Важно ли знать историю своей страны. Эссе «Зачем нужна история, зачем нужно ее изучать и знать

14.09.2009

Вопрос: для чего детям знать историю своей страны , - задается в наше время необычайно часто. Хотя этот вопрос сродни тому, а стоит ли учиться на чужих ошибках, когда можно набивать собственные шишки?

Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!

Многие возразят, что в наше время детям нужны лишь навыки для наилучшей адаптации к текущему времени, умение «выживать» и обеспечивать себя, а все остальное, в том числе и знание истории , совсем не является необходимым.

Отчасти это верно, господство материального вынуждает заботиться о развитии коммерческой жилки, возможностях получить профессию, дающую хороший заработок. Но только отчасти, ведь человек зарабатывает деньги, как средство к удовлетворению потребностей не только тела, но и души. Умея зарабатывать, мы получаем возможность отдыхать в красивых местах, путешествовать по миру и смотреть на чудеса природы и творения человеческих рук. А еще мы живем в обществе, где информация, отношения, события не ограничиваются только получением материальных благ.

История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место своей страны на мировой арене.

Кроме того, человек, знающий свои корни причисляет себя к отечеству. На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей.

Если утверждать, что знание исторических событий прошлого не нужно, то о каком патриотизме среди молодежи может идти речь, что должно стать стержнем, объединяющим народ? Почему в таком случае «именем России» выбрано имя Александра Невского - уже глубоко исторического персонажа?

Кроме всего, история – это необычайно интересно, если преподавать её не скупо по школьным учебникам, когда запоминание дат и событий становится основной целью. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно – вот чего лишены наши дети на уроках истории.

Понятно, что не каждый учитель может, а главное хочет изменить стиль преподавания истории. Достаточно вспомнить, что поколение сегодняшних учителей еще воспитывалось на 80 летнем однобоком видении новейшей истории России, когда всему населению буквально с младых ногтей внушалась нужная идеология. Но времена меняются, а вместе с ними пришло понимание, что у любого исторического факта не может быть однозначной оценки. История, как сама жизнь – она то, что мы думаем о ней.

Если взять историю России , то это, пожалуй, - самое богатое событиями и выдающимися людьми государство. Одно то, что на протяжении веков Россия сохраняла свою территорию и народ- это феноменальный, в общем-то, факт в мировом масштабе.

Неужели нашим детям не будет интересно узнать, что письменность пришла на Русь далеко не с её крещением, как это принято считать. Письменность, сочинительство песен, богословских книг, поэм и запись событий существовала и в дохристианской Руси. А ведь это ведет к пониманию всех последующих многовековых событий: кто, как и почему управлял Русью, уничтожая основу древних славян и заменяя её новой идеологией. А ведь люди, населявшие Русь во времена княгини Ольги и Вещих князей были единственной народом, в которой каждый человек был свободен.

А что наши дети знают о русской эмиграции? Рамки школьной программы довольно сухо комментируют этот исторический этап русской истории. Сейчас не каждый ребенок может с уверенностью ответить кто такой Ленин, а ведь еще совсем недавно незнание событий революции 1917 года было просто невероятным. , а в последствии нами - родителями воспринималась, как часть населения, предавшая Россию, не захотевшая поддержать новое государство после революции. Так нас учили в школе.

Революция уже давно считается спорным благом для России, а в последние годы и вовсе многими рассматривается, как катастрофа. Небезынтересно узнать, что революция была сделана на деньги кайзеровской Германии (не напоминает ли это финансирование оранжевой революции в Украине?).

А красное знамя революции было позаимствовано Лениным в той же Германии, у её социалистических партий. Становится понятным стремление уничтожить и категорически запретить большевиками всю символику России, убить царскую семью, разрушить православные храмы. Это отрезается от своей истории народ. Так, чтобы с чистого листа воспитывать послушное общество. Послушное кому? Тем, кто финансировал процесс?

Русская эмиграция в этом свете не видится толпой предателей, а лишь людьми, которые не могли смотреть на то, как губят народ и страну, и при этом бессильных. Странно было бы думать, что уехавшие за пределы России интеллигентные люди, писатели, священники, офицеры не обладали патриотизмом и пониманием ситуации.

Это ли не повод нашим детям знать достоверные факты прошлого, чтобы понимать политические события настоящего? Дети у нас умные, есть надежда, что знание истории убережет их от ошибок в будущем.

