Веке в 30 е годы. Смотреть что такое "30-е годы" в других словарях

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально – технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

После гражданской войны политика « Военного коммунизма » продолжала действовать, но возникший политический и экономический кризис в конце 1920 – начала 1921 гг. показал, что большевистскому правительству необходимо переходить к более гибкой экономической политике.

На X съезде РКП(б) в марте 1921г. Ленин провозгласил о переходе к НЭПу. Законодательно переход к НЭПу был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX съезда Советов, в декабре 1921 г.

Главные цели НЭПа:

Политическая – снять социальную напряженность в стране, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества.

Основные мероприятия НЭПа:

  1. Введение НЭПа началось с сельского хозяйства – продразверстка заменена на продовольственный налог. Теперь у крестьян не изымался почти весь хлеб превышающий нормы посева и пропитания, а платится только фиксированный налог, который объявлялся заранее. Все излишки оставшиеся после внесения налога оставались в распоряжении крестьян.
  2. Крестьянину разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.
  3. В промышленности частным лицам разрешалось открывать мелкие предприятия и брать в аренду средние предприятия.
  4. Государственным предприятиям давалось больше самостоятельности (самоокупаемость и хозрасчет).
  5. Иностранному капиталу было дано право создавать совместные предприятия с нашим государством.
  6. Отменен принудительный труд, это дало рынок рабочей силы.
  7. Вместо уравнительной системы зарплаты введена тарифная система оплаты.
  8. Проведена денежная реформа – введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом.

Итоги НЭПа:

К 1923 году в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади.

В 1925г. валовый сбор зерна почти на 21% превысил среднегодовой уровень предвоенной России.

Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем сырьем.

В 1926 году по основным видам продукции был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

Улучшились условия жизни городского и сельского населения.

Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

НЭП считался переходным этапом от капитализма к социализму на основе широкого использования рыночных отношений, временным отступлением, допуском капитализма при контроле партии. Частные предприниматели («нэпманы») облагались налогом, ставились под контроль, ограничивались в правах. Пока рынок находился у частника, предстояло развить государственную экономику. НЭП должен был обеспечить победу социализма.

  1. Образование СССР:

После Февральской и Октябрьской революций 1917г наблюдался процесс распада Российской империи. Однако ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не образовалось действительно самостоятельных государств. Все территории, объявляя о своей государственной самостоятельности были вынуждены, в конечном счете опираться на союз с «белыми», либо с «красными». Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Бухарская ССР, Хорезмская НСР, Дальневосточная республика. В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость и экономическая взаимосвязь национальных районов.

В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. А в 1922 году Азербайджан, Грузия, Армения образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепление советского политического строя и обороноспособности потребовали дальнейшего совершенствования существующих связей.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равных республик.

В декабре 1922г.во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина.

30 декабря 1922 г. состоялся первый Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Декларация провозгласила принципы добровольности объединения, равноправия республик и их права свободного выхода из союза.

Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь.

В ведении союзных республик оставались: внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР.

Постепенно СССР расширялся: в 1924 году в его состав вошли Узбекистан и Туркмения, в 1929 году – Таджикистан, в 1936 – Киргизия, Казахстан, а Закавказская республика разделилась на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики, которые самостоятельно вошли в СССР. В 1940 году были присоединены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Карело-Финская республика (последняя в 1956 году была преобразована из статуса республики в Карельскую автономную ССР). С этого времени СССР состоял из 15 республик.

СССР просуществовал до конца 1991 года.

  1. Индустриализация в СССР.

Индустриализация- это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Во второй половине 20х годов важнейшей задачей экономического развития страны стало решение проблемы модернизации - превращения страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности. Но экономические механизмы НЭПа, пригодные для восстановительного периода, стали давать сбои:

Иссякли резервы промышленного оборудования и необходимы были огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности;

Предприниматели, чувствуя свою временность и непрочность положения, получаемую прибыль старались скорее израсходовать, пожить в свое удовольствие и ни о каких долговременных вложениях капиталов, расширении сферы деятельности и выпуска товаров не думали;

Дефицит промышленных товаров (происходил также и потому, что частные капиталы направлялись прежде всего в торговлю).

