Влияние военных объектов на окружающую среду. Взаимодействие военных объектов с окружающей природной средой

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.

Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Острую проблему для Вооруженных Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.

Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются.

Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.

В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая паспортизация военных объектов

Требования ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) разработаны Министерством охраны окружающей среды в 1990 году и внедряются в настоящее время при разработке технико-экономического обоснования вновь создаваемых объектов и комплексов вооружения. ОВОС военных объектов предусматривает научно-практическое обосно­вание степени воздействия физических, химических, биологических и со­циально-бытовых факторов на окружающую природную среду. При этом дается оценка воздействия создаваемых объектов на здоровье и работо­способность (боеспособность) военнослужащих, а также населения.

Экологический паспорт - это нормативно-технический документ, ко­торый содержит данные, полученные в результате экологической оценки воздействия на окружающую среду уже действующих военных объектов (в отличие от требований ОВОС разрабатываемых, строящихся объектов). Он содержит сведения по использованию военным объектом природных ресурсов и набор таблиц с конкретными сведениями (расчетами) по влия­нию различных факторов функционирования военного объекта на ОС. Разработка экологического паспорта и его утверждение в установленном порядке производится в соответствии с требованиями директивы Минист­ра обороны РФ 1995 года Д-23 и других нормативных документов. Эко­логический паспорт разрабатывается по состоянию на 1 января текущего года и действует 5 лет. В случае необходимости он корректируется и до­полняется ежемесячно, но пересматривается и переутверждается вновь сроком на 5 лет. Паспорт хранится на объекте, в экологической службе ви­дов (родов) войск, флотов и, в случае необходимости, в территориальных органах охраны природы.

Экологическая паспортизация представляет собой комплекс организа­ционных и научно-технических мероприятий, направленных на выявление фактических параметров объектов военного и иного назначения, неблаго­приятно воздействующих на природную среду и обеспечивающих качест­венное оформление основного нормативно-технического экологического документа объекта. Экологический паспорт отражает:

Реквизиты объекта и общие сведения о нем;

Краткую природно-климатическую характеристику района дис­локации;

Сведения о состоянии окружающей природной среды (фоновые показатели);

Сведения об использовании земельных ресурсов и их рекультива­ции;

Характеристику использования материальных и энергетических ресурсов;

Характеристику допустимых выбросов и сбросов вредных веществ;

Характеристику водопотребления и водоотведения;

Характеристику санитарно-защитных зон;

Характеристику отходов, образующихся в результате деятельно­сти объекта.

Кроме экологического паспорта, качественным подтверждением безопасности ОВТ для окружающей среды является наличие сертифи­ката экологической безопасности, а также заключение экспертной ко­миссии, которая проводит экологическую экспертизу ОВТ (ВВТ).

Экологическая сертификация предусматривается статьей 31 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Это деятельность по подтверждению со­ответствия, например, вооружения и военной техники установлен­ным экологическим требованиям. Экологическая сертификация проводится

в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйствен­ной и иной (военной) деятельности на данной территории (акватории).

Экологическая экспертиза и экологическая сертификация - это два новых направления в охране природы и рационального природополь­зования, которые преследуют одну и ту же цель, а именно: определе­ние соответствия объекта экологическим требованиям. Разница между ними заключается в том, что объект рассматривается на разных стади­ях его создания и эксплуатации. При проведении экологической экс­пертизы могут (при необходимости) привлекаться к работе в установ­ленном порядке эксперты из числа специалистов медицинской службы. В этом случае речь идет о медико-экологической экспертизе. Экологи­ческая экспертиза, как и гигиеническая экспертиза, является организа­ционно-правовой формой предупредительного контроля или надзора и имеет в своей организационной деятельности много общего. Эколо­гическая экспертиза регламентируется законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995). Она может осуществляться в формах: государствен­ной, ведомственной и общественной. Последняя форма широко при­меняется при разработке ОВОС. В этой работе предусматривается обязательная оценка состояния заболеваемости взрослого и детского населения на основной и прилегающих территориях, что является преро­гативой медицинской службы и содействует достижению цели ЭБД ВС. Экологическая экспертиза является формой предупредительного контро­ля, который способствует предупреждению загрязнения природной сре­ды в районах военного природопользования. При этом учитываются:

Возможности потенциальной экологической опасности военной деятельности;

Наличие обоснованных материалов по ОВОС военных или воен­но-медицинских объектов;

Достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу, независимость экспертов, гласность, участие общественных организаций и учет их мнения;

Ответственность участников экологической экспертизы и заинте­ресованных лиц за её организацию, проведение и качество.

