В ней есть язык. Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет? Анализ стихотворения Тютчева

Многое в поэтике Ф. И. Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один сопоставлял явления природы с душевными переживаниями человека. Но в то время как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Тютчева, - это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же время чувство имеет вполне объективный и реалистический характер. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлением космического бытия как такового. Жизнь, явления и процессы, происходящие в ней, воспринимались поэтом как проявления самой природы, космоса, как состояния и действия живой вселенской души. Природа для него - сгусток страстей, сил, чувств, а отнюдь не мёртвый материал, послушный воле художника:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Так Тютчев начинает одно из своих стихотворений, созданное весной 1836 года. Это произведение в полной мере отражает те поэтические особенности, которые я прежде перечислил. Стихотворение передаёт на редкость живое и непосредственное чувство природы, царящее в сердце поэта. В нём нет ни мифологических образов, встречающихся в лирике Тютчева, ни явных олицетворений. Однако природа здесь рисуется как некое одушевлённое целое. И это не просто художественный приём. Только человек, искренне веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью говорить о её душе, свободе, любви и особом языке.
Первая строфа - это идейная основа стихотворения, главное положение, которое поэт всем дальнейшим содержанием объясняет и доказывает. Не случайно второе и третье четверостишия композиционно отделены от остальных. Этим поэт делает интонационные и тем самым смысловые паузы, отделяющие одну мысль от другой. Он предлагает задуматься нам над сказанным. Следующие после начальной строфы строки рисуют яркие образы окружающего мира:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Поэт обращается к читателю с риторическим вопросом. Но с какой целью? Какую идею он хочет донести до нас, рисуя образы природы? Ответ на эти вопросы мы узнаем только в самом конце стихотворения.
Замкнутая жизнь плода «в родимом чреве» не даёт ему возможность ощутить всю красоту и гармонию, царящую в природе. Он не осознаёт, что мир вокруг него дышит, живёт и радует тех, кто слит с ним воедино:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
Для закрытой, ограниченной разумом души неповторимый мир красок и звуков недоступен. Поэт не разделяет в четверостишиях времена года, природные явления и образы. Наоборот, он старается соединить их, для того чтобы дать читателю прочувствовать всю полноту и цельность единой живой души мира. Окружающая природа - это солнечный, лучистый день и звёздная ночь, это моря, реки и леса, ведущие «языками неземными» разговор. Вслушайся в голоса природы, и в твоей душе расцветёт весна. Даже гроза, в реальной жизни столь опасное явление, в стихотворении преображается и становится «дружеской». Постепенно мы начинаем понимать смысл, который поэт вложил в образное содержание стихотворения. Образы природы служат Тютчеву для воплощения его дум о человеке.
Природа не раскроет свою душу тем, кто не верит и не хочет верить в неё. Не рационалистическое мышление, а чувство и созерцание способны приоткрыть двери в тайны мироздания и вселенской души.
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! Не тревожит
И голос матери самой!..
В последней строфе Тютчев метафорично называет природу «органом». Он говорит, что человек, для которого жизнь «органа» беззвучна, не способен встревожиться даже голосом матери. Главная идея стихотворения «Не то, что мните вы, природа» состоит в призыве поэта раскрыть свою душу навстречу музыке, звучащей в окружающем нас мире.
Интересно, как эта музыка звучит в самом произведении. Тонкий мастер, Тютчев не стремится блеснуть внешними эффектами и изысканностью формы. Поэт использует традиционный для его творчества размер - четырёхстопный ямб. В стихотворении нередки метрические перебои. Однако отступления от основного размера внутренне обоснованы, оправданы смыслом. Лишние безударные слоги придают произведению ритмическую выразительность, находящуюся в полном соответствии с содержанием. В стихотворении нет необычных слов и фраз. Простой, но мягкий поток слов приобретает звучание благодаря внутреннему смыслу стихотворения.
Исключительная насыщенность мыслью и совершенство её художественного выражения делают стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» ярким и эмоциональным. Палитра цвета, полифония звука, многообразие чувств - вот что пытается донести до человека поэт.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Читать стих “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева Фёдора Ивановича сложно, ведь из-за религиозной цензуры из произведения были вырезаны 2 строфы. Несмотря на то, что работа является пейзажной лирикой, в ней нашли неприемлемые строки, восстановить которые так и не удалось. Поэт написал это творение, вдохновившись стихом Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тот говорит о своей невероятной любви к природе, сравнивая её с матерью. В обеих работах есть некоторые схожие черты, не заметить которые невозможно.

