Влияние темперамента на жизнь человека. Влияние темперамента на человека

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.


Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент - это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

В этой статье мы изучим, какие в психологии выделяются темпераменты людей. Дело все в том, что именно эта характеристика в целом помогает описывать особенности той или иной личности. Определить темпераменты можно несколькими способами. Мы с ними тоже познакомимся. Давайте приступим к изучению сегодняшнего вопроса. Темпераменты людей - это ведь так интересно и занимательно. Может быть, вы прочтете о себе самом то, чего не знали.

Что это?

Начнем, пожалуй, с того, что попытаемся разобраться, с чем же нам придется иметь дело.

Дело все в том, что понятие «темперамент» часто путают с понятием «характер». Но здесь важно понимать, что и у первого, и у второго есть свои особенности. Темперамент и характер отличаются друг от друга, но эту разницу видно далеко не всегда. Первое понятие - это врожденные качества, влияющие на поведение того или иного человека. Именно благодаря им мы по-разному реагируем на разные происшествия, действия и обстоятельства. Таким образом, можно сказать, что темпераменты людей - это общая характеристика личности. Сюда относят эмоциональность, скорость реакции на раздражители, уравновешенность. В общем, то, что можно считать особенностями нервной системы человека. Темперамент - реакция личности на происходящее.

Характер же - это приобретенные качества. Смелость, покорность, активность, целеустремленность и прочие аспекты личной деятельности человека являются характером. Как правило, это некий морально-психологический облик человека, появившийся в ходе развития личности.

Если вы точно умеете определять темперамент, то вам всегда удастся найти подход к тем или иным людям. Кроме того, иногда благодаря этому можно еще в юном возрасте определить, какая профессия подойдет ребенку больше, где он будет успешен. Можно сказать, что темпераменты людей - это то, что влияет на их стиль жизни. Но давайте поскорее познакомимся с ними.

Сангвиник

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что всего существует 4 темперамента человека. Начнем, пожалуй, с наиболее приятного. Того, который крайне положительно влияет на саму личность, а также на окружающих. Это сангвиник.

Сангвистический темперамент - что-то вроде «моря позитива», если говорить простым языком. Человек, который вечно активен и быстро реагирует на смену обстоятельств, бодрый и жизнерадостный - это как раз данный тип. Конечно, сангвиник может и сердиться - все эмоции видны у него на лице. Именно сравнивая с ним, можно увидеть, как виды темперамента человека влияют на жизнь.

Сангвиники легко приспосабливаются ко всему новому, эмоциональны, с огромным удовольствием и радостью берутся за новые дела и работу. В карьере, как правило, им практически всегда улыбается удача. Обладают гибкой и устойчивой нервной системой, что сводит к минимуму вероятность возникновения депрессий и упадков настроения. Активно ведут себя там, где им интересно находиться, а там, где скучно, проявляют безынициативность. Часто меняют взгляды и увлечения.

Как определить?

Как уже говорилось, виды темперамента человека можно определить несколькими способами. Первый - это использование теста, о котором речь зайдет чуть позже. А вот второй, хоть и не всегда самый точный - это наблюдение за «испытуемым». Ведь каждый темперамент человека имеет свои отличительные особенности, которые видны невооруженным взглядом. Иногда хватает всего лишь взгляда на людей со стороны - и вы уже предполагаете довольно точно, кем они являются.

Сангвиники - это, в целом, счастливые и позитивные личности. Да, они могут улыбаться или быть серьезными (то есть по вечной улыбке нельзя судить о темпераменте), как и все. Тем не менее, если вы увидели перед собой человека с правильной, ровной осанкой, быстрыми и легкими движениями, а также красивой уверенной походкой, то можно сказать, что перед вами сангвиник.

Кроме того, черты темперамента человека можно рассмотреть и на лице. Нет, не по улыбке, а по мимике. У сангвиников она разнообразна и естественна. Речь быстрая, уверенная и громкая. Обычно сангвиник - это самая настоящая «душа компании».

Холерик

Теперь давайте рассмотрим с вами другие виды темперамента человека. Помимо сангвиников, есть еще холерики. Они чем-то походят на предыдущий тип человека, но, тем не менее, довольно сильно отличаются от него.

Дело все в том, что характер и темперамент человека, как вы уже могли заметить, это то, что нельзя никак разделить. Если сангвиник - в целом позитивная, активная и общительная личность, то о холериках такого сказать нельзя. И сейчас мы разберемся, почему именно.

