Воды мирового океана схема поверхностных течений тест. Что такое течение в океане? Основные водные потоки

Многие знают о Гольфстриме, который, неся огромные массы воды из экваториальных широт в полярные, буквально согревает север Западной Европы и Скандинавию. Но мало кто знает, что существуют и другие теплые и холодные течения Атлантического океана. Как они влияют на климат прибрежных районов? Об этом расскажет наша статья. На самом деле течений в Атлантике очень много. Кратко перечислим их для общего развития. Это Западно-Гренландское, Ангольское, Антильское, Бенгельское, Гвинейское, Ломоносова, Бразильское, Гвианское, Азорское, Гольфстрим, Ирмингера, Канарское, Восточно-Исландское, Лабрадорское, Португальское, Североатлантическое, Флоридское, Фолклендское, Североэкваториальное, Южное Пассатное, а еще Экваториальное противотечение. Не все они оказывают на климат большое влияние. Некоторые из них вообще являются частью или фрагментами основных, более крупных течений. Вот о них и пойдет речь в нашей статье.

Почему образуются течения

В Мировом океане постоянно идет циркуляция больших невидимых «рек без берегов». Вода вообще очень динамичная стихия. Но с реками все понятно: они стекают от истока к устью из-за разницы в высотах между этими пунктами. Но что заставляет двигаться огромные массы воды в рамках океана? Из множества причин главными являются две: пассатные ветра и изменения атмосферного давления. Из-за этого течения делятся на дрейфовые и бароградиентные. Первые образуются пассатами - постоянно дующими в одном направлении ветрами. Таких течений большинство. Могучие реки выносят в моря большое количество воды, отличной от морской по плотности и температуре. Такие течения называются стоковыми, гравитационными и фрикционными. Следует принять во внимание и большую протяженность с севера на юг, которой обладает Атлантический океан. Течения в этой акватории поэтому имеют больше меридиональную, чем широтную направленность.

Что такое пассаты

Ветра - вот главная причина перемещения огромных масс воды в Мировом океане. Но что такое пассаты? Ответ следует искать в экваториальных областях. Там воздух прогревается больше, чем в других широтах. Он поднимается вверх и по верхним слоям тропосферы растекается по направлению к двум полюсам. Но уже на широте 30 градусов, основательно охладившись, он опускается вниз. Таким образом создается круговорот воздушных масс. В области экватора возникает зона низкого давления, а в тропических широтах - высокого. И тут проявляет себя вращение Земли вокруг оси. Если бы не оно, пассаты дули бы от тропиков обеих полушарий к экватору. Но, поскольку наша планета вращается, ветра отклоняются, приобретая западное направление. Так пассаты формируют основные течения Атлантического океана. В Северном полушарии они движутся по часовой стрелке, а в Южном - против. Это происходит потому, что в первом случае пассаты дуют с северо-востока, а во втором - с юго-востока.

Воздействие на климат

Исходя из того, что основные течения зарождаются в экваториальных и тропических областях, разумно было бы предположить, что все они являются теплыми. Но это происходит далеко не всегда. Теплое течение в Атлантическом океане, дойдя до полярных широт, не угасает, а, сделав плавный круг, обращается вспять, но уже изрядно охладившись. Это можно наблюдать на примере Гольфстрима. Он несет теплые массы воды из Саргассова моря на север Европы. Потом, под действием вращения Земли, он отклоняется на запад. Под именем Лабрадорского течения он спускается вдоль берега Североамериканского континента на юг, охлаждая приморские области Канады. Следует сказать, что теплыми и холодными эти массы воды называют условно - относительно температуры окружающей среды. Например, в Нордкапском течении зимой температура всего +2 °С, а летом - максимально +8 °С. Но его называют теплым, поскольку вода в Баренцевом море еще холоднее.

