В результате опроса выяснилось что 45.

Книга содержит 50 вариантов комплектов типовых тестовых заданий по математике, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена 2016 года.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по математике, степени трудности заданий.
Авторы пособия - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов, приводятся решения всех заданий части 2 одного из вариантов.
Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений.
Пособие может быть использовано учителями для подготовки учащихся к экзамену по математике в форме ЕГЭ, а также старшеклассниками - для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры.
Численность волков в двух заповедниках в 2009 году составляла 220 особей. Через год обнаружили, что в первом заповеднике численность волков возросла на 10%, а во втором - на 20%. В результате общая численность волков в двух заповедниках составила 250 особей. Сколько волков было в первом заповеднике в 2009 году?

В двух шахтах добывают алюминий и никель. В первой шахте имеется 100 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 1 кг алюминия или 3 кг никеля. Во второй шахте имеется 300 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 3 кг алюминия или 1 кг никеля.
Обе шахты поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 2 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом шахты договариваются между собой вести добычу металлов так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?

В результате опроса выяснилось, что примерно 58% опрошенных предпочитают искусственную ёлку натуральной (число 58 получено с помощью округления до целого числа). Из этого же опроса последовало, что примерно 42% респондентов никогда не отмечали Новый год не дома.
а) Могло ли в опросе участвовать ровно 40 человек?
б) Могло ли в опросе участвовать ровно 48 человек?
в) Какое наименьшее количество человек могло участвовать в этом опросе?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Математика, 50 вариантов типовых тестовых заданий, Ященко И.В., Волчкевич М.А., Высоцкий И.Р. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Математика, Профильный уровень, 50 вариантов, Типовые тестовые задания, Ященко И.В., Волчкевич М.А., Высоцкий И.Р., Косухин О.Н., Фёдоровых Д.А.
  • ЕГЭ 2019, Математика, Профильный уровень, 50 вариантов, Типовые тестовые задания, Ященко И.В., Волчкевич М.А., Высоцкий И.Р.
  • ЕГЭ 2019, Математика, Профильный уровень, 36 вариантов, Ященко И.В., Волчкевич М.А., Высоцкий И.Р., 2019
  • ЕГЭ 2019, Математика, Профильный уровень, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Ященко И.В., Волчкевич М.А., Высоцкий И.Р.

Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2016, Математика, Производная и первообразная, Исследование функций, Задача 12 (профильный уровень), Рабочая тетрадь, Шестаков С.А., 2016
  • ЕГЭ 2016, Математика, Теория вероятностей, Задача 4 (профильный уровень), Задача 10 (базовый уровень), Рабочая тетрадь, Высоцкий И.Р., Ященко И.В., 2016

(В. Кохановский )

Пояснение.

1) гло­баль­ные проблемы;

Какие три критерия, по мне­нию автора, могут вы­сту­пать ин­те­граль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства в наше время? Опи­ра­ясь на зна­ние курса и фак­тов со­ци­аль­ной жизни, ука­жи­те любой не на­зван­ный в тек­сте критерий.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

(В. Кохановский )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть приведены:

Критерии:

Уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности,

По­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья,

Чув­ство удовлетворённости жизнью

Можно при­ве­сти сле­ду­ю­щие критерии:

Струк­ту­ра за­ня­то­сти населения;

Уро­вень жизни;

Сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

Используя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те опре­де­ле­ние граж­дан­ско­го общества. Какая тен­ден­ция об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия ле­жа­ла в ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния граж­дан­ско­го общества? Какие стрем­ле­ния че­ло­ве­ка от­ра­зил этот процесс?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Долгое время в по­ли­ти­че­ской науке по­ня­тия «гражданское общество» и «государство» не различались, ис­поль­зо­ва­лись как тождественные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер общества, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной власти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го прогресса. С одной стороны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «гражданское общество». С дру­гой стороны, по­треб­ность в упорядочении, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти общества, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «государство».

Гражданское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от другого. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го государства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го общежития. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дезинтеграции, хаосу, кризису, упад­ку и обес­пе­чи­вать усло­вия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной личности. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но условно, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды индивидов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го развития.

Таким образом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и семейных, общественных, экономических, культурных, ре­ли­ги­оз­ных и иных структур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства государства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных потребностей.

(Р. Т. Мухаев )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­но быть ука­за­но сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние граж­дан­ско­го общества:

Граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и семейных, общественных, экономических, культурных, ре­ли­ги­оз­ных и иных структур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства государства.

Указана тенденция:

Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер общества, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной власти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и свободами

Отражено стремление: - на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни.

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.