При проведении исследований, необходимых для обоснования мате­риалов ОВОС и соответствующих требований экологического паспорта, следует соблюдать требования метрологии (о единстве и точности измере­ний), используя для отбора проб и измерений факторов окружающей сре­ды аппаратуру и лабораторное оборудование, внесенное в Государст­венный реестр средств измерения Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, предоставляемое службой экологической безопасности Министерства обороны. Измерительные ла­боратории должны быть аккредитованы и иметь необходимые лицензии.

Командир воинской части обязан своевременно обеспечивать раз­работку, согласование с соответствующими органами в области охраны окружающей среды и утверждение нормативов допустимых выбро­сов, сбросов и лимитов размещения отходов. Проекты нормативов могут разрабатываться воинскими частями с учетом предложений ор­ганов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охра­ной окружающей среды. Командир воинской части также может за­ключить договор с организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ в соответствии с действующим, в МО РФ порядком. При выборе исполнителя целесообразно отдавать предпочтение той организации, которая не только разрабатывает проектную документа­цию, но и согласовывает её, то есть получает соответствующее разре­шение. Ответственность за экологическую паспортизацию военного объекта возлагается на командира (начальника).

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1994, стр. 44-49

Генерал-майор С.И.ГРИГОРОВ ,

кандидат технических наук, член-корреспондент АЕН РФ

Полковник А.С.РОДИОНОВ ,

доктор технических наук, профессор

ОБЩЕПРИЗНАНО, что в настоящее время экология вышла за рамки биологической дисциплины и превратилась в комплекс из более чем трехсот наук об окружающей среде, учение о путях выживания человечества. Вместе с тем несмотря на то, что основные экологические проблемы достаточно известны, они продолжают широко обсуждаться в печати. Фактически их можно объединить в три блока: перенаселение, загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов.

Экологические проблемы возникли как результат жизни и деятельности земной цивилизации. Человечество, которое никогда не довольствовалось «милостями природы» и эксплуатировало ее самым нещадным образом, оказалось на грани самоуничтожения. Наряду с достижениями научно-технического прогресса мы оставляем будущим поколениям загрязненную и истощенную планету. При этом рост численности населения Земли, или, говоря научным языком, все возрастающая антропогенная нагрузка, ужесточает сроки принятия экстренных мер. Положение усугубляется тем, что обнищание людей в большинстве развивающихся стран толкает их в борьбе за выживание на путь полного истребления флоры и фауны. В совокупности с глобальными загрязнениями, привносимыми промышленностью, и расточительным использованием природных ресурсов это вызывает очередную волну экологического кризиса.

Сравнительно недавно еще ничто не предвещало столь драматического развития событий. Впервые на актуальность проблем, относящихся к «экономии природы», обратил внимание Э.Геккель в 1869 году. Он же предложил назвать новую науку экологией. Через три года Э.Зюсс ввел другое фундаментальное понятие - биосфера - для обозначения области земной поверхности, населенной жизнью. Несколько десятилетий спустя В.И.Вернадский развил представление о биосфере как общепланетарной оболочке - экосфере, объединяющей все «слои активной жизни». >

На стыке XX и XXI веков уже ни у кого не вызывает сомнений пагубность и бесперспективность гонки вооружений, а угроза экологической безопасности все чаще воспринимается острее, чем военная. Возникла потребность в принципиально новом подходе к решению проблем всеобщего разоружения и восстановления жизненных сил биосферы. Понимание глобальных экологических взаимосвязей привело к осознанию необходимости физической, политической и экономической целостности земной цивилизации.

Когда экология как наука еще только зарождалась, дореволюционная Россия выделялась среди других стран очень высоким уровнем рождаемости. Последние же четверть века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Защищать Отечество скоро будет некому. На сегодняшний день лишь один из пяти призывников отвечает требованиям по здоровью, предъявляемым к военной службе. В борьбе с этим, казалось бы, невидимым противником Вооруженные Силы несут ощутимые потери. Как ни парадоксально, но эта война может стать последней в тысячелетней истории Руси, проигранная тихо, без громкой славы боевых сражений, практически без единого выстрела.

Пытаясь разобраться в сложившейся обстановке, профессиональные военные все чаще обращаются в поисках ответа к экологии. Военные аспекты экологической безопасности начинают занимать приоритетное место в военно-научных исследованиях. Зародилась новая наука - военная экология. Для понимания ее сущности важно четко представлять себе, что такое экосистема. Различают два вида экосистем - природные (естественные) и антропогенные (искусственные).

Природные или саморегулирующиеся системы являются неотъемлемой частью жизни на Земле. Это леса, степи, водоемы, т.е. такие природные образования, которые при неизменных границах могут существовать десятки и даже сотни лет. Как правило, они называются биогеоценозами (от греческих слов «биос» - жизнь, «гео» - Земля, «ценоз» - сообщество). Для их поддержания необходима определенная сбалансированность вещества и энергии, процессов обмена (ассимиляции и диссимиляции) между организмами и окружающей средой.

