в) обобщение ЗУН. решение проблемного вопроса

    2.

    , стол D.

    1. Деление на группы

    1. Падежи

    1. Родительный

    2. Дательный

    3. Предложный

    4. Винительный

    1. Собственные и нарицательные существительные

    1. микрорайон Ожет

    2. кошка Мурка

    3. чемпион Денис Тен

    4. газета «Вечерний Алматы»

    1. Единственное и множественное число

    1. Книга-книги

    2. Тетрадь-тетради

    3. Друг-друзья

    4. Улыбка-улыбки

    5. Яблоко-яблоки

    А. Падежи

    Родительный

    Микрорайон Ожет

    Книга-книги

    Дательный

    Кошка Мурка

    Тетрадь-тетради

    Предложный

    Чемпион Денис Тен

    Друг-друзья

    Винительный

    Газета «Вечерний Алматы»

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

    3.

    Защита презентаций.

    Взаимооценивание.

    4. Ознакомление с новым материалом

    1.

    План разбора

    1. Часть речи. Общее значение.

    2. Морфологические признаки.

    2. Постоянные признаки:

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    2.

    Образец разбора

    Пришла зима.

    Устный разбор

    Зима зима.
    Начальная форма - зима.


    неодушевлённое, жёнского рода.


    именительном падежё, в единственном числе.

    3.

    Письменный разбор

    1. Зима - сущ. (что?) зима.

    2. Н.ф. - зима.

    3. Что? Зима.

    5. Физкультминутка.

    Всё пробудилось ото сна:

    По миру шествует ВЕСНА.

    Как будто расцветаем мы,

    Почувствовав приход ВЕСНЫ.

    И захотелось выйти мне

    Навстречу молодой ВЕСНЕ.

    В листве зелёной утону

    И в этом обвиню ВЕСНУ.

    Природа дышит лишь одной

    Неповторимою ВЕСНОЙ.

    Скворец, присевший на сосне,

    Горланит песни О ВЕСНЕ.

    Другим об этом расскажи

    И повторишь ты падежи.

    6. .

    Что вы о нём знаете?

    Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью.

    Записать предложение

    1. Ручейки бегут быстрее.

    Светит солнышко теплее.

    Воробей погоде рад.

    Заглянул к нам месяц.

    2. Солнышко всё ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает.

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает?

    3. Зачирикал воробей

    После зимней стужи.

    Солнце ярче и теплей,

    На дорожках лужи.

    Вся природа

    Пробудилась ото сна .

    Отступает непогода,

    Это к нам идет… (Весна).

    Задание:

    7. Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    8. Итог урока.

    Выставление оценок.

    Чему мы научились на уроке?

    9. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Морфологический разбор имени существительного»

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цель:

    систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

    развивать речь детей, память, внимание и мышление;

    воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация на интерактивной доске, карточки.

Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой на урок.

Доброе утро, ребята! Рада вас видеть.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Проверка домашнего задания

    Что было задано на дом?

    Повторить изученное о существительном

    Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться?

Производить морфологический разбор.

А для этого мы должны вспомнить всё, что мы изучали об имени существительном.

Для этого вам надо разделиться на группы.

Дети берут карточку и по карточке определяют стол, за который должны сесть. На столы заранее поставлены названия: стол А. Падежи, стол В. Собственные и нарицательные существительные , стол D. Единственное и множественное число

    Деление на группы

    Падежи

    Родительный

    Дательный

    Предложный

    Винительный

    Собственные и нарицательные существительные

    микрорайон Ожет

    кошка Мурка

    чемпион Денис Тен

    газета «Вечерний Алматы»

    Единственное и множественное число

    Книга-книги

    Тетрадь-тетради

    Друг-друзья

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

Проверка деления на группы по слайду.

А. Падежи

В. Собственные и нарицательные существительные

С. Единственное и множественное число

Родительный

Микрорайон Ожет

Книга-книги

Дательный

Кошка Мурка

Тетрадь-тетради

Предложный

Чемпион Денис Тен

Друг-друзья

Винительный

Газета «Вечерний Алматы»

Улыбка-улыбки

Яблоко-яблоки

Проверьте, правильно ли вы разделились.

