Восстание саблина. Герой или клятвоотступник? братья Саблины: Борис, Валерий, Николай

Бунт на большом противолодочном корабле (БПК) Балтийского флота "Сторожевой" начался в ночь с 8 на 9 ноября 1975 года. Возглавил восстание капитан 3 ранга Валерий Саблин, служивший на корабле замполитом. До поступления в Военно-политическую академию имени Ленина он прослужил девять лет на строевых должностях на кораблях Северного и Черноморского флотов.

Углубленное изучение в академии трудов классиков марксизма-ленинизма утвердило Саблина в мысли, что власть ведет народ не тем путем. Морской офицер разработал детальную программу переустройства общества. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав попутно на вопиющие ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с "трибуны" БПК "Сторожевой", на который попал служить после академии.

"Сторожевой" вместе с другими боевыми кораблями Краснознаменного Балтийского флота принимал участие в военно-морском параде 7 ноября 1975 года, после чего должен был уйти на ремонт в Лиепаю. Вечером 8 ноября замполит организовал просмотр кинофильма "Броненосец Потемкин". Командира "Сторожевого" капитана 2 ранга Потульного Саблин запер на посту гидроакустиков. По команде замполита был объявлен сигнал "большой сбор". Матросы и старшины выстроились на нижней палубе, в корме корабля.

Саблин сообщил им, что принял командование кораблем и намерен вести его в Ленинград, чтобы оттуда обратиться ко всей стране с воззванием. Он говорил о разложении в верхах, о том, что нужно выступить по телевидению, рассказать народу правду и добиться перемен. Матросы поддержали Саблина. Однако в кают-компании его пламенное обращение было встречено более сдержанно. Только несколько офицеров и мичманов одобрили действия мятежного замполита. Остальные молчали - их провели в нижнее помещение корабля.

Саблин рассчитывал, что выступление "Сторожевого" поддержат ленинградцы, а затем и вся страна. Однако о бунте командованию флота и руководству страны стало известно гораздо раньше от сбежавшего с корабля офицера-механика Фирсова, который был нештатным секретарем комитета ВЛКСМ. Снявшись с якоря, БПК вышел из парадного строя кораблей, развернулся на реке и двинулся в Рижский залив. С корабля в эфир понеслись радиограммы в адрес центральных партийных и советских органов. Корабль объявлял, что идет в Неву к стоянке "Авроры" и требует дать одному из членов команды выступить по Центральному телевидению и радио. "Сторожевой" шел в сопровождении пограничных кораблей.

Наперерез "Сторожевому" была направлена целая эскадра. Высшее военно-политическое руководство страны отдало приказ любым способом остановить взбунтовавшийся корабль. При необходимости - разбомбить и потопить. Сторожевые корабли открыли огонь по надстройкам - БПК не отвечал, продолжая уходить. Утром 9 ноября 1975 года оружие по "Сторожевому" применила советская авиация. По боевой тревоге в Прибалтийском военном округе были подняты два авиаполка. Один из лучших летчиков авиаполка прицельно положил бомбу под корму БПК, повредив обшивку, винт и руль. Корабль стал описывать круги. К тому времени освобожденный моряками командир корабля поднялся на капитанский мостик и выстрелил в Саблина из пистолета. Арестовав раненого в ногу замполита, Потульный вступил в командование и приказал застопорить ход. На корабль высадился морской десант.

Моряков "Сторожевого" доставили в Ригу и разместили в береговых казармах. Сотрудники КГБ немедленно приступили к допросам. Вместе с Саблиным был привлечен к суду матрос Шеин, который получил 8 лет тюрьмы. Остальных впоследствии выпустили на свободу, некоторых демобилизовали, взяв подписку о неразглашении обстоятельств бунта.

Саблина поместили в "Лефортово", где и началось следствие и выяснение всех обстоятельств ЧП. Саблин всю вину за случившееся сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. С первых допросов ему были предъявлены обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу, которые он поначалу категорически отверг.

13 июля 1976 года состоялось заключительное закрытое заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР, которая приговорила капитана 3 ранга В. Саблина к смертной казни, признав его виновным по пункту "а" статьи 64 УК РСФСР (измена Родине). Офицера лишили воинского звания, ордена и медалей. Приговор был окончательным и не подлежал обжалованию в кассационном порядке. Просьбу о помиловании Президиум Верховного Совета СССР отклонил. Уже 3 августа 1976 года Саблин был расстрелян.

Военная коллегия Верховного суда РФ в 1994 году пересматривала дело Саблина "в свете новых обстоятельств". В обвинительном заключении ему заменили "расстрельную" статью "измена Родине" на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Казненного Саблина приговорили к 10 годам тюремного заключения, а помогавшему ему матросу Шеину за соучастие дали 5 лет вместо прежних, полностью отбытых им восьми... В определении Военной коллегии Верховного суда РФ от 12.04.94 г. указано, что ни Саблин, ни Шеин реабилитации не подлежат.

