Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин

6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее Тяжелые работы. Только со временем рабский труд

станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде.

Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В

народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в

политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы

умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих

конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления

общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и__т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему о т д е е - у б л и ч н о й власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение

мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый ком-

плекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им

положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной

целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке -Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На

смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган - коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы.

Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное

собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Афинский полис сложился в результате объединения ахейских (ионийских) общин, населявших полуостров Аттику в средней части Греции. Такое объединение шло путем синойкизма – «совместного поселения», что, видимо, не предполагало переселения всех членов общин в центр полиса, а означало утрату общинами своей самостоятельности в пользу единого политического центра. По легенде синойкизм в Аттике проводил мифический царь Тесей , живший вXIIIв. до н.э. В состав единого полиса он включил 12 общин-фратрий. Фратрии, в свою очередь, составляли 4филы (племени). Это родоплеменное деление Аттики сохранялось еще долго после создания полиса. Можно, конечно, сомневаться в легендарной датировке реформ Тесея. В действительности процесс складывания полиса растянулся на века и завершился, видимо, не ранееVIIв. до н.э., когда к Афинам был присоединен город Элевсин.

Социальная структура. Традиция приписала Тесею также проведение сословной реформы. Царь разделил все свободное население Аттики на три сословия:евпатридов – знать,геоморов – земледельцев идемиургов – ремесленников. Новое деление отражало процесс распада родовых отношений, так как два последних сословия формировались по профессиональному признаку. Позднее в Афинах сложилось еще одно сословие –метеков . Так назывались иноземцы, постоянно проживавшие в Аттике. Они были лично свободны, но не полноправны. Метеки были лишены политических прав, но служили в афинской армии. Они должны были иметь покровителя среди граждан полиса (простата ), но не могли заключать браки с афинскими гражданами. Метеки не имели прав на недвижимость в полисе, но обладали движимым имуществом и могли вступать в сделки. В отличие от афинских граждан они обязаны были платить особый налог –метойкион . Метек, не имевший простата и не плативший налог, подлежал продаже в рабство.

Вне сословного деления находились рабы (дулос ), которые рассматривались в Афинах как вещь, принадлежащая хозяину. В Афинах рабовладение приобрело широкий размах, рабы применялись во многих отраслях аттического хозяйства. Источниками рабства являлись: военный плен, работорговля, естественный прирост, долговое рабство, обращение в раба в качестве наказания. Господин обладал в отношении своего раба полной властью, но не мог его убить. Убийство раба квалифицировалось как неумышленное и наказывалось изгнанием убийцы из страны.

Полисные органы власти и управления в ранний период. Во главе полиса в самый ранний период находился царь, именуемыйбасилеем (илибасилевсом – греч. βασιλεύς). Резиденция басилея находилась на священной горе Акрополь, где располагались главные храмы Афин. Царь являлся верховным жрецом и военачальником полиса, ему принадлежали судебные полномочия. Власть царя, однако, носила ограниченный характер: он должен был считаться с народным собранием, но прежде всего с мнением евпатридов. Еще Тесеем был сформирован царский совет –буле , в который вошли представители знати отдельных общин. Кроме того, был учрежденпританей – место для собраний пританов, представителей четырех фил. Органы же власти в отдельных общинах были упразднены.

Довольно рано царская власть в Афинах была ликвидирована. По преданию последним афинским царем был Кодр, погибший в борьбе с дорийцами в 1068 г. до н.э. После его смерти афиняне не нашли ему достойного преемника и упразднили царскую власть. Во главе полиса встали архонты (αρχων – «начальник»), которые избирались сначала пожизненно, затем на 10 лет, а с 683 г. до н.э. – на один год. Правление архонтов приобрело коллегиальный характер. Поначалу сложилось три должности: старший архонт –архонт-эпоним («дающий название году»: по именам этих архонтов велось летоисчисление); жрец –архонт-басилей («царь», сохранивший лишь религиозные функции; древнейшая должность в Афинах); военачальник –архонт-полемарх . ВVIIв. до н.э. по требованию народа, чтобы ослабить судебный произвол евпатридов, стали избирать еще шесть архонтов-судей –фесмофетов . В результате сложилась коллегия девяти архонтов. Архонты, однако, зависели от другого органа власти – совета знати, развившегося из царского совета буле. Такой совет заседал на холме, посвященном богу войны Аресу, и получил от этого названиеАреопаг . Ареопаг являлся высшим распорядительным, контрольным и судебным органом Аттики в архаическое время. Он избирал архонтов (по другой версии, лишь предлагал кандидатов для избрания на народном собрании), архонты были подотчетны перед ним и после года пребывания в должности переходили в его состав. Ареопаг являлся ведущим органом государства и явно преобладал над народным собранием, роль которого пока не была значительной.

В VIIв. до н.э. Аттика была поделена на 48 территориальных округов –навкрарий . Такое деление носило военно-фискальный характер. Жители каждой навкрарии обязаны были за свой счет поставить один корабль для флота и оснастить его экипаж, помимо этого выставить двух вооруженных всадников и некоторое количество пехотинцев. Во главе округов были поставлены навкрары, занимавшиеся сбором податей на военные нужды. Деление населения по данным округам производилось без учета его родоплеменной принадлежности.

Реформы Солона. Недовольство народа (демоса ) бесконтрольным распоряжением властью и произволом знати привело к необходимости письменной фиксации афинских законов. Законы были записаны впервые архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Запись законов, однако, не смогла снять всех накопившихся противоречий. К концуVIIв. до н.э. обострилась проблема задолженности беднейших слоев демоса знати и связанная с ней проблема долгового рабства. Эти проблемы породили серьезный социальный кризис, грозивший перерасти в кризис политический. Для разрешения кризиса в 594 г. до н.э. на пост архонта-эпонима был избран известный поэт и философ Солон. Он призван был сыграть роль «примирителя» аттического общества. Проведенные им реформы носили комплексный характер и охватили все стороны жизни полиса. Наиболее важной реформой в экономической сфере сталасисахфия («стряхивание бремени»). Солон в буквальном смысле «снял» с плеч демоса бремя долгов. Все долги, накопившиеся по ним проценты были отменены. Проданные в рабство за долги (за границу) были выкуплены и возвращены на родину. Все виды долгового рабства, в том числе и сделки самозаклада, на будущее запрещались. Тем самым Солон спас аттическое крестьянство от полного порабощения и сохранил социальную базу для развития в Афинах демократии. В сфере политической значение имелацензовая реформа. Всех граждан Аттики Солон разделил на четыре разряда по имущественному признаку. В основе деления лежал доход от земельной собственности, измеряемый в медимнах (мера емкости жидкого или сыпучего продукта, примерно 52,5 литра):

    более 500 медимнов – пентакосиомедимны («пятисотмерники»);

    более 300 – гиппеи («всадники»);

    более 200 – зевгиты («имевшие упряжку волов»);

    менее 200 и вовсе неимущие – феты («батраки»).

