Воспоминания про школу своими словами. Воспоминания о школе - edda

От школы у меня остались сложные и противоречивые чувства.

На моих глазах возводилось на окраине посёлка, у леса, огромное четырёхэтажное здание. Помню, как регулярно ходили на стройку, как в 1956 году это величественное сооружение наполнилось детскими голосами. Мне очень хотелось тоже стать красавицей-ученицей, носить белый фартук, банты, портфель!

Ожидание чуда живёт в каждом первокласснике. Школа представляется страной сказочной, радостной, наполненной только добром и улыбками. Но год от года восторгов становится всё меньше; трудовая повинность – вот что испытывает основная часть учащихся, а слова благодарности звучат как дань традиции, хорошего тона.

Я пошла в школу в 1957 году. Таким образом, моя школьная жизнь пришлась на конец 50-х и разгар 60-х годов. Событий много было. Подробно обо всём не расскажешь. Мы видели первые искусственные спутники Земли. Орали от радости в день полёта Юрия Гагарина прямо на уроке. Прекрасно знали биографии первых космонавтов.

Слушали героические истории о покорении целины. Были примерными октябрятами с самодельными красными звёздочками на груди, активными пионерами. Встречали кубинских революционеров песней «Куба – любовь моя!». Участвовали в митингах за мир во всём мире.

Когда началось хрущёвское объединение города и села, были свидетелями создания при школе кролиководческой фермы. За животными ухаживали старшеклассники, а мы, мелюзга, млели от запаха травы из клеток испуганных животных. Эксперимент по трудовому обучению на живых объектах природы продлился недолго. В один прекрасный день клетки опустели, а затем были сломаны.

Мы были очевидцами внедрений в нашу лексику слов «культ личности», «волюнтаризм».

Очень стремились в комсомол, особенно хотели получить комсомольские билеты в райкоме ВЛКСМ, в первых рядах строителей коммунизма. Искренне верили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В отличие от пионерской и октябрятской организации комсомол в нашей школе был весьма вялой структурой. Политическая активность к старшим классам заметно поубавилась у всех моих одноклассников.

Сейчас принято вспоминать о прошлом с новых идеологических, общественно-политических установок. Зачем? Не хочу ничего лакировать и чернить тоже не хочу. Все поколения проходят этапы наивного взгляда на жизнь, утраченных иллюзий, открытий. Такова се ля ви.

Детство было счастливым, наполненным верой в лучшее.

Школа моя существует до сих пор. Ветшает потихоньку, как и все образовательные учреждения той поры. Ничего не осталось от прекрасного яблоневого сада, от учебного огорода, от учебных мастерских, где мы наравне с мальчиками строгали указки, делали скворечники. «На труды» ходили в аккуратных тёмно-синих и чёрных халатиках. Мальчики надевали береты, а девочки – косынки.

С каким энтузиазмом мы делали всё, что нужно было Родине! Собирали металлолом для металлургического завода, жёлуди для лесхоза, макулатуру для новых учебников. Посадили сотни берёз на окраине посёлка, превратив безобразный овраг в чудесную рощу. (Правда, последующие поколения замусорили эту территорию, сделали под ветвями берёз свалку бытовых отходов.)

Посетить больного одноклассника на дому, а особенно в больнице, считалось священным долгом.

Отдельная песнь – поездки в колхоз на уборку урожая! Уроки отменялись! Ездили только в хорошую погоду. Эти солнечные дни на полях были наполнены несказанной радостью от свободы, от обилия воздуха, осенних ароматов земли, от непринуждённых разговоров, смеха, шуток.

Незамысловатые «тормозки», диковинные китайские термосы, морковь, хрустящая, свежая, прямо с грядки, кучи ботвы, на которых можно валяться и глядеть в небо. Школа с её партами, со строгим директором, с журналом оценок твоего ума – всё где-то далеко-далеко. Усталость в молодом теле проходит быстро. В автобусе снова хохот, песни непатриотического содержания, типа «Люблю я Машку, эх она каналья, люблю её и больше никого!..» Особенно драгоценно, важно – это разрешение от правления колхоза на ведро картошки в качестве оплаты труда (через день!).

А кто из нынешних школьников ходит в походы по родному краю? Большинство из них слабо представляют этот край, не любят его и не мечтают в нём жить. Двух-трёхдневные походы были нормой летних каникул. Именно тогда зарождались в наших душах поэтические настроения, охватывало желание петь тихие, душевные песни, романсы, читать стихи. Нам 10-12 лет, кругом необъятные просторы, поля, перелески, ручьи, овраги, разрушенные церкви, деревушки, стада животных, море цветов, запахов. Идём с песнями или еле плетёмся, ощущаем себя героями и с удовольствием падаем на траву от усталости.

Привал. Костёр – главный друг любого туриста. Таскаем воду, дрова, готовим чай в ведре, макароны с тушёнкой. Ничего вкуснее нельзя было представить. Это тебе не кислые котлеты из школьного буфета. Запах нашей кухни, костра разносится далеко-далеко! Ощущаем себя взрослыми, самостоятельными. Во главе похода наша классная руководительница и учитель физкультуры. Двое взрослых с двумя десятками детей! Никто не боялся за свои жизни, как и не боялся ночного леса. На детей с рюкзаками смотрели с уважением. Деревенские женщины угощали нас парным молоком, а один председатель колхоза за наш трудовой десант по прополке нескончаемых грядок свёклы подарил нам огромный-преогромный кусок говядины. Жаркое умяли в один присест. В походах наша классная (она была биологом-химичкой) учила нас ботанике, рассказывала об особенностях почв и рельефа. Мы ловили насекомых, собирали цветы для своих первых гербариев.