ВОССТАНИЕ НА «СТОРОЖЕВОМ» 1975, восстание на Большом Противолодочном Корабле (БПК) «Сторожевом» Балтийского флота СССР 8-9 ноября 1975 под руководством замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина.
Валерий Саблин родился в семье потомственных морских офицеров в 1939. Окончил Высшее Военно-морское училище им. Фрунзе в 1960. Член КПСС с 1959. Служил на Северном Флоте. С 1969 по 1973 гг. Саблин учился в Высшей Партийной Академии им.Ленина. Состоял в браке; имел сына. После окончания ВПА Саблин был направлен на прохождение службы замполитом экипажа БПК «Сторожевого». Аттестации о прохождении службы в ВМФ имел исключительно положительные.

Большой противолодочный корабль «Сторожевой» был построен в 1973. Корабль входил в состав ВМФ СССР и базировался в Латвийской ССР, городе Риге.

7-8 ноября 1975 БПК «Сторожевой» принимал участие в военно-морском параде, посвященному 58-ой годовщине Великой Октябрьской Революции. Вечером 8 ноября корабль снялся со стоянки в устье реки Даугавы и взял курс в направлении Ирбенского пролива (между Латвией и Эстонским островом Сааремаа). Старшему лейтенанту БПК В.Фирсову удалось по канату покинуть корабль и перебраться на подводную лодку Балтийского Флота, которая находилась на рейде недалеко от базирования «Сторожевого». Фирсов сообщил сенсационное известие – замполит корабля капитан третьего ранга Валерий Саблин вместе с группой единомышленников арестовал командира корабля капитана второго ранга А.Потульного, а также ряд других офицеров «Сторожевого»; объявил о решении направиться в Кронштадт, а затем в Ленинград, для того, чтобы выступить по телевидению с обращением к советскому народу о сложившийся политической ситуации в стране и необходимости смены политического руководства СССР.

Это сообщение было сразу передано командующему Балтийского Флота и главнокомандующему ВМФ СССР. После изоляции командира корабля, Саблин собрал экипаж «Сторожевого» и объявил ему о своих намерениях – направиться в Ленинград с целью выступить по центральному телевидению к народу и рассказать об имеющихся недостатках в стране, как нехватка продуктов питания и товаров народного потребления, злоупотребления, бюрократизм, «приписки», использование служебного положения (блата) в личных целях. Саблин заявил, что вышел из рядов КПСС, потому что руководство партии отошло от ленинских правил строительства социалистического государства.

Несогласных с Саблиным офицеров «Сторожевого» после голосования, экипаж корабля изолировал в двух каютах. Около 3 часов ночи 9 ноября «Сторожевой» взял курс на Рижский залив. После этого Саблин передал радиограмму главкому ВМС о своих требованиях и объявил БПК «Сторожевой» «свободной и независимой территорией».

Вслед за «Сторожевым» устремились боевые корабли Балтийского флота. Приказ главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота С.Горшкова был коротким: «с выходом на визуальный контакт применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. Первый залп дать впереди по курсу, последующие – по винтам». В 4 часа ночи по приказу был поднят в воздух 668-й бомбардировочный полк с военного аэродрома возле Юрмалы. Под утро один из бомбардировщиков ЯК-28И обнаружил БПК «Сторожевой» и произвел бомбометание. Корабль был вынужден остановить движение.

Часть экипажа, осознавшая весь ужас сложившейся ситуации, выпустила арестованного командира корабля и других, несогласных с действиями Саблина офицеров. Командир «Сторожевого» капитан второго ранга Потульный прострелил ногу Саблину, приказал арестовать его и, открыв арсенал, распорядился вооружить часть офицеров и матросов корабля. Командир стартовой батареи минно-торпедной части лейтенант В.Дудник и помощник командира корабля по снабжению лейтенант В.Вавилкин, также были арестованы.
К 11 часам утра 9 ноября командир БПК доложил, что полностью овладел ситуацией на корабле и снова вступил в командование «Сторожевым». Корабль вернулся в Рижский залив.

После этих событий многие офицеры Балтийского Флота были сняты с занимаемых должностей и исключены из партии. Экипаж «Сторожевого» был полностью расформирован.
Валерий Саблин был приговорен к расстрелу. 3 августа 1976 приговор был приведен в исполнение. Помощник Саблина по мятежу на «Сторожевом» старший матрос Александр Шеин был осужден на 8 лет лишения свободы. Остальные 6 офицеров и 11 мичманов, проходивших по делу событий 8-9 ноября 1975 на БПК «Сторожевом», были оправданы.

9 ноября 1975 года экипажи 18 бомбардировщиков советских получили приказ об уничтожении цели в Балтийском море. В поставленной задаче говорилось, что иностранное военное судно вторглось в территориальные воды СССР. Но во время выполнения задания летчики узнали, что настоящая цель – советский противолодочный корабль.