Холерики - это также активные, но очень вспыльчивые, неуравновешенные личности. Могут действовать непредсказуемо, «безбашенно». Их внимание переключить на что-то другое очень трудно. Эмоциональны и агрессивно настроены к большинству людей. Заводятся, как говорится, «с пол оборота», а остывают долго и болезненно.

Огромное количество эмоций быстро истощает такую личность. Отсюда возможна частая смена настроения. За новые дела, они, как и сангвиники, берутся с огромным удовольствием. Правда, если посмотреть характер и темперамент человека, то первый наш тип всегда доводит дело до конца (при всем этом не преследует цель «быть лучшим»), а вот холерики очень часто терпят неудачи, взявшись за что-то. Почему? Все из-за непомерно высокой самооценки.

В личной жизни такие личности тоже очень сильно отличаются. Им присуще чувство собственности, откуда вытекает ревность. Спорить с такими людьми, если честно, бесполезно. Холерики не сдадутся, пока не подавят вас. Очень часто таких людей можно назвать «домашними тиранами». Ведь в большинстве случаев именно холерики становятся таковыми.

Определяем без тестов

Естественно, дабы сопоставить характер и темперамент человека, нам надо понимать, кто перед нами находится. Как уже было сказано, вы всегда можете воспользоваться довольно интересным тестом, но, честно говоря, можно обойтись и без него. Как и сангвиники, холерики обладают своими особенностями, видными невооруженным взглядом. Какими именно? Давайте попробуем разобраться с вами в этом непростом деле.

Или простом? Ведь темперамент и поведение человека тесно связаны между собой. Вспомните, как мы пытались определить сангвиника. Правильно, по мимике, речи, внешним качествам. Вот и здесь мы рассмотрим эти особенности. Ведь холериков распознать будет гораздо проще.

Осанка у таких людей, как правило, величавая и гордая. Говорят они быстро, вечно куда-то торопятся (можно сказать, тараторят), спешат, «бегут вперед паровоза». Мимика дерганая, резкая, а лицо обычно хмурое, мрачное и недовольное. Нет, не серьезное - не стоит путать эти два понятия. А именно вечно недовольное.

Если посмотреть по окружению, то такие личности обычно становятся лидерами небольших группировок. Правда, друзей у холериков очень мало, а то и вовсе они отсутствуют. Кроме того, эти люди очень часто страдают переутомлением и скачками настроения. Очень любят поспорить. А речь их обычно звучит не только быстро, но еще и негативно настроенно к собеседнику.

Меланхолик

Врожденной характеристикой поведения является темперамент. Характер и способности человека развиваются в процессе жизни. Тем не менее всегда важно знать, что за личность находится перед вами. Ведь от этого зависит и поведение во время разговора. Мы уже изучили два типа темперамента, которые очень схожи между собой. Теперь приступим к отличающимся от них.

Следующий вид в нашем списке - это меланхолики. Охарактеризовать такого человека можно как спокойного и задумчивого. Если в случае с сангвиником и холериком мы будем общаться с активными и эмоциональными людьми, то здесь все немного иначе. Да, меланхолики тоже подвержены скачкам эмоций, но не таким выраженным внешне, как демонстрируют предыдущие темпераменты людей.

Меланхолики неторопливы и погружены в себя. Отсюда, кстати говоря, их спокойствие и берет корни. Если сравнить темперамент и поведение человека, то меланхолики спокойные, ранимые, любящие находиться в своем «гнездышке» люди. Внешне их очень легко распознать, но как именно - мы поговорим с вами чуть позже.

Меланхолики отличаются и в личной жизни. Они преданные, верные, чувственные и романтичные. Правда, есть и обратная сторона монеты: такие личности, как правило, ведомы кем-то. Быстро поддаются влиянию со стороны. Доверчивы и наивны. Если попадут, например, «в лапы» к холерику, то о меланхоликов буквально начнут «вытирать ноги». Обладают заниженной самооценкой, быстро утомляются, нуждаются в перерывах и долгом отдыхе.

Такие люди, как правило, очень часто подвергаются диким скачкам настроения, причем в худшую сторону, а также депрессиям. Вывести человека из такого состояния очень и очень трудно. Меланхолики ценят и любят спокойствие. Кроме того, это очень впечатлительные люди. Они стараются планировать жизнь и следовать своим целям, но малейшее отклонение может довести такого человека буквально до слез. Это домоседы и, как про них иногда говорят, зануды. Но из них получаются прекрасные домохозяйки и домохозяины.