Ценз учитывался на военной службе. В зависимости от принадлежности к разрядам граждане служили в разных родах войск: пентакосиомедимны и гиппеи – в кавалерии, зевгиты – в тяжеловооруженной пехоте, феты – в легковооруженной пехоте, вспомогательных частях и матросами на флоте. Кроме того, на лиц первого разряда возлагалась обязанность оснащать военные корабли. Но реформа имела и политическое значение. В соответствии с разрядом граждане занимали отныне государственные должности. Должности архонтов стали доступны лишь гражданам первого разряда. Лица первых трех разрядов, исключая фетов, могли войти в созданный Солоном Совет 400 (буле). Совет формировался в соответствии с племенным делением: по 100 человек от каждой филы. Учреждение Совета 400 было связано с возвышением народного собрания и ослаблением Ареопага. Отныне только народное собрание избирало архонтов, а архонты стали ему подотчетны. Совету же 400 была присвоена функция предварительного рассмотрения вопросов, выносимых для обсуждения в народном собрании. Участие в народном собрании (экклесии ) было доступно гражданам всехчетырех разрядов. Солоном был учрежден еще один орган, в котором мог заседать любой гражданин –суд присяжныхгелиэя .

Реформы Солона сократили влияние знати в полисе. Евпатриды лишились в значительной мере экономических рычагов давления на бедноту, они были разбиты по разным имущественным разрядам и не составляли единой политической силы. Доступ к власти получили незнатные, но состоятельные граждане. Полномочия совета знати были ослаблены в пользу народного собрания и Совета 400. Но с другой стороны, Ареопаг сохранил свои контрольные и судебные функции, было сохранено и старое родоплеменное деление Аттики. Поэтому реформы носили характер половинчатый и незавершенный. Противоборство знати и бедноты лишь усилилось и привело в дальнейшем к установлению в Афинах тирании .

Афинская тирания VI в. до н.э. Терминтиран был первоначально лишен того отрицательного значения, которое стали придавать ему позже. Тираном назывался единоличный правитель, пришедший к власти незаконно, только это отличало его от монарха. В качестве такого правителя часто выступал представитель знати, выражавший интересы широких масс демоса. В560 г. до н.э. власть в Афинах захватил лидер бедноты Писистрат. Дважды изгоняемый из Афин, он все же смог удержать ее до своей смерти в 527 г., после чего правление перешло к его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Писистрат продолжил реформы Солона, но еще более радикально. В пользу крестьян был открыт долгосрочный кредит, предоставлен инвентарь, возможно, была даже проведена раздача конфискованных у знати земель. Чтобы облегчить участие крестьян в суде, были введен институт разъездных судей по деревням. В интересах афинского городского демоса тиран вел активную внешнюю политику. При нем начался расцвет культуры, прежде всего архитектуры и театра. Писистрат сохранил все учреждения, созданные Солоном, не занимая каких-либо государственных постов, он осуществлял свою диктатуру параллельно с ними, наполнив органы власти своими сторонниками. Режим личной власти был деспотическим: тиран опирался на отряды наемников из бедноты, запрещая гражданам иметь оружие. Население было обложено новым подоходным налогом (десятиной). Особенно жесткий характер тирания приобрела при преемниках Писистрата. Аристократам удалось организовать заговор и в 514 г. убить Гиппарха, после чего его брат Гиппий начал жестокие репрессии. Тирания стала вызывать недовольство не только знати, но и демоса. Пользуясь непопулярностью правительства у населения, аристократы призвали спартанские войска и изгнали Гиппия из Афин в510 г. до н.э. Однако удержаться у власти они не смогли, правительство вскоре возглавил «простат демоса» Клисфен.

Реформы Клисфена. Начиная с 509 г. до н.э., Клисфен стал проводить в Аттике реформы, которые окончательно закрепили демократический строй в афинском полисе. Основу его реформ составилаадминистративно-территориальная реформа . В социально-экономическом разрезе Аттика делилась на три района: городской, прибрежный и внутренний. Первые два, наиболее развитые в экономическом отношении, отличались политическим преобладанием демократов, третий, самый отсталый – преобладанием аристократов. Клисфен поделил каждый из районов на десять частей –триттий . Дальше на основе этого деления были образованы 10 территориальных округов –фил . В состав филы включалось три триттии, по одной от каждого района. Поскольку их отбор производился по жребию, триттии, вошедшие в одну филу, могли даже не иметь общих границ. Этим достигалась цель перемешивания населения, разрушения старых родоплеменных связей. Другая цель заключалась в том, чтобы обеспечить политическое господство в филах демократов. Две триттии, входившие в каждую филу, представляли районы, где господствовали демократы, и только одна из района, где пользовалась влиянием знать. Такой порядок гарантировал победу демократам во время голосования внутри филы. В дополнение к делению на филы было введено деление надемы – низовые административно-территориальные единицы. Всего 100 демов, по 10 на каждую филу. Все граждане были приписаны к определенному дему и должны были называть себя не по родоплеменной принадлежности, а по принадлежности к дему. Таким образом, разрушались прежние родовые связи. Во время проведения реформы многие метеки смогли получить афинское гражданство и были приписаны к аттическим демам. С другой стороны, демы заменили старые навкрарии и стали использоваться в военно-фискальных целях.

Следствием административно-территориальной реформы стала реформа органов власти. Был реорганизован Совет (буле): Совет 400 заменен Советом 500, куда теперь вошло по 50 человек от территориальных фил. Была учреждена военная коллегия 10 стратегов (по одному от филы).

В целях предупреждения тирании Клисфеном была введена процедура остракизма . Она проводилась в народном собрании с числом граждан не менее 6 000 человек. Граждане должны были написать на глиняных черепках («остраконах») имя того политика, пребывание которого, по их мнению, опасно для демократического строя Афин. Лицо, чье имя было зафиксировано на большинстве черепков, подвергалось изгнанию за пределы Аттики на 10 лет. Данная мера являлась превентивной, изгнанное лицо сохраняло свои права и имущество и вступало в пользование ими по возвращении. (Остракизм не мог состояться, если при подсчете общее количество черепков оказывалось менее 6 тыс.)

Афинское государство2005 г. Похожие работы на тему "Афинское государство":
Другие работы:

В социальных отношениях классического афинского полиса главную роль играли не столько противоречия между рабами и рабовладельцами, которые носили скорее случайный характер, сколько антагонизм внутри гражданского коллектива. В Афинах граждане, метеки и рабы могли осуществлять одну и ту же работу, поэтому внешне их трудно было различить. Тем не менее главное отличие граждан от рабов и метеков в экономическом отношении заключалось в том, что только граждане в соответствии с их родом занятий жили отдельными кварталами. Не существовало кварталов, резервированных за рабами или метеками. Непременным условием экономической самостоятельности, а вместе с этим и социальной активности афинского гражданина в отличие от раба или метека было требование, чтобы он трудился на самого себя.