Что известно про Валерия Саблина

Из доклада комиссии, назначенной приказом Министра обороны СССР Гречко «для расследования случая неповиновения имевшего место 8-9 ноября 1975 года на большом противолодочном корабле «Сторожевой» 128-й бригады ракетных кораблей Балтийского флота». Бывший заместитель командира корабля по политической части капитан 3-его ранга Саблин В.М., 1939 года рождения, русский, в КПСС состоял с 1969 года, окончил военно-морское училище имени Фрунзе в 1960 году. До 1969 года служил на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина, которую окончил в 1973 году. По должности аттестовался в основном положительно. Женат. Имеет сына 1962 года рождения.

Замполит Саблин был потомственным моряком. Его дед служил на легендарном фрегате «Паллада», отец на флоте с 1933 года. Вопрос профессии перед юным Валерием не стоял: только флот. Саблин был убежденным коммунистом, верил в идеи Маркса и Ленина, постоянно читал и конспектировал работы теоретиков и воспоминания большевиков. Брат Валерия, Николай, вспоминает, что «в 1963 или в 1962 году он написал письмо Хрущеву, о том, что необходимо пересмотреть устав Партии. Но дальше мурманского обкома письмо не ушло, и он получил хорошую взбучку. И то, что он поступил в военно-политическую академию, это тоже не случайно. Он мне говорил, что хочет разобраться, что происходит в государстве». Такой интерес к теоретикам революции в итоге и мог сыграть главную роль в трагедии, случившейся 8 ноября 1975 года в Балтийском море.

Лучший корабль Балтийского флота

Накануне празднования 58 годовщины Октябрьской революции в устье реки Даугавы вошли боевые корабли краснознаменного балтийского флота. 7 ноября они приняли участие в зрелищном развлечении тех лет – военно-морском параде. Ярче всех выглядел новый противолодочный корабль «Сторожевой». Характеристики боевого корабля потрясающие: скорость 32 узла, автономность 30 суток, экипаж 190 человек. Вооружение: ракетный противолодочный комплекс «метель», 2 зенитно-ракетных комплекса «оса», 2 артиллерийских установки, 2 торпедных аппарата, 2 реактивные бомбометные установки.

«Сторожевой» был самым заслуженным кораблем на том параде. Он побывал на боевом дежурстве в Атлантике и в Средиземном море, 2 месяца патрулировал прибрежные воды Кубы. Экипаж корабля считался одним из лучших в балтийском флоте. «Матросы были очень подготовленные. Полгода мы ходили на боевую службу и, в общем-то, морякам можно было много доверить, в частности рулевой был блестящим исполнителем мои приказов», отмечает Николай Новожилов, который в 1975 году был старшим помощником капитана БПК «Сторожевой».

Николай Новожилов, который в то время был помощником капитана корабля, 8 ноября отпустили к семье. О том, что произошло на борту, Николай узнал лишь глубокой ночью, когда его вызвали в штаб. Сообщение было следующим: замполит Саблин поднял бунт и захватил корабль. Новожилов отмечает, что отношение матросов к замполиту было не слишком положительное, и почему они пошли за Саблиным, непонятно.

После парада «Сторожевой» должен был отправиться на «отдых». Поскольку корабль был снят с боевого дежурства, боекомплекты отправили на склады. Ничего, кроме личного стрелкового оружия, на борту не было. По уставу, военный корабль, выходя на «отдых» должен был сдавать оружие на береговой склад, за исключением артиллерийских запасов.

Начало корабельного мятежа

Вечером 8 ноября замполит Саблин организовал для матросов киносеанс, смотрели фильм «Броненосец «Потемкин». За час до киносеанса арестовали командира корабля, Анатолия Потульного. Замполит просто закрыл капитана в каюте, как в тюрьме. Пока матросы смотрели фильм про мятежный корабль, Саблин писал письмо родным. В нем он писал, что родители, возможно, осудят его поведение. Но он хочет разбудить народ от политической спячки, потому что эта спячка губительно сказывается на всех сторонах жизни общества. Родители Саблина получили письмо после трагедии, поэтому повлиять на поведение сына не успели.

Когда письмо было дописано, Саблин собрал офицеров и сообщил о своем решении. Замполит обманул офицеров, сказав им, что капитан Потульный с ним согласен. И хотя капитан корабля был единственным человеком, который хорошо относился к Саблину, Валерий знал, что Потульный не поддержит его решения. Охранять Потульного замполит поставил корабельного библиотекаря, Александра Шеина. Библиотекарь был с самого начала «за» идею Саблина, и был посвящен во все детали плана. Саблин собрал 13 офицеров и 13 мичманов корабля и изложил им свои идеи, которые вынашивал с 1963 года. Он изложил им свои идеи относительно недостатков советского общества, и преподносил их как отход партии и правительства от ленинских положений строительства социализма.

