В эрмитаже открылась выставка коллекции египетского музея в турине. Долина цариц: В Малом Эрмитаже открылась выставка коллекции Египетского музея в Турине

Давеча я пообещал поподробнее представить каталог эрмитажной выставки из Египетского музея в Турине.
Вот он каков:

Нефертари и Долина цариц.
Из Египетского музея в Турине.

СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 376 с. ISBN 978-5-93572-728-4
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже (СПб, 16 июня 2017 - 10 января 2018)
Кураторы выставки: А.О. Большаков, А.Н. Николаев.
Научный редактор каталога: А.О. Большаков.

[аннотация: ]
Египетский музей в Турине обладает крупнейшей за пределами Египта коллекцией древнеегипетских памятников. На настоящей выставке представлено 255 памятников, связанных со знаменитой гробницей жены Рамсеса II Нефертари. Помимо предметов, происходящих из погребального инвентаря царицы, демонстрируются находки, отражающие царскую идеологию и быт царского дворца эпохи Нового царства. Особый раздел посвящён памятникам мастеров, создававших царские гробницы и обитавших в поселке Дейр эль-Медина. Материалы выставки включают поздние расписные саркофаги из вторичных погребений в Долине цариц, а также ряд папирусов погребального характера с Книгой мёртвых и Книгой Амдуат.
Каталог предназначен для специалистов и всех интересующихся культурой и искусством Древнего Египта.

Симон Коннор. Нефертари, Долина цариц и коллекция Египетского музея в Турине. - 10
Паоло дель Веско. Эрнесто Скиапарелли и Итальянская археологическая миссия в Долине цариц. - 16
Кэрел Жарсайо. Раскопки в Египте в начале XX века: по следам Скиапарелли. - 22
Федерико Пул. Фивы Нового царства в собрании Египетского музея в Турине. - 28
Паоло дель Веско. Долина цариц: место погребения членов царской семьи. - 34
Алессия Фассоне, Симон Коннор. Гробница Нефертари. - 42
Федерико Пул. Посёлок мастеров в Дейр эль-Медине. - 56
Кристиан Греко. Значение верований древних египтян о загробной жизни. - 66
Кэрел Жарсайо. Что такое египетская стела? - 76
Кэрел Жарсайо. Музыкальные инструменты, царственные женщины и религия. - 80
Энрико Феррарис. Поздние саркофаги, найденные Скиапарелли в переиспользованных рамессидских гробницах Сетхерхепешефа и Хемуасета (QV43 и QV44) в Долине цариц. - 84
Кэрел Жарсайо. Модели храмов: историческое наследие египтологии XIX века. - 94

Каталог [1-255 ]. - 99

Царь и царица: божественные правители. - 101
Царь: человек и божественный правитель [1-7 ]. - 101
Царица: жена, мать и дочь Солнца [8-24 ]. - 116
Храмы [25-27 ]. - 134
Царица и женщина в Новом царстве. - 141
Царствование Рамсеса II [28-35 ]. - 141
Роль женщин и их изображения в Новом царстве [36-42 ]. - 152
Красота и косметика [43-72 ]. - 164
Жизнь во дворце [73-91 ]. - 184
Фиванский некрополь. - 197
Фивы: царская резиденция и некрополь [92-93 ]. - 197
Долина цариц [94-103 ]. - 202
Гробница Нефертари [104-147 ]. - 216
Создатели гробниц в Долине цариц. - 231
Работа в Дейр эль-Медине [148-174 ]. - 231
Жизнь в Дейр эль-Медине [175-194 ]. - 248
Религия в Дейр эль-Медине [195-208 ]. - 260
Смерть в Дейр эль-Медине [209-227 ]. - 274
Долина цариц после времени Нефертари. - 293
Саркофаги [228-243 ]. - 293
Погребальные папирусы: Книга Амдуат, Книга мёртвых [244-255 ]. - 320

Андрей Большаков. Глоссарий. - 360
Summary. - 374
______________

Тираж хороший, 1000 экз. Цена в киосках Эрмитажа - ещё лучше: 1100 р, по нынешним временам за такую книжку обычно хотят вдвое-втрое больше.

