«Волки Деница» и подводные лодки Третьего рейха. Подводные лодки третьего рейха - кошмар атлантики

Значение морских коммуникаций во Второй мировой войне трудно переоценить. С 1939 года вопросы снабжения войск, доставки военной помощи, продовольствия, топлива, медикаментов и других стратегических грузов напрямую влияли на способность Великобритании противостоять натиску нацистской Германии.

С 1941 года поставки по ленд-лизу в воюющий Советский Союз досаждали Гитлеру, и он делал все, для того чтобы воспрепятствовать северным конвоям на их пути к Архангельску и Мурманску. Важнейшую роль в этой битве играли самолеты люфтваффе и подводные лодки Третьего рейха.

Роль субмарин в морском театре военных действий была оценена еще в годы Первой мировой. Несмотря на несовершенство технической базы, основные технические решения, ставшие основой современных образцов, были выработаны именно тогда. После поражения Германия на обладание полноценным военным флотом, а в последовавшие затем годы экономической стагнации было не до него.

Однако нашлись люди, мечтавшие о реванше. Эрих Редер, герой морских битв, и адмирал, ставший министром после скандальной отставки своего предшественника Адольфа Ценкера, в обстановке секретности разработал программу возрождения кригсмарине.

Еще одно событие 1935 года, которое вовремя не оценили военные эксперты: подводные лодки Третьего рейха поступили в управление адмирала Деница. Этот талантливый флотоводец, уважаемый и любимый немецкими моряками, еще создаст немало проблем.

К началу Второй мировой войны все подводные лодки рейха делились на три класса: большие (водоизмещение 600-1000 т), средние (740 т) и челночные (250 т). Они были немногочисленны, в составе кригсмарине насчитывалось всего 46 единиц. Это не смущало Деница, он знал о возможностях германских верфей и понимал, что действовать предпочтительнее умением, а не числом.

Уже тогда 22 субмарины были переоборудованы для проведения дальних рейдов. Германское руководство понимало неизбежность конфликта с США, и готовилось перерезать морские пути через Атлантику. В дальнейшем подводные лодки 3 рейха проводили смелые операции вблизи Восточного побережья.

Эффективность действия субмарин в начальный период войны объясняется применением новой тактики, ранее неизвестной и изобретенной Карлом Деницем. Он сам назвал свои подводные соединения «волчьими стаями», и действия их вполне вписывались в этот образ.

Морская блокада Британских островов создавала прямую угрозу самому существованию метрополии, не говоря уже о ее связи с колониями. Летом 1940 года каждый день уходили на дно 2-3 судна, за семь месяцев субмарины Деница потопили 343 единицы торгового флота. в послевоенные годы оценивал эту ситуацию даже как более критическую, чем итог воздушной «битвы за Англию».

Бороться с угрозой, исходящей из океанских пучин, помогло новое акустическое и гидролокационное оборудование американского производства, поставлявшееся и СССР. Подводные лодки Третьего рейха начали нести серьезные потери, а бородатые «волки Деница» стали кем-то вроде японских камикадзе.

С 1939-го по 1945-й год немецкие верфи произвели 1162 субмарины с примерным общим числом членов экипажей в 40 тыс. человек. Более 30 тыс. германских подводников приняли ужасную смерть в своих «железных гробах». На остались 790 подлодок адмирала Деница, потерявшего в этой страшной войне двух сыновей и племянника.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками - скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры - жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) - дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира - совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС


Более 70 тыс. погибших моряков, 3,5 тыс. потерянных гражданских судов и 175 военных кораблей у союзников, 783 затонувшие подлодки с совокупным экипажем в 30 тыс. человек у нацистской Германии - продолжавшаяся шесть лет битва за Атлантику стала крупнейшим морским сражением в истории человечества. «Волчьи стаи» немецких U-boat уходили на охоту за союзными конвоями из грандиозных сооружений, возведенных в 1940-е на Атлантическом побережье Европы. Авиация Великобритании и США годами безуспешно пыталась разрушить их, но и сейчас эти бетонные колоссы устрашающе громоздятся в Норвегии, Франции и Германии. Onliner.by рассказывает о создании бункеров, где когда-то от бомбардировщиков прятались подлодки Третьего рейха.

