В каких случаях происходит оглушение согласных. Твердые и мягкие

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • ирина шаева
    Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

    Консультация для родителей

    «Профилактика нарушения письменной речи . Дефект оглушения звонких согласных звуков ».

    г. Новокузнецк

    МБДОУ «Детский сад №279»

    Учитель – логопед : Шаева И. Н.

    Причинами являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков , т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка , недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

    Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи , что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

    Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков . Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных , т. е. дефект звонкости . Оглушение звонких согласных звуков : согласные Б , В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)

    Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

    Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок» , «щук» вместо замок, жук; «терево» , «куси» ,

    «пулка» вместо дерево, гуси, булка)

    Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков :

    Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.

    Сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков , как отрывистого, так и длительного.

    Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

    Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.

    Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма . Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение , звуковой анализ речи . Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!

    «Живая азбука»

    Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх : Ж - Ш, Б – П,В-Ф,Г-К, Д-Т, З-С. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игрока выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту : отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук .

    «Перевозим грузы»

    В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.

    «Путаница»

    Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например :

    Русская красавица своей козою славится.

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

    Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

    Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

    Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.

    Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

    Публикации по теме:

    Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

    Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

    Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия " Ножки топают по дорожке". Инструктор по физической культуре: ЧДОУ "Детский.

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

    Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

    Бюджетное образовательное учреждение

    «Нижнеенангская средняя общеобразовательная школа»

    Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме «Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение»

    Учитель: ГлебоваТатьяна Николаевна,

    высшая квалификационная категория

    2015

    Технологическая карта урока

    Предме т _ Русский язык__________________________________________ Класс __5____________________

    Базовый учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2011

    Тема урока « Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение ».

    Цели урока:

    Обучающие:

      Распознавать согласнее звонкие и глухие.

      Уметь правильно произносить слова с озвончением и оглушением.

      Правильно обозначать на письме звонкие и глухие согласные.

    Развивающие:

      Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

      Развитие умения применять знания на практике.

      Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

      Развитие культуры речи.

    Воспитывающие:

      Воспитывать взаимоуважение.

      Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

    Тип рока : урок «открытия» нового знания

    Вид урока : урок-исследование

    Структура урока:

    1. Самоопределение деятельности (1-2 мин.)

    2. Актуализация знаний (4-5 мин.)

    3. Постановка проблемы (4-5 мин.)

    4. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)

    5. Первичное закрепление (4-5 мин.)

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

    8. Итог урока. Рефлексия (2-3 мин.)

    Технология : проблемно-диалоговая

    Оборудование : проектор, карточки, иллюстративный материал, «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова, М., Русский язык, 1986; «Школьный словарь строения слов» под ред. Потиха, М., Просвещение», 1987. «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова, М., Русский язык, 1986.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Мотивация к учебной деятельности

    (2 мин).

    1. Прием “удивляй”(Слайд 1) (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):

    Во многих зыках мира есть одна общая черта – написание слов часто не совпадает с их произношением. Англичане шутят по этому поводу: у них пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер». К счастью, таких больших различий в написании и произношении в русском языке нет, но некоторые несовпадения имеются. Одному из этих несовпадений, ОГЛУШЕНИЮ и ОЗВОНЧЕНИЮ, согласных звуков и ОБОЗНАЧЕНИЮ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНХ НА ПИСЬМЕ, мы и посвятим сегодняшний урок.

    Послушайте загадку: «Я под шапкою цветной на ноге стою одной. У меня свои повадки: я всегда играю в прятки». - Что это?

    2. Прием “яркая цитата” (Слайд 2) (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):

    Прочитайте предложение (на доске) «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова». (М.Горький)

    Фронтальная работа: Найдите слово, произношение согласного на конце которого не совпадает с написанием.

    Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя.

    Называют слово «гриб». Записывают его на доске и транскрибируют.

    Записывают предложение. Находят слово, транскрибируют.

    Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

    Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели

    (4-5 мин)

    На доске слова (Слайд 3) (выходят к доске) (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития): укажите, какой звук мы слышим на конце записанных слов.

    Вместе с диктором (аудиозапись, тексты на слайдах) проговаривают слова, звуки

      Сад

      Груз

      Сторож

      Лебедь

      Столб

      Запев

      Разжёг

      Сможете ли вы выполнить эту работу – назвать звук? Уверены?

      Есть ли незнакомые слова?

      От чего будет зависеть выбор звука? Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

      Какое слово вызвало у вас затруднение? Почему?

      Чем различаются слова «запевать» и «запивать» ? Что такое «запевать»?

      Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

    Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «запев». Работают со словарём СИ.Ожегова.

    Объясняют лексическое значение слова «запевать».

    Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

    Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

    Регулятивные УУД:

    Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    3

    Постановка проблемы

    (4-5мин.)

