Внеклассное мероприятие. Сталинградская битва

Сталинградская битва: как это было

Материалы для бесед, докладов, сообщений
для подростков и молодежи

(к 71-ой годовщине со дня победы в Сталинградской битве)

Дорогие коллеги!

В предлагаемом вам материале собраны самые интересные факты, события из наших мероприятий, посвященных Сталинградской битве . Его можно разбить на части, использовать только понравившиеся вам моменты, дополнить музыкой, викторинами и конкурсами и т.п. В нём в хронологии очень популярно и интересно рассказывается о битве .

Я не планировала этот материал специально размещать в блоге, но наше недавнее мероприятие со студентами, посвященное Сталинградской битве, очень меня расстроило. Из всей группы студентов никто не знал, когда точно была эта битва, сколько она длилась и др. общеизвестные факты из истории. Только один человек из всей группы назвал даты Великой Отечественной войны! Удручающий факт. Конечно, после проведенного мероприятия студенты правильно хором отвечали на вопросы викторины, но как долго удержатся в голове у них эти знания – неизвестно. Надеюсь, что данный материал пригодится коллегам в патриотическом воспитании подростков и молодежи.

Ежегодно 2 февраля жители Волгоградской области отмечают очень значимую и памятную дату – годовщину со дня победы в Сталинградской битве. Битве, которая потрясла весь мир, которая стала началом конца гитлеровской Германии. Нигде в мире больше не было такого массового героизма, такой концентрации духовной и моральной силы народа. Как началась эта битва, её этапы и люди, которые спасли не только Сталинград, но и страну, весь мир - сегодня мы расскажем вам об этом, дорогие ребята. Я не коренная волгоградка, но бывая неоднократно на Мамаевом кургане, в панораме «Сталинградская битва», встречаясь на мероприятиях в библиотеке с участниками и свидетелями этого сражения, слушая их бесхитростные, но очень страшные в своей правдивости рассказы и воспоминания, постоянно читая всё новое, что появляется в печати о Сталинградском сражении, я испытываю чувство огромной благодарности и искреннего восхищения этими людьми, преклоняюсь перед их мужеством и стойкостью духа, их оптимизмом и желанием жить. Долгих лет жизни – немногим оставшимся участникам Сталинградской битвы и светлая память – всем погибшим и умершим от ран.

6 лет продолжалась в истории человечества Вторая мировая война , в ходе которой было немало крупных и важных сражений, но лишь одно из них в полном смысле слова потрясло сознание людей всей планеты. В февральские дни 1943 г. на берегах Волги была одержана Великая Победа, которая положила начало коренному перелому в войне. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, стойкости духа и любви к своему Отечеству.

В свой срок – не поздно и не рано –

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль-февраль, солдатский месяц –

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль-февраль. Солдатский месяц –

горят гвоздики на снегу.

(Маргарита Агашина)

Сегодня наши прадеды вспоминают, как это было, а мы говорим об их бессмертном подвиге. Говорим, чтобы помнить о тех, кто отстоял тот рубеж, кто отстоял Россию.

5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву №41, в которой определялась цель германских войск – овладеть промышленным центром – Сталинградом, предприятия которого выпускали военную продукцию (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный завод ); выйти к Волге, проплыть в Каспийское море и в кратчайшие сроки попасть на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть . Этот план летней кампании немцев в 1942 г. носил скромное название «Блау» (голубой ). На совещании в Полтаве 1 июня 1942 г. в штабе группы армий «Юг» Гитлер заявил : «Моя основная мысль – занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы. Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну» .

Захват Сталинграда как крупного промышленного центра и важного узла коммуникаций имел для гитлеровцев решающее значение. Для них это был не просто военно-политический и экономический центр. Одержав здесь победу, они могли получить преимущество, необходимое им для успешного продолжения войны. «Мы штурмуем Сталинград и возьмем его!» - хвастливо твердил Гитлер. Он прекрасно понимал, что этот город-символ, носящий имя Сталина, играет ключевую роль в сознании советского народа .

19 июня 1942 г. в расположении русских войск приземлился заблудившийся немецкий штабной самолет «шторх », в котором находился майор Рейхель, офицер германского генштаба. В нарушение всех инструкций его портфель был набит картами, документами, из которых были ясны намерения немцев – провести летнюю кампанию на юге России . Осуществить этот замысел Гитлер планировал силами 6-ой полевой армии Паулюса всего за одну неделю – к 25 июля 1942 г.

Немецкая 6-ая полевая армия образца 1940 по сентябрь 1942 г г. – это воплощенная мечта германского вермахта, тогда самая совершенная армия в мире, с которой, по словам Гитлера «можно было штурмовать небо» . Она покорила ряд европейских столиц – Брюссель (Бельгия), Париж (Франция ). На Восточном фронте она добилась весомой победы под Харьковым, осуществив «котел» для русских войск летом 1942 г. (240 тыс. пленных). Из «котла» вышло всего 22 тыс. русских солдат. Командующий немецкой 6-ой армией генерал-лейтенант танковых войск Фридрих Вильгельм Паулюс после блестящей победы под Харьковым стал национальным героем Германии, он же был фактическим автором всего плана войны с Россией «Барбаросса». Это был один из лучших военных умов Германии того времени.