От автора блога . Это был рассказ . Немного я допишу и от себя. Фотография в начале поста - это моя школа, в которой я проучилась все десять лет. Мои школьные годы были по времени позже, но в этом воспоминании я прочитала очень много похожего на наши. Правда, был наполнен одиночеством. Но потом ожидания тоже были радужными, металлолом, макулатуру собирали, участок пришкольный (огородик) тоже был. А колхоз, правда, можно назвать песнью - как мы любили туда ездить! Фотография девочек моего класса на уборке свёклы. И холодно же в тот день было, помню до сих пор, а разве заметно: один хохот и веселье.



Хорошо помню посещения больных дома. Мы собирали немного общих денег, покупали угощение и шли навещать. Однажды заболела Галя. Мы купили ей какую-то вкусную выпечку и пока дошли до её дома, то почти половину гостинца съели. Маме нашей заболевшей одноклассницы мы кое-как объяснили отсутствие части булки своим чувством голода и она лишь улыбнулась на наши слова и покивала головой. Она понимала, это нас успокоило! Давно нет той мамы, девочка Галя уже бабушка, а я всё помню этот случай, эту хорошо покусанную булку.

"Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня,
Куба - любовь моя!"

Песню эту тоже знаю. Правильно ли вспомнила? По-моему, мои родители разучивали её вместе со мной. По школе я песню не знала, и мои одноклассницы её не пели.

А вот с походами я как-то не знакома. Помню только однодневные. Чтобы в палатках ночевать - нет, не было... или я не ходила?.. Гербарии собирали - это были задания для уроков природоведения!

Знали всех первых космонавтов, их тогда можно было по пальцам пересчитать. И было то, что я очень верила в коммунизм. Это правда.

Ваши школьные годы... Вы помните их?

Главное в жизни - это любимое дело

Моя биография начиналась в родной для меня школе № 8, в которой я учился с 1 класса, с которой связаны мои детские и юношеские годы.

В этой школе учились мои братья, близкие друзья. Здесь я получил первые жизненные уроки от хороших учителей, прошёл школу первой дружбы.

Прошло более 20 лет после окончания школы, но в памяти до сих пор свежи добрые воспоминания о первой учительнице начальных классов Агриппине Павловне Ермаковой, заложившей в нас стремление к знаниям, к самосовершенствованию.

Большую роль в нашем становлении сыграла исключительно требовательная и добрая Вера Николаевна Корж – наш классный руководитель учитель биологии.

В памяти хранится светлый образ Гертруды Рудольфовны Эрбе, учителя немецкого языка, человека богатейшей внутренней красоты и обаятельности.

Многие из нас любили уроки математики (учитель Мошкова – Зотова Александра Павловна), уроки русского языка и литературы (учитель Зуева Нина Павловна), географии (учитель Харьков Николай Алексеевич) – он же директор школы, человек большого авторитета за его исключительную справедливость и понимание ребячьего мира. Мы благодарны Лие Исаковне Телешевой, которая хоть и не вела у нас английский язык, но учила всю школу на своём примере умению дружить, ценить человеческие отношения.

С интересом мы занимались внеклассной работой, в которую нас вовлекала старшая пионерская вожатая Зинаида Никитична Чечёткина, ныне учитель начальных классов. Помним мы и других учителей, которые формировали наше сознание.

Класс был у нас очень дружный, ребята инициативные. Были свои поэты, музыканты, затейники, краеведы. В нашем классе учился школьный поэт Юрий Зыков, сейчас заместитель главного редактора газеты «Златоустовский рабочий», поэт, бард. Учился Николай Клюев – наш баянист, сейчас сталевар металлургического завода и другие, которым школа помогла найти своё место в жизни, сформировать убеждение, что главное в жизни – это любимое дело.

Класс наш без подталкивания участвовал во всех делах школы: спортивных соревнованиях, диспутах, конкурсах, сборе макулатуры и металлолома, посадке лесонасаждений и др. был здравый дух соперничества друг с другом, класс с классом, болезнь за авторитет школы. Было постоянное желание не выглядеть хуже других. Большинство из нас учились без «3». Лично я считал, что лучше отказаться от ответа, чем лепетать лишь бы на «троечку». Самая плохая для нас многих была оценка «4», за которую мы переживали. Некоторым учёба давалась тяжело, мы им как могли, помогали. Слабые учащиеся не были в роли принижения и оскорбления. Мы видели, что они старались и компенсировали свои некоторые неспособности богатой душевной красотой, участвуя в других, посильных для них делах.

Сейчас все мы находимся в зрелом возрасте, и я могу с уверенностью сказать: школа научила нас мыслить, постоянно проводить время в деле или активном отдыхе, уважать окружающих людей, любить природу, свою страну.

Своё свободное время стараюсь отдавать спорту, чтению, общению с интересными людьми. В отпуске путешествую по стране. Был участником нескольких Всесоюзных мотопробегов, в том числе пробеге высшей категории сложности по маршруту «Урал – Центр – Кавказ – Средняя Азия – Казахстан – Сибирь – Урал».

Люблю свою работу и убеждён, что особенно для мужчин самое главное – интересная работа. Не сомневаюсь в том, что если бы я не был заместителем председателя райисполкома, с удовольствием работал бы шофером, слесарем, трактористом, крановщиком, лесником, токарем, водителем трамвая, преподавателем, политработникомв Советской Армии. На все эти специальности есть у меня дипломы об окончании курсов, учебных заведений, опыт практической работы.

Профессии эти получил, одновременно обучаясь в индустриальном техникуме именем П. П. Аносова, в строй отряде, в Челябинском политехническом институте и в высшей партийной школе.

Вы спросите: зачем столько профессий одному человеку? На мой взгляд, у человека всегда должен быть запасной вариант. К тому же не нужно просить кого – либо, чтобы решать мелкие вопросы быта.

Например, мне нужен шофёр. Машину я могу водить сами неплохо в ней разбираюсь.

