Война в корее летчики. Война в корее
Список потерь советской авиации в Корейской войне (1953)
В данном списке перечислены потери боевой авиации СССР в ходе Корейской войны за 1953 год .
Все данные базируются на книге Игоря Сейдова «„Красные дьяволы“ в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953 гг. Хроника воздушных сражений» (М.: Яуза; Эксмо, 2007), являющейся на 2007 год , по всей видимости, наиболее полной работой, посвящённой действиям советской авиации в Корее.
Потери указаны в следующем формате: дата; звание и имя пилота; подразделение (авиаполк или дивизия); причина потери; судьба пилота. Тип самолёта не указан, поскольку все приведённые в списке самолёты являются истребителями МиГ-15 . Приведены все боевые и небоевые потери, подробности которых известны. Необходимо отметить, что в книге Сейдова описываются не все потери, понесённые 64-й истребительным авиакорпусом; в частности, он отмечает, что ему неизвестна точная цифра потерь за октябрь 1951 года, но, по приблизительной оценке, было потеряно 10-12 самолётов (в тексте книги приводятся подробности потери 8 самолётов). Несмотря на это, в большинстве случаев данные Сейдова совпадают с доступной ему помесячной статистикой 64-го авиакорпуса.
Согласно официальным данным ВВС США , в воздушных боях самолётами Военно-воздушных сил было сбито 827 истребителей типа МиГ-15 . Однако действительные потери авиации СССР, Китая и Северной Кореи составили 566 самолётов , причём не все из них - МиГ-15. Как показывает книга Сейдова, в большинстве случаев завышенные данные о воздушных победах объяснялись тем, что американским пилотам повреждённые самолёты противника засчитывались как сбитые. По всей вероятности, уточнение числа побед затруднялось тем, что американская авиация вела боевые действия над территорией противника, что исключало возможность привлечения наземных наблюдателей и поиска обломков сбитых самолётов.
Сокращения:
- иап - истребительный авиаполк
- гиап - гвардейский истребительный авиаполк
Потери
Январь 1953
- Старший лейтенант Соколов Николай Павлович (224-й иап). Подбит F-86 над Супхун ГЭС. Лётчик приземлился на лёд водохранилища , однако лёд проломился и самолёт утонул. Пилот погиб в машине.
- Ильяшенко Сергей Николаевич (224-й иап). Сбит F-86 над Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Мищенко Виталий Михайлович (726-й иап). Сбит (предположительно F-86). Пилот погиб.
- Капитан Андрущенко В.Д. (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя на взлёте, спланировал, но не дотянул до ВПП . Пилот выжил.
- Старший лейтенант Карпов И.И. (913-й иап). Сбит F-86, пилотируемым подполковником Эдвином Хеллером, командиром 16 авиаэскадрильи. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Земцов (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя в полёте. Пилот катапультировался и выжил.
- Удовиков Г.М. (913-й иап). Потеря ориентировки. Вынужденная посадка на Ляодунском полуострове (район Сюйчжоу). Пилот выжил.
- Старший лейтенант Сенюткин Б.Г. (535-й иап). Потеря ориентировки при полёте в снегопад. Вынужденная посадка в районе города Аньдун . Пилот повредил позвоночник.
Февраль 1953
- Лейтенант Демьянов И.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Маслеев Федор Ильич (535-й иап). Подбит F-86, пилот сел на брюхо вне ВПП Дапу. Пилот выжил.
- Капитан Зеленский И.Ф (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Соколов Илья Константинович (535-й иап). Подбит F-86, в районе Супхун ГЭС, вынужденная посадка, катапульта сработала через фонарь. Пилот погиб.
- Майор Бабич С.И. (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Смирнов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
- Подполковник Акимов П.С. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.
- Заболотный Петр Петрович (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.
Конец февраля
- Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Авария при тестировании нового аэродрома Куаньдянь. МиГ-15 сгорел на ВПП. Пилот выжил.
Март 1953
- Селиверверстов Василий Митрофанович (командир 1 авиаэскадрильи 878-го иап). Группа F-86 попыталась зажать его в «коробочку». Пилот покинул самолет, перевернув его.
- Старший лейтенант Чепусов Дмитрий Иванович (878-й иап). Подбит F-86, при посадке столкнулся с сопкой. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Рочикашвили Василий (Васо) Иванович (224-й иап). Подбит F-86, при посадке выскочил за ВПП и врезался в бруствер. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Куан Вадим Николаевич (224-й иап). Уходя из под атаки F-86, попал в штопор на малой высоте. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Христофоров Н.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Лейтенант Строилов Е. (224-й иап). Столкнулся с ведущим и отбил хвост. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Одинцов Н.К. (224-й иап). Срезал хвост в результате столкновения. Пилот катапультировался, но повредил позвоночник.
- Старший лейтенант Седашев Владимир Николаевич (518-й иап). Подбит F-86, катастрофа на ВПП аэродрома Мяогоу. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Кабанов В.Я. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Лапыгин В.Н. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Ильиных (781-й иап ТОФ) Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Апрель 1953
- Старший лейтенант Мотанахи В.И. (726-й иап). В результате перегрузки отвалилось крыло. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Шкурко Николай Иванович (298-й ниап). Ночная катастрофа при посадке на аэродроме Аньдун. Пилот погиб (единственная потеря полка).
- Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Федорец С.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Марков Владимир Сергеевич (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дээгуандонг. Пилот погиб.
- Капитан Лазарев Василий Николаевич (224-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Кислухин Николай Яковлевич (676-й иап). При взлёте с аэродрома Дапу оторвались ПТБ . Пилот погиб.
Май 1953
- Капитан Батраков Н. Д. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Каменщиков Василий Григорьевич (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Колесников Л.П. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Заболотный П.П. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Борисов Ю.Б. (224-й иап). На обратном пути из района Супхун кончилось топливо. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Кривич В.П. (535-й иап). Сбит F-86, пристроившимися к группе истребителей МиГ с не сброшенными ПТБ. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Рыбаков Алексей Константинович (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот погиб.
- Капитан Стадник Е.И. (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Гришенчук Виктор Лукьянович (913-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Аньдун. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Титенко (535-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Пронин Иван Васильевич (415-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Куприн Н.Г. (415-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Июнь 1953
- Старший лейтенант Тимошин Василий Степанович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Хитхен–Ансю. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Красников Н.П. (224-й иап). Самолёт разбился после выработки топлива из-за потери ориентировки. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Соловьев Леонид (676-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Царенко Владимир Федорович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
- Старший лейтенант Кучеренко Е.П. (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Дорохов Степан Алекссевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб.
- Капитан Блинов Петр Николаевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот выжил.