2. Экономика афинского государства

Экономическая жизнь полиса развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. Успешно развивались товарно-денежные отношения - весьма необычное явление для древности. Некоторые - историки даже считают возможным говорить о своеобразном "античном капитализме". Но, конечно, экономика Афин не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.

Говоря об эффективности афинского государства важно указать на некоторые неэкономические причины, способствовавшие этому. Среди этих причин необходимо назвать закон против лености, принятый во времена Солона. Этот закон требовал, чтобы граждане учили своих сыновей тому ремеслу и мастерству, которым сами владели. Вместе с тем этот закон был направлен против тех, которые не желали трудиться и привыкли жить за счет государственного вспомоществования и литургий, выполняемых богатыми афинянами, как гражданами, так и метеками. Другой закон запрещал упрекать и презирать кого-либо из граждан за бедность или за то, что он занимается ремеслом или торговлей. Афинские граждане, потерявшие землю и ставшие ремесленниками, торговцами или держателями кораблей, не лишались гражданских прав.

Другими причинами, способствовавшими росту эффективности афинского полиса в V в. до н.э., были осуществление морской программы Фемистокла, предусматривавшей строительство афинского флота и морской гавани в Пирее, а также строительная деятельность и панэллинская политика Перикла, сделавшие Афины открытыми для всего греческого мира и превратившие их в развитый с экономической точки зрения город и крупнейший торговлей центр всего Восточного Средиземноморья.

3. Политическая система афинского государства

Характеризуя особенности политических отношений в Афинах в классический период, важно отметить такой главный фактор как признание авторитета афинского народа, нашедшее свое выражение в укреплении роли народного собрания афинских граждан особенно после реформ Эфиальта и Перикла. В этом проявлялась сущность афинской демократии. Основными ее ценностями были isonomia, т.е. равенство граждан перед законом; isegoria - свобода слова для граждан и koininia, т.е. политическое сообщество. Понятие isonomia включало два важных положения: первое заключалось в том, что все граждане имели равные права, включая и политические, в соответствии с законом; второе - в том, что все граждане в равной степени подчинялись закону. Политическое равенство прежде всего предусматривало членство в народном собрании. В свою очередь ekklesia контролировала должностных лиц, осуществлявших внутреннюю и внешнюю политику афинского полиса. Возможно даже большую важность, чем политическое равенство, имело равенство всех граждан перед законом, особенно перед судами (didaskalia), в которых со времени Эфиальта и Перикла ежедневно представители низших классов участвовали в качестве судей. Благодаря контролирующим функциям судов афинский демос получал механизм контроля за внутренней и внешней политикой .

Фукидид в речи Перикла подчеркивал, что афиняне не считали, что открытое обсуждение вопросов может повредить ходу государственных дел. Напротив они считали неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

Афинская идея koinonia акцентировала внимание на гордости афинских граждан за свои демократические институты. Дело в том, что до IV в. до н.э. только Афины имели широкую и последовательную практику реализации политических прав в соответствии с принципами исономии и исегории. Лишь в IV в. такая форма реализации гражданских политических прав появилась на Родосе. По этой причине афиняне считали себя качественно выше, чем другие народы в том, что касается реализации вопросов практической политики. Второй аспект гордости афинян вытекал из их претензий на превосходство. Успехи, достигнутые при Кимоне и Перикле, вселили в афинян не только гордость, но и самоуверенность. И с этих позиций они стали оправдывать свои претензии на господство над другими полисами и народами. Эпиграфические источники свидетельствуют о том, что с середины V в. Афины интенсивно стали эксплуатировать своих союзников, применяя к ним репрессивные меры. Для этого афиняне прежде всего использовали судебную систему, заставив союзников по наиболее важным вопросам решать свои судебные дела в Афинах. Афиняне осуществляли конфискацию земель у союзников и распределяли ее по жребию между афинскими клерухами. Нарушая суверенитет союзных городов, афиняне навязывали им демократическое устройство. Для укрепления своего господства над союзниками, афиняне использовали также финансовую политику. В 447 г. они ужесточили сбор налогов и обязали союзников пользоваться только афинской монетой. Вследствие такой политики Афинский морской союз, выросший из Делосской симмахии, к 446 г. трансформировался в афинскую империю. Сами афиняне устами Перикла признавали, что их власть по отношению к союзникам приобрела характер тирании. Однако признав это, Перикл и афиняне считали, что отказ от такой власти был бы чреват большими опасностями. Ведь сущность империи в том и заключается, что если она не расширяется и не укрепляется, то она разрушается и гибнет.

Основы развития по демократическому пути были заложены реформами Солона и Клисфепа.

Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет (С 18 до 20 лот юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участповать в политической жизни). Собрание созывалось не менее 40 раз в течение года. Повестка дня была заранее известна. Регулярно слушались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота и общественных сооружений, продовольственное снабжение, вопросы, касавшиеся Союзников и отношений с другими государствами .

Основной функцией экклесии было издание законов и декретов (псефисмы) — решений по частным вопросам на основе уже существующих законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем после выступления автора законопроекта в его защиту народное собрание назначало комиссию из числа народных судей для изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона. Обсуждение законопроекта происходило как бы в форме судебного процесса. Окончательное решение выносило народное собрание. Но и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующим законам.

В народном собрании происходили выборы должностных лиц, связанных с государственными финансами, и военных. Их выбирали открытым голосованием.

Остальные должности замещались по жребию.

Существовала свобода слова, и ораторам разрешалось подвергать критике любые мероприятия в области внутренней и внешней политики. Право выступить имел каждый гражданин, присутствовавший на собрании.

В промежутках между народными собраниями вопросами управления ведал совет пятисот, пополнявшийся ежегодно по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В функции совета кроме руководства текущими делами (включая финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство, контроль над деятельностью должностных лиц, распоряжение государственным имуществом, отношения с союзниками, дипломатия) входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании.

Большую роль в политической жизни Афин играл суд присяжных — гелиея. В суде могли участвовать (и притом неограниченное число раз) все афинские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно жребием из желающих отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В дни судебных заседаний (их было не менее 300 в год) опять жребием судьи распределялись по судебным помещениям. Они заранее не знали, какие дела будут рассматривать, что исключало возможность подкупа и злоупотреблений. Но вследствие такой практики судьи должны были принимать решения только на основании приводимых сторонами в суде доводов. Адвокаты не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам.

Компетенция суда была чрезвычайно обширной. Разбирались частные тяжбы афинских граждан и метеков (постоянно живших в Афинах переселенцев из других областей), многие дела жителей союзных государств, процессы политического характера, дела, связанные с незаконным проникновением в списки граждан, и др. При огромном множестве подлежавших рассмотрению дел существовала определенная очередность.

По мере роста могущества Афин, превращения Дслосского союза в Афинскую морскую державу и бурного развития афинской экономики, естественно, увеличивался и аппарат управления. Множество ежегодно сменяемых должностных лиц ведало различными областями экономической, финансовой и хозяйственной жизни государства. Выборные должностные лица были и в подразделениях Афинского государства — филах, демах, фратриях. Любой афинский гражданин, хотел он того или нет, втягивался в общественно-политическую жизнь страны.

Афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии — повинности более обеспеченных афинян за свой счет готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, все же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме. Чрезвычайно активная деятельность судов при многочисленном и не всегда достаточно компетентном составе их участников создавала благоприятную почву для появления и распространения профессиональных доносчиков — сикофантов, шантажировавших и вымогавших деньги под угрозой возбуждения судебного дела

Афинская политическая система, самая передовая для Греции того периода, была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки. Последние по получали политических и гражданских прав, даже если жили в Афинах в течение нескольких поколений. Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, и в некоторые периоды принимались специальные меры для их привлечения. Метеков приписывали к афинским демам, законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев — ксенов(Делами метеков ведал архонт-полемарх.).

Однако метеки были отгорожены от гражданского коллектива. Они не только исключались из всякого участия в политической жизни Афин, но и не имели права владеть недвижимым имуществом—землей(Земледелием метеки могли заниматься только в качестве арендаторов частновладельческой земли.) и домами. Занимаясь преимущественно ремеслом, торговлей, работой по найму, метеки вынуждены были жить в наемных помещениях.

В то время как граждане Афин в период мира не платили прямых налогов, для метеков существовал специальный подушный налог — метойкион.

Метеки наряду с гражданами несли военную службу, более состоятельные из них привлекались к некоторым литургиям.

В политической жизни Афин не участвовали и женщины. Афинянки вели даже более замкнутый образ жизни, чем спартанки, получали весьма скудное образование, готовившее их только к роли матери и домашней хозяйки. Жизнь женщины ограничивалась ее домом и двориком, за пределы которых она выходила лишь в особых случаях (похороны или роды у кого-либо из близких, праздничная религиозная процессия), и то при обязательном сопровождении. Необходимые для хозяйства закупки делали муж и рабы. Когда к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину, участие в приемах и собеседованиях мужчин считалось признаком дурного поведения, несовместимым с положением порядочной женщины. Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы в эти застоявшиеся консервативные устои, но процесс ломки был болезненным .

Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении, должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания. При всем том принцип прямого народоправства не мог быть реально осуществлен. Народное собрание происходило достаточно часто, чтобы на нем ставились вес важнейшие вопросы текущей политики. Но участвовали в собрании далеко не все граждане Афин. Жителям отдаленных от города районов приходилось затрачивать много времени на дорогу туда и обратно и отрываться от своих хозяйств. Да и горожане нередко по тем или иным причинам пропускали собрания. Характерно, что кворум, требовавшийся для решения некоторых особо важных вопросов, составлял 6000 человек, что примерно равняется 1/4 или даже 1/5 общего числа граждан.

Заключение

Можно выделить четыре главные черты афинского государства: полный отказ от порабощения местного населения, участие всех граждан в политической и правовой жизни полиса; отсутствие промежуточных категорий между гражданами и негражданами и относительно высокий уровень развития в Афинах судебно-правовой системы.

Афины представляли собой рабовладельческое город-государство. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (эвпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

Свободное население Афин распадалось на класс крупных рабовладельцев-землевладельцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо эвпатридов, представителей новой торгово-денежной знати, ко второму — широкие слои демоса, т. е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метэков (чужестранцы, жившие на территория Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI в. Солоном и Клисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых фил появились территориальные, подразделявшиеся на демы. Всё более росла роль афинского народного собрания. Основные государственные должности были выборными. Выборный «совет пятисот» (булэ) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати - ареопаг, хотя последний в начале V в. ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, состав которого пополнялся путём жеребьёвки из числа всех полноправных граждан.

Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. афинский флот, в особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза толкали афинян на путь усиленного строительства флота. Так как служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, то рост афинского флота был тесно связан с дальнейшей демократизацией политического устройства, а низший командный состав и гребцы флота были опорой рабовладельческой демократии. В скором времени вопрос о значении флота для Афинского государства встал во весь рост. Это произошло в связи с нападением персов на Грецию.

Список литературы

    Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IV вв. до н.э. // Античная Греция т. II - Становление и развитие полиса / Под ред. Е.С. Голубцовой и др. М., 1983, с. 298 сл.;

    Глускина Л.М. Аренда земли в Аттике в IV в. // ВДИ. 1968. № 2. С. 42-58;

    Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. Л., 1980;

    Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 119 сл.;

    Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

    Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica").

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")

Афинское государство – одна из крупнейших в Древней Греции – возникла в IX – VIII вв. до н. е. в результате объединения вокруг Афин общин области Аттика.

Природные условия и занятия населения Аттики:

– В западной части Аттики является равнина, где можно было заниматься земледелием.

– Остальные часть области была гористой, где ее жители разводили овец, коз, свиней. Для выращивания зерновых культур земля Аттики была малопригодной. Поэтому афиняне предпочитали выращиванию винограда и оливковых деревьев, а зерновые покупали или обменивали у соседей.

– Многочисленные бухты способствовали развитию мореплавания и торговли

– Значительные залежи мрамора, серебра, железа, гончарной глины обусловили развитие ремесел.

Общественный строй:

Аристократия – привилегированная группа, состоявшая из знати; имела исключительное право управлять государством
Демос (народ) – свободное население греческих городов, обладавшее гражданскими правами, но не участвовало в управлении.
Метеки – свободное население, не имевшее гражданских прав (чужеземцы, бывшие рабы)
Рабы не считались гражданами государства, не имели никаких прав.
Система управления полисом:

Высшая власть принадлежала ареопага – совете старейшин.
Государством управляли девять архонтов (голова, верховный жрец, командующий войсками, шесть судей).
Народное собрание, периодически созывались, не имели существенного влияния на жизнь полисов.
Граждане делились на десять фил (родов), которые были представлены в органах власти.
Реформы Солона:

Причины реформ:

Аристократы, пользуясь своим положением всевозможными способами забирали землю у крестьян, а их за долги превращали в рабов. Положение было угрожающим и могло взорваться народным восстанием.

В 594 г. до н. первым архонтом был избран Солона (594-560 гг. до н. э.) – человека знатного происхождения, но, пользовавшийся уважением и доверием у демоса за его честность и порядочность.

– Облегчено положение крестьян, отменены долговое рабство, отменен долги, уничтожено долговые камни (которые устанавливались на участке земли должника и на которых было написано количество долга и его назначения), освобождены от рабства попавших туда за долги.

– Часть крестьян вместе со свободой получила обратно свои земли. Запрещалось афинян брать в рабство за долги. В хозяйствах богачей разрешалось использовать труд только рабов чужаков.

– Все мужское население – уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства.

– Избирательные права граждан Афин, разделенных на четыре разряда, связанные с их доходами, а не происхождением. разряды:

Пентакосиомедимнами – (богатые афиняне) за свой счет должны приносить корабли во время войны.

Всадники свой счет служили в коннице.

Пентакосиомедимнами и всадники имели право избираться и быть избранными на любые должности.

