Виды административного контроля в образовательном учреждении. Методы педагогического контроля

Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия

Джек Уэлч

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля

Каким бы высоким ни был ваш пост, вы отвечаете за то, что происходит на самом низу

Б. Г. Джеймс

В руководстве школой важно внутришкольный контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному движению.

Важными элементами контроля является учет и анализ деятельности.

Учет деятельности позволяет получить полную информацию о состоянии дел в школе. Учет - это получение, обработка и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественной форме, о задачах, подлежащих выполнению, об имеющихся ресурсах, результаты выполнения планов и управленческих решений. Учет производится путем измерения, регистрации и группировки по определенным правилам данных, характеризующих объект управления.

Анализ деятельности заключается в комплексном изучении отчетной информации для объективной оценки деятельности. Анализ деятельности дает возможность:

Объективно оценить результаты работы школы за определенный период;

Выявить причины сложившегося положения дел в школе и динамики ее развития;

Выявить сложные взаимосвязи текущего состояния школы с различными факторами;

Получить количественную оценку эффективности деятельности школы;

Выявить проблемы в деятельности школы;

Найти приемлемые пути улучшения состояния дел.

Таким образом, анализ деятельности позволяет решить такую важную задачу, как определение степени живучести школы - способность противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.

Управленческий (служебный) контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения

корректив в запланированные показатели.

Внутришкольный контроль - это глубокое, всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса общеобразовательном учебном заведении и координация на основе этого всех отношений в коллективе. Его цель - добиться оптимального соответствия деятельности школы государственным стандартам.

Основные принципы внутришкольного контроля:

Стратегическое направление. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты учебного заведения и поддерживать их.

Плановость и систематичность контроля означает создание в учебном заведении системы контроля, которая позволит управлять ходом педагогического процесса. Поэтому внутренне школьный контроль заблаговременно планируют. В плане контроля конкретно определяют объект контроля (кто и что будет проверяться), субъект (кто будет контролировать), технологию контроля (каким образом), сроки контроля и место, где будут подведены итоги. План контроля доводят до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса.

Научность предусматривает основательные научные основы контролируемой деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности того, кто проверяет.

Объективность по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки. Этот принцип предусматривает проведение проверки деятельности учителя, классного руководителя, всего педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основании произведенных и согласованных критериев.

Экономичность контроля означает, что все расходы на осуществление контроля не должны превышать достигнутых с его помощью результатов. Расходы на осуществление контроля должны приближать учебное заведение к намеченным целям. То есть если суммарные затраты на систему контроля преувеличивают созданные ею преимущества, то лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.

Сочетание контроля с самоконтролем создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения.

Гласность позволяет демократизировать процедуру контроля и снять излишнее напряжение из субъектов контроля. Гласность контроля обеспечивается тем, что результаты контроля, причины отклонений, приняты меры доводятся до всех участников рабочего процесса.

Ориентация на результат. Конечная цель контроля -

способствовать решению задач, стоящих перед школой.

Своевременность контроля заключается в установлении и обеспечении оптимального временного интервала между измерениями или оценками, которые осуществляются. Значение наиболее оптимального интервала контроля определяют с учетом временных рамок основного плана, скорости измерения, затрат на проведение измерения и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля - это система, вовремя подает нужную информацию нужным лицам.

Непрерывность контроля состоит в том, контрольные мероприятия осуществляются постоянно, вне зависимости от сложности, важности и срочности выполняемых работ.

Точность контроля означает, что система контроля представляет достоверную информацию, реальные данные. Если система контроля генерирует недостоверную информацию, то возникают управленческие ошибки, потери сил и средств на решение проблем, которых не существует.

Обоснованность критериев контроля: стандарты системы контроля должны быть взвешенными и обоснованными, так как завышенные стандарты снижают мотивацию работников. Стандарты и нормативы должны подтягивать работников к высоким показателям деятельности, быть напряженными, но посильными.

Понятность контроля. Система контроля, которую трудно понять, может вызвать ошибки работников и даже игнорирование ими самого контроля.

Всесторонность контроля: контролируются все аспекты деятельности, даже, на первый взгляд, самые незначительные.

Гибкость контроля заключается в том, что формы, методы контроля должны максимально учитывать особенности и условия работы контролируемых сотрудников.

