В какой главе ситников и кукшина. Сочинение на тему какую роль играют образы кукшиной и ситникова в романе "отцы и дети"

Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Роман «Отцы и дети» — вершина художественного творчества Тургенева. Он был одним из первых русских литераторов, осознавших «необходимость сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед», и художественно воссоздавших этих натуры в образе разночинца – демократа Евгения Базарова. Это, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Тургенев наделил Базарова внешне не очень привлекательными чертами: «длинное и худое лицо с широким лбом, его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа», автор с восхищением писал, что «весь его облик светился умом, духовной силой».

Базаров отличался замечательным умом, у него сильный аналитический и критический ум, несколько сухой и холодный, не чуждый иронии и скептицизму. Если не во всех сферах, то, по крайней мере, в области идей, идеалов, общественных стремлений такой ум всегда предохранит человека от узости, односторонности, фанатизма, не позволит ему стать рабом идеи, мономаном.

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними не миндальничает и не задабривает их ни деньгами, на пряниками. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

Базаров – человек внутренне свободный, и именно эту внутреннюю свободу он так ревниво оберегает, и ради нее он так восстает против чувства к Одинцовой. Но, однако, Базаров – каким мы его видим на протяжении всего романа – это поступки, все его слова, серьезные или шутливые, — одинаково являются подлинным выражением его личности.

Базаров – нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Но то, что проверено опытом, практикой жизни, того Базаров не отрицает. Так, он твердо убежден, что труд – основа жизни и призвание человека, что химия – полезная наука, что главное в мировоззрении человека – это естественнонаучный подход ко всему. Базаров вовсе не предполагает ограничить свою жизнь чистым эмпиризмом, не воодушевленным никакой целью. Он говорит, что готовит себя к тому, чтобы делать «много дел», но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров – остается неясным. Он и сам об этом не думает, время не пришло. «В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», — говорит Базаров.

Главный герой один выражает новые общественные силы, остальные персонажи – или враги его, или недостойные подражатели. К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. Эти личности представляют великолепно исполненную карикатуру «безмозглого прогрессиста и по-русски эманципированной женщины». Назвать Ситникова и Кукшину порождением времени было бы в высокой степени нелепо. Оба они заимствовали у своей эпохи только верхнюю драпировку, и эта драпировка все-таки лучше всего остального их умственного достояния. Ситников и Кукшина всегда останутся смешными личностями. С пренебрежительной иронией относится Базаров к Ситникову; его купеческая разухабистость так же противна ему, как и неряшливость «эмансипе» Кукшиной.

Базаров, по приглашению Ситникова, заходит к Кукшиной с целью посмотреть людей, завтракает, пьет шампанское, не обращает никакого внимания на усилия Ситникова блеснуть смелостью мысли и на усилия Кукшиной вызвать его на умный разговор и, наконец, уходит, даже не простившись с хозяйкой.

«Ситников вскочил вслед за ними.

— Ну что, ну что? – спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева. – Ведь я говорил вам: замечательная личность. Вот каких бы нам женщин побольше! Она в своем роде высоко нравственное явление!

— — А это заведение твоего отца – тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновенье проходили.

— Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тиканья Базарова!.

Таких как Ситников бесчисленное множество, которые могут легко и выгодно нахвататься чужих фраз, исковеркать чужую мысль и нарядиться прогрессистом. Истинных прогрессистов, то есть людей действительно умных, образованных и добросовестных — немного, порядочных и развитых женщин – еще того меньше, но зато много подхалимов, которые лезут в передовые люди, тешатся прогрессиями фразами, как модною вещицею, или драпируются в них, чтобы прикрыть свои подлые делишки.

На фоне Ситникова и Кукшиной резче и ярче оттесняются те или иные черты личности Базарова, подчеркиваются его превосходство, ум, душевная сила, которые свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. От них он отличается своей героичностью, уверенностью в своих силах, в своей правоте «нигилизма», мощью анализа и общественного темперамента, неукротимостью протеста. Конец Базарова трагичен, он умирает одиноки, не оставляя последователей.

Источник:
Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И
Урок по теме Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).. Теоретические материалы Тургенев И.С., Сочинения, Архив
http://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=5376

Ситников и кукшина

в исполнении Геннадия Смирнова

в фильме «Отцы и дети» (2008 г.)

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Виктора Ситникова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.

Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Ситников — сын богатого купца, но при этом он стесняется своего происхождения.

