Воздушный мост над берлином. Что предусматривает проект

В 1928 году, во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. С начала 30-х годов силами и средствами организации Тодта строилась скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг. Одновременно в створе её возводился и Пальмбургский (по названию рядом расположенного посёлка Пальмбург, ныне Прибрежное) мост. В нашем обиходе он получил название Берлинский. Строительство его закончилось в 1935 году. Мост никогда не был разводным. Главная его конструктораская особенность в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлинённые пролётные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки - русловые пролёты. Подобная конструкция позволяла в критический момент "экономно" вывести его из строя путём подрыва оспор. Ещё во время строительства моста он был подготовлен к взрыву. В его опорах предусматривались минные камеры. Мост был взорван в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Красной армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена.


Владислав Ржевский
собственный корреспондент (г. Калининград)


Край, делающий ставку на туризм, утрачивает одну из достопримечательностей. Но иначе – никак.

Берлинский мост, или просто «Берлинка», - больше чем достопримечательность. Это часть калининградской истории. Увы, навсегда уходящая в прошлое. Однако против этого не возражают даже самые завзятые фанаты местной истории. С тоять в пробках никому не хочется.

Монументальное эхо войны

На восточной окраине Калининграда развернулась одна из самых больших в регионе строек. Каждый день, без перерывов на выходные и праздники, шумит техника. И по берегам Преголи одна за другой растут бетонные опоры нового Берлинского моста.

Между тем ещё недавно время тут словно приостанавливалось. Проходили годы и даже десятилетия, но пейзажи почти не менялись. Что в 70-е, что в нулевые - картина открывалась одна и та же: широченная пойма, пустынные берега и острова, редкие суда и рыбаки. А над всем этим - мрачный монумент войны. Огромный мост, половина которого после 1945 года так и осталась невосстановленной.

Задранные к небу пролёты - памятник войне, который поставила сама жизнь. С каждым годом сюда стремится всё больше туристов. Летом экскурсии возят и по воде. С реки зрелище особенно сильное. Стар и млад, гости из регионов России и иностранцы - все под впечатлением. Без устали снимают на фото и видео. Где ещё такое увидишь!..

Символ разобщения

Эффектные развалины впечатлили когда-то самого Григория Александрова. В мае 1948-го он приехал в Янтарный край подбирать натуру для «Встречи на Эльбе». Увидев среди прочего Берлинский мост (тогда полностью разрушенный), режиссёр решил: на такой шикарной натуре снимать будет обязательно.

Итак, «Встреча на Эльбе». Апрель 1945-го: преследуя гитлеровцев, передовые части Красной Армии в немецком Альтенштадте встречаются с войсками США. В городе, разделённом Эльбой, одна половина становится советской зоной оккупации, другая - американской. Сперва союзники - добрые соседи. Однако мало-помалу набирает обороты холодная война, отношения портятся…

Эльбу в картине Александрова изображает в основном Преголя, бывший кёнигсбергский Прегель. А Берлинскому мосту выпала особая роль. Он в этом политическом детективе стал символом разобщения между странами.

Раз Берлинка, два Берлинка…

При немцах мост назывался Пальмбургским. По посёлку на берегу реки. Ныне он носит имя Прибрежное. Почему же мост Берлинский?

Бывшая автострада Кёнигсберг - Эльбинг (ныне польский город Эльблонг) далее переходила в трассу, ведущую в столицу Третьего рейха. У народной топонимики свои законы. Раз автострада вела в Берлин - значит, так ей и называться - Берлинка. И мост, стало быть, Берлинский. Или тоже Берлинка. Кому надо, тот разберётся, где что.

Народные топонимы стали почти официальными. Зачастую их используют и чиновники. В документах - «мостовой переход через Новую и Старую Преголю». Однако назови его так в жизни - многие ли поймут, о чём речь?

То ли дело - Берлинский мост. Звучит красиво и всем понятно. Судя по всему, в итоге так его будут именовать и в документах. В Калининграде подобные прецеденты есть.

Развод по-кёнигсбергски

С Берлинкой связаны мифы, в которые многие верят. Первый: мост на самом деле разводной. Второй миф вытекает из первого. Мол, мост восстановлен лишь наполовину, потому что «русские смогли свести только одну его сторону». Кстати, эта байка особенно нравится доверчивым туристам из-за рубежа.

Вид Берлинки действительно вводит в заблуждение. Невольно вспоминаются питерские белые ночи, разводные мосты…

Так сборно-монолитный Пальмбургский мост стал разводным.

Но вернёмся в 1945-й. В ходе боёв за Восточную Пруссию советские войска 29 января оказались на подступах к Берлинскому мосту. Наши его не бомбили, надеялись воспользоваться переправой при штурме Кёнигсберга. И когда немцы поняли, что важный объект не удержать, они решили его взорвать.