Вам, ребята, у меня единственное пожелание: найти радость в любом конкретном деле: решили трудную задачу – испытать радость успеха;

помогли человеку в беде – разделить общую радость;

посадили дерево или убрали за собой после туристического похода – радость от общения с природой и доброго следа на Земле.

Без подобных радостей невозможно становление личности, ощущение счастья, своей полноценности и соответствие главной внутренней сути Человека.

Ваш внешний образ будет всегда следствием вашего внутреннего образа жизни.

Пусть всегда ваш образ жизни накладывает отпечаток на вашем лице тонкости гибкости ума, доброты, человеколюбия и трудолюбия

Скворцов В.Н.

Выпускник 1966 г.

Май 1986 год

Любимой 8-й!

Вспомните прошлое - и вы поймете, что самое светлое было у вас в школьной жизни. Сколько прекрасного преподнесло нам это слово "школа"! Сколько приятных воспоминаний связано с ней!

Достаю из шкафа старые фотографии, некоторые уже пожелтели …

1 сентября 1971года -это моя первая школьная линейка: вот Валерка, Сашка, я, Андрюха, Лена, ещё одна Лена..., позади на фото забор, деревянный дом (возле школы, сейчас там все по-другому).

Первый класс – перьевая ручка, чернильница-непроливайка; рассказываю своим детям – смотрят с недоумением – что это?Самый нелюбимый предмет – чистописание.Сколько трудовположишь для того, чтобы написать прямую палочку с закруглением внизу. И тут - на тебе – противная клякса!

Моя первая учительница Тиунова Людмила Ивановна – Педагог с большой буквы, непререкаемый авторитет и вызывающий глубокое уважение человек. Она смогла с первых дней рассмотреть в каждом из нас личность, постаралась сделать из нас людей, отвечающих за свои слова и поступки.Мы, ученики, находились под магией ее трудолюбия и терпения, мудрости и справедливости. Ягоржусь тем, что судьба позволила узнать - Человека доброго, бескорыстного и прекрасного.

Вот фотографии с уроков во втором классе...в шестом...фотографии с культпоходов, спортивных состязаний...а вот и 9, 10 класс, выпускной вечер...фотографий не так уж и много - в наше время не было мобильников со встроенными камерами, цифровых фотоаппаратов.Фотографировали сами, а сделать самому фотографию - это было целое искусство, требовавшее уйму времени и терпения.

После начальной школы нашим класснымруководителем стала Тырина Римма Константиновна. Огромной души человек. Мне кажется, что благодаря ее неуемной заботе о каждом из нас и о всех в целом мы состоялись как класс. Учились по-разному, но класс был дружный. Могли, собравшись и подготовившись, выиграть городской конкурс патриотической песни. А сколько другихрадостных и запоминающихся моментов...

Прекрасные педагоги учили нас тогда уму-разуму

Осипова Нина Михайловна

Телешова Лия Исаковна

Губина Татьяна Борисовна

Митина Светлана Львовна

Пужай Раиса Петровна

Муслюмова Роза Юрьевна

Директор школы Хабаров Иван Захарович

Об учёбе, о школьной жизни, о разных приключениях в те годы, об учителяхя могу сказать только хорошее. Хотя среди них были те, кого я любил и уважал в большей степении, и те, которые ко мне относились очень строго иставили, как мнеказалось, «незаслуженные двойки», о том, как не пускали в школу тех,у кого волосы были слишком длинные или в школу пришёл в джинсах (сейчас этовызывает улыбку и недоумение).

И за всем этим огромный труд наших учителей. Таких разных и таких замечательных.

Отдельно хочется сказать о Мишине Борисе Николаевиче. Каждый, кто был знаком с ним, может сказать про этого человека только хорошие слова. Педагог, который жил школой, который любил учеников, как своих детей.Для него не существовало отпуска или каникул, потому что у него всегда находились важные дела со своими воспитанниками.

Участие во всех спортивных мероприятиях города, плавание в бассейне, туристические слеты, походы по родному краю. Чего стоит поездка в Москву,в гости к знаменитой землячке Лидии Скобликовой. Ни минуты покоя – создание новых спортивных секций в школе, строительство школьного стадиона – не хватало даже летних каникул.

Много еще можнои хочется сказать, но самое главное это моя благодарность за воспитания в нас человеческих качеств, за помощь стать взрослыми, за то, что научили нас многому и самое главное вы всегда были добры и справедливы. Все это помогло нам не теряться в дальнейшем! С годами это становиться все очевиднее!

Милые дорогиемои учителя, огромное вам спасибо!Явас никогда не забуду!

Смотрю сейчас на нынешних выпускников, смотрю с улыбкой, с лёгкой грустью, с завистью... и вспоминаю свои школьные годы. Увы, их не вернуть, они остались в прошлом...как-то немного грустно...., но светло.

Выпускник 1981 года Иванов Д.В.,

Кандидат технических наук,

Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России.

Много хорошего осталось в памяти о школьной жизни

В школу № 8 я поступил в 1947 году и закончил 10 классов в 1957 году. Моей первой учительницей была Мария Архиповна, у которой я проучился с 1 – 4 класс. К сожалению, фамилию её не помню. С пятого по седьмой класс классные руководители не выдерживали «боёв» с нашим «Б»классом и менялись, пока в 7 «Б» не пришла к нам классным руководителем с «железной рукой» и навела порядок Цепилова (Кадочигова) Мария Ивановна,учитель истории, педагог по призванию. Этот строгий, но добрый в душе человек, вёл наш класс до выпуска, и я думаю, что все выпускники 10 В хранят и чтут память о Марии Ивановне.