Ситников ругает женщин за их ограниченность, но вскоре женится и становится подкаблучником.

«. «Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку. «

«. Victor, вы шалун. «

«. человек небольшого роста, в славянофильской венгерке. «

«. поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. «

«. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом. «

«. Прелесть! прелесть! – запищал Ситников. – Я вас представлю. «

«. проговорил Ситников и визгливо засмеялся. «

«. Ситников опять засмеялся с визгом. «

Ситников — щеголь. Он одевается элегантно:

«. Он только что сошел к завтраку в новом щегольском, на этот раз не славянофильском, наряде; накануне он удивил приставленного к нему человека множеством навезенного им белья. «

«. нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянскою вязью. » (визитки вошли в моду в это время)

«. С прибытием Ситникова все стало как-то тупее – и проще. «

«. На какого черта этот глупец Ситников пожаловал. «

«. пойми ты это, мне нужны подобные олухи. «

«. а жена считает его дурачком… и литератором. «

«. когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел. «

«. толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. «

«. Ситников, тоже готовящийся быть великим. «

«. Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией.

«. Это не мешает мне быть либералом. «

«. Нет, я вижу, вы славянофил. «

«. Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан моим перерождением. «

«. Аркадий посмотрел на базаровского ученика. «

«. Ну что, ну что? – спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева. «

«. он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова. «

«. Я люблю комфорт жизни, – произнес с важностию Ситников. «

«. Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась <. > Не правда ли, Базаров, он сибарит. «

«. Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху. «

«. Сейчас виден практический человек. «

«. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. «

«. он все таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь. «

«. На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу. «

«. Отец им помыкает по прежнему. «

«. с свойственною ему назойливостью. «

«. он скоро оправился и затрещал на славу. «

«. Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист. «

«. Появление пошлости бывает часто полезно в жизни. «

«. против обыкновения, даже не засмеялся. «

«. – . Кстати, ваш батюшка все по откупам?

– По откупам, – торопливо проговорил Ситников и визгливо засмеялся. «

«. А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак. «

«. Он очень стыдился своего происхождения. «

Это был цитатный образ и характеристика Виктора Ситникова в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Источник:
Ситников и кукшина
ситников отцы и дети, ситников роман отцы и дети тургенев
http://www.literaturus.ru/2015/08/sitnikov-otcy-i-deti-turgenev.html

Ситников и Кукшина план

«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом»

«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове»

«В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»»

«подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху»

«Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками»

— употребление иностранных слов и сложных слов не к месту

«»Здравствуйте, Victor», — и пожала Ситникову руку»

«— Сибарит, — промолвила Евдоксия и засмеялась. (Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами.)»

«— Я люблю комфорт жизни, — произнес с важностию Ситников. — Это не мешает мне быть либералом»

« Pierre Сапожников. вы его знаете?»

— попытки подчеркнуть свои передовых взгляды

«У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце — явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки»

— Стремление демонстрировать свою интеллигентность, не вникая глубоко в темы

«Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос»

«— А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику.

«- Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санда. Отсталая женщина и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время — как вы хотите без этого?»

— Но сам Маколей, — начала было Кукшина.

— Долой Маколея! — загремел Ситников. — Вы заступаетесь за этих бабенок?»

«И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью»

— неуверенность в себе

«Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тыканья Базарова»

«Кукшина нервически злобно, но не без робости, засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратил на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник»

«Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он называет это иронией. Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком. и литератором»

«И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно»

— заискивание перед Базаровым

«— Базаров, Кирсанов, — проговорил он отрывисто, в подражание Базарову»

— попытки самоутвердиться за счет других людей

« Все такие мелкие интересы, вот что ужасно!»

«— Есть, — отвечала Евдоксия, — да все они такие пустые. Например, mon amie (франц.).> Одинцова — недурна. Жаль, что репутация у ней какая-то. Впрочем, это бы ничего, но никакой свободы воззрения, никакой ширины, ничего. этого. Всю систему воспитания надобно переменить. Я об этом уже думала; наши женщины очень дурно воспитаны»

«Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

«Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними. С прибытием Ситникова все стало как-то тупее — и проще; все даже поужинали плотней и разошлись спать получасом раньше обыкновенного.»

« — Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. »

Вывод: теория Базарова нужна Ситникову, Кукшиной и подобным им людям лишь для того, чтобы самоутверждаться (так как они внутренне глубоко не уверены в себе). Они не понимают теорию нигилизма до конца, не вникают в нее глубоко. Поэтому можно сказать, что они не являются людьми, разделяющими эту теорию (это подчеркивает одиночество Базарова при иллюзии, что его мнение разделяют многие).