- Капитан Баландин Василий (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время посадки на аэродром Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Табаков А.П. (676-й иап). Сбит F-86 в районе Сиодзио. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Борисов Василий Иванович (913-й иап). Разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Пименов В.И. (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Потапов Петр Сменович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
- Лейтенант Крикливец Иван Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и погиб, утонув в водохранилище.
- Лейтенант Коршунов Борис Васильевич (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб.
- Лейтенант Плетнев (676-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Повреждённый самолёт разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот выжил.
- Старший лейтенант Кашин В.В. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Аверьянов М. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Кулаев Виль Павлович (224-й иап). «Валежка» во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Пустоваров (676-й иап). Подбит F-86, авария на посадке. Пилот выжил.
- Капитан Карпов И.И. (913-й иап). Авария на посадке. Пилот выжил.
- Капитан Христофоров Н.А (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Аликин Аркадий Георгиевич (415-й иап). Сбит F-86. В бою прикрыл ведущего командира полка. Пилот погиб.
- Майор Марченко В.А. комполка (913-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и выжил.
- Подполковник Горбунов Иван Михайлович, ГСС (676-й иап). Сбит F-86 после взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и был расстрелян F-86 в районе Улунбей.
- Старший лейтенант Левчатов (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Июль 1953
- Лейтенант Александр Николаевич Колпаков (535-й иап). Авария во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
- Старший лейтенант Абидин М.Л. (518-й иап). Сбит F-86 на посадке в районе Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
- Капитан Виктор Михайлович Белов (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 на высоте 15 м на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
- Лейтенант Галин Александр Иванович (224-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
- Борисов Ю.Б (224-й иап). Самолёт обстрелян на посадке на аэродром Дапу. Пилот выжил.
- Старший лейтенант Германов А.А. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Малевский Л.И. (913-й иап). Разбился после выработки топлива в результате боя в районе Мукден. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Гагаринов (535-й иап). Подбит F-86 в районе аэродрома. Самолёт разбит на посадке. Пилот выжил.
- Старший лейтенант Шишкин Г.П. (726-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Павлов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
- Старший лейтенант Потибенько В.И. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот катапультировался и выжил.
- Лейтенант Герасимчук Николай Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
- Старший лейтенант Луговцов Е.И (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Общая статистика
По данным Сейдова, за 1953 год 64-й истребительный авиакорпус потерял 86 самолётов МиГ-15бис без учёта ночных боёв . В нижеприведённой таблице обобщены данные списка.
Примечания
Библиография
- Сейдов, Игорь «Красные дьяволы» в небе Кореи. - М .: Яуза, Эксмо, 2007. - С. 704. -
12 апреля - черный день авиации СЩА. Лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко вспоминает
12 апреля – чёрный день для американской авиации сразу по двум причинам. Одна известна всей планете – это полёт в космос первого человека, которым стал русский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Другая причина известна очень мало, хотя именно в этот день, ровно за десять лет до полёта Гагарина, советские асы трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, развеяли миф о неуязвимости американских летающих суперкрепостей В-29.
В-29 - тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать то же самое с десятками городов СССР (в соответствии с планами войны против Советского Союза «Totality», «Pincher», «Dropshot», «Broiler/Frolic», «Charioteer», «Halfmoon/Fleetwood», «Trojan», «Off-tackle» и другими, принимавшимися, начиная с 1945 года, и совершенствовавшимися по мере накопления Соединёнными Штатами ядерного оружия).
В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий.
Вот что рассказал о воздушных боях в Корее их непосредственный участник – лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко (на фото) – ветеран Великой Отечественной (на фронтах с августа 1942 года, лично и в группе сбил 13 немецких самолетов и аэростат-корректировщик) и Корейской войн (с апреля 1951 по февраль 1952 года совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 13 самолетов противника:
В начале октября 1950 года произошло событие, изменившее мирную и размеренную жизнь нашего авиационного полка. Однажды командир части собрал в клубе всех летчиков. На трибуну вышел генерал Редькин, заместитель командующего авиацией Московского военного округа (в ту пору авиацией округа командовал генерал Василий Сталин). Он коротко рассказал о нелегкой борьбе коммунистов Северной Кореи с империализмом, сообщил, что американская авиация сжигает напалмом города и села этой многострадальной страны, уничтожает мирное население. В заключение сказал, что правительство Северной Кореи обратилось к правительству Советского Союза с просьбой оказать помощь в нелегкой борьбе с американской авиацией. «Советское правительство согласилось удовлетворить просьбу руководства Корейской Народно-Демократической Республики, – сказал генерал и после непродолжительного молчания спросил, – кто из летчиков желает поехать в Северную Корею добровольцем?» Все, как один, подняли руки. Генерал поблагодарил за отзывчивость, попрощался и уехал.
Советские лётчики-асы, воевавшие в Корее
Командование отобрало 32 летчиков, в основном из числа участников Великой Отечественной войны. Добровольцев собрали в три эскадрильи. Я был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи, которую возглавлял Герой Советского Союза Александр Васько.
Командиром нашей группы, которая получила наименование 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.
ПЕРВЫЙ БОЙ
2 апреля 1951 года в составе авиационного звена (две пары самолетов) я вылетел на перехват реактивного разведчика Б-45. Звено подняли слишком поздно, и мы увидели группу противника в составе разведчика Б-45 и 8 самолетов Ф-86 «Сейбров», идущую на встречно-пересекающихся курсах на 1000–1500 метров выше нас. Но несмотря на то, что мы находились в невыгодном положении, я решил атаковать американцев. Ведущему нашей второй пары капитану Лазутину удалось занять удобное положение в пятистах метрах снизу и сзади разведчика. Но атака по разведчику не получилась, самолет, увидев нас, прибавил газу и ушел к себе домой.
Соперники в Корейской войне: Миг-15 и Сейбр
На нас набросились «Сейбры». Мне пришлось дать по ним очередь издалека, чтобы не дать сбить Лазутина, который после неудачной попытки атаковать Б-45 оказался далеко внизу. Самолеты резко ушли вверх. В этот момент мою пару атаковало второе звено «Сейбров». Ведущий группы зашел в хвост моему ведомому Сергею Родионову и стал быстро с ним сближаться, готовясь в любую секунду открыть огонь из всех своих шести крупнокалиберных пулеметов. Понимая, что не успеваю отбить атаку, даю Родионову команду сделать переворот. Родионов немедленно выполнил команду и ушел буквально из-под носа «Сейбра». Сделав правый разворот со снижением, я оказался в выгодном положении сзади этого «Сейбра» и с дистанции 400–500 метров открыл по нему огонь. Трасса прошла перед «Сейбром» и несколько снарядов разорвалось на фюзеляже. Сейбр сразу прекратил преследование, развернулся под меня и ушел вниз.