Следующим по значимости педагогом в моей школьной жизни была, конечно, наша неувядаемая Лия Исаковна Телешова. В каком классе пришла она к нам учить нас английскому языку, точно не помню, но то, что учила она нас, «балбесов» от всей души, это точно. Это только благодаря ей я и сегодня через много – много лет после окончания школы при нужде с горем – пополам могу что – то перевести или составить небольшую фразу, которую иногда даже понимают иностранные гости, с которыми по рангу службы мне приходится встречаться. Кроме английскогоязыка Лия Исаковна учила нас веселиться.Ведь она была душой и организатором всех наших вечеров.

Помню Зою Васильевну, учительницу географии. Это она на всю жизнь оставила у меня любовь к путешествиям. Наверно, благодаря ей, уже после окончания института, я лет пятнадцать выписывал журнал «Вокруг света».

Навсегда остался в моей памяти Василий Васильевич, отставной военный лётчик, преподававший в 5 – м классе (1952 г.) физику, а затем уроки труда. Это он организовал про городской станции юных техников авиамодельный кружок, где мы и начали с моим другом и одноклассником Валерием Евлановым, постигать азы строительства моделей самолётов. Потом мы «предали» своего первого учителя по авиамоделизму и ушли во Дворец пионеров к знаменитому Льву Александровичу Комарову, построившему впоследствии самый маленький самолёт в то время. Эти занятия в авиамодельном кружке впоследствии предопределили всю мою последующую жизнь.

К сожалению, остальные имена школьных учителей безжалостное время стёрло из моей памяти, но это не значит, что был плохой педколлектив школы №8 того времени. Это просто значит, что был плохой неблагодарный ученик Валерка Кутышев, который забыл тех учителей, которые в то сложное время дали ему знания, позволившие сразу после школы поступить в одно из престижных учебных заведений того времени – Куйбышевский авиационный институт.

А как можно забыть директора нашей школы Хорькова Николая Васильевича, рано ушедшего из жизни и столь много сделавшего для школы, для педагогов, и прежде всего учеников.

Вспоминаю забавный случай. Год 1956, весна – май месяц. Наш 9»В» после первого урока решил устроить себе день отдыха, конечно, без согласования данной акции с педагогическим коллективом. В то время это у нас называлось «косотурить», т. е уйти в лес на Косотур. В тот день мы, правда, ушли за 7-ой участок на Айские старицы.

На другой день утром вбегают разъярённые Мария Ивановнаи Хорьков Н.В. «Всем портфели оставить в классе и марш за родителями!» и это сказано 16 – летним парням и девушкам. У меня портфеля не было, уже с 8-го класса я ходил с папочкой, носил только тетради. Мигом сунул её за пояс и пошёл догуливать «весенние» каникулы.Дома молчу… вечером приходит отец с работы и начинает воспитывать. Директор оказался хитрее меня, позвонил отцу на работу.

Почему-то в памяти всплывают одни шалости и проделки, порой не безобидные. Наверное, этими запрещёнными делами мы хотели утвердить своё «я». Одно времяв моду вошла у нас игра в карты. В основном играли на переменах, но иногда и на неинтересных уроках, бывали и такие - баловались иво время занятий. На одной из перемен в класс внезапно заходит Хорьков (скорее всего кто-то из девчонок «заложил»). Играющие быстро попрятали карты, а я не успел. «Давай сюда карты!». Я поднял руки за голову и говорю: «Нет у меня карт, ищите!», а сам опустил карты за ворот рубашки.

Времена тогда были суровые, никто и не заикался о правах человека, тем более – школьников. Николай Васильевич обыскал все карманы. «Но я же видел карты у тебя в руках!» - его уже разбирало любопытство. Но не поймал – не вор. На этот раз за родителями я послан не был.

Много хорошегои интересного осталось в памяти от школьной жизни: это и летние велосипедные походы с Сашей Козиным, Борисом Степановым на озеро Тургояк и Зюраткуль, школьные вечера, первые попытки самостоятельно заработать деньги на разгрузке вагонов и многое другое.

Как бы ни было, но в 1957 году окончил я 10 классов да ещёс серебряной медалью. Сразу же поступил в Куйбышевский авиационный институт, который окончил в 1963 году, получив диплом инженера – механика по самолётостроению. Потянуло меня назад на Урал. Распределился в Златоуст на ордена Ленина машиностроительный завод, в просторечии – машзавод. Проработал я в одном отделе ровно 28 лет.

А когда началась «перестройка», дёрнуло меня ввязаться в политическую борьбу, да ещё в предвыборные компании. И вот работаю уже третий год в городском Совете. А когда закончится срок полномочий, думаю связать деятельность, связанную с экологией.

Кутышев В.Ф.

Выпускник 1957 г.

10.12.1992 г

Стала учителем, как моя первая учительница

С 1962 по 1970 год я училась в школе № 8. Моей первой учительницей была Ильина Анна Яковлевна – заслуженный учитель РСФСР. Когда она нас учила, была уже на пенсии. Это был настоящий учитель! Навсегда я запомнила её добрый спокойный голос, ласковые руки, умение видеть и слышать каждого ученика. А нас ведь было сорок человек. Мне всегда везло на учителей: Баранова Анна Афанасьевна, Черненко Валентина Васильевна, Митина Раиса Петровна, Бурдина Маргарита Михайловна, Титова Тамара Васильевна, Цепилова Мария Ивановна, Хабаров Иван Захарович, Осипова Нина Михайловна – эти имена для меня святы.

Школьные годы были, действительно чудесны! Класс у нас был дружный, активный – скучать не приходилось. Пионерские сборы, комсомольские собрания, диспуты, праздники – всё организовывали сами. А как мы боролись с неуспевающими и прогульщиками! Актив класса ходил по домам (а чаще это были частные дома на Татарке), мы беседовали с родителями, выясняли причины прогулов, брали на поруки, сами помогали неуспевающим, занимались с ними после уроков. У нас был девиз «Дружба + труд = двойке капут!» А направляла всю нашу деятельность непредсказуемая энергичная Анна Афанасьевна – наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы.