Почему же мост для начала не развели? Авторитетный калининградский краевед, главный эксперт областного центра по охране памятников Авенир Овсянов по своей основной профессии - военный инженер-фортификатор. Он специально занимался строением Берлинки. «Несмотря на нынешний обманчивый вид, на самом деле мост не разводной, а сборно-монолитный, - расставляет точки над i Овсянов. - Более того, конструкция предусматривала возможность подрыва сооружения с максимальными последствиями для него. Чтобы потом тяжелее было восстановить».

В общем, немцы и рады были бы развести мост - да невозможно. А потому - взрывать, пока не поздно! И 67 лет назад, 30 января 1945-го, в половине первого ночи над Прегелем рвануло. После чего в соответствии с проектом сборно-монолитный мост превратился в «разводной»...

Теперь по поводу мифа о том, что «русские не смогли». В 1963-м мост был восстановлен лишь наполовину совсем не потому, что «там до сих пор всё заминировано» (есть и такая версия). На самом деле одной стороны с лихвой хватало для нормального движения. Машин-то в те годы в области было гораздо меньше.

Что туристу здорово, то городу - смерть

В 60-е тратить народные деньги на то, чтобы полностью «свести» Берлинский мост, было незачем. Первые пробки здесь стали возникать лишь через 40 лет.

Однако сейчас этот объект - головная боль властей. Хорошо, конечно, иметь такую достопримечательность. Но что туристу здорово, то Калининграду - смерть. Мост не справляется с автомобильным потоком. Из-за этого узкого места образуются пробки в несколько километров.

«Строительство и реконструкция дорог, мостов - один из приоритетов в деятельности регионального правительства, - подчеркивает губернатор Николай Цуканов. - Это направление становится особенно актуальным в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, игры которого планируется проводить и у нас в крае».

Реконструкция Берлинки - дорогое удовольствие. Такой проект не потянут ни город, ни область. Процесс пошёл благодаря Владимиру Путину. По его решению на объект было выделено 4,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Модернизацию моста включили второй очередью в план строительства Южного обхода Калининграда. И ещё не была готова первая, а за Берлинку уже взялись строители.

Уходящая натура

Суть проекта: рядом со старым мостом возводится новый. Затем движение переносится на него и начинается реконструкция немецкого сооружения. В результате вместо узкой Берлинки, где и две машины не всегда могут разъехаться, а появление пешеходов вообще не предусмотрено, получится шестиполосный мост. По три полосы (3,75 метра каждая) в обе стороны плюс тротуары.

По словам Александра Зотова, начальника отдела мостов, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций областного управления дорожного хозяйства, строительство новой Берлинки должно завершиться к осени 2014 года. Ещё не менее двух лет уйдёт на модернизацию старого моста.

Строительные работы набирают обороты, притягивающая туристов натура уходит. Берлинский мост уже сложно снять так, чтобы в кадр не попала развернувшаяся стройка. А вскоре новое и вовсе заслонит старое.

Уходящую уникальную натуру многим жаль. Но не настолько, чтобы иметь что-то против начавшейся реконструкции. Стоять в пробках никому не охота.

Кстати, историческая основа сооружения останется. И «свяжет» прошлое с будущим.

Берлинка-автострада уже работает на благо региона. Много лет она была «дорогой в никуда», упиралась в польскую границу. После падения «железного занавеса» запущенную за ненадобностью автостраду начали восстанавливать. В итоге она превратилась в современную трассу, которая ведёт к новому пограничному переходу Мамоново-II - Гжехотки, самому большому в Калининградской области.

После окончания самой кровопролитной войны XX века вчерашние союзники быстро вспомнили старые обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные зоны, теперь пролегали не только на карте, но и в умах людей. Каждая из держав стремилась изменить баланс сил в Европе в свою пользу. Нарастающая атмосфера недоверия грозила началом новой войны.

Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль заявил, что Советы – смертельная опасность для всего свободного мира. Также он отметил, что любые переговоры с СССР возможны лишь при условии признания русскими англо-американской силы, в противном случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как можно дальше от центральной Европы. В США антисоветский курс обрёл официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.

Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятиях
http://www.kommersant.ru

Ещё одной причиной противоречий стала разница в понимании природы нацизма. Это влияло на политику, проводимую в зонах оккупации. Если СССР в своей зоне занимался конфискацией промышленных предприятий у владельцев, уличённых в связях с нацистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями немецкой экономической элиты и заручиться их поддержкой. Также не стоит забывать о том, что бои прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Поэтому в сердце русского человека было ещё много ненависти к немцу, а жители Берлина не могли забыть жестокость боёв за свой город. По этой причине у советского правительства были большие проблемы в налаживании отношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.