В этих условиях требовалось разработать принципиально новую экономическую программу, отвечающую требованиям модернизации.

В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) был провозглашен курс на индустриализацию. Тогда же были определены и ее основные цели:

Ликвидировать технико-экономическую отсталость страны;

Достигнуть экономической независимости;

Создать мощную оборонную промышленность;

Развивать в первую очередь базовые отрасли промышленности (топливную, металлургическую, химическую, машиностроительную).

Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР.

Основные мероприятия индустриализации:

1) Введена система пятилетнего планирования – пятилетки (четко определены цели, которые необходимо было достигнуть в течение пяти лет – количество заводов, годовой продукции и т.п.).

2) Централизация распределения средств и ресурсов.

3) Единоначалие в руководстве отраслями промышленности и директивное командование.

4) Максимальное развитие производства средств производства (товары группы «А»)

Механизмы и средства для индустриализации:

1) Перекачка средств из аграрного сектора в индустриальный (из страны вывозилось продовольствие на продажу).

2) Вывозилось на продажу сырье (лес, нефть и т.д.).

3) Распродавались сокровища музеев.

4) Правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег.

5) Организована система социалистического соревнования, вызвавшая массовый энтузиазм, стахановское движение.

Итоги первых пятилеток

Первая пятилетка была завершена за 4,3 года (1928-32 гг.). Хотя не все задания пятилетки были выполнены, но в области индустриализации был сделан значительный шаг:

Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2.8 раза;

Производство в области машиностроения – в 4 раза;

Было сооружено 1500 предприятий;

Создано 100 городов;

Была введена в строй Туркестано-Сибирская железная дорога – 1500км;

Запущены в работу гиганты Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы.

В мире СССР вышел на I место по темпам роста производства, получил экономическую независимость.

Вторая пятилетка также была выполнена досрочно, за 4 года 3 месяца (1933 – 1937гг.) – во II пятилетке СССР из аграрно-индустриальной страны начал превращаться в индустриально-аграрную державу:

Возведено уже 4500 предприятий;

Выплавка стали выросла в 3 раза;

Производство электроэнергии возросло в 2,5 раза;

Появились гиганты – Уралмаш, Краматорский машиностроительный завод, Челябинский тракторный, Уральский вагоностроительный, «Азовсталь», «Запорожсталь», авиазаводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.

В Москве проложена первая линия метрополитена.

Всего производство промышленной продукции за две пятилетки увеличилось в 4,5 раза. В намеченный Сталиным 10 летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений, все-таки обогнана по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.

  1. Коллективизация

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличились цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате от крестьянства резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927г. Требовалась коренная перестройка аграрного сектора.

В декабре 1927г., на XV съезде партии было решено провести реформирование аграрного сектора по ленинскому принципу – осуществить постепенный переход от мелких частных крестьянских хозяйств через кооперацию к крупному коллективному труду.

7 ноября 1929г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов. Из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование колхозов. Им предоставлялись льготные кредиты, льготы в налогообложении и снабжения сельхозтехникой.

Для обеспечения колхозов первоначальной базой проводилась политика раскулачивания. С конца 1929г. до середины 1930г. было раскулачено свыше 320тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175млн. рублей было передано колхозам.

Для оказания помощи местным властям в организации колхозов и контроле за ними, в деревню было направлено 25тыс. городских коммунистов («Двадцатипятитысячники»).

Коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны к концу первой пятилетки. В сентябре 1931г. колхозы объединяли 60% крестьянских хозяйств.

В 1934г. колхозами было охвачено 75% крестьянских хозяйств. К концу второй пятилетки в колхозах находилось 93% крестьянских хозяйств.

Колхозники первоначально использовали собственный инвентарь и скот (обобществленный), скот и инвентарь кулацких хозяйств, затем по мере развития промышленности на колхозных полях появляется техника, переданная или проданная государством. Для технического обслуживания колхозов в районах организовывались МТС (машинотракторные станции). Одна МТС на несколько колхозов. В руководство колхозов избирались председатели (по рекомендации партийных органов), которые затем контролировались партийными и светскими органами. Планы колхозных посевов утверждались исполкомами районных Советов, а затем сообщались в хозяйства.