К середине лета 1942 г. в междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войны сражение. Его называют сражением века, коренным переломом во Второй мировой войне. По своим масштабам, ожесточенности боев, по количеству участвующих людей и боевой техники оно не знало себе равных, превзошло на тот момент все сражения мировой истории. Битва развернулась на огромной территории в 100 тысяч кв. километров. Военные историки утверждают, что на определенных этапах этой битвы участвовало одновременно с обеих сторон свыше 2 миллионов человек! Каким Ватерлоо сравниться с этим! Только в боях за «Дом Павлова» (58 дней) гитлеровские войска понесли значительно больше потерь, чем при взятии некоторых европейских столиц! Сражение на Волге не имеет себе равных в истории человечества! 200 дней и 200 ночей (6,5 месяцев) длилась эта невиданная в истории битва!

Сергей Орлов, поэт-фронтовик писал:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

12 июля 1942 г. по решению Ставки Верховного Главнокомандования был создан Сталинградский фронт. Командующим им был назначен Маршал СССР Тимошенко, а с августа 1942 г. – генерал-полковник Ерёменко.

С 14 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
День 17 июля 1942 г. стал ДНЕМ НАЧАЛА СТА ЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ. Это сражение обычно делится отечественными историками на оборонительный и наступательный этапы. Оборонительный этап – с 17 июля по 19 ноября 1942 г. С 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. – 2-ой, наступательный этап Сталинградской битвы.

Бои на улицах города

Центральным событием первого, оборонительного этапа, да и всей битвы, стала яростная борьба за обладание Сталинградом (до 1925 г. – Царицын). Участником этой кровопролитной схватки за обладание городом стало его население, насчитывавшее к тому времени более 900 тысяч жителей, причём, примерно половину горожан составляли беженцы из самых разных мест России, Украины, Прибалтики, в том числе 50 тысяч человек прибыло сюда из блокадного Ленинграда.

Сталинградская битва началась в большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду. Передовые части немецких войск вышли к реке Чир и вступили в бой с частями нашей 62-ой армии. Со стороны немцев были выдвинуты: 14 дивизий – 270 тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий, 500 танков, 1200 самолетов. Со стороны советских войск: 12 дивизий – 160 тыс. человек, 2200 орудий, 400 танков, и всего 454 самолета.

Атака морских пехотинцев при обороне Сталинграда

Первыми встретили врага Клетский, Суровикинский, Серафимовичский, Чернышковский районы нашей области . Около 3 недель длилось сражение на западном берегу Дона на линии Клетская - Суровикино – Суворовская . Молниеносная операция не удалась, бои приняли затяжной характер. Только создание двойного численного превосходства помогло противнику достичь успеха наши войска отступили за Дон. Если бы фашисты прорвались к Волге – это стало бы страшным, непоправимым ударом для всей нашей страны . Поэтому 28 июля 1942 г. вышел приказ Наркома обороны №227 с требованием: «Ни шагу назад!» Это был, пожалуй, самый суровый приказ за всю войну. В нем говорилось о полной мобилизации сил на отпор врагу.

К 20 августа 1942 г. немцам удалось форсировать Дон, а 23 августа немцы к 16.00 часам вырвались к Волге у северной окраины Сталинграда, в районе Латошинки. 23 августа 1942 г. стал самым страшным днем для наших бойцов и населения Сталинграда. Его называют «Днём Сталинградской катастрофы». Только недавно рассекретили информацию об этом дне. Если до этого дня город жил своей обычной жизнью – работали магазины, заводы, театры, кино, ходили трамваи, бегали по улицам ребятишки, играли в футбол и войну, то за несколько часов Сталинград был стерт с лица земли.

В 16 часов 18 минут, в ыполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной бомбардировке: сотни самолетов нанесли бомбовый удар огромной мощности, в течение дня было произведено 2000 самолето-вылетов врага . Бомбежка длилась без перерыва несколько дней.

Из воспоминаний очевидца : «Страшно было смотреть на то, что происходило. Сбрасывали не только мелкие осколочные бомбы, но и бомбы по половине и по тонне весом, так что земля взмывалась и ходила ходуном, как при землетрясении. Кроме бомб для устрашения немцы сбрасывали рельсы, железные тракторные колеса, бороны, листы котельного железа, бочки с отверстиями, и все это с диким воем, скрежетом и лязгом летело с неба в город. Немецкие самолеты, входя в пике, включали мощные сирены, и от этих адских звуков душа готова была выскочить из тела».

Город весь запылал: горели здания, нефтехранилища, плавился асфальт. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, всё было объято пламенем и горело – даже сама Волга. Командующий А. М. Еременко рассказывал : «Многое мне пришлось пережить и перевидеть на военных дорогах, но то, что я увидел 23 августа в Сталинграде - поразило меня».

Фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда, пытались ринуться на город, но мужественно отражали их атаки сталинградцы.

Из воспоминаний Героя Советского Союза генерала армии Лященко : «Никогда не забудется эпизод на зенитной батарее. Я на броневике ехал на оборонительный рубеж. Выехал на высотку, слышу стрельбу из орудий и передо мной открылась незабываемая картина. Группа фашистских танков (около 10) прорвалась и ринулась на зенитную батарею. Батарея открыла по ним огонь. Загорелся один, второй и третий вражеский танк. Фашисты остановились и повернули вспять. Я подъехал к этой батарее и поразился: весь состав батареи были девушки 18-20 лет и только один мужчина, старшина батареи».

Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Александр Родимцев так описывал те августовские дни: « Город напоминал кромешный ад. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо». Очевидцы свидетельствовали: «Вспыхнул Сталинград, вспыхнула Волга от горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь, выпрыгивали из окон. Корчились, обгорая, матери и младенцы в родильных домах. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях вспыхивала от нестерпимого жара» . Ожесточённые бои в самом городе продолжались более двух месяцев. В военной истории до Сталинграда не были известны столь упорные городские сражения . За каждый дом. За каждый этаж или подвал. За каждую стену.