Простота контроля обеспечивает меньшие усилия и меньшие затраты на его осуществление. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простые методы контроля требуют меньших затрат, они экономичны. Чрезмерная сложность ведет также к потере контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Гуманизация контроля направлена на установление между субъектом и объектом контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Это достигается:

Отказом во время контроля от навязывания учителю вариантов деятельности, от мелочной опеки и регламентации, предоставления ему права свободного выбора технологии обучения и воспитания;

Созданием при контроле стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса;

Создание условий для постоянного самосовершенствования учителя, предоставление ему возможностей для экспериментальной, исследовательской работы;

Объективной оценкой деятельности педагога, выявлением динамики роста его личности, общим определением программ дальнейшего самосовершенствования.

Индивидуализация контроля означает обязательное учета своеобразия каждой личности (темперамента, уровня познавательных интересов, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.д.) при выборе форм и методов контроля, определение характера методических рекомендаций. Игнорирование руководителем индивидуальных особенностей педагога или незнание их может привести отсутствие взаимопонимания, нарушение единства педагогических позиций и даже противодействие.

Дифференциация предполагает взаимозависимость контроля и результатов работы всего педагогического коллектива или отдельных его групп. В условиях демократизации управления учебным заведением реализация этого принципа должно способствовать переходу педагогов, которые достигают стабильно высоких результатов, к высшей форме внутришкольного контроля - самоконтроля, то есть к работе в режиме полного доверия с использованием только итогового контроля.

В функции внутришкольного контроля относятся:

1. Диагностическая функция: контроль диагностирует педагогический процесс по определенным критериям, обнаруживает как успехи, так и недостатки работы всех его участников.

2. Информационная функция: контроль является источником получения информации, необходимой для анализа результатов деятельности при соотнесения их с запланированными результатами, осуществления корректировки работы администрации, педагогического и ученического коллективов, определения дальнейшей тактики действий в соответствии с выбранной стратегией.

3. стимулирующие-мотивационная функция: контроль стимулирует учеников к улучшению результатов своей учебы, учителей - к совершенствованию форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса; контроль мотивирует общее стремление учителей и учеников к получению лучших показателей в учебе.

4. Коммуникативная функция: контроль является одной из коммуникативных звеньев во взаимоотношениях (учеников и учителей; учителей и директора школы; учеников, учителей и руководителя) систематизированный контроль обеспечивает непрерывный процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса.

5. Интегративная функция: контроль объединяет усилия всех участников педагогического процесса при устранении недостатков работы с целью достижения общей цели.

Как итог обобщим понятие «контроль»: по сути - это получение обратной связи о ходе и результатах выполнения должностных обязанностей (учебно познавательной деятельности учащихся и учебно-воспитательной работы педагогов и т.д.); по форме - это самостоятельная управленческая функция, направленная на проверку состояния объекта (образовательного процесса, учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.) по назначению - это основа для принятия управленческих решений на основе анализа полученной информации.

Самостоятельная работа

Тема: Модель организации внутришкольного контроля

Выполнила: Капарова Ш.Х

Должность: зам.директора по УР и

учитель начальных классов

Место работы: г.Экибастуз КГУ СОШ №21

Модель организации внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Т.к. современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленных на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:

    координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;

    предупреждения возможных ошибок;

    оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

    что будет объектом диагностики и контроля

    кого мы будем диагностировать и контролировать

    какими формами и методами

    как оформим итоги контроля

    какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

    При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.

    Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.

    Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.

    При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

    В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.

    Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.

    Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.

    Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

    методы, формы организации ВШК;

    распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;

    установление сроков контроля и др.;

    как будут оформлены результаты контроля;

    где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

Входной организуется

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

Целевой

по проверке отдельных направлений.

Итоговый

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

Отсроченный

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

«Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

    Положение о внутришкольном контроле.

    Положение о внутришкольном мониторинге.

    Положение о стимулировании.

    Модель качества образования.

    План внутришкольного контроля.

    Циклограммы контроля.

    Графики ВШК.

  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

    Обоснование проверки.

    Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).

    Организация сбора информации о состоянии объекта.

    Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

    Принятие управленческих решений.

    Определение сроков последующего контроля.

    Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

    аналитическая справка;

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

    педсовете;

    совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;

    заседаниях МО;

    Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

    Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.

    Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.

    Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.

    Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.

    Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)


I .Понятие и определение внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль обеспечит качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.

Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.

Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.

