Великие реформы Александра II (конспект). Военная реформа Александра II

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Цель:

Расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ через работу с историческим источником и презентацией.

Формировать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, учить работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки.

Развивать критическое, аналитическое мышление

Воспитывать коммуникативные умения работы в группе.

Оборудование и материалы к уроку: компьютерный класс, проектор, презентация «Эпоха Великих реформ Александра II., электронный тест, тексты документов, таблица «Рефлексия и самооценка учащихся».

Фундаментальные образовательные объекты: Отмена крепостного права, военная, земская, городская, финансовая реформы, реформа образования.

Главная проблема урока: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы – необходимость реформ?

Ход урока:

Организационный момент. 2 мин.

Постановка целей и задач. 3 мин.

Итак, сегодня у нас урок-практикум. Тема-«Эпоха Великих реформ Александра II ». Слайд №1

Наш класс работает по микрогруппам, ведущим изучение исторических документов с целью отбора материала для написания учебника.

Цель: Расширить и обобщить знания о причинах, сути и значении Великих реформ Александра II.

Задача: учиться анализировать документы эпохи, соотносить с уже имеющимися знаниями, делать целеполагание, работать в микрогруппе.

Эпиграфом к уроку будут слова Александра II «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу».

Позже, накануне Первой Мировой войны, Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва. В Европе будут много размышлять о причинах «Русского экономического чуда», начнут называть его «отцов». Связано ли это с Александром II и его реформами.

Главная проблема урока (слайд №2): Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы - необходимость реформ. В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (слайд №3):

Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?

Каковы основные направления реформ.

Каково значения и последствия проведенных реформ.

3. Инструктаж микрогрупп. Каждая группа получила исторические документы для изучения материала в качестве домашнего задания. Откройте на мониторе документ «Алгоритм». Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документа. По ходу работы заполните, пожалуйста, таблицу.

Во второй колонке запишите цель вашего исследования. Время выполнения 5 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой результат исследования сравнит со слайдами презентации

Работа в группах.5 мин.

Взаимообучение 20 минут. (Слайд №3)

Вопрос №1

Группа №1 –документ «Страна после Крымской войны». Из записки министра финансов Рейтерна, представленной государю.16 сентября 1866 г.

«Из записки по уничтожению крепостного состояния в России» А.И. Кошелева нач. 1858 г. (слайд №4,5)

Вопрос №2

Слайд №3 Каковы основные направления реформ?

Группа №2 – (слайд № 6 документ «Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Раздел №1

Раздел 2 «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления»

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительств к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Слайд №7

Группа №3. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1964 г.» Слайд № 8.

Группа №4. «Городовое положение, Высочайше утверждённое 16 июня 1870 г. «Слайд № 9,10

Группа № 5 «Учреждение судебных установлений, Высочайше утвержденное 20 ноября 1864 г.». Слайд №11.

Группа № 6. «Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1 января 1874 г.»

Слайд №12

Группа №7 «Положение о начальных народных училищах, Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г». Слайд № 13.

«Устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения, Высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г

Группа №8 « Реформы 60-70 гг. ХIХ в. Финансовая реформа1861-1866 г.»

«Железнодорожное строительство 70-х гг. 19 в.»;

«Средний ежегодный ввоз в Россию»; Рост механизации производства в пореформенный период». Слайд № 14

Вопрос №3 Слайд №3 Каково значение и последствия реформ?

Ответ на проблемный вопрос урока. Слайд № 2

Текущий контроль - электронный тест (работа в микрогруппах).

Повторительно – обобщающий урок на тему:

«Александр II – великий реформатор».

Цели и задачи:

  • закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
  • способствовать развитию гражданственности у учащихся;
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к историческому прошлому»
  • создавать условия для развития учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

Тип урока: урок-обобщение .

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР:

  • мультимедийная презентация урока;
  • тесты.

Используемый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в. М., Просвещение.


Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Наш урок посвящен важному событию в истории России – великим реформам XIX в. Кто же был инициатором реформ, которые сравнивают по значению с реформами ПетрI?

Учащиеся: Александр II.

Сообщение учащегося:

Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским. Напряженные занятия продолжались на протяжении 10 лет. Некоторые экзамены, которые цесаревич сдавал дважды в год, принимал сам император: тяжелое испытание и для экзаменующегося, и для его учителей. В конце обучения Александр прослушал курсы лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии. Их читали ему видные сановники империи. Кроме того, он совершил длительную поездку по России, первым из Романовых посетив Сибирь.