Антропогенные или регулируемые системы, такие, как, например, космический корабль, биологический фильтр, аквариум или комнатное растение, являются «творением рук человека» и требуют для нормального функционирования его вмешательства. Специфический вид регулируемых экосистем - военная экосистема, представляющая собой замкнутое единство (воинская часть, военный округ) личного состава, вооружения и военной техники (в течение их жизненного цикла), а также окружающей природной среды (полигоны, стрельбища, хозяйственные постройки).

Таким образом, следуя Э.Геккелю, военную экологию можно определить как сумму знаний, относящихся к «экономии природы» в сфере военной деятельности. В современном понимании военная экология - комплексная наука об общих законах рациональной организации и функционировании военных экосистем. Важнейшие задачи этой новой области научных знаний уже обсуждались на страницах военной печати. Однако их решение и претворение в жизнь затруднены из-за многоаспектности, сложностей координации работ и отсутствия должного финансирования.

Мы считаем, что для рациональной организации и функционирования военных экосистем требуется прежде всего решить ряд принципиальных вопросов.

Во-первых, вооруженные силы должны располагать определенным минимумом «жизненного пространства». Так, если в период второй мировой войны американскому мотопехотному батальону численностью примерно 600 чел. хватало для маневров менее 16 км2 , то в наши дни такому же подразделению требуется в 20 раз большая площадь. Рост потребности вооруженных сил в территории отражен в таблице.

Считается, что в Западной Европе непосредственно в военных целях используется от 1 до 3% всей территории. Еще большая часть ощущает на себе косвенное или временное воздействие вооруженных сил. Так, до 50 % воздушного пространства в США и до 15% объема воздушного движения в Германии так или иначе связано с решением военных задач.

Во-вторых, вооружённым силам необходимо обеспечение потребным количеством ресурсов. Почти /4 реактивного топлива в мире используется в военных целях. В США этот показатель равен 27%, в России - 34%, в Германии - 50%. Во время крупномасштабных боевых действий доля военного потребления остальных энергоресурсов может достигать 15-20%, в мирное время оно, как правило, составляет 3-4%. В целом доля военного сектора экономики в общем объеме потребления нефти и других энергоресурсов может быть в два раза больше. Это означает, что во всем мире в военных целях используется столько же нефтепродуктов, сколько их потребляет вся Япония, по экономической мощи занимающая второе место в мире. Общемировое военное потребление алюминия, меди, никеля и платины превосходит совокупный спрос на эти материалы всех развивающихся стран.

В-третьих, сами вооруженные силы обязаны соблюдать все законодательные и нормативные акты по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Надо сказать, что первым международным прецедентом в этой области явились претензии стран бывшего Варшавского Договора за нарушение экологии в районах дислокации советских воинских частей, на полигонах, танкодромах и автодромах. Так, Венгрия (1991 код) в уплату за экологический ущерб потребовала практически безвозмездно передать ей 165 военных городков с развитой инфраструктурой и 5732 жилых, административных и технических здания с рыночной стоимостью 100 млрд инвалютных рублей, а Чехо-Словакия экологическую очистку 132 военных объектов оценила в 300 млн долл. Громадные на первый взгляд суммы в целом соответствуют принятым международным нормам. Например,; в Соединенных Штатах восстановление 1 км земли, использованной в качестве полигона для стрельб или бомбометания, оценивается в 250 млн долл. Расходы «а очистку военных баз США от токсичных отходов увеличились с 500 млн долл. в 1983 году до 20-40 млрд долл. в настоящее время.

Решение проблем военной экологии напрямую связано, на наш взгляд, с соблюдением ряда принципов.

Экологизация мышления личного состава вооруженных сил. Как добиться необходимого военного развития, не нанося ущерба Земле и жизни на ней хотя бы в мирное время? Как достичь этих двух вошедших в противоречие целей? Ясно, что без всеобщего экологического образования и воспитания нельзя поколебать экологическое благодушие, напомнить об ответственности за судьбу Земли.

Соразмерность военной деятельности с законами природы (проблема выживания). Здесь на первый план выдвигаются такие факторы, как уменьшение общей территории военных полигонов, снижение частоты крупномасштабных учений и маневров, сдерживание гонки вооружений.

Гармония природного (естественного) и антропогенного (искусственного). Имеется в виду достаточность национального богатства, задействованного в военной инфраструктуре, для достижения военной (стратегической) стабильности.