Руководителю образовательного учреждения очень важно учитывать и искоренять недостатки, которые сложились в управленческой деятельности:

·не всегда контроль нацеливается на конечный результат;

·не просматривается система;

·отсутствует достаточно продуманное планирование контроля;

·формализм, отрыв от других функций контроля;

·излишне регламентированное деятельность учителей;

·недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков учащихся;

·оценка делается без учета ее конечных результатов, что заслоняет главное – оптимальность и результативность деятельности;

·недостаточно владеют содержанием новых учебных программ;

·практически устраняется от оказания необходимой помощи в ликвидации недостатков;

·учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;

·монологический тип общения, необъективность в осуществлении контроля.

II .Условия эффективности внутришкольного контроля

Динамический процесс внутришкольного контроля требует определенных условий для его полноценного осуществления.

Первое условие – создание целостной системы информации. Эта информация должна включать два блока.

Первый блок – «социальный заказ» школе, то есть «должного» то, к чему должен стремиться школьный коллектив. Этот блок включает в себя наиболее важные задачи характерные для всех школ и определенные на федеральном уровне (см. «Федеральную программу развития образования в России»).

Второй блок – это информация об особенностях и состоянии работы конкретного педагогического коллектива, то есть о «существующем» (реальном) состоянии дел в школе, что невозможно без качественного педагогического анализа, на основе которого выстраивается присущая конкретной школе система учебно-воспитательной работы.

Второе условие – высокая компетентность, культура проверяющего. Руководитель должен иметь высокую научно-теоретическую и методическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школ, должен быть убежденным, целеустремленным.

Третье условие – изучение деловых и профессиональных качеств учителей, своих заместителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.

Четвертое условие предполагает способность руководителя не только вскрывать недостатки УВП, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и их проявления.

Пятое условие – действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Шестое условие – придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.

Седьмое условие – продуманная система морально-материального стимулирования, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, формирование и развитие нравственной зрелости коллектива, обобщающим показателем чего является уровень реализации педагогическим коллективом производственных и воспитательных функций.

Восьмое условие – обеспечение научной организации труда в педколлективе и создание должных социально-психологических условий: настроения, традиций, ценностных ориентаций и т.д., способствующих развитию благоприятных межличностных отношений в коллективе, так необходимых при организации само- и взаимоконтроля.

III .Этапы и требования к внутришкольному контролю

Внутришкольный контроль необходимо осуществлять в несколько этапов.

Мобилизационный этап – четкое определение цели и объектов контроля (педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями: что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе его выполнения).

Экспериментальный этап – включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе (например, учителя разрабатывают систему заданий по формированию умственной самостоятельности учащихся).

Итоговый уточняющий этап – анализ предварительно полученной информации, коррекции педагогической деятельности (учителя уточняют степень сформированности конкретных умений учащихся, опираясь на научно обоснованные критерии, переосмысливают систему собственной деятельности).

Экстраполяционный этап (с учетом полученной информации) – включение дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленность педагогов на ее осмысление; обеспечение взаимосвязи руководства, взаимоконтроля в процессе прогнозирования поиска (учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания в означенной области, ориентируются на «скачок вперед»).

Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а экстраполяционный этап нацеливает их на постоянный творческий поиск. То и другое вместе помогает выявить сложившиеся стандарты и стереотипы во взаимодействии педагогов с учащимися (как негативные, так и оправданные), наметить пути дальнейшей оптимизации управления (через контроль над процессом воспитывающего обучения школьников).

Тенденции политического, экономического и культурного развития общества требуют реализации новых подходов к изучению состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся.

В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.

Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:

1.Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.

2.Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, членов профсоюзных комитетов, руководителей методических объединений и творческих групп.

3.Гласность и объективность контроля – непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.

4.Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителей и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:

  • Нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональность путей их достижения;
  • Повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей за самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;
  • Создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;
  • Разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.
IV .Структура и методы внутришкольного контроля

Под структурой внутришкольного контроля понимают устойчивую связь всех его элементов, в которой определен порядок и способ взаимодействия руководителя системы и педагогов (цель, метод, вид, форма)

Цель, метод, вид и форма контроля тесно связаны между собой. Существует несколько видов контроля.

Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей (общее знакомство с системой взаимодействия педагога с учащимися).

Предупредительный контроль – это проверка возможностей педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).

Предварительный контроль , который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Этот вид контроля очень важен в период аттестации педагогов.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу (осуществление обратной связи на уроке; предупреждение аритмии, обучение школьников постановку вопросов к изучаемой информации, к ответу товарищей). Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень качества ЗУН и т.д.).

