В какое время произошло основание нато. Что такое



Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра , НА́ТО , Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization , NATO ; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord , OTAN ) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США , «чтобы защитить Европу от советского влияния» . Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Организация Североатлантического договора
North Atlantic Treaty Organization (NATO)
Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)

Карта стран-членов

Членство:

28 государств [показать]

Штаб-квартира:

Брюссель, Бельгия

Официальные языки:

английский, французский

Руководители
Генеральный секретарь

Андерс Фог Расмуссен

Основание
Официальный сайт
Организация Североатлантического договора на Викискладе

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности» .

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Великобритания
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Исландия Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия
4 апреля 1949 Канада
4 апреля 1949 Люксембург
4 апреля 1949 Нидерланды
4 апреля 1949 Норвегия
4 апреля 1949 Португалия
4 апреля 1949 США
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией.
18 февраля 1952 Турция
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 , с 3 октября 1990 - объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия
12 марта 1999 Польша
12 марта 1999 Чехия
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария
29 марта 2004 Латвия
29 марта 2004 Литва
29 марта 2004 Румыния
29 марта 2004 Словакия
29 марта 2004 Словения
29 марта 2004 Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания
1 апреля 2009 Хорватия

Партнёры

Возможные члены

Участники Плана действий по членству

Страна Партнёрство ради мира Ускоренный диалог План действий по членству
Македония Ноябрь 1995 Апрель 1999
Черногория Декабрь 2006 Июнь 2008 Апрель 2008 Декабрь 2009
Босния и Герцеговина Декабрь 2006 Январь 2008 Апрель 2008 Апрель 2010

Участники Ускоренного диалога

Страна Партнёрство ради мира Индивидуальный партнёрский план Ускоренный диалог
Украина Февраль 1994 Ноябрь 2002 Апрель 2005
Грузия Март 1994 Октябрь 2004 Сентябрь 2006

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор .

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток . И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов - и всего остального, что решит контролировать гегемония» .

В апреле 2006 года , отвечая на вопросы газеты «Московские новости» , А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга . Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом .

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте , Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов , которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века , над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

НАТО - это военный альянс стран Запада во главе с США. Аббревиатура NATO расшифровывается как North Atlantic Treaty Organisation (Организация Североатлантического договора). Этот военно-политический союз был создан 4 апреля 1949 года в столице США Вашингтоне для проведения военных операций против Советского Союза, а затем и против созданной в ответ на принятие в НАТО ФРГ Организации Варшавского договора, состоящей из стран Восточной Европы во главе с СССР.

Изначально альянс составили 12 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В дальнейшем блок неоднократно расширялся, в состав вошли:

1952 - Греция и Турция;

1955 - Германия (изначально ФРГ - Западная Германия, к которой в 1990 году присоединилась ГДР - Восточная Германия);

1980 - Испания;

1999 - Венгрия, Польша, Чехия (с присоединением к НАТО этих стран, были нарушены данные России обещания Запада о нераспространении НАТО на восток);

2004 - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония;

2009 - Албания, Хорватия.


Главной целью создания военного блока НАТО в 1949 году было помешать политическому и военному доминированию в Европе Советского Союза (который в ответ на создание НАТО сформировал в 1955 году блок стран «Варшавского договора», включающий собственно СССР, Румынию, Болгарию, Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Венгрию, а также, в первые годы, Албанию). Изначальная цель существования НАТО по сдерживанию Восточного блока сохранялась в течение 50 лет и в целом была достигнута. Оборонные силы в Европе находились в равновесии и попытки развязать боевые действия противостоящими блоками не предпринимались. Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях. Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе.


Блок НАТО располагает значительными вооруженными силами, в общей совокупности – крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза – объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа – это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования. Блок обладает мощными военно-воздушными силами. Самолеты НАТО – это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока – 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе – авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц. Самая большая военная структура НАТО – это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО – более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.


За свою историю Организация Североатлантического договора расширялась пять раз, в настоящее время она насчитывает 28 стран. К первоначальному списку присоединились Греция, Турция, Германия, Испания, Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Албания и Хорватия. Теперь среди членов НАТО и бывшие участники Варшавского договора, который перестал существовать после распада СССР, и некоторые советские республики. Советский Союз тоже подавал заявку на вступление в альянс - до появления ОВД в 1954 году, но ее отклонили.

Тем не менее, Российская Федерация и Североатлантический альянс периодически предпринимали попытки сближения. В 1997 году был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО", в 2001-м в Москве открылось Информационное бюро НАТО, в 2002-м - военное представительство, начал работу Совет Россия-НАТО. Однако из-за того, что Россия не приветствует расширение блока на восток и применение военной силы при решении международных конфликтов, взаимодействие сторон периодически осложняется или вовсе прерывается.


Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США – было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше – только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %. Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США военной политики. Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон... окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...»

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/i_obrazovanie_nato-a871.html

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» -

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

С.Михалков. Волк-дипломат

http://pritchi.net/pritchi/basni/volkdiplomat-sergeja-mihalkova.html

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе - заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. "Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что... у Сталина имелись какие-то скрытые намерения", - пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о "скрытых намерениях" кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: "Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился "к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: "В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе". В этой связи авторы документа считали целесообразным внести "изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре".

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте "прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно... вопрос об участии СССР" в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант - "ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении... не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора").

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: "Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению... попытка оживления Комиссии... может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта".

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

"Основной мыслью" новой ноты должно было стать обоснование "цели советских предложений - вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира". Предполагалось также "отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации "одинаково мыслящих стран", "показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира... государств с различным общественным строем". Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что "главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США". Вполне понятны и призывы, что "выступления в печати должны быть боевыми, наступательными". Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл "политики силы" США: "... во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами".

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: "Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное".

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...