Во Вторую мировую войну Германия вступила лишь с 57 подводными лодками. Значительную часть этого флота составляли устаревшие малые лодки типа II, рассчитанные на патрулирование лишь прибрежных вод. Очевидно, что в этот момент командование кригсмарине (немецкого ВМФ) и высшее руководство страны не планировали разворачивать крупномасштабную подводную войну против своих противников. Впрочем, вскоре политика была пересмотрена, и не последнюю роль в этом кардинальном повороте сыграла личность командующего подводным флотом Третьего рейха.

В октябре 1918 года, на исходе Первой мировой, во время нападения на охраняемый британский конвой немецкая подводная лодка UB-68 была контратакована и повреждена глубинными бомбами. Семь моряков погибли, остальной экипаж попал в плен. В его составе был и обер-лейтенант Карл Дениц. После освобождения из плена он сделал блестящую карьеру, дослужившись к 1939 году до звания контр-адмирала и командующего подводными силами кригсмарине. В 1930-е годы он сконцентрировался на разработке тактики, позволившей бы успешно бороться с конвойной системой, жертвой которой он стал на заре своей службы.


В 1939 году Дениц выслал командующему ВМФ Третьего рейха гросс-адмиралу Эриху Редеру меморандум, в котором предложил использовать для атаки на конвои так называемую Rudeltaktik, «тактику волчьих стай». В соответствии с ней предполагалось нападать на морской конвой противника заранее сконцентрированным в районе его прохождения максимально возможным количеством субмарин. При этом противолодочный эскорт распылялся, а это, в свою очередь, повышало эффективность атаки и снижало возможные жертвы со стороны кригсмарине.


«Волчьи стаи», по мнению Деница, должны были сыграть существенную роль в войне с Великобританией, основным соперником Германии в Европе. Для реализации тактики, предполагал контр-адмирал, достаточно будет формирования флота из 300 новейших лодок типа VII, способных, в отличие от своих предшественников, на далекие океанские походы. В рейхе немедленно развернулась грандиозная программа строительства подводного флота.




Ситуация принципиально изменилась в 1940-м. Во-первых, к концу года стало ясно, что «Битва за Британию», целью которой было склонить Соединенное Королевство к капитуляции лишь посредством авиационных бомбардировок, была нацистами проиграна. Во-вторых, в том же 1940 году Германия осуществила стремительную оккупацию Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и, что было самым главным, Франции, получив в свое распоряжение практически все Атлантическое побережье континентальной Европы, а вместе с ним и удобные военные базы для рейдов по океану. В-третьих, в состав флота стали массово вводиться требуемые Деницом U-boat типа VII. На этом фоне они приобретали не просто существенное, а решающее значение в стремлении поставить Британию на колени. В 1940 году Третий рейх вступает в неограниченную подводную войну и поначалу достигает в ней феноменальных успехов.




Целью кампании, впоследствии с подачи Черчилля получившей название «Битва за Атлантику», было разрушение океанских коммуникаций, которые связывали Великобританию с союзниками за океаном. Гитлер и военное руководство рейха прекрасно понимали степень зависимости Соединенного Королевства от импортируемых товаров. Срыв их поставок справедливо виделся важнейшим фактором для вывода Британии из войны, а главную роль в этом должны были сыграть «волчьи стаи» адмирала Деница.


Для их сосредоточения прежние военно-морские базы кригсмарине на территории собственно Германии с выходом в Балтийское и Северное моря оказались не слишком удобными. Зато территории Франции и Норвегии позволяли получить свободный доступ на оперативный простор Атлантики. Основной проблемой при этом стало обеспечение безопасности подлодок на их новых базах, ведь они находились в пределах доступности британской (а позже и американской) авиации. Разумеется, Дениц прекрасно понимал, что его флот станет немедленно подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, выживание в которых стало для немцев необходимым залогом успеха в «Битве за Атлантику».


Спасением для U-boat стал опыт германского бункеростроения, в котором инженеры рейха знали толк. Им было ясно, что обычные бомбы, которыми в начале Второй мировой только и обладали союзники, не могут нанести существенного урона зданию, укрепленному достаточным слоем бетона. Проблему с защитой подлодок решили пусть и затратным, но достаточно простым в реализации способом: наземные бункеры стали строить и для них.