Давайте вспомним, всё что мы учили об имени существительном и составим его морфологический портрет. Что такое портрет?

    Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

Работа учеников в группах и составление портрета существительного.

Защита презентаций.

Взаимооценивание.

    Ознакомление с новым материалом

    Знакомство с порядком морфологического разбора по учебнику на с.123.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

    Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

Что надо запомнить, чтобы правильно производить морфологический разбор?

    Чтение образца устного разбора на с.124

Образец разбора

Пришла зима.

Устный разбор

Зима - существительное. Обозначает предмет: (что?) зима.
Начальная форма - зима.

Постоянные морфологические признаки: нарицательное,
неодушевлённое, жёнского рода.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в
именительном падежё, в единственном числе.

В предложении является подлежащим.

    Запись в тетрадях образца письменного разбора на с.124.

Письменный разбор

    Зима - сущ. (что?) зима.

    Н.ф. - зима.

Пост. - нариц., неодуш., ж.р.; непост. - в им. п., в ед. ч.

    Что? Зима.

    Физкультминутка.

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи

И повторишь ты падежи.

    Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений .

    Чей это портрет? (На интерактивной доске портрет Дениса Тена?)

Что вы о нём знаете?

Запись на доске предложения. Разбор по членам.

Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью .

Найдите существительные в этом предложении. Каждая группа выполняет морфологический разбор одного из имён существительных из этого предложения, затем защищает свою работу у доски.

    Какое время года наступает? Какие изменения происходят весной?

Записать предложение

В марте просыпаются от спячки медведи.

Морфологический разбор существительных из этого предложения

    Работа в группах: отгадать загадки, списать выделенное предложение.

    Ручейки бегут быстрее.

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад.

Заглянул к нам месяц...

    Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

    Зачирикал воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся природа

Пробудилась ото сна .

Отступает непогода,

Это к нам идет… (Весна).

Задание: отгадать загадки, произвести коллективно морфологический разбор выделенных существительных.

    Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    Итог урока.

Выставление оценок.

Чему мы научились на уроке?

    Рефлексия

Что вам понравилось на уроке? Какие темы вам надо повторить?

þ Дома вы должны были повторить разделы русского языка. Предлагаю проверить свои знания. Делимся на группы. Всем группам предлагается одно «дождь». Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

1. Исследование 1 с точки зрения разделов лексика и лексикология (1 группа).

þ Что такое дождь мы уже сказали. А если мы хотим найти более точное значение слова, где его можно найти?

Слово «дождь» является многозначным?

þ Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов?

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов (приставка, корень, суффикс, окончание)?

Из перечисленных слов назовите только однокоренные слова (см. слайд 8).

Выполните разбор по составу, то есть морфемный анализ следующих слов на выбор (см. слайд 8).

þ Проверим по эталону.

Как образовались данные слова?

4. Исследование 4 с точки зрения раздела фонетики .

þ Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так, как произносим.

Какой раздел русского языка изучает звуки?

Назовите правильную транскрипцию слов.

Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор.

Исследование 5. Синтаксис.

Составьте предложение со словом дождь.

Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Вот оно (см. слайд 10). Составьте предложение.

Назовите из данного предложения словосочетания: сущ.+ прил., глаг.+сущ.

þ Какой раздел русского языка мы оставили без внимания?

Что изучает этот раздел?

Посмотрите на экран. Что видите?

Как вы считаете, все ли морфологические признаки мы знаем?

þ Назовите тему нашего урока. Что мы будем исследовать?

Сформулируйте цель исследования. Для чего нам необходимо это исследование?

Посмотрите в свои алгоритмы. Как мы должны исследовать морфологический разбор имени существительного?

Прежде чем высказать гипотезу, давайте подумаем, сможем ли мы выполнить морфологический разбор имени существительного прямо сейчас? Почему?

Давайте предположим, когда мы можем выполнить морфологический разбор имени существительного?

А еще? О чем вам говорят числа на экране?

Теперь мы готовы сформулировать гипотезу.