На берегу узнал о ЧП ближе к полуночи. Один из офицеров, Фирсов, смог сбежать с корабля. Старший лейтенант перебрался с корабля на лодку, и передал на берег, что на «Сторожевом» бунт. Сообщение получил Лев Высокополянский. По его словам, остановка была спокойная, и никто не думал, что это происходи всерьез, и связали это с праздником – мол, выпили люди, и творят необдуманные вещи. К 3 часам ночи поняли, что сообщение Фирсова правда. Фирсов передал, что «Сторожевой» идет в Ленинград, чтобы обратиться к народу.

В штаб флота Калининграда прибыло всё командование, Москва требовала объяснить ситуацию, но объяснения не было. В то, что это мятеж, и его возглавляет политработник, никто не верил. Также не могли определить, куда идет корабль, и только в 4 часа утра стало ясно – Саблин сам вышел в эфир. Он открыто говорил, что это политическое и прогрессивное выступление, и что цель этого выступления – поднять голос правды. Саблин предлагал самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией, и требовал предоставить ему возможность выступить по телевидению.

В штабе стали всерьез думать о применении силы. Привели в боевую готовность 9-й авиационный полк, который базировался в 200 км от Юрмалы, потому что это был самый подготовленный полк. Летчики могли наносить удары ночью, в сложных метеорологических условиях. Но надежда не угасала, что Саблин одумается.

В 7:39 на корабль послали радиограмму: «ваша телеграмма главкому ВМФ получена. Главком приказал возвратиться и стать на якорь рейда порта Риги». На телеграмму не ответили.

Перехват «Сторожевого»

В 8:45 мятежному кораблю вынесли приговор – применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. В это же время в небо взлетели бомбардировщики. Экипажи самолетов были уверены, что это внеочередная проверка боевой готовности. Задача была краткой: быть готовыми к нанесению точного авиационного удара по кораблю с целью его уничтожения. В бомболюках самолетов были легкие боеприпасы, потому что летчики думали, что летят бомбить условную цель. В первый раз летчики в условиях плохой видимости попали в советский сухогруз, который начал подавать сигнал бедствия.

Саблин требовал выступления по ТВ в течение 30 минут после программы «Время» и право на издание своего печатного органа и распространение через «Союзпечать». Также он просил поддержать революцию, которую начал Саблин и экипаж корабля «Сторожевой». После этих слов он попрощался.

В воздухе уже находилось 18 самолет бомбардировочного полка – а летчики еще не до конца поняли, что они должны топить. Из-за неразберихи они стали идеальной мишенью для «Сторожевого». О том, что на корабле есть боеприпасы, они не знали.
По первой специальности Саблин был корабельным артиллеристом. Но на корабле матросы испортили оборудование, чтобы не стрелять по своим. Саблин вывел из-под огня корабль, когда сбросили первую часть бомб. Но во второй раз бомба попала прямо на «Сторожевой» и корабль встал. После этого в эфире неожиданно появился командир Потульный: «Прошу прекратить огонь. Взял власть в свои руки». Позже выяснилось, что матросы освободили командира корабля, Потульный лично арестовал Саблина и вернулся к своим обязанностям. Зачинщиков «революции» изолировали.

Последствия «революции»

Вечером самолет с 20-ю членами экипажа приземлился во Внуково и всех привезли на Лубянку. На первом допросе, Саблин заявил адмиралу Гришанову, главе ВМФ: «Не вздумайте сделать меня сумасшедшим. Вы же хорошо меня знаете – я учился с вашим сыном». По словам брата Саблина, Валерий только в тюрьме понял, что не мог в то время, в 1975 году, сломить ту стену, на пролом которой он пошел. До последнего дня Валерий Саблин думал, что все обойдется, верил в порядочность людей и что сможет добиться правды.

Следствие по делу Валерия Саблина было недолгим. Пока шло следствие, экипаж «Сторожевого» расформировали, а корабль отправили на Камчатку. Многие командиры и начальники лишились должностей и получили дисциплинарные взыскания, некоторых исключили из партии. До суда довели два дела: замполита Саблина и корабельного библиотекаря Шеина.

13 июля 1976 года военная коллегия Верховного суда вынесла окончательный приговор: Саблин виновен в измене Родине. Его приговорили к высшей мере наказания. 3 августа приговор привели в исполнение. Шеина приговорили к восьми годам заключения.

8 ноября 1975 года капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой» с целью смены партийно-государственного аппарата. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В итоге раненого капитана арестовали и приговорили к расстрелу. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых известных мятежах на кораблях.