С полиграфией и пр. всё вроде бы хорошо.
Плохо, что в каталоге не даются переводы надписей и текстов, хотя на самой выставке они часто есть.
К сожалению, в каталоге немало разворотных картинок, у которых традиционно съедается середина. В основном это папирусы, а они иногда с картинками, которые хочется порассматривать даже неграмотному (с древнеегипетской точки зрения). Даже лучшие книжные дизайнеры работают с разворотами на экране, и совершенно не заморачиваются тем, как их труды будут выглядеть в реальности. А всего-то, казалось бы, делов - картинку разрезать... Эх.

Сходу нашлась смешная опечатка - египетская экспедиция Наполеона из XVIII в. улетела в XIX, аккурат на сто лет. Ох уж эти мне семь-восемь... :)

А так - славная книжка получилась, по-моему. :)
Что-нибудь сверх приведённого будет

Нефертари и Долина цариц.

Из Египетского музея в Турине.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 376 с. ISBN 978-5-93572-728-4

Составители каталога: Кэрел Жарсайо, Симон Коннор.

Авторы каталожных описаний: Паоло дель Веско (П.Д.В.), Кэрел Жарсайо (К.Ж.), Симон Коннор (С.К.), Беппо Мосио (Б.М.), Федерико Пул (Ф.П.), Элис Сальвадор (Э.С.), Федерика Факкетти (Ф.Ф.), Алессия Фассоне (А.Ф.), Энрико Феррарис (Э.Ф.).

Глоссарий: А.О. Большаков.

Фотографии: Фонд туринского Музея египетских древностей, С. Граллерт.

Прорисовки: Фонд туринского Музея египетских древностей, А.О. Большаков.

Дизайн каталога: Д.Г. Гаскевич.

Museo Egizio in Turin boasts the largest collection of Egyptian antiquities outside Egypt. At its heart is the collection of Bernardino Drovetti (1776-1852) acquired by the King of Sardinia back in 1824. Drovetti was one of the most outstanding adventurous collectors of the early nineteenth century, whose predatory practices delivered a major blow to local monuments, in the meantime bringing a whole host of first-rate artefacts to European museums, sparking interest in Egypt among the wide audience and providing Egyptologists with a material basis for their studies. The second group of highly important acquisitions, which shaped the museum’s unique character and made it one of the richest owners of the New Kingdom artefacts, is related to the excavations led by its director, Ernesto Schiaparelli (1856-1928), which continued in many regions of Egypt from 1903 to 1920. One of the crucial sites studied by the Italian archaeological mission was the Valley of the Queens, part of the Theban necropolis of the New Kingdom intended for the burials of queens, princes and high nobility, the most striking discovery being the tomb of Nefertari, Ramesses II’s wife, notable for its exquisite wall paintings.

The Hermitage exhibition from Museo Egizio in Turin is dedicated to Nefertari, although her tomb was looted back in ancient times, with a small number of grave-goods still extant. That is why the name of Nefertari is rather a reason for discussions about the Theban monuments of the New Kingdom. The exhibition consists of five sections.

The first section, The King and the Queen: Divine Rulers , deals with the cultic functions of the Egyptian rulers and their wives, who acted as sacred counterparts to their spouses. A number of exhibits showcase the fusion of the images of a queen and several goddesses.

The second section, The Queen and the Woman in the New Kingdom , gives an overview of Nefertari’s times, the 19th Dynasty, and, in particular, the first thirty years of Ramesses II’s rule. The fragments of palace decoration, toiletware, statues and reliefs give an insight into the court life and women’s status in Ancient Egypt.

The main topic of the third section, The Theban Necropolis , covers monu-

ments originating from the extensive burial grounds of the king’s southern residence and one of the country’s main religious centres, primarily the so-called Valley of the Queens. It contained around one hundred tombs, cut out mainly for queens and princes of the Ramesside period (19th - 20th Dynasties, 1292-1070 BC), including Nefertari’s tomb, objects from which are displayed as part of this section.

The fourth section, Creators of Tombs in the Valley of the Queens , is concerned with the builders of the tombs belonging to Nefertari and her descendants. A dedicated team of workers and craftsmen living in a village near the Valley of the Queens was involved in all the stages of construction: stone cutting, laying out wall paintings, carving and colouring reliefs. The ruins of the village where these top-qualified craftsmen and artists lived, now known as Deir el-Medina, are possibly the best studied archaeological site in Egypt. Both the place itself and its artefacts give us rare and valuable evidence of the life and beliefs of common people from Ancient Egypt.