Огонь и снег, пыль и свинцовый град

Не позабудет грозный Сталинград!

Впервые враг применил тактику ковровых бомбардировок города. С 28 августа по 14 сентября 1942 г. на Сталинград было сброшено 50 тысяч бомб весом от 50 до 1000 килограммов. На каждый квадратный километр Сталинградской земли приходилось до 5 тысяч бомб и осколков крупного калибра. Ни один город в мире не выдерживал такого огненного шквала.

С 25 августа 1942 г. в Сталинграде введено осадное положение. В условиях осады города был ускорен выпуск оружия для фронта (только в ночь с 23 на 24 августа было выпущено более 100 танков ). Развернулось строительство баррикад и противотанковых заграждений на улицах города. Трамваи ходили в городе до 23 августа, Сталинградская ГРЭС работала до 5 сентября 1942 г., пока немецкая авиация не разрушила станцию, на «Баррикадах» сборка орудий и минометов шла до 14 сентября 1942 г., пока не использовали весь запас деталей.

Немцы бомбили и бомбили город и переправы. В результате бомбежек нефть стекала в Волгу и горела на её поверхности. В таких вот условиях речники, моряки и работники тыла всего за 20 дней - с 24 августа по 14 сентября 1942 г. сумели переправить через Волгу до 300 тысяч человек и большое количество заводского оборудования (с той стороны переправляли продовольствие и оружие).

Музей-панорама "Сталинградская битва"

Варварские бомбардировки, танковые атаки не сломили сопротивление защитников Сталинграда. В сентябре 1942 г. фронт извилистой линией пролегал через улицы, площади и кварталы разрушенного города. На некоторых участках эта линия проходила всего в 30 – 50 метрах от Волги. Бои шли за каждую улицу, каждый дом, за каждый подвал.

В военной истории почти неизвестны столь упорные городские сражения. Город решено было удержать любой ценой. Приказ Сталина от 5 октября 1942 года гласил: «Сталинград не должен быть сдан противнику».

В обращении Сталинградского городского комитета обороны к жителям города говорилось: «Дорогие товарищи! Родные сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью».

Сталинградцы не могли остаться равнодушными. До 50 тысяч трудящихся вступили в народное ополчение. Большинство имело в руках лишь трехлинейки, но решимость уничтожить врага была непоколебимой.

«Заводы вошли в линию фронта, они под огнем, - пишет Евгений Кригер в рассказе «Огонь Сталинграда».- Никто не уходит, никто не тушит печей там, где они могут еще стоять. Работали по 24 часа под бомбежкой, и многие были ранены; завод нес потери, как фронт, и дрался, как фронт. Через сутки люди, стоявшие у станков, бросили на рубеж обороны 200 собранных, исправных пушек. Рабочие сами тащили их в бой. Не хватало орудийных расчетов, и бывшие мастера-оружейники вышли на огневые позиции и стреляли из собственных пушек. Бой идет в подвалах, на лестничных клетках, в оврагах, на высоких курганах, на крышах домов, во дворах – тесно войне в Сталинграде. Немцы гонят дивизию за дивизией; дивизии приходят и вымирают. А город стоит – в развалинах, в пепле – но живой! Стоит стеной на том берегу, и за ним – Волга…. Ни фортов, ни бетонных укрытий. Линия обороны проходит через пустыри и дворы, где хозяйки развешивали белье; через пустынную теперь площадь с выкорчеванным снарядами асфальтом; через заводскую территорию; через сад, где нынешним летом шептались на скамьях влюбленные. Город мира стал городом боя. Линия обороны проходит здесь через сердца».

13 сентября 1942 г. фашисты бросились на штурм Сталинграда всей мощью. Основной удар они нанесли в районе Мамаева кургана и Центрального рынка. Под угрозой захвата был весь Сталинград.

14 сентября 1942 г. берлинское радио даже объявило на весь мир о покорении Сталинграда, одного из двух городов – символов нации той поры, и о расчленении России на две половины. Немцы поспешили выдать желаемое за действительное. В самые последние мгновенья перед полной сдачей города в его приволжских развалинах появились батальоны 13-ой гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Александра Ильича Родимцева. Они в срочном порядке переправились с левого берега Волги на правый. Из 10 тысяч бойцов осталось около 6 тысяч, остальные утонули, были убиты. С ходу, вступая в бой, выбили врага из центра города и Мамаева кургана. Бои были жестокие, улицы и площади города стали местами сплошных боёв, которые не затихали до окончания битвы. Центральный вокзал города 13 раз в течение одной недели переходил то к нашим, то к врагам.

Мамаев курган (на военных картах высота 102,0) стал местом самых кровопролитных и ожесточенных боев в Сталинграде: на каждый квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 осколков. По словам поэта Р. Рождественского, металла в Кургане «больше, чем в знаменитой Магнитной горе!» Мамаев курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. В середине сентября 1942 года Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.

Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь… и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега.

Героизм защитников Сталинграда был массовым. Как отмечают историки, Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.

Так, 23 июня 1942 г. на высотке близ хутора Калмыков под Сталинградом, отражая атаку фашистов, Пётр Болото подбил 8 немецких танков . За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза – один из первых героев в Сталинградской битве.