Размеры зарплаты колхозников и механизаторов определялись не колхозами, а партийными и советскими органами. В 1933г. была введена система обязательных поставок сельхозпродукции государству. У колхозов изымалось до 70% урожая. Остальное оставлялось на нужды колхозов и колхозников.

Реорганизация села и изъятие с/х продукции у еще не окрепших колхозов вызвали в 1933г. голод в некоторых регионах и сокращение с/х производства.

Но главная проблема государства все же была решена успешно – несмотря на сокращение производства с/х продукции на начальном этапе коллективизации, государственные поставки зерна увеличились в 2 раза. Это позволило обеспечить стабильность в снабжении продовольствием городов и промышленных работников, накопить средства для развития промышленности.

Кроме того, коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний пережиток капитализма – частнособственническое крестьянское хозяйство.

Лекция № 12


Похожая информация.


Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.







«Жить стало лучше, жить стало веселее!»

В 30-е годы потребности советских людей росли, всем хотелось носить добротную одежду, иметь возможность купить праздничное платье, теплое зимнее пальто и хорошую обувь, приобрести удобные и красивые детские вещи, но разрушенная, и пока еще далеко не полностью восстановленная швейная промышленность СССР, с трудом обеспечивала население огромной страны, не то что красивым и модным, а даже самым насущным. Кругом ощущался дефицит.

Дискуссии о принципиально новой одежде нового советского человека, характерные для двадцатых годов, к тридцатым затихли, вопрос о «массовой моде победившего пролетариата» постепенно утратил былую важность. Круг потребителей модной продукции оставался весьма ограниченным – бывшие нэпманы, сумевшие заработать хорошие деньги за период новой экономической политики, семьи военных и партийных начальников, а также руководителей наиболее важных для СССР должностных постов, по советской терминологии, так называемых, номенклатурных работников, творческая элита, и те, кто устроился на какие-либо «хлебные места», связанные с дефицитом.

В стране, где все должно было быть подчинено руководящим структурам, пока еще не был сформирован единый моделирующий центр, а работа проектировщиков одежды, как их тогда называли, находилась в начальной стадии своего развития, хотя к этому времени в СССР уже существовали талантливые мастера, создающие модели модной одежды и незаурядные художники по тканям, такие как Надежда Макарова, Александра Лямина, Надежда Ламанова, Фёкла Гореленкова, Анна Бланк, Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн, М. Ануфриева, В. Маслова, М. Назаревская, Д.Лехтман и многие другие.

Крупные фабрики страны открывали собственные художественные и конструкторские мастерские, приступившие к разработке новых тканевых расцветок и моделей одежды. В государственном издательстве легкой промышленности даже начали выпускать каталог, предназначенный для торговых организаций, которые могли бы заказывать все эти модели на соответствующих фабриках. Но на самом деле одежда такого уровня, в советских магазинах продавалась крайне редко. Огромной проблемой и для выпуска хороших тканей, а, следовательно, и для качественной одежды было производственное сырьё, которого катастрофически не хватало.

В 30-е годы в стране резко возросло производство ситца, чрезвычайно популярного из-за дешевизны. В этот период текстильная промышленность развивалась под девизом «Советская ткань – лучшая ткань в мире!». Была поставлена цель увеличения выработки тканей повышенного качества и при этом снижение их себестоимости. Задача трудновыполнимая! Для её достижения реконструировался целый ряд текстильных предприятий, появились первые отечественные автоматические ткацкие станки, осваивались новые сорта тканей – креп, шерстянка, фуляртин, сатин, коленкор, атлас, коверкот, шевиот, сукно, бостон, коломенк, фланель, бумазея и др. Увеличился выпуск тонких тканей – вольты, майи, маркизета, батиста, зефира, тканей с вискозным волокном, производились фавориты 30-х - шелк, атлас, крепдешин, файдешин, крепжоржет. Правда, в продаже эти ткани появлялись нечасто даже в крупных городах, а в некоторых местностях не появлялись совсем.