The tombs of the Theban necropolis, including the Valley of the Queens, were looted soon after the New Kingdom and reused for secondary burials during a later period. This part of their history is covered by the fifth section of the exhibition, The Valley of the Queens after Nefertari , which includes the painted wooden coffins of the 21st -26th Dynasties as well as illustrated funerary papyri, The Book of Amduat and The Book of the Dead .

Выставка проходит в рамках проектов Фонда Эрмитаж-Италия, при посредничестве Villaggio Globale International.

Египетский музей известен как одно из важнейших собраний за пределами Египта. Экспозиция состоит из пяти разделов и включает 255 памятников и полевые фотографии, которые дают возможность представить открытие гробницы царицы Нефертари.

Собрание Египетского музея в Турине обязано своим формированием двум событиям: приобретению в 1824 году королем Сардинии и герцогом Пьемонта Карлом Феликсом первой коллекции Дроветти и раскопкам директора музея Эрнесто Скиапарелли в начале ХХ века.

Из коллекции Дроветти происходит большинство самых крупных предметов (статуи и саркофаги), а также множество стел, предметов погребального инвентаря и богатейшая подборка папирусов, главным образом из фиванского региона.

В основе выставки «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине» − фиванские материалы, добытые Дроветти и Скиапарелли. Ключевая фигура выставки − царица Нефертари, оказывается представленной на фоне Долины цариц, где экспедиция Скиапарелли открыла ее гробницу.

Открывает экспозицию раздел, посвященный Нефертари, Великой жене царёвой Рамсеса II, считавшейся живым воплощением богини Хатхор, супруги солнечного бога. Монументальные статуи из древних Фив иллюстрируют функции царя, являвшегося не только правителем страны, но и посредником между людьми и богами, и царицы. Многочисленные предметы в этой части выставки иллюстрируют слияние образа Нефертари с несколькими богинями.

Особого внимания заслуживают материалы найденные в погребальной камере царицы Нефертари и модель гробницы, изготовленная сразу же после ее обнаружения в 1904 году. Из погребального инвентаря Нефертари на выставке показаны - фрагменты крышки разбитого грабителями саркофага, амулеты, сосуды, плетеные сандалии из листьев пальмы, которые могла носить царица, и конечно 34 расписанных черной краской деревянных ушебти с именем царицы.

Детали оформления дворца, ритуальные и бытовые предметы, принадлежавшие знатным дамам и использовавшиеся при царском дворе - статуи и рельефы, предметы туалета, косметические принадлежности и ювелирные украшения − дают представление о придворной жизни и положении, которое занимала женщина в древнем Египте во времена Нефертари - XIX династии и первых тридцати лет правления Рамсеса II.

Представленные на выставке редкие находки − разнообразные декоративные элементы, фрагменты музыкальных инструментов, деревянный подголовник для поддержки основания головы во время сна, сосуды, чаши,− дают представление об условиях, в которых жили царская семья и знать.

Отдельная часть экспозиции посвящена рабочим и мастерам, занимавшимся высечением и оформлением величественных скальных гробниц царей и цариц Египта Нового царства. Находки из поселка, где жили ремесленники и художники, в ложбине между Фиванской горой и холмом Курнет Мураи, в месте, которое сейчас называется Дейр эль-Медина, составляют важную часть коллекций туринского Египетского музея. О жизни и верованиях простых людей древнего Египта рассказывают разделы, посвященные работе, жизни и смерти мастеров из Дейр эль-Медины.

Дополняют экспозицию богато иллюстрированные погребальные папирусы из коллекции Дроветти, происходящие вероятно из фиванского некрополя. Эти папирусы, синхронные с поздними саркофагами, несут главы из Книги мертвых (сборника изречений, позволяющих умершему пройти через мир иной и соединиться с Осирисом и блаженными духами) и Книги Амдуат, важного погребального текста, который описывает ночное путешествие Солнца и его победу над всеми опасностями; умерший, отождествляемый во время этого путешествия с Солнцем, побеждает своих врагов и становится бессмертным, как бог Ра.

По вторникам и субботам с 18.15 до 21.00 будет работать отдельный вход, через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37).