В отличие от подобных сооружений, рассчитанных на людей, U-Boot-Bunker возводился с тевтонским размахом. Типичное логово «волчьих стай» представляло собой огромный железобетонный параллелепипед длиной 200-300 метров, внутри разделенный на несколько (до 15) параллельных отсеков. В последних и осуществлялось текущее обслуживание и ремонт подлодок.




Особое значение придавалось конструкции кровли бункера. Ее толщина в зависимости от конкретной реализации достигала 8 метров, при этом крыша не была монолитной: укрепленные металлической арматурой бетонные прослойки чередовались с воздушными. Такой многослойный «пирог» позволял лучше гасить энергию ударной волны в случае прямого попадания в здание бомбы. На крыше же располагались средства ПВО.




В свою очередь, толстые бетонные перемычки между внутренними отсеками бункера лимитировали возможные разрушения даже в случае, если бомба все-таки пробьет крышу. В каждом из таких изолированных «пеналов» могло находиться до четырех U-boat, и в случае взрыва внутри его жертвами стали бы только они. Соседи при этом пострадали бы минимально или не пострадали вовсе.




Сперва относительно небольшие бункеры для подводных лодок начали возводить в Германии на старых военно-морских базах кригсмарине в Гамбурге и Киле, а также на островах Гельголанд в Северном море. Но настоящий размах их строительство приобрело во Франции, ставшей основным местом дислокации флота Деница. С начала 1941 года и в течение следующих полутора лет на Атлантическом побережье страны сразу в пяти портах появились гигантские колоссы, из которых «волчьи стаи» стали отправляться на охоту за конвоями союзников.




Крупнейшей передовой базой кригсмарине стал бретонский город Лорьян на северо-западе Франции. Именно здесь находилась ставка Карла Деница, здесь он лично встречал каждую возвращавшуюся из похода субмарину, здесь возвели сразу шесть U-Boot-Bunker для двух флотилий - 2-й и 10-й.




Строительство продолжалось год, контролировала его «Организация Тодта», а участвовало в процессе в общей сложности 15 тыс. человек, в основном французов. Бетонный комплекс в Лорьяне быстро показал свою эффективность: авиация союзников не смогла нанести ему сколь-нибудь значимый урон. После этого англичане и американцы решили перерезать коммуникации, с помощью которых осуществлялось снабжение морской базы. За месяц, с января по февраль 1943 года, союзники сбросили несколько десятков тысяч бомб собственно на город Лорьян, в результате чего он был на 90% разрушен.


Впрочем, не помогло и это. Последняя U-boat ушла из Лорьяна только в сентябре 1944-го уже после высадки союзников в Нормандии и открытия в Европе второго фронта. После окончания Второй мировой бывшая нацистская база стала успешно использоваться французским ВМФ.




Аналогичные сооружения меньшего масштаба появились также в Сен-Назере, Бресте и Ла-Рошели. В Бресте разместились 1-я и 9-я подводные флотилии кригсмарине. Общий размер этой базы был скромнее «штаб-квартиры» в Лорьяне, но зато здесь был построен крупнейший одиночный бункер во Франции. Он был рассчитан на 15 отсеков и имел габариты 300×175×18 метров.




6-я и 7-я флотилии базировались в Сен-Назере. Для них построили 14-пенальный бункер длиной 300 метров, шириной 130 метров и высотой 18 метров, истратив на него почти полмиллиона кубометров бетона. 8 из 14 отсеков являлись по совместительству сухими доками, что позволяло осуществлять и капитальный ремонт субмарин.



В Ла-Рошели разместили всего одну, 3-ю, подводную флотилию кригсмарине. Ей оказалось достаточно бункера из 10 «пеналов» с габаритами 192×165×19 метров. Крыша из двух 3,5-метровых бетонных слоев с воздушной прослойкой, стены минимум в 2 метра толщиной - всего на здание было истрачено 425 тыс. кубометров бетона. Именно здесь снимался фильм Das Boot - вероятно, самое известное кино о немецких подводниках времен Второй мировой.