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…



. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Представленное нам стихотворение Тютчева,замечательного мастера философско - пейзажной лирики,поражает своей искренностью.тонкостью выражения мысли и мастерством поэтического дара.
Стихотворение написано в Мюнхене в 1836 году (поэт был дипломатом)
Отправив сборник стихов в Петербург,автор получил высокую оценку Пушкина и Жуковского.
Темой этого стихотворения является полемика поэта С "ГЛУХИМИ ЛЮДЬМИ" об отношении к природе,о её восприятии.Автор спорит с "глухими людьми " ,которые не понимают природы.
Поэт говорит:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Своих оппонентов он называет ВЫ.,как бы противопоставляя себя им.Далее вообще называет их ОНИ:

Они не видят и не слышат,


И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
Идея стихотворения - разное отношение к природе.Если для Тютчева она "голос матери самой",то противники поэта ничего
... не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
"Глухие ",по мнению поэта,не могут чувствовать и жить природой,а лирический герой стихотворения - раскрывает душу свою,говоря о природе.
Тютчев - философ.Это видим мы и в анализируемом стихотворении. Вспомним роман Тургенева"Отцы и дети" Для Базарова "природа не храм,а мастерская,и человек в ней работник".Кто же эти ОНИ?.Вульгарные материалисты (каковым был и Базаров).И церковные служащие,считающие природу только"слепком божиим" .
Для Тютчева - всё сложнее.Поэтизация природы доведена в его творчестве до наивысшей точки выражения:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Для поэта природа одухотворена.
Более полному раскрытию темы и идеи стихотворения служат и использованные автором художественные средства выражения
Риторические вопросы и восклицания делают речь поэта более эмоциональной(Иль их садовник приклеил? и др. И ночь в звездах нема была!)
Стихотворение начинается с риторического обращения.которое сразу привлекает внимание читателя.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой(а б а б),используется ассонанс на,и.а.,о.Этот приём наряду с ораторскими нотами придаёт стихотворению напевность и мелодичность.Мелодика и музыкальность создаются и аллитерацией.(нагнетанием согласных звуков)
Использование устаревших слов (чрево,древо,лик,зрите,оргАн) делает поэтический текст более возвышенным и торжественным.
Использование анафоры (единоначатия) создает ритмичность и спокойствие.
В этом тексте много и других художественных приёмов: олицетворение (в ней есть любовь,в ней есть язык - о природе и др.)
Метафоры:(В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза! или Весна в груди их не цвела,и др.)Сравнения (
Живут в сем мире, как впотьмах,).
Эпитеты -(бездушный.чуждыми,неземными и др.)
Все эти средства помогают поэту раскрыть свою любовь к родной ЖИВОЙ природе.

Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром.

Фёдор Иванович в строках этого стихотворения выступает против материалистов, заявляя о независимости природы. Любое вторжение в нее и подчинение воли человека нарушает эту суверенность. Здесь есть также отсылка к церковному восприятию природы, как одного из проявлений воли Бога. "Не слепок, не бездушный лик" утверждает Тютчев, тем самым отрицая церковные догмы.

При первом издании из стихотворения были изъяты вторая и четвертая строфы. Они не прошли церковной цензуры и считались недопустимыми. Позднее поэта просили воссоздать утраченные строки произведения, но это оказалось неосуществимо, Тютчев и сам не помнил, о чем в них говорилось.

Автор использует в произведении метафоры и сравнения для более подробного раскрытия художественного образа. Несмотря на потерю части стихотворения, оно не утратило свою основную идею. Отношения человека и природы рождают сильные чувства в душе поэта, заставляя ставить под сомнение восприятие людьми окружающего мира.

Поэт обращается к людям, не способным увидеть и услышать природу, почувствовать ее дыхание: "При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была!". Но в последних строках как бы извиняет черствость человечества, говоря, что это "Не их вина...".

Отражение любви и глубокого почтения к природе встречается и во многих других произведениях Тютчева, но именно в этом стихотворении он выразил весь спектр чувств к природе, и попытался донести глубинный смысл происходящих в ней процессов до окружающих. Природа является для поэта постоянным источником вдохновения, даря незабываемые впечатления, которые он изливает на бумаге в виде стихов. Это не просто любование явлениями природы и ее красотой, это поиск глубинного смысла происходящего, ответов на главные вопросы бытия.

Философия Тютчева заключается в одухотворении природы. Это не романтическая метафора, а скорее психологизация природы, желание запечатлеть ее процессы, сохранить саму их суть, показать наполненность, самодостаточность и органичность.

Анализ стихотворения Не то, что мните вы, природа… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Одиночество Бродского

    Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

    Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...