Война в корее летчики. Война в корее

Список потерь советской авиации в Корейской войне (1953)

В данном списке перечислены потери боевой авиации СССР в ходе Корейской войны за 1953 год .

Все данные базируются на книге Игоря Сейдова «„Красные дьяволы“ в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953 гг. Хроника воздушных сражений» (М.: Яуза; Эксмо, 2007), являющейся на 2007 год , по всей видимости, наиболее полной работой, посвящённой действиям советской авиации в Корее.

Потери указаны в следующем формате: дата; звание и имя пилота; подразделение (авиаполк или дивизия); причина потери; судьба пилота. Тип самолёта не указан, поскольку все приведённые в списке самолёты являются истребителями МиГ-15 . Приведены все боевые и небоевые потери, подробности которых известны. Необходимо отметить, что в книге Сейдова описываются не все потери, понесённые 64-й истребительным авиакорпусом; в частности, он отмечает, что ему неизвестна точная цифра потерь за октябрь 1951 года, но, по приблизительной оценке, было потеряно 10-12 самолётов (в тексте книги приводятся подробности потери 8 самолётов). Несмотря на это, в большинстве случаев данные Сейдова совпадают с доступной ему помесячной статистикой 64-го авиакорпуса.

Согласно официальным данным ВВС США , в воздушных боях самолётами Военно-воздушных сил было сбито 827 истребителей типа МиГ-15 . Однако действительные потери авиации СССР, Китая и Северной Кореи составили 566 самолётов , причём не все из них - МиГ-15. Как показывает книга Сейдова, в большинстве случаев завышенные данные о воздушных победах объяснялись тем, что американским пилотам повреждённые самолёты противника засчитывались как сбитые. По всей вероятности, уточнение числа побед затруднялось тем, что американская авиация вела боевые действия над территорией противника, что исключало возможность привлечения наземных наблюдателей и поиска обломков сбитых самолётов.

Сокращения:

  • иап - истребительный авиаполк
  • гиап - гвардейский истребительный авиаполк

Потери

Январь 1953

  • Старший лейтенант Соколов Николай Павлович (224-й иап). Подбит F-86 над Супхун ГЭС. Лётчик приземлился на лёд водохранилища , однако лёд проломился и самолёт утонул. Пилот погиб в машине.
  • Ильяшенко Сергей Николаевич (224-й иап). Сбит F-86 над Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Мищенко Виталий Михайлович (726-й иап). Сбит (предположительно F-86). Пилот погиб.
  • Капитан Андрущенко В.Д. (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя на взлёте, спланировал, но не дотянул до ВПП . Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Карпов И.И. (913-й иап). Сбит F-86, пилотируемым подполковником Эдвином Хеллером, командиром 16 авиаэскадрильи. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Земцов (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя в полёте. Пилот катапультировался и выжил.
  • Удовиков Г.М. (913-й иап). Потеря ориентировки. Вынужденная посадка на Ляодунском полуострове (район Сюйчжоу). Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Сенюткин Б.Г. (535-й иап). Потеря ориентировки при полёте в снегопад. Вынужденная посадка в районе города Аньдун . Пилот повредил позвоночник.

Февраль 1953

  • Лейтенант Демьянов И.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Маслеев Федор Ильич (535-й иап). Подбит F-86, пилот сел на брюхо вне ВПП Дапу. Пилот выжил.
  • Капитан Зеленский И.Ф (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Соколов Илья Константинович (535-й иап). Подбит F-86, в районе Супхун ГЭС, вынужденная посадка, катапульта сработала через фонарь. Пилот погиб.
  • Майор Бабич С.И. (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Смирнов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
  • Подполковник Акимов П.С. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.
  • Заболотный Петр Петрович (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.

Конец февраля

  • Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Авария при тестировании нового аэродрома Куаньдянь. МиГ-15 сгорел на ВПП. Пилот выжил.

Март 1953

  • Селиверверстов Василий Митрофанович (командир 1 авиаэскадрильи 878-го иап). Группа F-86 попыталась зажать его в «коробочку». Пилот покинул самолет, перевернув его.
  • Старший лейтенант Чепусов Дмитрий Иванович (878-й иап). Подбит F-86, при посадке столкнулся с сопкой. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Рочикашвили Василий (Васо) Иванович (224-й иап). Подбит F-86, при посадке выскочил за ВПП и врезался в бруствер. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Куан Вадим Николаевич (224-й иап). Уходя из под атаки F-86, попал в штопор на малой высоте. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Христофоров Н.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Лейтенант Строилов Е. (224-й иап). Столкнулся с ведущим и отбил хвост. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Одинцов Н.К. (224-й иап). Срезал хвост в результате столкновения. Пилот катапультировался, но повредил позвоночник.
  • Старший лейтенант Седашев Владимир Николаевич (518-й иап). Подбит F-86, катастрофа на ВПП аэродрома Мяогоу. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Кабанов В.Я. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Лапыгин В.Н. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Ильиных (781-й иап ТОФ) Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Апрель 1953