Качество развития вооруженных сил. Речь идет о сохранении качественного развития вооруженных сил в условиях существенных количественных ограничений на отводимые территории, воздушное и морское пространство, а также на потребление людских, материальных и энергетических ресурсов. Качественный уровень вооруженных сил должен быть таким, чтобы при намечаемых количественных ограничениях не снижалась их боеготовность. На наш взгляд, данная проблема может быть решена за счет внедрения в производство вооружения и военной техники (ВВТ) передовых технологий, эффективных методов обучения личного состава, создания современной тренажерной базы в войсках и силах флота.

Эффективность (производительность) военной деятельности. Она тесно связана с качеством отдельных боевых единиц воинских формирований и вооружения и определяется такими показателями, как наличие высокоточного оружия, создание мобильных сил при общем снижении численности регулярных вооруженных сил, уменьшение общего числа оборонных заводов без ущерба для оборонной достаточности.

Военная стабильность как единство и борьба противоположностей в системе «оборона-наступление». Проблема соотношения наступательного и оборонительного вооружения (от простых систем типа «танк - противотанковое орудие», «самолет - зенитный комплекс» до сложных типа «стратегическая триада») всегда была одной из наиболее значимых в военном искусстве. Любой просчет в этой области ложится тяжелым бременем на экономику, снижает возможности государства по оздоровлению окружающей (природной) среды.

Военная экология как наука в первую очередь рассматривает военные аспекты экологической безопасности государства (в том числе вопросы экологического обеспечения вооруженных сил). Следует отметить, что экологическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности и тесно связана с военной, государственной, внутренней, экономической и информационной безопасностью. В проекте Закона Российской Федерации «Об экологической безопасности» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природную среду, а также стихийные природные процессы и явления. Достижение экологической безопасности войск и сил флота, а в чрезвычайных ситуациях и населения, является главной целью экологического обеспечения.

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - новый, формирующийся вид обеспечения. Дискуссия по вопросу, является оно оперативным (боевым) или специально-техническим, не завершена. В настоящее время все большее число специалистов склоняется к мнению, что его следует отнести к виду оперативного (боевого) обеспечения, точно так же, как РХБ-защиту, инженерное, гидрометеорологическое, навигационное, топогеодезическое обеспечение, но со своей спецификой.

Экологическое обеспечение - это, на наш взгляд, комплекс мероприятий по охране окружающей (природной) среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота и защите вооруженных сил от экологически неблагоприятных факторов.

Многоаспектность и сложность экологического обеспечения объясняется тем, что по мере развития цивилизации все отчетливее проявляется двойственная природа технического прогресса, который служит как войне, так и миру. В качестве примера можно сослаться на ядерное горючее и оружие, пестициды и химические боевые вещества, психофармакологию и яды, воздействующие на психику, удобрения и взрывчатые вещества, искусственные спутники Земли, предназначенные для гражданской связи, и военные спутники, бензин и напалм. Более того, в зарубежной печати появились публикации о разработке новых устройств и веществ специального (экологического) действия.

С учетом всех этих факторов в Вооруженных Силах России формируется методология сохранения боеспособности личного состава, поддержания здоровья военнослужащих в экологически неблагополучных регионах. Основное внимание в настоящее время уделяется созданию средств и методов адаптации личного состава к загрязненной среде, реабилитации при длительном нахождении в условиях воздействия различных экотоксикантов. Разрабатываются современные средства и методы восстановления окружающей среды, загрязненной специфическими экотоксикантами и типовыми промышленными загрязнителями. Они получили общее название специальных (экологических) средств защиты.

В Концепции экологического обеспечения ВС РФ (1993 год) определены основные мероприятия нового вида обеспечения, в частности: экологическое обеспечение повседневной деятельности войск и сил флота; экологическое обеспечение деятельности ВС в условиях воздействия на них экологически неблагоприятных антропогенных факторов; экологический мониторинг ВС; восстановление окружающей природной среды в процессе повседневной деятельности ВС, после проведения учений, спецработ, аварий и катастроф на военных объектах; военно-научное обеспечение основных направлений экологического обеспечения ВС РФ; обеспечение создания экологически безопасных ВВТ и военных объектов; взаимодействие с государственными и ведомственными органами охраны окружающей среды и международное сотрудничество по экологическому обеспечению ВС; подготовка кадров военных экологов.

Необходимо отметить, что в данном документе использованы базовые понятия военной экологии - «качество-экономика-экология», а воздействие ВС РФ на окружающую природную среду определяется с помощью критериев «эффект-затраты-риск». Однако отдельные термины и понятия, естественно, требуют дальнейших уточнений или подлежат исключению. Так, первоначально смысл понятия «экологически безопасные ВВТ и военные объекты» заключался в обеспечении экологической безопасности эксплуатации ВВТ и жизнедеятельности военных объектов в мирное время. Однако поскольку боевые стрельбы, учения и другие элементы боевой подготовки никак не могут быть экологически безопасными, можно вести речь лишь о разумных ограничениях в соответствии с выработанными принципами военной экологии.

