Внешние предпосылки петровских реформ. Исторические условия и предпосылки петровских реформ



XVII век - время учёбы России у Западной Европы «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» в моде иностранные языки, танцы, одежда голландцы строят заводы и корабли не удалось вернуть побережье Финского залива, прекратить набеги крымчаков нужны реформы


Реформы Федора Алексеевича (): Отмена местничества 1682 год; Увеличение полков «нового строя»; Усиление власть воевод на местах; Упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга.


Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.




Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (около, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2-й половине 17 в. Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 1622 на военной службе в Пскове, с начала 40-х гг. привлечён к дипломатической службе. Во время русско-шведской войны участвовал в штурме Витебска, походе на Динабург, руководил штурмом Дриссы. В 1656 подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 вёл успешные переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия


Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около сентября 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник- миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.хорв сентября1683 хорватскийбогословфилософписатель лингвистполиглотисторикэтнограф публицистэнциклопедистунию католической и православной церквей Прибыл в Москву в В 1661 году был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провёл 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.Москву годууниатовТобольскАлексея Михайловича1676 года









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

  • Реформа, регулярная армия, регентство
  • Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.

Основныедаты и события: 1672 г. - рождение Петра I; 1682- 1689 гг. - правление царевны Софьи; 1689-1725 гг. - царст­вование Петра I.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; Федор Алексеевич; Петр I; Софья Алексеевна; Иван Алексеевич; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Ф. Я. Лефорт.

План ответа: 1) усиление иностранного влияния на Россию в XVII в., С. Полоцкий; 2) реформы А. Л. Ордин-Нащокина; 3) реформаторские проекты В. В. Голицына; 4) детство Пет­ра; 5) двоецарствие, царевна Софья; 6) начало царствования Петра.

Материал к ответу: Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влия­ния не только на формирование ее внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны. Осо­бое значение для усиления западного влияния имело пребы­вание поляков в России в 1605-1612 годах. Польской шлях­той было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века значительно подорвали веру москов­ских правителей в правильность и эффективность отечествен­ного государственного устройства. С воцарением династии Ро­мановых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов (прежде всего по военному делу). На окраине Москвы появилась Немец­кая слобода - Кукуй (немцами называли тогда всех евро­пейцев). В середине века слобода состояла уже из 200 дво­ров, в которых проживало до 1500 человек, три четверти из них составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии во­евали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Ми­хайловиче был составлен по западным образцам первый в русской армии воинский устав. Голландские мастера участ­вовали в создании пушечного завода в Москве и первого рус­ского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. В моду вошли западноевропейская одежда, танцы (мазурка), иностранные языки.



Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России, XVII века. Во главе внешнеполитического ведомства (Посольского приказа) он выступил за расшире­ние экономических и культурных связей России со странами Западной Европы и Востока. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу против Швеции, за выход России к Балтийскому морю.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во мно­гом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких подков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало посте­пенный переход к постоянной армии. Ордин-Нащокин по­пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он от­менил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Ново­торговом уставе 1667 г.), основал ряд новых мануфактур. Стала выпускаться пер­вая русская рукописная газета «Куранты», выходившая в един­ственном экземпляре и содержавшая обзор зарубежных собы­тий. Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опа­ле, после чего постригся в монахи.

Князь В. В. Голицын (1643-1714) был фактическим прави­телем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-ла­тинское училище (позже - академия). Он был последователь­ным сторонником курса Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути князь считал утвердившееся крепостное право и пред­лагал освободить крестьян от власти помещиков. Все это должно было способство­вать хозяйственному процветанию народа, а значит и госу­дарства. Организованные и проведенные под руководством Го­лицына крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией за­падного образца. В отличие от Ордина-Нащокина, он предла­гал создать наемную армию.

Таким образом, к концу XVII в. представителями власти в России была осознана необходимость реформ с использо­ванием европейского опыта. Программа этих преобразова­ний, сформированная в общих чертах, определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую ис­торию в наступавшем XVIII столетии.

Реформы Петра I

Основные даты и события: 1700-1721 гг. - Северная война; 1711 г. - образование Сената; 1714 г. - указ о единонасле­дии; 1722 г. - Табель о рангах; 1708 г. - губернская реформа; 1720 г. - городская реформа.