В этот момент на меня свалилась сверху вторая пара «Сейбров», но я правым разворотом ушел из-под атаки. Они попытались последовать за мной, но Родионов оказался сзади этой пары и открыл по американцам огонь, чем вынудил их прекратить атаку. После этого «Сейбры» ушли за разведчиком. Мы стали преследовать до береговой черты, за которую нам запрещалось заходить.
«ВСЕМ ВЗЛЕТ!»
12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».
Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.
Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.
Иван Кожедуб в Корее
Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой – около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700–800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.
Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.
Миг-15 с северо-корейскими опознавательными знаками
Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.
Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.
Б-29 Суперкрепость
Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».
ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ
Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.
Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.
Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.
Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.
Ф-86 Сейбр
Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:
– Атакую ведущего, ты бей правого.
Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.
После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
Этот день, 12 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».
Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.
У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.
За тот бой, успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Метки:
12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до этого практически неуязвимыми.
Всего же за годы Корейской войны (1950-1953) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.
Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделивший мир на советский и капиталистические лагеря. Однако шесть десятилетий назад сотни советских лётчиков отдали жизни за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира.
Согласно официальной версии, во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.
Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.
Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.
Кроме того, пулемётные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолётам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.
Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.
Советских асов, сбивших десять и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысяч человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.
Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались. Все они имели китайские документы без фотографий и носили форму китайских военнослужащих.
Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.
Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости», - русские.
Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Гарри Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские», могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.
Американская пропаганда нагло вещала, что на каждый геройски павший за свободу и демократию "Шутинг Стар" и "Сейбр" приходится по 20-25 МиГов из Империи Зла. В 1990-е годы появилась более точная статистика - американцы и их союзники в воздушных боях потеряли 1300 самолетов, а якобы корейские летчики - 335. Получается, что советско-китайско-корейские пилоты выиграли со счетом 4:1. Человеческие потери среди наших составили 282 человека. Помянем.
Кстати, лучший из советских летчиков Евгений Пепеляев сбил 23 американца, Николай Сутягин - 21. Лучший из корейских летчиков Ким Ги Ок - 17. Лучший из американских, Джозеф Макконнелл - 16 русских, китайцев и корейцев. Думаю, это показательно.
Трофей был отправлен в Москву, в НИИ ВВС им. Чкалова. Из-за секретности операции эта победа Пепеляеву не была защитана.
Ещё один «Сейбр» удалось захватить 5 мая 1952 года - самолёт ветерана Второй мировой подполковника Уокера «Бада» Махурина был повреждён зенитным огнём и в июле тоже перекочевал в СССР. Лётчик попал в плен. По одной из легенд, именно он просил показать корейского лётчика, который в бою говорил по-русски.
Ну, за аэронавтику! И за целкость и кучность, конечно. И за мир. За весь мир!
Традиционная музыкальная пауза:
Шестьдесят лет назад завершилась Корейская война. Одним из самых интересных и в то же время неоднозначных аспектов этого конфликта были воздушные бои. По ряду причин даже сейчас невозможно точно установить соотношение потерь сторон и, как следствие, правильно оценить тактику действий тех или иных подразделений. В различных источниках называются самые разные цифры, как основанные на документах того времени, так и «выросшие» на специфической политической обстановке первых лет Холодной войны. Поэтому даже в западных изданиях, которые трудно заподозрить в симпатиях к советским, китайским или северокорейским летчикам, встречаются разные сведения. Так, в разных книгах и статьях фигурируют оценки соотношения потерь от 2:1 в пользу СССР, Китая и Северной Кореи до успехов пилотов ООН на уровне 20:1.
МиГ-15 - "рабочая лошадка" советских летчиков в Корее
На фоне споров о точных цифрах сбитых и поврежденных самолетов зачастую остается нераскрытой другая не менее важная тема. Нетрудно догадаться, что итоговые цифры побед и потерь сложились не сразу. Пилотам с обеих сторон фронта приходилось учиться воевать друг с другом и на такое обучение уходили недели, месяцы и десятки боевых вылетов. Поэтому в течение первых месяцев войны каждая новая победа в воздухе была результатом применения новых тактических находок и задумок, из-за чего имела особо интересный характер. Вспомним первые достижения советских летчиков, давшие толчок дальнейшим успехам в воздушной войне над Корейским полуостровом.
Сперва стоит вспомнить, кто именно воевал на стороне Северной Кореи. В первые недели войны, в середине лета 1950 года, военно-воздушные силы Корейской народной армии были откровенно слабы. На аэродромах севернее 38-й параллели базировалось лишь около 150 самолетов различных типов. Войска ООН, в свою очередь, имели на порядок больший воздушный флот. В связи с этим уже осенью того же года северокорейское командование обратилось за помощью к Советскому Союзу. В ноябре 1950 года был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус (иак), целью которого стало прикрытие территории дружественного Китая от налетов авиации ООН, в том числе и американской. За неполные три года в составе 64-го иак прошли войну 12 истребительных авиадивизий. Примерно через год после создания 64-го корпуса, в декабре 1951 года, в Корее появились две китайские истребительные дивизии. Весной следующего года их и первую северокорейскую истребительную авиадивизию свели в Объединенную воздушную армию.
Американский бомбардировщик B-29 Superfortress над целью, 1951 год
После появления над Кореей советских истребителей МиГ-15 ситуация в воздухе резко изменилась. Всего за несколько недель авиация США и ООН почти полностью разделалась с немногочисленными северокорейскими военно-воздушными силами и чувствовала себя единственной хозяйкой воздуха. Однако уже в декабре-месяце советские пилоты из 64-го иак на практике показали, чем может обернуться самоуверенность и беспечность. Днем 1 ноября, за несколько недель до официального формирования истребительного авиакорпуса, свой первый боевой вылет в ходе Корейской войны совершили летчики 72-го гвардейского истребительного авиаполка. Пять пилотов на МиГ-15 под командованием майора Стройкова атаковали группу американских поршневых истребителей P-51 Mustang с ожидаемым результатом – старший лейтенант Чиж открыл счет советским победам. Также имеются сведения о сбитом в тот же день истребителе F-80 Shooting Star.
В западной литературе факт уничтожения 1 ноября 1950 года истребителя F-80 не признается. Чаще всего утверждается, что этот самолет был поврежден огнем зенитчиков и упал. Более того, первые недели боевой работы 64-го истребительного корпуса в зарубежных источниках чаще всего описываются буквально в паре строк. Вероятно, дело в том, что ввиду отсутствия серьезного противника советские пилоты активно сбивали американцев. Естественно, такие факты, особенно во времена Холодной войны, на Западе не оглашались. Из-за этого основное повествование о воздушной войне в Корее в зарубежной литературе нередко начинается только с более поздних событий.
