Войти забыли пароль.

Психологический портрет современного руководителя

Выполнила:

Проверила:

2010/2011 учебный год

1. Введение

2. Портрет современного руководителя

3. Личность руководителя

4. Что нужно, чтобы стать лидером

5. «Заповеди руководителя»

6. Заключение

7. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

­ Чувство коллективизма

­ Коммуникабельность

­ Инициативность

­ Самообладание

­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае - властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО "ГазпромТрансГаз - Ухта":

"Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела - а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными - а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой - умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым".

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

"Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.

Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми - и поэтому ему надо быть хорошим психологом".

Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

"Меня несколько удивило в вопросе словосочетание "современный руководитель". То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества - это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии - то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука".

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;

проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров

проведение собраний и представительство;

заполнение форм отчетности;

повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

1)Биографические характеристики (пол,возраст,образование)

Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Роль соцокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус-мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей-личным качествам (Р.Рене, США). Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать этого не приходится. Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятия сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б.Джонсон ценят «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Большинство исследователей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).(1)

Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. Современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера: более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей-генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности-63,5 года, в США-59 лет (Т.Коно). Вице-президенты несколько моложе-примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет, и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффективных руководителей весьма зрелого возраста-старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейпш») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале-знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров и сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.(1)

Образование. К объективным факторам эффективного руководства относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е.Фидлер: «Лучший способ стать президентом компании-родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция (лат. Соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим положением и занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование: выходцы из богатых семей имеют более широкие возможности получения самого лучшего образования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта.

Основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Общие и специальные способности руководителя.

Общие организаторские способности:

I общеуправленческие, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности, как типа профессиональной деятельности.

Были раскрыты Уманским и включают в себя:

1. психологическая избирательность, которая проявляется в следующем:

Быстрое, точное, неосознанное отражение психологических составляющих других людей

Эмоциональная синхронность, заключается в эмпатии

Возможность быстро и адекватно охарактеризовать психические способности других людей

Избирательная психологическая память и наблюдательность

Склонность к психическому анализу

2. практический психологический ум:

Адекватное распределение обязанностей, с учетом индивидуальных особенностей людей.

Быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний

Способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности

Найти пути и способы заинтересовать людей делом

Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психических различий людей при объединении для выполнения коллективной деятельности

Высокая степень обучаемости

3. психологический такт

Чувство меры во взаимодействии с людьми

Речевая адаптация к разным людям

Чувство ситуации

Чуткость, простота в общении

Объективность подхода к подчиненным

4. общественная энергичность.

Эмоционально- речевое воздействие

Волевое побуждение

Логическая убедительность

Уверенность в своих силах

Вера в дело и возможность его осуществить

Оптимизм

Способность рисковать

5. требовательность.

Смелость

Постоянство

Гибкость

Самостоятельность

Разнообразие форм выражения

Индивидуализация

6. критичность.

Критичная наблюдательность, как умение увидеть недостатки

Самостоятельность

Доброжелательность

Логичность и аргументация критики.

7. склонность к организаторской деятельности.

Спонтанное включение в организаторскую деятельность.

Принятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей

Эмоционально положительное самочувствие при выполнении.

Основные способности, обусловливающие эффективное выполнение отдельных управленческих функций:

1. способность к целеполаганию

Способность к генерированию, формулированию и определению приоритетов цели

Способность к формулированию цели перед подчиненными

2. способность к прогнозироваию

Умение руководителя предугадать развитие событий и строить управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно- прогностической стратегии.

3. способность к планированию.

4. способность к принятию решений. Не компенсируема.

5. коммуникативные способности.

В психологическом плане базируются на: общительности, эмпатичности, рефлексивности…

6. мотивирующие

7. способность контроля.

Адекватная оценка результатов деятельности подчиненных и следующая за ней поощрительные или карательные санкции.

II специальные способности.

Связаны с развитием основных психических процессов. Чем выше уровень развития, тем выше показатель эффективности. Долговременная память является основой профессионального опыта. Оперативная основой реализации функций оперативного управления. Развитие перцепции, имажинативные процессы, практическое мышление.

Личностные черты руководителя.

1. Доминантность и уверенность в себе как профессионально важные качества личности руководителя.

Наиболее известной, содержащей характеристики качеств личности руководителя является работа Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3 тыс испыт. В результате сравнительного частотного анализа были выделены следующие качества личности руководителя:

Доминантность (господство, влияние). Черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности- механизма властных отношений. Результаты исследования показывают, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя- подчиненных, последние реализуют свой рабочий потенциал на 60%. Предпосылка авторитарного стиля руководства.

Уверенность в себе

2. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость руководителя.