В середине сентября 1942 года с оздалась угроза прорыва противника к Волге в районе площади имени 9 Января. Было принято решение превратить в опорные пункты 2 четырехэтажных дома, расположенных параллельно на площади, направив туда две группы бойцов. Одной группой командовал сержант Яков Павлов, другой – лейтенант Николай Заболотный. Обе группы выбили из домов немцев и закрепились там. В историю Сталинградского сражения эти пункты обороны вошли именно как «дом Павлова» и «дом Заболотного».

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени . Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

В дни Сталинградской битвы бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Зайцев проявил незаурядные способности снайпера . Только в уличных боях он довел свой личный счет до 240, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенингса – уничтожить Зайцева. Но вскоре он был застрелен известным советским снайпером.

Михаил Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

Известно, что более 20 экипажей летчиков – участников Сталинградской битвы – повторили подвиг Николая Гастелло .

История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой.

В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила Родионова . В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.

420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская . В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких - Гуля ) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат . Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

Война стала общим испытанием как для взрослого населения нашей страны, так и детей. Они рано повзрослели. Как и отцы, они защищали Родину.

Самым юным защитником города был Серёжа Алешков . Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

К ноябрю 1942 г. фашисты сровняли Сталинград с землёй. Но им не удалось сломить сопротивление сталинградцев. За три месяца , захватив часть сталинградской земли и установив на ней «новый порядок», нацисты успели повесить 108, расстрелять 1744, подвергнуть насилию и пыткам – 1593 советских патриота, угнать в Германию на принудительные работы десятки тысяч людей . Оккупанты не щадили никого. Ни старика. Ни женщину. Ни ребёнка. Убивали всех подряд.

Из 7 районов Сталинграда немцы захватили шесть (кроме Кировского района) . Они проводили репрессии против евреев, коммунистов, партизан. Из 900 тысяч жителей к началу битвы к концу её осталось 7 тысяч (по материалам документального фильма «Непобежденные).

«Выстоять и победить!» - эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни.

Всё то, что вы в окопах защищали

Иль возвращали, кинувшись в прорыв,

Беречь и защищать нам завещали,

Единственные жизни положив.

Каких имён нет на могильных плитах,

Их всех племён составили сыны.

Их миллионы — незабытых,

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Их миллионы — незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Именно во время тяжелых отступлений и обороны у советского руководства появился неожиданный замысел – ударить с флангов по немецкому «клину», наступающему на Сталинград. Там находились войска немецких союзников – итальянцы, румыны, венгры, которые были слабее вооружены, да и моральный дух их был не столь высок, как у немцев.

13 ноября 1942 г. был рассмотрен и утвержден план контрнаступательной операции Красной Армии под кодовым названием «Уран», которая разрабатывалась под руководством Маршала Г.К. Жукова. В течение двух месяцев под Сталинград в глубочайшей тайне перебрасывались огромные массы советских войск и техники.

19 ноября 1942 г. началось контрнаступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. На пятый день наступления, в результате напряжённых боев уже 23 ноября советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех! В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью около 300 тыс. человек. Шли жестокие бои. Немцы хотели освободить своих из кольца окружения. Но наши войска, несмотря на лютый мороз и пургу, упорно и стремительно уничтожали врага с земли и с воздуха. Из радиограммы Гитлера в штаб 6-й армии: «Войска 6-й армии, окружённые в Сталинграде, впредь будут именоваться войсками крепости Сталинград». Гитлер вновь и вновь подтверждал приказ удерживать Сталинград — любой ценой. От этого зависела, на его взгляд, судьба всего Восточного фронта .

Из донесения Паулюса Манштейну: «Резервов нет и создавать их не из чего. Большие потери и плохое снабжение, а также морозы в значительной мере снизили боеспособность войск. Если атаки противника будут продолжаться с той же силой ещё несколько дней, удержать укреплённую линию окажется невозможным».

Из писем немецких солдат:

«Дорогие родители! Сейчас канун Нового года, я думаю о доме, и у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно... Голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. День и ночь нас бомбят советские лёт¬чики, и артиллерийский огонь почти не прекращается. Если в ближайшее время не совершится чуда, я здесь погибну.

Иногда я молюсь, иногда проклинаю судьбу. При этом всё мне представляется бессмысленным и не¬лепым. Когда и как придет избавление? Как может вынести такое человек? Или все эти страдания — на¬казание Божье?

«...Сижу теперь здесь неумытый и небритый, как чушка...Ваш Нис».«В каком дрянном положении мы находимся здесь, в крепости Сталинград. Увидев меня, очень бы удивились моей внешности, я так похудел, что стал похож на полуголодную собаку. Силы, которые я когда-то имел, исчезли. Если пробежишь метра 3—4, то спотыкаешься о каждый маленький камень, вряд ли вы меня узнали бы. Внутри я ещё остался старый Родрих. Изменился лишь внешне. И это, в конце концов, объяснимо: 20 граммов хлеба, 37 граммов мяса и 50 граммов сливочного масла — таков наш рацион на день».

10 января после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Донского фронта перешли в наступление. Началась операция «Кольцо». Нашим войскам предстояло рассечь окружённую группировку противника на части, а затем уничтожить их.

Из воспоминаний солдата Валерия Лялина: «В конце января 1943 года, находясь в безвыходном положении от голода, морозов и отсутствия боеприпасов, подвергаясь постоянным артобстрелам и бомбежкам, немцы стали сдаваться в плен тысячами. А 31-го января в плен был взят весь штаб Шестой германской армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Я стоял на Мамаевом кургане, смотрел на разрушенный и сгоревший город и думал: «Поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» А внизу, к Волге, куда они так стремились, конвоиры вели сотни тысяч немецких пленных. На них было жутко смотреть: так они в лютый мороз были плохо одеты, оборваны, истощены и обморожены». . Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом.