В седьмом классе её сменила Осипова Нина Михайловна. Какие замечательные походы мы с ней совершали! Побывали на озере Тургояк, пешком ходили в посёлок Магнитка. Мой папа, Сычёв Анатолий Ильич, был членом родительского комитета. Он организовывал походы и помогал Нине Михайловне за нами присматривать.

В школе работало много спортивных секций. Я занималась в секциях гимнастики и баскетбола. Посещала танцевальный кружок во Дворце пионеров и училась ещё в музыкальной школе. Времени хватало на всё. В 1970 году я «круглой» отличницей закончила восемь классов и поступила в педагогическое училище. Мечта была всегда одна – стать учителем начальных классов. Этим я обязана своей любимой первой учительнице.

Уже став взрослой, с мужем и с дочками я часто навещала Анну Яковлевну. За чашкой чая мы слушали её рассказы о жизни. Она жила одна, и такие встречи были для неё большой радостью.

Свою трудовую деятельность я начала в школе №28, работала старшей пионерской вожатой. Затем в школе №8 уже учителем начальных классов. И вот уже 25 лет в своей родной школе. Работу свою люблю, хотя с каждым годом работать становится всё труднее. Меня всегда окружают дети, а они такие разные: непоседы и тихони, капризные и упрямые, любознательные и ленивые. С ними не соскучишься! Но мне очень хочется, чтобы все они стали, прежде всего, добрыми чуткими людьми, чтобы нашли своё место в жизни и смогли преодолеть все трудности. Я счастлива тем, что у меня большая дружная семья. У дочерей уже свои семьи. А с нами живёт сын - наша надежда и опора. Ольга, Вера и Женя закончили нашу школу № 8. Я надеюсь, что здесь будут учиться и мои внуки. А их уже 4! – и все мальчики. И в радости, и в трудные минуты мы всегда вместе. И это помогает нам жить в наше сложное время.

В нашей школе дружный педагогический коллектив. И я очень рада, что наша школа преуспевает и является одной из лучших школ города.

Ужегова Н.А.

2003г.

Сейчас Надежда Анатольевна на заслуженном отдыхе, воспитывает своих внуков.

Все они учатся в нашей школе, продолжив школьную династию семьи Сычёвых – Ужеговых – Хариных …

В этом году исполнилось 20 лет с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок. Мы, конечно, отметили:). Съездили в Сунтар, потоптали место, где стояло здание, в котором учились (оно сгорело сразу после нашего выпуска), попили чай с учителями, сходили в поход. Выпустили много кого потрясший непринужденный и красочный буклет со страницами одноклассников (мы с Юлей там такое нафантазировали про некоторых, что, нврн, мало кто себя узнал в описаниях, бхыхых). О классе, встрече и прочем еще расскажу, мож быть. А сейчас хочу разместить (чтоб тут тоже) несколько добрых слов о школьных годах и учителях прежде чем поржать над альтернативными воспоминаниями. Этот текст писала 3 года назад для книги к юбилею школы, с тех пор воспоминания не изменились и благодарности все так же актуальны. Правда, самостоятельной ССШ №2 уже нет, но это другой, грустный, разговор...

_____________________________________________________________________________

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности, влияние, сравнимое разве что с родовым, семейным, родительским. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний - плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. В ВУЗ-е человек изучает выбранную специальность, а потом всю жизнь углубляет и расширяет знания по своей профессии. Кто-то пойдет в науку и окопается в своем и смежных направлениях. И не все находят время на изучение вещей, которые не касаются профессии. Так и получается, что кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! - разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я, как личность, умеющая это и знающая то, тоже родом из школы. Училась в трех школах, но главной моей, родной школой является Сунтарская средняя №2, в которой училась с четвертого по одиннадцатый классы.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков с нашей классной руководительницей Еленой Егоровной, и в занятиях журналистикой с ней же.

Здесь я полюбила литературу. Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Помню удивительную Изабеллу Ильиничну, эмоциональную, обаятельную, - как она, сверкая ослепительными очами и заражая настроением, вела уроки.

Здесь меня научили писать каллиграфическим почерком. Вроде бы в настоящий век развития компьютерных технологий это такой анахронизм – писать вручную. Но иногда пригождается и выручает. А еще людям приятно получать открытки, написанные от руки. Помню, как учительница русского языка Лия Николаевна билась над исправлением моего почерка, в котором буквы никак не хотели друг с другом соединяться. Лия Николаевна была строга и справедлива, и казалась мне не простым человеком, а кем-то выше. Я трепетала перед ней, и до сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с ее образом.

Часто вспоминаю Наталью Матвеевну, учительницу якутского языка и литературы. Она была по-матерински доброй и терпеливой, чем нередко мы пользовались, и иногда вели себя довольно безобразно, шумя и играя на уроках в «города и реки». Кажется, так я заработала снижение оценки по поведению. Тем не менее, я знаю, что именно благодаря ее урокам некоторые наши мальчишки втянулись в чтение, начали читать книги на якутском языке вне программы. В том, что мы свободно читаем произведения якутских классиков, не теряемся в архаизмах и заковыристых оборотах богатейшего якутского языка, заслуга Наталии Матвеевны. Сейчас много людей, которые по-якутски только разговаривают, а читать не могут, так как, к сожаленью, понимают только часть слов.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и все эти предметы естествознания преподавала Люция Павловна, хрупкая, добрая и увлеченная своим делом.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Французскому языку нас учила Лилия Митрофановна. А еще какое-то время мы учились у Евсеевой Любови Егоровны, ставили с ней спектакль на французском языке «Маленький принц». Кроме того, я занималась у нее английским языком, готовясь к поступлению в ВУЗ, и это совершенно удивительно – как за какой-то месяц она смогла дать базу английского языка человеку, который никогда им не занимался. Я очень благодарна Любови Егоровне, она запомнилась мне в числе самых ярких моих учителей.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. То ли потому, что учителя у нас часто менялись, то ли мое сознание к тому времени не было готово адекватно воспринять физические законы мироздания. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Галины Егоровны и Руслана Николаевича. Зато потом, будучи взрослым уже специалистом, я однажды скупила учебники за все классы и заново прошла весь путь ученика по физике. И теперь продолжаю интересоваться достижениями и новостями науки. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг.