Вскоре после первого боевого вылета был открыт счет потерям. Уже 9 ноября произошел воздушный бой, результаты которого не подвергаются сомнениям с обеих сторон. Утром этого дня американские самолеты бомбили мост через реку Ялуцзян. Группу штурмовиков прикрывали истребители F9F Panther. Для защиты объекта в район прибыли 13 истребителей МиГ-15 из состава 28-й и 151-й истребительных авиадивизий (иад). Вероятно, не увидев все силы противника, советские пилоты атаковали штурмовики, сбрасывавшие бомбы на мост. Из-за этого американские истребители F9F смогли неожиданно приблизиться, разбить строй МиГ-15 и сбить командира 1-й эскадрильи капитана М. Грачева. Лейтенант У. Эмен, заняв выгодную для атаки позицию, стрелял практически до тех пор, пока Грачев не врезался в сопку.
В тот же день, 9 ноября, летчики Н. Подгорный из 67-го полка и А. Бордун из 72-го гвардейского истребительного авиаполка (иап) с разницей в несколько часов одержали первые победы над дальними бомбардировщиками B-29 Superfortress. В дальнейшем истребители СССР, Китая и Северной Кореи сбили, по разным данным, от полутора десятков до 70 таких самолетов.
Видя серьезные потери старых поршневых и устаревших реактивных самолетов, американское командование уже в декабре 1950 года перебросило в Корею новейшие истребители F-86 Sabre. Этот шаг со временем привел к ожидаемому результату. Подтверждением правильности отправки на войну «Сейбров» служит тот факт, что четыре десятка (все кроме одного) американских летчиков-асов, одержавших пять и более побед, летали именно на таких истребителях.
F-86 Sabre - главный противник советских "Мигов"
Первое столкновение самых совершенных истребителей того времени – МиГ-15 и F-86 – произошло 17 декабря 1950 года. К сожалению, этот бой завершился не в пользу советских летчиков. Лейтенант ВВС США Б. Хинтон сбил майора Я. Ефромеенко из 50-й авиадивизии. Всего через несколько дней, 21 декабря, капитан Юркевич (29-й гвардейский истребительный авиаполк) расквитался с американцами за это, сбив первый F-86. Однако, согласно американским документам, первый Sabre был потерян на следующий день.
22 декабря состоялось несколько достаточно крупных воздушных сражений с участием F-86 и МиГ-15, получивших за рубежом общее название «Большой день пилотов ООН». В течение дня летчики с обеих сторон провели несколько воздушных боев, по результатам которых их личные счета в общей сложности увеличились на пять F-86 и шесть МиГ-15. Стоит отметить, эти цифры оказались ошибочными. Фактически в тот день были потеряны лишь два советских и один американский истребитель. Подобные ошибочные оценки количества сбитых самолетов являются постоянной проблемой любых воздушных боев. Однако бои 22 декабря отличались тем, что стали первыми крупными столкновениями самых новых истребителей СССР и США. Именно события этого дня оказали большое влияние на весь последующий ход войны в воздухе Кореи.
24 декабря командир 1-й эскадрильи 29-го иап капитан С.И. Науменко в двух боях сбил по одному американскому истребителю «Сейбр». Возвращаясь на аэродром после второго боя, Науменко имел на своем счету пять побед. Таким образом, капитан С. Науменко стал первым советским асом в Корейской войне. В мае следующего года летчику присвоили звание Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза С.И. Науменко
В дальнейшем первые в своем роде достижения советских летчиков стали появляться реже и реже. К примеру, первая ночная победа в воздушном бою состоялась только в конце весны 1952 года. Тяжелые бомбардировщики США к этому времени летали исключительно ночью, что затрудняло перехват. В конце мая 52-го майор А. Карелин (351-й иап) во время ночного полета точно поразил бомбардировщик B-29. Вражеский самолет находился в лучах зенитных прожекторов и не заметил атаку советского истребителя. Согласно некоторым источникам, спустя полгода, в ноябре 52-го, Карелин получил точное наведение на американский бомбардировщик и даже зацепил его, помяв несколько деталей фюзеляжа. После удара стрелки открыли огонь и раскрыли себя. Это был последний полет того B-29.
Наконец, в феврале 1953 года А.М. Карелин стал первым советским асом с пятью победами исключительно ночью. На этот раз бой выдался очень тяжелым: стрелки бомбардировщика B-29 серьезно повредили МиГ-15 советского летчика. Карелин, сбив вражеский самолет, вернулся на свой аэродром с остановившимся двигателем. В истребителе нашли почти 120 пробоин, 9 из которых были в кабине. Сам пилот не пострадал. После этого вылета Карелину запретили летать на боевые задания, а вскоре полк отправили домой, в Советский Союз. В июле 53-го А. Карелин стал Героем Советского Союза.
Герой Советского Союза А.М. Карелин
По данным советской стороны, в ходе Корейской войны летчики 64-го истребительного авиационного корпуса произвели свыше 64 тыс. самолетовылетов и провели почти 1900 воздушных боев. В этих боях войска ООН потеряли около 1100 самолетов, в том числе и 651 F-86. Зенитная артиллерия корпуса уничтожила 153 самолета (40 «Сейбров»). Для сравнения, корейские и китайские летчики выполнили 22 тыс. самолетовылетов и 366 раз участвовали в боях. Пилоты Объединенной воздушной армии уничтожили 271 самолет противника, в том числе 181 F-86.
Эти колоссальные цифры, касающиеся боевой работы советских летчиков 64-го иак, появились не сразу. Несколько лет подряд пилоты каждый день летали на задания и постепенно увеличивали счет боевых вылетов, боев и побед. Каждый список таких событий начинался с боя или победы, полученной силами вполне конкретного летчика. К сожалению, подобные аспекты Корейской войны освещаются, изучаются и обсуждаются не столь активно, как уже порядком поднадоевшие вопросы точного количества сбитых самолетов.
По материалам сайтов:
http://airforce.ru/
http://airwar.ru/
http://rocketpolk44.narod.ru/
http://warheroes.ru/
25 июня 1950 года войска КНДР вторглись на территорию РК. Так началась Корейская война. Она стала полигоном, на котором СССР и США обкатывали свои первые реактивные истребители. Победу в воздушных боях за явным преимуществом одержал МиГ-15.
Начальная диспозиция
Сталин, который планировал сделать весь Корейский полуостров зоной расширения социалистического лагеря, начал подготавливать для этого почву заблаговременно. Подготовка заключалась в передаче армии Кима военной техники. И прежде всего артиллерии, танков и самолетов. Также военные советники активно обучали северных корейцев пользоваться «дорогими подарками».
В результате 25 июня 1950 года войска КНДР, превосходящие и по численности, и по вооружению армию РК, начали стремительно продвигаться на юг. Этот успех был предопределен тем, что, например, 150 танкам Т-34 «северян» противостояло не более 20 БТР, а 175-и боевым самолетам — 12 учебных.