На этом небольшом примере знание истории имеет огромное значение. Она у человека воспитывает принадлежность не к стаду, а к свободно мыслящему и живущему обществу, которое способно отличить, куда его ведут и зачем.

У кавказских народов до сих пор есть обязательное знание своей родословной в семи поколениях.

Человеку нужно знать свои корни, чтобы уважать окружающих людей и себя в этом окружении.

Сегодня поговорим о том, для чего нужна история . Многие до конца не понимают, зачем нужно изучать историю ? Разберемся!

Для каждого человека, история является перечнем событий, которые когда-то произошли в прошлом. Кому-то из людей события прошлого не внушают ничего важного, а кто-то даже не верит в существование прошедших событий.

Самая первая книга, которая описывала историю прошлых лет называлась очень просто - "История". Она была написана Геродотом. Изучение истории было само по себе очень привлекательно, поскольку у человека создавалось множество макротеорий о происхождении той или иной части природы. В макротеории выделяется 3 части: теория общественно-экономических формаций, теория локальных цивилизаций, теория постиндустриального общества.

Не секрет для многих, что наша современная жизнь полагается на опыт прошлого. В пример можно взять политических деятелей, которые, прежде всего, полагаются на опыт предков и стараются не допускать их ошибок в современности. Большинство творческих людей используют древние произведения искусства для создания новых уникальных идей.

История может привести множество примеров, в которых отдельные люди или нации допускали непоправимые ошибки. Именно из истории взяты основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает абсолютно каждый человек. Великими полководцами были Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Петр I и множество других великих людей.

Различные изобретения, которые бы ни за что не воплотились в жизнь, если бы не история. Например, большинство современных лекарств, имеют очень и очень древние истоки, главным отличием является только способ получения и изготовления лекарства.

Особенное отношение должно быть к истории России, которая является уникальной. На пути развития наша страна потерпела немало побед и неудач, из которых постепенно складывалась наша история. Изучая историю предков, важно осознание роли нашей страны в масштабах всего мира.

Надо сказать о том, что история по одному учебнику не может является точным отображением происходивших в действительности событий. Это своеобразный выборочный взгляд конкретного автора. Много фактов утаивается, много искажается, поэтому еще одним очень важным моментом в изучении истории является её анализ и осмысление. Одна из причин, зачем изучать историю - это возможность сформировать свою картину мира, понять основные закономерности в обществе, изучая и анализирую данные от разных авторов с разных точек зрения.

По итогу, проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить тех ошибок в будущем. Такова суть истории.

Свои мнения, и доводы о том, для чего нужна история обязательно пишите в комментариях. Мы будем рады развить эту тему в дискуссию.
Заметка: вариант улучшить оценки в зачетки Курсовые, дипломы на заказ . Но что есть реальные знания?

События и и личности, которые нужно помнить и знать…

Я горжусь и хочу, что бы все знали и помнили, что эти люди жили в моём городе Кяхта

Хочу чтобы все знали какие события прославили мой город. Какие горестные и славные моменты были,

пусть люди знают о ком молиться, кому поклониться и чем гордиться!

Мы должны чтить прошлое и воспитывать новое поколение на примере выдающихся личностей и

не позволять превратиться в тлен золотым моментам истории нашего города.

Для увековечения памяти о прошлом, с целью сохранения культурного и исторического наследия

моего города, предлагаю творческий проект:

В память о Рокоссовском Константине Константиновиче, который прожил в

приграничном городе Кяхта более пяти лет. В г. Кяхта прошла боевая молодость будущего маршала победы. В начале 20-х годов прошлого века, в разгар гражданской войны и иностранной интервенции, военные дороги привели молодого командира Красной Армии на восток страны, где он принимал участие в боях с войсками адмирала Колчака, барона Унгерна и интервентами.

Воинское соединение, в составе которого служил К. Рокоссовский, выполняло боевую задачу - оборону советско-монгольской границы. Кавалерийский полк, которым командовал молодой офицер, был расквартирован в Кяхте и занимал 70-километровый участок границы. Там они проложили дороги, создали систему полевых укреплений, построили заставы, в боевых условиях постигая секреты пограничной службы.

В Кяхтинском загсе был зарегистрирован единственный брак маршала и рождение его дочери.

