В каком году был введен термин экология. Экология: основные понятия

Сможем ли мы остаться зоологами, ботаниками, лесниками и иметь смутное представление о решении проблем, которые стоят перед нами, или попробуем стать экологами в широком смысле этого слова? Роль, которую мы будем играть в науке, зависит только от нашего ответа. Господа, будущее - в наших руках.

Барингтон Мур - первый президент Американского экологического общества (1919).

Что такое экология

Эволюция понятия "экология"

Слово "экология" создан из двух греческих - logos (учение, наука) и oikos (дом, жилье, жилье, среда). Абсолютно это означает учение об окружающей среде, среда, кого окружает. Но в таком узком понимании это понятие почти не рассматривался. Можно сослаться лишь на Энциклопедию 1904 года, где под онкологией понималась часть зоологии о обитания животных - норы, гнезда, берлоги, дупла и так далее.

С самого начала использования термина под экологией понималось учение о влиянии окружающей среды на биологический объект. Б. Геккель, которого большинство исследователей считают пионером использования термина (1866 год), под экологией понимал науку о жизни, о связи организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования.

Есть предположение, что впервые термин "экология" был использован в понимании "естествознание" натуралистом и писателем Ґ.Д. Торо в книге "Жизнь в лесу", которая напечатана в 1858 году.

Срок долго не получал признания и использования. В 1895 году (или в 1901, по другим источникам) напечатана книга датского ботаника Э. Варминга "Онкологическая география растений", в которой обосновано понятие о жизненной форму растений.

Официально срок был утвержден в 1910 году на Третьем ботаническом конгрессе в Брюсселе в виде понятий "аутэкология" - экология растения (особи) и "синэкология" - экология сообщества.

Срок начали использовать не только в научных трудах. В 1913 году основан Британское экологическое общество и журнал "Journal of Ecology" а в 1916 году - Американское экологическое общество. С 1916 года в США издается журнал "Ecology". В 20-х годах XX века возникла американская школа "культурной экологии", в трудах членов которой использовано понятие "экология человека". В частности, в 1921 году X. Берроуз издал книгу "География как человеческая экология".

В 1927 году английский ученый В. Элтон в книге "Экология животных" рассматривает популяцию как единицу, которую надо изучать самостоятельно вследствие особенностей экологических адаптаций и регуляций.

Понятие "экология" начинают распространять на вопросы методологии изучения объектов. В 1935 году А. Тесле (США) ввел понятие "экологическая система", а К. Тролль (Германия) - "экология ландшафта".

Особенно широкое использование термин "экология ** начал набирать во второй половине XX века, когда люди почувствовали ухудшение состояния среды своего существования. Распространение шло как в сторону измельчения объектов наблюдения или характеристики отдельных свойств, например, поведения животных или заболеваний, так и в сферу нематериального мира. Академик Д. В. Лихачев предложил термин "экология культуры". Появились понятия "экология творчества", "экологическое сознание", "социальная экология", "экологическая ситуация", "экологическая культура". Некоторые специалисты считали целесообразным использование термина "экология" вместо привычных загальновизначених. Например, рассматривается "экология естественного воспроизводства сосны", "экологическая оценка кормовых угодий", "экологическая физиология". Широкое распространение термин получил для характеристики влияния человеческой деятельности - "инженерная экология", "Техноэкология", "урбоэкология", "экология города", "экология урбанизированных систем", "прикладная экология", "экологические последствия антропогенного воздействия" и так далее.

Некоторые считают экологию шире, чем самостоятельную науку - как мировоззрение.

Значительное употребление термин в официальных материалах (стандартах, инструкциях и т.д.) - "экологическая экспертиза", "экологический проект", "экологическая политика", "экологическая сеть", "экологический календарь", "экологическое образование", "экологическая информация" , "экологически уязвима государство (территория)", "экологическая карта".

Термин широко используется в быту и в средствах массовой информации. И здесь каждый вкладывает свой смысл. Диктор телевидения - "употребление алкоголя и плохая экология вредят вашей печени". Бабушка на базаре - "проклятая экология потеряла на огороде огурцы". Президент страны - "экология взяла нас за горло". Название международного фестиваля искусства - "экология природы - экология души". Мэр города - "экология городской среды". Примеров множество.

Чем же объяснить "бум" срока, который появился для определения направления сугубо научной дисциплины и помещают в себе понятие "наука"? Главная причина - звучность, меткость, удобство слова. Зачем говорить: "в результате загрязнения окружающей природной среды...", сказал: "плохая экология" - и тебя все поняли. Специалист снисходительно улыбнется твоей неосведомленности, дилетант - кивает головой в знак согласия. Как тут не вспомнить Гилярова А.Н., который писал в 1990 году: "Нет ничего удивительного в том, что это удобно, емкое слово, многократно повторенное средствами массовой информации, потеряло значение научного термина и приобрело важный социальный, а иногда и политический содержание ".

Но, пожалуй, не надо, во-первых, соглашаться с тем, что слово "экология" потеряло значение научного термина, а во-вторых, термин "экология" без достаточного основания.

Слово «экология» сегодня очень часто встречается на страницах газет и интернет-изданий, звучит в телепередачах и по радио.


Несложно догадаться, что оно имеет какое-то отношение к природе. Но все ли точно знают его значение и понимают, что изучает экология и для чего она вообще нужна?

Термин «экология» впервые появился в научной среде в 1866 году. Тогда этим словом было предложено называть отрасль науки, которая изучает существование различных сообществ живых существ, взаимодействующих между собой и с окружающей их естественной средой.

Уже тогда было замечено, что с изменением внешних условий изменяется и система сосуществования живых организмов разных видов: для одних условия становятся более благоприятными, для других – менее.

С развитием технического уровня цивилизации влияние техногенных факторов на естественную среду обитания постоянно возрастало. Причем это влияние, как правило, имело разрушительный, негативный характер. Когда изменения достигли таких масштабов, что стали влиять уже на жизнь человеческого сообщества, изучение экологии вышло для человечества в ряд первоочередных задач.


С этого времени слово приобрело современный смысл: экология — наука, изучающая все, в том числе техногенные и антропогенные, влияния на сложившиеся системы взаимоотношений живых существ в отдельно взятом регионе.

