Виды образовательных технологий в доу. Современные образовательные технологии в доу

Выходные данные сборника:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение неповторимости дошкольного периода детства.

Одно из основных направлений реформирования дошкольного образования – управление его качеством. В теории управления образовательными учреждениями эта проблема рассматривается достаточно широко.

Понятие «качество» многогранно и емко. Разные авторы предлагают свою трактовку понятия: «степень достоинства, ценности, пригодности» и т.д.

Так, например, Международная организация по стандартизации ИСО определяет качество, как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

М.М. Поташник дает понятие качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения цели, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника .

Для нашего исследования важно обратиться к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, потребностей и ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей .

В.А.Кальней, С.Е.Шишова определяют понятие качества образования как степень достижения поставленных целей и задач, которое определяется совокупностью показателей характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения, которое включает в себя: содержание, формы, методы, материально – техническая база, кадровый состав .

Исследования в области управления образованием показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит в первую очередь от управления этим процессом.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) .

К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

Через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

Через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем .

В связи с этим, нам близка точка зрения Э.М.Короткова «Управление качеством образования», определяет качество образования как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Выделяет три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования .

Анализ литературы позволил определить сущность понятий «качество образования», «качество дошкольного образования» и составить собственное представление об управлении качеством дошкольного образования которое, на наш взгляд, повышает качество дошкольного образования.

Исходя из сложившегося на настоящий момент взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного воспитания, обучения отмечаем, что качество образования – интегративное понятие, включающее в себя следующие компоненты:

–условия осуществления образовательного процесса;

– организация и содержание;

–результативность образования и его оценка;

–цена достижения результативности .

Поэтому качество образования мы рассматриваем как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Мы считаем, что основными уровнями управления качества дошкольного образования являются:

Нормативная правовая база;

Государственный образовательный стандарт;

Финансово-экономические регуляторы;

Социально- педагогические условия, влияющие на качественные преобразования в системе дошкольного образования.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие основополагающие уровни проявления качества дошкольного образования:

– предоставление родителям возможности выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута,

– обеспечение социальной защиты дошкольника от некомпетентных педагогических воздействий;

– предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе.

Список литературы:

1.Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие [Текст] / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

3.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

4.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

5.Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Сафонова О.А. // Управление дошкольного образования. – №6, 2002. – 96 с.

6.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

Ирина Скворцова
Качество образования - результаты деятельности дошкольного учреждения

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования . Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования , начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности , базирующейся на принципе полноты образования .

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке , потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности .

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса » характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника :

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания учиться;

Обеспечение возможности поступления в престижную школу;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников.

Для – руководителя – это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей ;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Говоря о новом качестве образования , стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования , как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности .

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает . Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования , но это не всегда происходит.

Многие воспитатели, как показали итоги мониторинговых исследований, даже познакомившись с новыми программами, не хотят отказываться от старой. Явление нежелания воспитателей работать по новым программам объясняется тем, что в педагогическом учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они не умеют работать по другому.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Педагог дошкольного образования должен :

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

2. Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте .

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности .

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста .

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды , обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ .

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста , уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач .

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала , реализующего деятельность образовательной организации , но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Качество образования зависит от развития предметно- развивающей среды

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы , в частности предметно–развивающей среде, педагогами дошкольных групп в апреле 2014г. был проведен анализ организации развивающего пространства в группах.

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем :

Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО;

Не всегда учитывается принципы её построения;

В группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности .

Поэтому одним из важнейших условий реализации ФГОС в каждой группе мы выбрали организацию предметно-развивающей среды, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка , направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей.

Перед собой мы поставили цель : повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.

Задачи :

Повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей ;

Формировать предметно-развивающую среду в каждой возрастной группе в соответствии с современным государственным стандартом;

Мы решили создать современную предметно-развивающую среду в условиях каждой возрастной группы. Педагоги планируют организовать так предметно- развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности , такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

Скажем себе честно - на сегодняшний момент создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования , повысить имидж ДОУ без помощи родителей невозможно. Но как привлечь в образовательный процесс родителей ? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит, они подвержены стрессам, а детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки в семье и т. д.