Мятеж на «Баунти»

Восстание части экипажа на британском корабле «Баунти» во время путешествия за хлебными деревьями в Тихом океане произошло 28 апреля 1789 года. Центральным лицом мятежа против капитана Уильяма Блая стал помощник капитана Флетчер Кристиан. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа, капитан Блай преодолел более 6 710 км и почти чудом спасся. Флетчер Кристиан и остальные восставшей команды попытались основать собственную колонию на одном из островов, однако после кровавых споров повстанцы разделились — часть из них во главе с Кристианом поселились на острове Питкерн, а остальные остались на Таити и были арестованы и возвращены на суд в Англии. Отношения между капитаном и некоторыми матросами начали портиться еще во время экспедиции на Таити. За пререкания с капитаном, непослушание и другие мелкие проступки Блай неоднократно назначал наказание розгами. Несмотря на это, никаких серьезных или даже угрожающих недоразумений за время экспедиции замечено не было. Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира и вместе с редкими наказаниями розгами еще использовал жесткую и порой оскорбительную лексику по отношению к тем, кто провинился. Современные исследователи придерживаются мнения, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Уильям Блай был суровым капитаном, но далеко не хуже других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. За 18 месяцев путешествия наказание розгами получили лишь 5 членов экипажа, и суровость наказания была меньше, чем на других судах британского флота. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа после многих месяцев путешествия, и особенно Флетчера Кристиана, был причиной мятежа части экипажа. К тому же, когда Уильяма Блая высадили с корабля 28 апреля 1789 года большинство членов экипажа хорошо понимали последствия этого шага, поскольку по закону смертной казнью карался не только мятеж, но и равнодушие и нежелание защищать капитана и законную власть на судне. После совершения мятежа у многих другого выбора уже не было и, высадив капитана и его лоялистов в шлюпку, команда «Баунти» направилась искать безопасное место.

Восстание рабов на «Амистаде»

В 1836 году на корабле «Амистад» началось восстание рабов. Однажды богатый мексиканец дон Хосе Руис отправился в Гавану, чтобы закупить партию рабов. Он тщательно осмотрел живой товар и после торга приобрел сорок девять невольников, а в их числе рослого мускулистого африканца Джозефа Синкеса. Торговцы уверяли, что это был потомок одного из африканских королевских родов бассейна реки Конго. Гордый чернокожий принц с самого начала отказывался выполнять приказы работорговцев. Он и стал зачинщиком восстания. На четвертый день плавания рабы перепилили свои цепи и убили всю команду корабля, оставив в живых лишь нескольких человек. Спасся лишь один матрос, стоявший у руля. Он молниеносно спустил на воду небольшую спасательную шлюпку и быстро отплыл от судна. Достигнув берега, он сообщил властям о бунте на борту «Амистада». Одним из оставленных в живых оказался бывший капитан, которого заставили держать курс на Африку. Но рабы ничего не понимали в новигации, и поэтому капитан старался держаться поближе к побережью сперва Мексики, а затем Багамских островов в надежде встретить какой-нибудь вооруженный корабль. Рейс тем временем затягивался, и корабль уже начал подплывать к США. Через какое-то время вблизи от «Амистада» показалась канонерка «Вашингтон». Прочитав название таинственного судна «Амистад», капитан сразу понял, с кем имеет дело. С некоторых пор командование американским военно-морским флотом получало сообщения о появлении в различных пунктах Мексиканского залива и восточного побережья США корабля «Амистад», который два месяца назад вышел из порта в Гаване, направляясь в Гуанаху, но не дошел до места назначения. Сбежавший вахтенный матрос сообщил о бунте. Когда помощник капитана канонерки «Вашингтон» поднялся в сопровождении вооруженных матросов на палубу «Амистада», от группы африканцев отделился седовласый белый человек и, обращаясь к нему, закричал, нервно жестикулируя: «Помогите! Это взбунтовавшиеся невольники!» — Даже в присутствии вооруженных матросов с лица его не сходил страх. — «Они перебили всю нашу команду! Арестуйте их главаря!». В итоге Синкерса и трех его ближайших сподвижников арестовали и приговорили к смертной казни за бунт и пиратство. Остальные рабы получили разные сроки тюремного заключения.

Восстание на броненосце «Потемкин»

Это восстание одно из самых заметных событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооруженного мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооруженного выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея четкого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на крейсере «Аврора»

Когда летом 1916 года стало известно о планах по постановке «Авроры» на ремонт, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное пагубное влияние длительной стоянки в порту на команду крейсера. В нем он писал, в частности, что «команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность — благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода». Исходя из этих взглядов, сразу после начала ремонта в Кронштадтском порту Никольский установил на крейсере жесткий порядок; в частности, ввел ограничения на сход команды на берег и потребовал тщательного осмотра всех запираемых после работ помещений. Считая, что уберечь нижних чинов от разлагающей революционной пропаганды можно лишь жесткой дисциплиной и постоянной занятостью, Никольский направлял всю энергию на соблюдение строгого порядка. С началом Февральской революции 27 февраля 1917 года Никольский в связи с забастовкой на заводе распорядился усилить вооруженный караул на крейсере. Вскоре на «Авроре» с согласия Никольского были размещены арестованные агитаторы и подстрекатели. Через некоторое время в команде крейсера распространились слухи, что корабль собираются использовать как плавучую тюрьму. Поэтому Никольский, опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера. Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Не подчинившись приказанию вахтенного начальника прекратить шум, матросы продолжали кричать и наносить оскорбления караульным, не уходя со шкафута. Тогда Никольский и старший офицер крейсера Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела. Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооруженные люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир «Авроры» ушел к себе в каюту. Толпа тем временем заполнила корабль; спешившие на берег матросы торопились и переодевались в выходное платье. Все оружие, в том числе офицерское, было роздано на руки, частично — рабочим. Узнав о том, что 27 февраля офицеры стреляли в команду и среди нее были раненые, рабочие потребовали немедленной расправы над командиром и старшим офицером крейсера. Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц. С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался. В этот момент из толпы раздался выстрел; пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Кроме офицеров, на корабле избили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.