Математические предметы нам преподавали Алексей Николаевич, Тамара Доржиевна и Алиса Изосимовна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом, химиком или историком-археологом. Первое просветление я помню на уроке Алексея Николаевича – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Иванова Тамара Доржиевна.

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры и Афанасия Терентьевича. Хоть так и не научилась бегать стометровку и бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила лыжи и по-прежнему «грязно» играю в баскетбол, но, благодаря школьной подготовке, в институте и в различных спортивных секциях никогда не чувствовала себя в рядах отстающих.

С ностальгией вспоминаю уроки пения и занятия хора. Так было жаль, когда Эдуард Васильевич ушел в другую школу. Кажутся слегка нереальными времена, когда с удовольствием солировала в хоре.

До сих пор с удовольствием вспоминаю свои первые опыты общения с компьютером – это тоже было в школе, на уроках информатики. Написала простенькую программу на бейсике - «нарисовала» картину с озером, камышами и лебедями, и никак не могла от нее оторваться, хотелось еще усложнить, еще красивей сделать.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания - это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и правильно ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счету, мне всегда везло на дарителей знаний – в школе, в ВУЗе, в профессиональной деятельности, по жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, - запоминаются особо. Одним из таких людей я считаю свою учительницу математики Иванову Тамару Доржиевну. Спросите любого ученика нашего класса о любимом учителе, я думаю, большинство после имени Елены Егоровны назовет Тамару Доржиевну. Она каким-то невероятным образом сумела привить любовь к математике, показать красоту математики, убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С тех пор образ математики для меня забавным образом связан с образом Тамары Доржиевны – высокая, элегантная, красивая, загадочная и улыбчивая... наука. Помню, что она умела не обидеть, ни нечаянным словом, ни делом, а это великое умение в работе с ранимыми подростками. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. От нее так и веяло теплом и добротой, но это не слабая, а сильная доброта, ее уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. А еще я ясно ощущала, как она сама любит свое дело, как ей нравится и математика, и ее преподавание. К таким людям тянутся. Наверно, это было сложно, но она к каждому нашла свой подход. И что мне в ней особенно нравилось – Тамара Доржиевна учила пониманию, учила думать и размышлять, и с помощью размышлений и логики проникать в суть формул.

Недавно у Тамары Доржиевны был юбилей. Я поздравляю Вас, Тамара Доржиевна, и желаю, чтобы Ваше терпение никогда не иссякало, чтобы Ваши усилия никогда не пропадали даром, чтобы проблемы и задачи решались, ответы находились. Будьте здоровы, благополучия Вам. Пусть Вас окружает любовь.

И еще один человек, о котором я никогда не перестану рассказывать знакомым и незнакомым, - это наша классная руководительница, «вторая мама» для всех ребят нашего класса – Федорова Елена Егоровна. Она была одним из лучших учителей-предметников нашей школы, вела историю, географию, экономическую географию. Неутомимая рассказчица, она превращала свои уроки в мысленные путешествия. Она и сама путешественница, испытатель и исследователь, и нас приучила к этому делу. Чем дальше школьные годы, тем удивительней вспоминать те поездки и приключения, в которых мы побывали с нашей Еленой Егоровной. Мы ходили с ней в пешие походы с ночевками, совершали путешествия на автобусе на дальние расстояния, объездили природные достопримечательности района, даже ездили в Москву. Мы познавали ее предметы на практике, пересекая километры и широты. Сейчас удивительно представить такого неординарного классрука, и я люблю рассказывать о ней, потому что она всегда вызывает восхищение. Смелая, отважная, веселая, эмоциональная, честная, требовательная, всегда готовая действовать, всегда готовая поддержать и помочь, очень справедливая и небезразличная к судьбам своих учеников. У нас в классе, как в семье, всякое случалось, бывало, и мы ее обижали, и она нас неслабо ругала. Потом всегда прощали друг друга, потому что это - любовь. Пользуясь моментом, хочу выразить свое восхищение Еленой Егоровной и уважение к ней.

Вот такими я помню своих учителей и учебу. Но школа – это не только новые знания и люди, их дающие. Это большой кусок жизни вообще. Это наш класс: дружный, веселый, смешливый. Мальчики в школе увлекались охотой и рыбалкой, а мы, девочки, посмеивались над ними, а сами бегали по дискотекам. Ходили всем классом в походы, и тут уж мальчики были в своей стихии. Праздники в школе, особенно новогодние, как ставили сценки и номера. Целый пласт жизни – участие в художественной самодеятельности, помню, как танцевали Аня Егорова и Надя Макарова, и мы повторяли вслед за ними; как пели в хоре «Эх, дороги»; как читали чабыр5ах со сцены и выступали в качестве конферансье. Помню развеселую пионерскую жизнь, «Зарницы». Чего только не было, можно очень долго вспоминать, что мы и делаем периодически, встречаясь классом. Жаль, что нет того старого здания школы, с ним связаны многие и многие воспоминания, и смешные, и трогательные, и пафосные, и веселые.

Мы закончили школу в 1992 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Поздравляю родную школу с юбилеем, и хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Поздравляю Вас и желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний - чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

Школа - время, о котором все мы вспоминаем с улыбкой. Вычеркнуть из памяти эти веселые годы, проведенные в окружении одноклассников, никак нельзя. Мы собрали школьные истории, которые точно взбудоражат ваши воспоминания.