Зевгиты свой счет служили в тяжелой пехоте. Избирались только на низшие должности.

– Высшим органом власти стали народное собрание – экклесия, в которым имели право принимать участие мужчины, достигшие 20 лет.

– Совет старейшин – ареопаг, избиравшийся из аристократов, стал разбирательствами тяжелые преступления и контролировать работу чиновников.

– Была создан совет 400-сот (буле), которая избиралась народным собранием, выполняла роль чиновников и готовила дела для обсуждения на народных собраниях.

– Введены суд присяжных (гелия). Присяжным мог стать гражданин, достигший 30 лет. В год избиралось 6000 присяжных.

Солон считается основателем афинской демократии.

ПОДІЛИТИСЯ:

В конце ІІ т.л. до н.э. Аттику населяло 4 племени

(племенное управление: народное собрание Þ совет старейшин Þ вождь-базилевс ).

В итоге перехода к производящему хозяйству Þ земля была разделена на участки, принадлежащие семьям и передаваемые по наследству .

Имущественная дифференциация (ее процесс был ускорен за счет интенсивного развития ремесла и торговли) привела к выделению обогатившейся родовой аристократии и одновременно - обнищанию части общинников (часть из них превратилась в фетов-батраков , часть - за долги оказалась в рабстве . Обычно рабов-соплеменников продавали за границу). В самих же Афинах, обычно рабы были из числа военнопленных.

Рабство получает развитие уже в начале І т.л. до н.э. - но ведущей роли в общественном производстве на раннем этапе не играет (для патриархального рабства характерно использование в домашнем хозяйстве, ремесле, реже в сельском хозяйстве).

Со временем, использование рабского труда расширяется, и начинает преобладать. Богатые владельцы непосредственно уже перестают участвовать в производительном труде.

Рост роли знатных родов в народных собраниях привел к:

Þ формированию совета старейшин из представителей знатных родов;

Þ из них избираются и базилевсы.

В итоге, утвердилась форма политической организации - военная демократия .

Природные условия, рост производящего хозяйства, потребность обмена и расширение контактов стали причиной: разрушения родов и племен, а следовательно возникла потребность урегулирования отношений на региональном уровне, т.е. на территории Аттики. Возникли предпосылки объединения.

þ Важным этапом стали реформы (приписываемые легендарному Тезею) - завершившиеся формированием единого народа Аттики в результате объединения к VІІІ в. до н.э. 4 племен под управлением единого Совета в Афинах.

Имущественная дифференциация в результате реформ Тезея завершилась выделением трех социальных групп свободных: ЭВПАТРИДОВ (благородных) [имели право избрания на общественные должности], ГЕОМОРОВ (земледельцев) и ДИМИУРГОВ (ремесленников). К последним примыкали свободные торговцы и др. бедняки. [ за ними сохраняется право участвовать в народных собраниях] . Следствием обнищания свободных мелких земледельцев явилась долговая кабала и в ряде случаев продажа за долги в рабство за границу.

þ Усиление аристократии - эвпатридов постепенно привело к ограничению власти выборного БАЗИЛЕВСА (вождя) и его функции центрального управления переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам - АРХОНТАМ (избирались пожизненно, на позднем этапе - до 10 лет). С VІІ в. известно существование 9 архонтов ведущих ведомств (военного, жреческого, судебного, образования и пр.) которые были объединены в КОЛЛЕГИЮ АРХОНТОВ , вытеснившую власть базилевсов (базилевс, вероятно, со временем стал играть роль главы жрецов. Его именем называли год).



Высшие контрольные функции стал играть АРЕОПАГ, в состав которого входили все бывшие и действующие архонты. Ареопаг превратился в орган управления, заменивший Совет старейшин. Он же избирал и контролировал деятельность коллегии архонтов , а также являлся высшей судебной инстанцией .

Разрушение родовых связей, необходимость контроля и централизованного управления, растущая роль торговли и необходимость обороны, охраны торговых судов - привела в VІІ в. до н.э. к административно-территориальной реформе. Территория Аттики была разделена на НЕВКРАРИИ (округа), жители которых не зависимо от племенных отношений, обязаны были построить, снарядить, содержать военный корабль, обеспечив его экипажем.

К VІ в. до н.э. возникли новые противоречия, связанные с развитием товарно-денежных отношений, дальнейшей имущественной дифференциацией общества:

ð часть эвпатридов - разорилась и обеднела;

ð часть геоморов - разорившись, перешло в категорию батраков (с оплатой 1/6 урожая), либо оказывается в долговой зависимости, теряет свободу (следствие - продажа в рабство). Часть же, наоборот, разбогатела, что не соответствовало статусу по происхождению.

ð из среды демиургов и купечества - выделяется богатая влиятельная прослойка - не имеющая доступа к управлению.

Таким образом, в каждой социальной группе наметилось новое расслоение, а как следствие, и противоречия. Прежде всего - между родовой аристократией и демосом, возглавляемым богатыми, но не имеющими прав.

В VІІ в. до н.э. предпринимается ряд попыток свержения власти родовой аристократии (например известна в 30-е годы - попытка переворота Килона).

На фоне расширяющегося использования рабского труда, внешней опасности, единственным условием сохранения единства мог стать поиск компромисса с целью примирить между собой группы свободных граждан противопоставив им рабов, иноземцев и т.д.

þ Реформы Солона

СОЛОН - архонт Афин избранный в 594 г. до н.э., по происхождению эвпатрид, но разбогатевший на торговых операциях, т.е. представлял интересы двух противоборствующих сторон. Одновременно, имел огромный авторитет среди населения Афин, т.к. в качестве архонта разгромил ближайшего противника Афин - г. Мегару, владевший о. Саламин, что позволяло перекрыть выход судов из афинских гаваней.

ü Цель реформ:

Сокращение влияния эвпатридов в интересах зажиточной части населения, включая и прогрессивное крыло эвпатридов, порвавшее с родовой знатью.

Достижение компромисса в противостоянии социальных групп свободных.

ü Основные положения реформы:

ü Экономические :

Þ проведена сисахфия ("стряхивание бремени" - долговая реформа): ликвидированы долги бедняков, попавшие в долговое рабство освобождались, а проданные за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось.

Þ владельцы получили право купли-продажи земли, а через закон о свободе завещания утверждалась частная собственность на землю и право на дробление родовых наделов (что привело к перераспределению основных средств производства, разорению неимущих, но одновременно к росту частного землевладения).

Þ запрещение вывоза хлеба из Аттики и поощрение вывоза оливкового масла (сократило цены на хлеб, ранее регулируемые родовой знатью, владевшей большими участками пахотной земли). Кроме того, реформа, стимулировавшая выращивание олив, виноградников и т.п. позволяла расширить и укрепить мелкое хозяйство афинянина, вывести на первое место не злаки, производство которых на ограниченных площадях Греции проблематично, а высокоинтенсивных садово-огородных культур дававших значительную товарную продукцию.

Þ в целях поощрения развития торговли и ремесла был введен закон, по которому сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его своему ремеслу.