Для снижения себестоимости новых тканей пришлось уменьшить количество валов печатных машин, что ограничивало возможности художников. В конце 20-х начале 30-х годов обязательным для всех текстильных фабрик было, производство набивных тканей с агитационными узорами, прославляющими труд советского человека – серпами и молотами, звёздами, тракторами, сеялками, комбайнами, заводскими трубами с дымом, аэропланами и пр. Даже такие талантливые мастера как Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн были охвачены идеей создания агиттекстиля и придумывали ткани с идеологическими рисунками. В связи с этой тенденцией массово были уничтожены многие старые гравировочные валы с прекрасными традиционными для ткацкого производства орнаментами. Поверхности валов стачивали и наносили идеологический рисунок. Советский текстильный феномен, слава богу, просуществовал недолго. На художественных советах и совещаниях все чаще стали говорить о том, что подобные «творческие находки» слишком громоздки для текстиля, не сочетаются с назначением и фактурой ткани, неудобны в крое, требуют большого расхода и поэтому нерентабельны для швейных предприятий. Фельетон, опубликованный в газете «Правда», под названием «Спереди - трактор, сзади – комбайн», подвел черту в спорах о тематических рисунках, с 1933 года их производство было прекращено приказом Совнаркома за вульгаризацию идей социализма и коммунизма.

Во второй половине 30-х годов в характере оформления тканей произошли некоторые изменения. Если в ситцах присутствовала традиционность, то в новом ассортименте прослеживалась иная трактовка цветочного узора - экспрессивные рисунки в характере наброска, без прорисовки форм, часто сделанные только заливкой цвета без контура. Рисунки второй половины 30-х годов отличала динамичность композиции, которая достигалась за счет поворотов линий и штрихов: цветы словно летели и кружились по цветному фону.

В это время госфабрики, где пробовали свои силы молодые советские художники-модельеры, стали своеобразными центрами по моделированию. Существенным недостатком их работы был сугубо прикладной характер, ограничивающий творческую фантазию художника, модельеры должны были учитывать потребности массового производства и подстраиваться под реальные возможности каждой конкретной фабрики и ее смежников. Конструкторы одежды в основном ориентировались на возможности своей фабрики. К настоящему формированию моды такая система, жестко подчиненная интересам конкретного производства, имела мало отношения.

Другой причиной тормозящей развитие модных тенденций в начале 1930-х годов являлся сохранявшийся в стране острый дефицит одежды и низкие доходы населения. Многие даже не задумывались, о том модная у них одежда или нет, а попросту носили то, что еще можно было носить. В начале 30-х годов и в одежде и в прическах еще очень чувствовалось влияние 20-х годов. В 1930 – 1935 годах, в условиях нормированного распределения, производимая в стране одежда и обувь, наравне с хлебом и другими продуктами питания, в основном продавалась по карточкам. Карточная система начала отменяться с 1935 года. Как и в 1920-е годы, одежда и обувь были сравнительно дороги, их покупали в силу практической необходимости, а не для смены вышедшего из моды гардероба. Когда в 1930 году в СССР стало вводиться обязательное начальное образование, многие дети не могли посещать школу из-за отсутствия у них одежды и обуви, особенно в зимний период. Небогатое, а порой и нищее в своей массе советское общество, конечно же, не готово было к серьезному восприятию такого явления, как «мода ».

Конец эпохи НЭПа в конце 1920-х годов, начатый по инициативе Сталина и его окружения «великий перелом», сопровождавшийся искоренением индивидуализма и пропагандой коммунального быта, призывы к аскетизму, не способствовали развитию сферы моды и потребления. Были закрыты частные парикмахерские, магазинчики, рестораны, ателье, кооперативные магазины. С середины 1930-х годов стал наблюдаться относительный рост жизненного уровня советских людей, особенно среди существенно выросшего городского населения. Процессы индустриализации, идущие в стране, влияли на динамику распространения городской культуры, включая и моду .

В 1931 году были открыты, так называемые «Торгсины» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами - Торговый синдикат), которые занимались обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих наличную валюту , а также золото, драгоценности и прочие ценные вещи, которые можно было обменять на продукты питания или другие потребительские товары. Торгсины изобиловали всевозможными товарами повседневного спроса - хорошей одеждой и обувью, нижним бельем, текстилем и пр. Просуществовали торгсины до 1936 года. Кроме того, в крупных городах процветала комиссионная торговля, благодаря которой можно было приобрести отличные товары, в том числе и зарубежные, если конечно посещение комиссионного магазина было «по корману». Начиная со второй половины 1920-х годов, в стране практиковалась продажа товаров по рабкредиту. Государственные и кооперативные торговые учреждения продавали рабочим и служащим товары с рассрочкой платежа при условии предоставления гарантий предприятиями или учреждениями, где работали потенциальные покупатели. Долгосрочный кредит получали обычно на полгода в объеме месячного заработка. Были даже организованы специализированные рабкредитовские магазины.