    Ещё раз посмотрите на эти слова.

      Назовите звуки, которые мы слышим на конце данных слов.

      Сделайте вывод.

    Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться не ошибаться в написании проверяемой согласной на конце слова).

    Это тема нашего урока (Запишите её в тетради. Учитель – на доске : « Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение».

    - Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

    1) Посмотрим, что происходит, когда звонкий согласный оказывается перед глухим, а глухой - перед звонким.

    2) Дадим определение ОГЛУШЕНИЮ и ОЗВОНЧЕНИЮ, как фонетическим процессам. Закрепим правило в ходе выполнения заданий.

    3) Познакомимся с понятием «аллитерация».

    Ученики отвечают на вопросы, работают со словами, делают вывод: « На конце слова звонкие согласные звуки заменяются парными им глухими. Эта замена звуков на письме не отражается» . приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

    Коммуникативные УУД: у меть оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

    Познавательные УУД: у меть объяснить фразеологизм..

    Регулятивные УУД: у меть определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.

    4

    Открытие нового знания .

    (5-6мин.)

    1. Обратимся к таблице на слайде (Слайд 4 ). Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной на конце слова. (Учащиеся говорят правило).

    Давайте посмотрим, что происходит, когда звонкий согласный оказывается перед глухим.

    Спишите слова, подбирая к ним проверочные, укажите звук, который обозначен пропущенной в слове буквой по образцу.

    Голу..ка (п) (голу б и), запе..ка, поез..ка, сторо..ка, ска..ка, о..ставить.

    Запишите предложение: Я люблю народные сказки. Превратите его в предложение с прямой речью. Найдите слово с изучаемой орфограммой.

    Вывод: в нашем языке парные звонкие и глухие согласные звуки рядом стоять не могут: предыдущий звонкий становится похожим на последующий глухой. Замена звонких согласных звуков парными им глухими называется оглушением. Оглушение никогда на письме не отражается: оглушаются звуки, а не буквы.

    Спишите слова:

    Моло т ьба, ко с ьба, с дал, о т бросить, про с ьба.

    Укажите звук, обозначенный выделенной буквой.

    Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму. 1 ученик работает у доски (карточка1), класс списывает со слайда слова, указывают звук.

    Вспоминают пунктуацию при прямой речи. Делают вывод: что называется оглушением.

    Работают в парах со словами и звуками.

    Регулятивные УУД: у меть осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

    Коммуникативные УУД: у меть с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

    Что мы наблюдаем?

    Вывод:

    Чаще всего глухие согласные озвончаются в приставках;

    Озвончаются они также в корнях перед суффиксом –б-(пастбище).

    Глухие согласные озвончаются перед всеми парными звонкими согласными, кроме «в», т.е. перед «б, г, д, ж, з».

    Озвончение на письме не отражается, т.к. озвончаются не буквы, а звуки.

    - Какой были наши первые две задачи? Справились ли мы с ней?

    Делают вывод.

    Подводят итог: справились с первой и второй задачами урока

    5.

    Первичное закрепление

    (4-5мин.)

    1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске.

    Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке . (Учащимся выдаются карточки, тут же включается соответствующий слайд5) . Работа в парах:

      С ДЕЛАЛА

      О Т БРОСИТЬ

      ПО Д ТОЛКНУТЬ

      НА Д КУСИТЬ

      МЕ Ж КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ

      В ПИСАТЬ

      УКА З КА

      С ЗАДИ

    Проверьте себя! (Слайд 6)

    Работают в парах. Один ученик вызывается к доске .

    Составляют алгоритм.

    Работают в парах на плашках, применяя правило.

    Проверяют себя с помощью ответов на слайде. Закрепляют изученное правило.

    Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

    Коммуникативные УУД: у меть с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

    6.

    Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)

    1. Ответьте на вопросы, проверьте друг друга:

    С какими языковыми явлениями вы познакомились на уроке?

    Как проверить написание слова с проверяемой согласной в корне?

    Вспомните, что такое АЛЛИТЕРАЦИЯ (повторение одинаковых звуков в поэтическом тексте).

    Применяется аллитерации в изобразительных целях.

    Послушаем стихотворение С Суслова «Слушал шорох тишину».

    Какой звук часто повторяется в произведении? Охарактеризуйте его (ш – согл., тв., непарн., глух., парн.).

    2. - Какой была наша третья задача? Справились ли мы с ней?

    Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы.

    Слушают поэтический текст, называют аллитерацию, характеризуют звук.

    Подводят итог: справились с третьей задачей урока .

    Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

    7

    8

    Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

    Домашнее задание

    (1-2 мин.)

    1. Работаем индивидуально.

    Запишите начало рассказа В.Голявкина.