  • Старший лейтенант Мотанахи В.И. (726-й иап). В результате перегрузки отвалилось крыло. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Шкурко Николай Иванович (298-й ниап). Ночная катастрофа при посадке на аэродроме Аньдун. Пилот погиб (единственная потеря полка).
  • Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Федорец С.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Марков Владимир Сергеевич (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дээгуандонг. Пилот погиб.
  • Капитан Лазарев Василий Николаевич (224-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Кислухин Николай Яковлевич (676-й иап). При взлёте с аэродрома Дапу оторвались ПТБ . Пилот погиб.

Май 1953

  • Капитан Батраков Н. Д. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Каменщиков Василий Григорьевич (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Колесников Л.П. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Заболотный П.П. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Борисов Ю.Б. (224-й иап). На обратном пути из района Супхун кончилось топливо. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Кривич В.П. (535-й иап). Сбит F-86, пристроившимися к группе истребителей МиГ с не сброшенными ПТБ. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Рыбаков Алексей Константинович (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот погиб.
  • Капитан Стадник Е.И. (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Гришенчук Виктор Лукьянович (913-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Аньдун. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Титенко (535-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Пронин Иван Васильевич (415-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Куприн Н.Г. (415-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Июнь 1953

  • Старший лейтенант Тимошин Василий Степанович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Хитхен–Ансю. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Красников Н.П. (224-й иап). Самолёт разбился после выработки топлива из-за потери ориентировки. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Соловьев Леонид (676-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Царенко Владимир Федорович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Старший лейтенант Кучеренко Е.П. (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Дорохов Степан Алекссевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб.
  • Капитан Блинов Петр Николаевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот выжил.
  • Капитан Баландин Василий (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время посадки на аэродром Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Табаков А.П. (676-й иап). Сбит F-86 в районе Сиодзио. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Борисов Василий Иванович (913-й иап). Разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Пименов В.И. (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Потапов Петр Сменович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Лейтенант Крикливец Иван Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и погиб, утонув в водохранилище.
  • Лейтенант Коршунов Борис Васильевич (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб.
  • Лейтенант Плетнев (676-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Повреждённый самолёт разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Кашин В.В. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Аверьянов М. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Кулаев Виль Павлович (224-й иап). «Валежка» во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Пустоваров (676-й иап). Подбит F-86, авария на посадке. Пилот выжил.
  • Капитан Карпов И.И. (913-й иап). Авария на посадке. Пилот выжил.
  • Капитан Христофоров Н.А (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Аликин Аркадий Георгиевич (415-й иап). Сбит F-86. В бою прикрыл ведущего командира полка. Пилот погиб.
  • Майор Марченко В.А. комполка (913-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Подполковник Горбунов Иван Михайлович, ГСС (676-й иап). Сбит F-86 после взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и был расстрелян F-86 в районе Улунбей.
  • Старший лейтенант Левчатов (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Июль 1953

  • Лейтенант Александр Николаевич Колпаков (535-й иап). Авария во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Абидин М.Л. (518-й иап). Сбит F-86 на посадке в районе Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Виктор Михайлович Белов (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 на высоте 15 м на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
  • Лейтенант Галин Александр Иванович (224-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Борисов Ю.Б (224-й иап). Самолёт обстрелян на посадке на аэродром Дапу. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Германов А.А. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Малевский Л.И. (913-й иап). Разбился после выработки топлива в результате боя в районе Мукден. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Гагаринов (535-й иап). Подбит F-86 в районе аэродрома. Самолёт разбит на посадке. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Шишкин Г.П. (726-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Павлов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Потибенько В.И. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот катапультировался и выжил.
  • Лейтенант Герасимчук Николай Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Старший лейтенант Луговцов Е.И (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Общая статистика

По данным Сейдова, за 1953 год 64-й истребительный авиакорпус потерял 86 самолётов МиГ-15бис без учёта ночных боёв . В нижеприведённой таблице обобщены данные списка.

Примечания

Библиография

  • Сейдов, Игорь «Красные дьяволы» в небе Кореи. - М .: Яуза, Эксмо, 2007. - С. 704. -

12 апреля - черный день авиации СЩА. Лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко вспоминает

12 апреля – чёрный день для американской авиации сразу по двум причинам. Одна известна всей планете – это полёт в космос первого человека, которым стал русский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Другая причина известна очень мало, хотя именно в этот день, ровно за десять лет до полёта Гагарина, советские асы трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, развеяли миф о неуязвимости американских летающих суперкрепостей В-29.