Исторические деятели: Петр I; А. Д. Меншиков; Феофан Прокопович; П. И. Ягужинский.

Основные термины и понятия: реформы; Великое посольство; «потешные полки»; рекрутская система.

План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) влияние Северной войны на реформирование страны; 3) военная реформа; 4) ре­форма центрального управления; 5) реформа местного управ­ления; 6) реформа церковного управления; 7) указ о единонас­ледии; 8) значение петровских реформ.

Материал к ответу: Реформы петровской эпохи были подготовле­ны всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения ко­торых зависело будущее страны.

Большое влияние на направленность и характер реформ оказала Северная война. Поражение русских войск под Нар­вой заставило Петра принять меры по реорганизации армии. Основой новой армии стали «потешные» полки - Семенов­ский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 г., накануне Северной войны. Армия ста­ла регулярной и формировалась на основе рекрутских набо­ров. Служба была пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил фор­мирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо прежних 40 тыс. армия России насчитывала 113 тыс. хорошо воору­женных и оснащенных воинов.

Не менее важно было создать военную экономику. В 1701- 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми бы­ли построены первые в стране крупные металлургические за­воды, дававшие для нужд армии железо, чугун, пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по производству пороха, стрелкового оружия, сукна для армии.

Для обучения офицеров были открыты математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы; для подготовки унтер-офицеров - 50 гарнизонных школ. Многие дворяне бы­ли направлены на обучение военному делу за границу. По ме­ре их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов. В 1716 г. царь Петр принял «Устав во­инский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставле­ний. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для офицеров и матросов флота.

Особое внимание Петр уделял строительству военно-мор­ского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Общее число построенных за время цар­ствования Петра I кораблей составило около 900. В результа­те военных реформ, проведенных в условиях непрекращав­шейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

Наметившаяся еще в XVII в. тенденция к централизации власти усилилась в условиях Северной войны. В ходе рефор­мы центрального управления в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, переименованной в 1708 г. в «консилию министров». Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, который стал высшими правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил девять человек из представителей родовой знати (включая бывших членов Боярской думы) и своих выдвиженцев. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 г. назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718-1720 гг. упразднила приказы и ввела колле­гии. Первоначально их было одиннадцать. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой; Воинская коллегия сухопутной армией; Адмиралтейств-коллегия - морским флотом; Юстиц-коллегия - гражданским и уголовным судом; Берг-коллегия - горнозаводской промышленностью; Ману­фактур-коллегия - мануфактурной промышленностью. В от­личие от приказов, решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

В 1714 г. Петр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и новой (дворянской) аристократией. В 1722 г. царь принял «Табель о рангах», в которой стиралась грань и в служебном положении старой и новой аристокра­тии. Согласно закону служба делилась на гражданскую и во­енную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. В гражданской службе - от коллежского регистратора до канцлера. В армии - от прапорщика до генерал-фельдмарша­ла. На флоте - от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи его по наследству. За свою службу чинов­ники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Была проведена областная реформа. В 1708 г. для усиления местного аппарата власти и повышения его роли в управлении страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже - Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Дрхангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губерна­торы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии делились на уезды. В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с во­еводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губерна­торов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) бы­ла создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял цар­ский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. Скоропадского новые выборы были запрещены, впервые гетман был назначен царским указом.

Большое значение имела реформа городского управления. С ростом городов росла и численность городского населения. К концу царствования Петра она составляла 350 тыс. человек. Основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, кроме того, появились первые мануфактурные рабочие, значительно возросла численность купцов и торгов­цев. Еще в начале своего царствования Петр на западный ма­нер учредил в Москве Бурмистерскую палату, а в других горо­дах - выборные должности бурмистров. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регу­лярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесе­ны богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, ап­текари, художники), ко второй - ремесленники и торговцы. «Регулярные горожане» пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и расширяла в них социальную опору самодержавия.