- неприятная внешность

«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом»

«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове»

«В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"»

- развязные манеры

«подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху»

«Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками»

- употребление иностранных слов и сложных слов не к месту

«"Здравствуйте, Victor", -- и пожала Ситникову руку»

«-- Сибарит, -- промолвила Евдоксия и засмеялась. (Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами.)»

«-- Я люблю комфорт жизни, -- произнес с важностию Ситников. -- Это не мешает мне быть либералом»

« Pierre Сапожников... вы его знаете?»

- попытки подчеркнуть свои передовых взгляды

«У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце -- явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки»

- Стремление демонстрировать свою интеллигентность, не вникая глубоко в темы

«Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос»

«-- А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику.

«- Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санда. Отсталая женщина и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время -- как вы хотите без этого?»

Но сам Маколей, -- начала было Кукшина.

Долой Маколея! -- загремел Ситников. -- Вы заступаетесь за этих бабенок?»

«И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью»

- неуверенность в себе

«Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тыканья Базарова»

«Кукшина нервически злобно, но не без робости, засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратил на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник»

«Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его -- трус. Он называет это иронией. Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором»

- несамодостаточность, искусственность

«И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят -- нарочно, то есть не просто, не естественно»

- заискивание перед Базаровым

«-- Базаров, Кирсанов, -- проговорил он отрывисто, в подражание Базарову»

- попытки самоутвердиться за счет других людей

« Все такие мелкие интересы, вот что ужасно!»

«-- Есть, -- отвечала Евдоксия, -- да все они такие пустые. Например, mon amie {моя приятельница (франц.). } Одинцова -- недурна. Жаль, что репутация у ней какая-то... Впрочем, это бы ничего, но никакой свободы воззрения, никакой ширины, ничего... этого. Всю систему воспитания надобно переменить. Я об этом уже думала; наши женщины очень дурно воспитаны»

«Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

«Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними. С прибытием Ситникова все стало как-то тупее -- и проще; все даже поужинали плотней и разошлись спать получасом раньше обыкновенного.»

- отношение Базарова

« -- Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..»

Вывод: теория Базарова нужна Ситникову, Кукшиной и подобным им людям лишь для того, чтобы самоутверждаться (так как они внутренне глубоко не уверены в себе). Они не понимают теорию нигилизма до конца, не вникают в нее глубоко. Поэтому можно сказать, что они не являются людьми, разделяющими эту теорию (это подчеркивает одиночество Базарова при иллюзии, что его мнение разделяют многие).


Галерея героев романа И.С. Тургенева обширна и разнообразна. Нельзя утверждать, что важны только главные действующие лица, второстепенные персонажи выполняют немаловажную функцию. На их фоне оттеняются, подчеркиваются определенные черты характеров главных героев.

Образ и характеристика Ситникова с цитатами помогут глубже понять личность Евгения Базарова.

Внешность и характер Ситникова

Виктор Ситников позиционирует себя как ученик Евгения Базарова. Он искренне считает себя нигилистом, яростным последователем своего учителя. При близком знакомстве с этим героем становится очевидно, что его нигилизм напускной, он становится кривым отображением Базарова. Пытаясь перенять его манеру поведения, он выглядит нелепо, так как ему для этого не хватает внутреннего стержня и мудрости.

Внешность Ситникова производит отталкивающее впечатление

«..Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…».

Все в нем неестественное, напускное, визгливый смех Ситникова вызывает отвращение. При восторженном отношении к нигилизму он не чурается комфорта, следит за модой и является истинным сибаритом.

Ситников любит демонстрировать презрение к окружающему обществу:

«...Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин...».

Виктор очень стесняется своей семьи «...Он очень стыдился своего происхождения...».

В финале романа судьба Ситникова играет над ним шутку. Он, всю жизнь демонстрировавший презрение к женщинам, становится настоящим подкаблучником у своей жены. Виктору приходится угождать ей, так как она принадлежит к старинному влиятельному роду.

Заключение

Виктор Ситников вызывает неприятные впечатления, демонстрирует собой яркий пример человека бестолкового и глупого. Нигилизм привлекает его, в первую очередь, возможностью критиковать и отрицать. Ситников не способен увидеть более глубокого смысла этого направления

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!"» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!"» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...