Войска горючего. День службы горючего вс рф - история праздника

День образования Службы горючего Вооруженных сил Российской Федерации отмечается 17 февраля. Именно в этот день приказом Народного комиссариата обороны в 1936 году было создано Управление снабжения горючим Красной армии с одновременным созданием отделов снабжения горючим в военных округах. Это стало официальной точкой отсчета истории службы горючего армии Советского Союза, а в дальнейшем и России.

Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стали военные столкновения СССР с Японией. В июле-августе 1938 года у озера Хасан, когда за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.

В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.

Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942 года по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только обороняющихся частей, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.

Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А. М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы, во времена бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.

Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации.

И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом.

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Служба горючего ВС РФ, основанная 17 февраля 1936 года как Управление снабжения горючим РККА. Уже тогда стало ясно, что будущая война — война моторов, а бензин стали называть «кровью войны». Постоянный «кровоток» и обеспечивает эта служба на протяжении десятков лет.

Понятно, что история снабжения войск топливом началась гораздо раньше — как только в российской армии появились машины и корабли с двигателями, работающими на нефтепродуктах. В 1877 году в России началась эксплуатация первого в мире танкера «Зороастр». Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В 1900 году на русском флоте было 20 эсминцев типа «Новик», работавших на мазуте, а к концу 1917 года их стало уже 30.

Первые моторы Первой мировой

В российской императорской армии уже в 1914-м году был сформирован первый бронеотряд. Всего же на фронтах Первой мировой в войсках использовалось до 10000 легковых и грузовых автомобилей, 700 самолетов и порядка 300 броневиков. На железных дорогах действовал мотоброневагон «Заамурец». Ежемесячный расход горючего составлял более двух тысяч тонн автомобильного и до 450 тонн авиационного бензина. Для подвоза топлива и боеприпасов в дивизионе зенитных броневиков «Руссо-Балт» тип «Т» были даже специальные бронемашины. Всего же в войска за годы войны было поставлено 1,2 миллиона тонн горючего.

В середине 30-х годов был разработан специальный бронированный транспортер топлива на базе легкого танка Т-26 . Он был предназначен для снабжения танковых подразделений на передовой, но в серию так и не пошел.

Хасан и Халхин-Гол

Боевое крещение служба приняла в 1938-м году, во время конфликта с японскими войсками на озере Хасан. Тогда было израсходовано 8,5 тысяч тонн горючего, а на Халхин-Голе — в десять раз больше: 86,7 тысяч тонн было поставлено для танков, бронемашин, грузовиков и тягачей. Несмотря на многосоткилометровое «плечо подвоза» механизированные части РККА были обеспечены достаточном количеством бензина и солярки.

Великая Отечественная. Борьба за нефть

Но самая сложная задача возникла перед службой горючего в годы Великой Отечественной. В 1941-м году были потеряны значительные запасы топлива, нефтеперерабатывающие заводы эвакуировались из Одессы, Херсона, Бердянска. В Грозном и Баку начались активные буровые работы для увеличения объемов добычи. Недаром в 1942-м Гитлер направил свой главный удар на Сталинград. Ведь захватив его, он открывал путь не только к главным нефтепромыслам СССР на юге, но и перерезал важнейшую речную магистраль, по которой нефть и нефтепродукты доставлялись в центр страны. Но даже когда противник подступил к Волге, баржи — под огнем — продолжали перевозить такое нужное горючее. Всего же армия и флот за годы войны потратили более 16,4 миллионов тонн топлива.

«Второй Баку»

В годы войны для увеличения объемов добычи нефти началась активная геологоразведка в регионе Поволжья и Урала, названном «Вторым Баку». Так появились нефтегазопромыслы в Татарстане, Башкортостане, Ухте и Нарьян-Маре.

Бензин для блокадного Ленинграда

Ленинград, осажденный гитлеровскими войсками, нуждался буквально во всем. По дну Ладожского озера был проложен трубопровод длиной 27 километров, по которому в город поставлялось топливо. С июня 42-го по март 43-го по нему было перекачено более 47 тысяч тонн горючего всех видов.