«Советская стратегия оказалась выше нашей...Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». (Фридрих Паулюс, немецкий фельдмаршал ).

От разгрома под Сталинградом фашисты уже не оправились. Их общие потери убитыми, ранеными и пленными составили около 1,5 млн. человек, в связи с чем в Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям: Мифу о непобедимости Германии пришел конец. Но и Сталинграду победа досталась дорогой ценой. Страшную картину представлял он после битвы. На 40 километров простирались руины. Смерч войны уничтожил 90% жилого фонда. Не сохранилось ни одного из 126 предприятий. Невосполнимы людские потери.

Наши солдаты, освободив Сталинград, разбили 2 немецкие, 2 румынские, 1 итальянскую армии; взяли в плен 113 тысяч солдат и офицеров, 24 фашистских генерала.

Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

31 января В Чернореченской школе прошла вахта памяти «Самая главная высота», посвященная Сталинградской битве. В ней участвовали учащиеся 8 – 11 классов, преподаватели, работники сельской библиотеки. В слове преподавателя прозвучала информация о значении этого грандиозного сражения, учащиеся 9 – 10 классов подготовили устный журнал «Исторический репортаж» о ходе Сталинградской битвы, библиотекари – презентацию «Сибиряки в Сталинградской битве». Приняли участие 10 человек — учащихся, 6 педагогов, 1 человек из комитета по делам молодежи. В зале было 70 зрителей.

1 февраля Урок истории «Сталинград. 200 героических дней и ночей» для учащихся 6-8 классов проведен библиотекарем Елбашинской сельской библиотеки. В проведении приняли участие 4 школьника, 2 педагога. Присутствовало 14 зрителей.

1 февраля в библиотеке п. Керамкомбинат прошла книжная презентация «К истории через литературу». Библиотекарь познакомила читателей с выставкой книг «В огненном пекле», провела обзор по журналу «Родина» (№1. — 2013), посвященный Сталинградской битве. Цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы дать читателям информацию о книгах, имеющихся в фонде библиотеки, о том, как видят Сталинградскую битву её авторы. Обслужено 15 читателей.

1 февраля Ведущий библиотекарь Лебедевской сельской библиотеки В. Я. Куфельт провела в 5- х классах исторический час «200 огненных дней и ночей», посвященный 70 – летию Сталинградской битвы. На фоне кадров кинохроники в беседе «Обжигал смертельный огонь» ребята узнали об участии жителя села Лебедевка М. И. Фомичева в боях за Сталинград. Его фотографии, публикации в местной печати дополнили информацию о событиях Великой Отечественной войны, а тот факт, что в них принимал участие земляк, который совсем недавно жил с ребятами в одном селе, позволил ближе прочувствовать все беды и тяготы войны, и гордость за нашу победу. Присутствовало 28 человек. В организации и проведении мероприятия помогал 1 педагог.

«И мы выстояли! На рассвете 19 ноября 1942 года огненная буря обрушилась на вражеские позиции. Весь передний край противника потонул в разрывах снарядов и мин. Наши грозные «Катюши» учинили расплату за все наши обиды и страдания, ее смертоносные снаряды летели словно метеоры — вестники грозного суда над фашизмом… Началось наступление советских войск. Победа нам досталась очень дорогой ценой, от Волги да берегов Дуная мы свое боевое знамя, овеянное славой, с честью пронесли по трудным дорогам войны…», — писал ветеран Великой Отечественной войны Михаил Иванович Фомичев в публикации «У волжской твердыни» в газете «Знамя коммунизма», № 31 за 1983 год.

1 февраля Библиотекарь Линевской детской библиотеки О. Н. Крутикова провела для учащихся 8 класса литературно – музыкальную композицию «Вспомним подвиг Сталинграда». Присутствовало 22 человека.

2 февраля Библиотекарь Маякской сельской библиотеки с учащимися 9 класса провела урок мужества «Поклон земле суровой и прекрасной», посвященный мужеству советских воинов в крупнейшей сухопутной битве в ходе Второй мировой войны — Сталинградской, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий. В подготовке и проведении урока мужества принимала участие преподаватель литературы. Присутствовало 10 человек.

5 февраля В Легостаевской сельской библиотеке проведен урок мужества «Не ради славы и наград мы защищали Сталинград» для учащихся 9 – 11 классов. Присутствовало 25 человек.

14 февраля Библиотекарь Новолоктевской сельской библиотеки Е. Г. Пикула и школьный библиотекарь В. И. Повисьмо провели урок мужества, посвященный пионерам – героям, участникам Сталинградской битвы. В проведении мероприятия принимали участие 15 школьников, учеников 8 класса, 3 педагога. Ребята читали стихи о мужестве своих сверстников в годы Великой Отечественной войны. В зале присутствовало 15 зрителей.

Оксана Бочкова

онспект НОД "Сталинградской битве посвящается "

Образовательная деятельность : (Познание.)

Интеграция образовательных областей : (Познание, Музыка, Коммуникация. Социализация.)

Тип : познавательно-исследовательское.

Вид : интегрированный.

Возраст детей : 6 лет.

Формы организованной деятельности : (познавательная, коммуникативная)

Формы организации : (групповая) .