Мы определили тему, цель, задачи, гипотезу нашего исследования. Пришла пора отдохнуть. Физминутка «Бурундуки»

Данные об авторе

Чашева Зоя Викторовна

Место работы, должность:

МБОУ "СОШ №12 г.Йошкар-Олы"

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1.Систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».

2.Научить выполнять морфологический разбор имени существительного.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК «Перспектива»

Краткое описание:

Систематизация знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание .

В написании каких букв встречается элемент «Верхняя петля»?

Пословица недаром молвится .

Что значит молвится, недаром? Как можно сказать по-другому?

Объясните смысл этой пословицы.

  1. Актуализация знаний.

Составьте пословицу, выбрав нужные слова: нашла, коса, вода,на. камень, косит.

Нашла коса на камень.

Когда так говорят?

Послушайте задания к этому предложению. Нужно выполнить:

  • фонетический т.е. звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.
  • Кто выполнил разбор верно: Аня или Ваня?
  • выполнить морфемный разбор (т. е. разобрать слово по составу) слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (камень).
  • Выполнить синтаксический разбор предложения. (работа у доски).
  • Выполнить морфологический разбор слова камень.(проблемный вопрос).

Какое из заданий вам показалось незнакомым?

Что значит выполнить морфологический разбор? Как можно сказать по-другому?

Прочитайте как называет морфологический разбор профессор Самоваров? Я уверена, что вы сможете его выполнить. Почему?

А помогут нам в этом « Шаги к умению» и наши знания об имени существительном.

1.шаг. - назовите часть речи.

2 шаг. - Укажите начальную форму . Что такое начальная форма?

Поставьте в начальную форму имена существительные: об осени, на крыльце, за хлебом, у дома, на крыше.

3 шаг. Определи признаки имени существительного .

Признаки бываю постоянные (неизменяемые) и непостоянные (неизменяемые): выберите постоянные признаки.

Собственные или нарицательные.

Какие слова называем собственными? Нарицательными?

Запишите ответы викторины:

Страна, где по совету К.Чуковского опасно гулять?

Что твердил доктор Айболит, спеша в Африку к больным зверям?

Какая сказочная героиня занималась неквалифицированным трудом: перебирала крупу, чистила печь и убиралась в доме?

Фамилия поэта, который написал стих «Черемуха душистая»?

Спутник Земли

Самая большая река России.

В каком случае одинаковые по звучанию слова будут собственными. В каком - нарицательными?

Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Поля рано вышла в поле.

Одушевленные или неодушевленные.

Как превратить неодушевленные существительные белки. Козлы - в одушевленные?

Какое из существительных полька, чешка, голландка, француженка может быть только одушевленным?

Род имен существительных.

Какого рода могут быть имена существительные?

Определите род имен существительных: кофе (с.р), повидло (с.р.), вермишель (ж.р), какао (с.р.), пюре (с.р.) картофель (с.р.).

Представьте себе, что вы в кафе(кстати слово тоже среднего рода французского происхождения) делаете заказ, используя данные слова в сочетании с именами прилагательными в нужном роде.

У наших героев Ани и Вани возник вопрос в определении рода. Помогите их рассудить.

Папины и мамины часы.

Ваня выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять существительных женского рода. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на комоде. И он спрашивает Аню:

Аня. Часы по-твоему какого рода?

Какие часы? - спрашивает Аня

Папины часы, - отвечает Ваня.

Аня, не задумываясь решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а если мамины - то женского»

Правильно ли она рассуждает? Какого рода часы?

(Род определяем только у существительных единственного числа. Если существительное множественного числа. Ставим его в форму единственного числа, если это невозможно- род не определяем).

Непостоянные признаки.

Число.

Продолжите мою фразу:

Когда существительное обозначает один предмет, оно употреблено в……,

Когда несколько предметов -………

Докажите, что число имен существительных - это признак непостоянный.

Измените число: ученик -….., ребенок - ….., человек - …..

Золото-…., кислород….., железо -……

Среди существительных есть, не секрет.

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

Вспомнить вы их попытайтесь слов пять.

И постарайтесь их мне назвать.

(очки, духи, чернила, ворота, каникулы, шахматы, ножницы).

Падеж.

Сколько падежей в русском языке? Если падеж категория изменяемая. Измените по падежам слово школа (по цепочке).