Через три дня был захвачен Сеул. А в середине августа 90% РК контролировали войска Ким Ир Сена.
ООН при бойкотировании голосования со стороны Советского Союза и Китая приняла решение направить на полуостров миротворческие войска. Первыми в операции «умиротворения Кима» приняли участие войска США, дислоцированные в регионе в основном на авианосцах. Затем подключились Великобритания, Канада, Австралия, Филиппины и еще 11 государств.
Постепенно натиск КНДР удалось приостановить. А затем объединенные войска ООН повернули маховик войны в обратную сторону.
Сталин предусмотрел такой расклад. К войне подключились Китай и СССР. Китай сделал это легально. Советский Союз — тайно. На китайский аэродром Даньдун был направлен 64-й отдельный истребительный авиационный корпус, вооруженный новейшими реактивными истребителями МиГ-15.
Советская новинка
Основанный осенью 64-й корпус был предназначен именно для участия в Корейской войне. И после ее окончания он был передислоцирован, переформирован и переименован.
Состав корпуса был непостоянным. За три года в нем побывали 12 истребительных авиадивизий, 2 отдельных истребительных авиаполка, 2 отдельных ночных истребительных авиаполка, 2 истребительных авиаполка ВМФ, 4 зенитно-артиллерийские дивизии. В самый разгар войны в корпусе насчитывалось 320 самолетов. Общая численность рядовых и офицеров составляла 26 тыс. человек, из них более 500 — пилоты, приобретшие боевой опыт во время Великой отечественной войны. Командовал корпусом легендарный И.Н. Кожедуб.
В целях скрытного участия в войне советские самолеты имели раскраску корейских ВВС. Пилоты носили корейскую форму и имели корейские документы без фотографий. В воздухе от них требовали разговаривать только по-корейски, для чего выдали русско-корейские разговорники. Однако общение на непонятном языке отвлекало внимание и в критической ситуации могло стоить жизни. Поэтому на это нелепое требование вскоре перестали обращать внимание. И без того американцы вскоре поняли, что имеют дело не с неопытными китайскими и корейскими пилотами, а с русскими асами.
На первых порах основу советской истребительной авиации составляли поршневые Як-9 — ветераны Второй мировой, а также появившиеся вскоре после победы Ла-9 и Ла-11.
Нельзя сказать, что они катастрофически проигрывали в воздушном бою поршневым же «американцам» и «англичанам» — P-51 Mustang и Supermarine Spitfire. Парк войск ООН, который был составлен в основном из истребителей США, Великобритании, Австралии и Канады, был довольно обширен за счет самолетов, базировавшихся на авианосцах. Противник давил массой, имея существенное численное превосходство. Забегая вперед, отметим, что за время войны было уничтожено более тысячи «иностранцев», в то время как число наших машин, «командированных» в Корею, не достигало и пятисот.
Ситуацию необходимо было спасать. Поэтому в ноябре в корейском небе появились реактивные МиГ-15. Они пришли на смену не вполне успешной первой советской машине с ТРД — МиГ-9, которая до боевых действий не была допущена.
Миг-15 был совсем «свеженьким» — его поступление в части ВВС началось в 1949 году. На начало 50-х он обладал прекрасными летно-техническими характеристиками, недоступными не только поршневым, но и реактивным «иностранцам». Таким, например, как британский Gloster Meteor, который успел повоевать около года во время Второй мировой.
Основное отличие МиГ-15 от существовавших на тот момент истребителей заключалось в том, что он был околозвуковой. Один ТРД РД-45Ф, имевший тягу 2270 кгс, разгонял его до 1042 км/час. Самолет имел недоступный другим потолок, превышавший 15 тыс. метров. Никто не мог состязаться с ним в скороподъемности: 41 м/c у земли. На 5000 тыс. метров МиГ-15 поднимался за 2,4 мин., в то время как у лучших «американцев» на это уходило 4,8 мин.
При этом у советских и «ООНовских» истребителей были разные тактические задачи. США сделали ставку на массированные бомбардировки КНДР при помощи «летающих крепостей» — В-29, способных брать на борт до 9 тонн бомб. Наши МиГи должны были прежде всего их уничтожать. «Американцы», естественно, осуществлять их эскортирование и отражать атаки советских истребителей.
В связи с полным господством в воздухе МиГов США понесли чудовищные потери своей стратегической бомбардировочной авиации. Апофеоз случился 30 октября 1951 года, когда 44 МиГ-15 атаковали 21 В-29 в сопровождении почти 200 истребителей различных типов. Были сбиты 12 «крепостей», экипаж которых состоял из 11 человек, и 4 F-84. У нас был потерян лишь один истребитель.
В историю ВВС США этот день вошёл как «чёрный вторник». После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов. А В-29 возобновили свою активность лишь через месяц.
Американские необстрелянные
В Корейской войне проходили боевое крещение сразу три американских реактивных истребителя: F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet и F-86 Sabre. Два из них, что называется, «засиделись в девках», третий был совсем новенький.
F-80 начал поступать на вооружение ВВС США и Великобритании за два месяца до окончания боевых действий Второй мировой на европейском континенте. И повоевать до 1950 года он не успел. Самолет был хорош в качестве истребителя-бомбардировщика, но в воздушном бою был несколько неповоротлив. В связи с чем порой становился добычей для Як-9, не говоря уж о МиГ-15.
F-84 начал эксплуатироваться в 1947 году. По скоростным качествам он проигрывал МиГ-15 порядка 80 км/ч. И по всем прочим тоже — по скороподъемности, предельной высоте. А по маневренности уступал значительно, о чем объективно свидетельствовала разница в таком параметре как нагрузка на крыло: 340 кг/кв.м. против 238 кг/кв.м. у МиГ-15.
План американского командования отправить в Корею не самый лучший «товар» основывался на том, что сражаться придется с поршневой авиацией КНДР и Китая. Однако реальность оказалась иной.
Пришлось пойти на экстренные меры: бросить в войну новейшие F-86 Sabre, также околозвуковые, как и МиГ-15. Это были машины одного класса, имевшие как свои достоинства, так и недостатки.
При примерно равной скорости МиГ-15 быстрее разгонялся и имел выше скороподъемность и потолок.
У F-86 была лучше горизонтальная маневренность. Но основные его достоинства заключались в оснащении более эффективным приборным оборудованием. Так, например, на нем был установлен радиодальномер, позволявший вести более результативную стрельбу. Советские летчики пользовались оптическим прицелом. Американский пилот находился и в более комфортных условиях за счет лучшего обзора и использования противоперегрузочного костюма. Пилоты МиГов, чтобы не потерять сознание во время крутых виражей, приноровились особым образом наклонять голову, минимизируя тем самым отток крови.
В ходе войны МиГ-15 был модернизирован. После того, как на нем был установлен антирадар, его уязвимость значительно снизилась. В результате МиГ-15 приобрел перевес в количестве выигранных у F-86 воздушных боев.
