Вхожу я в темные анализ. «Вхожу я в темные храмы…», анализ стихотворения Блока

Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».

В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.

Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.

Жанр, направление и размер

«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.

Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.

Образы и символы

Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.

Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.

Темы и настроения

Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.

Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.

Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.

Средства художественной выразительности

Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).

Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Cтихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои. Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой. Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное. Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро. Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).

Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался «Стихи о Прекрасной Даме». Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве.

Одним из первых стихотворений стало «Вхожу я в темные храмы…» Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это состояние соответствует и внутреннему настрою лирического героя: он входит в высокий храм (не просто церковь!), настроен на встречу с Прекрасной Дамой, о которой говорит как о чем-то высоком, недостижимом.

Все слова, какими она названа, могут прозвучать вполне обыденно, если не видеть, как они написаны. А написаны они все с прописной буквы, кроме того, каждому предшествует эпитет, придавая словам-названиям тожественность и величавость: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена. Такой прием должен увести читательское воображение от представлений об обычной любимой женщине к мысли о божественном, неземном, вечном. Она сон, святая и при этом Милая - эпитет, вряд ли относящийся к божеству.

Земное и божественное переплелись, так появилось «двоемирие». В стихотворении Блока есть реальность, то есть видимый, ощущаемый мир: храм с высокими колоннами, смутно мерцающие красные лампады возле икон, нарядных, с золочеными ризами. Другой мир - недостижимый, божественный. Но одна деталь кажется чужеродной в поэтическом словаре стихотворения - это «скрип дверей». Однако она оправдана, потому что передает ощущение самого «скрипа» как помехи, мешающей созерцанию и ожиданию. А может быть, «скрип» связывает два образа и два ожидания в одно? Небесная Вечная Жена снизойдет и откроется духу человека через озарение, но Милая может войти только через реальную дверь.

Дрожь при звуке скрипящей двери - не раздражение от помехи, а знак нетерпения и робости влюбленного, надеющегося увидеть свое земное божество. Одно переходит в другое и трудно различить, где реальность, а где мечта и что это значит:

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...

Эти слова и образы не поддаются предметной расшифровке, но они действуют своим звучанием, эмоциональностью, неуловимым содержанием подтекста стихотворения. В них слышится тихая радость, погруженность в смутное, но прекрасное чувство. В образе Прекрасной Дамы открывается какой-то двойной смысл: она является для героя символом чего-то высокого и прекрасного, о чем читатель не может определенно судить. Все овеяно тайной, загадкой.

Ранние стихи Блока не подвластны логическому анализу, но после чтения «Вхожу в темные храмы...» каждому становится ясно, что сам автор поглощен неясными предчувствиями и ожиданиями, устремлен к вечности больше, чем к непосредственной реальности, живет в мире грез, как и его герой.

Блок был увлечен идеей В. Соловьева: есть неизменный, вечный образ Любви - «Вечная Женственность». Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то сеть нетленна и бестелесна, но она должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной. Тяготение душ к этому высшему началу и есть любовь, но не обычная, земная, а как бы отраженная, идеальная.

В этой идее философа Соловьева, хотя она религиозна и идеалистична, сохранилась надежда на обновление человечества. Для людей, идеально настроенных, а именно к таким принадлежал юный Блок, важно было, что личность через любовь оказывалась связанной и со всем миром, и с чем-то большим, чем она сама. Личное интимное переживание в свете идеи В. Соловьева приобретало значение всеобщности.

Поэтому Владимир Соловьев с его идеей «Вечной Женственности» оказался близок Александру Блоку, мечтательному и в то же время серьезно думающему о жизни, о ее глубинных основаниях. Увлечение идеями Соловьева совпало с теми годами юности, когда Блок начал чувствовать себя поэтом. Именно в это время он полюбил Любовь Дмитриевну Менделееву, свою будущую невесту и жену. Отвлеченная философия и живая жизнь так смешались и переплелись в сознании Блока, что своей любви к Менделеевой он придавал особый, мистический смысл. Ему казалось, что она олицетворяет соловьевскую идею. Она была для него не просто женщиной, а воплощала Прекрасную Даму – Вечную Женственность.

Поэтому в каждом из его ранних стихотворений можно найти сплав реального и идеального, конкретных биографических событий и отвлеченного философствования. Особенно это заметно в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Здесь и двоемирие, и переплетение иллюзий с настоящим, отвлеченности с реальностью. Практически во всех стихотворениях первого тома действительность отступает перед иным миром, который открыт только внутреннему взору поэта, перед прекрасным миром, несущим в себе гармонию.

Однако многие критики упрекали поэта в том, что «найденный Блоком миф» заслонил его от противоречий, сомнений и угроз жизни. Чем это грозило поэту? Вслушиваясь в зовы «другой души» и приобщаясь в собственных мечтах к мировому единству, Мировой душе, человек в действительности уходит от настоящей жизни. Борьба души с действительностью и составит содержание всей последующей лирики Блок: он сам объединил свои произведения в три тома и назвал «трилогией вочеловечивания» или «романом в стихах».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Обновлено: 2012-01-21

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой.

Лирический сюжет

Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Композиция стихотворения

В первом четверостишии мы видим лирического героя, который живет в ожидании любви. Точнее, эта любовь всегда жила в нем и не находила выхода, но он знал, что есть на свете та, которой предназначалась его любовь.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Из дальнейшего развития сюжета мы узнаем, что любимая для него – нечто неземное, эфемерное:

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о ней.