Как я уже сказала, что в 1855 году Александр Николаевич короновался на царство. Один из наиболее замечательных тогдашних москвичей, поэт и мыслитель Алексей Степанович Хомяков приветствовал императора такими стихами:

И верим мы, и верить будем,

Что даст он дар – венец дарам –

Дар братолюбья к братьям – людям

Любовь отца к своим сынам.

И даст года он яркой славы,

Победу в подвигах войны

И средь прославленной державы

Года цветущей тишины.

Александр II понимал необходимость реформ в стране. В своих реформаторских начинаниях император опирался на либеральных деятелей, которые в это время заняли высокие правительственные посты. Среди них можно назвать великого князя Константина Николаевича, братьев Н.А. Милютина и Д.А. Милютина, А.В. Головина, П.А. Валуева и др. Именно под их руководством в России состоялись реформы, которые позднее получили именование – Великие реформы.

Вопрос: Что такое реформа? (с лат. – преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры).


Причины либеральных реформ:

  • Отмена крепостного права.
  • Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах.
  • Необходимость пересмотра российской судебной системы.
  • Необходимость реорганизации военного дела в России.
  • В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.

Учитель: Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем-освободителем». Почетное звание, даруемое лишь избранным. Почему?

Учащиеся: при нем было отменено крепостное право.

Учитель: Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом».

  • «Эта речь, - пишет современник, - поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие».

Вопросы:

  • Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года). Перед подписанием Манифеста, Александр приказал всем выйти из кабинета. Ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, - как он сам говорил, - наедине со своей совестью».)

Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

  • Что в результате реформы получили крестьяне? (личную свободу).
  • Что значит получить личную свободу? (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).
  • На каких условиях освобождались крестьяне?

В результате крестьянской реформы:

  • введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами;
  • община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности;

вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Значение крестьянской реформы:

  • она предоставила возможность развития крестьянского предпринимательства;
  • способствовала росту отхода крестьян на заработки;

давала сильный толчок развития капитализма в России.

Учитель:

Итоги крестьянской реформы 1861г. вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право:

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику.

Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова?

А) что значит «распалась цепь великая?»

Б) что значит ударила «одним концом – по барину»?

В) что значит ударила «другим концом – по мужику»?

Исторический диктант?

Оценка по документу?

Реформа 1861 года стала величайшим политическим свершением XIX века.

Учитель:

Россия после отмены крепостного права превратилась в совершенно иную страну. Многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день. Возникла необходимость продолжить преобразования и привести в соответствие с новым социальным порядком государственное устройство.

Вопрос? Какие были проведены реформы?

Были проведены: земская, городская, судебная, военная, просвещения, финансовая.

Когда осуществлялась земская реформа? (Земская реформа 1 января 1864 года.)

  • К началу 60-х гг. XIX века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Да и дворянам надо было как-то компенсировать утрату прежней власти.
  • создание органов местного самоуправления – земств;
  • организация медицинской и ветеринарной помощи;

появление образовательных учреждений.

Принципы.

Работа с документом в учебнике «Из положения о губернских и уездных учреждениях» стр. 155-156

Вопрос: №1 стр.157

Положительные последствия:

  • создание широкой сети земских больниц и школ;
  • улучшилась дорожная сеть;

земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Но:

  • У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции (т.е. они не влияли на правительство);
  • Преобладающее положение в земствах занимало дворянство;
  • Земства зависели от органов центральной власти;
  • Финансовые возможности земств были ограничены;

Медленно решались финансовые и хозяйственные вопросы.

Вывод: Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, способствовала развитию благоустройства. Описанный А.П.Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.


Городская реформа 1870 г.

По типу земской была проведена и городская реформа.

Суть реформы: (она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями) :

  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.

Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. (1 – крупные предприниматели, платившие в городскую казну 1/3 налогов; 2 - более мелкие налогоплательщики еще одной 1/3; 3 – все остальные налогоплательщики – рабочие, служащие, интеллигенция).

Вопрос? Какие вопросы решало городское общественное самоуправление?

Вопросы, которые решала городская власть:

  • благоустройство городов;
  • устройство рынков и базаров;
  • попечение о местной торговле и промышленности;
  • здравоохранение и народное образование;
  • принятие санитарных и противопожарных мер;

установление местных сборов.

Положительные последствия реформы:

  • значительное улучшение благоустройства городов;
  • улучшение системы здравоохранения и народного образования;

создание сети попечительских заведений.