Данные о победах и потерях самолетов во время Корейской войны противоречивы. Согласно официальным данным США F-86 уничтожили в воздушных боях 823 самолета противника. В том числе 805 МиГ-15. Советские официальные источники утверждают, что нами было сбито 1097 самолетов противника, включая 642 F-86. Потери МиГов составили 335 самолетов.
Независимый исследователь Роберт Фатрелл подсчитал, что американцы потеряли 945 самолетов. При этом потери советской стороны конфликта у него совпадают с приведенными в официальной советской статистике: 335 МиГ-15, а также 230 самолетов других типов, находившихся на вооружении у Китая и КНДР.
В ходе войны погибли 120 советских пилотов и 1176 пилотов противника (включая членов экипажей В-29).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что советский МиГ-15 был королем корейского неба. Благодаря авторитету, завоеванному им в боях с «Сейбрами», этот самолет, выпущенный в количестве 15560 единиц, пользовался громадным спросом. В свое время он находился на вооружении более чем сорока стран мира.
В этом отношении успехи F-86 несколько скромнее: этих самолетов было произведено 9860 штук.
Фото: ИТАР-ТАСС/Валентина Соболева /Архив.
Война в Корее
Официальной датой начала войны в Корее считается 25 июня 1950 года, но фактически противостояние СССР и США, порой вооруженное, началось здесь сразу после окончания Второй мировой войны.
Американцы, несказанно обогатившиеся в годы войны, создали мощные, основанные на последних технических достижениях и ввиду достаточности средств, высоковариативные Военно-воздушные силы. Вершиной авиационных разработок американцев в то время стал Б-29 - тяжелый четырехмоторный стратегический бомбардировщик, апробированный в годы войны на Тихоокеанском театре. Этот тип самолета непрерывно совершенствовался - и в вооружениях, и в системах управления, и в энерговооруженности, и в других нюансах конструкции.
16 сентября 1950 года в бой вступили крупные силы американской армии: в районе Сеула высадился морской десант, одновременно началось наступление с Пусанского плацдарма. Наступательные операции велись при активной поддержке авиации.
Корейская армия оказалась разгромленной, были потеряны сотни тысяч людей (!), большая часть артиллерии, танков и самолетов (это в основном винтомоторные самолеты советского производства - У-2, Як-9, Ил-10, Ту-2). Американские войска вышли на корейско-китайскую границу. Положение северокорейского правительства оказалось катастрофическим.
Ким Ир Сен обратился за помощью к Сталину, Сталин - к Мао Цзэдуну: «Следовало бы немедленно двинуть к 38-й параллели хотя бы 5–6 дивизий. Китайские дивизии могли бы фигурировать как добровольные…»
12 октября Мао Цзэдун выделил сразу 9 общевойсковых армий (около 1 миллиона человек!), и китайцы двинулись к северокорейской границе. Однако без прикрытия с воздуха рассчитывать на успех было сложно. Китай, а тем более Корея не располагали реактивной авиацией, которую использовали США. Требовалось вмешательство Советского Союза. В срочном порядке были переформированы 151-я гвардейская и 28-я истребительные авиадивизии, на аэродромах Ляодуньского полуострова вновь формировалась 50-я иад.
25 октября китайские части, противопоставляя налетам американской авиации так называемую траншейную борьбу (основанную на исключительном трудолюбии и жертвенности китайских солдат), повели мощное наступление по всему фронту.
В воздухе первыми в бой вступили 28-й и 72-й гвардейские истребительные полки, позднее к ним присоединились летчики 139-го гвардейского иап 28-й авиадивизии. Армия США насчитывала на Корейском театре более 1000 самолетов: около 150 реактивных Ф-80, остальные - «Мустанги», «твин мустанги», «инвейдеры», еще более 400 самолетов - «Корсары», «Скайрейдеры» и несколько реактивных пантер - Ф-9Ф, из состава 7-го морского флота США.
Первую победу в корейских боях, по всей видимости, одержал гвардии лейтенант Ф. Чиж из эскадрильи Героя Советского Союза гвардии майора Н. В. Стройкова, сбивший на МиГ-15 в 13.10 1 ноября 1950 года Ф-51 «Мустанг», упавший северо-восточнее Аньдуня. История с «Мустангами», сбитыми Кожедубом в берлинском небе, повторялась.
Около 14.30 1 ноября в бой вступила четверка А. З. Бордуна из 72-го гвардейского полка на МиГ-15. «Лейтенант Хоминич, передав по радио о противнике, с левым разворотом сверху и сзади, под ракурсом 2/4 со стороны солнца атаковал головную четверку Ф-80. В результате атаки один Ф-80 был сбит. Огонь открывался с дистанции 800 м. Прекращение огня на 200 м, длина очереди - три секунды. Выход из атаки лейтенант Хоминич произвел резким набором высоты с последующим разворотом влево».
По докладу пункта управления истребитель противника упал в 25 км юго-восточнее города Аньдун.
Семен Федорович Хоминич, вероятно, стал автором первой воздушной победы реактивной эры, когда реактивный самолет Ф-80 был сбит пушечным огнем с реактивного самолета МиГ-15. Американцы признают в этот день потерю одного Ф-80, но в другое время суток и от зенитного огня. Зная, однако, как штабы полков любой авиационной страны могли «уводить» свой потерянный в воздушном бою самолет от истинной причины его поражения и особенно от такой причины, как «сбит неприятельским истребителем», эту информацию можно, конечно, принимать к сведению, но не считать доказательством.
Большинство западных историков называют автором первой победы, состоявшейся 8 ноября 1950 года, пилота Ф-80 1-го лейтенанта Р. Брауна из 16-й АЭ 51-й авиагруппы ВВС США. Но ни один из советских полков, принимавших участие в боях, потерь в этот день не понес, а китайцы или корейцы на МиГ-15 тогда еще не летали.
12 апреля 1951 года, ровно за десять лет до полета Юрия Гагарина, разыгрался воздушный бой, принесший американцам тяжелые воздушные потери, бой, когда дивизия Кожедуба завоевала свою воинскую славу.
«В тот день американское командование решило окончательно уничтожить переправы через Ялуцзян, и главной ударной силой должны были стать «сверхкрепости». 48 тяжелых бомбардировщиков под прикрытием около 80 истребителей в 8 часов утра появились в зоне действия советских РТС. Свой курс вражеская армада держала на Аньдунский железнодорожный мост. Для летчиков 324-й авиадивизии наступил час проверки мастерства и мужества. Допустить разрушение переправ через пограничную реку Ялуцзян - значило, по существу, проиграть войну, и это прекрасно понимали обе противоборствующие стороны. Так что предстоящий воздушный бой мог решить исход корейской войны».