История из школы. Перемена была. Зима. Снег сильный и ветер. Один парень прямо у двери прикуривал. Я так понимаю, что на выходе из помещения это было легче сделать. И вот мама моего друга, увидев это, подошла и дала ему подзатыльник. Удар был несильный. Но точно помню, что сигарета вылетела из зубов. Это был наш учитель истории. Новый. Молодой.

В 1-м классе проводили конкурс талантов. Ну все дети выходили, пели, танцевали, стишки рассказывали, садились на шпагат, карате показывали. Я вышла и засунула кулак в рот. Вот. Маму вызвали в школу.

В младших классах говорил, что мне нравится девочка, и мама давала мне с собой шоколадку для нее. Но шоколадку я отдавал бомжу, а он за это провожал меня в школу, и я всем хвастался, что живу с бомжами. Не знаю, о чем я тогда думал, но все мне завидовали.

Оказывается, чем старше ребенок, тем проще собрать его в школу. Сын в 9-м классе заявил, что ему не надо ничего покупать, у него к школе все есть: полкарандаша с того года и пара тетрадок, а ручку, сказал, на полу в классе найдет.

Сестренка сейчас учится в 1-м классе. На второй день обучения она встала из-за парты на середине 3-го урока и начала собираться на выход. Классный руководитель, видя все происходящее, сделал ей замечание:
- Анжела, а куда это ты собралась?
- Ой, Елена Владимировна, что-то я устала тут с вами, пойду-ка я домой. Посидела и хватит!
Только потом ребенку объяснили, и она полностью осознала, что ее ждут впереди еще целых 11 «счастливых» лет обучения.

Помню, как после окончания первой четверти в 1-м классе я, уходя на каникулы, спросила у мамы:
- Мам, а сколько мне еще учиться в школе?
Мама беззаботно ответила:
- 11 лет, котенок, чуть больше, чем ты живешь.
Я села на пол и разрыдалась: детство кончилось.

В школьные годы я частенько прогуливала уроки. Знал об этом только папа, который уверял, что рот у него на замке. Как водится, мама, несмотря на все клятвы отца, вскоре все равно узнавала о нарушении.
Через пару таких «совпадений» я решила проверить честность папы. Пошла в школу, а когда на перемене он мне позвонил, то я сказала, что дома осталась. Вечером, когда вся семья была в сборе, то мама спросила, почему я отсутствовала на уроках. На что я сделала удивленное лицо и показала дневник с оценками. Вот так я вычислила маминого шпиона.
P. S.: мне все-таки прилетело, потому что обманывать взрослых нехорошо.

Как-то знакомая заявила, что в их классе все родились в год Обезьяны и что это невероятное совпадение. Не знаю, как она вообще окончила школу.

В 10–11-м классах в моей школе проводились дискотеки для учеников, во время которых я успешно сидел на скамейке (не умею я танцевать) с такими же неумехами. Был у меня одноклассник, вечно тихий и спокойный на таких мероприятиях. Но однажды он стал танцевать как в последний раз, да и движения были неплохие. Он легко вписался и собрал народ вокруг себя. Мне стало интересно, откуда такое преображение и где он так научился. Все оказалось очень просто: он стал приходить на дискотеки пьяным.

Родители моей подруги пообещали подарить ей новый айпад за то, что она перейдет из 6-го класса в 7-й. Мне пообещали дать по шее, если я не стану отличницей.

Сегодня произошло с моей подругой. Она уже пару месяцев крутит виртуальный роман с симпатичным молодым человеком. Все у них было хорошо, а сегодня он ее попросил, чтобы с этого дня она с ним переписывалась только во второй половине дня: до 13:30 он всегда будет «жутко занят». Подруга (которой, кстати, 28 лет) в шутку спросила, не на уроках ли он будет теперь в это время сидеть. Та-дам! Милый юноша, оказывается, десятиклассник! А подруга уже мысленно подбирала свадебное платье.

В школе меня дразнили «черепашкой» (от фамилии Черепанова). Мне очень не нравилось. И в какой-то момент я начала лупить тех, кто так дразнился. После этого меня стали звать «черепашка-ниндзя».

Из всех членов моей семьи 1 сентября я не люблю больше всех. Кончилось лето и то время, когда можно поспать вдоволь, никуда не спешить, тусить на даче с друзьями, ложиться за полночь. Но нет, надо опять рано вставать и тащиться в эту дурацкую школу, а потом делать уроки, таскаться на всякие кружки, бассейны. Ну почему опять?!
Лена, 35 лет, мама второклассника.

«Школьные годы чудесные…» или воспоминания 18 лет спустя

В 1984 году для нас прозвенел первый звонок.

Ожидание чего-то еще неизведанного, нового, любопытство будоражило каждого из первоклашек. Белые фартуки, огромные накрахмаленные банты у первоклассниц, брюки «со стрелками» и пиджаки с блестящими пуговицами у первоклассников, букеты из гладиолусов или астр придавали еще большую торжественность.

Знакомство с первой учительницей, соседом по парте, фотография на память с букварем, аккуратно сложенные в портфеле тетрадки и прописи, в которых непослушной рукой потом выводили замысловатые палочки и крючочки. Закрутилась, понеслась школьная жизнь.

В первом классе стали октябрятами. На отпаренной форме появился октябрятский значок - портрет юного Ленина в пятиконечной звездочке. Все знали, что октябрята - это будущие пионеры, внучата Ильича, уважают старших и любят школу. «Помнится, во втором классе проверялась техника чтения. На классном собрании учительница отозвала мою маму и поделилась впечатлениями: "Ваша Вика прочитала текст со скоростью 18 слов в минуту, но Вы не переживайте, она так старалась, делала паузы, взмахивала ручкой и лицом изображала все, что было написано!".