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю и из средней - в старшую.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму контроля наиболее целесообразно использовать в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена: например в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки. Выделяются два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.

В свою очередь, любой из акцентированных видов контроля может быть активным (проведение контрольных работ или устный опрос учащихся по заранее составленным программам) и опосредованным (качество работы учителя изучается путем анализа ученических работ и документации). Активный и опосредованный виды контроля в школе осуществляются в единстве.

Каждый вид контроля в процессе его реализации обретает определенную форму. Здесь имеет место и персональная форма контроля, когда в течение длительного времени посещаются уроки одного учителя с целью изучения его структуры деятельности и перевода в более творческое состояние, и персонально-фронтальная форма контроля, при которой деятельность учителя подвергается всестороннему анализу, но с обязательным утверждением его возможностей, и сравнительно-персональная форма контроля, предусматривающая длительное посещение уроков двух учителей родственных предметов, но с непременным обогащением приемов воздействия того и другого. В процессе сравнительного анализа результатов деятельности нескольких учителей возможно создание ситуации критической самооценки (СКС). Однако при этом нет места противопоставлению учителей, работа которых подвергается анализу. Это хорошо должны понимать руководители школы, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, которые возможны в результате сравнений, а, наоборот, обеспечивалась взаимопричастность педагогов на пути достижения единой цели – эффективного обучения и воспитания школьников. В школе целесообразно осуществлять и такие виды контроля, как персонально-тематический , когда посещаются все уроки учителя в параллельных классах; тематически-обобщающий , когда посещаются кроки всех учителей работающих в параллельных классах; комплексно-обобщающий , когда проверяются все виды работы учителя с учащимися.

Как правило, директор школы передает основной объем функций контроля своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и зданий школы, ведения документации строгой отчетности (трудовых книжек педагогов, журналов и личных дел учащихся, финансовой документации и т.д.).

В ведении заместителей директора школы находятся определенные процессы функционировании и их непосредственные исполнители, а также органы управления этими процессами. Они контролируют выполнение учебных программ, соблюдение режима учебных занятий, посещаемость учащихся, работу классных руководителей, а также ведение школьной документации (классных журналов, планов работы учителей и др.), работу методических объединений, проблемных групп, школьной библиотеки и т.д., состояние воспитательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы школы.

Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в различных школах.

Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно. Однако он может быть недостаточно компетентным, так как в подчинении одного руководителя обычно находятся учителя, преподающие разные предметы и ведущие разнообразную учебно-воспитательную деятельность.

Коллективный контроль , осуществляемый учительским коллективом, имеет не столь жесткие формы, как административный, - это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Деятельность учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и его участие в реализации коллективно принятых решений. Его цель – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.

Взаимоконтроль . Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из учителей изучает, как идет его освоение коллегами. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, между руководителями методических объединений.

Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Общественный контроль – это контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью (жители микрорайона, сельского схода, общественными организациями, социологическими измерениями и т.д.).

Ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.

Используемые в школе методы контроля делятся на две группы – методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.

Методы контроля результатов деятельности . Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено многочисленностью процессов в школе, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.

Результаты многих процессов и, прежде всего образовательного сложно выявить и измерить.

Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полнота, прочности, обобщенности, системности и других качеств знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития (ШТУР). Используют также экспертные оценки по показателям сформированности мотива обучения, уровню развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и др.

Методы контроля состояния процессов . Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение школьной документации.

Контроль состояния процессов позволяет прогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение за работой учителя на уроке.

В школах широко практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычно наблюдение и анализ осуществляются по главным результатам, фиксируемым педагогом в качестве основной цели. В качестве требуемых результатов выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом школы, а также цели устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущего контроля.

Однако метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и прежде всего планов. Это могут быть планы работы школы, ее структурных подразделений, органов управления школой (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические планы и поурочные планы и т.п. Ход образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся, отчетах учителей, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и личных делах учащихся, протоколах и решениях органов управления школой, в тетради замены заболевших учителей и другой школьной документации.

Для фиксирования хода других процессов также используются специальные документы: планы самообразования учителей, тетради заявок и учета работы персонала по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, содержащие информацию о состоянии их здоровья и результатах профилактики заболеваемости (прививках, диспансеризации) и т.д.

V . Педагогический аспект контроля.

Диспропорции между постановкой цели (задачи), принятием решения по достижению цели и его выполнением ведет к опасности инфляции целей, задач и решений. Выход из этого возможного состояния заключается в осуществлении контроля за мерой исполнения решений и проверке соответствия решений поставленным целям.

