и мир. 3, 1, 22. Ср. Девизом его (Николая I) царствования было: православие, самодержавие, народность. Впервые сформулирована С. С. Уваровым в 1832, получила иронич. В докладе С.С.Уварова «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения», представленном Царю 19 ноября 1833 г., прослеживается такая логика.

    В этих «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего». Правительству (и в особенности вверенному С.С.Уварову министерству) надлежит собрать эти «остатки» и «связать ими якорь нашего спасения». Без любви к Вере предков, — считает С.С. Уваров, — народ как и частный человек должны погибнуть».

    Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие.

    Идеология самодержавия. Теория “официальной народности”

    Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии. Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества.

    Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Теория официальной народности - государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности.

    Идеолог консервативного, или «охранительного»,направления во внутренней политике министр народного просвещения С.С. Уваров считал необходимым «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». В 1832 г. он впервые сформулировал свою знаменитую триаду - «православие, самодержавие, народность». Эти три взаимосвязанных начала и легли в основу «теории официальной народности».

    Исходя из принципиального отличия исторического пути России от Европы, Уваров задался целью совместить идею необходимости самодержавия как издревле присущей России формы политической власти с развитием просвещения и культуры. Если в Западной Европе просвещение породило революционные бури, то в России «порядок вещей устоял под натиском этих понятий, потому что опирался на неведомые Европе самобытные начала: православие, самодержавие и народность». В теории Уварова переплетались просветительские идеи с идеями единения, добровольного союза государя и народа, отсутствия противоположных классов, своего рода «народности» русского общества, и признанием самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Вековой опыт русского государства давал Уварову основания утверждать, что самодержавие выступало как единственно возможная форма существования восточного христианства, которое в свою очередь представало как его внутреннее нравственно-религиозное оправдание.

    Со времен Петра I в правящих кругах признавали необходимость иметь собственное сословие образованных людей. Но противоречивость ситуации в России состояла в том, что образованные люди все более превращались в «подрывателей основ» - противников абсолютизма. Поэтому отношение Николая I к просвещению было непоследовательным, поскольку вопрос о его развитии в России тесно переплетался с другим, более важным вопросом - о сохранении существующего строя.

    Подчиняясь этой задаче, Уваров предложил свою концепцию просвещения - создание таких наук и учебных заведений, которые не только не повредят существующему строю, но станут одной из самых надежных опор самодержавия. Оставалось решить, что вложить в содержание образования, хотя на самом деле Уваров не мог не понимать, что вне современной европейской науки его развития быть не могло. Если до той поры означенные в его триаде начала проявлялись стихийно, то теперь Уваров видел свою задачу в том, чтобы подчинить им всю систему «истинно русского» просвещения, которое, развиваясь в русле «официальной народности», не сможет поколебать существующего порядка.

    Крепостное право признавалось благом для народа и государства. Ведь эта система предполагала личную зависимость человека от человека, подчинение нижестоящего вышестоящему и основывалась на законопослушной крестьянской массе. Лучшими качествами человека считались дисциплина и порядок, любовь к царю, подчинение воле правительства, т.е. гражданское повиновение. Таким образом, «теория официальной народности» как нельзя лучше выражала дух николаевской эпохи. Будучи не в силах остановить исторический прогресс в экономической и политической сферах, самодержавие сделало все, чтобы задержать его в сфере духовной.

    Правительственная идеология находила свое отражение в выступ­лениях журналистов Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча на страницах газеты «Северная пчела», профессоров Московского университета историка М.П. Погодина и филолога СП. Шевырева, противопоставлявших Россию с ее социальным спокойствием Европе, переживавшей революционные катаклизмы. Художественным воплощением уваровской теории стал роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский», имевший успех в среде обывателей и переживший с 1829 г. восемь изданий.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...