В-29 - тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать то же самое с десятками городов СССР (в соответствии с планами войны против Советского Союза «Totality», «Pincher», «Dropshot», «Broiler/Frolic», «Charioteer», «Halfmoon/Fleetwood», «Trojan», «Off-tackle» и другими, принимавшимися, начиная с 1945 года, и совершенствовавшимися по мере накопления Соединёнными Штатами ядерного оружия).

В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий.

Вот что рассказал о воздушных боях в Корее их непосредственный участник – лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко (на фото) – ветеран Великой Отечественной (на фронтах с августа 1942 года, лично и в группе сбил 13 немецких самолетов и аэростат-корректировщик) и Корейской войн (с апреля 1951 по февраль 1952 года совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 13 самолетов противника:

В начале октября 1950 года произошло событие, изменившее мирную и размеренную жизнь нашего авиационного полка. Однажды командир части собрал в клубе всех летчиков. На трибуну вышел генерал Редькин, заместитель командующего авиацией Московского военного округа (в ту пору авиацией округа командовал генерал Василий Сталин). Он коротко рассказал о нелегкой борьбе коммунистов Северной Кореи с империализмом, сообщил, что американская авиация сжигает напалмом города и села этой многострадальной страны, уничтожает мирное население. В заключение сказал, что правительство Северной Кореи обратилось к правительству Советского Союза с просьбой оказать помощь в нелегкой борьбе с американской авиацией. «Советское правительство согласилось удовлетворить просьбу руководства Корейской Народно-Демократической Республики, – сказал генерал и после непродолжительного молчания спросил, – кто из летчиков желает поехать в Северную Корею добровольцем?» Все, как один, подняли руки. Генерал поблагодарил за отзывчивость, попрощался и уехал.

Советские лётчики-асы, воевавшие в Корее

Командование отобрало 32 летчиков, в основном из числа участников Великой Отечественной войны. Добровольцев собрали в три эскадрильи. Я был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи, которую возглавлял Герой Советского Союза Александр Васько.
Командиром нашей группы, которая получила наименование 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

ПЕРВЫЙ БОЙ

2 апреля 1951 года в составе авиационного звена (две пары самолетов) я вылетел на перехват реактивного разведчика Б-45. Звено подняли слишком поздно, и мы увидели группу противника в составе разведчика Б-45 и 8 самолетов Ф-86 «Сейбров», идущую на встречно-пересекающихся курсах на 1000–1500 метров выше нас. Но несмотря на то, что мы находились в невыгодном положении, я решил атаковать американцев. Ведущему нашей второй пары капитану Лазутину удалось занять удобное положение в пятистах метрах снизу и сзади разведчика. Но атака по разведчику не получилась, самолет, увидев нас, прибавил газу и ушел к себе домой.


Соперники в Корейской войне: Миг-15 и Сейбр

На нас набросились «Сейбры». Мне пришлось дать по ним очередь издалека, чтобы не дать сбить Лазутина, который после неудачной попытки атаковать Б-45 оказался далеко внизу. Самолеты резко ушли вверх. В этот момент мою пару атаковало второе звено «Сейбров». Ведущий группы зашел в хвост моему ведомому Сергею Родионову и стал быстро с ним сближаться, готовясь в любую секунду открыть огонь из всех своих шести крупнокалиберных пулеметов. Понимая, что не успеваю отбить атаку, даю Родионову команду сделать переворот. Родионов немедленно выполнил команду и ушел буквально из-под носа «Сейбра». Сделав правый разворот со снижением, я оказался в выгодном положении сзади этого «Сейбра» и с дистанции 400–500 метров открыл по нему огонь. Трасса прошла перед «Сейбром» и несколько снарядов разорвалось на фюзеляже. Сейбр сразу прекратил преследование, развернулся под меня и ушел вниз.

В этот момент на меня свалилась сверху вторая пара «Сейбров», но я правым разворотом ушел из-под атаки. Они попытались последовать за мной, но Родионов оказался сзади этой пары и открыл по американцам огонь, чем вынудил их прекратить атаку. После этого «Сейбры» ушли за разведчиком. Мы стали преследовать до береговой черты, за которую нам запрещалось заходить.

«ВСЕМ ВЗЛЕТ!»

12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».

Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.

Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.

Иван Кожедуб в Корее

Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой – около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700–800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.

Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.

Миг-15 с северо-корейскими опознавательными знаками

Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.

Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.


Б-29 Суперкрепость

Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».

ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ

Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.

Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.

Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.

Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.

Ф-86 Сейбр

Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:
– Атакую ведущего, ты бей правого.

Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.

После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
Этот день, 12 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».

Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.

У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.

За тот бой, успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Метки:

Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...