Þ проведена унификация мер и весов.

Þ проведена денежная реформа: вместо эгинской денежной системы - введена распространенная в греческом мире эвбейская. Во-первых, это позволило облегчить проведение торговых операций с соседними полисами, во-вторых, - т.к. эвбейский талант был легче, то расширился круг афинского гражданства за счет малоимущих.

Þ приняты законы, регулирующие посадку деревьев, строительство ирригационных сооружений, правила о совместном пользовании колодцами (ранее принадлежали родам и семьям) и пр.

Þ Солону приписывают установление максимального размера земельного надела, но это спорно, т.к. прямых указаний на данную реформу не сохранилось (крупные наделы, как известно из исследований, сохранялись).

ü Политические реформы :

Þ цензовая реформа привела к разделению граждан не по происхождению или роду занятий, а по уровню богатства. Всего вводится 4 категории по объему дохода с земли. Например, к первому разряду относили граждан, получавших в год доходы не менее 500 медимнов , второй разряд - не менее 300, третий - 200 и имевших свою упряжку волов, четвертый - все, кто менее 200 медимнов - феты

1 разряд - мог занимать должность архонта и члена ареопага; 1-3 разряды могли избираться и назначаться на общественные должности; 4 разряд - мог участвовать только в народном собрании.

Þ упорядочена система сбора военного ополчения, которое теперь формировалось по разрядам. Вооружение зависело от категории. Ополченцы - были на самообеспечении: 1 и 2 разряды формировали конницу, 3 - тяжеловооруженную пехоту (гоплиты), 4 - легковооруженную пехоту)

Þ увеличивается роль народного собрания (экклеси ). Собрание обсуждает и принимает законы, избирает должностных лиц, принимает отчеты избранных.

Þ создается судебный орган - своего рода суд присяжных (гелиэи ) в который могли избираться лица любой из 4-х категорий. Гелиэи обладали не только судебными, но и контрольными функциями за должностными лицами.

Þ учреждается новый орган управления - Совет четырехсот (буле ) в который избирается по 100 человек от каждой из 4-х родовых фил (племен).

Реформы способствовали дальнейшему разрушению родоплеменной структуры и падению влияния родовой аристократии, но не решили окончательно проблем социальных противоречий.

þРеформы Писистрата.

Итогом гражданской войны стало установление тирании Писистрата и его сыновей. Так называемая "конституция" Солона продолжала жить, но над афинским обществом была единоличная власть тирана.

Под «тираном» в Древней Греции подразумевался не обязательно жестокий правитель, а лицо, пришедшее к власти незаконным путем.

В ситуации, когда слои аристократии были существенно ослаблены (прежде всего в результате борьбы за власть), а демократическая система еще не сформировалась, опираясь на отряд телохранителей Писитстрат дважды захватывал Акрополь и соответственно - государственную власть (560 гг. до н.э. Правил 6, а потом 7 лет). В третий раз Писистрат пришел к власти опираясь на собственный военный отряд, поддержку городов Фив, Эретрия и наосского тирана Лигдамида и правил вплоть до смерти - 527 г. до н.э.

В своей политике, направленной против афинской аристократии, Писистрат находил поддержку у купечества, ремесленников и земледельцев. Во время правления им были проведены следующие реформы и мероприятия :

Þ конфисковал земельные владения части аристократии, противоборствующей тирану и роздал их беднейшим крестьянам (это обеспечило опору среди мелких землевладельцев);

Þ ввел государственный кредит с низким процентом (защищал земледельцев и иную часть малоимущих граждан от разорения и долговой зависимости от частных кредиторов: родовой знати и ростовщиков);

Þ ввел институт т.н. разъездных судей, на местах разрешавших спорные проблемы (что значительно облегчило судебный процесс, ранее недоступный для малоимущего населения);

Þ создал постоянную армию и военный флот (наряду с укреплением централизованной власти обеспечил строгое соблюдение законов);

Þ ввел единый постоянный подоходный налог в размере 10 % урожая;

Þ захватил гг. Сигей и Троаде, заключил союзы с тиранами Самоса и Аргоса (что позволило обеспечить выход Афин к основным торговым путям и обеспечить безопасность от Спарты, главное - развитие торговли и интересы купечества);

Þ провел крупномасштабные строительные работы по сооружению общественных зданий в Афинах, включая храмы Афине, Деметре и Элевсине (что обеспечило рабочими местами ремесленников и городскую бедноту).

Время тирании Писистрата - знаменито развитием экономики Афин. Полис стал центром греческой торговли и ремесла. Одновременно, экономический рост привел к развитию и укреплению демократических сил, тяготившихся правлением тирана. Ситуация осложнилась при правлении сыновей Писистрата, ведущих жизнь полную роскоши. В это время Афины теряют часть опорных пунктов, захваченных Персией и контроль за морской торговлей.

Попытка аристократии вернуть власть не увенчалась успехом. При поддержке демоса и Спарты к власти пришел Клисфен, обещавший установить демократические порядки. Акрополь был захвачен и власть перешла к рабовладельческой торгово-ремесленной верхушке во главе с Клисфеном . Однако борьба демократов и аристократов завершилась победой первых только 509 г. до н.э.

þ Реформы Клисфена

â Административно-территориальная и политическая реформа:

Þ вместо 4 старых родовых фил введено новое территориальное деление: выделялось 3 области включавших в себя часть побережья, часть Афины и пригорода, внутреннюю область. Каждая из областей, в свою очередь делилась на 10 частей - тритий. Три тритии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таким образом, в каждую филу входила часть Афин, часть береговой зоны и часть сельской местности, расположенных в разных концах Аттики и не объединенных общей границей. Граждане фил собирались на собрания на отдельных площадях Афин.

Þ первичной административно-территориальной единицей стал дем (в конце VІ в. до н.э. в Аттике насчитывалось 100 демов (окончательно разрушены родо-племенные связи, т.к. раздел шел по территориальному признаку). Демы формировали ополчение, избирали (по жребию) в члены суда и Совет. Во главе дема стоял выборный демарх.

Þ Солоновский Совет 500 был заменен на то же колличество представителей, но не от родов, а от фил - по 50 от каждой филлы.

Þ в число афинских граждан были включены многочисленные медтеки.

Þ Афинское ополчение возглавила коллегия из 10 стратегов (по 1 выбранному от каждой филы). Причем избранным стратегом можно было неограниченное число раз. Таким образом, военное командование превратилось в демократический выборный орган. (В последствии роль стратегов возросла и они оттеснив коллегию архонтов стали первыми должностными лицами государства)

Þ С целью борьбы с политическими оппонентами, не допустить возвращения к власти аристократии или тирании, был введен суд остракизма. Ежегодно весной собрание решало: нужно ли провести остракизм. После этого вторично собирались граждане численностью не менее 6000 граждан. Каждый на глиняном черепке писал имя того, кто мог представлять опасность для государства. Осужденный большинством - изгонялся из Афин на срок в 10 лет. (Впоследствии остракизм использовался в политической борьбе).