В 1962 году в конце земного пути Константин Рокоссовский приехал навестить свою маленькую Кяхту,

встретится со своей молодостью, здесь прошли лучшие годы жизни, формировался характер будущего

Маршала, в Кяхте встретил единственную жену, тут родилась дочка. В короткие минуты отдыха любил

прогуливаться по старинным улочкам города и городскому парку

Предлагаю проект:

а) сделать в кяхтинском ЗАГСе информационный стенд,с барильефом достойный величайшего полководца Маршала Победы о регистрации единственного брака

Константина Константиновича Рокоссовского и Юлианы......

Чтобы молодожёны гордились, что регистрируют брак в ЗАГСе, где сам Рокоссовский

заключил единственный брачный союз.

б) В городском роддоме предлагаю сделать стенд о рождении дочери Рокоссовского.

в) Посвятить известным кяхтинцам аллею в городском парке, разместив на ней информационные стенды.

Осветить историю города и её выдающихся жителей.Историю Российской Империи,Советского Союза и современной России.

Троицкосавск-Кяхта Саввы Владиславича Министерство культуры Сербии фильм 53 мин

В 1727 году Саввой Рагузинским дипломатом,сподвижником Петра

Первого,основателем Внешней военной разведки был образован Троицкосавск-Кяхта

в честь Святой Троицы и Саввы Сербского

1-Кяхта единственный поселок миллионеров мире 18-19

Из 25 самых богатых людей Российской империи 20 были

Кяхтинские.

2-Со всей Российской Империи налог собирался 2 рубля 30

копеек золотом в Царскую казну с Кяхтинских брали 330 рублей золотом,то есть в

160 раз больше!

3-Кяхта во весь 19 век гремела на всю Россию,к которой с

почтением относились в Лондоне,Париже и Нью-Йорке.Заказы которой исполняли в

первую очередь зная,что Кяхта не скупится. И всего через полтора столетия

Кяхта приняла славу Мангазеи,Златокипящая Кяхта,

Единственный городок в Царской России имел статус

самоуправления

4- В 1727 году был

заключен Кяхтинский договор между Российской Империей и Китаем,который дал

6500 км государственной границы Китайская Империя маленькой Кяхте подарила

одного из четырех мифологических золотых Драконов, голова Дракона на гербу

города Кяхта.

5-Первая свободно-экономическая зона в Российской Империи,

Одесса была вторая.

6-В Кяхте сошлись все цивилизации Китайская –Бурят-Монгольская

–Русская и западная цивилизация

7-Через Кяхту, через Мурочинский Дацан пришел буддизм в

8-В Кяхтинском районе единственный в мире Казачий

Бултумурский Дацан

9-Потомки Чингис-Хана,дружественная нам Монголия в 1973

году наградила город Кяхта Высшим Орденом иностранного государства

С уважением,

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Наука история человеку нужна для понимания процессов и законов, по которым живет общество. Знать историю полезно, каждому, чтоб не повторять распространенных ошибок предшественников, суметь, сравнив ситуации, сориентироваться и найти правильное решение.

Также наука история очень помогает понимать других людей: их исторически сложившиеся верования, традиции, привычки, взгляды. Даже мировоззрение и менталитет народов в целом.

История дает нам множество живых, готовых примеров причин и следствий, связей по типу «какие поступки и действия к чему приводят», примеров достижений и успехов.

Например, создание Чингисханом великолепно оснащенной, боеспособной и дисциплинированной армии привело к завоеванию «половины мира», в том числе древнерусских земель. Одновременно с этим - е разрушению массы городов, гибели талантливых людей – ремесленников, ученых, художников средневековья.

Еще наука история дает много успешных примеров для подражания, которые вдохновляют и мотивируют современника, толкают его на новые свершения. История расставляет точки над «и»: она показывает, кто прав, а кто неправ. Вот еще один пример из истории. Многим россиянам известно имя их соотечественника, ученого-самоучки, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. Он, позже названный «отцом русских ракет», публиковал свои исследования в те годы (в конце 19-го века, точнее), когда о космонавтике почти никто из населения планеты и слыхом не слыхивал.

История в его лице дает отличный пример человека, усердно работавшего, будучи уверенным в своей правоте, несмотря на долгое полное отсутствие признания, опередившего свое время, заложившего фундамент для будущего, для нового развития общества.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...