    «Принёс я в класс ежа. Ловко посадил его между книжками в портфеле, чтобы он не сбежал. Вдруг учитель говорит: «Что это такое?» Я говорю: «Ёж!»

    Где ёж? – спрашивает учитель, подняв указку.

    Здесь, - говорю.

    Проанализируйте обозначение звонких и глухих согласных в написанных словах:

    Ловко, книжками, сбежал, вдруг, ёж, указку, здесь.

    Дома допишите данный рассказ. Авторскую версию окончания рассказа я зачитаю тогда, когда послушаю ваши.

    Работают индивидуально.

    Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске.

    Читают текст. Обдумывают задание.

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД: у

    Познавательные УУД : уметь находить нужную информацию .

    9

    Итог урока. Рефлексия

    (2-3мин.)

    На слайде – критерии оценки:

    1.Что открыли для себя?

    2.Чему научились?

    3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке?

    - Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.

    Ученик оценивает свою работу по критериям.

    Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.

    Коммуникативные УУД : уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

    Регулятивные УУД: у меть оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

    Познавательные УУД : уметь проявлять творческое начало.

    10

    Рефлексия (1мин.)

    Заполните плашку, оценив себя за работу на уроке.

    1) На уроке я работал … активно/пассивно

    2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен

    3) Урок для меня показался … коротким/длинным

    4) За урок я … устал/не устал

    5) Домашнее задание мне кажется … лёгким/трудным

    Заполняют плашку, оценивая себя в уроке .

    Регулятивные УУД: у меть оценивать результаты деятельности (своей)

    Конспект занятия

    Тема : «Оглушение звонких согласных».

    Цель : научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

    Оборудование : предметные картинки.

    Ход занятия

    Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

    чашка ложка

    Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

    Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш, а пишется в первом случаеш, во втором - ж.

    Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

    Ученики. Звук к . Он глухой.

    Логопед. Значит, глухой звук к , встав рядом со звонким ж , повлиял на него.

    Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш . Для сравнения берутся ещё два слова:

    ветка лодка

    Приводится аналогичное сравнение.

    Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

    Например:

    глаза - глазки согласный з звучит как с

    борода - бородка согласный д звучит как т

    ноготь - ногти согласный г звучит как к

    юбочка-юбка согласный б звучит как п

    книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

    рукава - рукавчик согласный в звучит как ф

    Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

    Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

    Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к - глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

    Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук - это тоже выясняется с помощью гласного: кошка - кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

    Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

    ветка - лодка - рыбка - лапка -

    лавка - шубка - селёдка - сказка -

    тетрадка - полоска - матрёшка - обложка -



    Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

    В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

    Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

    Шка чашка, вышка

    Шка клюшка, …

    Шка катушка, …

    Шка покрышка, …

    Жка ножка, …

    Жка стёжка, …

    Жка стрижка, …

    Жка сыроежка, …

    … … дка лодка, …

    ... ... … дка грядка, …

    ... ... … … дка селёдка, …

    ... ... ... … … дка тетрадка, …

    … … тка ветка, …

    ... … … тка плитка, …

    … ... ... … тка пилотка, …

    ... ... ... … … тка таблетка, …

    ... ... ... ... … … тка табуретка, …

    Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

    Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

    Красна яго-ка, да на вкус горька.

    Бро-ь да гла- ря-ком живут.

    На мы-ку и ко-ка зверь.

    Что из, ящика, морко-ка,

    Хвост высовываешь свой?

    Видно, хочешь стать, плуто-ка,

    Носом бабы снеговой?

    Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

    Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

    Вот угадай-ка,

    Чей пух на фуфайки,

    на ша-ки, перча-ки

    Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

    Я стою на но-ке толстой,

    Я стою на но-ке гла-кой,

    Под коричневою ша-кой

    С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

    Заглянуло к нам в око-ко

    Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)



    Само с кулачок, красный бочок.

    Тронешь пальцем - гла-ко,

    А откусишь - сла-ко. (Яблоко.)

    Огурцы на нашей гря-ке

    Целый день играют в пря-ки.

    Мы с ведёрками пришли

    И огурчики нашли.

    Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

    Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

    Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

    Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

    Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

    Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

    Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

    Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

    Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

    з-б с- -г м-д с- -д

    л-в д- -г р-з в- -г

    с-д Г- -б г-д г- -з

    Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

    Кто любит тру-, того люди чтут.

    На языке ме-, а под языком ле-.

    В мае дож-ь, будет ро-ь.

    Пей, ешь, а правду ре-ь.

    Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

    Како- корень, тако- и пло-.

    Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

    Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

    Чёрный, проворный,

    Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

    Летом сне-!

    Просто смех.

    Сне- по городу летает.

    Почему же он не тает? (Пух тополей.)