Существовало ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го прогресса? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фактора, по мне­нию автора, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

(В. Кохановский )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть приведены:

По по­во­ду един­ства взглядов:

Нет еди­но­го мне­ния у фи­ло­со­фов на кри­те­рии со­ци­аль­но­го про­грес­са не существовало.

Можно при­ве­сти такое пояснение:

"В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса..."

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Факторы, по­вли­яв­шие на из­ме­не­ние критериев:

1) гло­баль­ные проблемы;

2) на­рас­та­ние не­ста­биль­но­сти в мире.

Автор на­зы­ва­ет такие кри­те­рии прогресса, как рост науки, рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ние от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из этих критериев.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

(В. Кохановский )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть приведены:

Рост науки; (В мире рас­тет число ученых, наука ока­зы­ва­ет все боль­шее вли­я­ние на жизнь людей: по­ле­ты в космос, ле­че­ние ранее не­из­ле­чи­мых болезней, ком­пью­тер­ная ре­во­лю­ция и т.д.

Рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда; (Благодаря росту про­из­во­ди­тель­но­сти труда резко умень­ши­лось ко­ли­че­ство людей за­ня­тых в сель­ском хозяйстве, па­да­ет по­сто­ян­но доля людей за­ни­ма­ю­щих­ся фи­зи­че­ским трудом)

Осво­бож­де­ние от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. (В нашей стра­не была сде­ла­на по­пыт­ка из­ба­вить­ся от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком в со­вет­ское время, но она по­тер­пе­ла неудачу, вме­сто экс­плу­а­та­ции кон­крет­ным человеком, осу­ществ­ля­лась экс­плу­а­та­ция со сто­ро­ны государства)

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Как, по мне­нию автора, вли­я­ет на де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий убеждённость боль­шин­ства людей в том, что об­ще­ствен­ные блага долж­ны предо­став­лять­ся «сверху»? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, на­зо­ви­те два признака, поз­во­ля­ю­щие на­звать дей­ствия по­ли­ти­че­ских пар­тий и кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти популизмом.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Из сочинения Г. Спенсера «Личность и государство»

Различным влияниям, действующим сверху, соответствуют надежды и прошения, возносящиеся снизу вверх. Люди, несущие тяжёлый труд и обременённые обстоятeльcтвами, составляющие громадное большинство, а тем более люди неспособные, получающие постоянно помощь и жаждущие ещё более широкой помощи, поддерживают все проекты, от которых

ожидают того или иного благополучия при посредничестве административного вмешательства. Такие люди верят всякому, кто говорит, что эти благодеяния могут и должны быть им оказаны. По мере того, как усиливается вмешательство государства в общественные интересы, растёт между гражданами и уверенность, что всё должно делаться для них и

ничего не требуется от них. Мысль о том, что данная цель должна быть достигнута личной энергией или ассоциациями частной инициативы, делается с каждым поколением всё более и более чуждой людям, тогда как убеждение в том, что эта цель должна быть достигнута при помощи правительства, становится всё более привычным, и, наконец, начинает

считаться единственным практическим способом. Так как люди, которых уверяют, что будущее социальное преобразование принесёт им громадные благодеяния, обладают избирательным правом, то результат получается следующим: чтобы овладеть их голосами, кандидат должен по меньшей мере воздержаться от того, чтобы доказать им ложность их верований. Даже главы партий наперерыв друг перед другом стараются приобрести приверженцев. Каждый добивается популярности, обещая больше, чем его противник. Некоторые настолько бессовестны,

что подают голос за предложения, которые они считают дурными в принципе, потому что нужды партии и желание быть переизбранным требуют, чтобы они поступали так. Таким образом, плохую политику защищают даже те, кто видит её недостатки.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть пред­став­ле­ны следующие элементы:

2) действия по­ли­ти­че­ских партий и кан­ди­да­тов на вы­бор­ные должности можно на­звать популизмом тогда, когда:

Потакают на­стро­е­ни­ям толпы, обе­щая бесплатные блага; -внушают мысль о де­ле­нии общества на «простой народ» и «коррумпированную по­ли­ти­че­скую элиту»;

Призывают пе­ре­дать власть в руки народа:

Выступления при­ми­тив­ны и прямолинейны, об­ра­ще­ны к при­выч­кам простых людей.

Могут быть при­ве­де­ны иные формулировки, близ­кие по смыслу.

Предметная область: Политика. Политические партии и движения, Политика. Понятие власти

Автор пишет, что су­ще­ство­ва­ние на­си­лия как сред­ства при­об­ре­те­ния и со­хра­не­ния прав и привилегий, эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го гос­под­ства - это об­ще­из­вест­ный факт. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты со­ци­аль­ной жизни, при­ве­ди­те три примера, под­твер­жда­ю­щие мысль автора.


Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал традиционным. Сильная воля, сильная власть, сильная рука - сила всегда имеет в нашем сознании позитивную окраску: сильный - значит достойный уважения. Иное дело насилие. Насиловать, принуждать, неволить - «действие обидное, незаконное, своевольное» (В. Даль), т. е. действие, понуждающее поступать кого-то вопреки своей воле, желанию, потребности. Но ведь насилие - это только применение силы. А сила обнаруживает себя исключительно в процессе приложения. Провести границу между «ненасильственным» применением силы и собственно насилием не представляется возможным.

Существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства - это общеизвестный факт. Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия - универсальный, основополагающий моральный закон. Этика ненасилия - это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического).

Еще раз мы сталкиваемся с парадоксом или с кажущейся несообразностью: прощать должен пострадавший, причём прощать охотно и добровольно, и не в ответ на покаяние, а до всякого покаяния. Механизм «обижен - прости» должен срабатывать почти автоматически.

К жизни оказалось вызванным тихое, но стойкое сопротивление - несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, и искупает его своей неотдачей зла. Он ставит заслон злу, своим добром, своей любовью закрывая мир от разрушительного влияния ненависти. Тот, кто следует этой тактике, стремится открыть причину противоречия, противостояния, противоборства и воздействовать на неё, снять её остроту, а сам конфликт разрешить с наименьшими потерями для конфликтующих сторон. Этика ненасилия - это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

(по П. Д. Кузнецовой)

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) захват плен­ных и пре­вра­ще­ние их в рабов;

2) дискриминация целых ка­те­го­рий на­се­ле­ния в го­су­дар­ствах с то­та­ли­тар­ным по­ли­ти­че­ским режимом;

3) насильственное за­кре­по­ще­ние крестьян, при­об­ре­те­ние по­ме­щи­ка­ми вла­сти над ними.

По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы в подтверждение данного утверждения при помощи.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

(В. Кохановский )

Пояснение.

1. Технический прогресс может облегчить труд людей, но наносить ущерб экологической обстановке.

2. Введение норм демократии «по американски» вызывает резкое неприятие в ряде мусульманских стран, например Ираке.

3. Использование компьютерных технологий вызывает при неправильном использовании резкое ухудшение состояния здоровья.

Могут быть приведены и иные аргументы.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

из труда российских учёных «О России с тревогой и надеждой»

Опираясь на интеллектуальный потенциал российского народа, его прогрессивные традиции и всё ещё значительные природные и материальные ресурсы, используя отечественный и мировой опыт, России предстоит осуществить стратегию прорыва в постиндустриальную эпоху.

Развитие современных производительных сил требует приоритетного развития фундаментальной и прикладной науки как основы технологического прорыва, поощрения фирм и компаний, занимающихся новейшими разработками, создания и использования новейших гибких технологий, робототехники, сверхмощных компьютерных систем и их оригинального программного обеспечения. Обладая значительным интеллектуальным потенциалом, Россия может вывозить за рубеж отечественные высокие технологии и патенты, обеспечивать научными и образовательными услугами многие зарубежные страны, лишённые соответствующих аналогов.

Необходимо сделать ставку на те формы собственности, которые дают наивысшую производительность труда, соединяя тем самым частный и общественный интересы.

В социальной сфере должен быть сделан упор на преодоление имущественной и социальной поляризации, препятствующей гармоническому развитию индивидов и общества в целом. Для этого следует наращивать государственную поддержку социально незащищённых слоёв населения, обеспечить установление минимальных размеров зарплаты, пенсий, пособий и стипендий не ниже научно обоснованного и постоянно повышаемого прожиточного минимума. Одной из важных задач государственной политики является создание равных условий для стартовых возможностей молодёжи, преодоление на деле неравенства женщин в быту, на производстве, в политике.

Будущее общество – это прежде всего гуманное общество. Поэтому нужны постоянно возрастающие государственные инвестиции в такие внерыночные сферы, как наука, культура, системы образования и воспитания. Приоритет социальным проектам не временная, а постоянная задача политики.

Нельзя представить себе современное государство без осуществления свобод и прав личности, без подлинной демократии, местного и производственного самоуправления, без политического и идейного плюрализма, позволяющих каждому человеку принимать активное участие в политической жизни страны, в решении местных, региональных и государственных проблем. Надо сделать так, чтобы эти проблемы решались не на бумаге, а на деле.

Пояснение.