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. После окончания Северной войны он вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами было передано Святейшему Правительствующему Синоду. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утверждались царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор - гражданский чинов­ник, назначаемый царем. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

«Дело царевича Алексея» заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г.; был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых подданных российского императора возможности участвовать в управлении страной.

На рубеже XVII-XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири) и имея существенный запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявлялось и в неразвитости капиталистических отношений (о чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных), и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых (что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них), и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Постоянно приходилось "оглядываться" на Восток, поэтому страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ (схема 106). В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672-1725).

Схема 106

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении "извести" его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, "потешные" полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695-1696 гг. и заграничное путешествие 1697-1698 гг.).

Северная война и военные реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война 1700-1721 гг. России для развития внешней торгов ли был крайне необходим выход в Балтийское море. Петр решился на войну против Швеции, заключив так называемый Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король Карл XII, молодой и энергичный полководец, после нарвской победы оказался перед выбором: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую армию, гораздо более боеспособную, чем русская, либо выступить против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Он выбрал второй путь и "увяз" довольно надолго в Польше. Только в 1706 г. Карл XII смог принудить Августа II к миру и выходу из союза с Россией (табл. 11).

Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований.

Поместная система как основной вид обеспечения воинского труда к тому времени утратила свое значение. Поэтому Петр начал принимать меры для формирования регулярной армии. Поводом для этого послужил роспуск стрелецких полков в 1699 г. после подавления бунта.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих ("волонтеров") в "вольницу", кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор "даточных", т.е. крестьян, которых был обязан поставить помещик в соответствии с установленными пропорциями.

В 1705 г. правительство Петра предприняло следующий шаг: был прекращен прием в "вольницу" и объявлен набор в так называемые "рекруты" непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874 г.

Причина устойчивости рекрутской системы заключалась в том, что она полностью соответствовала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной медали. Всего с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот (схема 107).

Появились также новые воинские уставы. На смену "Учению и хитрости ратного строя", действовавшему при царе Алексее Михайловиче, пришли петровские "Устав воинский", "Строевое положение", "Учреждение к бою". Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Таблица 11

Северная война (1700-1721)

Причины войны:

ü имперская политика Швеции и стремление к господству на Балтике;

ü необходимость для России получения выхода в Европу через Балтийское море и прибалтийских территорий;

ü геополитические противоречия Швеции с другими европейскими державами

Основные

Ход военных действий

Нападение Швеции на Данию и вывод ее из войны и Северного союза.

Поражение русской армии под Нарвой (1700)

Польский (1701-1706)

Военные действия Швеции в Европе на территории Саксонии и Польши.

Поражение саксонского курфюста Августа II, отказ от польской короны и выход из Северного союза

Развертывание боевых действий в России после возврата шведской армии из Восточной Европы. Победы русской армии:

  • – у дер. Лесной (сентябрь 1708 г.);
  • – под Полтавой (27 июня 1709 г.).

Отступление остатков шведской армии во главе с королем Карлом XII в турецкие владения

Турецкий

Турецкий поход русской армии во главе с Петром I (1710-1711). Поражение России.

Возобновление военных действий в Прибалтике. Захват русскими войсками Риги, Выборга и Ревеля (1710).

Перенос военных действий на территорию Скандинавии и акваторию Балтийского моря

Норвежско-шведский

Победы русского флота у м. Гангут (1714) и о. Гренгам (1720).

Основные условия мирного договора:

ü Россия получила территории Прибалтики (Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию), часть Карелии и выход в Балтийское море;

ü Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию


Схема 107

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Он продолжил дело отца – царя Алексея Михайловича, при котором в Демидове на Оке был спущен первый русский корабль "Орел". Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг. Здесь после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г., когда Петр I на галере "Принципиум" отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Проводимые военные реформы очень быстро дали положительные результаты: с конца 1701 г. русская армия стала одерживать победы в сражениях со шведами. В 1702 г. Петр штурмом овладел крепостью Орешек, переименовав ее в г. Шлиссельбург.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, а в следующем году русские овладели Нарвой и Дерптом (Юрьев).