Определяем меланхолика

Говорят такие люди, как правило, не очень быстро. Речь часто сбивается, «скачет» и меняется по темпу. Меланхолики могут постоянно сбиваться при разговоре. Если вы увидели скромного и застенчивого человека, то можете быть уверены, что имеете дело именно с меланхолическим темпераментом.

Большим количеством друзей такие люди не обладают. Правда, дружбу ценить умеют. Им важно, так сказать, не количество, а качество отношений. В большом коллективе меланхолики могут просто затеряться - их всегда не видно и не слышно. Что-то вроде «серых мышат».

Ну, а мы с вами продолжаем наш разговор и рассматриваем дальше типы людей по темпераменту. Нам остался всего лишь один «подвид», о котором мы сейчас и узнаем. После этого стоит посмотреть, кому какая карьера подходит больше, а также обсудить тест, помогающий определять предельно точно темперамент.

Флегматик

Следующий и завершающий тип, который мы сейчас познаем, это флегматики. Вообще, все темпераменты можно условно разделить на вспыльчивые (сангвиник, холерик) и спокойные (меланхолик, флегматик). Значит, наш последний тип можно сравнить с меланхолическим.

Флегматики - это невозмутимые, уравновешенные и целеустремленные люди. В отличие от меланхоликов, они абсолютно спокойны. Вывести их из себя очень трудно. А если кому-то и удастся это сделать, то никакой «мировой войны» ожидать не надо. Флегматики спокойно все взвесят и быстро остынут.

Такие личности, как правило, не проявляют никаких бурных эмоций. А свои радость, счастье и любовь они абсолютно не умеют интерпретировать. Данная черта очень часто мешает жить флегматикам. Приспосабливаются ко всему новому они очень долго и трудно. Не отличаются особой сообразительностью и находчивостью.

Простыми словами, можно сказать, что флегматик - это типичный «пофигист». Даже испытывая эмоции, такой человек никогда не выдаст себя. Флегматики не любят торопить события, никуда не бегут. Заниматься они способны только одним делом. Несколько задач одновременно выполнять попросту не умеют. Им важно сначала завершить начатое, а затем только браться за что-то иное. Флегматики внимательны и последовательны, упорны и настойчивы.

Как распознать?

Что ж, а теперь давайте попытаемся с вами понять, по каким чертам можно отличить флегматика от любого другого типа. Характеристика темпераментов человека нам уже известна, а вот то, каким образом можно выделить тех или иных личностей, еще не совсем. Флегматики - это те, кого мы еще не умеет распознавать. Но сейчас мы научимся этому занятию.

Дело все в том, что осанка у таких личностей похожа на сангвинистическую. Она ровная, правильная и красивая. Можно сказать даже, величавая. Походка медленная и ленивая. Предпочитают больше сидеть. Причем они могут «застыть» в одной позе на очень долгое время.

Мимика у флегматиков однообразная, практически безэмоциональная. Выражение лица как бы говорит: «А мне все параллельно». Иными словами, полное безразличие - вот то, что отличает этот тип темперамента. Вы вряд ли сможете что-то прочитать на лице у такого человека.

Относительно речи можно сказать только то, что она тоже такая же безразличная, спокойная, ленивая, размеренная. Плюс ко всему, флегматики не очень разговорчивы. Они больше предпочитают молчать, нежели что-то говорить. Жестикуляция такая же размеренная, как и мимика.

Компанейскими флегматиков назвать нельзя. Обычно это типичный «офисный планктон», который медленно, но зато качественно и прилежно делает свою работу. Стараются не заводить много друзей, так как с коммуникацией у них не очень. Перед тем как ответить вам на какой-нибудь вопрос, такая личность, как правило, будет долго все обдумывать и взвешивать.

Карьерная лестница

Что ж, вот мы узнали, какая существует характеристика темпераментов человека. Как видите, их не так уж и много. Но каждый обладает своими особенностями, которые значимо отличают их друг от друга. Но есть и еще один довольно важный момент, который следует учесть, - карьера. Ведь черты темперамента человека, как правило, очень сильно влияют на выбор будущей профессии. Причем, если вы правильно все сделаете, то в конце концов успех обеспечен. Таким образом, стоит посмотреть, как темперамент и способности человека помогают определиться с местом на «карьерной лестнице».