1) по тексту: «Будущее об­ще­ство - это пре­жде всего гу­ман­ное общество». Нужны по­сто­ян­но воз­рас­та­ю­щие го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции в науку, культуру, си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния и воспитания, по­сто­ян­ная под­держ­ка со­ци­аль­ных проектов.

2) При­ме­ры го­су­дар­ствен­ных инвестиций:

– по­ощ­ре­ние гран­та­ми на­уч­ных раз­ра­бо­ток мо­ло­дых учёных;

– кон­кур­сы для ор­га­ни­за­ций с вы­де­ле­ни­ем гран­тов и про­ве­де­ние про­фес­си­о­наль­ных кон­кур­сов в сфере культуры

и образования;

– фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­ных проектов.

Могут быть при­ве­де­ны любые дру­гие при­ме­ры го­су­дар­ствен­ных инвестиций.

Автор пишет, что «страх перед бу­ду­щим - «футуршок» - одна из наи­бо­лее серьёзных со­ци­аль­ных про­блем современности». На­зо­ви­те две дру­гие любые гло­баль­ные со­ци­аль­ные про­бле­мы современности. Объ­яс­ни­те их связь со стра­хом перед будущим.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

(К. К. Колин )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы: на­зва­ны проблемы: ми­гра­ци­он­ная проблема, вы­со­кий уро­вень смерт­но­сти в стра­нах с раз­ви­ва­ю­щей­ся эко­но­ми­кой при­ве­де­ны примеры:

– ми­гра­ци­он­ная про­бле­ма тесно свя­за­на со стра­хом перед будущим, так как ни сами мигранты, ни на­се­ле­ние при­ни­ма­ю­щих их стран не могут пред­ска­зать по­след­ствия ми­гра­ци­он­ных процессов, га­ран­ти­ро­вать даль­ней­шее без­опас­ное со­труд­ни­че­ство и мир­ную ассимиляцию;

– вы­со­кая смерт­ность от бо­лез­ней и голода, а также смертность, вы­зван­ная бес­пре­рыв­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми кон­флик­та­ми яв­ля­ют­ся от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, не­пред­ска­зу­е­мость по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в этих стра­нах на­пря­мую свя­за­ны со стра­хом перед будущим. Могут быть на­зва­ны дру­гие гло­баль­ные со­ци­аль­ные про­бле­мы и при­ве­де­ны обоснования.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

Пояснение.

Две группы факторов:

а) внешние, имеющие макросоциальный характер;

б) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

Предположения:

а) Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

б) Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 71. (Часть С)


(А. Г. Спиркин )

Пояснение.

1) заблуждение: отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;

2) причины:

Культ науки, присущий современному обществу;

Наличие специфического типа мышления.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Какое объяснение связи житейского познания с наукой приведено автором?


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в кото-

рой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Пояснение.

Долж­ны быть даны от­ве­ты на три во­про­са:

1) ответ на пер­вый во­прос: эм­пи­ри­че­ский ха­рак­тер;

2) ответ на вто­рой во­прос: ори­ен­ти­ро­воч­ная ос­но­ва по­все­днев­но­го по­ве­де­ния людей, их вза­и­мо­от­но­ше­ний между собой и c при­ро­дой;

3) ответ на тре­тий во­прос: жи­тей­ские зна­ния раз­ви­ва­ют­ся и обо­га­ща­ют­ся по мере про­грес­са науки.

От­ве­ты на во­про­сы могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.


( А.Б. Венгеров )

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос: именно поведение выступает итогом, результатом реализации права;

2) ответ на второй вопрос: психология (социальная психология).

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках


Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

( А.Б. Венгеров )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение интересов: объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права;

(Определение может быть приведено B иных, близких по смыслу формулировках.)

2) виды и примеры интересов:

Личные (например, гражданин хочет приобрести дачу и подыскивает подходящий вариант)

Общественные (например, семьи c маленькими детьми добиваются строительства во дворе своего дома детской площадки);

Государственные (например, повышение боеспособности вооружённых сил государства);

Национальные (например, сохранение национального языка и культуры).

Могут быть приведены другие примеры интересов

Иван Хеорхе


Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.


Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение...

(Н. Смелзер )

Пояснение.

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: социальная позиция, связанная с определёнными правами и обязанностями;

2) ответ на второй вопрос: предписанный, достигнутый и статусы, сочетающие предписанные и достигнутые элементы.

Некоторые статусы даны от рождения... Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа - после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека...

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей - значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными - например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные... Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

(Н. Смелзер )

Пояснение.

