Водная охранная зона. Прибрежные защитные полосы
Добрый день!
Цель установления прибрежной защитной полосы изложена в Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» ст. 2:
Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
А береговая полоса водного объекта общего пользования это в соответствии со ч. 6 ст. 6 ВК РФ:
6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляетдвадцать метров , за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров .7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
То есть, прибрежная защитная полоса устанавливается с целью ограничения отдельных видов хозяйственной деятельности которые могут повлечь причинение ущерба водным объектам, а береговая полоса водного объекта общего пользования установлена с целью обеспечения прав граждан на доступ к водным объектам находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Так в соответствии с ч. 17 ст. 65 ВК РФ:
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Ширина береговой полосы составляет 20 м. для всех объектов, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - ля них 5 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии с ч.11, ч.12, ч. 13 ст. 65 ВК РФ:
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Таким образом береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров.
В случае предоставления прибрежной защитной полосы в пользование лица, которым она предоставлена не могут ограничивать граждан в доступе к водному объекту
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
Уточнение клиента
А почитайте хорошо постановления правительства рф от 03.12.14г. №1300 в этом постановлении можно каждый пункт рассматривать отдельно. Можно Ваше мнение.
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чатеЕсли можно еще один вопрос. Лодочная станция размещается на воде или на береговой полосе общего пользования? А если защитная полоса водного объектов то где тогда на воде или на суше? На воде это будет пантон.
ТатьянаБереговая полоса находится на берегу, а не на воде.
Предоставление водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Главой 3 Водного кодекса, а случаи предоставления содержаться в ст. 11 ВК РФ
Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование
1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, охоты;
11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
19) создания искусственных земельных участков.
4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Посмотрел, перечислены объекты для размещения без предоставления земельного участка в собственность в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса. Какой конкретно вопрос нужно пояснить?
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
Уточнение клиента
1- само понятие заголовок этого постановления замещение которых может осуществляться на землях и зземельных участках без предоставления земельного участка и установления институтов.
2- п.10,п.14,п.16,п.18,п.20,п.21 а п.19 я понимаю это предоставляется для организаций обслуживания зон отдыха населения ну и дальше по тексту.
А у нас выдалили на основании этого постановления решение человеку что он забирает приличные размеры земель для личного пользования. А остальных на устной договоренности разрешает им стоят а то есть маломерные судна. Как быть
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
1. Это означает что для размещения объектов перечисленных в указанном Перечне не требуется предоставления участка гражданам и юридическим лицам на праве собственности, аренды… не требует оформления сервитута, а достаточно лишь получения разрешение уполномоченного органа власти. В соответствии с ч.3 ст. 39.36 Земельного кодекса
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В вашем регионе должен быть такой нормативно-правовой акт и на него тоже должна быть ссылка при выдаче такого разрешения.
2. Размещение указанных объектов не должно нарушать ограничения установленные ст. 65 Водного кодекса.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Водного кодекса
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Если действиями указанных лиц нарушается ваше право на свободный доступ к водным объектам общего пользования, либо иные права, вы вправе написать жалобу в прокуратуру по данному факту. Если прокуратура установит нарушения, виновные лица будут привлечены к ответственности.
Если ответ на ваш вопрос был полезен, поставьте пожалуйста +
С уважением, Александр Николаевич!
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
Уточнение клиента
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Но забирает полностью устье реки создающее в море и не дает стартовать маломерное судно. Что делать
Татьяна
Я вам написал выше, обратитесь с жалобой в Прокуратуру. Прокуратура проведет по данному факту проверку.
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
Уточнение клиента
Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона?
Уточнение клиента
Уточнение клиента
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона
Татьяна
Если земельный участок в вашей собственности, то выдать разрешение на установление объектов содержащихся в указанном Перечне органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут, так как земля находится в частной собственности. (нужно смотреть границы участка на местности)
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Полоса общего пользования точно входит в защитную полосу водных объектов? До этого разговора мне говорили Что нет. 6и65 статьи отличаются
Татьяна
Посмотрите вложенный файл, это схематичное изображение береговой полосы и прибрежной защитной полосы.