В третьем классе в день рождения Ленина на торжественной церемонии в красном уголке завода «Авангард» октябрят приняли в пионеры. Причем, в первую очередь принимали тех, кто учился на «отлично» и был примером для всех, а во вторую и даже третью тех, у кого «хромала» успеваемость или дисциплина. Новобранцы давали торжественное обещание пионеров Советского Союза - горячо любить и беречь свою Родину, после чего им повязали красный пионерский галстук и вручили значок с девизом «Всегда готов!».

По окончании третьего класса - расставание с первой учительницей, горячо любимой и почти род-ной, которая ввела нас в школьную жизнь мягко и безболезненно, научила читать и писать, приоткрыла дверь в мир непознанных наук… Четвертый класс, казалось, что уже совсем взрослые и можем почти все!

Собирали металлолом. «Идея - переплавить собранный лом на пионерский троллейбус. Мы так старались и были так неудержимы в желании поучаствовать в изготовлении троллейбуса, что разобрали и принесли на лом все, что смогли унести со старой дворовой спортивной площадки. Даже ограждения высотой в два наших роста были снесены и притащены в школьный двор. А потом мы направились через железную дорогу к заводу Авангард и «уперли» оттуда железнодорожную шпалу, причем вдвоем. До сих пор не понимаю, как нам это удалось. Итого около 300 кг. Гордость до сих пор распирает!!!»

Собирали макулатуру. Объявлено соревнование - какой класс больше соберет макулатуры. А дух соревнования придает особую остроту, поэтому несли все - от старых газет «Правда» и журналов «Колхозница», «Наука и жизнь», «За рулем» до подписных изданий (пока родители не видят), проходили по всем соседям. А как обидно, если соседний класс выигрывал из-за дополнительной пары связок картона…

Шефствовали над одинокими ветеранами. Покупали продукты, выполняли домашние работы. Мальчики на уроках труда вырезали из дерева звездочки, красили в красный цвет и прибивали их возле дверей ветеранов Великой Отечественной войны.

Принимали активное участие во всевозможных спортивных соревнованиях и олимпиадах, смотрах строя и песни, побеждали и искренне радовались.

Благодаря семье Ланевых ходили в походы - учились разводить костры, ставить палатки, готовить пищу на огне, играли на гитаре, пели…Не обходилась наша школьная жизнь без маленьких шалостей:

«Когда не хотелось ходить зимой на физкультуру на лыжах, я брала с собой отвертку, отъезжала в сторонку и скручивала крепление. Мол, вот сломалось…»

«Дьякова Н.Н., читая отдельные трагические отрывки из произведений «Ночевала тучка золотая» или «Му-Му» плакала, а мальчишки сидели и хихикали…»

«Уборка школы. Как сонные мухи «оттираем» тряпками стены, вернее пасту наносим, а воды почти нет...» «Пришкольный участок - «спим» на грядках, самое элитное - нарвать кроликам травы...»

«Выход из школы зимой напоминал обстрел тысячами снегометов, заснеженными оставались практически все!!!»

Столовая!!! - все в позе марафонцев на низком старте в последние секунды урока, учитель держит дверь, а после звонка …. «табун» бежит на «водопой»»

«После того, как стали пионерами, каждый год на 19 мая бесплатно катались на троллейбусе и качелях в парке культуры и отдыха.

А еще у нас были факультативные занятия - кружок микробиологии, где изучали бактерии и плесень. Я даже дома разводила, а родители ругались. Благодаря этому кружку без тестов приняли в гимназию в химико-биологический класс.

«А на уроках труда мы шили фартуки и ночные сорочки, готовили супы или плюшки, которые наши мальчики потом ели». «А сколько было радости, когда единую школьную форму отменили, и можно было «хвастануть» перед одноклассниками модными джинсами или яркими лосинами…»

«Помню, на смену ранцам и портфелям пришли «дипломаты». Особым «писком» был черный узкий с кодовым замком. Идешь по улице, в руках «первый признак интеллигента», заходишь в класс и «бух!» по парте - гордость просто распирала! А еще таким «портфелем» было удобно драться и кататься с горок…»

Между всей этой активной школьной жизнью, конечно, учились - чертили графики, разбирались в теоремах и аксиомах, учили стихи, писали сочинения, познавали историю, проводили опыты по физике и химии, узнавали про всех и про все. А если ученики испытывали затруднения в учебе, то их оставляли после уроков на дополнительные занятия и при этом никаких платных репетиторов!!!

Школа - это детство, первая дружба, первая любовь, огромное желание казаться взрослыми (у девочек первые пробы макияжа, у мальчишек - покурить за углом)…. А самое главное, школа «посеяла» в нас зернышки тех основ, благодаря которым мы выросли целеустремленными, честными, порядочными людьми, научились ценить дружбу, человеческие отношения.

Очень важно, что в школьные годы рядом с нами были мудрые и опытные педагоги, которые видели в нас то, что больше никто не видел, и развивали хорошее или, наоборот, помогали избавиться от «нехороших» черт характера, качеств и т.д. Спасибо нашим учителям за знания, советы, помощь, понимание, терпение и мудрость. С благодарностью и уважением вспоминаем нашего классного руководителя Дьякову Надежду Николаевну искреннего, заботливого и талантливого педагога.

В годы учебы в школе мы воспринимали все происходящее как что-то навязчивое и практически не ненужное - уроки, контрольные, экзамены, требования… казалось, скорей бы окончить школу и - в жизнь! Только теперь понимаем, что 10 школьных лет были как большие летние каникулы, которые, к сожалению, безвозвратно ушли в прошлое….

Рахманен Наталья

от имени выпускников 1994 года,

в том числе от имени Натальи Гутиной,

которая живет во Франции

и занимается издательством

исторического журнала.

1986 год Урок в 3"г" классе учитель начальных классов Новикова Тамара Васильевна.

На фото. Рахманен Наталья вместе с Кухаревым Денисом выполняют задание.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...