    Без досок, без топоров

    Через речку мост гото-. (Лед.)

    Сидит де-, в шубу оде-.

    Кто его раздевает,

    Тот слёзы проливает. (Лук.)

    Луг - лук, пруд - прут, плод - плот, груздь - грусть, мо­лод - молот, лёд - лёт.

    Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну-слова с буквойш, в другую-с ж .

    Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

    Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

    а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

    Образец: плоский резкий

    клюшка обложка

    Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.

    Диссимиляция (от лат. dissimilis- несходный) – это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. «Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом» 13 .

    Диссимиляция может быть прогрессивной (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь 14 ). Однако чаще встречаются случаи регрессивной диссимиляции, когда первый согласный «отталкивается» от второго, диссимилируется с ним по какому-либо признаку, как, например, в просторечном произношении бомба как бонба.

    Согласные могут диссимилироваться по разным признакам, в соответствии с этим различают два наиболее часто встречающихся вида диссимиляции.

    а) Диссимиляция по способу образования. Например:

    мягко - мя[хк]о , но мягок – мя[гък] .

    Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к]. Или такой пример:

    скучно – ску[шн]о .

    Аффриката [ч], т.е. смычно-щелевой звук, должна в этом слове сочетаться со смычно-проходным звуком [н], т.е. в артикуляции обоих звуков наличествует связка. Такое сочетание считается труднопроизносимым, поэтому смычно-щелевой звук [ч] заменяется щелевым звуком [ш].

    б) Диссимиляция по месту образования (встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например:

    бомба - бо[нб]а.

    Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

    Оглушение звонких согласных в конце слова

    Оглушение - это замена звонких парных согласных в абсолютном конце слова на глухие согласные. Надо отметить, что, в отличие от ассимиляции и диссимиляции, оглушение парных звонких согласных в конце слова не вызывается никакими объективными причинами (например, приспособлением органов речи к произнесению двух соседних звуков). Мы хорошо знаем, что любой русский человек при изучении иностранных языков (например, английского) свободно перестраивается и перестает оглушать конечные согласные. Значит, процесс оглушения можно считать традиционным для русского языка фонетическим явлением. Примеры оглушения: столб – стол[п], луг – лу[к], грязь – гря[с’ ] .

    Задание № 25. Разбейте слова на две группы: 1) слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости; 2) слова, в которых ассимиляции нет.

    Ковкий, жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный, укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь, привезли, с другом, кворум.

    Задание № 26 . Определите, в каких словах происходит ассимиляция по звонкости, в каких - по глухости. Затранскрибируйте эти слова.

    Резьба, косьба, с боями, пробка, просьба, повозка, отголосок, плуг, разжечь, расшуметься, подписать, отбить.

    Задание № 27. Затранскрибируйте предложения, подчеркните слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости.

      Ты - как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе (А.Блок).

      И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука (А.Блок).

      Приди сюда хоть русский царь, Мы от бокалов не привстанем. (Н.Языков).

    4. За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму. (Б.Паст.)

    Задание № 28. Распределите слова на три группы, где а) ассимиляция по мягкости происходит регулярно; б) носит факультативный характер; в) не происходит. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

    Вьюнок, сплетни, надменные, распятье, вязание, перекресток, сохли, блестели, свечи, кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди, кисти, ветки, разве, сделать, ладья, медведь, яркий, полдень.

    Задание № 29. Затранскрибируйте слова. Отметьте наличие или отсутствие ассимиляции по мягкости (ассимилятивного смягчения).

    Вонзить, кончик, тончайший, сверху, тмин, при лампе, съежился, кегли, реквием, жалость, фонтанчик, каменщик, бедняжка.

    Задание № 30. Выпишите и затранскрибируйте слова, в которых встречается разные виды ассимиляции (по звонкости-глухости, по твердости-мягкости, полная), а также слова с оглушением согласных в конце слова.

      Слепой осел с дороги сбился (он в дальний путь было пустился), но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, что двинуться не мог ни взад он, ни вперед (Крылов).

      Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (Пушкин).

      С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает. (Пушкин)

      Неслышно ходили по дому, не ждали уже ничего. Меня привели к больному, А я не узнала его. (Ахм.)

      Потряхивая карбованцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Идем мы городом родным (Цветаева)

      Напрасно в дни великого совета, Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. (Паст.)

      И мгновенно житейской канет, словно в темную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. (Блок)

      Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто, Что опять я ненастьями запил. (Б.Паст.)

    Задание № 31. Установите, какие действующие в современном языке законы привели к появлению следующих омофонов:

    Рот - род, съезд - съест, из сказки - и сказки, от оков - а таков, возка - воска, освещу - освящу, свезти - свести, вязом - вязам, а дед - одет.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...