Некоторые ошибочно считают, что экология изучает только вредные влияния техногенных факторов на природу и методы охраны существующих экосистем, однако это не так.

Сегодня наиболее верным считается определение, которое было выработано в 1990 году на Международном конгрессе экологов: это наука, которая изучает взаимодействие живой и неживой природы.

Мир вокруг нас – это сложный многоуровневый комплекс взаимодействий живых существ и окружающих их неживых объектов. Это не только пресловутые пищевые цепочки, хотя они тоже входят в состав экосистем: растения служат пищей для животных, животные, погибая, служат пищей для микроорганизмов и насекомых, которые, поглощая органические остатки, превращают их в плодородную почву, которая служит питательной средой для растений и т.д.

Не менее важную роль играют и другие факторы среды, которые в совокупности образуют уравновешенную саморегулирующуюся систему.


Эти факторы среды и изучает экология, выявляющая, как взаимодействуют между собой отдельные составляющие экосистемы. Среди них ученые различают:

— физико-химические факторы (почва, рельеф местности, климат и т.д.);

— биологические и биотические факторы (взаимодействие живых организмов между собой);

— антропогенные факторы (влияние на природную среду человека и его деятельности).

Кроме того, экология изучает популяции животных: от чего зависят увеличение и уменьшение численности отдельных видов, какое влияние на них оказывает неживая природа и какое – другие виды живых существ, от микроорганизмов до крупных хищников.

Немаловажное значение для экологов имеет изучение биоценозов – сообществ живых существ, зависящих друг от друга.

Экология – наука, получившая сегодня огромное значение. Деятельность человека все больше изменяет окружающий мир, разрушая устоявшиеся экологические системы. Нередко от этого страдает и сам человек, поскольку непродуманные действия порождают серьезные последствия.

Один из наиболее ярких примеров – практически полное исчезновение за последние полвека Аральского моря и всей его экосистемы. Там, где еще 50-60 лет назад была гладь моря, полного рыбы, а вокруг расстилалась зеленая степь, сегодня можно увидеть лишь бесплодные барханы и солончаки.


Работа экологов может предупредить подобные катастрофы, сохранив природные взаимосвязи от воздействия негативных факторов деятельности человека. Наблюдение за сохранением равновесия природных экосистем поможет вовремя заметить появление серьезного негативного воздействия, обнаружить и нейтрализовать его влияние.

Мы обязаны сберечь богатство и многообразие живой природы для наших внуков и правнуков, чтобы они могли жить в чистом, здоровом и дружелюбном мире, радоваться его красоте и гармонии.

Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм инадорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология.

Повышение роли экологии на современном этапе развития человечества. Основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Угроза глобальных экологических катастроф. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Экологические знания – основа природопользования. Экологические принципы заповедного дела и рационального использования природных ресурсов. Красные книги. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987).

По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «... как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме ; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующиеформе, функции, развитию, регуляции и адаптации . Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики».

Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач , стоящих перед современной экологией:

– Изучение структуры пространственно-временны х объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

– Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах.

– Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом.

– Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

– Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования.

– Создание теоретической основы охраны природы.

– Научное обоснование производственных и социально-экономических программ.

Методы экологических исследований

При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем . Современная экология – это один из наиболее точных, наиболеематематизированных разделов биологии.

Структура современной экологии

Экология делится на фундаментальную и прикладную . Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса».

Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную . В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д.

Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией , например:

– экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно выделяются разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:

экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;

социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды .

Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков , а также охрана отдельныхпамятников природы . Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинаетсяэкологический кризис , особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Главные из них:

– обеспечение населения продовольствием и водой;

– защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса;

– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и в природных ресурсах;

– охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, защита среды от разнообразных загрязнений – физических, химических, биологических;

– сохранение биологического (генетического) разнообразия : многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого вида как представителя таксономической группы и сообщества.

400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных.

К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний .

Международное сотрудничество в деле охраны природы .

Глобальные экологические проблемы обострились после Второй мировой войны. Для их решения в 1948 г. был образованМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) .

Первоочередной задачей МСОП являлось составление Красных книг – списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга СССР, а в 1985 г. – Красная книга Российской Федерации.

В 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов была разработана «Всемирная стратегия охраны природы» .

В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного по белкам, витаминам и микроэлементам.

Всемирная стратегия сформулировала первоочередные задачи охраны природы:

– Поддержание главных экологических процессов в экосистемах.

– Сохранение генетического разнообразия.

– Долгосрочное рациональное использование видов и экосистем.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию . На этой конференции был принят ряд документов, подписанных представителями 179 государств:

– Программа действий: Повестка дня на XXI век.

– Заявление о принципах в отношении лесов.

– Конвенция ООН об изменении климата.

– Конвенция о биологическом разнообразии.

В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «...разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, ...осуществлять контроль за видами деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на биологическое разнообразие».

В 1995 г. в Софии на конференции министров окружающей среды европейских стран была принята Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия .

Принципы Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природы:

– Охрана наиболее уязвимых экосистем.

– Охрана и восстановление нарушенных экосистем.

– Охрана территорий с наибольшим видовым разнообразием.

– Сохранение эталонных природных комплексов.

экология (греч. oikos дом, место обитания + logos учение)

наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

экология

экологии, мн. нет, ж. (от греч. oikos - дом и logos - учение) (биол.). Отдел биологии, изучающий взаимоотношения организмов и окружающей среды.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

экология

    Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека.

    Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перец.). 1 прил. экологическкй, -ая, -ое. Эколош-чесхие разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (парен.) чистые продукты.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

экология

    Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой.

    Состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

экология

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и... логия) наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин "экология" предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С сер. 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значенние как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин "экология" - более широкий смысл. С 70-х гг. 20 в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (напр., экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об "экологизации" современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений ("Зеленые" и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Экология

(от греч. óikos ≈ жилище, местопребывание и...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Э. интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы. Основные разделы экологии. Э. подразделяется на общую Э., исследующую основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем, и частную Э., сфера которой ограничена изучением конкретных групп определённого таксономического ранга. Общая Э. классифицируется по уровням организации надорганизменных систем. Популяционная Э. (иногда называется демэкологией, или Э. населения) изучает популяции ≈ совокупности особей одного вида, объединяемых общей территорией и генофондом. Э. сообществ (или биоценология) исследует структуру и динамику природных сообществ (или ценозов) ≈совокупностей совместно обитающих популяций разных видов. Биогеоценология≈ раздел общей Э., изучающий экосистемы (биогеоценозы). В СССР и в некоторых зарубежных европейских странах биогеоценологию иногда считают самостоятельной наукой, отличной от Э. В США, Великобритании и многих других зарубежных странах термин «экосистема» используется чаще, чем биогеоценоз, и биогеоценология как отдельная наука там не выделяется. Частная Э. состоит из Э. растений и Э. животных. Сравнительно недавно оформилась Э. бактерий и Э. грибов. Правомерно и более дробное деление частной Э. (например, Э. позвоночных, Э. млекопитающих, Э. зайца-беляка и т.п.). Относительно принципов деления Э. на общую и частную нет единства во взглядах учёных. По мнению некоторых исследователей, центральный объект Э. ≈ экосистема, а предмет частной Э. отражает подразделение экосистем (например, на наземные и водные; водные подразделяются на морские и пресноводные экосистемы; пресноводные экосистемы, в свою очередь, ≈ на экосистемы рек, озёр, водохранилищ и т.д.). Э. водных организмов и образуемых ими систем изучает гидробиология . Применяется и деление Э. на аутоэкологию, исследующую взаимоотношения отдельных видов со средой (главным образом с абиотическими факторами), и синэкологию, изучающую сообщества и биогеоценозы; это деление предложено швейцарским ботаником К. Шрётером. Популяционная Э. связывает оба эти раздела. В мировой экологической литературе не существует единого мнения относительно объёма понятия «Э. растений». В СССР и зарубежных европейских странах (за исключением Великобритании) её трактуют как аутоэкологию, считая сообщества растений объектом фитоценологии или геоботаники. В США и Великобритании под Э. растений понимают науку, исследующую как отдельные виды, так и сообщества. Многие отрасли Э. имеют ярко выраженную практическую направленность. Такова сельскохозяйственная Э., предмет которой ≈ создаваемые человеком сельскохозяйственные экосистемы (см. Агрофитоценозы). Влияние природной среды на человеческое общество, особенности урбанизированных биогеоценозов изучает возникшая в середине 20 в. Э. человека. Возросшая опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды привела к возникновению радиоэкологии. Учение о биосфере, ещё не получившее отдельного названия, разрабатывается в особенно тесном контакте с биогеохимией. Отношения организмов к абиотической и биотической среде в прошлые геологической эпохи, проблемы реконструкции древних ценозов по ископаемым остаткам составляют предмет палеоэкологии. Очерк развития экологии. Термин «Э.» предложил в 1866 немецкий зоолог Э. Геккель, определив Э. как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все ⌠условия существования■». Предыстория Э. восходит к трудам натурфилософов Древней Греции и Рима. Ценные экологические наблюдения содержатся в работах естествоиспытателей 18 в. (особенно К. Линнея, Ж. Бюффона, П. С. Палласа и И. И. Лепёхина). Э. зарождалась в ботанике и зоологии. На формирование её в первую очередь оказали влияние работы, в которых изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды. Особенно велико было значение исследования географического распространения растений ≈ с самого начала экологического по своей сущности. В начале 19 в. немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт на основе многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке показал зависимость высотной и широтной поясности от температуры и дал первую классификацию жизненных форм растений. Швейцарский ботаник О. П. Декандоль выделял (1832) даже науку «эпирреологию», изучающую взаимодействие растений и внешней среды. Для развития Э. в России большое значение имели труды К. Ф. Рулье, в которых подчёркивалась необходимость изучения животных во взаимодействии с другими организмами и абиотической средой; особо отмечалась также роль условий, создаваемых человеком (антропогенный фактор). Настоящим экологическим исследованием была работа Н. А. Северцова «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» (1855), анализирующая обширный материал по сезонным явлениям в жизни наземных позвоночных Воронежской губернии К середине 19 в. больших успехов достигла агрохимия. Согласно «закону минимума», сформулированному немецким учёным Ю. Либихом, в конкретных условиях не все питательные элементы почвы ограничивают урожай, а лишь содержащиеся в недостаточном для растения количестве. Претерпев некоторые уточнения, данный принцип стал позднее одним из ведущих при рассмотрении факторов, ограничивающих распространение или количественное развитие организмов. На формирование Э. как самостоятельной науки решающее влияние оказало «Происхождение видов...» Ч. Дарвина (1859), в котором подчёркнута важность изучения механизмов борьбы за существование, внутривидовых и межвидовых взаимоотношений. Под непосредственным влиянием идей Дарвина Геккель пришёл к выводу о необходимости выделения Э. в особую биологическую дисциплину. Важный этап развития Э. связан с признанием необходимости целостного изучения естественной совокупностей растений и животных. Этому способствовало внедрение специальных терминов для характеристики таких совокупностей. Во всей европейской (в т. ч. и в русской) научной литературе быстро распространился термин «биоценоз», предложенный (1877) немецким зоологом К. Мебиусом. В работах американских учёных чаще используется термин «сообщество». В начале 20 в. ставится комплексная задача исследования совокупности растений и животных в их взаимодействии с абиотической средой. При её решении большие успехи достигнуты в изучении внутренних водоёмов, которые легче представить целостными системами и характеризовать обобщающими показателями (швейцарский исследователь Ф. Форель, немецкий ≈ К. Кнауте). Науку о различных формах проявления жизни в водной среде стали называть гидробиологией. Гидробиологи первыми начали изучать роль организмов в круговороте веществ и трансформации энергии в природе (американские учёные Э. Бердж и Ч. Джадей). Ими были сформулированы важные для развития всей Э. понятия: биомасса (немецкий учёный Р. Демоль) и продукция (немецкий учёный А. Тинеман). Количественное изучение круговорота веществ на суше началось позднее (в 30≈50-х гг. 20 в.). Необходимыми предпосылками их развития были успехи зародившегося в России почвоведения, в частности разработанное В. В. Докучаевым ещё в конце 19 в. представление о почве как об особом естественноисторическом теле, образованном взаимодействием абиотических и биотических компонентов среды. В. И. Вернадский назвал такие природные тела биокосными. Большая часть экологических исследований на суше в конце 19 ≈ начале 20 вв. велась ботаниками и зоологами раздельно, что нашло отражение в публикации первых экологических сводок: по Э. растений (точнее ≈ экологической географии) ≈ датского ботаника Й. Варминга (1895) и немецкого учёного А. Шимпера (1898), по Э. животных ≈ немецкого зоолога Р. Гессе (1912) и американского≈ Ч. Адамса (1913). Сообществам растений в начале 20 в. уделяется особое внимание. В России оформилась фитосоциология (позднее названная фитоценологией), изучающая закономерности организации растительных сообществ (И. К. Пачоский, С. Н. Коржинский, П. Н. Крылов). В это время интенсивно исследовались закономерности процесса смены сообществ ≈ сукцессии (финский учёный Р. Хульт, американский≈ Г. Каулс). Американский ботаник Ф. Клементс, изучавший сукцессии, пытался проводить аналогии между строением и развитием организма и сообщества. Значит. вехами в изучении растительных сообществ были работы Г. Ф. Морозова «Учение о лесе» (1912) и В. Н. Сукачёва «Введение в учение о растительных сообществах» (1915). Крупные научные школы фитоценологии возникли в Западной Европе: франко-швейцарская ≈ вначале в Цюрихе (К. Шрётер, Э. Рюбель, Г. Брокман-Ерош), а затем в Монпелье (Ж. Браун-Бланке) и скандинавская (упсальская ≈ Г. Дю Рье). Среди экологов-зоологов также возрос интерес к исследованию сообществ. Так, американский учёный В. Шелфорд, внёсший большой вклад в различные области Э., определяет Э. как науку о сообществах, относя всю аутоэкологию к области физиологии. На развитие теоретической Э. большое влияние оказала книга английского учёного Ч. Элтона «Экология животных» (1927), в которой формулируется проблема изучения организации (структуры) сообществ. описываются закономерности соотношения численности организмов разных трофических уровней (пирамида чисел), уточняется понятие экологической ниши, предложенное ранее американским зоологом Дж. Гринеллом (1917), акцентируется внимание на колебаниях численности популяций. В Э. животных развёртывается экспериментальное изучение популяций. Американский учёный Р. Чепмен вводит понятие биотического потенциала, характеризующего скорость роста (размножения и выживаемости) популяции. Австралийский энтомолог А. Николсон (1933) описывает динамику численности популяции как саморегулирующийся процесс. В результате к 30-м гг. в Э. животных складывается представление о популяции как о целостной, наделённой специфическими свойствами совокупности особей, которая не может быть сведена к их простой сумме. С 20≈30-х гг. в Э. внедряются методы математической статистики (в т. ч. применяемые ранее в демографии) и моделирования. Итальянский исследователь В. Вольтерра (1926) и американский ≈ А. Лотка (1925) разработали математические модели роста отдельной популяции и динамики популяций, связанных отношениями конкуренции и хищничества. После Великой Октябрьской социалистической революции советские экологи начали интенсивно изучать растительность и животный мир различных ландшафтно-географических зон СССР. Л. Г. Раменский развивает концепцию непрерывности (континуума) растит. покрова, вводит понятие экологической индивидуальности вида и понятие консорция . В 20≈30-х гг. советский учёный В. И. Вернадский создал учение о биосфере. Идеи В. И. Вернадского оказали огромное влияние на экологическое мышление в СССР и за рубежом; особенно актуальными они стали в 50≈60-х гг., в значительной степени в связи с возросшей угрозой глобальных нарушений в биосфере, вызванных деятельностью человека. Всемирную известность получили экспериментальные работы с простейшими и микроорганизмами советского учёного Г. Ф. Гаузе, сформулировавшего принцип конкурентного исключения. Согласно этому принципу, два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго. В пропаганде экологических идей и подготовке кадров в СССР важную роль сыграли сводки Д. Н. Кашкарова: «Среда и сообщество» (1933) и «Основы экологии животных» (1938). В ходе развития Э. менялись её содержание и определение. Так, в 30-х гг. подчёркивалось, что Э. изучает адаптации (приспособления) организмов к окружающей среде. Исследование сообществ организмов иногда считалось предметом самостоятельной науки ≈ биоценологии. Использовав большой материал по динамике численности позвоночных животных, С. А. Северцов (194