«Дорога жизни» через Саланг

Для обеспечения группировки советских войск в Афганистане были построены магистральные полевые трубопроводы протяженностью 1200 километров, по которым для 40-й армии было доставлено 5,4 миллиона тонн нефтепродуктов. Трубы пытались повредить всеми способами, а мирные жители стремились добыть немного содержимого для обогрева жилищ. Служба горючего постоянно устраняла последствия аварий и диверсий.

Топливо вместе с другими грузами шло через тоннель Саланг. Боевики постоянно устраивали засады на советские конвои, и профессия водителя автоцистерны с горючим была смертельно опасной.

Огонь, вода и не медные трубы

Профессионалы строительства мобильных трубопроводов не раз участвовали в спасательных операциях во время чрезвычайных ситуаций. Трубопроводные подразделения службы горючего подавали не бензин, а воду, чтобы потушить пожары. В том числе жарким летом 2010-го. Два трубопроводных батальона перекачали более одного миллиона тонн воды, чтобы затушить и обводнить горящие торфяники. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин попал в огненную ловушку вместе со своим подразделением, но, проявив мужество и профессионализм, провел бойцов через огонь, за что был награжден Орденом Мужества.

Участвовали бойцы службы и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Питьевая вода шла по «военным» трубам в разрушенные землетрясением города Армении в 1989-м. А в 2014-м трубы, проложенные военными, стали наполнять уже Северо-Крымский канал, чтобы обеспечить города Крыма водой, которой Украина пыталась лишить жителей мятежного полуострова.

Горючее для современной армии

Ежегодно ВС РФ потребляют около двух миллионов тонн различных видов топлива и масел. Для своевременного снабжения в ближайшие годы будет закуплено более 900 грузовиков-цистерн. Также планируются внедрение новых легких композитных труб из стеклопластика, разработка арктического автотопливозаправщика, универсальной лаборатории, контейнеров для транспортировки компонентов жидкого ракетного топлива и автомобильного топливозаправщика для ВДВ.

17 февраля отмечают свой профессиональный праздник представители Службы горючего Вооружённых сил Российской Федерации. Официально эта служба является составной частью Тыла ВС России, однако в существует немало примеров того, когда военнослужащие Службы горючего выполняли поставленные перед ними задачи фактически во фронтовых условиях. Роль Службы горючего и в современной армии сложно переоценить.


Точкой отсчёта в истории Службы горючего (СГ ВС) стал 1936 год. 79 лет назад по приказу тогдашнего главы Народного комиссариата обороны Климента Ворошилова создаётся Управление по снабжению горючим РККА (впоследствии Служба горючего Вооружённых сил СССР). История сохранила имя первого руководителя СГ ВС. Этим человеком стал Николай Николаевич Мовчин (1896-1938). Ещё до официального создания Службы горючего Николай Мовчин стал одним из инициаторов формирования прообраза структуры. Речь идёт об Управлении снабжения горючим Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Николай Мовчин – это военный специалист, известный ещё и своими работами по истории Красной Армии, а также созданием мобилизационной стратегии. В 1935 году он получил звание полковника, которое, к сожалению, стало последним в его военной карьере. Дело в том, что примерно через 1,5 года после его назначения на пост главы Управления по снабжению горючим РККА полковник Мовчин был арестован и впоследствии расстрелян по приговору суда (так называемое «дело Тухачевского»). Реабилитировали Николая Николаевича посмертно - в августе 1956 года.

Пожалуй, наибольший вклад в дело развития СГ в советское время внёс человек, которого по праву называют патриархом Службы горючего. Это Василий Васильевич Никитин, который стоял у руля СГ ВС СССР около трёх десятилетий. Именно при генерале Никитине Служба горючего прошла, как сейчас модно говорить, через основные этапы структурного реформирования. Принял Василий Васильевич СГ в состоянии, которое можно было охарактеризовать, как в своё время написала газета «Красная Звезда», «получай – выдавай». За время же руководящей работы Василия Никитина СГ ВС СССР существенно расширилась, приобретя дополнительный функционал. Служба превратилась в полномасштабный сегмент боевого обеспечения, так как растущая численность и мощь армии ставили перед службами тыла новые и новые задачи, решения которых были отнюдь не простыми.