Да, конечно 6 и 65 ст. ВК РФ отличаются, я и не говорил что они одинаковые
i. i. jpg jpg
Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
Свернуть
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 65 Водного кодекса:
Водоохранные зоны (ВОЗ) – территории, которые примыкают к береговой линии водных объектов и на которых устанавливается специальный режим деятельности для предотвращения загрязнения и пр. водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы (ПЗП), на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.
Ширина ВОЗ и ПЗП устанавливается:
За пределами территорий поселений – от береговой линии ,
Для морей – от линий максимального прилива ;
Если есть парапеты набережных и канализация, то границы ПЗП совпадают с этим парапетом набережной, от которого отсчитывается ширина ВОЗ.
Ширина ВОЗ составляет:
Для рек и ручьев менее 10 км от истока до устья ВОЗ = ПЗП = 50 м, а радиус ВОЗ вокруг истока – 50 м.
Для рек от 10 до 50 км ВОЗ = 100 м
Длиннее 50 км, ВОЗ = 200 м
ВОЗ озера, водохранилища с акваторией свыше 0,5 км 2 = 50 м
ВОЗ водохранилища на водотоке = ширине ВОЗ этого водотока
ВОЗ магистральных или межхозяйственных каналов = полосе отвода канала.
ВОЗ моря = 500 м
Для болот ВОЗ не устанавливается
Ширина ПЗП устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта:
Обратный или нулевой уклон ПЗП = 30 м.
Уклон от 0 до 3 градусов = 40 м.
Больше 3-х градусов = 50 м.
Если водный объект имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и водных биологических ресурсов), то ПЗП составляет 200 м не зависимо от уклона.
ПЗП озер в границах болот и водотоков = 50 м.
В границах ВОЗ запрещается :
Использование сточных вод для удобрения;
Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, токсичных и ядовитых веществ и радиоактивных отходов;
Использование авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных) за исключением движения и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Для объектов на территории ВОЗ обязательны очистные сооружения , в том числе очистные сооружения для ливневых стоков.
В границах ПЗП запрещается :
Те же ограничения, что и для ВОЗ;Использование сточных вод для удобрения;
Распашка земель;
Размещение отвалов размываемых грунтов;
Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Инженерно-технические и технологические мероприятия
1. Выбор техники и оборудования, сырья и материалов, технологических процессов и операций с меньшим удельным воздействием на водную среду:
a. схемы эффективного водопотребления (оборотные системы);
b. оптимальные схемы трассировки инженерных сетей,
c. малоотходные технологии и пр.
2. Организованное отведение и очистка производственных стоков. При строительстве нового объекта выбрать схему раздельного водоотведения ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков.
3. Сбор и отдельная очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами.
4. Автоматизация контроля эффективности локальных очистных сооружений;
5. Предотвращение фильтрации из канализационных сетей (эксплуатация, ремонт).
6. Меры по предотвращению загрязнения ливневых вод (уборка территорий).
7. Специальные мероприятия для строительства (оборудование стройплощадки, пункты очистки и мойки колес).
8. Сокращение неорганизованных стоков;
9. Ограничение количества сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, сбрасываемых в системы ливневых стоков.
10. Оснащение средствами контроля эффективности работы установок и оборудования природоохранного назначения (жироуловители, ЛОС).
11. Мероприятия по снятию и временному складированию почвенно-растительного грунта с раздельным складированием плодородного почвенного слоя и потенциально плодородных пород;
12. Проведение вертикальной планировки и благоустройства территории инженерных объектов, благоустройство прилегающих территорий.
13. Специальные для этапа строительства (ПОС).
Мойка колес. СНиП 12-01-2004. Организация строительства, п. 5.1
По требованию ОМСУ строительная площадка может быть оборудована …пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах , а на линейных объектах - в местах, указанных ОМСУ .
При необходимости временного использования определенных территорий, не включенных в строительную площадку, для нужд строительства, не представляющих опасности для населения и окружающей среды, режим использования, охраны (при необходимости) и уборки этих территорий определяется соглашением с владельцами этих территорий (для общественных территорий - с ОМСУ ).