Таким образом, в результате экономических и политических реформ, борьбы родовой аристократии и демоса, возникло государство, а сформировавшийся политический аппарат управления - превратился в государственный аппарат.

þ В Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Дальнейшая история Афин проходила в борьбе со Спартой и Персией.

Распространение демократического движения среди городов Греции вызвало сопротивление Спарты. Ей удалось организовать против Афин коалицию с Коринфом, Беотией и эвбейскими городами. Однако во время похода на Афины союз оказался ненадежным. Коринф, а следом и другие города вышли из коалиции. Одновременно началась борьба между спартанскими царями Клеоменом и Демартом.

Воспользовавшись раздорами в лагере противника, Афины разгромили ряд бывших союзников Спарты, создав в V в. до н.э. на захваченных землях колонии из 4000 человек (клерухов).

Последующая история Афин связана с персидскими войнами. Персидское государство, возникшее в VІ в.до н.э. (Кир ІІ), нанесло удар по Малоазийским государствам. В 546 г. до н.э. было разгромлено Лидийское царство, подчинены ионийские города-государства. Милет оказался в зависимости от тирана пришедшего к власти при поддержке персов. Жители городов Магнесии и Приены проданы в рабство. Греческое население других городов было вынуждено оставлять родину, переселяясь в иные места (включая и северное Причерноморье). Следом персы захватили и ряд островов, включая Хиос, Лесбос и Самос. Попытки Спарты противостоять в VІ в. до н.э. продвижению персов и объединить города-государства оказались неудачными.

Неудачный поход Дария І в 512 г. до н.э. в Скифию, вызвал серию восстаний на захваченных территориях. Однако персы подавили восстания, подчинили Фракию и Македонию. Около 500 г. до н.э. персидский военачальник грек Аристагор поднял на восстание малоазийские греческие города. Его сторонники овладели персидским флотом, в восставших городах сбыла свергнута власть тиранов - ставленников Персии. Сам Аристагор снял с себя власть и объявил жителям Милета о восстановлении самоуправления.

После выборов начальников, Аристагор направился в поисках союзников в Европейскую Грецию. Однако, Спарта в помощи отказала. Зато Афины и г. Эретрия, направили в помощь восставшим 20 триер. Причиной тому был захват персами Египта и основных проливов, что привело к сокращению торговли (особенно доставки хлеба и леса). Однако в период с 499 по 495 гг. до н.э. восстание городов Ионии и ряда островов было подавлено. Город Милет, являвшийся центром восстания разрушен, флот уничтожен.

В ответ на поддержку восставших Дарий І начал наступление на континентальную Грецию и острова. Первым покорился Македонский царь и следом ряд греческих городов. Однако у мыса Акте, персидский флот был уничтожен бурей, что остановило продвижение. Новая военная компания 492-491 гг. до н.э. привела к добровольному подчинению персам большинства греческих городов. Отказались покориться только Спарта и Афины.

В 490 г. началось новое наступление персов на Европейскую Грецию. Многие островные греческие города были захвачены, либо покорились добровольно. Персы, высадившись в районе селения Марафон. Так как Спарта пообещала помощь Афинам только через 10 дней, последние в союзе с городом Платей, самостоятельно выступили против численно преобладающего врага (численность греков более 10 000 чел. гоплитов, персов более 20 000 чел.). Афинские стратеги (должны были командовать по очереди ежедневно меняясь), передали власть стратегу Мильтиаду. Осенью под Марафоном, в результате тактически удачного приема, персы были разгромлены. Афиняне уничтожили около 6,5 тыс. персов (при 192 погибших греках), захватили 7 персидских кораблей. (По случаю победы афинский воин пробежал 42 км., чтобы сообщить радостную весть Афинам. Воскликнув: "Радуйтесь, афиняне, - мы победили!" - умер. В честь этого события - в олимпийские игры было внесено состязание в беге на дистанцию равную расстоянию от поля битвы при Марафоне до Афинской горы).

Пришедший к политической власти в 483 г. Фемистокл, добился от граждан решения на строительство мощного военного флота. К 483 г. флот Афин состоял из 200 триер.

Пришедший на персидский престол сын Дария І - Ксеркс, в 480 г. собрав огромную армию (свою, союзников) двинулся на Грецию. Часть городов и племен присоединилось к персам. Попытка небольшого отряда во главе с царем Леонидом (300 спартанцев и около 7 тыс. союзников) закрыть горные проходы в Фермопилах, в результате предательства оказалась безуспешной. Когда враг прорвался, Леонид отпустил союзников, а сам с 300 воинами погиб в неравном бою с армией Ксеркса. Жители Аттики бежали на острова, Афины были захвачены.

Однако в Саламинском проливе, благодаря хитрости Фемистокла, флот персов был разгромлен. Персидская армия отступила из Аттики.

Новое вторжение персов и союзников в 479 г. в Аттику завершилось поражением, которое им нанесли союзные афинские и спартанские войска под Платеями. Следом, под Микале вновь был разгромлен персидский флот. Аттика, острова и побережье Малой Азии было освобождено от персов.

После того как спартанцы отозвали свои войска, освобожденные города-государства в 478 г. до н.э. объединились во главе с Афинами в т.н. Деллоский или 1-й Морской союз с центром о.Аполлона Делос. В союз вошло 140-160 городов-государств. Союзники должны были иметь 100 триер для борьбы с персами, 10 000 сухопутного и 1000 конного войска. Казна, сформированная от союзных взносов (форос) находилась в храме Аполлона. В итоге, персы к 460 г. были еще раз разбиты.

В результате победы, колебаний Спарты в борьбе и создания 1-го Морского союза, Афины заняли важное значение в политической системе Атики, потеснив влияние Спарты. Со временем, флот стал строиться только в Афинах, туда же перешла с о.Делосс казна. Недовольство союзников подавлялось, а на их территории возник ряд афинских колоний. В союзные государства направлялись представители Афин, а суд города, рассматривал некоторые, наиболее важные дела граждан союзных государств. Все это способствовало экономическому росту Афин и изменению политической структуры.

В 449 г. (после разгрома греческого флота в Египте и персидского около Кипра) подписанием мира завершились греко-персидские войны. Персия признала независимость греческих городов-государств, включая и находившиеся на побережье Малой Азии.

Вновь разгоревшаяся борьба между Спартой (и поддерживаемыми ею афинскими аристократами) и Афинами (больше опиравшимися на городской люд, включая бедноту) завершилась подписанием в 445 г. тридцатилетнего мирного соглашения, в котором было признано равноправие Пелопонесского и Афинского союзов.

Произошли существенные изменения и в системе управления.

Ареопаг потерял окончательно остатки власти перешедшей собранию граждан и Совету 500. За ареопагом сохранились только религиозные функции.

На смену патриархальному рабству - пришло классическое. Рабы широко использовались во всех сферах производства, как основная сила. Численность рабов превысила число граждан Афин в 4 раза. Медтеки, не имевшие гражданских прав составляли 1/2 горожан.