Задачи :

образовательные : формировать у детей знания об основных событиях войны – Сталинградской битве ;

развивающие : развитие у детей гражданственности и патриотизма как важнейших качеств;

воспитательные : воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.

Предварительная работа : разучивание с детьми стихов, песен, танцев; рассматривание иллюстраций на тему «Сталинградская битва » .

Оборудование и материалы : мультимедийный проектор, экран, слайд шоу, запись песен : «День Победы»

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Звучит песня «День Победы»

Каждый год 9 мая мы отмечаем один из самых великих праздников. Что это за праздник? (День Победы) Вот уже 72 года прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война.

Вы знаете, с кем воевала наша страна? (с немцами; с фашистами) . Враг пытался захватить самые большие и главные города : Ленинград, Москву. Среди этих городов был Сталинград .

Сталинград – большой город на правом берегу Волги. А вы знаете, как сейчас называется Сталинград ? (Сейчас этот город называют Волгоградом, а во время ВОВ его называли Сталинградом .)

2. Основная часть.

Беседа о Сталинградской битве .

1-й ребенок читает стихотворение :

Я вижу город Сталинград в 42-м году

Горит земля, горит вода.

Металл кипит в аду.

Закрыто небо голубое, и солнце не видать.

Окутан город в черный дым, и тяжело дышать.

В конце августа 1942 г. в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота.

Над городом, словно хищные птицы, несущие смерть, кружили немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали на городские кварталы тысячи бомб. Языки пламени охватили город. Так началось наступление на Сталинград немецкой орды . Но взять город с ходу фашистам не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона.

Жителей стали эвакуировать на левый берег Волги. Всего было перевезено больше 300 тысяч человек.

В сентябре враги начали штурм Сталинграда . Город постепенно превращался в груду развалин.

Русские бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Здесь столкнулись не просто две враждебные армии, а два противоборствующих мира. Сталинград стал символом решающей схватки нашего Отечества с фашистскими захватчиками.

Сколь упорно Гитлер стремился захватить Сталинград , столь же настойчивым было желание советских воинов отстоять его. Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней гранаты, до последнего вздоха, до последней капли крови! Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слона : «Ни шагу назад!»

Битва за Сталинград

Пламенем город объят,

Рвутся бомбы и мины.

Город лежит в руинах.

Но не сдастся солдат -

Бьется за Сталинград !

Бьется за каждый шаг,

Бьется за каждый дом,

Стоны! кровь кругом,

Будь же ты проклят, враг!

В Сталинграде есть дом , получивший название дома Павлова. Многие сотни красноармейцев пали в боях, защищая его. Дом не сдался врагам, устоял, хоть и остались от него лишь обугленные стены. А домом Павлова его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего дом до конца. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда. Его не стали восстанавливать . Он, как и в годы войны, зияет черными проемами окнами, его стены изрешечены нулями, разрушены снарядами.

Этот дом хранит память о страшной войне!

В сентябре 1942 г. особенно ожесточенные бои шли в районе Мамаева кургана.

Нас, потомков, потрясает мужество бойцов, сражавшихся в чудовищном хаосе огня, столбов черного ядовитого дыма, раскаленного металла!

После победного окончания Великой Отечественной войны подвиги наших воинов-героев, сражавшихся па Мамаевом кургане и отдавших свои жизни за Родину, были увековечены в камне и бронзе. Площадь героев украшают скульптурные композиции, рассказывающие о подвигах воинов, а также самых ярких эпизодах Сталинградской битвы .

2-й ребенок читает стихотворение :

На Мамаевом кургане возвышается гора,

А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.

Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!

Все они легли на поле под родною стороной.

3-й ребенок читает стихотворение :

Мамаев курган посещая,

Прочтем имена тех бойцов,

Что нас от беды защищали

И вспомним погибших отцов.

Песня «Над могилой в тихом парке»

Есть на Волгоградской земле и Солдатское поле. Этот мемориал находится в 20 км от Волгограда. На поле - бронзовая фигура девочки с васильками в руке - олицетворение спасенного детства. У ее ног - солдатское письмо-треугольник. На нем выбит текст письма, которое много лет назад отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков.

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе, идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, а здесь растет цветок. И вдруг очередной взрыв. Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки.

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.»

Несколько месяцев шли бои за Сталинград , но город остался непокоренным .

Битва за Сталинград завершилась грандиозным успехом Красной Армии. Были разгромлены 32 немецких дивизий. Общие потери противника составили 800 тыс. человек, 2 тысячи танков, 10 тыс. минометов и 3 тысячи самолетов.

В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись пашей страны. Одна из них - Сталинградская битва , длившаяся 200 дней и ночей (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.) .

4-й ребенок читает стихотворение :

Спасибо всем, кто жизнь отдал

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

5-й ребенок читает стихотворение :

Мир и дружба всем нужны.

Мир важней всего на свете.

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

Песня «Пусть всегда будет солнце»

4. Подведение итога

Ребята, я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового о Сталинградской битве , о том как сражались наши воины за Родину.

Как назывался во время ВОВ город Волгоград? (Сталинград )

Как называлась битва , за освобождение города? (Сталинградская битва )

Сколько дней длилась Сталинградская битва ? (200 дней)

Кто победил в сражении за Сталинград ? (Советские войска)

Какой монумент возвели на Мамаевом кургане? («Родина-мать» )



МКУК «Библиотечная система» МО Ейский район, библиотекарь Охрименко Ирина Ивановна

Ведущий. Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летопись страны. Одна из них - Сталинградская битва , продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Битва, подобной которой не знала история войн. Сегодня день памяти и скорби, мужества и героизма русского народа, одержавшего Великую Победу в битве под Сталинградом.