Бунт на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 года Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В Ирбенском заливе на мятежное судно сбросили серию снарядов бомбардировщики Су-24. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении — измене Родине — и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян.

Видео

В боевом составе Тихоокеанского флота есть корабль, о котором по сей день легенды переплетаются с былью, а действия его замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина, захватившего 9 ноября 1975 года “Сторожевой” и бросившего вызов Леониду Брежневу и его команде, не получили однозначной оценки в обществе и по сей день.

БПК “Сторожевой” после участия 7 ноября 1975 года в морском параде по случаю 58-й годовщины Октябрьской революции стоял на рейде Риги. Утром 9 ноября он должен был сняться с якоря и убыть в Лиепаю.

Справка. Большой противолодочный корабль “Сторожевой” был построен в Калининграде. Вступил в боевой состав Балтийского флота в марте 1974 года. Водоизмещение 2735/3100. Размеры: 123, 1х14,2х7,2. Вооружение: ракетно-артиллерийское, торпеды, мины. 4 газовые турбины = 52000 л. с., скорость 32 узла, автономность 30 суток. Экипаж 194 человека, из них 15 офицеров и 14 мичманов. До 1978 года “Сторожевой” и однотипные с ним корабли классифицировались как БПК, затем были переведены в класс СКР (сторожевые корабли).

Вечером 8 ноября, когда личному составу корабля уже в который раз “крутили” кинофильм “Броненосец Потемкин”, замполит капитан 3-го ранга Валерий Саблин изолировал командира “Сторожевого” капитана 2-го ранга А. Потульного в гидроакустическом посту, заперев его там на замок, собрал офицеров и мичманов в кают-компании и выступил перед ними со своим видением ситуации, складывающейся в Советском Союзе. Он говорил об отходе руководства страны от ленинских принципов в строительстве социализма, бюрократизме, очковтирательстве и приписках, использовании служебного положения партийно-советскими бонзами в личных целях, злоупотреблениях в торговле и правоохранительных органах, попрании социальной справедливости в советском обществе, что вызывает ропот и недовольство у населения страны. Как выход из сложившейся ситуации капитан 3-го ранга Валерий Саблин предложил ранним утром 9 ноября сняться с якоря, объявить “Сторожевой” независимой территорией и идти в Кронштадт, где потребовать от имени экипажа у руководства партии и государства предоставить ему возможность выступлений по центральному телевидению с изложением своих взглядов. По предложению замполита по данному вопросу было тут же проведено голосование. Не разделявшие взглядов В. Саблина 10 офицеров (большинство) и 5 мичманов из 14, чтобы потом в случае чего они не понесли ответственности, были изолированы в каютах.

Справка. Саблин Валерий Михайлович, капитан 3-го ранга, заместитель командира БПК “Сторожевой” по политической части. Родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. Член КПСС с 1959 года. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию им. Ленина, которую окончил в 1973 году. В августе этого же года назначен замполитом на БПК “Сторожевой”. По службе аттестовывался положительно. Женат. Сын 1962 года рождения.

В 23 час. 20 мин. по сигналу “Большой сбор” были построены матросы и старшины, к которым также обратился замполит со своей программой, заметив, что предполагаемые действия нарушением присяги и изменой Родине не являются и что он всю ответственность за акцию берет на себя. На вопрос: где находится командир и разделяет ли он планы замполита, Валерий Саблин честно ответил, что командир корабля его не поддерживает, в связи с чем временно изолирован.

Затем было проведено голосование среди матросов и старшин, часть из которых согласилась с предложением своего замполита, другая его не поддержала, основная масса вообще оказалась пассивной, не высказав своей позиции. После этого экипажу была дана команда: “Отбой!”

В 23 час. 30 мин. со “Сторожевого” сбежал старший лейтенант В. Фирсов. Спустившись по швартовому канату на бочку, он перебрался на стоявшую по соседству подводную лодку “Б-49”, где сообщил ее командиру о бунте на корабле. Вызванный катер доставил Фирсова на берег, где он рассказал о событиях на “Сторожевом” начальнику штаба 78-й бригады кораблей охраны водного района и особисту этой бригады.