Основные течения Атлантики в Северном полушарии

Здесь, конечно же, нельзя не упомянуть Гольфстрим. Но и другие проходящие через Атлантический океан течения оказывают на климат близлежащих территорий немаловажное влияние. У Зеленого Мыса (Африка) рождается северо-восточный пассат. Он гонит огромные прогревшиеся массы воды на запад. Пересекая Атлантический океан, они соединяются с Антильским и Гвианским течениями. Эта усиленная струя движется к Карибскому морю. После этого воды устремляются на север. Это непрерывное движение по часовой стрелке называется теплым Североатлантическим течением. Край его у высоких широт неопределенный, размытый, а у экватора - более четкий.

Загадочное «Течение из Залива» (Golf-Stream)

Именно так называется течение Атлантическом океане, без которого Скандинавия и Исландия превратились бы, исходя из их близости к полюсу, в край вечных снегов. Раньше думали, что Гольфстрим рождается в Мексиканском заливе. Отсюда и название. На самом деле из Мексиканского залива вытекает лишь малая часть Гольфстрима. Основной поток поступает из Саргассова моря. В чем загадочность Гольфстрима? В том, что он, вопреки вращению Земли, течет не с запада на восток, а в обратном направлении. Его мощность превышает слив всех рек планеты. Скорость Гольфстрима внушительна - два с половиной метра в секунду на поверхности. Течение прослеживается и на глубине 800 метров. А ширина потока составляет 110-120 километров. Из-за большой скорости течения, вода из экваториальных широт не успевает охладиться. Поверхностный слой имеет температуру +25 градусов, что, конечно играет первостепенную роль в формировании климата Западной Европы. Загадка Гольфстрима состоит еще и в том, что он нигде не омывает материки. Между ним и берегом всегда имеется полоса более холодной воды.

Атлантический океан: течения Южного полушария

От африканского континента к американскому пассат гонит струю, которая из-за низкого давления в экваториальной области начинает отклоняться к югу. Так начинается аналогичный северному круговорот. Однако Южное Пассатное течение движется против часовой стрелки. Оно также проходит через весь Атлантический океан. Течения Гвианское, Бразильское (теплые), Фолклендское, Бенгельское (холодные) являются частью этого круговорота.

Составляет 96% массы всей . Это огромный водный объект, занимающий 71% поверхности Земли. Он простирается во всех широтах и во всех планеты. Это — единое неделимое водное пространство, разделенное материками на отдельные океаны. Вопрос о количестве океанов остаётся открытым и сегодня. Классически выделяется четыре: , и . В то же время, на юге нашей планеты у берегов свойства океанической воды, а также животный и растительный мир на столько сильно отличаются, что их целесообразно рассматривать как самостоятельный , относя к его акватории южные воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Вместе с тем, между Тихим и Индийским океанами граница практически отсутствует, потому в некоторых классификациях их рассматривают как единое водное пространство. Более того, выделение Северного Ледовитого океана также некоторыми океанологами ставится под сомнение прежде всего из-за его очень небольших размеров. Иногда он рассматривается, как внутреннее море Атлантики.

Теория литосферных плит предполагает, что океаническая кора начала образовываться раньше материковой, поэтому уже несколько миллиардов лет. На ранних этапах своего формирования он был горячим, его воды были насыщены карбонатами и металлами. Видимо, здесь каким-то образом и зародилась жизнь. Современный океан уже не такой, каким он был тогда, и даже участки его древнего дна не сохранились до наших дней. Связано это с постоянным движением океанической коры, образованием новой и погружением старой обратно в мантию. Прообразом современного мирового океана был древний океан Панталасса, существовавший в эпоху суперматерика — Пангеи. Возраст наиболее древних фрагментов океанического дна обычно не превышает 200 миллионов лет. Вплоть до второй половины XX века о его рельефе ничего не было известно. Предполагалось, что дно океана ровное, однако, это не так. Оно, как и суша, имеет очень сложный рельеф. В основании каждого океана находится срединно-океанический хребет. Он представляет собой границу между , где постоянно формируется новая океаническая кора. Следует заметить, что Красное море также обладает собственным срединно-океаническим хребтом и геологически является океаном, однако, еще только зарождающимся, на его образование уйдет по меньшей мере 100 миллионов лет. У краёв материков на океаническом дне формируются океанические желоба — следствия погружения коры под материки. На дне также располагаются целые системы подводных гор, вулканов, между ними находятся океанические равнины, называемые котловинами. Само ложе океана также не начинается мгновенно. Материк переходит в океан через шельфовую зону — материковую отмель, залитую водой. За шельфом начинается материковый склон или батиаль. Батиаль переходит в океаническое дно или абиссаль, глубокие участки которой в виде желобов носят название — ультраабиссаль.