Чтец 1.
Перекрёсток

На самом шумном перекрёстке,
у входа в город Сталинград,
стоят каштаны и берёзки
и ели стройные стоят.

Как ни ищи – ты их не встретишь
в лесах заволжской стороны,
и, говорят, деревья эти
издалека принесены.

А было так: война когда-то
была на волжском берегу.
На перекрёстке три солдата
сидели рядом на снегу.

Стоял январь. И ветер хлёсткий
позёмку в кольца завивал.
Горел костер на перекрёстке –
солдатам руки согревал.

Что будет бой – солдаты знали.
И перед боем с полчаса
они, наверно, вспоминали
свои далекие леса.

Потом был бой... И три солдата
навек остались на снегу.
Но перекрёсток Сталинграда
они не отдали врагу.

И вот теперь на перекрёстке,
на месте гибели солдат,
стоят каштаны и берёзки,
и ели стройные стоят.

Шумят нездешними листами,
дождём умытые с утра,
и обжигают нашу память
огнём солдатского костра.

(М. Агашина)

Клип песни «Сталинград» (А. Вилена)

Ведущий. События Сталинградской битвы отходят всё дальше в историю. Но никогда не сотрутся из памяти события тех грозных лет.

Чтец 2
Сталинград

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
(С. Орлов)

Ведущий. Величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года.
Ни одна из мировых битв по масштабам, ожесточённости и своему значению не может сравниться с ней. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров, продолжалась 200 дней и ночей (6,5 месяцев). С обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов, до 26 тысяч орудий.
В городе было сожжено и разрушено девяносто восемь процентов зданий.
Сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм. «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет». На стене одного из разрушенных домов сохранилась надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной».

Чтец 3.
Защитник Сталинграда

В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”

Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.

Что ему пламя гиены, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал –
Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.

Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
А. Сурков)

Ведущий. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую.
Фашистские войска потеряли убитыми, раненными, пленными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения. Только в боях за «Дом Павлова» (58 дней) гитлеровские войска понесли значительно больше потерь, чем при взятии некоторых европейских столиц!
В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
За боевые подвиги в Сталинградской битве 125 советских воинов стали Героями Советского Союза.
Сталинграду было присвоено звание города-героя.

Видеоролик «Сталинград. Беспримерный подвиг»

Ведущий. Победа под Сталинградом стала крупнейшим событием Второй мировой войны. Она положила начало перелому в ходе боевых действий. С нее началась наша Победа.

Чтец 4
Сталинградская тишина

Последний залп. И после дней бессонных
дождались мы невиданного сна.
И наконец-то с третьим эшелоном
сюда пришла сплошная тишина.
Она лежит, неслыханно большая,
на гильзах и на битых кирпичах,
таким сердцебиеньем оглушая,
что с ходу засыпаешь, сгоряча.
И сталинградец в эту ночь впервые
снял сапоги и расстегнул ремни.
Не всех убитых погребли живые,
но в очагах затеплились огни.
И пусть кружатся “юнкерсы” над нами,
Испуганно разглядывая флаг.
Спим без сапог. Пудовыми кусками
прилип к ним рыжеватый известняк.
– ...А у тебя зеленые глаза,
такие же, как у моей зазнобы, –
приятель мне задумчиво сказал.
Раскинув руки, мы уснули оба.
(Семен Гудзенко)

Ведущий. Земля Сталинграда... Обугленная пожарищами, иссеченная металлом, обильно политая кровью. Казалось, никто не воскресит её. С каждого квадратного метра земли Мамаева кургана было собрано до 1250 осколков мин, снарядов, гранат. Они покрывали землю настолько густо, что несколько лет на кургане не росла даже трава.
Зловещих следов войны почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.

Чтец 5.
Второе февраля

В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.

И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
(М. Агашина)

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня.
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, -
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй -
Поклонимся за тот великий бой.

Мы помним, мы благодарны людям, которые отдали свои жизни за чистое небо над головой,
мы благодарны всем тем, кто подарил нам мир на земле ценой своей жизни.

ВИКТОРИНА «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17.07.1942 г.)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (02. 02.1943 г.)
3. Назовите самый страшный для города день, когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов. (23.08.42 г.)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней.)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели.)
6. Какие полки защищали Сталинград в районе Мамаева кургана? (Таращанский, Богунский.)
7. Где находится место, которое защитники Сталинграда называли «главной высотой»? (Мамаев курган.)
8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра.)
9. Какой подвиг совершил Паникаха? (06. 09. 1942 г. Михаил Паникаха, будучи охваченный огнем, остановил вражеский танк.)
10. Чем известен Дом Павлова? (10. 10. 1942 г. этот дом захватил и отстоял гвардии ст. сержант Я. Ф. Павлов вместе с группой бойцов-пулеметчиков, отразив 40 контратак противника.)
11. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19. 11. 1942 г.)
12. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Генерал-полковник Паулюс; 31 января 1943 г. массовая сдача в плен.)
13. Какие улицы нашего района названы именами защитников Сталинграда?
14. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда в нашем городе. (Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва».)
15. Какое здание осталось невосстановленным со времен Сталинградской битвы? Для чего это сделано? (Здание мельницы - в память о подвиге защитников Сталинграда.)
16. Значение Сталинградской битвы. (Коренной перелом в войне.)
17. Чем награжден город за эту битву? (Орден Ленина, Золотая Звезда Героя.)>

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года , положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных форм организации музейной деятельности и проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных форм воспитательных технологий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за победу Советского народа в Великой Отечественной войне, для внедрения их в практику организации музейной деятельности, а также знакомство с историей героических подвигов в Сталинградской битве.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют формы проведения мероприятий патриотической направленности при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

2 февраля – День воинской славы России, день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Она продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории и имела колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942–1943 годах решались дальнейшая судьба нашей страны.