Во время Великой Отечественной войны Василий Никитин входил в состав оперативной группы Управления службы горючего. Спустя некоторое время он возглавил отдел Службы, и на его плечи легли обязанности по своевременному обеспечению горючим армий и дивизий. Военнослужащие, входившие в подразделения Службы горючего, нередко совершали настоящие подвиги, транспортируя топливо для военной техники прямо на передовую.

По сути, солдаты Службы горючего во время войны – это герои, которые оставались в тени славы лётчиков, танкистов, десантников, моряков, однако это никак не умаляет их вклада в общую героическую победу, добытую титаническим трудом и беспримерным мужеством. Понимали роль бойцов службы горючего и на фронте. Своевременная доставка топлива часто решала исход того или иного локального противостояния, которые в свою очередь собирались в общую картину разгрома гитлеровской армии.

Служба горючего при Василии Никитине превратилась ещё и в сегмент организации научной работы по совершенствованию характеристик топлива. В первую очередь речь идёт об изменении формулы реактивного топлива. В такой научной работе самое непосредственное участие принял сам генерал Никитин. Василий Никитин стал одним из разработчиков системы транспортирования горючего для военных целей с помощью трубопроводов. Именно Никитин в своё время предложил решить проблемы, связанные с доставкой топлива советским войскам в Афганистан, с помощью монтажа трубопровода. Совместными усилиями военнослужащих Службы горючего и Трубопроводных войск трубопровод в Афганистане начал функционировать, обеспечив поставки топлива для войск. Общая протяжённость двух направлений трубопровода в Афганистане составила более 1200 км. Через этот инфраструктурный объект было перекачано 5,4 млн. тонн горючего – около 80% от всего объёма поставок.

В том числе и за эти заслуги Василий Никитин был объявлен Лауреатом Государственной премии, став и для новых поколений военнослужащих настоящим образцом служению делу, с которым связал свою судьбу.

Сегодня Служба горючего решает задачи по хранению, транспортировке топлива по суше, морю и воздуху. Специалисты СГ ВС РФ выполняют заправочные работы, обслуживая сотни складов, автоматизированных пунктов выдачи топлива, заправочных пунктов и баз различного подчинения.

Если в 2010 году годовой оборот горючего в ВС РФ составлял около 8 млн. тонн, то теперь эта цифра выросла почти на 50%. Это говорит о повышении интенсивности деятельности ВС РФ, что в свою очередь даёт повод говорить и о повышении обороноспособности.

«Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов Службы горючего ВС (всех «горючников») с профессиональным праздником!

Согласитесь, неприятные запахи в туалете - это нехорошо, это не радует. Всякие освежители помогают, но недостаточно.

С неприятными запахами можно бороться, их можно и нужно устранить! Сделав, например, такие «бомбочки» для туалета

Для этого ПОТРЕБУЕТСЯ:

Пищевая сода - стакан


Лимонная кислота - четверть стакана


Уксус - пол чайной ложки


Перекись водорода - столовая ложка


Эфирные масла - 20 капель


Чайная ложка


Лист пергамента

ИНСТРУКЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:

Воскресенье, 17 Февраля 2014 г. 02:58 ()


В Вооружённых Силах РФ много служб, называемых тыловыми, но только одна из них может по праву называться службой боевого обеспечения и эта служба - Служба горючего.


17 февраля 1936 года, когда по Приказу Народного комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим — Служба горючего ВС СССР.


Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан — за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.


В суровые годы Великой Отечественной войны, личный состав Службы горючего проявил массовый героизм и мужество.