Мировой океан оказывает колоссальное влияние на климат. По сути, все погодные явления происходят на планете из-за наличия воды в , а её там не могло бы быть без океана. Океан аккумулирует огромные запасы тепла. В то время, когда на суше происходят сильные перепады температур, температура океана в течение года меняется значительно меньше и не так резко. Это, с одной стороны, делает климат планеты теплее и мягче, с другой — способствует циркуляции воздушных масс на её поверхности.

География 7 класс

Тема урока: Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений .

Дата проведения…………….

Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

· Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.

· Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.

· Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).

Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, компьютер, презентация «Путешествие по Океану»

Тип урока: географический практикум

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

II. Новая тема. Слайд — тема урока

1. Разъяснение учителем цели урока, его задач

2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Прием «Запев»:

· Кто из вас летом бывал на море?

· Кто хоть раз был на реке?

· Кто любит прогулки в дождь?

· Кто любит гулять во время снегопада?

· Кто пил когда-нибудь воду из источника?

· Кто любит минеральную воду?

· Кто любит лимонад?

· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)

Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.

Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов

Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.

Океан — наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.

Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу (у каждого ученика):

План характеристики

Название океанов

Индийский

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

3. В каких климатических поясах расположен

4. Наибольшие моря и заливы

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

6. Океанические течения и их особенности

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м, место

10. Температура воды в поверхностном слое, ° С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните , чем они вызваны.

IV. Проверка знаний. Мозговой штурм

1. Откуда произошло слово «Океан»?

(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши.В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)Слайд

Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.

2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан и суша.

После ответа учащихся — обращение к «шпаргалке»

3. Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

3. Проблемный вопрос:

На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?

(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результатежизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)

Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать

4. Прием «Угадай-ка»

Слайд «Загадочное письмо» :

Ответы учащихся:

(учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, ученик читает комментарии):

1. Рыба-зебра . Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.

2. Морской петух и вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.

3. Рыба-звездочёт . Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.

4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж . В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.

5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.

Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.

6. Рыба-собачка . Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.

7. Рыба-попугай . Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.

8. Рыба-бычок очень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.

9. Морские коньки меняют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.

10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки . Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.

11. Хищная морская звезда акантастер . Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.

5. Прием- « Фотозагадка»:

Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)

Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:

Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.

Схема поверхностных течений

2. Повторение изученного (слайд 1)

· Что называется водными массами?

· Какие типы водных масс вы знаете?

· Какими свойствами характеризуются водные массы?

· Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?

3. Актуализация знаний

Прочитаю вам письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора БанифатьевичаВрунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море!Недаром, знаете, еще древние греки говаривали,что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь —везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому,лег на койку и заснул как убитый. А через два часа,бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного:то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.

Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

· По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.

Тема нашего урока сегодня - это океанические течения. (слайд 2)
Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (слайд 3): Я так сформулировала те вопросы,которые вы предложили. А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.

· Что называют океаническим течением?

· По какой причине возникают течения?

· Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

· Какие бывают виды течений?

· Течения - это один из видов движения вод Океана.

· На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Как вы понимаете это понятие? (Ответы учащихся).

Океанические течения - это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния (слайд 4)

Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите,как на карте обозначены течения? Что обозначает красный и синий цвет?

Какова причина приводит к образованию течений?(Постоянные ветры)

Какие главные причины образования ветров? (слайд 4)

· постоянные ветры

· рельеф дна

· очертания материков

· отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.