Для понимания сути экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации представляется целесообразным рассмотреть такое понятие, как безопасность окружающей среды в регионах их дислокации.

Под окружающей средой будем понимать как природу, так и военную инфраструктуру этих районов. Напомним, что с точки зрения современной экологии окружающая среда - это природный и созданный человеком материальный мир (который окружает человеческое общество, воздействует на него, в котором человек как общественное существо удовлетворяет свои потребности и, в свою очередь, воздействует на него своей деятельностью и преобразует его).

С понятием окружающей среды тесно связано понятие качества жизни или жизнедеятельности - обобщающего индекса, включающего плотность населения, уровень промышленного (военно-промышленного) и сельскохозяйственного производства, обеспеченность минеральными (стратегическими) ресурсами, загрязненность и другие показатели.

С учетом изложенного экологическое обеспечение безопасности окружающей среды в регионах дислокации войск и сил флота должно включать две группы задач (см. схему).

Первая - охрана окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она заключается в поддержании стабильности окружающей среды, когда отсутствует преднамеренная угроза экологической безопасности России со стороны других государств, а в самом регионе нет чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При планировании мероприятий экологического обеспечения здесь целесообразно различать две подгруппы задач:

сохранение и повышение качества окружающей среды, причем сохранение качества является ближайшей задачей, а его повышение - последующей;

ресурсосбережение и рациональное природопользование. Ресурсосбережение, как ближайшая, общепринятая задача, предусматривает лимитирование горючесмазочных материалов, ежегодного ресурса учебно-боевого применения вооружения и военной техники и т.д. Последующая задача менее проработана и сводится к обоснованию рациональной структуры и состава призывного контингента, материально-сырьевой и энергетической базы войск и сил флота.

Вторая группа - защита окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она предусматривает восстановление стабильности окружающей среды в случае преднамеренного воздействия на экологическую безопасность России других государств, а также при стихийных бедствиях и в чрезвычайных ситуациях, к которым, на наш взгляд, следует отнести учения, стрельбы, плановое (безаварийное) расснаряжение и уничтожение химических боеприпасов, утилизацию ядерных реакторов кораблей и подводных лодок ВМФ и т.п.

Эту группу задач целесообразно, как и первую, разбить на две подгруппы:

обеспечение нормальной жизнедеятельности ВС и восстановление качества окружающей среды. Первая, ближайшая задача (обеспечение нормальной жизнедеятельности) может быть решена, например, путем применения средств индивидуальной и коллективной защиты. Вторая, последующая требует проведения специальных работ: дегазации, дезактивации, дезинфекции районов загрязнения и рекультивации почв;

захоронение и утилизация продуктов жизнедеятельности Вооруженных Сил. Ближайшая задача - захоронение продуктов жизнедеятельности ВС - не полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности. Примером может служить аварийное затопление атомной подлодки «Комсомолец». Ядерное топливо удалось законсервировать с помощью твердеющей смеси на основе фурфурола, которой должно хватить на 500 лет. Однако корпуса ракетно-ядерных торпед продолжает разъедать ржавчина и в ближайшие годы возможно загрязнение морской акватории плутонием-239. Стоимость же подъема всего подводного корабля оценена специалистами в 250 млн долл. Последующая задача - утилизация продуктов жизнедеятельности ВС - практически полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности.

В заключение отметим, что в программе по созданию системы экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации должны быть учтены, на наш взгляд, следующие моменты.

Первый. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил как комплекс мероприятий по их защите от экологически неблагоприятных факторов и охране окружающей среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота становится видом оперативного (боевого) обеспечения.

Второй. Все виды военной деятельности могут осуществляться лишь с учетом экологических последствий, так что необходимо разумное ограничение потребностей войск и сил флота в территории, воздушном, морском и космическом пространстве, а также в людских, материальных и энергетических ресурсах.

Третий. Ограничение «жизненного пространства» и ресурсов, выделяемых Вооруженным Силам, не должно снижать их возможностей по обеспечению безопасности и национальных интересов России, поддержанию военной стабильности в мире.

Четвертый. В условиях значительного сокращения военных ассигнований для поддержания высокого военного потенциала России необходимо акцентировать внимание на его качественных параметрах и эффективности.

Военная мысль. - 1993. - №1. - С.45-51.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военными объектами называют находящиеся под юридической ответственностью Министерства обороны Российской Федерации войска и силы, вооружение и военную технику, учебные поля, стрельбища, полигоны, танкодромы и автодромы, часть территории, акватории и воздушное пространство с расположенными на них объектами управления, предприятиями, военно-учебными заведениями, военными гарнизонами и городками, предназначенные для осуществления всех видов военной деятельности.