Начнем, пожалуй, с сангвиников. Это, как уже было сказано, очень активные и энергичные люди. Причем они очень любят все новое и являются душой компании. Таким личностям очень хорошо подходят места старших менеджеров, рекламных агентов, тренеров, промоутеров, дизайнеров, менеджеров в call-центрах и продавцов. Там, где всегда будет происходить что-то новое, сангвиники будут стремиться работать и выполнять свои обязанности очень качественно.

Для холерика лучше всего подойдут руководящие должности. Правда, такие, где все находятся приблизительно на одном уровне - это как раз идеальный вариант. Правда, в «природе» такое бывает крайне редко. Деканы, директоры, руководители, наставники, некоторые профессиональные тренеры, надзиратели, чиновники, иногда творческие профессии вроде певцов и музыкантов, государственные служащие - все это довольно интересные и подходящие места для холериков.

Как видите, особенности темперамента человека приходится учитывать всегда. Особенно при приеме нового сотрудника на работу. Представьте только, что вы решили руководить холериком... Это будет самый настоящий «ядерный взрыв». Таким образом, мы переходим с вами к подбору мест для оставшихся двух вариантов характеров. А именно - флегматика и меланхолика.

Честно говоря, тут дела обстоят намного проще. Ведь последние два типажа - это относительно спокойные личности. А значит, подобрать им место для работы будет гораздо проще. Начнем, пожалуй, с флегматиков.

Им, по правде говоря, подойдет вообще любая профессия. Такие люди очень хорошо выполняют офисные работы (секретарь, менеджер, системный администратор и так далее), а также они способны хорошо продавать товар. То есть продавец в магазине - это тоже хороший выбор. Особенно если человеку не нужно будет проявлять особую изворотливость, чтобы у него что-то купили. Любая монотонная и однообразная работенка - залог успеха флегматиков.

А вот у меланхоликов сейчас с выбором профессии дела обстоят чуть-чуть получше, чем лет 10-15 назад. Ведь наше время - это период технологий и прогресса. Так, домашние меланхолики теперь имеют возможность работать дома. Няни и сиделки (в частности, для пожилых людей или подростков), воспитатели (особенно в частных детских садах), системные администраторы, веб-дизайнеры, создатели сайтов, программисты, фрилансеры, писатели и иногда журналисты - все это отличный выбор для меланхолика. Если такой человек обладает особыми навыками (плетение, вышивание и так далее), то может зарабатывать себе этим на жизнь, не выходя из дома. Кроме того, как уже было сказано, из меланхоликов получаются отличные хранители домашнего очага. Они способны долго и качественно работать, но в пределах своего уютного «гнездышка».

Тестирование

Сейчас мы поговорим с вами о том, как провести тест на темперамент человека. На самом деле это очень просто. Даже не обладающие никакими навыками в психологии люди, как правило, способны самостоятельно провернуть данную затею.

Существует тест Айзенка. Он, как правило, направлен на изучение интеллектуальных способностей человека. Правда, есть ее и такое ответвление, которое помогает нам определить, что же за личность перед нами. В нем содержатся вопросы, связанные с поведением человека в той или иной ситуации. Обычно нам приходится отвечать только «да» или «нет». В ходе данного тестирования придется честно ответить, как вы реагируете на что-то, а также выразить некоторые ваши эмоции.

Если вы хотите определить типы людей по темпераменту, то лучше всего найти готовый тест. Составлять его самостоятельно не имеет смысла. Правда, к примеру, при приеме на работу можно включить в анкету вопрос о стрессоустойчивости, поведении при успокоении и конфликтах в коллективе. Именно они помогут вам определить, подойдет ли та или иная личность или нет. Так что определение темперамента человека не доставит много хлопот.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»

Известные холерики: Суворов А.В. и Пушкин А.С. и

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. и

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М.И. и Крылов И.А. и

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.

Понятие о темпераменте

Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их-с другой (Теплов Б. М., 1985).

Из этого следует то, что темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность .

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента встречаются довольно редко, намного чаще встречаются люди со смешанным темпераментом в различных сочетаниях чаще всего двух смежных типов. Но всё же из пары один выделяется более, что даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента: Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена - сангвинического, у Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского - меланхолического, у И. А. Крылова и И. А Гончарова - флегматического. Два великих русских полководца - А. В. Суворов и М. И. Кутузов - с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например, медлительность движений, спокойствие, хладнокровие. (Маклаков)



Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

С времен античности философы пытались исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Типы темперамента

Существуют четыре основных типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Остановимся на каждом из них для более глубокого понимания

Холерик . К данному типу относятся люди быстрые, порывистые, однако совершенно неуравновешенные, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемые. У них нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик отличается огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, он расточительно тратит свои силы и быстро истощается. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому эти люди необузданны, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, такие люди очень часто являются экстравертами.

Флегматик . Люди такого типа обычно неспешны, невозмутимы, имеют устойчивые стремления и настроение, внешне они очень слабо проявляют свои эмоции. Они проявляют упорство и настойчивость в работе, оставаясь при этом спокойными и уравновешенными людьми. В работе они производительны, компенсируют свою неспешность отличительным прилежанием. Любой флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда в компании все громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Даже при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него невыразительная мимика, движения не выразительны и замедленны, так же как и речь. Флегматики чаще всего не являются находчивыми людьми, с трудом переключают внимание на что-либо и медленно приспосабливаются к новой обстановке, перестраивают навыки и привычки. При этом они энергичны и работоспособны. Отличаются хорошим самообладанием, терпеливостью, выдержкой. Как правило, им трудно сходится с новыми людьми, они слабо откликаются на внешние впечатления, являются интравертами.

Сангвиник . Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Сангвиник способен быстро сосредоточится, он дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий переключается с одной работы на другую, чаще откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, сангвиник – экстраверт.

Меланхолик. К этому типу относятся люди, склонные к постоянному переживанию различных событий, они остро реагируют на внешние факторы. Свои переживания они зачастую не могут сдерживать усилием воли, они повышенно впечатлительны, эмоционально ранимы. Это люди с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у них много слез, они чрезмерно обидчивы, болезненно чувствительны. Мимика и движения их невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно они неуверены в себе, робки, малейшая трудность заставляет их опускать руки и оставлять дело незаконченным. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, он легко утомляется и отличается малой работоспособностью. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов являются интравертами.

Существует большое разнообразие диагностик для определения темперамента человека. Например, методика Айзенка «Определение типа темперамента»

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.

С хорошей стороны могут дать возможность проявиться любому типу темперамента такие составляющие как: хорошее воспитание, контроль и самоконтроль. Например, флегматик может проявить себя как человек выдержанный и ответственный, не склонный к скоропалительным решениям, а меланхолик – как человек впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями. Сангвиник вполне может оказаться человеком энергичным, гибким, умеющим быстро справиться с любой проблемой, а холерик – страстным энтузиастом.

Однако у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика - замкнутость и застенчивость, у флегматика - безразличие к людям, сухость, у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, а у холерика - поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, а другие, соответственно, другого.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые:

· определяют динамические аспекты всех его видов деятельности;

· характеризуют особенности протекания психических процессов;

· имеют более или менее устойчивый характер;

· сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная неравная система приобретает специфически человеческие формы).

Многие ученые считают, что свойства темперамента определяются в основе свойствами нервной системы человека. Свойства нервной системы и их сочетание определяет особенности протекания психических процессов, которые в свою очередь и определяют психологическую характеристику темперамента.

Применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека обычно рассматривают такие свойства темперамента, как:

· активность;

· темп реакций;

· продуктивность;

· возбудимость;

· тормозимость;

· переключаемость.

Активность познавательных процессов характеризуется тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать своё внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте, учебной или трудовой деятельности.


Темп проявляется в том, с какой скоростью работают соответствующие той или иной деятельности психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность познавательных процессов может быть оценена по их результатам, полученным в течение определенного интервала времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить, воспринять. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Работоспособность характеризует умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость/тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения/прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую, такие люди быстрее запоминают информацию или припоминают её, чем другие.

Влияние темперамента на человека

От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия). А теперь разберем более подробно каждый из этих аспектов.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека - стиль его поведения. Темперамент как почва, на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика наоборот энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться.

Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека. Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы - экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность - инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, - пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность - напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности. Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость - легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти. Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей. Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

К людям с разными типами темперамента, соответственно, нужно и разное отношение. Да, наказание, плохая оценка, выговор может позитивно повлиять на холериков, которые имеют сильную нервную систему. В этом случае негативное подкрепление может стимулировать их к исправлению.