Несмотря на критику традиционной моды , ей с удовольствием следовали многие деятельницы революционного движения и жены тех, чьи имена тесно связаны с советской идеологией. Модная элегантная одежда вписывалась в круг интересов знаменитых русских революционерок Инессы Арманд и Ларисы Рейснер, воспетой Всеволодом Вишневским в образе комиссара в «Оптимистической трагедии», Александры Коллонтай, ставшей первой в истории женщиной-послом в послереволюционной России, гражданской жены писателя Максима Горького актрисы и общественного деятеля Марии Андреевой, являвшейся почитательницей и покровительницей модельера Надежды Ламановой, жены наркома Молотова Полины Жемчужиной, ставшей руководителем Главпарфюмера и членом Художественного совета при Московском Доме моделей, жены наркома просвещения Луначарского актрисы Натальи Розенель, считавшейся одной из самых модных дам Москвы 20х - 30-х годов. Розенель регулярно получала из Европы модные обновки. Да и сам Луначарский был небезразличен к одежде, носил американские костюмы, часто менял галстуки, бабочки и сорочки.

В 1930-е годы советской номенклатуре, в отличие от обычных граждан, была доступна модная одежда, том числе и иностранного производства. Например, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды кроме несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма, причем большинство из них – иностранных марок. Тем не менее, особо не поощрялось, чтобы жены и дети партийных руководителей, одевавшиеся в своей среде модно и респектабельно, демонстрировали достаток простому народу. В начале 1930-х годов в среде советской элиты было принято заказывать одежду у дорогих частных портных или посещать закрытые ателье, к примеру, Галина Кравченко, начинающая актриса и молодая сноха Льва Каменева, посещала элитную ведомственную мастерскую пошива одежды Наркоминдела на Кузнецом мосту. В том же ателье, у той же портнихи одевалась и супруга Сталина Надежда Аллилуева.

В период государственной политики, названной впоследствии «неонэпом», стала возможна реанимация моды , издание модных журналов, создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с модными ателье при них (кроме обычной системы государственных ателье индпошива). В 30-е годы в стране появилось понятие Советский Дом Моделей, изначально, по сути, это были просто модные ателье, например, Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке. Он появился в 1933 году и был знаменит тем, что в его стенах работала великолепная портниха Ревека Ясная, попасть на прием к которой, можно было только по знакомству. В 1934 году в Москве при опытно-технической швейной лаборатории треста «Мосбельё» состоялось открытие первого в стране крупного Дома моделей одежды на Сретенке, руководителем которого до 1949 года была племянница Ламановой модельер Надежда Макарова. Для художественного оформления здания пригласили Владимира Андреевича Фаворского, тогда уже известного художника. Фаворский настолько заинтересованно отнесся к деятельности Дом моделей, что был введён в его художественный совет. Его соображения о фасоне платьев, о выборе ткани нередко конкурировали с идеями самих модельеров, и находили у последних поддержку.

- Воспроизведение данного материала запрещено -



В 30-е гг. советская Россия вошла со сложившейся командно-административной системой руководства и начинающим укрепляться культом личности Сталина .

Последняя попытка соратников выполнить завещание вождя - снять Сталина с поста Генерального секретаря партии - была предпринята на 17-м съезде партии. Большинство голосов было отдано С.М. Кирову.

Понимая, что основная угроза его власти исходит от партийной оппозиции, Сталин уделял огромное внимание воспитанию преданных кадров. Началось создание номенклатуры. Умело формируя партийный аппарат, организуя пропаганду в средствах массовой информации, Сталин окружил себя недалекими и преданными союзниками и стал лидером тоталитарного режима. Над каждым из его соратников постоянно висела угроза обвинения в измене и замены.