П. 5.5 . Исполнитель работ обеспечивает безопасность работ для окружающей природной среды, при этом:
Обеспечивает уборку стройплощадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны; мусор и снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;
Не допускается выпуск воды со строительной площадкибез защиты от размыва поверхности;
При буровых работах принимает меры по предотвращению излива подземных вод;
Выполняет обезвреживание и организацию производственных и бытовых стоков…
ЛОС. МУ 2.1.5.800-99. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод
3.2. К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод:
Хозяйственно-бытовые сточные воды;
Городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды;
Сточные воды инфекционных больниц;
Сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.;
Поверхностно-ливневые стоки;
Шахтные и карьерные сточные воды;
Дренажные воды.
3.5. В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию .
Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях .
Обязательному обеззараживанию подвергаются сточные воды при сбросе в водоемы рекреационного и спортивного назначения, при их повторном промышленном использовании и т.д.
Статья 60. Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы. 1. Водоохранными зонами водных объектов являются земли, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон
устанавливаются прибрежные защитные
полосы, на территориях которых вводятся
дополнительные ограничения хозяйственной
и иной деятельности.
2. В пределах
водоохранных зон водных объектов
запрещаются:
проведение
авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с
вредителями, болезнями растений и
сорняками;
использование сточных вод
для удобрения почв;
размещение опасных
производственных объектов, на которых
производятся, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются и уничтожаются опасные
вещества, перечень которых определяется
федеральными законами;
размещение
складов ядохимикатов, минеральных
удобрений и горюче-смазочных материалов,
площадок для заправки аппаратуры
ядохимикатами, животноводческих
комплексов и ферм, мест складирования и
захоронения промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов, кладбищ и
скотомогильников, накопителей сточных
вод;
складирование отходов и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт
автомобилей и других машин и механизмов;
размещение дачных, садовых и огородных
участков при ширине водоохранных зон
водных объектов менее 100 метров и крутизне
склонов прилегающих территорий более 3
градусов;
размещение стоянок
транспортных средств, в том числе на
территориях дачных, садовых и огородных
участков;
проведение рубок главного
пользования;
проведение землеройных и
других работ без согласования с
федеральным органом исполнительной власти
по управлению водными объектами в случае,
если водный объект находится в федеральной
собственности, и без согласования с
собственником в случае, если водный объект
является обособленным.
На территориях
водоохранных зон водных объектов
разрешается проведение рубок
промежуточного пользования и других
лесохозяйственных мероприятий,
обеспечивающих охрану водных объектов.
В городах и других поселениях при наличии
ливневой канализации и набережной в
пределах водоохранных зон водных объектов
допускается размещать объекты по заправке
топливом, мойке и ремонту автомобилей на
расстоянии не ближе 50 метров, а стоянки
транспортных средств - не ближе 20 метров от
уреза воды.
3. В пределах прибрежных
защитных полос дополнительно к
ограничениям, указанным в части 2 настоящей
статьи, запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование
отвалов размываемых грунтов;
выпас и
организация летних лагерей скота (кроме
использования традиционных мест водопоя),
устройство купочных ванн;
установка
сезонных стационарных палаточных городков,
размещение дачных, садовых и огородных
участков и выделение участков под
индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов, кроме
автомобилей специального назначения.
Режим хозяйственной и иной деятельности,
установленный для прибрежных защитных
полос, распространяется на берег водного
объекта.
4. Ширина водоохранных зон и
прибрежных защитных полос за пределами
территорий городов и других поселений
устанавливается:
для рек, стариц и озер
(кроме непроточных внутриболотных) - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период;
для водохранилищ - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период, но не ниже форсированного
подпорного уровня водохранилища;
для
морей - от максимального уровня прилива.
Для болот водоохранные зоны не
устанавливаются. Ширина прибрежных
защитных полос для болот в истоках рек и
ручьев, а также пойменных болот
устанавливается от границы болота (нулевой
глубины торфяной залежи) на прилегающей к
нему территории.
Ширина водоохранных
зон за пределами территорий поселений
устанавливается для участков водотоков
протяженностью от их истока:
до 10
километров - 50 метров;
от 10 до 50
километров - 100 метров;
от 50 до 100
километров - 200 метров;
от 100 до 200
километров - 300 метров;
от 200 до 500
километров - 400 метров;
от 500 километров
и более - 500 метров.
Для водотоков длиной
менее 300 метров от истока до устья
водоохранная зона совпадает с прибрежной
защитной полосой.