Среди планируемых мероприятий 2017–2018 учебного года Департамент образования города Москвы обозначил 3 основных проекта в области гражданско-патриотического воспитания и музейной педагогики. Один из них – Городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Этот Фестиваль представляет собой комплексную системную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Сроки и этапы проведения конкурсных мероприятий Фестиваля даны в Положении о Фестивале . Участники конкурсных мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых конкурсных этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий, в состав которых входят: уроки мужества, тематические и фотовыставки, музейно-патронатные акции, кинолекторий, интернет-киновикторина и другие мероприятия.

Все мероприятия III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» посвящены Сталинградской битве, которая по размаху и напряженности боевых действий превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск, показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом.

Задачи всех мероприятий III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» :

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с историческими документами, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, посвящённый Сталинградской битве.

На основании положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям музеев образовательных организаций рекомендуется:

1. Организовать подготовку и проведение в образовательных организациях Уроков мужества, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы. Вниманию педагогов на сайте Городского методического центра предлагаются методические материалы для проведения таких тематических занятий, как: «Священная память героям Сталинграда», «Сталинградская битва. Ни шагу назад!», «Герои Сталинграда». Все методические материалы носят рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

2. Организовать в образовательных организациях кинолекторий, в который включить фильмы о Сталинградской битве. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Каждый школьник должен знать, что Сталинградская битва послужила переломным моментом в ходе той кровопролитной войны, и посмотреть фильм «Сталинград» 1989 года. Великий режиссёр Юрий Озеров решил снять фильм про Сталинград к 45-й годовщине Сталинградской битвы. Именно в этом «Сталинграде» отлично передана атмосфера сражения, всё сделано «по-озеровски» масштабно, драматично и впечатляюще. В фильме есть все знаменитые герои Сталинградской битвы: Ворошилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев и многие другие.

Школьникам Москвы в рамках кинолектория могут быть предложены следующие фильмы:

  • «Сталинград» (1989);
  • «Они сражались за Родину» (1975);
  • «Горячий снег» (1972);
  • «Четвёртая высота» (1978).

Можно смотреть и другие фильмы о Сталинградской битве, но в интернет-викторине будут вопросы именно по этим фильмам. Вот уже несколько лет активисты школьных музеев проводят кинолекторий и участвуют в интернет-киновикторине по просмотренным кинофильмам.

3. Способствовать проведению патриотических акций в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Школьники могут посетить ветеранов Великой Отечественной войны, подарить им подарки, открытки, оказать посильную помощь. Проведение ежегодных традиционных дел и акций активистами музеев развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, всё это – гражданские поступки. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т. е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности, – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

4. Подготовить тематические выставки-экспозиции, которые раскрывают тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражают основные события Сталинградской битвы. Оригинальность и уникальность работы каждого школьного музея заключается в наличии разнообразного материала (газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны). Посещение музея даёт школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезённая с мест боев, – всё это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.

Одним из важнейших факторов победы в Сталинградской битве является героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили небывалую стойкость в обороне и решительность в наступлении. Чувство ответственности за волжскую твердыню рождало целые подразделения, части и соединения героев. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой. 103 человека были удостоены звания «Герой Советского Союза». Их подвиги навечно останутся в сердцах многих народов. Они навсегда будут являться символом бесстрашия, мужества и самопожертвования во имя Отчизны.

5. Обобщить опыт педагогов в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности в виде мастер-классов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Исключительно велико значение Сталинградской битвы в наше время. Подвиг Сталинграда учит нас решительности, твёрдости, необходимости высокого профессионализма, а главное, единству в отстаивании интересов России. Подвиг сталинградцев, воспоминания живых участников этой битвы имеют огромное значение для патриотического воспитания нашего общества, детей, молодёжи, российских воинов. Необходимо донести до нынешнего поколения всеми имеющимися способами всё величие героизма наших воинов, всех советских людей, победивших в Сталинградской битве. Сталинград навсегда останется символом величия нашей Родины, героизма нашего народа и его Вооружённых сил. Он будет постоянно звать нынешние и грядущие поколения к самоотверженному служению своему Отечеству.

По итогам проведения воспитательных мероприятий каждый педагог может прикрепить ссылку о проведённом мероприятии на странице III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» на сайте .

Алгоритм участия педагогов в Фестивале:

  1. Выбрать форму проведения мероприятия.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз или пост-релиз (видеоролик или фотоотчёт) о проведённых мероприятиях с указанием этапа Фестиваля.
  3. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе .

По итогам III этапа все организаторы воспитательных мероприятий в образовательных организациях получат электронные сертификаты участников (победителей и призёров) Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Надеемся, что воспитательный эффект от проведения всех этих мероприятий, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы, планируемых в образовательных организациях города Москвы, позволит каждому московскому школьнику произнести эти слова:

«В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Её я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было».

Ведь именно в этих стихах есть слова гордости за нашу Победу под Сталинградом, её огромное историческое значение. Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой формирования будущего России.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...