Как правильно сказать?. Запишите ответ и определите падежи имен существительных:

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

У рыбей нет зубей. Или как-то еще?

  1. Шаг. Чем является в предложении?.

Посмотрите, как выполнил разбор Ваня. Как он оформил запись.

Вот теперь мы можем разобрать слово камень.

(выполняют разбор совместно с учителем. Образец записи - на доске.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 75.

Упражнение 76. (исправьте ошибки письменно).

  1. Итог урока.

Чему мы сегодня научились на уроке?

  1. Домашнее задание упр. 77 выполнить морфологический разбор выделенных существительных.
  2. Оценивание ответов обучающихся .

И так ребята,давайте с вами откроем тетрадочки, и запишем сегодняшнюю дату.

Какое сегодня число?

(записываю дату на доске)

Давайте внимательно посмотрим на дату. Какая орфограмма нам с вами встретилась в слове «сентября»

Верно. Давайте выделим корень слова и подчеркнем орфограмму (выделяю корень на доске, подчеркиваю букву «я».) Какое мы подберем проверочное слово?

Молодец. Проверочное слово-сентябрь. Пишем букву «я».

Что нам нужно записать после даты?

Верно. Запишем.

(пишу слово «классная работа» на доске.)

Кто нашел орфограмму в слове «Классная»

Правильно. Удвоенная соглассная в корне. Давайте выделим орфограмму.(выделяю корень и подчеркиваю орфограмму на доске)

И так ребята, мы сегодня с вами будем много писать. Но все мы знаем, что писать в тетради нужно только грамотно и красиво. И на нашей минутке чистописания я хочу предложить вам записать следующие предложение:

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -

Кто записал, ваша задача найти все имена существительные, подчеркнуть их простым карандашом и наверху тоже простым карандашом написать падеж этого слова.

Кто готов тихонечно хлопните в ладошки.

И так, проверяем.

Ребята, у все так?

У кого не так?

И так, скажи пожалуйста, что тебе помогло определять падеж имен существительных?

Верно. Определить падеж можно при помощи вопроса. Посмотрите на доску. На ней прикреплены карточки с названиями падежей и вопрсам к ним. Но осенний ветер все разметал. Давайте попробуем все расставить на свои места.

Для начала давайте разберемся, какой падеж за каким должен стоять.

Давайте поработаем по цепочке.

Вадим, начинай.

(магнитиками переставляю падежи по местам)

Молодцы ребята, все падежи у нас стоят на нужных местах. Теперь осталось только правильно подобрать к ним вопросы.

Ваня, какой вопрос у нас у именительного падежа?

Стас, родительный падеж на какой вопрос отвечает?

Данил, вопрос дательного падежа?

Дамир, тебе винительный падеж.

Ваня. Какой же вопрос у творительного падежа?

И последнее, Вадим, какой у предложного падежа вопрос?

Молодцы ребята, хорошо поработали и все поставили на места.

И так, ребята, кто мне напомнит, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

Хорошо, а кто мне назовет что необходимо знать, чтобы провести морфологический разбор имени существительного?

Правильно. Молодцы ребята. Все признаки назвали.

И так, как определить падеж мы с вами вспомнили.

А вспомнить, как определять род и склонение нам поможет наш учебник. Давайте его откроем на страничке 31 и посмотрим на упражнение 1.

Вадим, читай задание.

И так, нам с вами нужно определить род и склонение существительного, которое в начальной форме заканчивается на « бо»

Давайте подберем и запишем слова, которые могут так заканчиваться.Хорошо, запишем.

Определить род нам поможет небольшой стишок.Но его нужно слушать очень внимательно.

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

И так, какой же род у существительных, заканчивающихся на «БО»

Давайте определим склонение. Посмотрите, на доске табличка, она вам поможет

Верно. Как ты определил?

Молодец. И так, следующие слово, у которого мы должны определить род и склонение, заканчивается на «це».

Что это могут быть за слова, которые так заканчиваются?

Давайте запишем 2 понравившихся вам слова.

Какой род будет у этих слов?

Верно. Давайте определим склонение.

Хорошо, следующие слово.