В этом ряду некоторым особняком стоит морская база в Бордо. В 1940-м здесь была сосредоточена группировка субмарин, но не германских, а итальянских, основных союзников нацистов в Европе. Тем не менее и тут по приказу Деница программу строительства защитных сооружений осуществляла все та же «Организация Тодта». Особыми успехами при этом итальянские подводники похвастать не могли, и уже в октябре 1942-го их дополнила специально сформированная 12-я флотилия кригсмарине. А в сентябре 1943 года после выхода Италии из войны на стороне «Оси» база под названием BETASOM была полностью занята немцами, оставшимися здесь ещё почти на год.




Параллельно со строительством во Франции командование немецкого ВМФ обратило свое внимание и на Норвегию. Эта скандинавская страна имела для Третьего рейха стратегическое значение. Во-первых, через норвежский порт Нарвик осуществлялась поставка в Германию жизненно важной для ее экономики железной руды из остававшейся нейтральной Швеции. Во-вторых, организация военно-морских баз в Норвегии позволяла контролировать Северную Атлантику, что стало особенно важно в 1942 году в условиях начала проводок союзниками арктических конвоев с товарами по ленд-лизу в Советский Союз. Вдобавок на этих базах планировали обслуживать линкор «Тирпиц» - флагман и гордость Германии.


Норвегии уделялось столь пристальное внимание, что Гитлер лично приказал превратить местный город Тронхейм в одну из Festungen - «Цитаделей» рейха, специальных немецких квазиколоний, с помощью которых Германия могла бы дополнительно контролировать оккупированные территории. Для 300 тыс. экспатов - переселенцев из рейха рядом с Тронхеймом планировали построить новый город, который должен был получить название Нордштерн («Северная звезда»). Ответственность за его проектирование была возложена лично на любимого архитектора фюрера Альберта Шпеера.


Именно в Тронхейме создавалась и основная североатлантическая база для дислокации кригсмарине, включая подлодки и «Тирпиц». Начав здесь осенью 1941 года строительство очередного бункера, немцы неожиданно столкнулись со сложностями, невиданными ранее во Франции. Сталь приходилось привозить, бетон на месте также производить было не из чего. Растянувшаяся логистическая цепочка постоянно разрывалась усилиями по обыкновению капризной норвежской погоды. Зимой строительство вынужденно замирало из-за снежных заносов на дорогах. К тому же оказалось, что местное население с куда меньшей охотой трудилось на великой стройке рейха, чем, например, это делали французы. Приходилось привлекать подневольную рабочую силу из специально организованных рядом концлагерей.


Бункер «Дора» размерами 153×105 метров всего на пять отсеков был с большим трудом достроен только к середине 1943 года, когда успехи «волчьих стай» в Атлантике стали все быстрее сходить на нет. Здесь разместилась 13-я флотилия кригсмарине с 16 U-boat типа VII. «Дора-2» осталась незавершенной, а от «Доры-3» и вовсе отказались.


В 1942 году союзники нашли ещё один рецепт борьбы с армадой Дёница. Бомбардировки бункеров с готовыми лодками результата не давали, зато судостроительные заводы, в отличие от военно-морских баз, были защищены куда слабее. К концу года благодаря этой новой цели темпы строительства субмарин существенно замедлились, и искусственная убыль U-boat, все ускорявшаяся усилиями союзников, уже не восполнялась. В ответ немецкие инженеры, казалось бы, предложили выход.




На незащищенных предприятиях, рассредоточенных по всей стране, теперь планировалось изготавливать лишь отдельные секции лодок. Окончательная их сборка, испытания и спуск на воду производились на специальном заводе, который представлял собой не что иное, как все тот же знакомый бункер для подводных лодок. Первый такой сборочный завод решили построить на реке Везер недалеко от Бремена.



К весне 1945 года силами 10 тыс. строителей - узников концлагерей (6 тыс. из которых в процессе погибли) на Везере появился крупнейший из всех U-Boot-Bunker Третьего рейха. Огромное здание (426×97×27 метров) с толщиной крыши до 7 метров внутри было разделено на 13 помещений. В 12 из них осуществлялась последовательная конвейерная сборка подлодки из готовых элементов, а в 13-м уже завершенная субмарина спускалась на воду.