Поэтому одной из задач, стоящих, перед педагогами нашего ОУ является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Делая акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников, мы приняли такую структуру воспитательно-оздоровительного процесса, которая направлена не только на развитие физического и соматического здоровья, но и социально-нравственного и психологического здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги поставили перед собой цель : повысить качество образования , через создания здоровьетворящего образовательного пространства , которое на наш взгляд поможет обеспечить нам воспитание здорового ребенка, повысить качество жизни наших воспитанников при условии содружества медицины, педагогики, психологии и тесного взаимодействия с семьей.

Участниками повышения качества образования через создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ являются : дети, семьи детей, коллектив.

Кроме этого, мы, считаем, что на улучшение здоровья малышей влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, условия, созданные для развития оздоровления, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

ДУ несет ответственность перед родителями за качество образования . Повышение качества образования – эта основная и главная задача, на решение которой направлены меры в детском саду по созданию оптимальных условий, обеспечивающих современное качество образовательных услуг .

Структура ДУ представляет собой целенаправленный образовательный процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста , сопровождения их семей, обеспечивающий функцию контроля за состоянием физического, интеллектуального развития детей.

Основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому качество образования в дошкольных образовательных учреждениях оценивается в первую очередь по индикаторам, отражающим результаты и качество работы учреждения по вопросам сохранения здоровья воспитанников.

Основных показателей качества дошкольного образования два : уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Результатом образовательной деятельности дошкольного учреждения является достижение уровня готовности выпускников, необходимого для успешного обучения в школе.

1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование. И это неудивительно, поскольку общие принципы не могут быть привнесены в практику механически. Как мы понимаем, проблему эту можно решить системно, комплексно, планомерным воздействием на факторы и условия. И цель должна быть одна: претворить в жизнь поставленные задачи.

Миссией дошкольного учреждения в области качества образования является оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.

Качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов .

Однако факторов очень много. Учесть все трудно. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

Ø стиль взаимодействия педагога с детьми;

Ø общая организация жизнедеятельности дошкольников;

Ø кадровые, материальные, программнные, финансовые ресурсы;

Ø санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;

Ø психологическое сопровождение образовательного процесса;

Ø предметно-развивающая среда;

Ø профессиональная компетентность педагогов и руководителей;



Ø взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;

Ø согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

Ø управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия – обстоятельства, в которых действуют факторы:

Ø создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;

Ø постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;

Ø положительный психологический климат в коллективе;

Ø творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;

Ø грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;

Ø необходимые условия труда;

Ø система материального стимулирования качественной работы;

Ø ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

Ø создание банка инновационных систем;

Ø систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами .

Ø во-первых, ценности и нормы , представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

Ø во-вторых, адаптивность – ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

Ø в-третьих, динамичность – способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

Ø в-четвертых, стабильность – обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

Ø в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

Ø в-шестых, ресурсообеспеченность , т. е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую – школьную – систему). Наличием трех компонентов – компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» – характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т. е. одновременное применение различных факторов и условий – педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется – как положительно, так и отрицательно – по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования – сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация – программно-целевое развитие – отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура – система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи – формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

Ø с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т. е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;

Ø с позиции ориентированности на качество дошкольного образования. Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

3. Оценка качества дошкольного образования. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, активно включено в процессы поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества дошкольного образования и определению механизмов его оценки на разных уровнях системы управления.

В науке выделено несколько подходов к оценке качества. Наиболее известные из них – продуктивный, процессный, маркетинговый, системный .

1. В рамках продуктивного подхода, основной идеей которого является стандартизация деятельности, качество дошкольного образования может оцениваться путем установления соответствия результатов, продуктов образовательной деятельности установленным требованиям образовательных стандартов или программ. Тогда основной акцент управления качеством дошкольного образования строится на формировании такого стандарта качества и разработке процедур его измерения.