Тем временем армия Карла XII вернулась в Россию. Боевые действия продолжились на Украине, но уже неудачно для шведов. 28 сентября 1708 г. отряд под командованием Петра I в районе дер. Лесной атаковал и разбил 16-тысячный корпус шведского генерала А. Левенгаупта, который шел из Лифляндии на соединение с Карлом XII. Шведы потеряли всю артиллерию и обоз. Петр I назвал эту победу "матерью Полтавской баталии".

В октябре 1708 г. на сторону шведов перешел гетман Украины И.С. Мазепа. Петр I расценил это как предательство российскому престолу. Украина и ее гетман оказались заложниками геополитического противоборства Швеции и России. Русскими войсками было сожжено "гнездо измены" – г. Батурин, а сам Мазепа заочно отрешен от гетманства и отлучен от церкви. Позже, после разгрома Карла XII под Полтавой, он бежал с ним в турецкие владения, где и умер в 1709 г. в г. Бендеры.

Весной 1709 г. шведская армия подошла к Полтаве. В распоряжении Карла XII находилось 30-тысячное войско, оно было ослаблено, но его боеспособность еще сохранялась. Полтавский гарнизон героически выдержал более чем двухмесячную осаду, что дало возможность подойти главным силам русской армии во главе с Петром I. Генеральное сражение было решено дать 27 июня 1709 г. План шведского короля состоял в том, чтобы пехота овладела русскими редутами, а завершила дело конница. Ей надлежало, двигаясь между редутами, разгромить русскую кавалерию и захватить пушки. Но замыслы Карла XII так и не осуществились. Начав наступление, шведы овладели частью русских укреплений, но продвигаться дальше они не могли, так как их встретила огнем наша артиллерия. Отступив в лес и перегруппировав силы, противник вновь на короткое время перешел в наступление. Войска сошлись в жестокой схватке. Через два с половиной часа яростного боя шведская армия, потеряв более 9 тыс. человек, была разгромлена, а шведский король с остатками своих сил был вынужден скрываться в турецких владениях. В Северной войне наступает перелом в сторону России.

В 1710 г. русские войска заняли города Выборг, Ригу и Ревель, что означало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Турецкое правительство, опасавшееся дальнейшего усиления России, осенью 1710 г. объявило ей войну. Русская армия вступила на территорию угнетенных Турцией княжеств Молдавии и Валахии, но общего восстания христиан, как рассчитывал Петр, не произошло, и русское войско вскоре оказалось в затруднительном положении. На р. Прут летом 1711 г. русские вступили в переговоры, был заключен мир, согласно которому Россия обязывалась возвратить туркам Приазовье.

Потерпев тяжелое поражение на юге, Петр с удвоенной энергией продолжил войну со Швецией. В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и Северной Германии. Активно действовал и построенный Петром флот (27 июня 1714 г. русские захватили 10 шведских кораблей у мыса Гангут). В 1718-1719 гг. на Аландских островах в Балтийском море происходили мирные переговоры между Россией и Швецией. В декабре 1718 г. был убит в Норвегии Карл XII, и переговоры прекратились. Но наступательные боевые действия русской армии на море и на суше вынудили Швецию возобновить переговоры о мире. В итоге 30 августа 1721 г. в финском г. Ништадте был подписан мирный договор, согласно которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, часть Карелии, а также ряд островов на Балтийском море. Все это не только создало необходимые условия для ускоренного развития страны, но и способствовало укреплению ее позиций на международной арене (см. табл. 11).

Удобная навигация по статье:

Предпосылки реформ Петра I

К началу правления Петра Первого Россию можно было назвать довольно отсталой страной. Развивающаяся промышленность значительно уступала качеством и объёмами производимых товаров крупным европейским странам. При этом, в ней использовался труд крепостных крестьян, а не технологии. Сельское хозяйство также держалось исключительно на подневольном труде обнищавшего и измученного государством крепостного крестьянина.

Предпосылки военных реформ Петра I

Русское войско не обладало флотом для ведения боевых действий на море. Кроме того, оно в большей степени состояло из плохо обученных и слабо вооружённых представителей дворянства и стрельцов. Не всё в порядке было и на управленческом уровне. Неповоротливый и сложный прежний государственный аппарат со стоявшей во главе боярской аристократией, хотя и обходился довольно дорого, но больше не соответствовал потребностям России.