Однако на меланхоликов это может влиять противоположно: они становятся угнетенными, снижается их работоспособность, может возникнуть депрессия. Указанный выше тип реагирования на негативное подкрепление есть самый вероятный, но не обязательный. Поступит человек именно так или по-другому, в конечном результате, зависит именно от нее и от ее характера.

Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность - особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность?Зависит это от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.Еще со времен Гиппократа ученые по темпераменту разделили людей на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, так как эти природные характеристики человека проявлялись в мышлении, в эмоциональной сфере и, главное, в поведении. От того, как долго личность способна быть в активном состоянии, как быстро она может переключаться с одного дела на другое, легко ли переходит из бодрствования ко сну и наоборот, выделяют тот или иной тип ее нервной системы. В научных публикациях они имеют соответствующие названия «сила - слабость нервной системы», «подвижность - инертность», «уравновешенность- неуравновешенность».В середине XX столетия интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Так, учеными школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека как ее работоспособность имеет не только положительный, но и отрицательный моменты. Поэтому у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более чутко улавливать изменения в окружающей действительности.Это еще раз свидетельствует о мудрости природы, где все уравновешивается. Поэтому нельзя говорить о «плохих и хороших» темпераментах; можно вести речь лишь о существовании разных способов поведения и деятельности.Наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы: у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря совместимость) с другими людьми; у сангвиника также сильная нервная система, а значит и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми и ко всему этому обладает уравновешенностью в поведении, что, казалось бы, делает его идеальным типом человека. Но в отличие от холерика и флегматика он недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств, к другим людям; у флегматика, как у холерика и сангвиника, сильная, работоспособная нервная система, но он чрезвычайно тяжело включается в другую работу, его трудно сбить с намеченного пути; меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый «невыигрышный» тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от всех «сильных типов» обладает повышенной чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми.А теперь о темпераменте и свойствах нервной системы человека подробнее.В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И. П. Павлов. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы.Проведенное затем И. П. Павловым соотнесение выявленных типов нервной системы с известной классификацией темпераментов Гиппократа показало следующее: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвинический темперамент (от латинского «сангвис» - кровь); сильный, уравновешенный, инертный - флегматический темперамент (от греческого «флегма» - слизь); сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения- холерический темперамент (от греческого «холе» - красно-желтая желчь); слабый тип - меланхолический темперамент (от греческого «мелас холе» - черная желчь).Таким образом темперамент - это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности, поведении человека. Тип нервной системы- врожденное ее свойство, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни. Для отнесения человека к определенному темпераменту следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт, как активность, эмоциональность, определить особенности его моторики.Рассмотрим более подробно описания различных типов темпераментов.Сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, однако побуждения его неустойчивы, внимание нестабильно. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адаптируется, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем он склонен «скользить по поверхности», обходить трудности, торопиться с принятием решений. Его необходимо включать в активную деятельность - как в производственную, так и в общественную, ставить перед ним все новые задачи, обращая при этом особое внимание на контроль за качеством работы.Флегматик спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив, основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.Холерик характеризуется быстротой действий и решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Зачастую неуживчив, не умеет себя сдерживать. Однако проявляет инициативу, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.Меланхолик быстро утомляем, не уверен в сеое, тревожен, но это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный человек. Характеризуется, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонен к сильным переживаниям понезначительному поводу, застенчив. В условиях интенсивных производственных процессов его трудоспособность снижается.Формирование различных навыков производственной деятельности также имеет свою специфику в зависимости от типа нервной системы. Так, у сангвиников двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя вначале наблюдается хаотическая деятельность методом проб и ошибок. Сформированные навыки отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков движения резкие, напряженные, порывистые, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью.Однако после тренировки они приближаются к уровню сангвиников. Движения флегматиков замедленные, но высококоординированные. Благодаря их точности и согласованности, а в ряде случаев и проявлению большей настойчивости они в значительной мере компенсируют свою инертность, показывая высокую продуктивность труда. Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки у них вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. Поэтому работа диспетчера, оператора пульта управления и т. п., полная неожиданностей и осложнений, им противопоказана. Описанные особенности в значительной степени проявляются не только в двигательных, но и в других видах деятельности.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...