2. В международных стандартах качества ИСО 9000-2000 отмечается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом». В рамках процессного подхода качество дошкольного образования оценивается по критериям и показателям, характеризующим образовательный процесс и условия, в которых он протекает, которые в итоге обеспечивают определенные результаты развития детей.

3. Представление об образовании как о сфере услуг определяет особо значимое место проблематики, центром которой являются интересы и потребности потребителя (клиента). В странах с развитой системой рыночных отношений широкое применение нашел маркетинговый подход, в рамках которого выделяются те свойства и характеристики качества дошкольного образования, которые демонстрируют конкурентоспособность образовательных услуг, их рентабельность, спрос и удовлетворенность потребителей и другие аспекты отношений между производителем и потребителем образовательных услуг на рынке.

Кроме того, существует множество предметных подходов: социологический, квалиметрический, психологический, педагогический и т. д. Каждый из них решает какую-то отдельную задачу по определению качества образования. Так, например, социологический рассматривает качество дошкольного образования с точки зрения удовлетворения заказа на образование от различных социальных групп и страт; квалиметрический – разработка и развитие всех методов оценки качества образования; педагогический – определение организационно-технологических аспектов образовательного процесса и его результатов. Обозначенные выше предметные подходы имеют свое видение и представление о качестве образования. Но нужно признать, что ни одно из предметных представлений не может быть признано системным.

4. Системный подход к трактовке и оценке качества дошкольного образования как сложной многокомпонентной системы деятельности предполагает выделение структурных компонентов системы качества и подсистем, ее образующих, в их неразрывных связях и взаимодействии, где недостаточность одного из компонентов в структуре системы качества дошкольного образования может вызывать сбои в других элементах системы или системные кризисы.

В заключение следует подчеркнуть, что качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «качество дошкольного образования».

2. Какое влияние на качество образования оказывает организационная структура дошкольного учреждения?

3. Раскройте сущность продуктивного, процессного, маркетингового, системного подходов в оценке качества дошкольного образования.

Литература: 19, 22 (осн.), 10, 13, 14 (доп.).


Планирование системы контроля в дошкольном учреждении

Обобщение пройденного на 1 курсе материла:

1. Образовательный процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

2. Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную.

3. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

4. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак-тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

а) понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ - это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат - разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ - это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО)


Линии развития ребенка дошкольного возраста

Физическое

Социально-личеностное

Художественно-эстетическое

Познавательно-речевое

Например, линия познавательно-речевого развития. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, апробировании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.

Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса как педагогического явления принципами, структурой и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОУ, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Для того, чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования.

б) принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса - система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка.

Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, присываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия - основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук - ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака - привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки - наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении - учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди-видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально-насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический; деятельностный; личностный.

3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

4. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

5. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.

6. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

7. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

8. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

9. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей» (Приложение 2).

Операционально-деятельностный компонент образовательного процесса ДОУ представлен педагогическими средствами, методами и формами.

Средства образовательного процесса - это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

В образовательном процессе ДОУ в качестве таковых выступают:

Предметы среды, окружающей ребенка (игрушки, конструктивные материалы, произведения литературы и искусства, дидактические материалы и т.д.). То есть различная наглядность (предметная и символическая(модели, макеты, литературные образы, макеты, картины, иллюстрации, рисунки и т.д.) В своей совокупности и определенном порядке размещения в пространстве они создают предметную развивающую среду группы и детского сада в целом;

Социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними)

Разнообразные виды детской деятельности (прежде всего -игра(ее разные виды), продуктивная деятельность, эстетически ориентированная деятельность, двигательная и т.д. Эти виды деятельности, наполненные обучающим, воспитывающим содержанием, включающие в себя задачи обучения, воспитания и развития ребенка, специально организуемые или самостоятельные выполняют функцию средства педагогического процесса.