В середине V в.до. по 30-е годы ІV в.до н.э. афинская демократия вступила в период своего рассвета и превратилась в политическую форму господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Приоритет в управлении имели рабовладельцы и влиятельная, богатая верхушка купечества.

Основными органами власти в Афинах являлись: народное собрание, Совет пятисот и гелиэя (высш.суд.орг.)

þ Народное собрание - верховный орган власти Афин.

Þ собиралось 10 (позже 40) раз в год и в случае чрезвычайных обстоятельств;

Þ компетенция : принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало и контролировало деятельность должностных лиц, решало вопросы войны и мира, обеспечения продовольствием и пр. Отдельные собрания проводились в связи с судом остракизма (главное собрание 6-го месяца).

Þ участвовали в собрании полноправные афинские граждане с 20 лет (женщины, медтеки и рабы участия не принимали).

Þ кворум : для решения вопроса требовалось не менее 6 тыс. человек (т.е. около 1/5 граждан Афин). В связи с тем, что часть граждан, занятая делами (особенно земледельцы) на собрания не являлись - с ІV в. вводится вознаграждение за участие в собраниях.

Þ функции: повестка дня собрания утверждалась заранее. Одно из собраний месяца считалось главным (основные вопросы и проверка деятельности должностных лиц). Остальные 3 собрания рассматривали: жалобы граждан, религиозные и иные второстепенные вопросы.

Þ права участников : каждый имел право выступать на собрании и вносить проекты новых законов. Обычно, от имени групп населения, выступали профессиональные ораторы - демагоги. Каждый участник, сославшись на незаконность законопроекта, мог снять его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Председатель собрания мог не ставить на обсуждение и голосование предложения, которые с его точки зрения были противозаконными.

Þ проекты законов, прежде, чем быть обсуждаемы на собрании, вывешивались для всеобщего обозрения и обсуждались на Совете 500, который давал свое предварительное заключение. Голосование по закону проводилось поднятием руки. Закон считался принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и он не отвергался гелиэйей.

þ Совет пятисот.

Þ состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания (с ІV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета).

Þ компетенция : осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания.

Þ ответственность : по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

þ Гелиэя (высший судебный орган)

Þ состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил избранных по жребию из граждан, достигших 30 лет. Делилась на 10 коллегий из 500 судей и 100 запасных. Причем когда и какую из коллегий призовут к исполнению обязанностей решалось жребием в день суда.

Þ функции : являлась судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. В остальных случаях - апелляционной инстанцией. Обладала рядом контрольных функций и правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

þ Должностные лица - выборные на определенный срок, подотчетны и подконтрольны, ответственны за свои действия и коллегиальны. В Афинах их насчитывалось около 700, включая важнейшие коллегии стратигов и архонтов.

ü Выборы : ежегодно на народном собрании, открытым голосованием. Перед вступлением в должность подлежали спец. проверке (право занимать должность, политическая благонадежность и наличие необходимых личных качеств). Дважды (либо совмещать) занимать должность не допускалось [кроме военных]. Исполнение должности, за исключением стратигов, оплачивалось.

По окончании срока должностные лица предоставляли отчет Совету и гелиэе. Большинство должностей было коллегиальным.

Þ Коллегия стратегов : 10 чел. (женатых и имеющих недвижимое имущество) обладала широкими правами: распоряжалась средствами на содержание армии и флота, организовывала сбор чрезвычайных военных налогов, руководила доставкой продовольствия, заключала перемирие и принимала капитуляцию, вела следствие и члены коллегии председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Для принятия неотложных мер имели право требовать созыва Совета и народного собрания. В исключительных случаях, из числа стратигов, выделялся автократор - командующий армией и в чрезвычайных обстоятельствах, ему временно переходила вся власть в государстве.

Þ Коллегия архонтов : после реформ Солона избиралась из 9 человек жребием из кандидатов предложенных филами. Коллегиально действовали при решении вопросов об остракизме или проверке должностных лиц. 1-й архонт (архонт-эпоним) выполнял судебные функции по семейным делам и о наследстве. 2-й архонт (архонт-базилевс) ведал делами религиозного культа и судом по уголовные делам. 3-й архонт (архонт-полемарх) ведал делами медтеков и иностранцев. Остальные 6 (архонты-фесмофеты) - руководили афинскими судами.

Þ Остальные коллегии и должностные лица ведали государственным имуществом, казной, рыночной торговлей, воспитанием и обучением, внутренней безопасностью и пр. Кроме общегосударственных, должностные лица избирались в филах и демах.

þ Суд.

Þ Народное собрание ® дела о наиболее тяжких преступлениях (в виде исключения ).

Þ Гелиэя ® высший выборный судебный орган Афин (функции см.выше).

Þ Ареопаг ® под председательством архонта-базилевса ® дела об уголовных преступлениях, по поручению народного собрания или ® следствие по делам о государственных преступлениях

Þ Суд эфетов ® дела о неумышленных убийствах.

Þ Коллегия одиннадцати ® дела о разбое, краже и др. имущественных преступлениях.

Þ Третейский суд диэтэтов ® рассматривал гражданско-правовые споры.

Þ Коллегия сорока ® разрешала мелкие гражданско-правовые споры.

Þ Суды в демах (введены при Перикле) - рассматривали мелкие дела на местах.

þ Армия .

Þ Народное ополчение из граждан от 18 до 50 лет. При наборе воинов в ополчение возраст определялся народным собранием.

Во время войны каждая фила обязана выставить:

® отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов);

® отряд легковооруженных воинов;

® группу всадников (численность устанавливалась).

В мирное время : все граждане с 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение, привлекались к патрульной службе на границах.

Þ Постоянное наемное войско :

® с середины V в. - для охраны границ;

® с Пелопонесской войны наемники используются в военных действиях. С ІV в.до н.э. число наемников в армии и флоте увеличилось.

Þ Полицейские функции - исполняли 200 рабов - тексотов (выполнение полицейских функций по отношению к согражданам свободными афинянами представлялось неправомерным).

Однако, уже к концу V в.до н.э. демократическая форма правления в Афинах сочеталась с активных имущественным расслоением населения. Кризис обострился в 431 г., когда в результате поражения в Пелопонесской войне (Афины и Морской союз Ü/Þ Спарты и Пелопонесского союза) Афины потеряли влияние на государства, входившие в Морской союз. Существенно была подорвана экономика. Дважды, в результате переворотов к власти приходила богатая часть горожан, однако через время демократическая форма правления восстанавливалась. Единственное, богатая часть населения Афин, в связи с отсутствием подвластных государств, теперь была вынуждена поддерживать свободных бедных граждан из своих средств. Причина: противостояние свободных - рабам.

В 338 г. до н.э. - Филипп Македонский разгромил афинские войска, в 336 г. Александром Македонским Афины, как и вся Греция, были включены в состав Македонской монархии. Во ІІ в. до н.э. Афины попадают под власть Рима.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...