Знаменитый воздушный бой длился не более получаса. При этом были сбиты 10 «сверхкрепостей» (Субботин, Сучков, Гесь, Образцов, Милаушкин, Шеберстов, Плиткин, Кочегаров, Назаркин, Шебанов) и 4 истребителя, скорее всего Ф-84 (Крамаренко, Лазутин, Субботин, Фукин). Предположительно были сбиты еще три Б-29 и Ф-86.
После «черного четверга» американцы объявили траур по жертвам воздушного боя. Командование произвело перегруппировки бомбардировочной авиации в Южной Корее и Японии. Были осуществлены и значительные кадровые перестановки. До конца боевых действий 324-й дивизии «сверхкрепости» стали редкими гостями в «Аллее «мигов», перешли на ночную боевую работу, во всяком случае, этих типов не значится более в списках сбитых дивизией самолетов.
Бомбардировщик Б-29 являлся выдающимся инженерным сооружением. Он был создан в самых благоприятных условиях при полностью необходимом финансировании и научном сопровождении в 1940–1941 годах молодыми американскими авиаконструкторами Э. Беллом и Э. Уэллсом и совершил первый полет 21 сентября 1942 года. 5 июня 1944 года эта машина выполнила первые боевые вылеты на Тихоокеанском театре.
Б-29 имел хорошую аэродинамику, мощные двигатели (4 по 2200 л. с.), 10-12-точечное вооружение, проектированные баки, герметичные кабины с герметичным лазом, трехколесное шасси с носовым колесом и десятки других «существенных отличий», открывавших путь к машинам новых поколений. Б-29, при габаритах 30,175 на 43,05 метра, имел взлетный вес более 61 тонны, дальность около 6500 км. Максимальная скорость до 600 км/ч, потолок - 10 тысяч метров. Мог нести до 9-10 тонн бомб.
Почти десять месяцев вели бои два полка 324-й истребительной авиадивизии Кожедуба в небе Кореи и Китая, сбили в воздушных боях 216 американских и австралийских боевых машин. На счету их летчиков и бой 12 апреля, и разгром 77-й австралийской авиаэскадрильи, и десятки других вылетов, еще ждущих своих исследователей, художников, поэтов.
Летчикам трехполковой 303-й авиадивизии было записано 318 побед - 18 Б-29, 162 «Сейбра», другие типы. Как видим, самый почетный трофей - Б-29 - поровну поделили между полками дивизий - по 6 на полк, а полки пусть разбираются сами.
Всего за время войны советские летчики совершили в Корее около 64 000 боевых вылетов, провели 1872 воздушных боя, в которых, по официальным данным, сбили 1097 самолетов противника (69 Б-29, 2 РБ-50, 2 РБ-45, 642 Ф-86, 178 Ф-84, 121 Ф-80, 13 Ф-94, 2 Ф4У-5, 28 Метеор Мк. 8, 8 Б-26, 30 Ф-51, два - неопознанные типы). Четыре зенитно-артиллерийские дивизии сбили в небе Кореи 153 самолета противника (из них 7 Б-29). Заметим, что коэффициент достоверности побед над Б-29 достаточно высок - около 0,6 (на один реально потерянный самолет приходится два самолета, заявленные противником как уничтоженные). Китайскими и северокорейскими летчиками был сбит 271 самолет противника (176 «Сейбров» Ф-86, 27 Ф-84, 30 Ф-80, остальные прочих типов).
Абсолютно лучший результат в этом плане у летчиков отдельного ночного 351-го истребительного авиаполка. По официальным данным, они сбили 15 американских самолетов - 9 Б-29, 5 Б-26 и один РБ-50, еще 7 самолетов подбили (5 Б-29 и 2 Б-26) и имеют одну предположительную победу. Шесть четырехмоторных бомбардировщиков сбил и 2 подбил один летчик, заместитель командира полка майор, впоследствии генерал-майор авиации Анатолий Михайлович Карелин, удостоенный звания Героя Советского Союза.
Всего в воздушных боях в небе Кореи и Китая погибло 120 советских летчиков, 126 корейских и китайских. Были потеряны 546 самолетов МиГ-15 и 4 Ла-11, из них 315 МиГ-15 и 4 Ла-11 пилотировались советскими летчиками.
Всего в Корее воевали 10 советских авиадивизий и 5 отдельных авиационных полков.
Специалисты делят войну в Корее на три этапа. Конец первого этапа датируют весной 1952 года, когда вслед за «кожедубовской» 324-й убыла из Кореи и 303-я «куманичкинская» авиадивизия. Первый этап называют самым удачным при оценке боевой работы советских ВВС. Позднее в бои вводились дивизии ПВО, чьи летчики, хорошо обученные полетам в сложных метеоусловиях, не имели достаточных навыков для ведения маневренного воздушного боя. Полное игнорирование преемственности боевой работы, когда дивизии сменялись сразу и целиком, также приводило к новым потерям.
Колоссальный удар был нанесен по амбициям американцев. Конечно, американская разведка без особого труда установила, кто участвует в воздушных боях, кто первым стартует с китайских аэродромов. Но отдать при этом пальму первенства Советам?! Неожиданным и очень неприятным сюрпризом для недавних союзников был и замечательный советский истребитель МиГ-15. В то время он уже не был последним словом советской авиационной техники - в войска уже поступал МиГ-17, а сверхзвуковой МиГ-19 проходил государственные испытания.
Война в Корее принесла огромные человеческие потери: гибель около 4 млн корейцев с обеих сторон, 200 тысяч китайских добровольцев, 54 тысячи погибших американских военнослужащих. Общие потери советских частей и соединений составили 299 человек, из них 138 офицеров (124 летчика: 111 - боевые потери, 13 - остальные), 161 сержант и солдат. В боях было потеряно 335 советских самолетов (319 - МиГ-15 и Ла-11).
Потери ВВС КНР и КНДР составляют 231 самолет МиГ-15 и 126 летавших на «мигах» летчиков. Кроме того, в начальный период войны были потеряны около 150 поршневых самолетов ВВС КНДР (Ли-2, Ил-10, Як-9, По-2) и более 100 летчиков. Северокорейским летчикам засчитано около 90 воздушных побед.
Учитывая, что «корейские» самолеты редко залетали за линию фронта и, соответственно, потери от зенитного огня были крайне редки, а вот потери самолетов на земле иногда приходилось нести, можно констатировать, что «красные» потеряли в той войне около 480 самолетов в воздушных боях.
Американцы претендуют на 800 самолетов, сбитых в воздушных боях. Таким образом, коэффициент достоверности побед американцев - 0,6. Советские, китайские и корейские летчики претендуют на 1386 самолетов, сбитых в воздухе МиГ-15. Хотя американцы до сих пор не опубликовали достоверных данных о потерях, серьезные исследователи оценивают их потери в 750 самолетов, сбитых в воздушных боях. В этом случае коэффициент достоверности побед советских летчиков и их союзников равен 0,54. То есть коэффициенты достоверности побед сторон в корейской войне достаточно близки.