В качестве средства (как и метода) могут рассматриваться образовательные ситуации(стихийные или организованные, воспитывающие, обучающие или развивающие, житейские или специально созданные) в которые вовлекается ребенок и действуя в них, решая различные задачи активно изменяется, приобретает опыт.

Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе. Их выбор определяется:

Характером целей и задач образовательного процесса

Возможностями и уровнем развития воспитанников

Средства связаны с методами, поскольку они могут являться частью метода (то есть с помощью средств реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на достижение целей развития и образования ребенка).

В образовательном процессе детского сада используются различные методы воспитания и методы обучения . Наиболее значимыми из них являются игровые, наглядные и практические. О специфике использования методов педагогического процесса мы будем вести речь применительно к конкретным направлениям образовательного процесса и его задачам

Важным элементов опреационально-деятельностного компонента педагогического процесса детского сада, наряду с средствами и методами являются формы организации . Своеобразие развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства определяет и специфику форм организации образовательного процесса. К таким относятся: различные режимные моменты (это не только временные отрезки в ходе которых осуществляется обихаживание ребенка, присмотр за ним, но и решаются различные образовательные задачи.

В такие моменты ребенок накапливает опыт (познавательный, социальный и др), который затем в специально организованных формах работы будет обобщаться и систематизироваться. Кроме режимных моментов в качестве организационной формы традиционно рассматривалось занятие с детьми. Это коллектиная форма воспитания и обучения ребенка о необходимости введения, который в образовательный процесс ДОУ писала А.П. Усова.

Она отмечала, что занятие не есть аналог урока в школе, адаптированный к возможностям и специфике обучения детей дошкольного возраста, это иная по сути и способу организации форма работы с детьми, призванная систематизировать, упорядочить тот разнообразный, стихийный опыт, который накоплен ребенком в иных формах образовательной деятельности. Долгое время занятия рассматривались как основная форма обучения и воспитания детей в детском саду. Излишняя дидактизация педагогического процесса привела в конечно итоге к тому, что практически все образовательные задачи воспитатели стремились реализовать на занятиях, которых для детей было не так много в режиме дня.

Отсюда стремление интенсифицировать темп работы на занятиях, переполнить их избыточным содержанием, увеличить количество, привнести элементы занятия как организованной и управляемой учебно-познавательной деятельности детей в другие моменты жизни воспитанников, в игры, труд и т.д. В настоящее время предложено ограничить количество и виды занятий для детей - занятия в старшем возрасте по математике и развитию речи с целью подготовки к школе. Само же обучение ребенка как организованный процесс предлагается осуществлять в иных формах -

Непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.

В связи с этим возникает множество проблем и вопросов : чем отличается занятие от непосредственной образовательной деятельности, реализуемой как совместная педагога и ребенка? Эти отличия носят сущностной или формальный характер? Если меняется форма организации обучения и воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ, то что она будет из себя представлять с точки зрения содержания, характера взаимоотношений педагога и ребенка, структуры, времени, методики? Отказавшись от занятий, где, когда и за счет какого времени реализовать то образовательное содержание, которое традиционно реализовывалось на занятиях? и другие, на которые еще только предстоит ответить, теоретически обосновав и технологически обеспечив их решение.

Ресурсный компонент образовательного процесса - это система условий, при которых успешно могут быть решены цели и задачи воспитания и обучения.

Выделим группыусловий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО:

Средовые - организация среды, обеспечивающей активность ребенка.

Психолого-педагогические - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка, реализация принципа природосообразности, построение субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация взаимодействия развивающего и развивающегося с семьёй.

Дидактические - реализация принципа интеграции и комплексно-тематического планирования организации образовательного процесса, осуществление образовательного процесса с помощью педагогических средств, методов и форм, адекватных возрастному потенциалу, целям и задачам образовательной программы, своевременное изучение и коррекция образовательного процесса.

Организационные - установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением (библиотека, театр, музей), использование нормативно-правовых требований в области дошкольного образования.