Но:

Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. (Кем контролировалась ее деятельность? Государством. Губернатор или министр внутренних дел утверждал городского голову – председателя управы. Они же могли наложить запрет на любое решение думы).

  • в них преобладала торгово-промышленная буржуазия;

рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа.

Цель реформы : создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям в обществе и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам.

Принципы нового суда:

  • введение суда присяжных заседателей;
  • суды становились бессословными, гласными и состязательными, независимыми от администрации;

создан институт мировых судей.

Схема: Структура российского суда.

  • Суд мировой (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела).
  • Общий суд (включал) окружной суд(рассматривали сложные уголовные и гражданские дела); судебные палаты (рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников).

Вопрос? В каких судах присутствовали присяжные заседатели? (в окружных судах при рассмотрении уголовных дел).

Высшей апелляционной инстанцией становился Сенат, он также рассматривал политические дела.

Российская судебная система стала самой передовой для того времени.

Либеральные преобразования в обществе вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Вопрос: Когда проводилась военная реформа? (1861-1874 г.г.)

1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?

Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота ) до 1874 года . Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году .

2)Какие недостатки со временем обнаружились

В этой системе набора в армии?

Схема. Усиление экспансии европейских держав, поражение России в Крымской войне, военное развитие Западной Европы, образование милитаристской Германской империи, рост революционного движения в России – необходимость коренной реорганизации военного дела в России.

Вопрос: кто являлся руководителем военной реформы?

(Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года).

  • 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру;
  • реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность; (вместо рекрутских наборов со времен Петра I переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества).
  • сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы, 3 и 9 в запасе);
  • отмена телесных наказаний; (зависимости от рода войск).

техническое перевооружение армии и флота.

Вопрос: что такое воинская повинность?

Схема. Меры по техническому перевооружению армии и флота:

  • коренная техническая реконструкция военных заводов;
  • использование достижений ученых и конструкторов;
  • замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;

строительство парового флота.

Вопрос: Каково значение военной реформы? (Россия получила массовую армию современного типа. Поднят авторитет воинской службы).

В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».

Учитель:

Образование и просвещение были предметом особенных забот императора Александра Николаевича.

Вопросы: когда осуществлялась реформа в области народного образования? (1863-1864гг.)

Каковы изменения в системе образования?(начальное, среднее, высшее)

  • Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Последствия реформы:

  • увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных;
  • созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные; (Александра II можно назвать создателем сельской школы).
  • в Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске);
  • увеличилось количество начальных сельских школ;
  • положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы;
  • в гимназии могли учиться дети любого сословия;
  • восстановлена автономии университетов.

Недостатки реформы:

  • был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий и девушек, выпускниц гимназий;
  • в гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.

Значение и последствия реформ:

Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства.

Созданы органы самоуправления и суда.

Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности.

Выросло гражданское самосознание населения.

Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.

Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.

Вывод: Все эти «исправления» и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, - другие, по сути дела, противники преобразований. Реформы 60-70-х г.г. – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX века явилось коренное обновление общественно - политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.

(В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.)

Заключительное слово учителя, подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.

Тест.

б) отмена цензуры в России;

____________________________________________________________________

Тест.

1)Судебная реформа была проведена на принципах:

а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?

2)Главная причина отмены крепостного права:

а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?

3)Главное последствие земской реформы:

а) возможность открытой политической деятельности;

б) отмена цензуры в России;

в) возможность хозяйственной инициативы на местах;

г) формирование на местах политических партий?

4)Из либеральных реформ позже других проводилась:

А) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?

5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:

а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?

6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:

а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;

в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?

7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:

а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;

в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?

Ответы на тест: 1) в; 2) в; 3) в; 4) б; 5) в; 6) в; 7) в, г, д

О чем или о ком идет речь?

Ответ:________________________________.

_________________________________________________________________

О чем или о ком идет речь?

  1. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

Ответ:_____________________________.

  1. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.

Ответ:______________________________.

  1. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

Ответ: ______________________________.

  1. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.

Ответ:_______________________________.

  1. Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.

Ответ: _______________________________.

  1. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

Ответ:________________________________.

  1. Преобразование в какой-либо сфере государства.

Ответ:________________________________.


После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ (реформы 1860-1870-х). Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии - Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882-1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков - излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость - выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления - уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии - 6 лет (9 лет в запасе), во флоте - 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы - освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...