Восточные славяне. Появление государства у восточных славян

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

    Проблема славянского этногенеза

    Расселение восточных славян

    Расположение племенных союзов

    Соседи восточных славян

    Занятия славян

    Языческие верования

    Основные славянские боги

    Общественный строй. Родовая и соседская общины

    Военная демократия

Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Ев­ропе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э. праславянский язык выделился из индоевропейского . В индо­европейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное ) население Вос­точной Европы. Они происходят от созда­телей зарубин é цкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Вели­кого пересе­ления народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов.

2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна.

Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов, антов и склавинов . Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называ­ются склавинами и антами».

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян ):

Польша и р. При­пять – склавины ;

Р. Днестр и р. Днепр – анты ;

Поморье и низовья р. Вислы – венеды .

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов . Летописец Не­стор называет их племенными княжениями . Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов :

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

-древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) по р. Припять (центр – г. Искоростень);

-радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

-северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

-волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

-кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

-полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

-иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

-вятичи – по р. Ока, Москва;

-уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

-тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

-белые хорваты – в Карпа­тских горах.

Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам . Их разновидно­сти совпадают с ареалом расселения племён.

Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»:

1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева.

2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика.

3. Русь – от древнеславянского го­рода Рýса (Старая Русса).

4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек.

Соседи восточных славян:

На северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги , или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях-драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

Вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги );

На севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муром á, мещера );

На юге: полукочевые народы (печенеги, хазары ) и скифы .

В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе с Бусом (Бо жем ) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов .

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом . Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов . ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство . Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат . Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега , автора сочинения VI в. «Стратегикон », «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Росы – «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. Известно, что в 830-х годах в Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали дальние научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства объединения пле­менных союзов русов – Куяба , или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния . Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито » («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала з á лежная сис­тема земледе­лия, или перелог – после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая ) система земледелия, или подсека : деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину »).

Скотоводство . Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Б ó ртниче­ство борть » – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки» . Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци » – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство . Формы верований:

-фетишизм поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям );

-анимизм – вера в духов, культ предков . Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей , живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини , в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики , в жилище – домовой , в бане – банник ;

-тотемизм вера в происхождение человече­ского рода от животных . Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество . Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизм вера во многих богов .

Основные славянские боги:

- Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

- Свар ó г – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

- Род – божество Вселенной и плодородия;

- Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

- Хорс , или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

- Купала бог лета;

- Стр и́ бог – божество ветра и бурь;

- Вел é с – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

-М ó кошь (Ма­кошь) супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

- Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

Археологами найдены языческие идолы, святилища – к á пища и места захоронений – тр é бища . Обряды совершали жрецы – волхвы́ . Спо­собы захороне­ния – помещение трупа в почву (ингумация ) и трупосожжение (кремация ). В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства . В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, железных орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи , на смену ей пришла соседская ( территори­альная ) об­щина поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю . В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья . Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия ó ждество) форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв .; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину , которая могла принудить народ к повиновению.

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: РАССЕЛЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов", вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже(приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Занятия восточных славян . Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Занятия Восточных славян

1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу и др.

2. Скотоводство . Разводили коней, быков, свиней, птицу.

3. Бортничество – сбор мёда диких пчёл

4. Военные походы на соседние племена и страны (прежде всего – на Византию)

Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община – вервь. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции.В привилегированном положении находились князь и его дружина, участвовавшие в военных походах и возвращающаяся с добычей

Общественное устройство. "Военная демократия". Сложнее "реставрируются" общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща". Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Верования восточных славян . В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

Жречество (волхвы, кудесники), совершающие жертвоприношения и другие религиозные церемонии.Язычество – это поклонение одушевляемым силам природы. Оно принимает форму политеизма (многобожия)

Главными богами славян являлись:

Род – прародитель богов и людей

Ярило – бог солнца

Стрибог – бог ветра

Сварог – бог неба

Перун – бог грома и молнии

Мокошь – богиня влаги и покровительница прядения

Велес – «скотий бог»

Лель и Лада – боги, покровительствующие влюблённым

Домовые, кикиморы, лешие и др.

Жертвоприношения совершались в специальных местах - капищах

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные "волхвы", боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Таким образом, миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV–VIII вв.), когда в результате миграции "варварских" племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских, славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов.