Радиус водоохраной
зоны для истоков рек и ручьев составляет 50
метров.
Ширина водоохранных зон для
озер и водохранилищ принимается при
площади акватории до 2 кв. километров - 300
метров, от 2 кв. километров и более - 500
метров.
Ширина водоохранных зон морей -
500 метров.
5. Границы водоохранных зон
магистральных и межхозяйственных каналов
совмещаются с границами полос отвода
земель под эти каналы.
Для участков рек,
заключенных в закрытые коллекторы,
водоохранные зоны не устанавливаются.
6. Ширина прибрежных защитных полос для рек,
озер, водохранилищ и других водных объектов
устанавливается в зависимости от крутизны
береговых склонов и составляет при
крутизне склонов прилегающих территорий:
имеющих обратный или нулевой уклон - 30
метров;
имеющих уклон до 3 градусов - 50
метров;
имеющих уклон более 3 градусов -
100 метров.
Для внутриболотных озер и
водотоков ширина прибрежной защитной
полосы устанавливается в размере 50
метров.
Ширина прибрежных защитных
полос для участков водоемов, имеющих особо
ценное рыбохозяйственное значение (места
нереста, зимовальные ямы, нагульные
участки), устанавливается в размере 200
метров независимо от уклона прилегающих
земель.
В городских поселениях при
наличии ливневой канализации и набережной
граница прибрежных защитных полос
совмещается с парапетом набережной.
7.
Закрепление на местности водоохранными
знаками установленного образца границ
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов (за исключением
обособленных водных объектов)
обеспечивается уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти,
а границ обособленных водных объектов -
собственниками.
Уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти
информирует население об установлении
границ водоохранных зон, прибрежных
защитных полос и режима хозяйственной и
иной деятельности в их пределах в порядке,
установленном частью 9 статьи 41 настоящего
Кодекса.
Для целей соблюдения
правового режима водоохранных зон и
прибрежных защитных полос до закрепления
на местности водоохранными знаками их
границ для собственников земельных
участков, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов
земельных участков границы водоохранных
зон и прибрежных защитных полос водных
объектов считаются установленными.
8.
Сведения о границах водоохранных зон и
прибрежных защитных полосах подлежат
занесению в государственный земельный
кадастр.
9. Прибрежные защитные полосы
должны быть преимущественно заняты
древесно-кустарниковой растительностью
или залужены.
10. Поддержание в
надлежащем состоянии водоохранных зон и
прибрежных защитных полос, а также
водоохранных знаков возлагается на
федеральный орган исполнительной власти по
управлению водными объектами, водных
объектов, находящихся в особом пользовании,
- на водопользователей, а обособленных
водных объектов - на собственников.
11.
Режим использования территорий
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос на приграничных территориях
устанавливается Правительством Российской
Федерации по представлению
уполномоченного Правительством Российской
Федерации федерального органа
исполнительной власти.
Испокон веков люди селились и закладывали города, деревни на берегах водных артерий. Наши современники тоже стремятся обзавестись земельными участками и построить загородный дом неподалеку от водоемов в живописной местности. Словно грибы растут на прибрежных территориях больших и малых речек, озер, водохранилищ объекты жилой и коммерческой недвижимости. Однако далеко не всегда застройщики придерживаются действующих норм, кои регламентируют строительство в водоохранной зоне.
Законодательными органами страны принят новый вариант Водного кодекса, он вступил в силу с начала 2007 года и внес коррективы, сняв немало запретительных норм и смягчив существовавшие ранее требования. Теперь стало возможным размещение в водоохранных зонах садовых, огородных и дачных участков, разрешена их приватизация.
Что законодатель вкладывает в понятие водоохранной зоны
Водоохранная зона - это площадь, которая прилегает к границам любого водного объекта (береговой линии), где предписан специальный порядок хозяйственной и прочей деятельности, то есть функционируют ограничения на использование данной территории. Цель учреждения такого режима состоит в том, чтобы предупредить негативные последствия загрязнения речек и озер, что может привести к истощению водных ресурсов и нанести серьезный вред местной фауне и флоре. В границах охранных зон располагаются защитные прибрежные полосы.