Контроль:

является средством получения достоверной информации;

направлен на своевременное вскрытие и устранение причин недостатков в процессе создания духовных благ;

вскрывает недостатки в принятии решений, планировании, регулировании, организации.

Поэтому факт контроля воспитывает работников школы в духе честности, инициативы, оперативности, творчества, ответственности, бережливости, дисциплинированности и активности.

Требования к контролерам всех рангов:

  1. лучше меньше, да лучше;
  2. авторитетность;
  3. честность и правдивость;
  4. четкость, аккуратность, достоверность;
  5. образованность;
  6. выдержка и самообладание, трезвость суждений и неторопливость в выводах;
  7. знание всех основ законодательства, экономики, делопроизводства;
  8. способность к общению с людьми.
VI .Реализация различных форм контроля.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

  1. Обоснование проверки.
  2. Формулирование цели.
  3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки.
  4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.
  5. Оформление основных выводов по результатам проверки:
- раскрываются основные причины успехов (недостатков);

Принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.;

Определяются сроки следующего контроля (при необходимости).

6. Обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, профкоме, малом педсовете, собрании учащихся, родителей и т.д.).

Рассмотрим примеры реализации различных форм контроля.

Классно-обобщающий контроль.

  1. Обоснование контроля.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса.

В анализе работы школы за предыдущий учебный год обязательно присутствует следующая информация: все классы делятся на три группы по уровню качества знаний учащихся. Общим знаменателем для такого деления служит среднее качество знаний учащихся в целом по школе или по ступеням обучения.

Классы с самым низким качеством знаний обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль. Классы с самым высоким качеством знаний также могут быть поставлены на классно-обобщающий контроль, но его цели будут другими.

Выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение (или: обобщение опыта работы в классе преподавателей, классного руководителя, родителей).
  1. Предварительный сбор информации.
а) о состоянии учебы в предыдущем учебном году (таблицу составляет классный руководитель).

б) предметы, по которым учащиеся имели по одной- две «тройке» или имели «двойку» (таблицу составляет классный руководитель).

в) состояние посещаемости учащимися уроков (таблицу составляет классный руководитель).

г) состояние дисциплины учащихся на уроках по результатам малого педсовета и анкетирования учащихся (таблицу составляет проверяющий).

4. Схема контроля.

5.Выводы по результатам предварительного контроля:

а)причины низкой успеваемости в классе следующие;

б) управленческие решения по итогам проверки. (Приложение 7)

6. Обсуждение итогов предварительного контроля:

На малом педсовете;

На ученическом собрании;

На родительском собрании;

В индивидуальной беседе с классным руководителем, учащимися, родителями (если это необходимо).

Фронтальный контроль.

1. Обоснование контроля.

Причинами контроля могут быть:

Низкое качество знаний учащихся в целом по школе по определенному предмету (по анализу предыдущего учебного года);

Апробирование нововведенного предмета;

Плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета и т.д.

2. Формулирование цели контроля.

Фронтальная проверка преподавания нововведенного предмета «Уроки на смекалку» в 1-7-х классах.

3.Схема предстоящей проверки.

4.Общие выводы по результатам контроля:

Степень соответствия состояния преподавания предмета целевым установкам;

Общие методические требования к преподаванию предмета;

Необходимые корректировки в программах предмета;

Аргументы в пользу преподавания одним учителем по школе или всеми учителями математики;

Подготовка программы курса к рецензированию научными работниками (методистами, психологами).

5. управленческие решения по итогам проверки.

6. Обсуждение результатов проверки:

На заседании научно-методического консультационного центра;

На заседании методического совета;

На заседании кафедры математики;

На родительских собраниях.

Тематический контроль.

  1. обоснование контроля.
Обязательный тематический контроль имеет место в связи с:

а) работой школы над выделенной на год (или несколько лет) методической проблемой;

б) необходимым текущим контролем (состояния школьной документации, охраны труда, санитарно-гигиенического состояния помещений и др.).

тематический контроль может быть запланирован, например, в связи с выявленным неумением многих учащихся пользоваться правилами пунктуации и т.д.

  1. формулирование цели контроля.
Школа начинает работать над проблемой «Учет возрастной психологии детей 5-7-х классов в методике обучения и воспитания». Для этого надо определить степень готовности коллектива к решению проблемы, т.е. уровень теоретической подготовленности педагогов и родителей, объем уже имеющегося педагогического опыта учителей по данной проблеме.

