Волевые качества личности и их формирование. Структура индивидуальных качеств

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Волевые качества

1. Сила воли – это обобщённая способность преодолевать значительное затруднение, возникающее на пути к достижению поставленной цели.

2. Выдержка или самообладание - умение сдерживать свои чувства, владение собой и заставлять себя выполнять задуманные действия.

3. Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности

4. Настойчивость – стремление к поставленной цели даже в очень сложных условиях. Следует отличать от упрямости. Настойчивый человек постоянно соотносит свою цель с чем-то, и он может остановиться, в отличие от упрямого.

5. Инициативность – способность предпринимать попытки в реализации возникших идей.

6. Самостоятельность – способность принимать решения и действовать опираясь на собственный опыт и взгляды. Следует отличать от негативизма.

7. Решительность – отсутствие чрезмерных колебаний при принятие решения на стадии борьбы мотивов, следует отличать от импульсивности. Имеет место тогда, как всё обдумал и начинает действовать, импульсивность – делает быстро, но не предшествует этап анализа.

8. Последовательность – способность совершать поступки, вытекающие из единого руководящего принципа, тесно связано с самоконтролем и самооценкой. Последовательные люди немного предсказуемы в хорошем смысле, их поведние логично, а непоследовательные – скачут с одного мотива на другой.

9. Локус контроля – склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным усилиям.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Формирование воли

Первый этап - противостояние ненужномувнешнему . Воля рождается со становления Характера (в житейском понимании) - способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. Негативная оценка этому - Упрямство.

Второй этап - противостояние ненужномувнутреннему . Научившись противостоять внешнему, человек начинает учиться противостоять внутреннему: тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

Локализация контроля и «свобода воли»

Локус контроля (от латинского локус – место и французского конроле – проверка) – это склонность человека приписывать отвественность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо своим собственным способностям.

Выделяют внешнюю (экстернальную) локализации конроля и внутреннюю (интернальную).

Экстерналы склонны приписывать причины своего поведения другим людям – внешним факторам. Такие люди не уверенны в себе, неуравновешенны, агрессивны, конфорны, склонны откладывать всё на потом.

Интерналы берут отвественность на себя. Они более уверенны в себе, последовательны, склонны к самоанализу.

И та и другая локализация имее свои положетльные и отрицательные стороны.

Амбиверт – средний

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля - обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. "Экстерналы" верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). "Интерналы" поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Характеристики экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов – это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность появления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов.

СВОБОДА ВОЛИ – способность человека к самоопределению в своих действиях.

Абсолютной свободы воли не существует.

Начинается там, где заканчивается свобода воли другого человека.

С позиции первой персоны я не могу сделать умозаключение о том, что я обладаю свободой воли, пока ни одно из решений не принято. Может быть, что-то ещё заставит меня сделать окончательный выбор. Но после принятия и начала исполнения решения у меня возникает впечатление о моей свободе воли, так как я знаю, что я уже принял решение и я помню другие возможные решения, которые я мог бы принять, но не захотел.

Получается, что "свобода воли" - это не только способность принимать решение, но также и способность удерживать в памяти несколько возможных решений. Без способности к последующему обдумыванию возможных решений "свобода воли" превращается в неосознаваемый (потому что нет обдумывания или воспоминаний) выбор. К примеру, технически, это может быть случайным выбором одного из равновероятных путей. Но мы называем свободой воли именно свойство сознательного опыта.

Никакие моральные или биологические потребности или что-то специфически человеческое не используется в таком определении свободы воли с точки зрения первой персоны.

Суждение о свободе воли третьей персоны более трудно. Я делаю вывод о том, что моя кошка обладает свободой воли, потому что в "абсолютно одинаковых обстоятельствах" она иногда ворует сосиски со стола, а иногда нет. По её поведению я вижу, что она помнит, что совершила "нехороший" поступок.

Нарушения волевой сферы

Гипербулия - общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу. Гипербулия - характерное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия - общее снижение воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.

Абулия - расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.

Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.

Компульсивное влечение - более мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.

При каких заболеваниях возникает нарушение волевой сферы:

Шизофрения, Маниакальный синдром, Депрессивный синдром, Обсессивно-фобический синдром, Психопатии, Алкоголизм, Наркомания.

Нарушения воли (fromГорегляд):

Абулилия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности, выражающаяся в неспособности, при понимании необходимости, принять решение действовать или доводить до конца.

Апраксия – сложное нарушение целенаправленность действий, вызываемое поражением мозговых структур, проявляется в нарушении регуляции движений и действий, следовательно осуществлять какую-либо активность становится невозможным.

Собственно абулия и апраксия сравнительно редкие явления, имеющие место только при мозговых патологиях или дисфункциях. Слабоволие, с которым мы часто сталкиваемся, является не чем иным, как недостаток воспитания. Наиболее часто это слабоволие проявляется в виде лени – стремление отказаться от преодоления трудностей.

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли и волевых качеств

Определения

Воля представляет собой определенную способность индивида , которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

Виды волевых качеств

  • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
  • актическая (достижение краткосрочных целей).
  • Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
  • Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
    • принятии решений,
    • умении не поддаваться влиянию,
    • критическом подходе в целом.
  • Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
  • Самоконтроль. Соподчинение мотивов.
  • Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.

    Рисунок 2. «Волевые качества»

    Развитие волевых качеств

    Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

    Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

    Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

    Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

    Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

    Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

    Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

    Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»

    Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

    Что дает знание о качествах человека

    Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

    Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

    • повысить собственный уровень самосознания;
    • более глубже понять социум;
    • научиться верно устанавливать приоритеты
      и строить с ними отношения.

    При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

    Классификация личных качеств

    Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

    • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
    • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
    • особенности характера;
    • тип темперамента;
    • особенности поведения;
    • характер общения и ;
    • отношение к самому себе и проч.

    Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

    Личностные свойства имеют разные классификации:

    • положительные;
    • отрицательные;
    • волевые;
    • профессиональные;
    • и нравственные качества.

    Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

    Отрицательные качества человека

    Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

    • лживость;
    • лицемерие;
    • грубость;
    • леность;
    • склонность к депрессиям;
    • агрессивность;
    • ненависть;
    • нетерпеливость;
    • пассивность;
    • слабоволие;
    • трусость;
    • обидчивость;
    • неряшливость.

    Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

    Положительные качества человека

    Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

    • доброта;
    • отзывчивость;
    • трудолюбие;
    • терпеливость,
    • ответственность;
    • миролюбие;
    • дружелюбие;
    • верность;
    • бескорыстие;
    • честность;
    • уверенность в себе.

    Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

    Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

    Волевые качества личности

    Волевыми качествами лично
    составленных целей. Коснемся основных.

    Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

    Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

    Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

    Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

    Профессиональные качества личности

    На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

    • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
    • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
    • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
    • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
    • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
    • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
    • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
    • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
    • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

    Специальные профессиональные качества

    Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

    Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

    1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
    2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
    3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
    4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
    5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
    6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
    7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

    Нравственные качества личности

    Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

    Ее формирует влияние многих составляющих:

    • семейные ценности;
    • индивидуальный опыт;
    • влияние школы;
    • социума.

    В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

    • расовая;
    • религиозная;
    • гуманистическая.

    Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

    Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества , характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

    Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству -нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -упрямство . Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Выдержкой, или самообладанием , называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -импульсивность , склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством являетсявнушаемость . Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Дисциплинированность - это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.



    Последние материалы раздела:

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...