Как только стало известно об исчезновении старшего лейтенанта Фирсова, Саблин решил, не дожидаясь утра, выйти в море. Около 3 часов 9 ноября 1975 года “Сторожевой” снялся с бочек и направился в Рижский залив. В это время покинуть корабль удалось еще одному члену экипажа - старшине 1-й статьи Ю. Шевелеву, который, как и старший лейтенант В. Фирсов, спрыгнул на бочку, откуда потом был доставлен катером на берег.

Спустя час заместитель командира корабля по политической части капитан 3-го ранга Валерий Саблин попытался выйти открытым текстом в эфир со своим обращением к народу Советского Союза. Однако шифровальщик отказался делать это, сославшись на то, что в таком случае будут рассекречены шифры, надо будет их менять на флоте, что принесет весьма существенный ущерб казне...

И тогда мятежный замполит обратился к соотечественникам по засекреченной связи: “Всем, всем, всем! Говорит БПК “Сторожевой”...” После чего изложил свою боль за страну и план действий, закончив обращение мольбой-призывом: “Поддержите нас, товарищи!”

Страна, понятно, сей крик души не услышала.

А вот главком ВМФ СССР, в адрес которого Саблин также передал телеграмму со своими предложениями и требованиями, был в шоке, как и министр обороны... О невероятном ЧП не сразу решились сообщить Леониду Ильичу. А когда наконец доложили, Брежнев долго ругался и в адрес главкома ВМФ С. Горшкова, и в адрес старого фронтового друга министра обороны СССР маршала А. Гречко. И лишь после этого генсек одобрил и утвердил приказ министра обороны: остановить мятежный корабль любой ценой. В случае неповиновения - уничтожить!

“Брать” “Сторожевой” были посланы дежурная корабельная ударная группа Балтийского флота, 2 пограничных сторожевых корабля, а также авиация, в т. ч. стратегическая, так как Москва после случившегося перестала доверять флоту. Все эти силы готовы были в соответствии с приказом уничтожить взбунтовавшийся корабль, который, как было объявлено вышестоящим командованием, намерен уйти в Швецию, а заодно и все живое вокруг... И когда “Сторожевой” не внял приказу застопорить ход и предупреждению в случае неповиновения применить против него оружие, по курсу корабля, а затем и по нему самому был открыт пулеметно-артиллерийский огонь, с “Ту-95” полетели авиабомбы, в результате чего БПК получил более 30 пробоин. “Сторожевой” упрямо шел вперед, в бой не вступал.

Тем временем группа матросов во главе со старшиной 1-й статьи В. Копыловым, видя, что дело принимает весьма крутой оборот, предприняла попытку освободить командира. Но у них на пути встал ближайший помощник В. Саблина матрос Александр Шеин, предложивший для начала выслушать мнение замполита, находившегося на командирском мостике. Матросы согласились с Шеиным, но когда он убыл к Саблину, они открыли командира. Капитан 2-го ранга А. Потульный тотчас приказал вскрыть арсенал и вооружить всех, кто поддерживал его, а затем, ворвавшись на главный командный пункт корабля, выстрелил в своего замполита из пистолета. Как потом скажет Потульный: “Опасаясь, что вдруг Саблин будет стрелять, я целился ему в печень, но подумав, что он будет нужен следствию, выстрелил в ногу...”

Раненого Саблина арестовали, приставив к нему вооруженный караул. То же самое сделали и с его сторонниками.

В 10 час. 32 мин. 9 ноября “Сторожевой” по приказу капитана 2-го ранга А. Потульного застопорил ход. Командир доложил командованию по радио, что бунтовщики арестованы, он приступил вновь к исполнению своих обязанностей и ждет указаний.

Вскоре к кораблю подошел катер, и суровые люди в штатском приняли со “Сторожевого” к себе на борт капитана 3-го ранга В. Саблина и его сторонников, всего 11 человек.

С оставшимися на корабле еще неделю вели “разборки” высокопоставленные члены специально созданной комиссии, в результате чего личный состав большого противолодочного корабля “Сторожевой” раскаялся и “выражал возмущение предательским действиям Саблина и просил заверить министра обороны, ЦК КПСС и лично товарища Брежнева Л. И. в том, что матросы, старшины, мичманы и офицеры глубоко осознали свое временное заблуждение и готовы к выполнению своего воинского долга”.

Сразу после этого экипаж “Сторожевого” был расформирован, корабль передан новому экипажу. На флоте приняли строжайшие меры к исключению утечки информации по факту этого ЧП.

“Сторожевой” принял экипаж моряков-тихоокеанцев, подвернувшихся начальству под руку: они прибыли получать новый для ТОФ корабль и оказались как нельзя кстати. Мятежный БПК был убран с глаз долой подальше от военного и партийно-советского руководства страны - на Камчатку.