Взаимодействие военных объектов с окружающей средой осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, любой объект для поддержания боеспособности и боеготовности войск потребляет природные ресурсы. Во-вторых, он отрицательно воздействует на окружающую среду, загрязняя ее отходами и инициируя различные преднамеренные изменения. И, в-третьих, сам подвергается воздействию экологических факторов, возникающих как ответная реакция на процессы освоения и загрязнения окружающей среды.

Проблемы рационального использования природных ресурсов связаны с большой материало- и ресурсоемкостью военных объектов, сложностью утилизации отслуживших срок службы изделий, оборудования и сооружений и недостаточными объемами использования высвобождающихся при этом вторичных ресурсов. Для современной армии характерна быстрая сменяемость образцов вооружения и военной техники, использование материалов и технологий, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.

Общая площадь земель, выделенных для повседневной деятельности войск в России, составляет 0,2% от земельного фонда страны. Загрязнение окружающей природной среды связано с образованием отходов и выбросов в результате повседневной эксплуатации вооружения и военной техники, транспортных средств, систем жизнеобеспечения военных объектов. Источники возможного загрязнения окружающей среды в воинской части достаточно многочисленны. В зависимости от особенностей они подразделяются на типы. Организованными источниками загрязнения называют источники, которые оборудованы инженерными устройствами для вывода загрязняющих веществ в окружающую среду. Примером таких источников являются сопло реактивного двигателя, канализационный выход, вентиляционные дефлекторы и т. д. Соответственно при отсутствии специальных устройств источники будут считаться неорганизованными. К ним относятся стройплощадки, полигоны, железнодорожные станции, полевые трубопроводы и многие другие объекты. По режиму функционирования военного объекта источники загрязнения делятся на непрерывные и постоянно действующие. На одном военном объекте могут быть десятки одиночных и групповых, точечных и площадных, стационарных и подвижных источников загрязнений. К площадным источникам загрязнений относятся базы флота, стартовые площадки космодромов, аэродромов, автопарки, служебные здания и сооружения, казарменные и жилые городки. На каждом источнике загрязнений находится узел, устройство, элемент - источник образования загрязняющих веществ.

Общими и наиболее характерными для всех военных объектов источниками загрязнений являются котельные, пищеблоки, медицинские учреждения, банно - прачечные хозяйства, транспортные средства общего назначения, склады ГСМ, места сбора бытового мусора.

Непосредственное воздействие источника загрязнения на окружающую природную среду осуществляется путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты и захоронения отходов в почве. Соответственно выбросами являются газообразные загрязнения и аэрозоли, сажа и пыль, образующиеся при транспортировке и хранении горючего, в результате сжигания топлива в котельных, двигателях транспортных средств и других установок, работы строительных механизмов и производств. Сбросами оказываются бытовые и промышленные сточные воды, поступающие с пунктов обслуживания военной техники и технологических объектов, из казарм, госпиталей, жилых и общественных зданий, очистных сооружений. Под отходами понимают твердые загрязняющие материалы и вещества, образующиеся при эксплуатации военных объектов, в жилой зоне военных городков и на предприятиях общественного питания.

Многие из перечисленных отходов обладают токсичными свойствами. Другие содержат болезнетворные бактерии, вызывающие бактериологическое загрязнение. При разложении отходов в окружающей среде могут образовываться новые загрязнители, иногда более токсичные, чем исходные, вызывая вторичное загрязнение. Примером служит выделение фосфорорганических соединений и диоксинов при горении бытового мусора, выпадение кислотных дождей.

В зависимости от тяжести последствий экологических конфликтов различают чрезвычайные экологические ситуации, экологические бедствия и катастрофы.

Чрезвычайные экологические ситуации проявляются в устойчивых отрицательных изменениях в окружающей природной среде, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Объективным признаком чрезвычайной экологической ситуации служит стабильное изменение качественных параметров окружающей среды по отношению к нормальным значениям, как правило, являющиеся следствием антропогенных воздействий. Чрезвычайные ситуации в большинстве своем приводят к химическому, радиационному и биологическому загрязнению территорий, к ухудшению условий жизни людей, значительным социальным последствиям, экологическому и экономическому ущербу.

Экологическое бедствие связано с глубокими, необратимыми изменениями окружающей среды, повлекшими существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. О глубине экологических противоречий экологи судят по изменению интегральных показателей, таких как экологическое разнообразие, уровень заболеваемости, продолжительность жизни и т.д.