Предпосылки преобразований в сфере культуры

Не менее плачевные дела были в области культуры, науки и социальной жизни, в целом. В ограбленный и забитый народ почти не проникало образование. Стоит отметить, что и в правящих кругах в то время не считалось чем то негативным не знать грамоты. Это не удивительно, ведь в стране почти не было школ, а книжная культура и грамотность были достоянием избранного богатого класса. Современники отмечают, что даже большая часть духовенства и боярства боялась науки и книг.

Экономические предпосылки петровских преобразований

При этом, экономическая отсталость русского государства была обусловлена не отсутствием грамотного правителя и политики, но являлась следствием непростого периода, который выпал на долю страны. Довольно сильно развитие России затормозила Золотая Орда. В тот период правители равнялись не на стремительно развивающийся Запад, а скорее на необходимый Восток. Феодально-крепостнические отношения только усугубляли положение.

Северная война как одна из причин реформ Петра I

Одной из самых основных предпосылок петровских преобразований исследователи считают Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год. Для развития внешней торговли Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. По этой причине Пётр Первый вступает в Северный союз, выступающий против Швеции. После первого же поражения под Нарвой русский царь решает создать регулярную армию и первый российский флот.

Поместная система набора комплектования армии к тому времени изжила своё. Поэтому царь начинает принимать меры (вводя новые реформы) для формирования регулярной армии. Главным поводом для этого послужил упразднение стрелецких полков после их бунта в 1699 году.

Согласно первоначальному плану Петра, для комплектации новой армии использовались два способа:

  • Набор так называемых «даточных», то есть крестьян, которых помещик был обязан поставлять в соответствии с определёнными требованиями.
  • Набор всех желающих, кроме тех крестьян, что платили государственные налоги.

В 1705 году окружение Петра отменяет последний вариант и объявляет набор «рекрутов» из крестьян. Так начала формироваться более устойчивая система, которая смогла просуществовать до 1874 года.

Однако, во довольно продолжительный период Северной войны государственная казна не могла обеспечить созданный флот и армию. Это и стало предпосылкой к ряду новых налоговых преобразований Петра Первого, которые вызвали негатив в русском обществе.

А всё из-за того, что помимо основных налогов было введено косвеное налогообложение, затрагивающее большинство сфер жизни. Были введены:

  • подать на дубовые гробы;
  • подать на бороду и пр.

Стоит отметить, что в данный период у Петра существовал определённый чин, который отвечал за выдумку новых способов обогащения государственной казны.

Для пресечения любого мнения и обретения полной власти царь лишает автономии Церковь, отменяя патриаршество, а затем, заменяя его новым единым церковным органом управления под названием Священный Синод. Вместе с этим он издаёт «Указ о единонаследии», согласно которому отныне только сам действующий правитель России мог выбирать себе преемника, не основывая свой выбор на кровных узах.

Северная война, отбирающая значительные средства, продолжалась и царь был вынужден ввести новые реформы для пополнения казны. Одним из таких преобразований стала монетная реформа. За счёт уменьшения в новых монетах доли серебра правитель смог поправить положение страны.

После окончания военных действий и обретения выхода к Балтике в 1721 году Пётр Первый начинает процесс европеизации страны. К примеру, его культурная и социальная реформы в этот период были вызваны необходимостью соответствовать развитым государствам Европы.

Таким образом, в качестве основных предпосылок реформ Петра Первого можно выделить его желание становления государства на путь европейского развития и продолжительную Северную войну, которая требовала всё больше средств.

Историческая таблица: предпосылки петровских преобразований

Основные предпосылки реформ Петра I
Необходимость переустройства армии и флота
Отсталость страны в социально-экономической сфере
Отсутствие собственной промышленности
Отсутствие полноценной судебной системы
Изъяны в системе государственного управления
Необходимость реформирования системы налогов и сборов
Отсутствие военно-морского флота
Отсутствие выхода к морю
“Закостенелость” общественного строя

Схема: предпосылки преобразований Петра I

Схема: особенности преобразований Петра I


Видео-лекция: предпосылки петровских преобразований



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...