Убийство любимца пролетариата С.М. Кирова в 1934 г. стало началом массовых репрессий. Уничтожались все, кто остался в живых после «красного террора», одновременно проводилась массовая чистка в партии. Было возбуждено уголовное дело против «ленинградского центра». Во главе НКВД стояли ближайшие соратники Сталина - Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, . Они беспрекословно убирали одного за другим политических противников вождя народов.

Позиции Сталина значительно окрепли, ему удалось поставить на руководящие посты своих сторонников (в состав политбюро были введены Микоян, Жданов; стал секретарем ленинградской парторганизации). В Москве секретарем ЦК был назначен Ежов, место генерального прокурора было отдано Вышинскому.

В 1934 г. начался обмен партбилетов, в ходе которого проверялась лояльность всех рядовых членов партии, все неблагонадежные исключались.

Из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Каменева, Зиновьева.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция «победившего социализма». В ее разработке принимали участие недавние уклонисты, в частности Н.И. Бухарин.

Конституция декларировала всеобщее избирательное право, свободу слова, собраний и союзов. Однако в ней содержались оговорки, дающие право «в интересах трудящихся» нивелировать эти декларации.

Принятая Конституция 1936 г. законодательно оформила проведение «большого террора». В Москве началась серия процессов над «главарями», «вредителями», «предателями» и «шпионами». Большинство подсудимых были ветеранами партии.

В 1936-1938 гг. к высшей мере были приговорены Каменев, Зиновьев, Пятаков, Радек, Серебряков, Сокольников, застрелились Томский и Орджоникидзе. Не выдерживая изощренных пыток и психологического воздействия, подсудимые на открытых процессах признавались «ради высших интересов партии» в несовершенных ими преступлениях.

В начале 1937 г. были арестованы Бухарин и Рыков. Началась замена старых кадров на выдвиженцев времен первых пятилеток, партсостав был обновлен на 20%.

В 1937 г. судилищем над «красными маршалами» М.Н. Тухачевским и А.И. Егоровым начались репрессии по отношению к офицерскому корпусу армии и флота. «Большой террор» уничтожил командный состав вплоть до батальонного уровня.

В марте 1938 г. состоялся 3-й Московский процесс. Группе из 21 человека (Бухарин, Рыков, Раковский, Ягода и др.) были предъявлены обвинения в убийстве Кирова, Горького и Куйбышева, заговоре, шпионаже, саботаже и т.п. Было вынесено 18 смертных приговоров. Революция продолжала пожирать своих детей.

10 мая 1939 г. 18-й съезд партии утвердил более мягкую редакцию устава партии, были осуждены чистки партии 1933-1936 гг. Сталин признался в фактах перегиба, но вина за это была возложена на местные парторганизации.


Основной геометрической фигурой в стиле 30-х становится треугольник – широкие плечи и узкие бёдра. Накладные плечи Джоан Кроуфорд в 1932 году, плечи в форме пагоды, придуманные в 1933 году и её же выдумка – плечи в стиле гвардейцев Британской армии, популярны как никогда. Всевозможные вставки и кокетки в виде треугольника, глубокий V-образный вырез на спине вечерних платьев, юбки, узкие в бёдрах и расширяющиеся книзу от колен, широкие остроугольные воротники, банты, косынки на шее, оригинальные накидки – всё это элементы из нарядов 30-х годов.



Ткани – атлас, шёлк, отлично драпирующиеся и облегающие стройную женскую фигуру, особенно в крое по косой, были одними их самых востребованных. В 1936 году во время зимних Олимпийских игр появились лыжные брюки – широкие в бёдрах и сужающиеся к лодыжке. Высокий каблук - танкетка – изобретение Сальваторе Феррагамо, изготавливалась из рафии или пробкового дерева.


Экономические трудности, возникшие почти во всех европейских странах и достигшие кульминации в 1929 году, обрушились кризисом и связанной с ним безработицей. Миллионы людей не имели ни хлеба, ни заработка. Теперь богатство не афишировали так, как это было в 20-е годы. Праздники устраивали не в клубах, а в частных домах, причём в узком кругу. Всё это продолжалось несколько лет, и не могло не отразиться в моде.