Предполагалось, что завод под названием Valentin будет производить не просто U-boat, а U-boat нового поколения - тип XXI, очередное чудо-оружие, которое должно было спасти нацистскую Германию от неминуемого поражения. Более мощная, более скоростная, покрытая каучуком, чтобы затруднить работу радиолокаторов противника, с новейшим гидроакустическим комплексом, позволявшим атаковать конвои без визуального контакта с ними, - это была первая действительноподводная лодка, которая могла провести весь боевой поход без единого подъема на поверхность.


Рейху, впрочем, она не помогла. До конца войны лишь 6 из 330 находившихся в процессе строительства и в разной степени готовности субмарин были спущены на воду, и только две из них успели выйти в боевой поход. Завод Valentin так и не был закончен, в марте 1945 года подвергнувшись серии бомбовых ударов. На германское чудо-оружие у союзников появился свой ответ, также невиданный ранее - сейсмические бомбы.




Сейсмические бомбы были ещё предвоенным изобретением британского инженера Барнса Уоллеса, которое нашло свое применение только в 1944 году. Обычные бомбы, взрываясь рядом с бункером или на его крыше, не могли нанести ему серьезный урон. Бомбы Уоллеса были основаны на ином принципе. Мощнейшие 8-10-тонные снаряды сбрасывались с максимально возможной высоты. Благодаря этому и особой форме корпуса в полете они развивали сверхзвуковую скорость, что позволяло им углубляться в грунт или пробивать даже толстые бетонные крыши укрытий подлодок. Оказавшись в глубине конструкции, бомбы взрывались, в процессе производя небольшие локальные землетрясения, достаточные для того, чтобы нанести значительные повреждения даже самому укрепленному бункеру.



Из-за большой высоты их сброса с бомбардировщика снижалась точность, однако в марте 1945 года две из таких бомб типа Grand Slam угодили в завод Valentin. Углубившись в бетон крыши на четыре метра, они сдетонировали и привели к обрушению значительных фрагментов конструкции здания. «Лекарство» для бункеров Деница было найдено, вот только Германия уже и так была обречена.


В начале 1943-го «счастливым временам» удачной охоты «волчьих стай» на союзные конвои пришел конец. Разработка американцами и англичанами новых радиолокаторов, расшифровка «Энигмы» - главной немецкой шифровальной машины, установленной на каждой их подлодке, усиление конвойных эскортов привели к стратегическому перелому в «Битве за Атлантику». U-boat стали гибнуть десятками. Только в мае 1943-го кригсмарине потерял их 43 штуки.


«Битва за Атлантику» стала крупнейшим и самым продолжительным морским сражением в истории человечества. За шесть лет, с 1939 по 1945 год, Германией было потоплено 3,5 тыс. гражданских и 175 военных кораблей союзников. В свою очередь, немцы лишились 783 подлодок и трех четвертей всех экипажей своего подводного флота.


Лишь с бункерами Деница союзники так и не смогли ничего сделать. Оружие, которое могло разрушить эти сооружения, появилось лишь под конец войны, когда почти все они уже были оставлены. Но даже после окончания Второй мировой избавиться от них не получилось: слишком много усилий и затрат потребовалось бы для сноса этих грандиозных конструкций. Они до сих пор стоят в Лорьяне и Ла-Рошели, в Тронхейме и на берегу Везера, в Бресте и Сен-Назере. Где-то они заброшены, где-то превращены в музеи, где-то их заняли промышленные предприятия. Но для нас, потомков солдат той войны, эти бункеры имеют прежде всего символическое значение.







Лишь к 1944 году союзникам удалось уменьшить потери, наносимые их флоту немецкими подводниками

Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

Цель - Британия

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» - «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм - при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») - полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий - достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров - охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж - при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них - британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок - только к середине войны их количество превысило сотню.

Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути - именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году - тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ - и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) - 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) - 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) - 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»

Романтический ореол героев с одной стороны - и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, - страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда - разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того - навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…


Подводные лодки. Враг над нами

В фильме рассказывается о беспощадной и жестокой войне подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане. Использование противниками последних достижений науки и техники, быстрый прогресс в радиоэлектронике (применение сонаров и противолодочных локаторов) сделали борьбу за превосходство под водой бескопромиссной и захватывающей.

Военная машина Гитлера - Подводные лодки

Документальный фильм из серии "Военная машина Гитлера" расскажет о подлодках - бесшумном оружии Третьего Рейха в битве за Атлантику. Разрабатывавшиеся и строившиеся в секрете, они были ближе к победе, чем любое другое Германии. За время Второй Мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых корабля и транспортных судна союзников. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота. Германские субмарины были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак. Это время будет справедливо назвать периодом расцвета тактики "волчьих стай", которая была непосредственно разработана для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало ее сути- именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя, параллельно его курсу сосредотачивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивавлась на позиции для нового удара.

Подводную лодку можно сравнить с волком - постоянно в движении и в поисках добычи. До второй мировой войны субмарины действовали в основном поодиночке, но одинокий волк всегда слабее волчьей стаи. Тотальную коллективную охоту первыми начали подводные лодки Третьего рейха . Результаты превзошли все ожидания.

Немецкие подводные лодки 30-х и 40-х годов были не хуже американских или британских. Главной причиной небывалой эффективности действий подводников « » была новая тактика подводной войны - «волчьи стаи ». Эти слова заставляли покрываться холодным потом моряков Англии и Америки, отправлявшиеся в смертельно опасное плавание из нового света в старый. Атлантические морские пути превратились в дороги смерти усеянные останками тысяч кораблей и судов союзников.

Автором идеи «волчьих стай » был адмирал Карл Дёниц сын обыкновенного прусского инженера. Офицер кайзеровского флота Карл Дёниц стал командиром в начале 1918 года. После войны Дёнис вернулся на флот, точнее на то, что от него осталось.

Время радикальных перемен началось в 1935 году. Гитлер отказался выполнять условия Версальского договора. Третий рейх начал восстанавливать подводный флот . Карл Дёниц был назначен начальником подводных сил. К 1938 году он завершил разработку тактики действия подводных лодок при помощи применения подводными лодками групповой тактики и досконально описал новую стратегию подводных сил в целом. Ее формула предельно лаконична - подрыв торговых и экономических перевозок равнозначных военному положению противника, с максимальной масштабностью и молниеносностью. У противников адмирала Дёница такая тактика получила название «волчьей стаи». Главными исполнителями этих планов и должны были стать подводные лодки .

Каждая «волчья стая» в среднем состояла из 69 подводных лодок . После обнаружения морского конвоя на его пути сосредотачивались несколько субмарин , которым следовало производить атаки в ночное время из надводного положения, благодаря низкому силуэту в темноте субмарины были почти незаметны среди волн, а днем обгонять тихоходные суда, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимать позицию для новой атаки. Погружаться следовало только для прорыва ордера противолодочной обороны и уклонения от преследования. При этом подлодка обнаружившая конвой, сама не атаковала, а поддерживала связь и сообщала данные в штаб, который на основании полученных данных координировал действия подводных лодок . Эти факторы позволяли бить по транспортам без перерывов вплоть до их полного уничтожения.

немецкие подводные лодки - «волчьи стаи»

строительство

Grossadmiral Karl Dönitz

U-boats в Киле

атака с воздуха

битва за Атлантику проиграна

немецкая подводная лодка 23 серии

Задачи субмарин в новой войне были определены. Теперь нужно было создать флот способный их решить. Адмирал Дёниц считал наиболее эффективными средние лодки типа VII, водоизмещением около 700 тонн. Они относительно недороги в производстве и незаметнее подводных лодок больших габаритов и наконец, менее уязвимы для глубинных бомб. Подводные лодки седьмой серии на деле показали свою эффективность.