Общие потери авиационной коалиции «стран ООН» по одним оценкам составляют 2866 самолетов, по другим - 3046 машин (признаются в основном не боевые потери - до 80 %). Погибли 1144 летчика ВВС США, 214 попали в плен с последующей репатриацией, 40 пропали без вести. Великобритания, Австралия и Южная Африка (без Канады) потеряли в небе Кореи 152 самолета.
Американцы обладали в Корее значительным численным преимуществом. Здесь воевали реактивные самолеты США десяти типов и английские реактивные «метеоры». На стороне «сил ООН» участвовали также поршневые бомбардировщики В-29, В-26 и несколько типов поршневых истребителей. Авиация «сил ООН» совершила в Корее более миллиона пятидесяти тысяч боевых вылетов, тогда как советская авиация и ее союзники - около 120 тысяч боевых вылетов: почти на порядок меньше. В то же время советские самолеты базировались на китайской территории, куда бомбардировщики противника залетали редко. Действия «северокорейской авиации» с корейских аэродромов были прекращены ввиду противодействия американской авиации, бомбившей взлетные полосы.
После корейских событий регулярных боевых действий в воздухе советская истребительная авиация не вела. Было несколько побед, одержанных советскими летчиками при охране воздушных границ страны, и несколько израильских самолетов, сбитых в ходе арабо-израильских конфликтов. Были и потери. При этом ни один из советских летчиков после корейской войны не одержал пяти побед в воздухе, то есть не стал асом.
Ниже приводится список результативнейших советских асов корейской войны, за ним - биографические справки на трех лучших и трех «двойных» советских асов - летчиков, одержавших более пяти побед как на реактивных, так и на поршневых машинах; далее приводится список результативнейших американских асов, далее - биографические справки на трех результативнейших и трех «двойных» асов США.
Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий ИгнатьевичБои в Корее Точно также пропаганда извращает итоги боёв в Корее в 1951-1953 гг., где наши лётчики напрямую встретились в бою с самыми «цивилизованными» лётчиками самой «цивилизованной» страны.Сегодня без тени смущения американцы пишут («Энциклопедия авиации», Нью-Йорк,
Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер ОскарГЛАВА ТРЕТЬЯ Общее положение дел: Гней Помпей. - Война в Испании. - Невольническая война. - Война с морскими разбойниками. - Война на Востоке. - Третья война с Митридатом. - Заговор Катилины. - Возвращение Помпея и первый триумвират. (78–60 гг. до н. э.) Общий
Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий ИгнатьевичБои в Корее По примеру Гитлера и Геббельса теперь уже пропаганда США извращает итоги боев в Корее в 1951-1953 гг., где наши летчики напрямую встретились в бою с самыми «цивилизованными» летчиками самой «цивилизованной» страны.Сегодня без тени смущения американцы пишут
Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид СергеевичФормирование государственности в Корее На Корейском полуострове южнее реки Амноккан (Ялуцзян) в начале нашей эры существовало несколько племен, наиболее сильными среди которых были северные, протокорейские (когурё). В III– IV вв. на полуострове возникло три племенных
Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович6.1. В десантах в Северной Корее Завершив войну против Германии, Советское правительство, выполняя свои союзнические обязательства, сделало заявление о том, что СССР принимает предложение союзников об участии в войне против Японии.После отказа японского правительства
Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина МарковнаКАТАСТРОФА В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ Об этой катастрофе, считающейся одной из самых масштабных в истории железнодорожного сообщения, мир узнал лишь спустя сутки. До этого иностранные наблюдатели могли только догадываться, почему северокорейский городок Рёнчхон скрылся под
Из книги Тайны подводного шпионажа автора Байков Е АВ Корее - «истребители», во Вьетнаме - «тюлени» После окончания Второй мировой войны, основываясь на результатах анализа предшествующего боевого опыта применения морских «истребителей» и с учетом научно-технического прогресса командование ВМС США в конце 40-х годов
Из книги Последние годы Сталина. Эпоха возрождения автора Романенко Константин КонстантиновичГлава 10 Война в Корее Сталин никогда не ошибался. За всю свою жизнь он не ошибся ни разу. Стейнбек А. Война содействовала росту американского экспорта, и Америка не замедлила воспользоваться обретенными в результате этого преимуществами. Реальная война, обессилившая
Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария ПавловнаКатастрофа в Северной Корее Об этой катастрофе, считающейся одной из самых масштабных в истории железнодорожного сообщения, мир узнал лишь спустя сутки. До этого иностранные наблюдатели могли только догадываться, почему северокорейский городок Рёнчхон скрылся под
Из книги Великие летчики мира автораВОЙНА В КОРЕЕ Евгений Георгиевич Пепеляев (СССР) Пепеляев родился 18 марта 1918 г. в городе Бодайбо в семье машиниста. Окончив школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожного техникума в Омске, работал токарем в авиационных мастерских в Одессе, занимался в аэроклубе. С 1936 г. в РККА. В 1938
Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич1. Агрессия в Южной Корее В главе XVII дается обзор политики советского правительства в 1953–1958 гг. Говоря о международном положении в этот период, авторы повторяют вымысел, будто война в Корее была вызвана «американскими империалистами». При этом совершенно умалчивается,
Из книги Величайшие воздушные асы XX века автора Бодрихин Николай ГеоргиевичВойна в Корее Официальной датой начала войны в Корее считается 25 июня 1950 года, но фактически противостояние СССР и США, порой вооруженное, началось здесь сразу после окончания Второй мировой войны.Американцы, несказанно обогатившиеся в годы войны, создали мощные,
Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро3. Подготовительные мероприятия в метрополии и Корее В феврале 1945 года Ставка внесла изменения в организационную структуру войк. В собственно Японии вместо армий почти повсюду были созданы фронты. Силы обороны собственно Японии (о-ва Хонсю, Кюсю, Сикоку) - 1-я воздушная
Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич§ 1. Как в Корее был разгромлен японский милитаризм После разгрома и капитуляции фашистской Германии Советский Союз в соответствии с Ялтинскими (февраль 1945 г.) и Потсдамскими (июль-август 1945 г.) договоренностями начал подготовку к вступлению в войну против
Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим ЮрьевичРусичи в КНДР (Северной Корее) 1950–1953 годы. Утром 25 июня 1950 года в результате вооружённого столкновения на 38-й параллели началась война. Войска северян начинают наступление и двигаются на юг к Сеулу. Войска КНДР насчитывают 175 000 штыков, 1600 орудий, 258 танков, 172 самолёта и 20