Для того, чтобы собрать такую информацию, необходим предварительный тематический контроль.

3.Схема предстоящего контроля.

4. Возможные выводы по результатам предварительного контроля.

Определение:

- программы работы психолога по формированию убежденности у учителей и родителей в необходимости решения данной проблемы;

-программы теоретического обучения учителей и родителей по данной проблеме;

-сроков и структуры последующего контроля.

5. Обсуждение результатов контроля на педагогическом совете и родительских собраниях.

Персональный контроль.

Прежде чем вносить в план эту форму контроля, надо использовать такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация.

Обзорный контроль.

Такой контроль необходимо осуществлять каждый год, поскольку он дает информацию о важных вопросах системы работы школы: о состоянии на конец учебного года учебных кабинетов, учебно-технического оборудования, обеспеченности учащихся учебной литературой и т.д.

VII .Нововведения во внутришкольном контроле.

В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы.

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а)для контроля за образовательной подсистемой :

*Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.

*Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

*Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

*Принятие решения о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

*Организация исполнения решения (коррекционной работы);

б) для контроля за работой с кадрами :

*Разработка стандартов контроля: требования к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

*Аттестация работников школы;

*Диагностика состояния здоровья работников школы;

*Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

*Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами.

*Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

*Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования,- уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.

*Диагностика учебных возможностей учащихся;

*Аттестация учащихся;

*Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

*Организация коррекционной работы;

*Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе;

*Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

*Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешним по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования;

*Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

*Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

VIII .Технология современного планирования.

Технология современного планирования внутришкольного контроля в условиях демократизации и гуманизации жизни школы развивается и совершенствуется. Объектов контроля может быть великое множество, классифицировать их можно по различным принципам: по характеру исполнения, по обхвату объектов контроля, по методам их логической последовательности, по периодичности и т.д.

Формы внутришкольного контроля могут быть следующими:

Ø по признаку исполнения (коллективная форма, взаимоконтроль, самоконтроль, административный регулярный и внеплановый контроль);

Ø по характеру объектов контроля;

Ø по используемым методам: наблюдение, проверка документации, тестирование, оперативный анализ (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, преподавателями вузов и т.д.);

Ø по признаку логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;

Ø по периодичности проведения: эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти), периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.) (Приложение14)

Планирование внутришкольного контроля необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функции контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива. Именно каждый педагог, определенные педагогические профессиональные объединения, коллектив в целом должны представить к итоговому педсовету свое видение состояния учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности образовательного учреждения, выделив проблемы, противоречия, приоритеты и ценности своей деятельности и работы школы. Целесообразно создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива состояния школы на сегодняшний и «завтрашний» лень, воспользовавшись следующей таблицей.

IX .Примерные планы – задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности.

1.План задание для проведения личностно профессионального контроля.

Тема: организация факультативных занятий в школе.

Цель: получить объективную информацию об эффективности организации факультативных занятий в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

§ проанализировать ведение документации руководителями факультативов;

§ оценить результаты проведения факультативных занятий;

§ выявить степень удовлетворенности учащихся организацией факультативных занятий.

Основание проведения контроля: план работы общеобразовательного учреждения.

Способы сбора информации:

1. Документальный контроль.

2. Посещение и анализ факультативных занятий.

3. Опрос учащихся.

4. Проведение срезов знаний, умений и навыков.

Форма проведения: инспекционный контроль.

Методы проведения:

§ Документальный контроль;

1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.


2. Принципы внутришкольного контроля:

Предупредительный характер,

Планомерность,

Обоснованность,

Всесторонность,

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

Теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :

Стратегической направленности контроля;

Соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

Соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

Контроля по критическим точкам;

Существенных отклонений;

Действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

Своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля .

Объекты внутришкольного контроля:

Учебный процесс,

Воспитательный процесс,

Методическая работа,

Научная и экспериментальная деятельность,

Психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля :

По признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

По охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

Посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

Анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

Проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

Анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля : обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

6.Какие коррективы нужно внести в процесс?

7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?

8. Что нужно внести в текущее планирование?

Недостатки контроля руководителя:

Несформированность системного подхода к явлениям и процессам;

Недостаточная компетентность (эрудиция);

Неумение выделять проблемы и их решать.

Неумение работать с людьми:

Управленческий аспект;

Психологический аспект;

Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

4. Контролируйте не только любимый участок.

5. Контроль – не проформа.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...