Чтобы узнать, входит ли участок в территорию водоохранной зоны, застройщику целесообразно обратиться в службу кадастрового учета и сделать письменный запрос в федеральный орган водных ресурсов, где ведется на государственном уровне водный реестр. Это позволит точно установить, какая часть участка находится в зоне, относящейся к особым условиям использования территории (в данном случае водоохранной зоны) и конкретную его площадь. Официальный ответ водного хозяйства понадобится при получении разрешительных документов на строительство и станет основанием правомерности застройщика при возникновении каких-либо споров.
Водоохранная зона: сколько метров
В статьях Водного кодекса указывается максимальный параметр ширины водоохранной зоны для территорий, находящихся за городской чертой и вне пределов любых населенных пунктов. Она зависит от водного объекта и его характеристик. Чтобы не вступить в противоречие с законодательными нормами, планируя строительство, следует знать, сколько метров образует водоохранная зона от реки. Данный параметр обусловлен протяженностью водного потока, который считается от истока:
- при значении протяженности речки до 10 км - ширина зоны, измеряемая от кромки воды, составляет 50 м;
- при 10 - 50 км - 100 м;
- для рек длиною свыше 50 км - 200 м.
В том случае, когда расстояние от истока до устья речки менее 10 км, то водоохранная зона и прибрежная защитная полоса совпадают, а в местности истока она охватывает территорию равную радиусу в 50 м.
Согласно закону водоохранная зона озера или водохранилища при акватории меньшей 0,5 км² (помимо озер, расположенных внутри болота) составляет 50 метров. Для водоемов, где водятся породы ценных рыб - 200 м. На морском побережье этот параметр соответствует 500 метрам.
Когда водоем используется для снабжения питьевой водой, то по закону вокруг него устанавливаются зоны санитарной охраны. И если земля попадает в данную категорию, то любое строительство здесь запрещается. Такие сведения заносятся в кадастровый паспорт и свидетельствуют о существующих ограничениях в пользовании участком.
Строительство в водоохранной зоне реки или озера
Строительство на участках, которые полностью или частично входят в водоохранную зону допускается только при условии, что дом не будет загрязнять водоем и будут соблюдены все санитарные нормы. Другими словами, жилое строение должно иметь как минимум систему очистки сточных вод (фильтрацию). Чтобы поставить все точки над i, получить конкретную и исчерпывающую информацию в этом вопросе, рационально обратится в территориальный отдел Роспотребнадзора.
Предусмотрена также обязательная экологическая экспертиза проектной документации, которая позволяет исключить любые нарушения природоохоронного законодательства.
Поскольку поверхностные водные объекты и соответствующая береговая полоса являются государственной или муниципальной собственностью, они должны быть общедоступны для пользования всеми гражданами, поэтому любое строительство у кромки воды и на 20-метровой полосе недопустимо. При этом, включая возведение оград и заборов, которые препятствуют свободному доступу людей на береговую территорию. Согласно действующему законодательству запрещается также приватизация земельных участков в границах береговой полосы.
Одновременно с соблюдением требований относительно водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы при возведении жилого строения близ водоема, необходимо:
- обладать правом собственности на участок либо иметь договор аренды с правом строительства на нем с определенным видом разрешительного использования (для индивидуального жилищного строительства или подсобного личного хозяйства;
- соблюдать строительные и санитарные нормы и правила при возведении сооружения.
Помимо ограничений строительного порядка на территориях, относящихся к водоохранным, действует ряд других запретов. Например, на прибрежных защитных полосах возбраняется:
- распахивать землю;
- выпасать животных;
- размещать отвалы грунта.
Предостережения
Как показывает статистика, при проверках, осуществляемых службами, контролирующими сферу природопользования, около 20% застройщиков допускают нарушение при возведении недвижимости в водоохранных зонах. Поэтому, запланировав строительство на участке, соседствующем с озером, водохранилищем или рекой, следует определиться с водоохранной зоной водного объекта и четко знать, какие существуют ограничения по строительству.
Информированный застройщик избавит себя от лишних проблем, штрафных санкций и прочих более серьезных неприятностей. Размеры штрафов для физических лиц невелики, но нарушения чреваты тем, что в судебном порядке их потребуют устранить вплоть до сноса объекта в принудительном порядке.