Ранний возраст - очень чувствительный период в жизни человека. Он характеризуется стремительными изменениями в эмоциональном, физическом, социальном и языковом развитии ребёнка.

До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.

Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.

Планирование образовательного процесса в ДОУ

Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.

Таблица Н. А. Коротковой

А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:

Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.

1-й раздел. Общие сведения

Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:

  • данные о детях и родителях;
  • взаимодействие с родителями;
  • режим дня на холодное время года;
  • режим дня на тёплое время года;
  • листок здоровья;
  • система закаливания;
  • режим физической активности;
  • гимнастика;
  • итоги обследования речи детей;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.

2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми

Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.

Комплексно-тематическое планирование.

При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:

  • события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
  • события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
  • события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
  • события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.

3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности

Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:

  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • изобразительная;
  • трудовая;
  • познавательная;
  • музыкальная;
  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • конструирование.

Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.

4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.

Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:

  1. Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
  2. Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
  3. Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
  4. Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
  5. Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
  6. Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
  7. Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
  8. Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
  9. Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
  10. Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
  • день первый - ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
  • день второй - дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
  • день третий - совместить с другой ролевой игрой;
  • и т. д., усложняя задачи.
  1. Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
  2. Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
  3. Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
  4. Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
  5. Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
  6. Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ

В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.

Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.

Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом :

  • поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
  • повышение уровня педагогических знаний;
  • повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
  • рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
  • изучение и применение на практике современных методик воспитания;
  • поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
  • выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
  • формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
  • организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
  • способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
  • способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
  • способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.

Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ - это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.

  1. Развитие личностных качеств педагога. Функции :
  • обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
  • развитие ценностных ориентаций;
  • мотивирование творческой деятельности;
  • формирование нравственных качеств;
  • выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
  • выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
  • развитие профессиональной техники и мастерства.
  1. Развитие творческих возможностей коллектива. Функции :
  • формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
  • обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
  • материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
  • организация диагностики детей и педагогов;
  • экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
  • анализ определённых результатов педагогического процесса;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
  1. Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами . Функции :
  • поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
  • реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
  • внедрение научных достижений психологии и педагогики;
  • популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.

Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются :

  • документы, предоставляемые правительством и государством;
  • улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
  • положительные стороны системы дошкольного образования;
  • инструктивно-методические документы;
  • информация о передовом и массовом опыте;
  • свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
  • результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
  • сведения об уровне развития воспитанников;
  • сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.

Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ


Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.

После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.

Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.

Главные направления использования ИКТ в ДОУ:

  1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми . Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
  • организовать удалённые консультации;
  • создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
  • публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
  • проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
  • организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.

Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.

  1. При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.

Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ

Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.

Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».

Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ

Педагогическая технология - комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.

Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.

Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Метод проектов;
  • Здоровьесбережение;
  • Исследовательская деятельность;
  • Портфолио;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии.

Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:

  • удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
  • постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
  • периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
  • высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.

Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.

Модели организации образовательного процесса в ДОУ

Разберём модели образовательного процесса по видам.

Учебная модель

В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.

В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.

Предметно-средовая модель

В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:

  • подбор развивающего материала;
  • побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
  • отметка об ошибках в действиях ребёнка.

Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.

Комплексно-тематическая модель

Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.

Этапы образовательного процесса в ДОУ

Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.

Введение в образовательную ситуацию

Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.

Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.

Создание проблемной ситуации

Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.

Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.

Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.

Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.

Выполнение действий

На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.

На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.

Подведение итогов и анализ проведённой деятельности

На четвёртом этапе происходит:

  • закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
  • выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
  • оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
  • рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
  • рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:

  • приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
  • объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
  • обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
  • создание среды общения между родителями для обмена опытом.

Предполагаемые результаты выполнения этих задач:

  • положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
  • повышение педагогической грамотности самих родителей;
  • обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
  • рост профессиональной компетентности педагогов.

Выделим основные направления взаимодействия с родителями:

  1. Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
  2. Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.

А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно-коммуникативные.
  2. Коллективные
  3. Наглядно-информационные.
  4. Индивидуальные.

Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...