И без того напряжённая ситуация осложнилась, когда американцы и британцы решили объединить свои оккупационные зоны в одну – так 1 января 1947 года возникла объединённая «Бизония». Затем в западных оккупационных зонах прошла денежная реформа, которая создала серьёзные проблемы в работе советской администрации. В одной стране теперь циркулировали две разные денежные единицы. Так как СССР видел причину нацизма не столько в режиме, сколько в природе немецкой нации, в Москве серьёзно опасались, что Лондон и Вашингтон своими действиями восстановят Германию, которая вновь станет угрозой всему миру. В то же самое время лидеры западных стран видели угрозу лишь в коммунизме, а нацизм им казался чем-то уже давно побеждённым.


Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэродроме Берлин-Гатов, лето 1945 года
http://www.archives.gov

У всех этих противоречий была и другая сторона – личностная. Главой администрации американской зоны оккупации являлся генерал Люсиус Клей, который был ярым противником коммунизма, но почти не имел боевого опыта. Во время Второй мировой войны он пробыл на фронте лишь пару месяцев, когда приезжал с инспекцией, поэтому о сотрудничестве США и СССР знал лишь из рассказов и сводок. Когда в 1947 году Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Советами.

Блокада

В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники теперь старались активно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона американские солдаты приступили к установке пограничных столбов. Казалось, они намеренно пытаются вызвать раздражение Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пытается сделать из Западной Германии своё государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии своё» . По замыслу советского руководства, в это «своё государство» к концу года должен был войти весь Берлин.

Западное руководство, не желая «потерять лицо», пыталось всеми силами вынудить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях лишь «грязную игру» империалистических держав. Советским руководством был разработан план по проведению ряда контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях Берлина и советской зоны оккупации с западными зонами оккупированной Германии. В роли этих коммуникаций выступали несколько шоссейных и железных дорог.

Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он отправил эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Солдаты получили приказ не допустить проверок и инспекций со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах. Раздражённый генерал наложил запрет на любые поставки в восточную зону. Всё необходимое в Западный Берлин теперь должно было доставляться посредством трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось действие контрольно-ограничительных мероприятий.

Однако Люсиус Клей считал такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С почти стопроцентной вероятностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего генерала и горстки его сторонников, не был готов к таким радикальным мерам.


Генерал Кёртис Эмерсон Лемей, 1906–1990
http://rusplt.ru

Президент Трумэн решил прислушаться к советам авиационного генерала Кёртиса Лемея, который во время войны занимался планированием и проведением массированных бомбардировок Японии, а после стал командующим ВВС США в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся командиром, поэтому в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный способ избежать войны, к тому же способный сохранить при этом лицо. Британцы также поддержали эту идею.

Дело чести

Никто и никогда не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города исключительно посредством авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной основе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Каждый раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине или будут сбиты советскими истребителями и зенитчиками. К слову, советские войска хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, приказа открывать огонь по вчерашним союзникам не имели. Однако ни в США, ни в Европе об этом не знали.


Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста - конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Именно эти зарекомендовавшие себя в войну машины были основными на начальном этапе функционирования воздушного моста, чтобы затем уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54
иhttp://www.dw.com

Американские и британские лётчики работали на износ. Из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне в Берлин прибывали всё новые и новые самолёты. Они доставляли муку и молоко, сушёные овощи и концентраты, медикаменты и уголь. Разгруженные машины уходили в Ганновер – и так каждые три минуты, при любых погодных условиях.

Первоначально организаторы моста столкнулись с большими трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф пришлось строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось катастрофами, самая серьёзная из которых случилась 30 июля. В эту чёрную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 британец, 31 американец и 6 немцев).

Затея с мостом множество раз оказывалась на грани закрытия, но неимоверные усилия лётчиков и их командиров раз за разом доказывали, что не всё потеряно. Первоначально планировалось доставлять в Берлин ежедневно по 750 тонн груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тонн. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, когда за 24 часа было совершено без малого 1400 вылетов. За сутки было доставлено 12 850 тонн провианта, угля и лекарств.


Для доставки грузов пользовались любой возможностью - так, к примеру, британские летающие лодки Шорт «Сандерленд» использовали в качестве аэродрома озеро Ванзее в черте Берлина
http://www.americanyawp.com

Всё это стало возможным лишь благодаря жёсткой и чётко продуманной системе. Три воздушных коридора работали как полосы одностороннего движения. Движение по каждому из них было разделено на пять уровней. На посадку у пилота была лишь одна попытка, и в случае её провала он должен был уйти обратно и начать сначала. На разгрузку выделялся один час пятнадцать минут, но затем это время было сокращено до получаса. Согласно подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США потратили на авиамост по меньшей мере два миллиарда долларов.