Оно у нас заканчивается на «я».

Что это могут быть за слова?

Так, запишите 2 слова, которые вам больше всего понравились.

Какой род у всех этих слов?

Как опрделили?

И какое же будет склонение?

Почему первое?

Верно. Следующие слова заканчиваются на «нь».

Давайте подберем эти слова.

Хорошо, запишем эти слова. Какой род у этих слов?

А склонение?

Записали это.

Следующие слово заканчивается на «тр»

Молодцы. Записали 2 слова, которые заканчиваются на «тр»

Давайте определим род этих слов.

Правильно. А какого они склонения?

Хорошо. Как же у нас заканчивается следующем слово?

Давайте придумаем слова с этим окончанием.

Запишем 2 понравившихся слова.

Какой род у этих слов?

А какое склонение? Первое, второе, или третье?

Верно, молодцы.

И последнее слово у нас заканчивается на букву «а». Что это за слова?

Молодцы. Записали 2 слова.

Какого рода вс эти слова?

А какого склонения?

Ребята, что же мы с вами сейчас учились делать?

Верно ребята. А вам это показалось легкой или сложной работой?

И так, обобщим. Как же нам определить род существительного?

Верно. А склонение мы как определяем?

Молодцы ребята. Сейчас мы проверим, как вы умеете быстро находить морфологические признаки в словах.

На страничке 31 есть упражнение 2.

Дамир, прочитай пожалуйста задание.

Так, давайте наовем род у всех слов в первой группе.

Так ребята, род будет общим морфологическим признаком для всех слов?

Верно. Давайте посмотрим, в каком падеже стоят все эти слова?

Будет ли падеж общим морфологическим признаком?

Верно. Кто мне скажет в каком числе стоят все эти слова?

Число будет общим признаком?

Правильно. А одушивленные ли они?

Будет ли это общам признаком?

Какой признак мы еще не определили?

Верно. Какого склонения все эти слова?

Правильно. Как вы это определили?

Склонение будет общим признаком?

А есть ли среди этих слов имена собственные? Или все они нарицательные?

И так, еще раз, какие общие морфологичские признаки для всех этих слов?

Молоцы, все признаки правильно определили.

Попробуйте со второй цепочкой справится самостоятельно.

Кто готов- тихонечко хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. Это общие морфологические признаки.

А по какому признаку они отличаются?

У всех так?

И последняя третья строчка. Выполняем ее самостоятельно.

Кто готов, хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. И так,какой же признак не стал для них общим?

Молодец. Скажи пожалуйста, а что ты такого сделал со словами, чтобы определять морфологические признаки?

Правильно. Ребята, все морфолонические признаки мы можем назвать только указав начальную форму.

А теперь давайте встанем из-за своих мест и немножечко разомнемся.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

(шаг на месте)

Встанет рано поутру,

(подтгивание)

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

(качание головой вправо-влево)

Повороты выполняет.

(повороты туловищем)

Молодцы, а теперь тихонечно садимся.

И так, последнее на сегодня упражение, под цифрой три.

Чтобы нам его успешно выполнить, давайте вспомним, какие у имен существительных есть постоянные признаки?

Почему их назвали постоянными?

Верно. Если слово стоит например и мужском роде, то женского рода мы его никак не сможем сделать.

И так, а какие же непостоянные признаки?

И так, Дима, прочитай пожалуйста стихотворение с выражением вслух.

Спасибо Дима.

И так, какие существительные вам встретились в этом стихотворении?

Верно. И так, ваша задача найти и выписать существительные, которые имеют одинаковые постоянные и непостоянные признаки.

Кто нашел, выписал,и указал все эти признаки тихонечко хлопает в ладоши.

И так, проверяем.

Какие слова с одинаковыми постоянными признаками вы нашли?

Хорошо. А какие у них одинаковые непостоянные признаки?

Правильно ребята. А сейчас найдите слово, которое имеет следующие признаки: нерицательное, неодушивленное,мужского рода, второго скланения. Единственного числа, именительного падежа.

Ребята, это было очень сложное задание, но мы справились.