Должны быть даны ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос: каждый статус включает в себя ряд ролей;

2) ответ на второй вопрос: роли усваиваются B процессе социализации;

3) ответ на третий вопрос: он является индикатором того, насколько выполнение роли соответствует социальным ожиданиям.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) примеры общественных благ: поддержание порядка на улицах, уборка мусора, обучение в школах;

3) особенности, например:

Невозможно ограничить круг потребителей общественных благ только теми, кто оплатил их стоимость;

Ряд общественных благ может производится только государством (охрана правопорядка, государственные услуги и т.п.).

Могут быть указаны другие особенности

Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года...

В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат...

Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т. д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ…

Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие - чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.

Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две позиции:

Высокий уровень общественных услуг и высокие налоги;

Меньше налогов и меньше общественных услуг;

(Позиции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) предположения с соответствующими пояснениями, например:

Первую позицию могут выражать люди с невысокими доходами, не способные самостоятельно оплачивать медицинские и иные услуги;

Вторую позицию выражают представители среднего класса общества, готовые оплачивать своё медицинское обслуживание, образование и т. д., но не желающие платить за него дважды - посредством высоких налогов и в избранном учреждении‚ оказывающем необходимые услуги.

Могут быть высказаны другие предположения, даны иные пояснения

Вконтакте

Одноклассники

Около половины опрошенных жителей США одобрили расследование спецпрокурора Роберта Мюллера о вмешательстве РФ в американские выборы.

Об этом стало известно в четверг из сообщения телеканала CNN со ссылкой на результаты собственного расследования.

Стоит отметить, что...

Около 47% одобряют ход соответствующего расследования, в ходе которого, в частности выявляется предполагаемый сговор между помощниками Трампа и представителями России.

Примечательно, что правительство в этом вопросе не поддерживают 34% опрошенных. Ранее стало известно о том, что СМИ сообщили о встрече Джареда Кушнера с командой спецпрокурора Мюллера.

Контакты:

Адрес: 1905 года, 55-д, 15 118563 Москва ,

Телефон:+7 495-940-896-01 , Электронная почта: contact@сайт

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Адвокат Кушнера отметил добровольное сотрудничество клиента с командой спецпрокурора Мюллера. Об этом стало известно из сообщения телеканала CNN. Стоит отметить, что в текущем месяце зять и советник…

Об отсутствии намерений увольнять спецпрокурора Роберта Мюллера сообщил президент США Дональд Трамп. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на сайте Белого дома. Стоит отметить, что сп…

С 17 мая по 30 сентября команда спецпрокурора США Роберта Мюллера израсходовала на расследование российского вмешательства в американские выборы 3,213 млн долларов. В Министерстве юстиции сообщили, ч…

В виду отсутствия веских оснований для увольнения спецпрокурора США Роберта Мюллера Министерство юстиции США приняло решение оставить его на занимаемой должности. Об этом стало известно 13 декабря из…

Такие данные следуют из отчета американского Министерства юстиции о потраченных деньгах. Об этом стало известно из сообщения The Washington Post со ссылкой на Министерство юстиции США. Таким образом…

Podesta Group и Mercury Public Affairs - две частные компании, не названные в заявлении спецпрокурора США Роберта Мюллера. Стоит отметить, что Мюллер подал иск на экс-главу предвыборного штаба Дональ…

Старший советник и зять президента США Джаред Кушнер передал документы со своими контактами, касающиеся России, аппарату спецпрокурора Роберта Мюллера. По информации телеканала CNN, Кушнер предостави…

Бывший руководитель предвыборного штата президента США Дональда Трампа Пол Манафорт подал иск на министерство юстиции и спецпрокурора Роберта Мюллера, обвинив их в превышении полномочий. Также он пот…

Услуги адвокатов в деле о «российском вмешательстве» в выборы в США американский президент Дональд Трамп начал оплачивать самостоятельно. Об этом стало известно из сообщения Reuters. Стоит отметить,…

Газета Politico пишет, что двое сотрудников ФБР, ранее работавших в команде спецпрокурора США Роберта Мюллера, в личной переписке называли Дональда Трампа "болваном". Бывший сотрудник ФБР Питер Стр…

ФБР начало новое расследование, которое призвано выяснить детали работы благотворительного фонда Хиллари Клинтон. В частности, «федералов» интересуют аспекты возможной нелегальной работы фонда в бы…

Соответствующего запроса со стороны специального прокурора Роберта Мюллера ожидают адвокаты президента США Дональда Трампа. Стоит отметить, что Мюллер занимается расследованием якобы вмешательства Ро…

Только 29% жителей автономии поддерживают идею отделения Каталонии от Испании. Такие результаты стали известны в результате телефонного опроса жителей региона, в котором участвовали 500 человек. Кро…



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...