Вместе с этим продолжалось развитие техники. И одно из главных изобретений – изобретение звукового кино сделало актёров, разговаривающих с экранов, более близкими и понятными для всех. А потому, влияние фильмов увеличилось, новинки моды, пропагандируемые раньше театром или кабаре, теперь демонстрировались более широким массам с экранов. Популярные актёры становились образцом подражания во всём – не только в поведении, но и в одежде в том числе. Модным было то, что носили звёзды, их наряды сразу копировали.



Актрисы Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу популяризировали одежду, акцентирующую внимание на формы женского тела. Они стали законодательницами стиля. Марлен Дитрих ввела в моду брюки, Грета Гарбо – костюм мужского типа, с широкими плечами. В некоторых фильмах того времени мода играла главную роль. И дизайнеры быстро увидели, насколько может быть полезным кино.


Прямоугольный силуэт, простота кроя стали исчезать, постепенно приобретая черты женского силуэта, имеющего талию, грудь, бёдра. Идеалом стала женщина, имеющая стройную фигуру и длинные ноги.



В то время, когда женщины 20-х годов и днём, и ночью отплясывали чарльстон в платьях-рубашках, дамы 30-х годов, как бы бедны не были, хотели выглядеть достойно. Элегантность и очарование 30-х годов особенно ярко проявились в длинных шелковых вечерних платьях. Именно шёлк при косом крое великолепно ниспадал, подчёркивая фигуру. Это был один из самых дорогих материалов того периода. И все модельеры тогда подхватили гениальную находку Вионне – раскраивать ткань по косой. Этот крой придавал эластичность – на груди, талии и бёдрах платье было облегающим, а ниже опускалось естественными складками.



Пальто и платья 1930-х годов


Кроме этого, платья с глубоким вырезом на спине не нуждались в застёжках. Появились ткани с очень интересной фактурой, которая сама по себе была уже украшением. Но всё же лучшим украшением вечернего платья был мех песца. Богатые дамы носили меха не только в вечернем наряде, но и днём. Те, кто не мог позволить себе этой роскоши, заменяли его бархатной пелериной или яркой шифоновой шалью. Но были и те, кому и шёлк был недоступен. О них позаботилась Коко Шанель. В своей коллекции вечерних туалетов она включила платья из хлопчатобумажных тканей.



Повседневные наряды дамы удлиняли, ведь теперь всё носилось до середины икр. Как это делалось? – ... с помощью лент, оборок, кокеток, различных вставок, например, вставки годэ на юбках, которые начинались чуть ниже линии бёдер. Даже маленькие кусочки меха находили себе применение для отделки выреза или рукавов. Костюмы имели зауженный силуэт с чётко выраженной талией, которую дополнительно подчёркивали поясом.


Вырез был глубоким, отвороты – широкими. Их шили часто из английских твидов, и поэтому костюмы стали называться «английскими». Технология пошива и обработки была почти та же, что и при пошиве мужского костюма. А чтобы оживить костюм и сделать его более женственным, для этого достаточно было наброшенной на плечо лисы или прикреплённого к лацкану букетика фиалок. Под жакет надевали блузку с большим бантом. Чтобы подчеркнуть ширину плеч использовали различные декоративные элементы – большие банты или шёлковые платки, оборки, воланы.


В 1933 году Herm?s выпустил свой первый знаменитый шёлковый платок.


Благодаря тому, что тонкая талия вернулась, возродилась и корсетная индустрия. Но в данном случае это было всего лишь лёгкое сжатие, и корсеты носили чуть ниже линии груди. Грудь снова приподнялась в отличие от её чуть ли неполного отсутствия в 20-х годах. Начался выпуск бюстгальтеров американской фирмой «Уорнерс».




В комплект дамской одежды непременно входили шляпы. И это было время самых безумных головных уборов. Если приобрести платье, особенно из дорогого материала, было не просто, то создать шляпку, даже применяя свои дизайнерские способности, пытались многие.


С начала 30-х годов шляпки были небольшие и плоские, их дама могла закрепить шпильками на причёске. Затем появились береты и круглые шапочки, шляпы в форме тарелки, колокола, да и вообще, в форме того, что можно было только вообразить. Разнообразие фантазийных моделей шляпок было настолько богато, что о единстве стиля в них не было и речи. Их объединяло лишь одно – эти шляпки дамы носили, чуть косо сдвинув на лоб.