А сейчас откройте пожалуйста свои дневнички и запишите домашнее задание. И так, дома вам нужно будет выполнить на страничке 33

упражнение № 4.(записываю задание на доске)

Цели:

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса

Ход урока русского языка в 6 классе

1. Вводная часть

Чтение ученицей наизусть стихотворения А.А. Фета под музыкальное сопровождение

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна!

2. Беседа с учениками

Как вы думаете, почему именно это стихотворение Фета я попросила прочитать? Чем оно необычно?

(изобилует существительными)

Как отличить существительное от других частей речи? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

Что такое зык? (отрывистый, резкий звук)

Докажите, что слово зык существительное

Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

3.Запись даты, темы

4.Ученики помогают сформулировать цели урока.

5. Словарная работа

ЗАВТРАК (а - орфограмма)

Что это за слово для обозначения утреннего приема пищи? Не связано ли оно со словом завтра?

УЧЕНИК дает историческую справку:

Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра и поэтому называлась завтраком.

6. Комментарий домашнего задания

Стр. ---(План разбора), по заранее розданным рецептам рекомендация приготовить «Завтрак в воскресное утро» и выполнить морфологический разбор 2 существительных по выбору

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: когда будете готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье

7. Подготовительный этап. Работа с сигнальными карточками.

Если звучат морфологические признаки существительного , поднимаем красные карточки, других частей речи-зеленые

Учитель диктует слова:

собственное, относительное, изъявительное, склонение, краткая форма, прошедшее время, род, число, падеж, совершенный вид, одушевленность, качественное, нарицательное, подлежащее.

Как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу? (Необходимо по новой теме)

8. Изучение нового материала

Работа с учебником стр.----(самостоятельно)

9. Работа с таблицей

Какие морфологические признаки здесь пропущены? (Склонение)

В свете последних изученных тем скажите, какие особенности существительных надо учитывать? (несклоняемые, разносклоняемые, общего рода существительные)

10. Учитель: обратимся к умозаключению Я. Корчака: «Здоровье-это главное жизненное благо»

Что такое благо?

Выполним морфологический разбор слова благо.

11. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

12. Самостоятельная работа.

Два ученика у доски

Морфологический разбор существительных стр.--- в рабочей тетради

1 вариант - птице

2 вариант - клетки

ДВА ученика получают инд. задание (тесты)

13.Подготовка к экзаменам. Работа с тестами

ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ ЗАКРЫТЫ

Оценивают сами ученики. Несколько оценок выставляются в журнал.

14. Задание «Помогите Маше Ошибкиной»

Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

15.Фронтальная работа.

Необходимо называть указываемые мною характеристики существительных.

Чтобы избавиться от стрессового состояния, надо:

Выполнить какое-нибудь гимнастическое упражнение (собственное-нарицательное)

Сделать дых. Гимнастику (одушевленное - неодушевленное)

Принять прохладный душ (склонение)

Посмеяться задорным смехом (падеж)

Поесть вкусную пищу (число)

Предлагаю воспользоваться одним из этих способов и из нашей любимой книги «Лингвистические игры» разгадаем шараду. Задание на «5»

Первый слог - местоименье,

А из целого получим

Мы для Золушки карету. (Тыква)

16. Обращаемся к записи на доске:

Мед, гречка, геркулес, изюм дают человеческому организму энергию для движения. (Возьмем на заметку)

Найдите грамматическую основу

О каких членах предложения идет речь:

относится к существительному энергию, отвечает на вопрос какую, выражено существительным с предлогом (Для движения),

зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос чему, выражено существительным в дательном падеже (Организму)

17. По лексическому значению назовите слово

Нормальная, правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (ЗДОРОВЬЕ)

18. Соберите из распавшихся морфем высказывание.

(Я здоровье берегу, сам себе я помогу)

Проговаривание хором. Хотелось бы, чтобы этот афоризм стал девизом жизни каждого из нас.

19. Рефлексия

20. Домашнее задание

Спасибо всем.

Резервное время

Запишите словом:

Здание стоянки паровозов и вагонов (депо)

Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло)

Клавишный музыкальный инструмент (пианино)

Асфальтированная дорога (шоссе)

Воздушное пирожное (безе)

Список блюд (меню)

Подземная железная дорога (метро)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...