Экологической катастрофой принято называть последствия природных аномалий (засуху, наводнение, космические катаклизмы и т.д.) или аварий

технических устройств, приведших к широкомасштабным остро неблагоприятнымизменениям в окружающей среде, массовой гибели людей и

живых организмов. Экологические катастрофы в широком смысле связываются с наступлением необратимых изменений в окружающей среде, несовместимых с существованием сложившихся ранее форм жизни. Примерами событий такого рода в истории земли являются ледниковые периоды, образование и наступление пустынь, высыхание морей, опускания и подъемы суши относительно уровня мирового океана, а также возможные последствия глобальной термоядерной войны, если она случится. В военной области экологически опасными являются многие виды деятельности.

Суммарный эффект воздействия Вооруженных Сил Российской Федерации на окружающую природную среду в мирное время, по некоторым оценкам, сопоставим с влиянием одной из отраслей промышленности среднего масштаба.

Военная сфера охватывает и большую группу промышленных отраслей, занятых производством средств вооруженной борьбы. Для них характерны высокие технологии, хорошая организация производства, постоянный контроль со стороны природоохранных органов, что в целом позволяет обеспечивать соответствующий уровень экологической безопасности. Несмотря на большие объемы производства и размещение предприятий в основном в крупных индустриально развитых центрах с острой экологической ситуацией, вклад оборонной промышленности в загрязнение атмосферы составляет около 1% от суммарного выброса промышленных источников по стране.

Несмотря на сложность и существующие проблемы в обеспечении экологической безопасности различных видов военной деятельности, экологическую ситуацию в армии и на флоте нельзя считать безнадежной. Экологическая подготовка и профессионализм личного состава Вооруженных Сил, высокое качество вооружения и военной техники, полнота и своевременность проведения природоохранных мероприятий, направленных на сохранение природных ресурсов, лежат в основе принципов рационального природопользования.

Экологические требования представляют комплекс ограничений параметров изделий, материалов и технологических процессов, используемых в военном деле, а также предельных значений их качественных характеристик, состава и условий выбросов вредных отходов, которые обеспечивают экологическую безопасность военной деятельности.

Экологические требования должны учитывать все экологические особенности военного объекта и возможные неблагоприятные последствия его функционирования и просто существования для окружающей природной среды. Требования задают при разработке образцов вооружения, выполняют и контролируют в процессе их изготовления и эксплуатации посредством системы показателей качества. Традиционно качество техногенных объектов определялось как совокупность свойств, полезных с точки зрения целевого назначения.

Для предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций необходимо, чтобы реальные уровни всех видов возможных воздействий объекта на

окружающую природную среду не превышало научно обоснованных допустимых пределов.

Поэтому предельно допустимые уровни вредных воздействий являются неотъемлемой частью экологических требований к любому техногенному объекту.

На практике о степени экологической безопасности объекта чаще всего судят по фактическим выбросам загрязнений. С экономической точки зрения экологическую безопасность объекта характеризует доля затрат на ликвидацию экологических последствий его функционирования общих эксплуатационных затрат.

Перечень основных экологических требований к наиболее опасным видам техногенной деятельности включает:

  • - обязательность планирования и выполнения, комплексных мер по охране почв, водоемов, лесов, растительности и животного мира от побочных последствий применения сложной военной техники, специальных материалов и веществ; рациональное использование земель, сохранение плодородного слоя почв, экономное потребление воды, охрану природных ресурсов от истощения;
  • - повышение эффективности использования энергии всех видов и освоение энергосберегающих технологий;
  • - обеспечение полной радиационной безопасности;
  • - соблюдение правил хранения, транспортировки и применения химических веществ, взрывчатых и опасных материалов;
  • - создание наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха личного состава и населения;
  • - сохранение памятников природы, истории и культуры;
  • - информирование органов, осуществляющих обеспечение радиационной и экологической безопасности обо всех случаях превышения допустимых норм воздействия на окружающую среду;

Полное и немедленное устранение экологических последствий техногенных аварий.

При эксплуатации в основу обеспечения экологической безопасности военных объектов должны быть положены глубокое знание личным составом экологических требований и особенностей ВВТ, строгое соблюдение правил и технологий эксплуатации и обслуживания военной техники, организация экологического мониторинга и контроля.

Для уничтожения снятых с вооружения образцов ВВТ должны применяться технологии, получившие положительное заключение Государственной экологической экспертизы на стадии разработки, безопасные для окружающей природной среды, личного состава и населения. Технологии уничтожения должны быть малоотходными, материало- и ресурсосберегающими, с минимальной нагрузкой на окружающую среду. В районах уничтожения образцов ВВТ, содержащих токсичные и радиоактивные вещества, должен быть организован мониторинг состояния окружающей среды с целью контроля за ее возможным изменениями.