Но потом в этом образе появляется величественность, недостижимость: она становится «Величавой Вечной Женой». Прописные буквы придают этому выражению еще большую торжественность. Я думаю, можно сказать, что обстановка храма обостряет чувства героя: темнота, холод заставляют человека чувствовать себя одиноким, но появление любимой освещает все вокруг и заставляет его сердце трепетать от восторга.

Преобладающее настроение, его изменение

Особенная в стихотворении и эмоциональная тональность: сначала лирический герой спокоен, потом появляется страх («Дрожу от скрипа дверей»), далее он испытывает восторг, который передается через риторическое восклицание, а затем – полное умиротворение, он обрел ту, которую искал.

Основные образы

Практически во всех «Стихах о Прекрасной Даме» мы встретим образ-символ женственности и красоты. Не является исключением и стихотворение «О легендах, о сказках, о мигах…». В нем так же, как и в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» герой верит в вечную любовь и ищет ее. А образ любимой – загадочный и неземной:

И не знаю – в очах у Прекрасной

Сокровенный огонь, или лед.

Концовка тоже похожа на конец стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»: поэт верит своему чувству, посвящает всю жизнь служению любимой.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Лексика стихотворения

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

Поэтический синтаксис

Здесь использована метафора: герой входит в мир любви, почитания женской красоты, загадочности; через слово «темные» передается глубина, заветность этого чувства.

«Бедный обряд» - становление поэта как личности и как мужчины.

Звукопись

В стихотворении используется звукопись. Аллитерация (звук [c]) помогает передать таинственность, поэт как бы полушепотом рассказывает о самых сокровенных мыслях. Ассонанс (звук [o]) придает стихотворению торжественность, напоминая звон колоколов.

Также использована инверсия, выделяющая глаголы, которым в стихотворении отводится особая роль: перечисление действий героя (вхожу, совершаю, жду, дрожу) передает напряжение, которое испытывает поэт.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Эмоции вызванные при прочтении

Увидеть и понять любовь дано не каждому, а только особенному, исключительному человеку.

По-моему, А.Блок – это исключение: он понимал всю прелесть чувства любви, его неуловимость, легкость и, в то же время, его глубину.

Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л.Д. Менделееву, будущую жену писателя.

Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее сущность, природу, данную от Бога, что в свою очередь ведет к высокой любви ко всему миру.

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину. Все его мысли пронизаны желанным познанием широкой женской души, постижением гармонии этого мира, слияния с ним. Лирика духовная смешивается в строках с лирикой любовной, создавая удивительный контраст.

Главным средством выразительности в стихотворении выступает метафора. «Темные храмы» - это любовь, отношение лирического героя к тем чувствам, что он испытывает. Темнота означает неизведанность, храмы – таинственность и божественную ценность.

Стихотворение пронизано сомнениями героя. Он не уверен в ответных чувствах женщины, которую любит. Однако же он точно знает, что именно она – его муза и богиня:

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Использование эпитета «озаренный» показывает читателю, что она – это предел мечтаний главного героя, его солнце, к которому он стремится.

Поначалу герой смущается той женственности и гармонии, что олицетворяет его «Величавая Вечная Жена», однако последствии он находит в этом особую чуткость и наслаждение. Ему нравится быть причастным к такому творению природы («привык к этим ризам»). Теперь прежнего смущения больше нет, герой открыт на «улыбки, сказки и сны», мечты о прекрасной даме.

Конец стихотворения подводит итог в размышлениях влюбленного героя. Он окончательно постигает высокую природу своей богини: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!».

Подводя итог, можно выделить несколько частей в произведении: вступительную часть, размышления героя и заключительную.

Само стихотворение написано живым, чувственным языком, наполнено средствами художественной выразительности (эпитеты «бедный обряд», «Прекрасная Дама», матафоры, такие как «бегут улыбки»). Восклицания передают эмоции героя, его надежды и ожидания.

В заключение можно сказать, что это одно из самых ярких стихотворений А. Блока. В нем автор показывает любовь как слияние душевных переживаний двух людей, как источник спасения мира, любовь к Богу.

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы №2

Сегодня речь пойдёт о стихотворении Блока Александра Александровича «Вхожу я в тёмные храмы». Александр Александрович один из известнейших поэтов 20 века. Хотелось бы ещё отметить, что поэзия Золотого века она прекрасна, но поэзия 20 века понятнее для современного человека она ближе, по моему мнению поэзия 20 века есть золотая середина, поэзия 21 века ещё не полностью сформирована, а поэзия Золотого века не всегда поднимает проблемы понятные нам.

Александр Александрович Блок очень интересная личность и неповторимый поэт. Его неповторимый почерк можно узнать сразу, немного сбитая рифа и уникальные средства выразительности, ну конечно глубокий смысл, и наше стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям.

Произведение: «Вхожу я в тёмные храмы», написанное в 1902 году 25 октября, было посвящено будущей жене, а на тот момент просто возлюбленной Любовь Менделеевой, взявшей после замужества фамилию мужа Блок, которую поэт безумно любил.

Как отрадны Твои черты!».

Для Александра Александровича фигура будущей жены, Любовь Дмитриевны,-это путеводитель во тьме, прекрасный свет в окошке: «В мерцаньи красных лампад».

Вообще всё стихотворение пронизано любовь, читая его понимаешь настоящая любовь существует, а произведение написано настолько гениально, что отражает все чувства автора, насквозь открывает его душу, а душа у Александра Александровича Блока столь же богата, чиста уникальна, как и его произведение.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Барто

    Анализ произведений Барто

  • Анализ стихотворения Фета Поэтам

    Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня

  • Анализ стихотворения Сентябрьская роза Фета

    Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Победа Ахматовой

    Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...