    связал достижения Э. с эволюционными идеями и определил Э. как науку о механизмах борьбы за существование.

    Советскими экологами растений разрабатывается начатое В. Н. Сукачёвым экспериментальное направление в фитоценологии, основная задача которого ≈ исследование механизмов внутривидовой и межвидовой конкуренции.

    В 30≈50-х гг. экологи животных в СССР ведут работы в полевых условиях: анализируют колебания численности вредных грызунов и промысловых млекопитающих (Б. С. Виноградов, Н. П. Наумов, О. И. Семёнов-Тян-Шанский, С. П. Наумов, А. Н. Формозов и др.); изучают влияние снежного покрова на животных (А. Н. Формозов, А. А. Насимович, В. П. Теплов); исследуют почвенных беспозвоночных (М. С. Гиляров).

    Широкое использование количественных методов характерно и для морской гидробиологии (С. А. Зернов, И. И. Месяцев, А. А. Шорыгин, В. Г. Богоров, В. П. Воробьев и др.). Важную роль в её развитии сыграла научная, организаторская и педагогическая деятельность Л. А. Зенкевича. В гидробиологии зарождается направление, изучающее биологическую продуктивность водоёмов, крупный вклад в развитие которого внесли советские исследователи (на Косинской лимнологической станции под Москвой ≈ Л. Л. Россолимо, Е. В. Боруцкий, С. Н. Кузнецов, Г. С. Корзинкин и др.). Там впервые в мире по интенсивности фотосинтеза была количественно определена первичная продукция в водоёме (Г. Г. Винберг, 193

    Большое значение для развития Э. имело формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Английский ботаник А. Тенсли (1935) назвал экосистемой любую совокупность совместно обитающих организмов (автотрофов и гетеротрофов) и необходимой для их существования абиотической среды. Более конкретное понятие биогеоценоза, обоснованное В. Н. Сукачёвым, подразумевает единство растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённый участок земной поверхности с его ландшафтными, климатическими, почвенными и гидрологическими условиями. Введение этих понятий способствовало сближению разных разделов Э. и привело к постановке таких общеэкологическим проблем, как изучение круговорота вещества и потока энергии в экосистеме. Представление о трофических (пищевых) уровнях позволило количественно охарактеризовать процесс превращения вещества и энергии при переходе с одного уровня на другой (американские экологи Дж. Хатчинсон, Р. Линдеман, Г. Одум). Продукционно-энергетическое направление развивал советский учёный В. С. Ивлев, известный также своими исследованиями в области количественных характеристик питания рыб.