Источники и виды загрязнения окружающей среды

Радиационный космический мусор

Отдельной проблемой является радиоактивный космический мусор. Одной солнечной энергии недостаточно для полноценной работы КА. В связи с этим в конце прошлого столетия были предприняты попытки использования альтернативных источников энергии для КА. На околоземные орбиты было запущено несколько десятков КА с ядерными источниками энергии, время баллистического существования которых составляет много сотен лет. Научные исследования показали, что в случае разрушения этих аппаратов, некоторые радиоактивные обломки могут попасть в верхние слои атмосферы уже через несколько лет.

Радиационные космические объекты состоят из разных компонентов, которые можно разделить на три основные группы:

Фрагменты ядерных энергетических установок;

Отдельные КА с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), завершившие свой рабочий цикл;

Действующие КА, на борту которых имеются те или иные ядерные установки, представляющие потенциальную опасность в связи с вероятностью их разрушения из-за столкновения с элементами обычного космического мусора или с метеороидами.

Радиоактивные элементы каждой из трёх групп обладают радиационными характеристиками. Прежде всего, это общий поток и энергетический спектр гамма-нейтронного излучения. Исследование этих характеристик позволяет определить тип радиоактивных фрагментов космического мусора, проанализировать динамику их дальнейшего состояния, а также оценить их вклад в общую радиационную обстановку.

КА с ЯЭУ на борту, запущенные на круговую околоземную орбиту высотой 800 – 900 км, должны попасть в верхние слои атмосферы через много сотен лет, уже не представляя опасности радиоактивного загрязнения атмосферы. Но в случае разрушения (например, от столкновения с космическим мусором или метеороидом) могут образоваться фрагменты которые могут попасть в атмосферу уже через несколько лет.

Глава7. Воздействие вооруженных сил РФ на окружающую среду

Вооруженные силы Российской Федерации имеет многоплановую сферу деятельности, которая влияет на экологическую обстановку территорий страны. В войсковых частях имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов, таких как ядерные пусковые установки, хранилища жидких ракетных топлив, хранилища и склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горючесмазочных материалов. Во время их функционирования происходит постоянное загрязнение окружающей природной среды - атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира. Кроме того, на этих объектах могут происходить аварии, приводящие к более серьезным, возможно, непоправимым, экологическим последствиям.



Источниками загрязнения природной среды на военных объектах обычно выступают:

Объекты коммунально-бытового назначения;

Объекты обеспечения жизнедеятельности;

Районы и места боевой подготовки;

Вооружение и военная техника.

Объекты первых двух из названных типов относятся к общим для всех воинских частей источникам загрязнения. Два последующих типа объектов могут обладать значительной спецификой - в зависимости от принадлежности их к различным видам Вооруженных Сил и родам войск.

Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы:

Казарменный и жилой фонд;

Котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство;

Системы канализации, очистные сооружения;

Подсобные хозяйства;

Транспортные средства общего назначения;

Пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники;

Заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции;

Склады горючего и смазочных материалов;

Места сбора бытовых отходов и мусора.

Это источники, которые действуют постоянно и не связаны с принадлежностью воинской части (военного объекта). Поэтому их можно условно отнести к военно-бытовым источникам. Они мало отличаются от аналогичных источников гражданских ведомств. Вместе с тем эти источники следует отнести к наиболее неблагоприятным – с точки зрения частоты нарушений ими природоохранного законодательства.

Причина такого явления кроется в низкой экологической культуре обслуживающего персонала и всех военнослужащих, проявляющейся в отсутствии должного внимания руководящего звена к созданию и поддержанию в исправном состоянии природоохранных и природозащитных сооружений на войсковых объектах - с одной стороны, и в нарушениях природоохранных требований подчиненным составом в быту, при эксплуатации и обслуживании техники, на полевых занятиях и учениях - с другой.

Военные объекты, специальная техника и жилые городки воинских частей представляют с экологической точки зрения сложные системы, использующие, с одной стороны, природные ресурсы для обеспечения своей деятельности и с другой - являющиеся источниками различных вредных воздействий на окружающую природную среду, главным образом загрязнений.

Поэтому обязательной составной частью экологического обеспечения повседневной деятельности войск является охрана окружающей природной среды, которая предусматривает:

Организацию экологически безопасного водопользования;

Очистку бытовых и эксплуатационных (производственных) сточных вод;

Уменьшение объемов и обезвреживание газовых выбросов, содержащих продукты сгорания топлив;

Сбор и ликвидацию твердых эксплуатационных и хозяйственно-бытовых отходов;

Защиту окружающей среды от вредных энергетических загрязнений;

Восстановление качества компонентов окружающей среды, нарушенных в результате повседневной деятельности войск.

В последние годы среди природоохранных мероприятий все большее внимание уделяется экологической безопасности ликвидации вооружения, военной техники и в целом военных объектов.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...