Отдельной строкой в историю героической обороны Ленинграда вошло строительство по дну Ладожского озера магистрального трубопровода. Только с июня 1942-го по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, что в конечном счете позволило обеспечить потребности не только обороняющихся войск, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.




За образцовое снабжение горючим боевых действий и проявленное мужество только за 1943-1945 годы орденами и медалями награждены 2.637 офицеров.


В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки — ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решения этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.,




Военные действия в Афганистане тоже потребовали от личного состава Службы горючего немалой смекалки и героизма. Именно там, наиболее масштабно, и в течение продолжительного времени полевые магистральные трубопроводы использовались для обеспечения горючим соединений и частей ОКСВА. В общей сложности по полевым магистральным трубопроводам протяженностью 1200 км войскам 40 армии было подано 5,4 млн. т нефтепродуктов.




Перекачка горючего по трубопроводу велась круглосуточно. Охрана трубопровода представляла собой нелёгкую задачу. Диверсии и аварии случались очень часто, днем и ночью. Трубопровод подрывали минами, простреливали, пробивали кирками и мотыгами, пропиливали трубы ножовками. Такие диверсии совершали не только боевики моджахедов, но и мирные жители. В Афганистане у населения практически не было дров, это обстоятельство подталкивало мирных жителей пробивать полевой трубопровод. Так они могли получить топливо для обогрева и приготовления пищи. Личному составу Службы горючего постоянно приходилось устранять последствия аварий и диверсий.


Были у Службы горючего и непростые времена. Страницы нашей истории помнят 1991 год, когда начался новый период в истории страны и всех Вооружённых Сил. Служба горючего здесь, безусловно, не осталась в стороне. В новых экономических условиях резко усложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горючего и смазочных материалов, ракетным топливом и техническими средствами. Хроническое недофинансирование и введение лимитов значительно усложнило обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение этих задач потребовало повышения уровня экономической и юридической подготовки личного состава Службы горючего.


Можно вспомнить и горячее лето 2010 года, когда подразделения и личный состав Службы горючего были задействованы при тушении массовых лесных пожаров. Тогда два трубопроводных батальона обеспечили подачу более 1 млн. тонн воды для их тушения и обводнения осушенных ранее торфяных болот. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин совершил настоящий подвиг. Попав в огненную ловушку, он проявил мужество и отвагу, своими грамотными действиями спас подчинённых и дорогостоящую технику, за что был удостоен высокой награды — ордена Мужества.




Выпускники образовательных и научных учреждений Службы горючего зарекомендовали себя хорошими специалистами, владеющими сложными проектными и ресурсосберегающими технологиями. Они проходят службу не только в Вооруженных силах, но и работают на должностях специалистов в государственных и коммерческих организациях Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, ГАЗПРОМ, и др., а география трудоустройства, очень широка: от Калининграда до Находки и от Ямала до Новороссийска!


17 февраля вместе с офицерами Минобороны России День Службы горючего отмечают наши коллеги и в других силовых ведомствах.


От лица Межрегиональной общественной организации содействия сохранению отечественных традиций и культурного наследия "ВЕЧЕ", поздравляем весь личный состав Службы горючего ВС РФ с профессиональным праздником, желаем всем дальнейшего карьерного и служебного роста, высокого профессионализма, успехов в служении Родине, благополучия, здоровья и личного счастья!


МОО «Вече», ВПП «Партия Дела»


Владимир Орлов


Воскресенье, 01 Августа 2010 г. 15:34 ()

Ежегодно 1 августа отмечается День тыла вооруженных сил России. Этот праздник утвержден Приказом Министерства обороны РФ № 225 от 7 мая 1998 года.

За точку отсчета истории тыла вооруженных сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Петр I подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».

Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган — Провиантский приказ, ведавший поставками хлеба, крупы и зернофуража для армии. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.


1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение тыла вооруженных сил — тыл определился как самостоятельный вид или род вооруженных сил.

В этот день Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.

Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А. В. Хрулев, начальником его штаба — генерал-майор интендантской службы П. В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Сегодня тыл Вооруженных сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный и эффективно действующий механизм. В его состав входят штаб тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

Высокая ответственность и профессионализм военнослужащих и гражданского персонала тыла, их верность служебному и воинскому долгу убедительно проявились при организации тылового обеспечения боевых действий в Афганистане, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, осуществления российскими военнослужащими миротворческих миссий.

От лица межрегиональной общественной организация содействия сохранения отечественных традиций и культурного наследия "ВЕЧЕ" поздравляем всех военнослужащих и гражданский персонал тыла ВС РФ с их профессиональным праздником.

#горючее #история #службагорючего #русскаяармия #топливо

Функциональные предшественники нефтепродуктов издревле сопутствовали войску. Это были всевозможные растительные масла, деготь, дрова, уголь и даже кирпич, которым, как широко известно благодаря лесковскому Левше, некогда чистили ружья.

Основы снабжения армии и флота смазочными материалами оформились в России к середине XVII - началу XVIII вв. Согласно воинскому уставу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», написанному царем Алексеем Михайловичем и изданному в 1647 году тиражом 1200 экземпляров, мушкетеру надлежало «у перевязи иметь маленькую фляжечку с деревянным маслом, чем мушкет смазывати». Фляжечка эта - прапрабабушка современной «масленки». В образцовой табели «шхипорских припасов» первого Морского устава 1720 года, разработанного Петром I, значатся лампадное, конопляное и деревянное масло. Для их хранения предусматривались «жестянки на масло».

В армии передовыми бензоскладами и мастерскими заведовал один из командиров автомобильных рот, являвшийся также заведующим автомобильной частью армии. Ему подчинялись все автомобильные части и команды. Автобронетанковые отряды, приданные дивизиям, снабжались горючим через начальников снабжения.

С 1918 года снабжение горючим осуществлялось Главным военно-инженерным управлением РККА и Управлением снабжения РККВФ, с 1927 г. - Управлением специального снабжения ВМС, входившими в состав Центрального управления снабжения РККА.

В 30-е годы потребовалась организация обеспечения горючим в масштабе всей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Им занимались различные структуры вплоть до Генерального штаба.

11 января 1933 года приказом РВС СССР № 03 было образовано Управление по топливу РККА, переименованное в марте 1933 г. в Управление снабжения горючим и смазочными материалами РККА. В ноябре 1934 года Управление, лишившись снабженческих функций, вошло в состав Штаба РККА в качестве 6-го отдела. С 1934 по 1936 год обеспечение горючим возлагалось: в сухопутных войсках - на Автобронетанковое управление, в ВВС -на отдел горючего, спецснабжения и складов Управления Воздушных Сил РККА, в ВМФ - на отдел портов и специального снабжения Управления Морских сил РККА.

По приказу НКО СССР № 024 от 17 февраля 1936 г. , 6-й отдел был развернут в самостоятельное Управление снабжения горючим РККА, подчиненное с апреля 1936 года Главному управлению вооружения и технического снабжения. Окончательное утверждение Службы горючего в Центре выявило необходимость воссоздания отделов снабжения горючим военных округов, функционировавших в 1933-1934 годы. Началось активное формирование воинских частей и учреждений Службы. 17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего.

С июля 1937 года УСГ РККА переподчинено НКО СССР , с октября 1939 - Управлению военно-технического снабжения РККА, с июня 1940-го - вновь НКО СССР, с марта 1941-го - начальнику Генерального штаба.

1 августа 1941 года Народной Комиссар обороны Союза ССР «в целях улучшения работы тыла» подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…». Этим приказом была создана должность начальника тыла Красной Армии, в подчинение которому «во всех отношениях» перешло и Управление снабжения горючим.

Всего за годы Великой Отечественной войны Вооруженными Силами было израсходовано 16,4 млн. т горючего. По состоянию на 1 января 1942 г. заправка на всех фронтах по автомобильному бензину составляла 9,9 тыс. т, тогда как к 1 мая 1945 г. она возросла в 2,7 раза и достигла более чем 27 тыс. т.