    В 40≈50-х гг. советский ботаник Т. А. Работнов, а в 60-х гг. А. А. Уранов разрабатывают учение о популяциях у растений. Позже аналогичные работы появляются и за рубежом (английский учёный Дж. Харпер).

    В 50-х гг. формируется общая Э. Предпосылками для её развития послужили: достижения гидробиологии (прежде всего продукционно-энергетического направления); осмысление большого фактического материала, накопленного Э. наземных животных и Э. растений; формулировка понятий экосистемы и биогеоценоза; широкое внедрение математических методов, системного подхода и представления об уровнях организации живой материи. В первых сводках по общей Э. (американские экологи Дж. Кларк и Ю. Одум) много внимания уделяется рассмотрению экосистем. В задачи общей Э. включается обычно и изучение основных принципов организации популяций и сообществ.

    В 60≈70-х гг. наблюдается бурный рост экологических исследований во всём мире. Причина его, во-первых, ≈ в зрелости самой Э. как науки, чётком определении объектов и методов исследования; во-вторых, в актуальности проблем повышения продуктивности экосистем и охране окружающей среды, необычайно возросшей в ходе научно-технической революции. Параллельно развивается и теоретическое направление в Э. (американский эколог Р. Мак-Артур и испанский эколог Р. Маргалеф), широко использующее математическое моделирование.

    Характерная черта современной Э. ≈ исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается взаимодействие человека и биосферы. С 1964 начались работы, проводимые в рамках Международной биологической программы (МБП): её основная цель ≈ изучение продуктивности экосистем в разных областях земного шара. В процессе выполнения МБП стандартизирована методика определения продукции различных трофических звеньев. Исследования по биологической продуктивности продолжены международной программой «Человек и биосфера» (ЧиБ), в которой главное внимание уделено анализу воздействия деятельности человека на биосферу. Объединению экологов разных стран способствовало возникновение Международного общества экологов (ИНТЭКОЛ), 1-й конгресс которого состоялся в Гааге в 1974.

    Много внимания уделяется изучению структуры и функционирования сообществ (биоценозов); установлению закономерных соотношений численностей видов в сообществе. Соотношение численности и биомасс разных видов также подчиняется определённым правилам. Видовая структура сообщества меняется в процессе его развития ≈ сукцессии, а также под действием различных факторов, связанных с хозяйственной деятельностью человека. Важной задачей является изучение стабильности сообществ и их способности противостоять неблагоприятным воздействиям.

    При исследовании экосистем открывается возможность количественного анализа круговорота вещества и изменений потока энергии при переходе с одного пищевого уровня на другой. Такой продукционно-энергетический подход на популяционном и биоценотическом уровнях позволяет сравнивать различные естественные и создаваемые человеком экосистемы.

    Основные этапы круговорота вещества и потока энергии хорошо известны для пресноводных экосистем. Для некоторых водоёмов выяснено соотношение энергии, фиксированной зелёными растениями в самом водоёме и поступающей с органическим веществом из наземных экосистем. Подобные исследования позволяют подойти к ещё мало изученным проблемам обмена веществом и энергией между разными экосистемами. Большие задачи стоят перед Э. по количеств. оценке продукционных процессов в океане. Величину первичной продукции в водных экосистемах определяют по интенсивности выделения кислорода или включением радиоактивной метки при фотосинтезе. Несмотря на большую методическую сложность, достигнуты успехи в продукционно-энергетических исследованиях на суше. Изучен круговорот биогенных элементов и первичная продукция в основных типах наземных экосистем. Показано, что общий объём первичной продукции на суше примерно в два раза превышает суммарную величину продукции Мирового океана, причём особенно велика продуктивность тропических лесов. Для оценки запасов биомассы в наземных экосистемах применяют фотографирование поверхности Земли в видимой и инфракрасной частях спектра с космических кораблей. Изучение использования синтезированного автотрофами органического вещества показало, что на суше только малая его часть непосредственно потребляется растительноядными животными, а основная масса ≈ в виде отмерших растительных тканей ≈ сапрофагами и сапрофитами. Наряду с пищевыми связями в экосистемах существуют и другие межорганизменные связи, в частности ≈ осуществляемые через продукты обмена веществ, выделяемые организмами во внешнюю среду. Исследование их интенсивно ведётся как в наземных, так и в водных экосистемах.

    Особенно важно изучение биосферы в целом: определение первичной продукции и деструкции по всему земному шару, глобального круговорота биогенных элементов; эти задачи могут быть решены только объединёнными усилиями учёных разных стран.

    Разнообразие явлений, изучаемых современной Э., объясняет её широкие связи со многими естественными и гуманитарными науками. Популяционная Э. связана с генетикой, физиологией, этологией, биогеографией, систематикой и демографией. Биогеоценология ≈ с ландшафтоведением, биогеохимией, почвоведением, гидрологией, гидрохимией, климатологией и другими науками о среде. Под влиянием Э. во многих биологических науках формируются направления, рассматривающие те или иные стороны изучения живого с точки зрения Э. таковы: экологическая физиология, экологическая морфология, экологическая цитология, экологическая генетика и др.