Воспевая успех американских и британских лётчиков, не стоит забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих жителей оккупированного Берлина. Им не хотелось, чтобы затея провалилась и западные союзники ушли, оставив их Сталину. Команды из местных жителей круглые сутки бесперебойно занимались разгрузкой и обслуживанием транспортных самолётов. Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались помочь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В результате нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а наоборот выросли.


К сожалению, как и в любом масштабном предприятии, при эксплуатации Берлинского воздушного моста не удалось обойтись без потерь. На фото пожарные тушат потерпевший катастрофу на посадке «Дуглас» C-54
http://www.kommersant.ru

В Москве были крайне раздражены тем, что затея с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию там тоже не решались. Пришлось опуститься до мелкого вредительства и психологических атак. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии заявила, что любой самолёт, вышедший из зоны коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Каждый западный транспортник сопровождался советскими истребителями. На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, которые должны были вынудить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.


Жители Берлина провожают взглядом садящийся «Дуглас» DC-3. Безусловно, энтузиазм жителей немецкой столицы при виде садящихся самолётов был велик, однако фото, скорее всего, носит постановочный характер
http://www.dw.com

Сталин ждал зимы. По его мнению, этот верный союзник России и СССР должен был резко снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» даже оправдались, зародив в Кремле надежду. Союзники лезли из кожи вон, чтобы доставить в Берлин как можно больше угля и топлива. Затем разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, чтобы обеспечить нужды замерзающего города. На помощь пришли сами жители Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в сутки, что транспорт переставал функционировать уже в шесть часов вечера и что даже дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, чтобы спасти свой город и помочь ему выдержать то, что в прессе окрестили «детской блокадой». Для них это было делом чести.

«Изюмные бомбардировщики»

Для жителей Западного Берлина американские и британские пилоты были настоящими героями – вчерашние оккупанты теперь воспринимались как союзники и спасители. Берлин же для мировой общественности из логова поверженного врага превратился в последний аванпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой немецкой детворы в то время считалась игра в «воздушный мост». Они мечтали стать такими же отважными и смелыми, как те люди, что каждый день доставляли им провиант и горючее. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним фактором.


Гейл Хелворсен за работой - лётчик мастерит самодельные парашюты для своих сладких подарков
http://www.dw.com

Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, который перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал небольшие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ждала детвора. Чтобы дети его заметили, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Вскоре об этом узнали репортёры. Они по достоинству оценили жест и рассказали о нём миру.

Вскоре примеру Хелворсена начали следовать и другие пилоты. В США даже началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» теперь называли «изюмными» или «конфетными бомбардировщиками». Есть сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло по меньшей мере 25 американских экипажей, а на город ежедневно падало до двух десятков тонн различных кондитерских изделий.


«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси машины виден шлейф подарков
http://www.dw.com

По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, которые не видели ничего, кроме горя и лишений. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал ключевым в формировании у нового поколения немцев положительного образа американцев. В 1974 году Гейл Хелворсен был награждён немецким орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, во время открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению германской сборной ему доверили нести табличку с названием страны.

Когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию США с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, однако в этот раз военные не одобрили подобные действия.

Конец блокады

К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть даже самого главного союзника русских – зиму. Мало того, на «мелкие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. Согласно воспоминаниям одного из солдат, служившего в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского. Советские солдаты и офицеры собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как вдруг громкий рёв «Дугласов» заглушил всё вокруг. Каждые пять минут на бреющем полёте над площадью пролетали всё новые и новые самолёты. Американцы и британцы специально построили маршрут так, чтобы «погудеть покрепче». Концерт прервали, а солдат отправили по казармам. Всё, что они могли тогда делать, – это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.


Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады города
http://www.dw.com

12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, тем не менее, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады. Всего же за 321 день операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тонн грузов, из которых более половины составляло топливо.


Не меньше детей радуются американские авиаторы - почти год им пришлось работать в очень тяжёлых условиях
http://www.kommersant.ru

Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достичь ни одной из целей, ради которых затевалась блокада – наоборот, он предстал в глазах мировой общественности в роли шантажиста и угнетателя, в то время как рейтинг США вырос. Именно с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на своих крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, а также ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме называли «детской блокадой», к осени 1949 года привело к недетским результатам – берлинский кризис окончательно расколол Германию, страна перестала существовать как единое целое, и вместо неё на карте теперь было два непримиримых государства-соседа: ГДР и ФРГ…

Использованная литература:

  1. Лавренов С. Я., Попов И. М. «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» – М.: ACT; Астрель, 2003
  2. Дубинянский М. «Воздушный мост против Сталина»,
  3. Анзикеев В. «Дневник берлинской блокады»,
  4. Кузьменко О. «Берлинский воздушный мост»,

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту . Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту . Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...