Славяне включились в миграционный процесс в VI в. н.э. До этого они занимали территорию от верхнего Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в IV–VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток – север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию от Пелопоннеса до Финского залива и от средней Эльбы до верхней Волги и верхнего Дона.

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и стало постепенно формироваться новое феодальное общество.

На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Здесь обитали поляне, древляне, волыняне (другое название – бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене ильменские, и северяне. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

Общественный строй предгосударственных славянских обществ – военная демократия. Политической стороной возникновения и развития феодализма у славян в VIII–Х вв. было формирование раннесредневековых государств.

Государство восточных славян получило название "Русь".

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Первые свидетельства о славянах.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до нашей эры.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. нашей эры. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве » упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат , а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.


Восточные славяне в VI в . неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата.

Затем Кий ходил к Царю-городу, т.е. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там «градок», но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

Происхождение восточных славян.

Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 2 тысячи лет до нашей эры из индоевропейских племён выделились балто-славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы. В V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до реки Одер.

В V веке славянские племена мощными потоками устремились на восток и на юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики, проникли на Пелопоннес. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви - восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI - VIII веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины.

Хозяйство восточных славян.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ей забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зоне Приднепровья, богатой плодородными землями.

Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома - в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне - лошади, в черноземной - волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец - кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество - сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

Быт и нравы восточных славян.

Славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенно выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Поселения восточных славян располагались преимущественно по берегам рек и озёр. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках, площадью 10 - 20 кв.м. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Восточные славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанье и напитки. Так же славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой. Они дышали через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды.

Вооружение славян составляли копья, луки, стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Славяне почтительно относились к родителям. Между селами они устраивали игрища - религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой - привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Духовный мир восточных славян.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь - Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родоначальником жизни - Родом и с его Роженицами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски - «щур».

Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы - проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Общины земледельцев.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская (территориальная) община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет - вече - сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племён славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, стони, тысячи).

Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли племенные союзы. На территории Восточно-Европейской равнины проживало 12 (по некоторым источниками - 15) восточнославянских племённых союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, и ильменские славяне, жившие на берегах Ильменского озера и реки Волхов.

Религия восточных славян.

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников - умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» - умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

Почитание "родителей" - это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).

- «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» - русалка.

Формирование политических объединений

В античное время у славян не было возможности проводить независимую внешнюю политику, действуя на международной арене под собственным именем. Если у них и существовали крупные политические объединения, они остались неизвестны письменным цивилизациям той эпохи. Археологические исследования не подтверждают существование на землях восточных славян до VI века значимых протогородских центров, которые могли бы свидетельствовать об укреплении власти местных князей среди оседлого населения. Восточнославянские племена в ареале своего обитания на юге соприкасались и частично вовлекались в область распространения археологической Черняховской культуры , которую современные археологи склонны ассоциировать с расселением готов в северном Причерноморье.

Сохранились смутные сведения о войнах в IV веке славян с готами. Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский , Иордан). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим, нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укрепленные городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары, которые сначала покорили причерноморские (антов) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна. Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

Основаниями для славянской гордости были , очевидно, не только полный контроль над своей и прилегающими также славянскими территориями, но и их регулярные, опустошительные и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян. Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов, авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне.

Позднее часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи) платили дань хазарам. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты.

«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями. В 862 году, согласно летописной хронологии ПВЛ, предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и словенами.

Рюрик обосновался среди славянских сел в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород. Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев. Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а Русь, варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры.

Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика, князьях Олеге и Игоре, и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом, оставив свое имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своем государстве, присоединив к нему земли древлян, вятичей, радимичей, Туров и область Червенской Руси.

Восточные славяне и их ближайшие соседи

Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили характер мирной колонизации.

Колонизация - заселение, освоение пустующих или редко заселённых земель.

Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Славяне также переняли у лесных жителей веру в волхов, кудесников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Среди них стали чаще встречаться люди с более плоскими и круглыми лицами, высокими скулами, широкими носами.

Большое влияние на славян оказывали и потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, боярин, хата, собака, топор и другие). Некоторые славянские языческие божества - Хорос, Стрибог - носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.

Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников-аваров на славянское племя дулебов, жившие в Прикарпатье. Перебив почти всех мужчин, авары впрягли в телегу вместо коней дулебских женщин. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, покорили хазары, заставив их платить дань - «по горностаю и белке от дыма», то есть с каждого дома.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...