    Большое влияние на Э. оказали достижения математики, физики, химии, философии. В свою очередь Э. выдвигает новые задачи перед математикой (особенно в сфере статистики и моделирования). Весомый вклад внесла Э. в формирование представлений о системной организации живой материи. Значительно расширяются связи Э. с гуманитарными науками: социологией, политической экономией, юриспруденцией, этикой. При исследовании агроценозов Э. тесно взаимодействует со всем комплексом сельскохозяйственных наук. В тесном содружестве с биогеохимией Э. исследует процессы миграции в биосфере биогенных элементов, лимитирующих производство сельскохозяйственных продуктов.

    Практическое значение экологии. На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение Э. необычайно возросло. Э. должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии (см. Охрана природы, Природопользование). Познание основных принципов трансформации вещества и энергии в природных экосистемах создаёт теоретическую основу для разработки практических мероприятий по увеличению количества и качества пищевых продуктов, производимых в биосфере. Исследования природных механизмов регуляции численности популяций служат основой планирования и разработки систем мероприятий по управлению численностью экономически важных видов. Знание основных факторов динамики популяции необходимо для ведения борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, с переносчиками и хранителями заболеваний. Так, достижения Э. позволяют перестроить систему борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, перейдя от попыток их полного истребления с помощью пестицидов широкого действия, наносящего большой вред всему биогеоценозу, к действительной регуляции численности определённых видов биологическими и агротехническими методами и только ограниченно ≈ химическими.

    Э. служит теоретической основой для разработки мер по переходу от промысла диких видов растений и животных к их культивированию и к другим формам более рационального их использования. На данных Э. основное рациональное ведение рыболовства, рыбоводства и охотничьего хозяйства.

    Э. изучает взаимодействие сельскохозяйственных и природных экосистем, сочетания окультуренных и естественных ландшафтов. Одна из важнейших практических задач Э. ≈ изучение евтрофирования внутренних водоёмов, возникающего в результате нарушения их биологического и гидрохимического режима, приводящего к неблагоприятным для человека последствиям: массовому развитию планктонных синезелёных водорослей («цветению воды»), исчезновению ценных пород рыб, ухудшению качества воды. Разработка мер по охране и рациональному использованию дикой природы, создание сети заповедников, заказников и национальных парков, планирование ландшафта также производятся по рекомендациям, разрабатываемым экологами. Ярко выраженная практическая направленность характерна для Э. человека (см. раздел Социальные аспекты экологии).

    В развитии народного хозяйства Коммунистическая партия Советского Союза в качестве одного из важнейших направлений выделяет рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Успешное развитие этих работ требует широкой пропаганды экологических знаний среди всех слоев населения, формирования основ научных экологических представлений. Обязанность советских людей бережно относиться к природе и охранять её богатства занесена в Конституцию СССР.

    Основные научные учреждения и периодические издания. В СССР работы по Э. ведутся в институтах и учреждениях АН СССР: Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова (Москва), Институте экологии животных и растений (Свердловск), Зоологическом и Ботаническом институтах (Ленинград), Лаборатории лесоведения (Москва), Институте географии (Москва), Биологическом институте (Новосибирск), Институте биологии и почвоведения (Владивосток), а также в зоологических и ботанических институтах АН союзных республик, в Институте пустынь АН Туркменской ССР (Ашхабад) и во Всесоюзном институте защиты растений ВАСХНИЛ (Пушкин, около Ленинграда). Исследования по водной Э. проводятся в Институте биологии внутренних вод АН СССР (пос. Борок Ярославской области), Институте гидробиологии АН УССР (Киев), Институте океанологии (Москва), Всесоюзном научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (Москва), Институте биологии южных морей АН УССР (Севастополь) и др. Экологические исследования ведутся в учебных заведениях, а также в заповедниках, охотничьих хозяйствах, противочумных институтах, санэпидстанциях и других противоэпидемических учреждениях.

    Основные русские издания, в которых публикуются результаты экологических исследований: «Журнал общей биологии» (с 1940), «Экология» (с 1970), «Зоологический журнал» (с 1916), «Ботанический журнал» (с 1916), «Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический» (с 1922), «Гидробиологический журнал» (с 1965), «Океанология» (с 1961), «Биология моря» (с 1975) и др. Вопросы прикладной Э. освещаются также в журналах: «Лесоведение» (с 1967), «Охота и охотничье хозяйство» (с 1955), «Рыбоводство и рыболовство» (с 1958); «Водные ресурсы» (с 1972), «Защита растений» (с 1956) и др.

    Наиболее крупные зарубежные периодические издания по Э.: «Ecology» (Brooklyn, с 1920); «Ecological Monographs» (Durham, с 1931); «Journal of Animal Ecology» (Camb., с 1932); «Journal of Ecology» (L., с 191

    ; «Oikos» (Cph., с 1949); «Oecologia» (В., с 1968); «Ekologia Polska» (Warsz., с 1953); «Journal of Applied Ecology» (Oxf., с 196

    ; «Internationale Revue der gesamten Hydrobiologie und Hydrographie» (Lpz., с 1908); «Theoretical Population Biology» (N. Y.≈ L., с 1970); «Limnology and Oceanography» (Balt., с 1956). Статьи по Э. публикуются также в крупных естеств.-науч.журналах: «Science» (N. Y., с 1883), «American Naturalist» (N. Y., с 1867), «Nature» (L.≈ N. Y., с 1869). Периодические сборники, публикующие главным образом обзорные статьи: «Annual Review of Ecology and Systematics» (Palo Alto, с 1970) и «Advances in Ecological Research» (L.≈ N. Y., с 1962).