В конце 30-х адмирал Дёниц доказывает, что триста единиц подводных лодок выиграют войну с Британией, но выпуск субмарин не увеличивался. К началу второй мировой у него было всего 56 подводных лодок, двадцать две из которых могли эффективно действовать в океане. Два десятка вместо трехсот, поэтому известия о начале польской кампании Адмирал Дёниц встретил нецензурной бранью. Тем не менее, немецким подводникам в первый год войны удавалось наносить невиданный ущерб англичанам. К началу октября 1941 года союзники потеряли почти 1300 кораблей и судов, причем теряли вдвое быстрее, чем строили. Немцам помогали и новая революционная тактика и новые порты во Франции. Теперь не надо было с риском пересекать Северное море, где по-прежнему господствовал британский флот.

В январе 1942 года немецкие приступили к операциям в прибрежных и территориальных водах США. Американские города по ночам были не затемнены. Курорты сияли огнями ресторанов, баров и танцплощадок, а и шли без какого-либо охранения. Число потопленных судов ограничивал лишь запас торпед на подводных лодках U-boat . Например, подводная лодка U-552 за один поход уничтожила 7 кораблей.

Результативность немецких подводных сил включала в себе не только передовую тактику, но и высокий уровень профессиональной подготовки. Адмирал Дёниц создал из офицеров подводников особую привилегированную касту - «непотопляемые Пиннокио » совавшие свой длинный нос во все уголки мирового океана, а своего крестного отца звали «Папа Карл ». Не только командиры, но и все члены экипажа проходили предельно интенсивную подготовку. Учеба сменялась практической службой на подводных лодках. После походов курсанты возвращались в учебные классы, потом опять стажировка. В результате матросы и унтер-офицеры полностью владели профессией. Что касается боевых командиров подводных лодок , они знали свой корабль и его возможности досконально.

К лету 1942 года мечты «Папы Карла» о большом подводном флоте стали реальностью. К августу в нем числилось 350 единиц U-boat. «Волчьи стаи » увеличились, теперь в каждой из них могло быть до 12 субмарин. Кроме того в их составе появились подводные лодки снабжения «молочные кухни» или «дойные коровы» на жаргоне немецких моряков-подводников . Эти подводные лодки «кормили волков» топливом, пополняли боезапас и провиант. Благодаря им активность «волчьих стай» в океане повысилась. К 1942 году боевые «достижения» немцев в Атлантике составляли более 8000 судов, потеряв при этом только 85 субмарин.

Начало 1943 года время последних триумфальных подводных побед «ассов» Дёница. За ними последовал катастрофический разгром. Одной из причин их разгрома стало усовершенствование радара. В 1943 году союзники перешли на сантиметровое излучение. Немецкие моряки были потрясены. Германия радиолокацию в сантиметровых диапазонах считала невозможной в принципе. Понадобился год пока «подводные волки » научились чувствовать излучение новых приборов. Эти месяцы и стали фатальными для стай «Папы Карла ». Радар вскоре стал обязательным элементом комплектации противолодочных самолетов и кораблей союзников. Глубина перестала быть безопасным местом для субмарин.

Второй причиной поражения подводников «Kriegsmarine » стала индустриальная мощь США. Количество построенных кораблей во много раз превышало число потерянных. В мае 1943 года в своем донесении Гитлеру, адмирал Дёниц признал, что битва за Атлантику проиграна. Начался лихорадочный поиск выхода из тупика. Что только не пробовали немецкие инженеры. Немецкие подводные лодки покрывали специальной оболочкой для поглощения лучей радара. Это изобретение стало предтечей технологии «стэлс».

К концу 1943 года подводники Дёница уже с трудом сдерживали натиск противника, а конструкторы строили подводные лодки XXI и XXIII серии. У этих субмарин должно было быть все, чтобы переломить ход подводной войны в пользу Третьего рейха. Подводные лодки XXIII серии удалось подготовить лишь к февралю 1945 года. Восемь единиц приняли участие в боевых действиях, не понеся никаких потерь. Более мощные и опасные подводные лодки XXI проекта вступали в строй слишком медленно - до конца войны только две. Для «волков» нового поколения была придумана и новая тактика, но самое важное их оборудование позволяло отличать отдельные цели в конвое с глубины 50 метров и атаковать противника без всплытия на перископную глубину. Новейшее торпедное оружие - акустические и магнитные торпеды, были под стать подводным лодкам, но было слишком поздно. Последними операциями



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...