Автору этих строк вскоре после описываемых событий довелось служить “в краю вулканов”. Несмотря на строжайшее табу о ЧП на “Сторожевом”, кое-какая информация все-таки просочилась из-под завесы тайны и ходила во флотских кругах. Правда, она была далека от реальности и походила на легенду, что по обыкновению случается всегда, когда нет доступной достоверной информации: мол, корабль был захвачен прибалтийскими националистами из числа офицеров БПК, которые, перебив командование и обманув экипаж, пытались угнать его в Швецию. Однако наша славная авиация атаковала супостатов и не позволила им уйти за кордон...

Возможно, понимая, что, несмотря на все старания, “шила в мешке” не удастся утаить, эта версия событий была спущена сверху, что, по мнению руководства, было более приемлемо, дескать, проклятые националисты свирепствуют в дружной семье братских народов, чем позволить людям узнать правду о мятеже с политической подоплекой русского замполита...

9 месяцев длилось следствие по факту событий 9 ноября 1975 года на БПК “Сторожевой”. В конце концов всех, кроме капитана 3-го ранга В. Саблина и матроса А. Шеина, по приказу свыше отпустили из Лефортово с миром. Они признали себя во всем виновными и глубоко раскаивались. Саблин и Шеин остались. Они должны были понести суровое наказание, чтобы впредь другим неповадно было покушаться на устои Системы. Уголовное дело № 131 составило 40 томов (как недавно сообщалось, гриф секретности с него не снят до сих пор). На Лубянке сам факт военного мятежа на боевом корабле старались оставить “за кадром”.

Как свидетельствовал уже в наши дни бывший старший следователь КГБ СССР Олег Добровольский в документальном фильме “Русская трагедия”: “В предъявленных обвинениях Саблин признал себя частично: в нарушении присяги, захвате власти на корабле, изоляции командира, умышленном неподчинении приказу остановиться, во внесении раскола в экипаж... Вместе с тем он не считал себя изменником Родины, утверждал, что старался действовать на благо Родины”.

Отверг замполит и обвинения в том, что он хотел угнать корабль в Швецию, что подтверждали и его товарищи-свидетели, как и не призывал перейти на сторону врага...

Выступление капитана 3-го ранга В. Саблина не было стихийным. Крамольные мысли его стали посещать после расстрела рабочей демонстрации в июне 1962 года в Новочеркасске, что жизнь людей в Советском Союзе далека от провозглашенных принципов социальной справедливости. А в 1973 году, после окончания военно-политической академии, он вплотную занялся вопросом, как донести до народа “голос правды”, что в конечном счете стоило ему жизни.

Валерий Саблин заканчивал военно-морское училище в Ленинграде на набережной мятежного лейтенанта Шмидта, портрет которого после ареста обнаружили в его каюте...

Братья Валерия Саблина Борис и Николай впоследствии говорили о нем так: “Люди его характера не выдерживали в той системе и либо спивались, либо диссидентствовали и сидели в лагерях. Он пытался крикнуть слова правды, но ему не дали этого сделать...”

Захвати корабль по пьянке, судьба Саблина была бы, думается, не столь трагична.

Пятью годами раньше, в июле 1970 года, адмирал Байков - командир Ленинградской военно-морской базы и первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Толстиков, упившись “вусмерть”, захватив военный корабль и угрожая расправой пытавшемуся было воспрепятствовать экипажу, угнали его... в Финляндию, совершив тем самым по сути террористический акт.

Добрые финны, “повязав” высокопоставленных советских бонз, вернули их вместе с кораблем на Родину.

В отличие от случая с Саблиным, когда толком никто не знал, что же случилось на “Сторожевом”, инцидент 1970 года на все лады комментировался различными “вражьими голосами”: еще бы, такой забавный сюжетец из жизни советов!

И что же стало с угонщиками военного корабля, наделавшими столько шума на весь мир? Да ничего особенного: адмирала просто изгнали с флота, а вожак ленинградских коммунистов товарищ Толстиков отправился послом в Китай...

А что? “Политики” в их действиях не усмотрено, против системы они не выступали. А угон за границу корабля... С кем по пьянке причуд не случается?!

Заместитель командира по политической части БПК “Сторожевой” капитан 3-го ранга Валерий Саблин, будучи абсолютно трезвым, пошел напролом против системы. И она уничтожила его.

В июле 1976 года военная коллегия Верховного суда СССР “с учетом тяжести совершенного изменником Родины Саблиным преступления” приговорила его к исключительной мере наказания - расстрелу.

Его “активный пособник” Шеин был осужден к 8 годам лишения свободы с отбыванием первых 2 лет в тюрьме. (На самом деле А. Шеин отсидел 5,5 года в тюрьме и 2,5 года в колонии строгого режима. - Авт.)

Ну а “Сторожевой” по-прежнему в строю, охраняет дальневосточные морские рубежи России. И лишь “заплатки” на местах пробоин, полученных кораблем в ноябре 1975 года, напоминают сведущим людям о былых трагических событиях...



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...