Самой знаменитой создательницей шляп была Эльза Скиапарелли. Шляпки 30-х годов это совершенно отдельная тема.



Кроме шляп, которые тоже могли позволить не все, распространились тюрбаны, скрученные из цветного шёлка, кружевные шали, сеточки для волос, сделанные из крученого шёлка, тюля и унизанные цветными бусинками.


Как были одеты ноги? Чулки были те же, что и в 20-х годах, из натурального или искусственного шёлка. В 1939 году начали выпускать нейлоновые. Туфли имели каблук 6-8см, средней толщины, были и на низком каблуке, а также различные варианты с ремешком на подъёме и застёжкой на пуговице. Вырез обуви был не глубокий, если точнее – средний, некоторые модели были полностью закрытыми, носочки скруглённые и чуть зауженные. Очень популярны были двухцветные туфли.




Перчатки были непременным аксессуаром в гардеробе дамы 30-х годов, их надевали даже к летнему платью с коротким рукавом.



В шляпке, с перчатками и плоской сумочкой-конвертом дама выглядела элегантно одетой. У кого не было средств украсить себя дорогими нарядами, дополняли имеющийся наряд модными аксессуарами – шляпкой, сумочкой-конвертом и перчатками. Тогда образ считался завершённым в соответствии с модными требованиями тех лет. Особенно выручали сумочки. Они были в виде конвертов без ручек с защёлкой в виде рамочки, которая в то время стала выполняться из пластмассы.


Новшеством десятилетия были солнечные очки, которые обязана была иметь каждая уважающая себя модница. Брюки, и прежде всего вечерняя или пляжная пижама, стали неотъемлемым предметом гардероба каждой элегантной дамы. Хотя лишь только в 1939 году журнал Vogue осмелился впервые предложить женщине в качестве одежды брюки с пуловером. Прогулочные брюки постепенно прививались. Одной из форм спортивной одежды стали брюки-юбка, брюки для охоты, которые постепенно укорачивались и становились предвестниками шорт.


Наряду с пижамами появлялись различные формы халатов, которые делали из фланели, байки, атласа, появился новый тип домашней одежды – платья-халаты.



Пальто имели также приталенный, прямой силуэт с длиной до середины икр, с широкими лацканами, однобортные и двубортные, большей частью с большими накладными карманами, с крупными пуговицами. Талия иногда подчёркивалась поясом. Из меховых пальто модна была . Широкое распространение получили пелерины, которые были и короткие, едва прикрывающие плечи, и длинные, чуть ниже бёдер – накидки.


Украшения. Украшения, у кого они имелись, конечно же были в моде, особенно были любимы броши и колье. Большинство довольствовались искусственными камнями и стразами. Последние нашивались на дорогие ткани и имитировали драгоценности. Популярным украшением были искусственные цветы из ткани или страз. Самыми модными были фиалки, ими украшали соломенные шляпки.



30-е годы – годы, когда женщины большое внимание уделяли спорту, тем более, что во всех странах велась пропаганда спорта. По всей Европе создавались спортивные объединения, и все, стараясь идти в ногу со временем, начали страстно увлекаться спортом – кто авто -, а кто авиаспортом. Теннис, гольф, велосипед, плавание, лыжи оставались излюбленными видами активного досуга.




Стало модным проводить время отдыха в горах, катаясь на лыжах, совершать горные прогулки. И здесь одежда в тирольском стиле была скопирована модой. Но постепенно становилось ясно, что политические страсти в Европе принимают опасный оттенок. И уже с 1934 года мода, как бы предчувствуя приближение катастрофы, отреагировала изменениями в линиях одежды.


Одежда принимает характер униформы – угловатые широкие плечи, узкие юбки чуть ниже колена, перчатки с отворотами, сумочки через плечо. Обувь стала более массивной – появляются сначала клинообразные каблуки, затем и платформа, а так же обувь без каблука, и что интересно – отсутствие макияжа.


Время тревожное, всем становилась понятно, что это последние мирные дни перед великой катастрофой. И всё же, период 30-х годов можно назвать периодом наибольшего вкуса, временем новой элегантности. 30-е годы и сейчас являются источником вдохновения для дизайнеров.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...