Потреблялось огромное количество горючего, моторных масел, смазок и специальных жидкостей. Если среднемесячное потребление горючего в 1942 г. принять за 100%, то в 1943 г. оно составило 113, в 1944 г. -133 и в 1945 г.- 158%, или возросло более чем в 1,5 раза.

За годы войны были восстановлены склады и нефтеба­зы общей вместимостью более 430 тыс. м3, выполнены перевозки суммарно всеми видами транспорта в объеме свыше 36 млн. т (перевозки превысили расход в 2,5 раза). На долю железнодорожного и автомобильного транспорта пришлось почти 80% перевозок.

После Великой Отечественной войны рост технического оснащения Вооруженных Сил и связанное с ним резкое увеличение потребности войск (сил) в горючем, появление ракетной техники и нового вида материальных средств - ракетного топлива - потребовали совершенствования организационной структуры Службы снабжения горючим, разработки новых образцов технических средств. Появились полевые магистральные трубопроводы (1953 г.), средства хранения, транспортирования и перекачки ракетного топлива, резинотканевые резервуары и др. Сформированы Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов КА (1946 г.) и Военно-техническое училище службы снабжения горючим (1947 г.). В Службе снабжения горючим родилась и новая наука - химмотология, изучающая эксплуатационные свойства и качества топлива и смазочных материалов, теорию и практику их рационального использования в двигателях, машинах и механизмах.

В 1953 году нефтепродуктообеспечение всех видов Вооруженных Сил сосредоточилось в УСГ МО СССР. В 1967-м Управление снабжения горючим МО СССР было реорганизовано в Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим МО СССР, в 1979-м -в Центральное управление ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО СССР. С мая 1992 года статус высшего органа Службы горючего получило Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации. Служба горючего как орган управления существует во всех видах Вооруженных Сил, Воздушно-десантных войсках, в военных округах, на флотах, в армиях, на флотилиях, в корпусах, дивизиях, бригадах, полках, отдельных частях.

В состав Службы горючего ВС РФ также входят: службы горючего видов ВС, военных округов (флотов), армий (корпусов), дивизий (бригад) и частей; 25-й Государственный научно-исследовательский институт (по химмотологии) МО РФ; центры обеспечения Министерства обороны: горючим, техническими средствами; базы и склады горючего и ракетного топлива; трубопроводные соединения, автомобильные части и подразделения подвоза ракетного топлива; ремонтные заводы; военные представительства на заводах, магистральных нефтепродуктопроводах, в научных учреждениях; Ульяновский филиал Военной академии тыла и транспорта; Музей СГ ВС РФ, русский музей в Эстонии и другие учреждения (воинские части).

Основу инфраструктуры Службы горючего составляют ее склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, которые размещены на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га. Кроме того, имеются войсковые и аэродромные склады для содержания войсковых запасов горючего. Годовой грузооборот горючего через систему центральных, окружных, флотских и армейских складов составляет более 8 млн. т.

Многолетний опыт, накопленный Службой горючего в обеспечении войск горючими и смазочными материалами, показывает, что успешное решение этой сложной и ответственной задачи возможно только при четко налаженной системе технического обеспечения.

В настоящее время Служба горючего Вооруженных Сил РФ располагает значительным материально-техническим потенциалом, позволяющим в целом решать главную задачу технического обеспечения по поддержанию боеготовности войск и сил флота. На этапе реформирования ВС РФ, значительного сокращения ассигнований на закупку технических средств, наряду с решением вопросов совершенствования структуры подразделений, частей и учреждений службы горючего особое внимание уделяется технической политике, базирующейся на вновь разработанных принципиальных положениях, предусматривающих в первую очередь переход на качественные параметры в развитии и создании технических средств в единой системе с боевой техникой, на общей конструктивной и технологической основе. Цель технической политики по Службе горючего на современном этапе -максимальное сохранение технического потенциала службы, поддержание необходимого уровня ее боевой и технической готовности, как составного элемента укомплектованности Вооруженных Сил РФ.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...