Эмоциональная стабильность

Спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям. Повышенная эмоциональная стабильность предполагает снижение непосредственно эмоционального реагирования на проблемы и повышение роли рационального компонента понимания. Негативной составляющей, возникшей у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью могут многократно отражать в состояниях подчиненных, что влечет за собой снижение эффективности всей совместной деятельности группы или коллектива. Результаты исследования показали, что успешное продвижение по службе те или иные достижения на работе и в целом успех в жизни на 80% зависит от эмоционального компонента и на 20% от когнитивного.

Стрессоустойчивость- умение саморегуляции. Г.Селье впервые выделил стресс как широкий спектр состояний повышенной напряженности, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Основные стрессоры управленческой деятельности:

1.фактор информационной нагрузки

2.фактор информационной неопределенности

3.фактор ответственности- основной стрессор т к включает в себя ответственность за результат, за себя, за других

4.фактор дефицита времени

5.фактор межличностных конфликтов

6.факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов

7.фактор поля фокусности поведенческой деятельности. Необходимость выполнения многих функций приводит к интерференции.

8.система внешне средовых факторов:

Факторы конкуренции

Факторы влияния криминогенной среды

Факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики

В зависимости от степени стрессоустойчивости выделяют 3 типа личности руководителя:

1 могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время адаптируясь к стрессу (стресс «вола»)

2 даже при относительно коротких стрессовых воздействиях дают сбои (стресс «кролика»)

3 могут эффктивно работать только в состоянии стресса (стресс «льва»)

Условия стрессоустойчивости:

1. параметр интернальности/ экстернальности

2. общая мотивационная направленность личности (на себя- личностно-карьерная; на дело –социально-профессиональная).

Формы поведения в условиях стресса:

1 контроль страха

2 контроль опасности.

3. Креативность, мотивация достижения успеха, предприимчивость, независимость.

Креативность- творческие способности т.е способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и продуцировать новые идеи. Характеристики креативности руководителя:

1 беглость

2четкость

3 гибкость мышления

4 чувствительность к проблемам

5 оригинальность

6 конструктивность

7 изобретательность

Креативный метод в управленческой деятельности основывается на:

1 открытом и критическом мышлении. В открытом мышлении акцент делается на активное поощрение как можно большего количества оригинальных идей независимо от возможности их реализации и от того насколько они аргументированы.

Характеристики: эмоциональность и полностью интуитивное действие, комбинация самых разнородных новых элементов, нет запретов.

Критическое мышление предполагает рациональное обсуждение идей с учетом таких параметров как направленность идей на решение задачи, время, бюджет…

Характеристики: аналитичность, практичность реализации идеи, ориентация на политические и экономические реалии.

2 алгоритм креативного процесса в виде 5 стадий.

Информационная

Инкубация- важнейшая стадия на которой происходит творческая работа на бессознательном уровне. Собрав нужную информацию делают перерыв.

Озарение- идеи приходят спонтанно.

Интеграция- объединение идей, доведение до окончательной формы

Иллюстрация- определение какие идеи будут осуществлены, а какие нет.

3 креативный метод- техники открытого мышления. Важнейший катализатор креативного мышления, который позволяет стимулировать генерацию множества идей, комбинировать разные элементы, создавать новые сочетания, поддерживать креативное направление мысли, временно отказываясь от стереотипного мышления и критичного анализа.

4 техника номинальной группы. Индивидуальная работа, результаты которой впоследствии будут обсуждаться в группе. Выделяют 6 этапов:

1 генерация идей – каждый работает самостоятельно, но фиксирует идеи на бумаге

2 обмен идеями- каждый по очереди представляет свои идеи

3 развитие идей – обсуждают и разъясняют смысл своих предложений

4 выбор лучших вариантов

5 пересмотр принятых решений- высказываются замечания.

Стремление к достижениям

Предприимчивость

Ответственность

Независимость

Общительность

4. Коммуникативная компетентность руководителя.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

1. Творческое мышление;

2. Культуру речевого действия;

3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4. Культуру жестов и пластики движений;

5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6. Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации ииндивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Как уже было отмечено в первой главе работы, важнейшим условием успешного управления, одним из существенных критериев управленческой эффективности, является личность самого руководителя. Далее речь пойдет о том, какими чертами должен обладать современный управленец-профессионал .

Социально-биографические характеристики личности руководителя

В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя можно "разложить" на три группы характеристик:

  • а) биографические характеристики;
  • б) способности (в том числе управленческие);
  • в) черты личности (личностные качества).

Известный специалист в области психологии управления Р.Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой -- менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных групп.

Социально-биографические характеристики личности руководителя включают в себя: - возраст; - пол; - социальный статус; - образование.

Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т.д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости. Судите сами: средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов -- 56 лет. Это достаточно много. Даже если учесть высокую продолжительность жизни в Стране восходящего солнца. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму "Сони корпорейшн" в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы "Оксидентал петролиум", свой первый миллион долларов заработал в 21 год, будучи студентом. Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте .

Пол. Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то -- что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь не только на свой личный опыт, но и на серьезные исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности требующих речевой активности (а управленческая деятельность -- это именно тот случай!), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. Кроме того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (исследование Ф. Стродтберг и Р. Манн) показало, что мужчины гораздо активнее участвуют в дискуссии по принятию вердикта. То же самое подтверждают и данные Е. Эриз, которая установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. С другой стороны, сторонники (сторонницы!) управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т.д.

Социальный статус и образование. И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Типичный западный менеджер высокого ранга имеет как минимум одно университетское образование. И речь не просто о наличии диплома, пусть даже самого престижного университета. Образование -- это, прежде всего, уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны, прежде всего, знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в вашей голове.

Управление той или иной организацией – это, прежде всего, работа как в команде, так и с каждой отдельной личностью. На сегодняшний день вопрос о том, как должен выглядеть идеальный управляющий, становится главной темой среди сотрудников. Рассматриваются личные качества начальника, его профессионализм, умение работать в команде и быть для подчиненных примером, а также компетентность и используемые им методы и приемы в работе.

Эта тема затрагивается в основном молодыми специалистами, которые отказываются слепо верить своему начальнику и считают, что не всегда его субъективное мнение становится верным решением поставленных задач.

Для получения портрета идеального руководителя проводятся социологические опросы, в результате которых сотрудники выявляют позитивные или негативные качества своего босса, определяют его основные задачи и лидерские навыки.

Согласно таким опросам сформированы основные факторы, которые влияют на авторитет современного руководителя:

Его динамичность, умение быстро принимать решения;

Осведомлённость во всех нюансах работы компании;

Знание приемов и принципов управления компанией;

Умение распределять ресурсы организации;

Умение четко выражать свои мысли и убеждать других в своей правоте;

Видение перспектив и способность их достижения.

Но это еще далеко не все аспекты, которые влияют на слаженную работу начальника и персонала. Управленческая деятельность сейчас переживает свою революцию, поэтому окончательный портрет современного руководителя, без внесения поправок и корректировок, составить невозможно. Но, как показывают опросы, авторитет руководителя напрямую зависит также от его энтузиазма, стремления достигать эффективности в работе, уровня квалификации и способности мыслить как логически, так и аналитически.

Образ мышления руководителя – основной фактор, влияющий на работу персонала и на успешное развитие компании в целом. Поэтому далеко не каждый человек сможет освоить управленческую сферу деятельности. Для того, чтобы добиться результата, начальник должен оперативно реагировать на проблемы или предложения, мыслить системно, быть при этом предусмотрительным и решительным, правильно расставлять приоритеты и стремиться к повышению личностных качеств и навыков.

Он должен вести за собой команду, которая стремится к достижению общих целей, находить правильный подход и приемлемые для этого методы. Однако управляющий не всегда способен обрести сразу все навыки своей деятельности и понять специфику работы. Считается, что истинный начальник тот, который сначала был на месте своих подчиненных, то есть занимал должность специалиста. Как правило, такой руководитель способен по максимуму использовать знания своих «коллег по цеху» и имеет хорошие знания в своей отрасли.

Управляющий также должен уметь работать с информацией. Он должен ее перерабатывать, выносить для себя главное, воспринимать тот объем, который ему предоставлен. Все данные, которые поступают к руководителю, должны быть осмыслены и систематизированы. Поэтому внимательность и наблюдательность также являются неотъемлемой частью успешного руководителя.

В общении с подчиненными он должен исключать влияние личностных неприязней на развитие компании, быть лояльным и мотивировать остальных на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В коллективе должны поддерживаться доверительные отношения и взаимное уважение, ведь это и есть залог процветания фирмы. Большую роль играет возможность карьерного роста среди персонала, поэтому не стоит ограничивать подчиненных или использовать меры наказания, которые влияют на желание трудиться во благо фирмы.

Начальник также не должен забывать о собственном самосовершенствовании и самосовершенствовании команды. Он является наставником для других и помогает людям раскрыть потенциал.

Именно эти факторы являются ведущими для тех, кто хочет добиться успеха своей компании, привести ее к стабильности и первоклассному уровню работы.

Современный руководитель – это разносторонняя личность, на которую возложена задача, сформировать настоящий коллектив, работающий на результат. Он одновременно является как начальником, так и помощником, несет большую ответственность за каждого сотрудника и поддержание установленных ценностей в рабочей среде. Это личность, которая является авторитетом, обладает моральными качествами и психологическими навыками, которые влияют на достижение целей, и защищает интересы своих подчиненных. Поэтому прежде чем занять руководящую должность, необходимо серьезно подойти к этому вопросу и сопоставить свои возможности, цели и желания. Ведь умение командовать – далеко не все, что требуется современному руководителю. Он должен выработать в себе тот стиль работы, который будет играть решающую роль для продвижения команды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Способность руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Психологические типы личности руководителя. Мотивы деятельности руководителя и формирование стиля руководства, его компоненты.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Анализ совокупности личностно-психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата. Методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на управление коллективом.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...