Стоимость билетов — 200 рублей, без льгот

Владыки Египта эпохи Нового царства, находившие последнее пристанище в знаменитой Долине царей неподалёку от Фив, хотели и после смерти оставаться рядом со своими родными и близкими. Поэтому одновременно с царским некрополем в соседней долине возник другой - «Долина детей фараонов», известная сейчас, как Долина цариц.

Гробницы Долины цариц относятся к тому же периоду, что и захоронения Долины царей. Это XVI-XI вв. до н. э., время правления фараонов XVIII-XX династий. Всего в Долине обнаружено 70 гробниц, а также помещения культового назначения и комнаты, предназначенные для мумифицирования тел усопших. Всего в Долине цариц насчитывается свыше 80 археологических объектов. Однако некрополь изучен значительно хуже, чем Долина царей, поэтому здесь наверняка стоит ожидать новых находок.

В Долине цариц похоронены жёны фараонов, их дети, а также ряд высокопоставленных сановников Древнего Египта. Усыпальницы устроены значительно проще, чем захоронения фараонов. Гробницы вырублены в скале и в большинстве своём состоят из небольшой прихожей, расположенной на уровне поверхности, узкого наклонного хода и погребальной камеры.

В Долине цариц не сохранилось ни одной нетронутой гробницы, поскольку все захоронения не скрывались так тщательно, как усыпальницы фараонов, и при их строительстве не применялись столь же серьёзные ухищрения, как в захоронениях монархов. Запутанные ложные ходы, ловушки, каменные пробки, которыми изобиловали гробницы фараонов, не преграждали здесь путь грабителям, поэтому захоронения Долины цариц были опустошены ещё в древности.











Судьба здешних гробниц печальна. Открытые в течение многих веков усыпальницы использовались грабителями караванов в качестве временного пристанища, пастухи укрывались здесь от непогоды, а многие «прихожие» гробниц служили загонами для скота. Стены и потолки помещений несут следы копоти от пылавших здесь костров. Однако ничто не может затмить великолепия фресковых росписей, многие из которых по странной прихоти судьбы дошли до нас в прекрасном состоянии.

Та-Сет-Неферов, «Пристанище красоты» - так называли некрополь древние египтяне. Самым значительным памятником Долины цариц является гробница Нефертари, любимой жены Рамзеса II Великого. Память о Нефертари по приказу фараона была многократно увековечена в скульптурах и фресках, ей был посвящён один из храмов Абу-Симбела, а росписи на стенах её гробницы поражают своим совершенством.

Усыпальница Нефертари была открыта в 1904 году Эрнесто Скиапарелли, директором Египетского музея в Турине. Она устроена значительно сложней остальных гробниц Долины цариц и состоит из семи залов, предназначение некоторых из них не установлено. Изумительные фрески, которыми покрыты стены гробницы, принесли ей заслуженную славу «Сикстинской капеллы Древнего Египта».

Стены лестницы и коридора, ведущих в погребальную камеру, расписаны сценами из «Книги мёртвых», сборника сакральных текстов, советов и заклинаний, призванных помочь усопшему добраться до царства Осириса. Повсеместно встречаются изображения самого Осириса и Анубиса, который сопровождал души умерших в их странствии по загробному миру.

Свод главного зала гробницы поддерживался четырьмя колоннами, покрытыми барельефами. В центре погребальной камеры, площадь которой составляет ~90 кв. м., был установлен гранитный саркофаг царицы, а роспись потолка зала изображала тёмно-синее небо, покрытое золотыми звёздами. Стены зала показывали путь царицы по загробному миру, в котором её сопровождали божественные проводники, а вырезанные здесь же заклинания были призваны облегчить путь усопшей.

Росписи гробницы Нефертари являются ценнейшим историческим источником, повествующим о представлениях древних египтян о загробной жизни. Но сухими научными данными значение фресок не ограничивается. На стене гробницы сохранилось стихотворение Рамзеса II, с которым фараон обратился к своей рано ушедшей супруге. Это последнее послание грозного для врагов царя своей жене трогает до глубины души.

Моя любовь – единственная. Никто не может соперничать с ней, потому что она самая красивая женщина из всех живших. Всего за одно мгновение она украла мое сердце.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...