    Лит.: Пачоский И. К., Основы фитосоциологии, Херсон, 1921; Вернадский В. И., Биосфера, 1≈2, Л., 1926; Северцов С. А., Динамика населения и приспособительная эволюция животных, М.¾Л., 1941; Ивлев В. С., Экспериментальная экология питания рыб, М., 1955; Лэк Д., Численность животных и ее регуляция в природе, пер. с англ., М., 1957; Винберг Г. Г., Первичная продукция водоемов, Минск, 1960; Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963; Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964; Шенников А. П., Введение в геоботанику, Л., 1964; Макфедьен Э., Экология животных, пер. с англ., М., 1965; Родин Л. Е., Базилевич Н. И., Динамика органического вещества и биологический круговорот зольных элементов и азота в основных типах растительности земного шара, М.≈ Л., 1965; Викторов Г. А., Проблемы динамики численности насекомых на примере вредной черепашки, М., 1967; Константинов А. С., Общая гидробиология, 2 изд., М., 1972; Грейг-Смит П., Количественная экология растений, пер. с англ., М., 1967; Дювиньо П., Танг М., Биосфера и место в ней человека (экологические системы и биосфера), пер. с франц., 2 изд., М., 1973; Шварц С. С., Эволюционная экология животных, Свердловск, 1969; Очерки по истории экологии, М., 1970; Раменский Л. Г., Проблемы и методы изучения растительного покрова, Л., 1971; Тишлер В., Сельскохозяйственная экология, пер. с нем., М., 1971; Биосфера, пер. с англ., М., 1972; Фарб П., Популярная экология, пер. с англ., М., 1971; Ковальский В. В., Геохимическая экология, М., 1974; Одум Ю., Основы экологии, пер. с англ., М., 1975; Дажо Р., Основы экологии, пер. с франц., М., 1975; Дрё Ф., Экология, пер. с франц., М., 1976; Lotka A., Elements of physical biology, Balt., 1925; Gause G. F., Struggle for existence, Balt., 1934; Weaver J. Е., Clements F. E., Plant ecology, 2 ed., N. Y.≈ L., 1938; Principles of animal ecology, Phil.≈ L., 1949; Andrewartha Н. G., Birch L. C., The distribution and abundance of animals, Chi., 1954; Clarke G. L., Elements of ecology, N. Y., 1965; Schwerdtfeger F., Ökologie der Tiere, Bd 1≈3, Hamb.¾B., 1963≈75; Margalef R., Perspectives in ecological theory, Chi.≈ L., 1968; Chemical ecology, ed. E. Sondheimer, J. B. Simeone, N. Y.≈L., 1970; Whittaker R. Н., Communities and ecosystems, 2 ed., Toronto, 1975; Krebs Ch. J., Ecology: the experimental analysis of the distribution and abundance, N. Y., 1972; Mac-Arthur R. H., Geographical ecology. Patterns in the distribution of species, N. Y., 1972; Emlen J. М., Ecology: an evolutionary approach, Mass., 1973; McNaughton S. J., Wolf L. L., General ecology, N. Y., 1973: Pianka E. P., Evolutionary ecology, N. Y., 1974; Stugren B., Grundlagen der allgemeinen ökologie, 2 Aufl., Jena, 1974; Ecology and evolution of communities, ed. М. L. Cody, J. М. Diamond, Camb.≈L., 1975; Larcher W., Ökologie der Pflanzen, 2 Aufl., Stuttg., 1976; Methods in plant ecology, ed. S. B. Chapman, Oxf., 1976.

    А. М. Гиляров, Н. П. Наумов.

    Социальные аспекты экологии. Научно-техническая революция связана с непрерывной интенсификацией и расширением масштабов хозяйственной деятельности общества. Это обостряет внимание к экологическим проблемам, в частности к прямому и побочному влиянию производств. деятельности на состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, к загрязнению Мирового океана, водоёмов суши и уменьшению запасов пресной воды, уменьшению запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов, выделению в биосферу неперерабатываемых биохимических и токсичных отходов, экологическому воздействию антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, влиянию экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций и т.п.

    Социальные аспекты Э. стали предметом специальных научных исследований в 20 в. Уже в 19 в. Д. П. Марш, проанализировав многообразные формы разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы. Французские географы 20 в. (П. Видаль де ла Блаш, Ж. Брюн, Э. Мартонн) разработали концепцию географии человека, предмет которой ≈ изучение группы явлений, происходящих на нашей планете и причастных к деятельности человека. В работах представителей голландской и французской географической школы 20 в. (Л. Февр, М. Сор), в конструктивной географии, развитой советскими учёными А. А. Григорьевым, И. П. Герасимовым, анализируется воздействие человека на географический ландшафт, воплощение его деятельности в социальном пространстве.

    Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение производств. деятельности человечества в могучий геохимический фактор, что послужило основанием для выделения новой геологической эры ≈ антропогенной (русский геолог А. П. Павлов) или психозойской (американский учёный Ч. Шухерт). Учение В. И. Вернадского о биосфере и превращении её в ноосферу связано с новым взглядом на геологические последствия социальной деятельности человечества.

    Социальные аспекты Э. изучаются и в исторической географии, исследующей связи между этническими группами и природной средой, и особенно в социологии, в частности в социальной Э., анализирующей взаимоотношения между социальными группами и средой. Основатели Чикагской социологической школы (Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Д. Макензи), сформулировавшие одну из первых трактовок Э. человека, или социальной Э., показали зависимость пространственной организации города и расселения различных социальных групп от механизмов экономической конкуренции.

    Предмет и статус социальной Э. является объектом дискуссий: она определяется либо как системное понимание окружающей среды, либо как наука о социальных механизмах взаимосвязи человеческого общества с окружающей средой, либо как наука, делающая акцент на человеке как биологическом виде (homo sapiens). Тем не менее Э. существенно изменила научное мышление не только естественников, но и гуманитариев, выработав новые теоретические подходы и методологической ориентации у представителей различных наук, способствовав формированию нового экологического мышления. Экологи с помощью системного подхода анализируют природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, рассматривают биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа ≈ общество», раскрывают воздействие человека на равновесие природных экосистем, ставят вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы.

    Экологическое мышление находит своё выражение в различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и производства. Одни из них связаны с настроениями экологического пессимизма и алармизма (от англ. alarm ≈ тревога), с возрождением реакционно-романтических концепций руссоистского толка, с точки зрения которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе научно-технический прогресс, с возникновением доктрин «ограниченного роста», «устойчивого состояния» и т.п., считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико-экономическое развитие.

    Другие в противовес этой пессимистической оценке будущего развития человечества и перспектив природопользования выдвигают проекты радикальной перестройки технологии, избавления её от просчётов, приведших к загрязнению окружающей среды (программа альтернативной науки и технологии, выдвинутая американским учёным Д. Габором, модель замкнутых производств. циклов, развитая американским экологом Б. Коммонером), создания новых технических средств и технологических процессов (транспорта, энергетики и др.), приемлемых с экологической точки зрения.