Течения, возникшие под влиянием ветров,называются ветровыми. (слайд 5) Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)

Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая пре-пятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препят-ствие, чаще всего разделяется на два сточных течения. (слайд 5)

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.

При столкновении течения Западных ветров,которое является вет-ровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Запад-ных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи,когда вет-ровое течение в результате столкновения с материком перестает су-ществовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)

2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.

А теперь найдите закономерности циркуляции течений. Если ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:

Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78)Сравните направления течений в север-ном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. (слайд 6)

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)

Рассказ ученика о течении Западных ветров. (слайд 7) (Приложение 3).Самое крупное течение - это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды.Длина этого течения 30 000 км, ширина - несколько тысяч километров, скорость - 3,5 км/ч.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 8)

Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.

Выполнение работы.

5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (слайд 9)

1. Течение - это……

2. Течение возникает под действием …

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …

4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

6. Домашнее задание (слайд 10)

Урок № 8: Воды Мирового океана. Поверхностные течения

27.02.2014 10852 0

Цель урока: 1) Сформировать знания о температуре, солености вод, водных массах и течениях Мирового океана; 2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта климатических поясов

I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1. Климатические пояса (Б. П. Алисов выделил 13 поясов – 6 переходных и 7 основных; в экваториальном низкое давление, жарко, дуют пассаты, осадков более 2000 мм в год; в тропиках – сухо, высокое давление, осадков менее100 мм в год; в умеренном – умеренные ВМ, западные ветра, сезоны года, осадков 500- 1000 мм в год, но неравномерны, давление низкое; переходные пояса – смена воздушных масс по временам года)

2. Климатообразующие факторы (географическая широта, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течений, характер подстилающей поверхности)

III .Всесторонняя проверка знаний.

1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)

3. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

4. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)

5. «Пятым океаном» называют (атмосферу)

6. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)

IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: По какой причине возникают течения в океане? Какие сведения можно получить из географических карт? Что называют гидросферой, что относится к ее составным частям?

V .Объяснение новой темы.

1. Воды Мирового океана (площадь Мирового океана 361,1 млн. км²; главные свойства океанических ОВД – температура и соленость; температура зависит от широты – рисунок 25 на стр. 41- и от глубины, солнечные лучи проникают на глубину до 200 м., затем резко понижается и на глубине 3000 – 4000 м составляет +2° - 0°С)

2. Состав вод (соли, газы, органические и нерастворимые вещества – 60 постоянных компонентов; соленость – количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды; промилле – единица измерения солености воды; соленость зависит от соотношения испаряемости, атмосферных осадков, географической широты; у экватора соленость 34‰, у тропиков36 ‰, у полюсов 33‰; самое соленое Красное море – 41‰; соленая вода замерзает при температуре -2°С; плотность показывает какая масса вещества содержится в единице объема; айсберги; 15% поверхности океана занимают льды; при таянии льдов уровень океана поднимется на 70 м.)

3. Значение океанов (льды влияют на климат и затрудняют судоходство; океан отдает тепло атмосфере, увлажняют ее; муссоны - сезонные ветра; облака, реки, дождь, озера – это временно разделенные части океана; самоочищение океана с помощью бактерий; источник морепродуктов, полезных ископаемых, энергии, сырья, дешевые пути сообщения, места отдыха)

4. Водные массы (большие объемы воды с одинаковыми характеристиками – плотностью, прозрачностью, соленостью, наличием кислорода, животного и растительного мира; различают экваториальные, тропические, умеренные и полярные типы; прибрежные и океанические, поверхностные, глубинные и придонные)

5. Поверхностные течения (движение воды в горизонтальном направлении под влиянием постоянных ветров; Северное пассатное течение; Экваториальное противотечение; Гольфстрим; Северо-Атлантическое течение; Канарское холодное, Северное пассатное, Лабрадорское; на юге Атлантики – Южное пассатное, Бразильское, Западных ветров, Бенгельское; Тихий океан – Куросио, Северо-Тихоокеанское, Гумбольдта или Перуанское; ширина Западных ветров – 1000 – 1300 км, скорость 3,5 км/час; смерчи – ветры над океаном при перемешивании вод с разными свойствами; в участках смешивания вод много рыбы и планктона)

VI .Усвоение новой темы.

1. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

2. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)

3. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

VII .Домашнее задание. § 9, контурная карта

VIII .Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Мировой океан имеет огромное значение для жизни на Земле, так как он в определенной степени регулирует распределение тепла и влаги



Морские течения — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей. Различают постоянные, периодические и неправильные течения; поверхностные и подводные, теплые и холодные течения. В зависимости от причины течения, выделяются ветровые и плотностные течения.
На направление течений влияет сила вращения Земли: в Северном полушарии течения движутся вправо, в Южном – влево.

Течение называют теплым, если его температура теплее температуры, окружающих вод, в противном случае, течение называют холодным.

Плотностные течения вызваны разницей давления, которая обуславливается неравномерным распределением плотности морской воды. Плотностные течения образуются в глубинных слоях морей и океанов. Ярким примером плотностных течений является теплое течение Гольфстрим.

Ветровые течения образуются под действием ветров, в результате сил трения воды и воздуха, турбулентной вязкости, градиента давления, отклоняющей силы вращения Земли и некоторых других факторов. Ветровые течения всегда поверхностные.еверные и Южное Пассатные, течение Западных Ветров, Межпассатные Тихоокеанские и Атлантические.

1) Гольфстрим - теплое морское течение в Атлантическом океане. В широком смысле Гольфстримом называют систему тёплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.
Благодаря Гольфстриму страны Европы, прилегающие к Атлантическому океану, отличаются более мягким климатом, нежели другие регионы на той же географической широте: массы тёплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на Европу. Отклонения температуры воздуха от средних широтных величин в январе достигают в Норвегии 15—20 °C, в Мурманске — более 11 °C.

2) Перуанское течение - холодное поверхностное течение в Тихом океане. Движется с юга на север между 4° и 45° южной широты вдоль западных берегов Перу и Чили.

3)Канарское течение - холодное и, впоследствии, умеренно тёплое морское течение в северо-восточной части Атлантического океана. Направлено с С. на Ю. вдоль Пиренейского полуострова и Северо-Западной Африки как ветвь Северо-Атлантического течения.

4)Лабрадорское течение — это холодное морское течение в Атлантическом океане, протекающее между побережьем Канады и Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки. Там оно встречается с Гольфстримом.

5)Северо-Атлантическое течение — мощное теплое океаническое течение, является северо-восточным продолжением Гольфстрима. Начинается у Большой Ньюфаундлендской банки. Западнее Ирландии течение делится на две части. Одна ветвь (Канарское течение) идет на юг, а другая на север вдоль побережья северо-западной Европы. Считается, что течение оказывает значительное влияние на климат в Европе.

6) Холодное Калифорнийское течение выходит из Северо-Тихоокеанского течения, движется вдоль берегов Калифорнии с северо-запада на юго-восток, сливается на юге с Северным Пассатным течением.

7)Куросио, иногда Японское течение — тёплое течение у южных и восточных берегов Японии в Тихом океане.

8) Курильское течение или Оясио — холодное течение на северо-западе Тихого океана, которое берёт своё начало в водах Северного Ледовитого океана. На юге у Японских островов сливается с Куросио. Протекает вдоль Камчатки, Курил и японских островов.

9)Северное Тихоокеанское течение — теплое океаническое течение в северной части Тихого океана. Образуется в результате слияния Курильского течения и Куросио. Движется от Японских островов к берегам Северной Америки.

10)Бразильское течение - теплое течение Атлантического океана у восточных берегов Южной Америки, направленное на юго-запад.

P.S. Чтобы разобраться в том, где находятся различные течения, изучите набор карт. Также полезно будет почитать эту статью



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...