    Осознание социальных аспектов Э. привело к формированию экологической экономики, которая принимает в расчёт расходы не только на освоение природы, но и на охрану и восстановление экосферы, подчёркивает важность не только критериев прибыльности и производительности, но и экологической обоснованности технических нововведений, экологического контроля над планированием промышленности и природопользования. Решающие шаги в формировании экологической экономики были сделаны советскими экономистами (С. Г. Струмилин и др.).

    Развитие Э. послужило мощным импульсом в выдвижении новых ценностей перед человечеством ≈ сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживаются в различных этических концепциях (учении А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, этике природы американского эколога О. Леопольда, космической этике К. Э. Циолковского, этике любви к жизни, разработанной советским биологом Д. П. Филатовым, и др.).

    Формирование экологического мышления в условиях капитализма сталкивается с отсутствием достаточно эффективных механизмов рациональной регуляции обмена веществ между обществом и природой. Отрицательные последствия воздействия на биосферу оказываются здесь настолько внушительными, что о нём говорят как об экологическом кризисе.

    Предпосылки для рационального регулирования человеком своего обмена веществ с природой создаются впервые в социалистическом обществе. На первых этапах своего существования Советское государство не всегда могло уделять должное внимание экологическим проблемам, вследствие чего некоторые крупные хозяйственные мероприятия не получали всестороннего экологические обоснования. В отличие от капиталистических стран, где экологические мероприятия неизбежно носят частичный, ограниченный характер, социалистический общественный строй позволяет планомерно осуществлять комплексные долгосрочные программы, направленные на сохранение и улучшение среды обитания, на преодоление отрицательных экологических последствий научно-технического прогресса. Планетарный характер воздействия человека на среду обитания требует международного сотрудничества, осуществления общенациональных и межгосударственных мероприятий.

    Лит.: Марш Д. П., Человек и природа, СПБ, 1866; Дорст Ж., До того как умрет природа, пер. с франц., М., 1968; Уатт К., Экология и управление природными ресурсами, пер. с англ., М., 1971; Эренфельд Д., Природа и люди, пер. с англ., М., 1973; Взаимодействие природы и общества. (Философские, географические, экологические аспекты проблемы), М., 1973; Человек и среда его обитания, «Вопросы философии», 1973, ╧ 1≈4; Коммонер Б., Замыкающийся круг, пер. с англ., Л., 1974; его же, Технология прибыли, пер. с англ., М., 1976; Гудожник Г. С., Научно-техническая революция и экологический кризис, М., 1975; Уорд Б., Дюбо Р., Земля только одна, пер. с англ., М., 1975; Новиков Э. А., Человек и литосфера, Л., 1976; Будыко М. И., Глобальная экология, М., 1977; Бехренс В. В., Динамика использования природных ресурсов, в сборнике: Современные проблемы кибернетики, пер. с англ., М., 1977; McKenzie R. D., The ecological approach to the study of the human community, N. Y., 1924; Park R. E., Human communities. The city and human ecology, Glencoe, 1952; Bourgoignie G. E., Perspectives en écologie humaine, P., 1972; Ehrlich P. R., Human ecology: problems and solutions, S. F., 1973; Odum Н. Т., Odum E. G., Energy basis for man and nature, N. Y., 1976.

    Экология :

    • Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
    • Экология - научный журнал, публикующий оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.

    Примеры употребления слова экология в литературе.

    Фима проклинает свою промышленную экологию и поганые биофильтры, которые все время летят, но после целевой заутрени и вмешательства окраинных утопцев фильтры перестало клинить, зато заклинило Фиму, несмотря на его замечательную докторскую степень.

    Ни один зоолог не занялся всерьез экологией четвертичных предков людей, а ведь систематика, предлагаемая палеонтологами для окружавших этих предков животных видов, не может заменить экологии, биоценологии, этологии.

    В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии .

    Все шло к тому, что он будет специализироваться в архивоведении, но узнав, что Сергей выбрал внеземную экологию , Петя в последний момент последовал его примеру.

    Заведует Отделом природных ресурсов Гарри Фрит, один из виднейших биологов Австралии, известный, в частности, блестящими исследованиями экологии различных австралийских уток и гусей, а также глазчатой сорной курицы.

    Проблемы дисбактериоза стали актуальны в последние годы как результат нарушения экологии , постепенного ухудшения состояния здоровья наших детей, неоправданного массивного лечения антибиотиками любых заболеваний взрослых и детей.

    Неясно, кто больше напортачил в пейзаже и экологии Виндайхма -- центаврианцы до климатизации или кроверны в ходе климатизации.

    Как бы ни преобразовалась япуранская мандала, это может быть если не конечной формой хторранской экологии , то наверняка ее ближайшим предвестником.

    А у Мензбира были свои учителя, и главный из них - Николай Алексеевич Северцов, который опять же основоположник экологии животных, науки, разработанной впервые им вместе с его учителем Карлом Францевичем Рулье.

    Демография, экология , развитие экономики и сельского хозяйства, оборотная сторона высоких темпов роста, регионализм, нацменьшинства, Тибет, борьба с коррупцией, преступностью и наркоманией и так далее.

    Но в жизнь неукоснительно проводились конкретные министерские установки: из области, края, из кармана их населения изымалось все возможное при самых минимальных затратах на соцкультбыт, экологию , развитие производственной и социальной инфраструктуры и т.

    Вместо борьбы со своими болезнями, вызванными их собственной хозяйственной деятельностью, нарушением экологии , отравлением атмосферы, морей и океанов, они вывели десятки видов болезнетворных микробов для взаимного уничтожения.

    Наконец мы воочию наблюдали прямое воздействие мельчайших существ хторранской экологии на Амазонский бассейн: ослабляющих вирусов, прожорливых бактерий и орд насе-комоподобных созданий, которые выедали сердцевину деревьев.

    С точки зрения экологии любые виды газификации угля только увеличивают вредные выбросы.

    В Изании у нас будут очень богатые люди и организаторы производства, но они станут не обогащаться за счет пороков и слабостей других, а добровольно вкладывать свои средства в науку, медицину, духовность, культуру, экологию , воспитание подрастающего поколения, во всевозможные ноу-хау, которые сейчас лишь укрепляют и утучняют Вампирию.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...